Научная статья на тему 'Эмоциональный и рациональный виды улыбки: семантика и прагматика'

Эмоциональный и рациональный виды улыбки: семантика и прагматика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / CONCEPTUALIZATION / АКСИОЛОГИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / EMOTIONAL VALUATION / РАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / RATIONAL VALUATION / ESTIMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чыпсымаа Оюмаа Олеговна

Данная статья посвящена лингвистическому описанию языковых средств немецкого языка, репрезентирующих эмоциональный и рациональный виды улыбки. Предметом исследования являются ситуации улыбки, описанные в произведениях художественной литературы немецкоязычных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMOTIONAL AND RATIONAL TYPES OF SMILE: SEMANTICS AND PRAGMATICS

This article gives linguistic description to the phenomenon of Smile in the German language. According to lexical means of Smile and various situations of Smile two types of Smile are considered: emotional and rational.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный и рациональный виды улыбки: семантика и прагматика»

ВЕСТНИК Тувинского государственного университета

2012/1

/ьВестник ТьюГУ. Педагогические науки. Вьшуск 4. -Кызыл, 2010. - С. 19-22.

7. Основы эффективной коммуникации: учебное пособие доя студентов (сост. O.J1. Якоцуц). -Абакан, 2008. - 200 с.

8. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 232 с.

9. Соловейчик СЛ. Человек свободный. -«Первое сентября», 19 июля 1997. - №75.

10. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти т.т. Т. 1. - Киев, ] 979.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ Н РАЦНОНАЛЬНЫИ ВИДЫ УЛЫБКИ: СЕМАНТИКА И

ПРАГМАТИКА

Чыпсымаа О.О.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE EMOTIONAL AND RA TIONAL TYPES OF SMILE: SEMANTICS AND PRA GMA TICS

Chypsymaa O.O.

Tuvan state university. Kyzyl

Данная статья посвящена лингвистическому описанию языковых средств немецкого языка, репрезентирующих эмоциональный и рациональный виды улыбки. Предметом исследования являются ситуации улыбки, описанные в произведениях художественной литературы немецкоязычных авторов.

Ключевые слова: концептуализация, аксиология, эмоциональная оценка, рациональная оценка

This article gives linguistic description to the phenomenon of Smite in the German language. According to lexical means of Smile and various situations of Smile two types of Smile are considered: emotional and rational.

Key words: conceptualization, estimation, emotional valuation, rational valuation.

Актуальность исследования обусловлена поиском новых путей изучения функционирования языковых средств в лингвокультурологическом. социолингвистическом и прагмалингвистическом аспектах. Нами были изучены и системно проанализированы научные труды, объектом исследования которых стал феномен улыбки. Из аналитического обзора теоретического материала в различных областях научного знания было установлено, что психофизиологическая природа порождения улыбки зависит от субъективированной семантики, выведенной в процессе восприятия и осмысления отражаемых объектов действительности 11. с. 8].

Правильное концептуальное восприятие улыбки непосредственно зависит от логико-семантической связи мышления, эмоции и физиологии человека. Н. Бишоф, изучая данную логико-семантическую зависимость сигналов различной природы внутренней системы человека, сформулировал принцип семантической дополнительности (Prinzip der semantischen Komplementarität) [6, с. 122], согласно которому любые органические процессы, происходящие в центральной, периферийной, нейронной и других системах человека имеют семантику как когнитивного, так и интенционального характера [6].

Схема 1

ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССОВ ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (представлена на основе принципа семантической дополнительности, сформулированной II. Бишофом)

УРОВЕНЬ ПЕРЕДАЧИ

УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ СОЗНАНИЕ

УРОВЕНЬ ОСМЫСЛЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП УЛЫБКИ

«т шт

Процесс отражения

Процесс обратного отражения _

Разнообразие семантических типов улыбки (счастливая, искренняя, неискренняя, усталая, кокетливая и т. д.) отражает содержание полученных человеком знаний в процессе когнитивной деятельности, что указывает на существующую связь органических процессов внутренней системы человека (эмоций, физиологических процессов) с процессом концептуализации.

