INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
© Л.Т. Казимова1Н_
Ургенчский государственный педагогический институт, Ургенч, Узбекистан
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ: в статье анализируются концепция и историческое развитие эмоционального интеллекта (ЭИ), его значение в образовательной и психологической практике, а также результаты современных исследований.
ЦЕЛЬ: основная цель исследования — раскрыть сущность эмоционального интеллекта, определить механизмы его формирования, а также выявить преимущества применения ЭИ в образовательных и социальных контекстах.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании был проведен анализ научной литературы, посвященной эмоциональному интеллекту, его компонентам, измерению и внедрению в образовательный процесс.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: результаты показали, что применение концепции эмоционального интеллекта в образовательной практике способствует развитию социально-эмоциональных навыков студентов и повышению их академической успеваемости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: результаты исследования подтвердили, что использование эмоционального интеллекта в образовательных и психологических программах может повысить их эффективность и способствовать более гармоничному личностному развитию обучающихся.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психология, обучение, социальные навыки, эмоциональное развитие, когнитивные способности, инновационное образование.
HISSIY AQL: BIZ NIMANI BILAMIZ VA NIMA YANGILIK?_
© L.T. Kazimova1®
1Urganch davlat pedagogika instituti, Urganch, O'zbekiston_
Annotatsiya
KIRISH: maqolada hissiy intellektning mohiyati, tarixiy rivojlanishi, tadqiqotlar yutuqlari hamda uning ta'lim va psixologiya sohalaridagi ahamiyati tahlil qilinadi.
MAQSAD: tadqiqotning asosiy maqsadi - emotsional intellekt tushunchasini yoritish, uning rivojlanish mexanizmlari, o'lchov metodlari va ta'lim jarayonida qo'llanilishining afzalliklarini aniqlashdir.
Для цитирования: Казимова Л.Т. Эмоциональный интеллект: исследования и перспективы развития. // Inter education & global study. 2024. №9(1). С. 482-492.
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda emotsional intellekt nazariyasi va amaliyotiga oid ilg'or tadqiqotlar, o'lchov vositalari va ularning ta'lim jarayoniga tatbiqi bo'yicha ilmiy adabiyotlar tahlil qilindi.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: natijalar emotsional intellekt yondashuvi asosida ta'lim jarayonida talabalar o'z bilimlarini chuqurroq tushunib, ijtimoiy va hissiy ko'nikmalarini sezilarli darajada rivojlantirganini ko'rsatdi.
XULOSA: tadqiqot natijalari shuni tasdiqladiki, ta'lim jarayonida emotsional intellekt asosida innovatsion yondashuvlardan foydalanish nafaqat o'quvchilarning amaliy ko'nikmalarini, balki ularning umumiy rivojlanish salohiyatini ham oshiradi.
Kalit so'zlar: hissiy intellekt, aql, funktsiyalar, fikrlash, psixologiya, individual, motivatsiya, qobiliyat
Iqtibos uchun: Kazimova L.T. Emotsional intellekt: tadqiqot va rivojlanish yo'nalishlari. // Inter education & global study. 2024. №9(1). B. 482-492.
EMOTIONAL INTELLIGENCE: WHAT DO WE KNOW AND WHAT IS NEW?
© Leyla T. Kazimova1 и
1Urgench State Pedagogical Institute, Urgench, Uzbekistan_
Annotation
INTRODUCTION: the article analyzes the concept and historical development of emotional intelligence (EI), its significance in educational and psychological practices, and the findings of contemporary research.
AIM: the main objective of the study is to explore the essence of emotional intelligence, identify its formation mechanisms, and highlight the benefits of implementing EI in educational and social contexts.
MATERIALS AND METHODS: the study involved an analysis of scientific literature related to emotional intelligence, its components, measurement methods, and application in the educational process.
DISCUSSION AND RESULTS: the results demonstrated that integrating emotional intelligence into educational practices enhances students' socio-emotional skills and significantly improves academic performance.
CONCLUSION: the study results confirmed that applying emotional intelligence in educational and psychological programs can enhance their effectiveness and foster holistic personal development among learners.
Keywords: emotional intelligence, psychology, education, social skills, emotional development, cognitive abilities, innovative education.
