Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект и психологическое благополучие студенческой молодежи'

Эмоциональный интеллект и психологическое благополучие студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / психологическое благополучие / студенческая молодежь / эмоции / личностный рост / emotional intelligence / psychological well-being / university students / emotions / personal growth

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кетова Анна Васильевна

Данная статья посвящена роли эмоционального интеллекта и психологического благополучия молодежи в процессе обучения в высших учебных заведениях. Актуальность исследования подтверждается высоким уровнем интереса общества к развитию эмоционального интеллекта как важного качества личности, способствующего успешной межличностной коммуникации. Успех в учебной деятельности и удовлетворенность личной жизнью служат основой психологического благополучия, а также способствуют более позитивному восприятию текущих событий. В ходе исследования были определены уровневые и содержательные характеристики эмоционального интеллекта и психологического благополучия студенческой молодежи, которые характеризуются высокой актуальностью и имеют практическую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional intelligence and psychological well-being of university students

This article is dedicated to exploring the role of emotional intelligence and psychological well-being of young people in the process of education at higher educational institutions. The significance of this research is underscored by the considerable societal interest in the development of emotional intelligence, recognised as a crucial personal trait enhancing successful interpersonal communication. Academic success and satisfaction with personal life serve as the foundation for psychological well-being, fostering a more positive perception of current events. The study identifies hierarchical and substantive characteristics of emotional intelligence and psychological well-being among college students, which are highly relevant and hold practical value.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект и психологическое благополучие студенческой молодежи»

ПСИХОЛОГИЯ

Б01 10.24412/1829-0450-2024-1-181-189 УДК 159.923

Поступила: 03.01.2024г. Сдана на рецензию: 08.01.2024г. Подписана к печати: 13.03.2024г.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.В. Кетова

Российско-Армянский (Славянский) университет annafonkina. khv@gmail. com ORCID: 0009-0003-6352-9948

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена роли эмоционального интеллекта и психологического благополучия молодежи в процессе обучения в высших учебных заведениях. Актуальность исследования подтверждается высоким уровнем интереса общества к развитию эмоционального интеллекта как важного качества личности, способствующего успешной межличностной коммуникации. Успех в учебной деятельности и удовлетворенность личной жизнью служат основой психологического благополучия, а также способствуют более позитивному восприятию текущих событий. В ходе исследования были определены уровневые и содержательные характеристики эмоционального интеллекта и психологического благополучия студенческой молодежи, которые характеризуются высокой актуальностью и имеют практическую ценность.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, студенческая молодежь, эмоции, личностный рост.

Студенческие годы считаются одним из наиболее значимых и сложных этапов в процессе становления личности. Являясь переходным этапом от старшего школьного возраста к взрослой жизни, и, определяясь как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет), студенческий возраст характеризуется значительными внутренними изменениями: запускаются процессы самосознания и саморефлексии, формируются собственные взгляды, происходит оценка своих возможностей, раскрытие собственного «Я», осмысление своего места в мире, поиск профессионального призвания. Однако студенчество, как отдельную возрастную и социально-психологическую категорию, начали рассматривать только в 1960-х гг., благодаря работам Б.Г. Ананьева. Студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование - это один из инструментов, влияющих на психику человека и развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии

благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики, которые определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, характеризующий профессиональную направленность личности [1]. Значительный вклад в исследование данного вопроса также внесли А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, Э. Эриксон, И.М. Палей и другие, изучая проблемы личностного развития студентов, адаптации и мотивации, эмоционально-волевую сферу, закономерности формирования студенческих групп [2].

Для успешного преодоления «кризисного» периода необходимо обладать определенными качествами и личностными характеристиками: достаточной самомотивацией - для успешного усвоения научных дисциплин и участия в студенческой жизни; умением управлять своими эмоциями и достаточным уровнем эмпатии - для выстраивания стабильных и здоровых межличностных отношений со сверстниками и профессорско-преподавательским составом. Кроме того, общее ощущение благополучия или «счастья» также влияет на развитие личности студента и его самореализацию, стимулирует к принятию самостоятельных решений и способствует поддержанию доверительных и близких отношений с окружающими.