В ходе исследования было установлено, что к числу системообразующих языковых характеристик улыбки относится фактор оценочное™. В немецком языковом сознании улыбка выступает важным аксиологическим элементом коммуникации. Смысловое многообразие когнитивных признаков концепта LÄCHELN позволяет выделить в структуре данного концепта два вида улыбки: эмоциональную и рациональную. В соответствии с данной аксиологической концептуализацией улыбки были выделены языковые средства репрезентации эмоциональной и рациональной улыбки. В этой связи было определено, что эмоциональная улыбка реализуется лексемами: lachein, (an-, zu-) belächeln, das Lächeln, которые могут выступать в качестве контекстуальных синонимов и предполагать наличие эмоциональной улыбки; эмотивно-оценочными языковыми единицами Freude, Glück, Freundlichkeit, Lust, Liebe, выражающими эмоции и эмоциональные состояния; и glänzen, leuchten, strahlen, sich freuen, имплицитно указывающими на улыбку. Рациональная улыбка реализуется лексемами: lächeln, schmunzeln, grinsen, das Lächeln, das Schmunzeln, das Grinsen; и имплицитными эмотивно-оценечными единицами, указывающими на улыбку: spotten, höhnen, hohnsprechen, которые инкорпорируют субъективно-отрицательную оценку семами Ironie, Verachtung, Skepsis, Hohn, Spott.

Когнитивный анализ эмоциональной и рациональной видов улыбки показал, что каждый из этих видов улыбки выражает определенное отношение /оценивание действительности в той или иной создавшейся ситуации. Эмоциональная оценка имеет целью воздействовать на эмоциональное состояние адресата, вызвать у него определенную эмоцию; а оценки, где превалирует рациональный аспект, где высказывается мнение об объекте, рассчитаны на то, чтобы адресат согласился с оценочным суждением говорящего. Рациональная оценка события предполагает оценочное суждение, которое выводится с опорой на логические операции ума, и включает эксплицитно или имплицитно в

высказывание оценочную сему «хорошо -плохо».

В связи с выражением этого определенного отношения выстраиваются тактики коммуникативного поведения человека в ситуации улыбки. Установлено, что основной прагматический потенциал улыбки в ситуациях межличностного взаимодействия заложен в реализуемых улыбкой коммуникативных тактиках: выражения радости, счастья, симпатии, согласия, одобрения; самопрезентации, установления контакта; погашения и разжигания конфликта Анализ эмпирического материала позволил установить, что ситуации улыбки с разными коммуникативными намерениями характеризуются использованием совершенно разных языковых тактик, языковых средств.

Рассмотрим пример (1), в котором описывается ситуация эмоциональной улыбки

(1) «Pat», sagte ich, als sie fort war, und nahm sie fest in die Arme, «es ist wunderbar, nach Hause zu kommen und dich hier zu finden. <...> Wenn ich das letzte Stück der Treppe emporsteige und die Tür aufschließe, habe ich stets Herzklopfen, dass es nicht wahr sein konnte».

Sie blickte mich lächelnd an. Sie antwortete fast nie, wenn ich ihr so etwas sagte. < > Sie bekam nur strahlende, glückliche Augen, und damit sagte sie mehr als mit noch so vielen Worten [9, c. 248].

В данном примере описывается счастливое приподнятое настроение Роббер-та, главного героя романа Э. М Ремарка «Три товарища». Актуализация признаков Glück, Liebe, объективирующих концепт LÄCHELN, свидетельствует об

эмоциональной улыбке, которая является составляющей позитивных эмоций и эмоциональных состояний. Ситуация эмоциональной улыбки представлена как система эпистем, которая предполагает взаимную связь двух фактов, явлений, т.е. один факт сигнализирует о другом: эмоция радости, счастья предполагает эмоциональную улыбку. Эмоциональная улыбка реализована лексемой lächelnd, эмотивно-оценочными единицами wunderbar, Herzklopfen, strahlend, glücklich.

В семантике lächelnd эмоциональная оценка заложена эмотивной семой 'внешнего выражения положительной эмоции'. Эмотивно-оценочные единицы с эмотивным потенциалом в сочетаниях es ist wunderbar, dich hier zu finden, habe ich Herzklopfen; blickte mich lächelnd an\ strahlende, glückliche Augen выявляют в их семантике доминантный эмоциональный компонент «чудесный, счастливый»,

ВЕСТНИК Тувинского государственного университета

2012/1

который сигнализирует О положительных эмоциях, состояниях, проявлениях искренности, счастья в ситуации улыбки. Эмоционально окрашенные прилагательные {wunderbar, strahlend, glücklich) имеют значение, сводящееся к чувственному образу, единому перцептивному комплексу, к ситуации, и тем самым фиксируют самую высокую степень абстракции — оценку.

