Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1132
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БИЗНЕС / ЛИДЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Е. В., Казак Ю. М.

В статье рассматривается взаимосвязь эффективной модели лидерства с эмоциональным интеллектом. Определены ключевые навыки эмоционального лидерства, необходимые для руководителей организации. Приведены исследования, подтверждающие, что эмоциональный интеллект - это уникальный ресурс для развития бизнеса, способный привнести ощутимый результат, как в создании благоприятного климата в рабочей атмосфере, так и в повышении экономических результатов работы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND LEADERDHIP SKILLS OF A MANAGER

The article considers the relationship an effective leadership model with emotional intelligence. The key emotional leadership skills required for leaders in an organization identified. The presented researches confirm that emotional intelligence is a unique resource for business development that is able to give results both favorable work atmosphere creation and in increasing economic results of the organization’s work.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ»

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ

Е.В. Гордеева, канд. экон. наук, доцент Ю.М. Казак, студент

Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)

Б01:10.24412/2411-0450-2021-3-1-136-139

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь эффективной модели лидерства с эмоциональным интеллектом. Определены ключевые навыки эмоционального лидерства, необходимые для руководителей организации. Приведены исследования, подтверждающие, что эмоциональный интеллект - это уникальный ресурс для развития бизнеса, способный привнести ощутимый результат, как в создании благоприятного климата в рабочей атмосфере, так и в повышении экономических результатов работы организации.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, бизнес, лидерство, эффективное управление, руководитель.

Эмоции господствовали над бизнесом уже в средневековой Европе, т.к. могли сорвать любую сделку под воздействием настроения. Только с течением времени обрели ценность продолжительные деловые отношения без лишнего негативного влияния эмоций. К лучшему или худшему, но интеллектуальные способности могут не принести результат, если власть будет у руководства эмоций. Поэтому навык управления эмоциями важен для кандидата на руководящую должность.

Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) - это термин, введенный двумя психологами, Питером Салавой и Джоном Майе-ром, и впоследствии завоевавший популярность в одноименной книге Дэниела Гоулмана в 1996 году.

«Эмоциональным интеллектом» называют понимание эмоций - своих и других людей [3]. В сфере бизнеса эмоциональный интеллект - сумма межличностного и внутриличностного интеллекта по классификации Гарднера - не менее значителен, чем математический.

Эмоционально неграмотному индивиду будет присущ неэффективный стиль лидерства - определение, что по своей сути является противоречием. Только настоящее лидерство может быть эффективным, вот почему многие руководители терпят поражение. У людей с выраженной эмо-

циональной восприимчивостью шанс стать успешными лидерами в преимуществе.

Несмотря на то, что концепция эмоционального лидерства возникла лишь в последнем десятилетии ХХ века, мы можем проследить его влияние на ход исторических событий в течение всего времени. Несомненно, ранние лидеры - шаманы или вожди племени - приобрели свой статус не в последнюю очередь благодаря тому, что их стиль речи и манеры были эмоционально притягательными. В исследованиях, направленных на поиск связи уровня эмоционального интеллекта руководителя с деятельностью группы, подчеркивается его суммарное положительное влияние [4].

Модель эмоционального лидерства, пожалуй, единственная из всех теорий управления, основанная на открытиях нейробиологии. Сферы эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, социальная чувствительность и управление отношениями [2]. Стоит отметить, что навыки эмоционального интеллекта не даются человеку от рождения. Этот вывод предполагает необходимость в привычке постоянного совершенствования способности понимать свои эмоции и эмоции других людей. Среди вытекающих из эмоциональной безграмотности минусов выделяются следующие:

- Депрессивное расстройство;

- Психические травмы;

- Хроническое беспокойство и тревога;

- Апатия, неуверенность в своих силах [2].

Руководитель, испытывающий подобные состояния, будет транслировать свои эмоции окружающим его людям. Из Исследования школы Менеджмента Йельско-го университета следует, что жизнелюбие и добросовестность распространяются в трудовых коллективах быстрее, раздражительность менее заразна, а депрессия и вовсе не пользуется популярностью [5].

Поэтому, главной задачей руководителя является повышение своей эмоциональной грамотности, и как следствие, поддержание гармонии и духовного равновесия в трудовом коллективе.