For citation: Leyla T. Kazimova. (2024) 'Emotional Intelligence: Research and Development Directions', Inter education & global study, (9(1)), pp. 482-492 (In Russian)
Исторически концепция эмоционального интеллекта как части человеческого познания или когнитивной деятельности возникает в 18 веке, когда
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY _
ученые разделили человеческое познание на три различных раздела, представленных (Rizk, 2003) следующим образом:
Знание: сюда входят такие функции мозга, как память, мышление, решение проблем и принятие решений. Сюда также входит интеллект.
Эмоции; включая чувства и настроения.
Побуждения; включая инстинктивные, биологические и приобретенные или усвоенные (Ризк, 2003).
В двадцатых годах прошлого века Торндайк представил концепцию социального интеллекта, определив ее как способность понимать и управлять другими, чтобы действовать мудро в человеческих взаимодействиях (Гоулман, 2000). Значительное развитие после этого произошло в исследованиях и работах, которые изучали концепцию эмоционального интеллекта, его природу и масштаб, один из важнейших предметов прикладной психологии, которые занимали исследователей и ученых в академических и образовательных кругах. Это было частью активного научного движения, появившегося в начале пятидесятых двадцатого века и направленного на переосмысление традиционного понимания интеллекта или теории коэффициента интеллекта (IQ), на которой основывались известные тесты интеллекта, как для отдельных лиц, так и для групп. Эта теория имела много критиков и привела к развитию новых теорий и школ мысли, которые сыграли большую роль в психологическом и образовательном наследии, таких как теория когнитивного конструирования (Гилфорд, 1967) и теория множественного интеллекта Гарднера, появившаяся в начале восьмидесятых прошлого века. В этой теории Гарднер выделил семь различных типов интеллекта, включая то, что он назвал межличностным интеллектом и внутриличностным интеллектом, оба из которых связаны с концепцией эмоционального интеллекта (Гарднер, 1983), а также самую последнюю из этих теорий, которая является теорией эмоционального интеллекта (Сэловей и Майер, 1990 и Гоулман, 1995), и теорией успешного интеллекта Штернберга 1996. На самом деле термин «Эмоциональный интеллект» впервые появился в 1985 году в названии неопубликованной докторской диссертации, представленной аспирантом в Union Institute в городе Цинциннати в американском штате Огайо, его звали Уэйнлеон, а название исследования было: «Исследование эмоций, развитие эмоционального интеллекта; самоинтеграция; отношение к страху, боли и желанию (теория, структура реальности, решение проблем, противоречие, расширение, настройка, выход, отпускание). В своем исследовании Уэйнлеон представил философскую основу, чтобы подчеркнуть природу эмоционального интеллекта и то, как развивать его в себе и в других с помощью образования. По иронии судьбы, он подчеркнул коллективное подавление эмоций для адаптации к цивилизованному миру, что может помешать нашему эмоциональному росту, что вызывает эмоциональное невежество, ведущее к значительным проблемам в современном мире, таким как депрессия, наркомания, болезни, религиозные конфликты, насилие и войны.
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Исследователь отметил, что мы делаем это независимо от наших мотивов в результате укоренившихся ошибочных убеждений о природе эмоций и важной роли, которую они играют в нашей жизни (Elkhader, 2002). В 1990 году всеобъемлющее научное исследование под названием «Эмоциональный интеллект» исследователей Майера и Саловея было опубликовано в известном периодическом издании. Это исследование представило Эмоциональный интеллект как группу навыков, которые помогают точно оценивать и выражать эмоции, управлять эмоциями человека и других, а также использовать эмоции в мотивации, планировании и достижении; исследование также включало обсуждение многих вопросов, включая: исторические концепции, которые говорят об интеллекте в отличие от эмоций, компоненты Эмоционального интеллекта, определения Эмоций и Настроения и то, как они отличаются, обзор образовательной литературы по традиционному пониманию интеллекта и Эмоционального интеллекта в современной психологии. Они отметили, что младенцы и малыши учатся определять эмоции в себе и в других и различать эти эмоции по выражениям лиц своих родителей и реагировать на них в раннем возрасте. Они также отметили, что эмоции выполняют основные функции, в том числе:
• Работают как система сигнализации с рождения, поэтому младенцы кричат, когда им нужно что-то, например, поесть или сменить одежду, и смеются в ответ на улыбки других людей.
• Это указывает другим, что существенные изменения происходят внутри индивида и его окружения.