За последнее десятилетие произошло множество изменений в системе образования и академической среде: введение обязательных государственных экзаменов для выпускников школ, активное использование современных технологий и альтернативных методов обучения, адаптация к образовательным онлайн-форматам, ужесточение требований к выполнению научных исследований и выпускных работ, в том числе, благодаря системе «Антиплагиат». Несмотря на то, что реформа образования проходит постепенно и планомерно, учащиеся склонны испытывать напряжение и стресс от внедрения новых правил и требований к образовательному процессу; именно поэтому рассмотрение вопроса о развитии эмоционального интеллекта у школьников и студенческой молодежи на сегодняшний день остается актуальным, особенно на постсоветском пространстве.

Целью данного исследования является определение уровневых и содержательных характеристик эмоционального интеллекта и психологического благополучия студенческой молодежи, выявление взаимосвязи между структурными компонентами рассматриваемых категорий.

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что существует корреляция между структурными компонентами эмоционального интеллекта и психологического благополучия студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: проведение анализа теоретических и эмпирических исследований эмоционального интеллекта и психологического благополучия; определение методов, необходимых для исследования эмоционального интеллекта и психоло-

гического благополучия; эмпирическое выявление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и психологическим благополучием студентов; обработка и интерпретация полученных данных.

Методологической основой исследования стали основные теоретические и эмпирические исследования эмоционального интеллекта Д. Майера, П. Соловей, Д. Гоулмана, М. Брэкетт, И.Н. Андреевой; а также научные работы по исследованию психологического благополучия личности Н. Брэдберна, Э. Динера, М. Яходы, К. Рифф и др.

Одной из переменных, которая может способствовать уровню счастья или, говоря научным языком, психологического благополучия у студенческой молодежи является эмоциональный интеллект. Благодаря работам Д. Майера и П. Сэловея, термин «эмоциональный интеллект» был введен в научную психологию и рассматривался как компонент социального интеллекта, обладающего ключевыми способностями: распознания, понимания, использования и управления эмоциями -как в отношении себя, так и с окружающими [3]. Подход к построению модели эмоционального интеллекта Д. Майера и П. Сэловея («модель способностей») отличается от того, что позднее предложил Д. Гоулман («смешанная модель»), приняв во внимание личностные характеристики и включив следующие компоненты: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и управление отношениями [4]. Анализируя уровень эмоционального интеллекта представителей студенческой молодежи, можно оценить, насколько успешно проходит процесс адаптация к новым условиям и переход во взрослую, сознательную жизнь, насколько эффективно студенты используют внутренние ресурсы для решения академических задач и как справляются со своими эмоциями в стрессовых ситуациях.

В международной практике существует множество примеров разработки и внедрения программ по развитию эмоционального интеллекта, которые демонстрируют высокую эффективность. Согласно исследованиям, проводимых Р. Тейлор, успеваемость учащихся, прошедших курс по развитию эмоционального интеллекта, на 13% выше, чем у их сверстников [5]. Также, по результатам опроса в 2018г., проводимого исследователями по академическому, социальному и эмоциональному развитию и обучению (США (The Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning (CASEL)), 75% выпускников школ отмечают положительное влияние социально-эмоционального обучения на академическую успеваемость, а также способность контролировать свои эмоции и справляться со стрессом.

Центром разработок программ по развитию эмоционального интеллекта стал Йельский университет (США). Марк Брэкетт, основатель Йельского центра эмоционального интеллекта, убежден, что неспособность распознавать свои эмоции, может тормозить развитие личности. Его система управления эмоциями R.U.L.E.R. полностью отражает структуру эмоционального интеллекта и определяет навыки, которые необходимо развивать для эффективной межличностной

коммуникации и ощущения удовлетворенности в целом: R (recognize) - распознание и принятие своих эмоций; U (understand) - понимание, почему возникла эмоция; L (label) - называние эмоцией, учитывая широкий спектр эмоций; E (express) - выражение эмоций, учитывая обстановку и внешние факторы, R (regulate) - регулирование или управление эмоциями [6]. Несмотря на то, что методики по развитию эмоционального интеллекта подтвердили свою эффективность и активно внедряются в учебных заведениях США, в России только в 2023 году, благодаря работе Е.А. Сергиенко, были сформированы требования к развитию эмоционального интеллекта (ЭИ) и включены в федеральные образовательные программы на всех уровнях образования. Опираясь на международную практику, можно сказать, что данный подход к образовательному процессу, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование личности, помогает эффективному взаимодействию в процессе общения, способствует принятию взвешенных решений в кризисных ситуациях, а также стимулирует академическую успеваемость.

