Научная статья на тему 'Эмоциональный, абстрактно-логический и вербальный интеллект в контексте проблемы социализации молодых людей'

Эмоциональный, абстрактно-логический и вербальный интеллект в контексте проблемы социализации молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
853
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ABSTRACT-LOGICAL INTELLIGENCE / VERTBAL INTELLIGENCE / SOCIALIZATION / ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шемякина Т. П., Богомаз С. А.

Достижение молодыми людьми высокой степени социализации в большей степени обусловлено уровнем развития их эмоционального интеллекта, чем абстрактно-логического и вербального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шемякина Т. П., Богомаз С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL, ABSTRACT-LOGICAL AND VERBAL INTELLIGENCE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF YOUNG PEOPLE'S SOCIALIZATION

The findings of this research show that the young people's achievement in high-level socialization is mostly detemiined by high development of thek emotional intelligence гайюг than the development of thek abstract-logical and vertbal intelligence

Текст научной работы на тему «Эмоциональный, абстрактно-логический и вербальный интеллект в контексте проблемы социализации молодых людей»

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Т.П. Шемякина, С.А. Богомаз (Томск)

Аннотация. Достижение молодыми людьми высокой степени социализации в большей степени обусловлено уровнем развития их эмоционального интеллекта, чем абстрактно-логического и вербального.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, абстрактно-логический интеллект, вербальный интеллект, социализация, адаптивность.

Во времена социальных катаклизмов, экономических кризисов и нестабильности, стремительного роста общественных изменений нарушаются привычные для человека темп и ритм жизни. Более того, в подобную пору могут быть изменены ценности и приоритеты в обществе, отменены одни виды деятельности людей и введены другие. Все это можно наблюдать в современной России [8]. Для многих россиян характерна неуверенность в завтрашнем дне, многие из них испытывают трудности в приспособлении к новым требованиям, предъявляемым различными нестандартными ситуациями, возникающими в новых социально-экономических условиях. Вместе с тем эти же условия способствуют появлению и качественно новых для человека возможностей в реализации потребностей и индивидуальных устремлений. Отражением этого, в частности, являются развитие предпринимательства и различных форм бизнеса, появление новых социальных практик и интенсивное внедрение различных инновационных технологий во все сферы российского общества. Можно предположить, что такое качественное многообразие новых общественных реалий, характерных для России, неизбежно изменяет и характер процесса социализации молодых людей.

Традиционно социализация рассматривается как процесс становления личности, основанный на постепенном усвоении человеком культурных ценностей, приобретении социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношение с обществом и способствуют приобретению собственной роли в обществе [1]. Такое определение, по нашему мнению, более соответствует обществу, функционирующему в стабильном режиме, и личности, природа которой расценивается как пассивная. В ситуации же трансформации общества, сопровождающейся нерегулируемым и слабо прогнозируемым изменением системы ценностей, норм и правил, представляется, что молодым людям абсолютно не ясно, что «усваивать», а что отторгать.

Думается, что более продуктивно понимать социализацию, основываясь на высказывании Джона Равена, утверждающего, что в процессе социализации, ориентированной на будущее, молодые люди

формируют ценности и способы поведения, характерные для тех групп, в которые они позднее войдут [9]. Это высказывание подчеркивает связь социализации с будущим и предполагает активную (субъектную) природу личности.

С этим согласуется мнение А.И. Кравченко о том, что в современных условиях общество предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным. Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления: в обновлении, каждодневном поиске решений как общественных, так и личных проблем. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество, он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления [11].

Атрибуция свойства активности человеку, вовлеченному в процесс социализации, в ходе которого он выбирает будущие групповые ценности и формы поведения, влечет за собой необходимость признания важности интеллекта, понимаемого как механизм организации ментального опыта для осуществления этого выбора [13]. Однако открытым остается вопрос, какие интеллектуальные способности могут оказаться ведущими для интеллектуальной операции выбора юношами и девушками желаемых форм поведения. С нашей точки зрения, интересной и важной представляется оценка роли абстрактно-логического, вербального и эмоционального компонентов интеллекта для достижения высокого уровня социализации современных молодых людей.

Следует пояснить, что привлечение нашего внимания к эмоциональному интеллекту было обусловлено тем, что в процессе социализации психологи традиционно выделяют три сферы становления личности: деятельность, общение и самосознание. Эти сферы взаимосвязаны между собой: общение в процессе деятельности обеспечивает взаимодействие между людьми, что в свою очередь развивает самосознание личности [1]. Взаимодействие человека с другими людьми, как

нам представляется, становится эффективным в том случае, когда он обладает некоторой долей понимания причин собственных эмоций, а также эмоций партнеров по общению (своеобразная эмоциональная компетентность). Способность к пониманию эмоций, по нашему мнению [12, 4], во многом может детерминировать успешность социализации молодых людей. К.Д. Ушинский, подчёркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает» [6, с. 17].