• Они формулируют и улучшают мышление по мере взросления индивида, указывая на существенные изменения в себе или своем окружении.
• Помогают индивиду предсказывать будущие события и принимать соответствующие решения (Salovey, and Mayer, 1990).
Два исследователя продолжили публиковать статьи на тему «Эмоциональный интеллект», и разработали две шкалы для его измерения, хотя их работа осталась в академических кругах и не была широко известна в других местах (Mayer and Salovey, 1993, 1997, 1999). Основная заслуга в том, что концепция эмоционального интеллекта и его культура стали широко известны, на самом деле принадлежит исследователю Дэниелу Гоулману, который опубликовал свою первую книгу в 1995 году под названием: «Эмоциональный интеллект». Почему он может быть важнее IQ? Книга приобрела широкую популярность и известность в академических кругах и в других местах, и было издано пять миллионов экземпляров книги. Эта книга открыла новые горизонты и произвела своего рода революцию в американской культуре особенно в образовании и бизнесе. Он также писал статьи в New York Times и журнале Popular Psychology, а затем опубликовал свою вторую книгу под названием «Работа с эмоциональным интеллектом» в 1998 году, которая была направлена на деловой рынок и
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
расширила его определение эмоционального интеллекта, включив 25 навыков и способностей (Elkhader 2002). Ключевая роль эмоционального интеллекта заключается в понимании и управлении эмоциями, которые следует учитывать в программах консультирования по ЭИ. Для многих исследователей и общественности концепция интеллекта на протяжении многих лет ограничивалась коэффициентом интеллекта (IQ), который они считали особенно важной частью адаптивности человека к различным жизненным ситуациям. Они также отметили, что эмоциональный интеллект — это система когнитивных способностей, которая состоит из четырех компонентов:
• Способность точно понимать эмоции после их оценки и выражения.
• Способность вызывать эмоции и достигать их, чтобы способствовать мышлению.
• Способность понимать эмоции и эмоциональные знания.
• Способность регулировать эмоции, чтобы способствовать когнитивному и эмоциональному развитию (Mayer, Caruso, & Salovey, 1999).
Определение Гоулмана
Гоулман определил эмоциональный интеллект как группу навыков и компетенций, которые позволяют человеку идентифицировать свои и чужие чувства, а также мотивировать себя, эффективно управлять своими эмоциями и отношениями с другими. Эти компетенции и навыки включают пять областей: самосознание, управление эмоциями, самомотивацию, эмпатию и общение с другими или социальные навыки. Он дал объяснение каждой из этих пяти областей и считал, что самосознание является ключом к эмоциональному интеллекту, поскольку оно связано с пониманием чувств (Goleman, 1995).
Определение Алотмана
Алотман определил эмоциональный интеллект как «способность осознавать и отмечать эмоции и собственные чувства, понимать и уметь четко формулировать эти чувства и регулировать эти чувства на основе наблюдения и хорошего понимания эмоций и чувств других, чтобы иметь возможность взаимодействовать с ними в позитивных социальных и эмоциональных отношениях, которые повысят способность человека к умственному, эмоциональному и профессиональному развитию, и приобретать все большее количество позитивных жизненных навыков» (Алотман, 2017).
Определение Алотмана и Ризка
После обширного обзора доступной литературы по этой теме Алотман и Ризк пришли к выводу, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов:
• Осознание эмоций
• Управление эмоциями
• Регулирование эмоций
• Эмпатия (Алотман и Ризк, 2001).
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY _
Они также отсортировали различные определения эмоционального интеллекта на две категории:
Первая — это определения, которые рассматривают эмоциональный интеллект как способность понимать собственные эмоции, контролировать и регулировать их в соответствии с пониманием эмоций других и вести себя в жизненных ситуациях соответствующим образом.