Эмоциональная оценка определяется как отношение субъекта к происходящей действительности — коммуникативной ситуации, к партнеру по коммуникации, к своим высказываниям и действиям, и к высказываниям и действиям партнера, что выражается в коммуникативных тактиках. В рассмотренной прагматической ситуации улыбка реализует тактику выражения счастья, радости, что в составе с языковыми тактиками (выражение экспрессива) в целом репрезентирует эмоционально воздействующую стратегию. Говорящий посредством речевого акта экспрессива (es ist wunderbar, nach Hause zu kommen und dich hier zu finden. Wenn ich das letzte Stück der Treppe emporsteige und die Tür aufschließe, habe ich stets Herzklopfen, dass es nicht wahr sein konnte), в котором использует тактику восхищения и экспликации своего внутреннего эмоционального состояния радости, счастья, воздействует на эмоциональное состояние слушающего. Референтная ситуация счастья имеет языковую актуализацию в речи говорящего: 'es ist wunderbar, ich habe stets Herzklopfen'. Данный акт экспрессива относится к группе косвенных речевых актов, т.к. косвенно осуществляет иллокутивную цель декларатива. Говорящий заявляет о том, какую важную роль играет адресат в его жизни: 4es ist wunderbar, nach Hause zu kommen und dich hier zu finden. <... > Wenn ich das letzte Stück der Treppe emporsteige und die Tür aufschließe, habe ich stets Herzklopfen, daß es nicht wahr sein konnte'.

Перлокутивный эффект на адресата речи, реализованный улыбкой в тактике выражения счастья, состоит в благоприятном изменении эмоционального фона адресата, что укрепляет установившиеся отношения между партнерами. Оценочное значение улыбки в данной ситуации маркировано знаком «+» и, соответственно, усиливает признак «хорошо» в совершаемом невербальном экспрессивном акте, что определяет положительный характер эмоций, чувств, состояния - радости, счастья, влюбленности, тем самым, оказывая эмоционально положительное воздействие на говорящего.

Другой пример (2) описывает ситуацию рациональной улыбки.

(2) Wie sie jetzt beide zitterten vor ihm, wie sie Angst hatten, der Baron und sie, vor jeder Stunde des Zusammenseins, dem unbarmherzig harten Griff seiner Augen! Je unbehaglicher sie sich fühlten, in um so satterem Wohlbehagen beglänzte sich sein Blick, um so herausfordernder wurde seine Freude. Edgar quälte die Wehrlosen jetzt mit der ganzen, fast noch tierischen Grausamkeit der Kinder <...> die Mutter verlor immer wieder die Beherrschung. Für sie war es eine Erleichterung, ihn anschreien zu können. < >

Edgar lächelte nur immer, lächelte, den Kopf ein wenig schief zur Seite gelegt. Er wusste, dass dieses Schreien Verzweiflung war, und empfand Stolz, dass sie sich so verrieten. Er hatte jetzt einen ganz ruhigen Blick, wie den eines Arztes. Früher wäre er vielleicht boshaft gewesen, um sie zu ärgern, aber man lernt viel und rasch im Hass [10].

В данном примере улыбка (в большей степени ухмылка) ребенка, эксплицированная в языке лексемой lächeln, определяется как рациональная. Рациональная улыбка ребенка направлена на отрицание действительности, в которой, как ему кажется, существуют отношения между бароном и его матерью. В этой связи в оценочной структуре lächeln содержится рационально-оценочное суждение «плохо». Рационально-оценочное значение предиката lächeln с оценочной семой «плохо» определяется с учетом его семантического окружения, представленного аксиологическими предикатами: zittern; Angst haben; quälen, которые манифестируют в их содержании первичное оценочное значение «плохо». Оценочный потенциал предиката lächeln в случаях отрицательного суждения реализуется также единицами unbarmherzig harter Griff; tierische Grausamkeit; viel und rasch im Hass. Преобладающее большинство перечисленных оценочных единиц в адъективно- и адвербиально-субстантивных сочетаниях конкретизируют в семантике улыбки компонент рационального отношения, который характеризует реальную действительность оценкой «плохо».