В основе понимания эмоций и эмоциональных состояний лежит эмоциональный интеллект, являющийся сравнительно новым предметом изучения в психологии. Этот термин был введен американскими психологами П. Сэл овеем и Дж. Майером в 1990 г., но наибольшую известность он приобрел после издания книги Даниеля Г оулмена «Emotional intelligence», вышедшей в свет в 1995 г. Эмоциональный интеллект (ЭИ) в широком смысле - это способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. Причем имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей [2]. Подчеркивая специфическую роль ЭИ в жизнедеятельности человека, Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин. пишут, что у человека с высоким ЭИ эмоции являются существенным компонентом принятия решений в реальной жизни, а у человека с низким ЭИ эмоции нарушают контроль за поведением, приводя к необдуманным, импульсивным действиям [10]. Мы предположили, что степень развития ЭИ у молодых людей, наряду с уровнем развития абстрактно-логического интеллекта, можно рассматривать в качестве интраличностного фактора, определяющего эффективность процесса социализации.

Для подтверждения этого предположения было организовано и проведено специальное исследование, в котором принимали участие студенты млад-

Результаты обследования

ших курсов психологического факультета (возраст от 17 до 21 года). Об уровне их социализации судили по величинам показателей методики Социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда. Кроме того, студенты выполнили хорошо зарекомендовавшую себя в наших исследованиях интеллектуальную методику «Краткий отборочный тест» (КОТ), позволяющую оценить суммарный показатель интеллектуальной результативности, абстрактно-логическую составляющую интеллекта и еще некоторые интеллектуальные показатели. С использованием методики «Анаграммы» у обследуемых были определены вербальные способности. Для оценки уровня эмоционального интеллекта был применен опросник Н. Холла [7]. Результаты статистической обработки психодиагностических показателей представлены в табл. 1.

Учитывая среднее значение, нижний и верхний квартили Интегрального показателя адаптации, мы из числа обследуемых студентов образовали три группы - с минимальной, средней и максимальной степенью выраженности социально-психологической адаптации. Сравнительный анализ этих групп (использовался метод ANOVA-MANOVA) не выявил значимых различий между ними по суммарному показателю интеллектуальной результативности, а также по показателям абстрактно-логического интеллекта и вербального интеллекта. Значимые различия между группами обследуемых выявились по суммарному показателю эмоционального интеллекта; наблюдалась отчетливая закономерность: группа с максимально выраженной социальной адаптацией отличалась высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, а группа с минимальной степенью адаптации - низким (табл. 2).

Корреляционный анализ подтвердил наблюдаемую закономерность: суммарный показатель эмоционального интеллекта оказался положительно связан с показателем адаптивности и с интегральным

Т а б л и ц а 1

удентов младших курсов

Показатели Количество обследуемых, чел. Среднее значение, баллы Нижний квартиль, баллы Верхний квартиль, баллы Среднеквадратичное отклонение, баллы Ошибка среднего, усл. ед.

Адаптивность 230 146 138 156 14,5 0,96

Дезадаптивность 230 76,3 61 90 24,4 1,61

Интегральный показатель адаптации 230 66,3 60,9 71 8,42 0,56

Суммарный показатель интеллекта 159 23,6 21 26 4,55 0,28

Абстрактно- логический интеллект 159 14,1 12 16 2,62 0,21

Вербальный интеллект 165 15,6 14 18 3,02 0,23

Эмоциональный интеллект 157 34,3 23 48 19,9 1,59

Т а б л и ц а 2

Средние значения интеллектуальных показателей, баллы

Показатели Группа с минимальной адаптированностью (п = 37) Группа со средней адаптированностью (п = 40) Группа с максимальной адаптированностью (п = 43)

Суммарная результативность 22,4 24,7 22,3

Абстрактно-логический интеллект 13,9 14,7 13,6

Вербальный интеллект 15,0 16,1 15,2

Эмоциональный интеллект 25,1 34,7 45,5*

* - межгрупповые различия достоверны при р = 0,000.

показателем социальной адаптации (г = 0,442; р = 0,000 и г = 0,406; р = 0,000 соответственно), но был отрицательно связан с показателем дезадаптивности (г = -0,319; р = 0,000; п = 149). С этими показателями методики «Социально-психологическая адаптация» значимо не коррелировали ни суммарный показатель интеллектуальной результативности, ни показатели абстрактно-логического и вербального интеллекта. Следует отметить, что выявленные закономерности не зависели от пола обследуемых.