Во-вторых, это определения, которые рассматривают эмоциональный интеллект как группу эмоциональных и социальных навыков, таких как самосознание и способность контролировать эмоции, настойчивость и энтузиазм, самомотивация, эмпатия и социальные навыки, которые человек обладает и нуждается в том, чтобы добиться успеха в своей жизни и карьере (Alothman & Rizk
(Определение Семадони:
Семадони утверждает, что эмоциональный интеллект является одной из форм социального интеллекта, который является способностью понимать внутренние эмоции и чувства или эмоциональные состояния других (Е1 Semadoni,
Предложение Насифа
Насиф представил тезис под названием «К установлению теоретической основы эмоционального интеллекта», значение эмоционального интеллекта, основные теоретические шкалы и основные шкалы, используемые для его измерения, поддержку и противодействие понятию эмоционального интеллекта. Исследователь рассмотрел каждую из этих тем, представив и прокомментировав их в трех рамках, в которых классифицируется большинство теорий эмоционального интеллекта, а также шкалы и практические приложения, связанные с ними. Эти три структуры таковы:
• Современная структура, которая рассматривает эмоциональный интеллект как культурное движение или культурное направление, которое отражает интеграцию между движением стоицизма или старой философской школой мысли, которая выступает за освобождение от эмоций и развертывание рациональность и здравый смысл, а также западное романтическое движение, которое появилось в 18 веке и отстаивало роль инстинктивного мышления и эмпатии для решения некоторых проблем, которые не могли быть решены одной лишь логикой. Это направление решило проблему конфликта между мозгом и эмоциями.
• Структура, которая рассматривает эмоциональный интеллект как коллективный личностный атрибут, который считается важным фактором успеха человека в его карьере. Эта школа рассматривается как переклассификация черт личности, которые были указаны некоторыми исследователями в рамках личных способностей, социальных способностей, адаптивности, управления стрессом и общего настроения.
2001).
2007).
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
• Третья структура, которая рассматривает эмоциональный интеллект как способность мозга или совокупность способностей, которые помогают человеку понимать и управлять своей эмоциональной информацией. Эти способности и возможности отличаются от тех, которые попадают в традиционное понимание интеллекта (Насиф, 2003). После рассмотрения вышеупомянутых определений эмоционального интеллекта мы предлагаем определение, что эмоциональный интеллект — это группа личных и социальных способностей и навыков, которые отражают способность человека осознавать свои собственные личные эмоции и выражать их позитивно, а также осознавать эмоции других и умело справляться с ними и сопереживать им, в дополнение к способности мотивировать себя для достижения своих целей.
Теории эмоционального интеллекта
Исследования в области эмоционального интеллекта и формулирование теорий, которые его объясняют, продолжали прогрессивно расти с каждым днем на протяжении всей истории психологии, и различные предложения и теории должны были быть тщательно изучены, чтобы доказать их ценность, поскольку научная теория должна иметь возможность объяснить явление, которое другие теории не могут объяснить. Поэтому любая новая теория должна приводить к предположениям, которые могут быть исследованы и сравнены с другими теориями, чтобы установить, может ли теория привести к развитию науки, и оставаться подлежащим исследованию, направленному на изучение ее собственных конкретных положений (El Semadoni, 2007). Шкалы эмоционального интеллекта
Несмотря на то, что исследователи в течение длительного периода времени интересовались измерением коэффициента интеллекта (IQ), они не проявили аналогичного интереса к измерению эмоционального интеллекта, который только стал известным качеством в девяностых годах прошлого века. Несколько шкал представляют собой различные теоретические основы, на которых были построены шкалы EI для различных возрастных групп.
Шкала эмоционального интеллекта Салливана для детей
Салливан сконструировал и разработал шкалу, которая обладает целостностью и точностью для измерения эмоционального интеллекта детей от дошкольного до младшего школьного возраста, которая была названа Шкалой эмоционального интеллекта для детей (EISC). При построении этой шкалы использовались два основных источника. Первый — это Многофакторная шкала эмоционального интеллекта, которая была разработана Майером, Каруссо и Саловеем для измерения интеллекта взрослых и подростков. Второй — это теория эмоционального интеллекта Майера и Саловея и разработанное ими определение, в котором говорится, что EI — это группа способностей, включающая способность осознавать и понимать эмоции и управлять ими на личном уровне и в отношениях с другими людьми (Салливан, 1999).