Концепция психологического благополучия имеет богатейшие и разнообразные исследовательские ресурсы, но при этом остается не до конца сформированной и имеет широкий исследовательский потенциал. Интерес к изучению психологического благополучия, как к объекту научного исследования, возник в середины XX века, когда Норман Брэдберн впервые ввел данное понятие и обратил внимание на психологические реакции людей, отмечая, что психологическое благополучие выступает в качестве переменной. В работах Н. Брэдберна представлены доказательства существования двух типов чувств и что разница между количеством положительных и отрицательных чувств является индикатором уровня «счастья». Эти два типа чувств независимы друг от друга и могут возникать одновременно или циклически переходить от положительных к отрицательным чувствам, и обратно [7].

Многоаспектность и многогранность феномена благополучия объясняют выбор подходов к его изучению. Эвдемонистический подходы отражает психологическое благополучие, выделяя позитивное психологическое функционирование и его развитие, то есть оценивает, насколько успешно человек может жить со своим истинным «Я» (К. Роджерс, К. Рифф, А. Ватерман). Гедонистический подход описывает личное благополучие, рассматривая счастье и благополучие как равные категории, называя их «балансом» между отрицательными и положительными эмоциями (Н. Брэдберн, Э. Динер, М. Аргайла, Д. Канеман).

Эд Динер рассматривает благополучие как составляющую эмоционального опыта. Разработанная им модель психологического благополучия акцентирует внимание на субъективных переживаниях и эмоциях, и включает три ключевых компонента:

1. удовлетворенность жизнью - общая оценка человеком своей жизни в целом, включающая в себя оценку достижений, отношений, работы и других сфер жизни;

2. положительное влияние - удовлетворение, благодарность, увлечение и другие позитивные эмоции, способствующие общему чувству счастья;

3. отрицательный аффект - негативные эмоции, такие, как гнев, страх, тревога, печаль и т.д. Этот компонент описывает степень присутствия отрицательных эмоций в жизни человека.

Таким образом, согласно утверждениям Э. Динера, уровень психологического благополучия напрямую зависит от степени доминирования положительных эмоций над отрицательными.

В 1950-х годах М. Яхода предприняла одну из первых попыток по построению интегрированной многомерной модели психологического благополучия, которая включала в себя следующие аспекты: принятие себя; личностный рост; интеграция, как умение справляться со стрессом и критическими ситуациями; автономия; социальная чувствительность или восприятие реальности; компетентность в отношении с окружающей социальной средой. Однако в качестве теоретической основы данного исследования была взята системная модель психологического благополучия американского психолога и ученого Кэрол Рифф. Ключевые элементы ее модели отражают собирательный характер понятия психологического благополучия и объединяют такие разнокачественные компоненты как: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост [8].

Исследование взаимосвязи психологического благополучия и различных особенностей личности становится особенно актуальным на этапе популяризации позитивной психологии в современном обществе и привлекает внимание ученых по всему миру (К. Рифф, Э. Динер, Р. Бахарев, М. Бучацкая, А. Рикель, Р. Эммонс, Т.Г. Фомина, В.И. Моросалова и другие). Эмоциональный интеллект вызывает научный интерес как объект исследования благодаря своему потенциалу, и как набор навыков, которым можно обучаться с целью улучшения средств адаптации и поддержки психологического благополучия (Schutte; Martins; Sán-chez-Álvarez; Fernández-Berrocal). Согласно результатам внедрения программ по развитию эмоционального интеллекта среди студенческой молодежи Бельгии, увеличение уровня эмоционального интеллекта положительно сказалось на личностных характеристиках, а также способствовало улучшению психологического благополучия, субъективного здоровья и общей трудоспособности [9].