Негативное отношение, создавшееся между участниками ситуации, определяет конфликтную ситуацию. Желание ребенка продуцировать конфликтогенную обстановку представлено посредством реализации тактики разжигания конфликта, которая на вербальном уровне выстраивается рядом языковых тактик. Характерной тактикой для развития конфликтогенной обстановки является тактика включения ложных

восприятий о личностных качествах и действиях партнера-оппонента. В рассматриваемой ситуации Эдгар возвеличивает свои личностные качества и негативно воспринимает и. возможно, неправильно интерпретирует действия матери. Тактика выражения самопревосходства в языке актуализирована синтаксическими конструкциями: unbarmherzig harter Griff seiner Äugen; in um so satterem Wohlbehagen beglänzte sich sein Blick. um so herausfordernder wurde seine Freude; empfand Stolz; Er hatte jetzt einen ganz ruhigen Blick; man lernt viel und rasch im Hass. Тактика включения ложных восприятий о действиях матери заложена в синтаксических конструкциях die Mutter verlor immer wieder die Beherrschung; Für sie war es eine Erleichterung, ihn anschreien zu können; Er wusste, dass dieses Schreien Verzweiflung war. Использование глагола ментальной сферы 'wusste' усиливает бескомпромиссность и уверенность суждений Эдгара относительно его матери. Тактика наращивания конфликтной напряженности в языке выражена синтаксической конструкцией: Edgar lächelte nur immer, lächelte, den Kopf ein wenig schief zur Seite gelegt. Ha длительный, нарастающий характер напряженности указывает наречие nur immer и неоднократное повторение лексемы lächeln, что обостряет восприятие негативного настроения, свидетельствующего о намеренной конфликтной установке со стороны Эдгара Его рациональная улыбка коррелируя с признаками Grausamkeit, Hass. Aggression, подкрепляет намерение пролонгировать межличностный конфликт, что естественным образом является нарушением базисных ценностей и социальных норм. Его улыбка наполнена

всеми испытываемыми им чувствами, которые выражены субстантивными атрибутами Freude, Grausamkeit, Stolz, Hass. Эмоция радости достигнута за счет рационально просчитанных действий, ходов.

Анализ эмпирического материала показал, что к числу системообразующих языковых характеристик улыбки относится фактор эмоциональности и рациональности, что выбор интра- и экстралингвистических тактик, влияющих на развитие коммуникативной ситуации, определяет выбор языковых средств выражения улыбки.

Литература:

1. Андреева. Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. - М. : Наука, 2003. - URL : http//www. i-u .ni/biblio/archi ve/andree va (дата обращения : 05.12.2009).

2. Данилова, H.H. Психофизиология. / H.H. Данилова. - M. : Аспект Прогресс, 2000. - 376 с.

3.Нэпп, М. Невербальное общение. / М. Нэпп, Дж. Холл. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 512 е.: ил.

4. Сеченов, И.М. Физиология нервной системы: избранные труды // И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Н Е. Введенский. - М.: Государственное изд-во медицинской литературы, 1952. - 1007 с.

5. Экман, П. Психология лжи. / П. Экман. -СПб, : Питер, 2000. - 272 с.

6. Bischof, N. Psychologie [Electronic resource] : ein Grundkurs für Anspruchsvolle / N. Bischof. - 2009. -URL http//www.amazon.de/gp/search?index (дата обращения : 25.05.2010).

7. Horstmann. Vom Lächeln. Ein Beitrag zur Physiologie und Pathologie der Ausdnicksbevvegungen [Text] / Horstmann // European Neurology. - 1937. - Vol. 95, Ks 5-6. -S. 325-333.

8. Izard, C.E. Human emotions [Text] / C.E. Izard. - New York: Plenum, 1977.

9. Remarque - Remarque, E.M. Drei Kameraden [Text] учебное пособие / E.M. Remarque//Автор-составитель Г.Г. Зиброва. - M.: НВИ -Тезаурус,2001.

10. Zweig - Zweig, St. Brennendes Geheimnis [Electronic resource], - URL : http://www.pgdp.net (дата обращения : 11.05.2004).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.