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Шкала Майера, Каруссо и Саловея
Три исследователя разработали
Многофакторную шкалу эмоционального интеллекта, основанную на концепции ЭИ, которая была разработана ими и другими в течение десяти лет исследования предмета, что привело к теоретической структуре ЭИ как нового типа интеллекта, который отличается от нормального интеллекта или традиционного понимания интеллекта. Более того, тот факт, что ЭИ можно определить как группу способностей, которые могут измеряться и изучаться с использованием определенных шкал, которые используются для измерения умственных способностей. Таким образом, они разграничили концепцию ЭИ и другие концепции, связанные с личностными качествами и инстинктами, которые обычно измерялись с помощью шкал самооценки. Исследователи назвали свою шкалу Многофакторной шкалой эмоционального интеллекта (МЭИ). Исследователи изучили, является ли ЭИ одной способностью или рядом способностей, и как он соотносится с другими основными переменными, включая интеллект в отношении артикуляции и 15 шкал измерения других качеств личности (Майер, Карузо и Саловей, 1999).
Шкала Алотмана и Ризка (2001)
Два исследователя провели исследование, направленное на разработку научного инструмента, который измеряет эмоциональный интеллект и выявляет его компоненты. Исследование также было направлено на определение психометрических показателей шкалы, чтобы иметь возможность изучить, как он соотносится с другими динамиками личности, и как предсказать эмоциональный интеллект с помощью реальных и надежных переменных. Главный вопрос, на который попыталось ответить исследование, был: можно ли измерить эмоциональный интеллект методическим способом и определить его пределы и компоненты?
Исследование проводилось на выборке группа из Колледжа образования Университета Элмансуры в 1998-1999 годах.
Исследователи сформулировали инструмент исследования на основе доступных иностранных шкал и принятого ими методического определения. Разработка шкалы прошла следующие этапы:
• Подготовка 64 вопросов, на которые нужно ответить с помощью пятиуровневой шкалы, и фильтрация этих вопросов в соответствии с ее формулировкой и соблюдением методического определения.
• Подготовка инструкций и применение шкалы к тестовой группе для отбрасывания неподходящих вопросов.
• Проведение структурного анализа для разделения компонентов эмоционального интеллекта и подразделов (разделов) каждого из них. Было обнаружено, что 6 вопросов не имеют достаточного количества подразделов,
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
чтобы быть связанными с любым из пяти компонентов. Таким образом, окончательные вопросы стали 58 вопросами.
• Они устанавливают стабильность шкалы, вычисляя переменные стабильности с использованием метода Кронбаха Альфа, при этом переменные стабильности статистически указаны на уровне 0,01 (Алотман и Ризк, 2001).
Шкала Бар-Он
Бар-Он разработал всеобъемлющий пример эмоционального интеллекта за период десяти лет исследований и изучения и использовал этот пример в качестве основы для разработки нескольких шкал для незаконного введения того, что он назвал эмоциональным коэффициентом.
Одна из шкал, которая приняла этот пример, — опросник эмоционального коэффициента Бар-Он, молодежная версия (EQ). Опросник в своей полной и окончательной версии состоит из (60) абзацев и подходит для возраста от 7 до 18 лет. Краткая версия включала 30 вопросов (Бар-Он и Паркер, 2000).
Шкала Махмуда
Исследователь провел исследование, направленное на выявление связи между эмоциональным интеллектом студентов университета и некоторыми из их знаний и переменных настроения. Он построил шкалу для своего исследования, используя некоторые из исследовательских и теоретических рамок в дополнение к некоторым иностранным и арабским шкалам, которые имелись в его распоряжении. Затем он сформулировал компоненты шкалы, которые были 92 компонентами на основе примера Голдмана 1999 года, которые включали личные способности (эмпатия, социальные навыки). Для достижения психометрических условий шкалы он использовал фактический анализ и достоверность шкалы, основанную на общем результате шкалы, в дополнение к присущей достоверности, он применил это к группе из 70 мужчин и студентки четвертого курса факультета образования в Университете Кина в Египте. Для проверки стабильности он использовал метод повторного тестирования и внутреннюю стабильность. Шкала в ее окончательной версии состояла из 88 подразделов (Махмуд, 2002).