Результаты исследования:

Было проведено эмпирическое исследование для выявления взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологического благополучия с применением следующих методик: оценка эмоционального интеллекта (шкала методики Н. Холла) и «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф). Выборку исследования составила армянская и русская студенческая молодежь в количестве 85 человек: 38 армянских и 47 русских респондентов в возрасте от 18 до 25 лет.

По результатам использования двух методик и применения ранговой корреляции Спирмена, была выявлена сильная положительная связь между компонентами эмоционального интеллекта и психологического благополучия. Коэффициент корреляции составил ге = 0.601**, что указывает на значительную взаимосвязь между изменениями в одной переменной и изменениями в другой. Значение р = 0 доказывает, что наблюдаемая корреляция между переменными представляет статистическую значимость. Результаты корреляционного анализа представлены в виде диаграммы рассеяния на Рис. 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического благополучия студенческой молодежи.

10 в ф тт • м> и • • • м •• • •

1 • • • *

4 • •

О 40 ВО 80 100 120 140 160 11 № 200

Согласно результатам, представленных в Табл. 1, наблюдается взаимосвязь умеренной силы между всеми компонентами исследуемых категорий, кроме следующих пар: «эмпатия» - «автономия» (ге = 0.212), «управление эмоциями других людей» - «автономия» (ге = 0.253) и «управление эмоциями других людей» - «личностный рост» (ге = 0.302). Результаты корреляционного анализа демонстрируют наличие слабой положительной связи между переменными. В данном случае наблюдается слабая статистически значимая связь.

Таблица 1. Корреляционные связи показателей эмоционального интеллекта и психологического благополучия.

Положительное отношение Автономия Управление окружающими Личностный рост Цель в жизни Самопринятие

Эмоциона-льная осведомленность 0.379* 0.366* 0.423* 0.494* 0.413* 0.346*

Управление своими эмоциями 0.504* 0.362* 0.474* 0.45* 0.381* 0.457*

Положительное отношение Автономия Управление окружающими Личностный рост Цель в жизни Самопринятие

Самомотивация 0.464* 0.312* 0.425* 0.47* 0.438* 0.379*

Эмпатия 0.336* 0.212 0.374* 0.387* 0.434* 0.327*

Управление эмоциями других 0.331* 0.253 0.338* 0.302 0.385* 0.337*

Примечание: «*» -р < 0,01, «**» -р < 0,001.

Данные результаты можно объяснить слабой взаимосвязью между способностью человека влиять на чувства окружающих, использовать их эмоции для достижения своих целей или целей компании и стремлением индивида быть независимым, самостоятельно регулировать собственное поведение и принимать решения. Таким образом, умение или неумение влиять на чувства окружающих в своих собственных интересах не сказывается ни положительно, ни отрицательно на желании человека к постоянному саморазвитию и самореализации. Это не мешает человеку воспринимать себя развивающейся и «растущей» личностью, что указывает на достаточную «автономность/независимость» данной характеристики.

Однако, следует отметить, что существует статистически значимая взаимосвязь умеренной силы между уровнем личностного роста и эмоциональной осведомленностью (ге = 0.494), управлением собственными эмоциями (ге = 0.45) и самомотивацией (ге = 0.47). Таким образом, личность, обладающая высоким уровнем «самоконтроля» и умением стимулировать себя для достижения поставленных целей и задач, в меньшей степени подвержена ощущению «отсутствия смысла жизни», перспектив и неопределенности будущего. Кроме того, способность управлять своими эмоциями положительно сказывается на межличностном взаимодействии, выстраивании доверительных отношений с окружающими, умением проявлять заботу и сопереживание. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена составил ге = 0.504, что указывает на значительную взаимосвязь между компонентами «управление собственными эмоциями» и «положительное отношение к окружающим».

Помимо определения взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и психологического благополучия личности, было установлено, что 70,1% респондентов демонстрируют низкий уровень управления своими эмоциями и только 8,2% респондентов обладают высоким уровнем самомотивации. Одновременно с этим, лишь 7% опрошенных имеют низкий показатель «личностного роста», а 60% и 16,5% молодежи имеют средний и высокий показатели по установке жизненных целей.