Не было обнаружено также значимой взаимосвязи между суммарным показателем эмоционального интеллекта и показателем абстрактно-логического интеллекта обследуемых, что свидетельствует в пользу независимости, самостоятельности этих двух видов интеллекта. Вместе с тем выявилась тенденция связи показателя эмоционального интеллекта с показателем вербального интеллекта (г = 0,261; р = 0,062) и его положительная связь с суммарным показателем интеллектуальной результативности (г = 0,255; р = 0,008; п = 108). Данная корреляция, скорее всего, объясняется тем, что часть тестовых заданий методики КОТ направлена на оценку вербального интеллекта и общей эрудированности. По результатам выполнения студентами заданий удается проследить связь между показателем эмоционального интеллекта и суммарным показателем интеллектуальной результативности. О том, что эмоциональный интеллект не абсолютно «оторван» от общих интеллектуальных способностей, свидетельствуют его взаимосвязи с такими показателями, как гибкость мышления и внимание, диагностируемые с помощью методики КОТ (г = 0,204; р = 0,025 и г = 0,280; р = 0,004, соответственно). Тем не менее необходимо отметить, что сами эти интеллектуальные показатели не коррелируют с показателями социальнопсихологической адаптации.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что лишь эмоциональный интеллект молодых людей оказывается значимо связанным со степенью их социальной адаптации и может вносить вклад в достижение высокого уровня соци-

ализации. Напротив, абстрактно-логический интеллект в проводимых нами исследованиях неоднократно демонстрирует несущественную роль в обеспечении адаптации [3]. В качестве возможных причин отсутствия связи между показателями абстрактнологического мышления и адаптивностью можно назвать специфику выборки (студенты-психологи юношеского возраста), а можно подумать и об уменьшения «нагрузки» на абстрактное мышление студентов при одновременном росте такой «нагрузки» на эмоциональный интеллект (большое число разнообразных коммуникаций). Современная жизнь, по нашему мнению, становится по своей природе все в большей мере коммуникативной и в ней все большую значимость приобретают переживания человека. Как считает немецкий социолог Герхард Шульце, современное общество превратилось в «общество переживания» (которое пришло на смену «обществу потребления»), что означает возрастание ценности собственной эмоциональной жизни и эмоциональной жизни другого человека. Сейчас социальная адекватность человека оценивается не мерой его адаптированности, а качеством жизни как субъективным параметром [5].

В условиях хронического дефицита времени юношам и девушкам для достижения высокого уровня социальной успешности объективно необходимы развитые способности понимания нюансов эмоций других людей, умение управлять собственным эмоциональным состоянием и воздействовать на эмоциональное состояние других. Это позволит им эффективно организовать взаимодействия с другими людьми и достигать значимых личностных целей не за счет эгоистичного поведения, а за счет адекватных, доброжелательных и диалогично-ориентированных отношений с участниками коммуникации. В контексте этих рассуждений можно ожидать, что эти способности и умения, связанные с феноменом эмоционального интеллекта, в конечном итоге и могут выступить в качестве одной из ведущих причин достижения молодыми людьми высокого уровня социализации.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №05-06-06014а

№ 24

Сибирский психологический журнал

2006 г.

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.

2. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Тезисы докладов Шестой ежегодной научно-практичес-

кой конференции «Женщина. Образование. Демократия». http://humanities.edu.ru/db/msg/44462

3. Богомаз С.А. К проблеме соотношения интеллектуальной и смысловой систем регуляции жизнедеятельностьи // Психология спо-

собностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружининаг. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 259-264.

4. Гладких А.Г. Влияние эмоционального интеллекта молодых людей на уровень их адаптивности и степень социализации //

IX Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века». СПб., 2006 (в печати).

5. Драгунская Л.С. Маркс, Достоевский, Фрейд: три антропологических проекта. Электронный ресурс: http:/courier.com.ru/homo/

ho0200drag.htm

6. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2005. 479 с.

7. Макаренко О.В., Гладких А.Г., Богомаз С.А. Особенности эмоциональной сферы людей склонных к манипулированию // Актуаль-

ные проблемы современной социальной психологии / Под ред. А.И. Егоровой. Якутск, 2005. С. 54—61.

8. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 4. С. 5—21.

9. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Когито-Центр,

2001. 142 с.

10. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: Проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. № 17. С. 3—23.

11. Соловьева Т.И. Социальные процессы как объект социального познания // Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки. 1987. № 3. С. 43.

12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2000. 490 с.

13. Холодная М.А. Психология интеллекта: Ппарадоксы исследования. Москва; Томск, 1997. 274 с.

EMOTIONAL, ABSTRACT-LOGICAL AND VERBAL INTELLIGENCE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF YOUNG PEOPLE’S SOCIALIZATION Shemyakina T.P., Bogomaz S.A. (Tomsk)

Summary. The findings of this research show that the young people’s achievement in high-level socialization is mostly determined by high development of their emotional intelligence rather than the development of their abstract-logical and verbal intelligence.

Key words: emotional intelligence, abstract-logical intelligence, verbal intelligence, socialization, adaptability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.