Шкала Ризка
В своем исследовании Ризк стремился подготовить программу для повышения осведомленности об эмоциях и проверить, насколько она эффективна для повышения эмоционального интеллекта студентов университета; поэтому он подготовил свою шкалу для этой цели. Шкала в ее окончательной версии состоит из 70 параграфов, каждый из которых описывает гипотетическую ситуацию, в которой студенты могут оказаться во время своей повседневной деятельности. Каждый из этих параграфов имеет несколько вариантов ответов, чтобы люди могли выбрать свои ответы, и человек оценивается по шкале в соответствии с оценкой выбранного ответа. Шкала оценивает эмоциональный интеллект как общую оценку и пять дополнительных оценок. Шкала была разработана и подготовлена в своей первоначальной версии (92 абзаца) из многих иностранных и арабских источников,
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY _
а затем применена к 45 студентам арабского языка в колледже Элтаиф университета Ом-Элькура в Королевстве Саудовская Аравия с целью убедиться в ясности инструкций и формулировок вопросы теста. В результате этого теста было отброшено 15 неясных абзацев. Чтобы установить психометрические условия теста, исследователь проверил достоверность содержания шкалы. Что касается стабильности, Ризк использовал повторное тестирование на выборке из 67 студентов с того же факультета (Ризк, 2003).
Классификация шкал эмоционального интеллекта Насифа
Исследователь классифицировал теоретическую основу, используемую при измерении эмоционального интеллекта, на три группы:
• Группа шкал, которые опираются на самооценку, на которую человек отвечает на свои вопросы.
• Группа шкал, которая опирается на сбор информации наблюдателями.
• Шкалы для измерения производительности и способностей, которые менее подвержены влиянию того, что называется социальным принятием, или готовности давать неправдивые ответы. Они считаются лучшими способами измерения эмоционального интеллекта. Исследователь также отмечает некоторые шкалы, которые были разработаны для измерения эмоционального интеллекта, в том числе: Многофакторная шкала эмоционального интеллекта (MEIS), Опросник эмоционального интеллекта Бар-Она и Опросник эмоциональной емкости Бояциса и других (Насиф, 2003).
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать поведение персонала и поведение других, управление личным поведением в общении с другими, эмпатия и способность вызывать самоинтеллект. Психологические расстройства у школьников могут вызывать множество поведенческих проблем, если их не диагностировать на ранней стадии, и их можно решить, если уделять им должное внимание и заботу. Этих детей можно вылечить, и они могут получить отличные достижения интеллекта и академического прогресса.
Обзор теоретических и практических последствий ЭИ, включая шкалы, проливает свет на то, что эмоции являются одной из самых мощных сил во взаимодействии людей. Способность воспринимать, понимать и управлять эмоциями необходима для создания оптимальных отношений. Применение такой теоретической информации поможет в улучшении эмоционального интеллекта.
Значимость исследования представлена с точки зрения применения исследования на детях. Включение программ ЭИ с раннего возраста в школы может быть использовано для развития их жизненных навыков и того, как они функционируют как взрослые с точки зрения их социальных взаимодействий и будущих карьерных устремлений. Это важная прикладная цель. Это будет полезно, если будут одобрены его эффективные результаты, которые можно будет использовать для достижения и выполнения различных планов и политика
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY _
включения нескольких навыков эмоционального интеллекта в образовательную школьную программу и мероприятия для школьников во всем обществе.
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1. Алотман Ф. и Ризк М. (2001): Эмоциональный интеллект: концепция и измерение. Психология, ежеквартальный журнал, издаваемый Египетской Генеральной книжной организацией, апрель июнь
2. 3. Bar-On, R и Parker J (2000). Эмоциональный и социальный интеллект: выводы из эмоционального коэффициента инвентаризации (EQ).
3. В R. Bar-on & J.D.A. Parker (Eds), Справочник и эмоциональный интеллект. Сан -Франциско: Jossey-Bass.
4. El Semadoni S (2007): Эмоциональный интеллект: основанные приложения -разработка (i 1). Амман: Dar AlFikr издательство и печать.
5. Goleman D (1995). Эмоциональный интеллект: почему он может иметь значение больше, чем IQ. Нью-Йорк: Bantam book.
6. Махмуд А.А. (2002): Связь между эмоциональным интеллектом и некоторыми когнитивными и неврологическими переменными. Социальные и образовательные исследования, 8 (4): 229-321.
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
Kazimova Leyla Tahirovna, katta o'qituvchi [Казимова Лейла Тахировна, старший преподаватель], [Leyla T. Kazimova, senior lecturer]; manzil: Gurlan ko'chasi, 1-A, Urganch, 220100, O'zbekiston, [адрес: ул. Гурлан, 1-A, г. Ургенч, 220100, Узбекистан], [address: 1-A, Gurlan Street, Urgench, 220100, Uzbekistan].