Выводы:

Полученные данные полностью подтверждают гипотезу о наличии взаимосвязей между структурными компонентами эмоционального интеллекта и психологического благополучия.

Цели и потребности современного общества, ориентируемые на благополучие личности и учащихся, в частности, определяют образовательную политику государства. В свою очередь, теоретические и эмпирические основы данного вопроса доказывают важность изучения эмоционального интеллекта в качестве одного из средств по обеспечению психологического благополучия студенческой молодежи.

Обращая особое внимание на навык управления собственными эмоциями, специалисты сферы образования и психологи могут использовать полученные результаты при разработке тренингов и образовательных программ для внедрения их в учебные заведения на всех уровнях. Таким образом, результаты исследования в этой области способствуют решению различных научно-практических задач: профилактика эмоционального выгорания, повышение резильентности, стрессоустойчивости, самомотивации, самопринятия и общего ощущения благополучия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. CC. 3-15.

2. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Студенчество как социально-психологическая общность // «Вестник ОГУ», №2 (214), 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stu-denchestvo-kak-sotsialno-psihologicheskaya-obschnost (дата обращения: 03.12.2023).

3. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? American Psychologist, 63(6), 2008. PP. 503-517.

4. ГоулманД. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. СС. 300-303.

5. TaylorR.D., Oberle E., Durlak J.A., WeissbergR.P. Promoting positive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects // Child Development. Vol 88. 2017. URL: https://srcd.onlinelibra-ry.wiley.com/doi/10.1111/cdev.12864 (дата обращения: 03.12.2023).

6. BrackettMarc A. Permission to Feel: Unlocking the Power of Emotions to Help Our Kids, Ourselves, and Our Society Thrive. First edition. New York, Celadon Books, 2019. PP. 64-147.

7. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. P. 319.

8. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 69. 1995. PP. 719-727.

9. Di Fabio A., KennyM.E. Promoting well-being: The contribution of emotional intelligence. Frontiers in Psychology, 7, Article 1182. 2016. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.0-1182 (дата обращения: 03.12.2023).

REFERENCES

1. Ananyev B.G. On the psychophysiology of student age / B.G. Ananyev // Modern psychological problems of higher education. L., 1974. PP. 3-15.

2. Epanchintseva G.A., Kozlovskaya T.N. Students as a socio-psychological community // "Vestnik of OSU", No. 2 (214), 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studench-estvo-kak-sotsialno-psihologicheskaya-obschnost (accessed: 12.03.2023).

3. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? American Psychologist, 63(6), 2008. PP. 503-517.

4. Goleman D. Emotional leadership: The art of managing people based on emotional intelligence. M.: Alpina Business Books, 2005. PP. 300-303.

5. TaylorR.D., Oberle E., Durlak J.A., WeissbergR.P. Promoting positive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects // Child Development. Vol 88. 2017. URL: https://srcd.onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/cdev.12864 (accessed: 03.12.2023).

6. BrackettMarc A. Permission to Feel: Unlocking the Power of Emotions to Help Our Kids, Ourselves, and Our Society Thrive. First edition. New York, Celadon Books, 2019. PP. 64-147.

7. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. P. 319.

8. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 69. 1995. PP. 719-727.

9. Di Fabio A., KennyM.E. Promoting well-being: The contribution of emotional intelligence. Frontiers in Psychology, 7, Article 1182. 2016. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.20-16.01182 (accessed: 03.12.2023).

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF UNIVERSITY STUDENTS

A. Ketova

Russian-Armenian (Slavonic) University

ABSTRACT

This article is dedicated to exploring the role of emotional intelligence and psychological well-being of young people in the process of education at higher educational institutions. The significance of this research is underscored by the considerable societal interest in the development of emotional intelligence, recognised as a crucial personal trait enhancing successful interpersonal communication. Academic success and satisfaction with personal life serve as the foundation for psychological well-being, fostering a more positive perception of current events. The study identifies hierarchical and substantive characteristics of emotional intelligence and psychological well-being among college students, which are highly relevant and hold practical value.

Keywords: emotional intelligence, psychological well-being, university students, emotions, personal growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.