Эффективный руководитель обязан научиться завоевывать доверие у своих подчиненных. Один лидер вызывает у слушателей неприязнь и враждебный настрой к своей личности, другой же наделяет оптимизмом и даже воодушевляет на преодоление трудностей.

Обратимся к трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Генеральный директор SoundView Technology Марк Лоэр осуществил одну из самых важных эмоциональных задач, свойственных лидеру: он помог себе и своим подчиненным прочувствовать эмоциональную атмосферу и выразить ее общее содержание, а также осуществил выплаты пострадавшим в виде среднесуточной выручки компании. Стоит отметить, что как только компания заявила о задуманной акции, произошло нечто удивительное: в тот день выручка компании впервые превысила 6 млн долларов [1].

Лидер Сербии Слободан Милошевич как никто другой был искусен в разжигании межнациональной ненависти. Он объединял своих последователей под предлогом негодования, страха и злобы - как оказалось во вред себе и своему народу.

Эмоциональный интеллект лидера, несомненно, повышает благоприятность

климата организации. Более того, выявлена следующая закономерность: на каждый процент улучшения благоприятности рабочей атмосферы приходится два процента роста прибыли [1].

Для этого обратимся к модели лидерских качеств, разработанной Лайлом Спенсером, работавшим вместе с Дэвидом Макклелландом. Он сформировал эту модель для фирмы, занимающейся производством средств автоматизированного промышленного управления (дочерняя компания Siemens, имеющего оборот 2 млрд. долл. и 400 филиалов в 56 странах мира). Исследование заключалось в отборе группы менеджеров, благодаря которым рост доходов и прибыль достигли таких показателей, что по производительности они попадали в верхние 10-15%, и последующем анализе способностей их эмоционального интеллекта.

Затем, ясно представляя, какими из выявленных способностей (настойчивость в достижении цели, способность проявлять инициативу, умение сотрудничать и работать в команде, искусство руководства коллективом) стоит руководствоваться, специалисты приступили к обучению оставшейся группы менеджеров, чья производительность была не высокой.

В результате эти менеджеры повысили свою эффективность и получили значительный рост прибыли: доход подразделений вырос на 1,5 млн. долл., в два раза превысив показатели отделений, руководители которых не проходили такого обучения [1].

Приведенные исследования подтверждают идею о том, что ЭИ руководителя может быть, как источником вдохновения для организации, так и причиной конфликтов и потерь в организации. Теперь мы можем четко определить, что способствует овладению искусством лидерства, а что нет. Первая составляющая ЭИ представлена личностными навыками (рис. 1).

13S

Рис. 1. Модель личностных навыков эмоционального интеллекта Вторая составляющая ЭИ представлена социальными навыками (рис. 2).

Рис. 2. Модель социальных навыков эмоционального интеллекта

компании могут дать оценку лидерским способностям кандидата и воспитать навыки в тех, кто уже занимает руководящие должности.

Эффективные лидеры демонстрируют совершенное владение, по крайней мере, одним навыком каждой из четырех сфер эмоционального интеллекта. Таким образом, ориентируясь на указанные данные,

Библиографический список

1. Дэниел Гоулман. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Дэниел, Бояцис Ричард, Макки Энни; перевод А. Лисицына; под редакцией В. Ионова, М. Савиной. - 6-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 304 c.

2. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / Гоулман Дэниел; перевод А.П. Исаева. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 536 c.

3. Манфред, Кетс Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта / Кетс Манфред; перевод М. Шалунова. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 276 c.

4. Dickson M.W., Smith D.B., Grojean M.W., Ehrhart M. (2001). An organizational climate regarding ethics: the outcome of leader values and the practices that reflect them. The Leadership Quarterly, 12, 197-217.

5. Barsade S.G. & Gibson D.E. (1998). Group Emotion: A View from Top and Bottom. Research on Managing Groups and Teams, 1, 81-102.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND LEADERDHIP SKILLS OF A MANAGER

E.V. Gordeeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor J.M. Kazak, Student Sochi State University (Russia, Sochi)

Abstract. The article considers the relationship an effective leadership model with emotional intelligence. The key emotional leadership skills required for leaders in an organization identified. The presented researches confirm that emotional intelligence is a unique resource for business development that is able to give results both favorable work atmosphere creation and in increasing economic results of the organization's work.

Keywords: emotional intelligence, business, leadership, effective management, manager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.