Научная статья на тему 'Эмоциональные установки менеджеров в групповом принятии решений'

Эмоциональные установки менеджеров в групповом принятии решений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / СТИЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / STYLE OF EMOTIONAL REGULATION / ГРУППОВОЕ РЕШЕНИЕ / GROUP DECISION / EMOTIONAL SETTINGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарабакина Л.В.

Эмоциональные установки рассматриваются как неосознаваемый компонент в целостном опыте эмоциональной регуляции менеджера, определяя его готовность к согласованности или конфликтности в условиях группового принятия решений. Автор дает типологию стилей эмоциональной регуляции менеджеров как неотъемлемой части отношений внутри групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the emotional attitudes as an unconscious component in the holistic experience of the emotional regulation of a manager, which determine its commitment to consistency or conflict in the group decision-making. The author provides a typology of styles of emotional regulation of managers as an integral part of the relationships within groups.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные установки менеджеров в групповом принятии решений»

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ГРУППОВОМ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

Н Л.В. Тарабакина

Аннотация. Эмоциональные установки рассматриваются как неосознаваемый компонент в целостном опыте эмоциональной регуляции менеджера, определяя его готовность к согласованности или конфликтности в условиях группового принятия решений. Автор дает типологию стилей эмоциональной регуляции менеджеров как неотъемлемой части отношений внутри групп.

Ключевые слова: эмоциональная установка, стиль эмоциональной регуляции, групповое решение.

Summary. The article deals with the emotional attitudes as an unconscious component in the holistic experience of the emotional regulation of a manager, which determine its commitment to consistency or conflict in the group cedsion-making The author provides a typology of styles of emotional regulation of managers as an integral part of the relationships within groups.

Keywords: emotional settings, style of emotional regulation, group decision.

412

Производственную деятельность принято считают средой, где решения принимаются на рациональной основе. Большинство компетентностей и требований к организационному поведению и служебной деятельности относятся именно к категории когнитивных способностей. Психология мышления и психология эмоций по-прежнему в современной социальной психологии исследуются в абстракции друг от друга. Хотя в настоящее время интерес исследователей к эмоциональной сфере представляет собой постепенно развивающуюся тенденцию. К сожалению, эмоции довольно часто отождествляются всего лишь с поведенческими средствами воздействия на другого человека, например, стереотипно усвоенными моделями агрессивного поведения, свойственного людям, которые, в

общем-то, и не являются носителями социальных интересов и способными к глубоким личностным переживаниям.

Эмоции являются неотъемлемой частью отношений внутри групп. По Рубинштейну, всякое действие и любая активность человека имеют внешнюю выразительность. Мимика, пантомимика человека могут «выдавать» для окружающих людей эмоционально-ценностное отношение к делу участника совместной деятельности, к предлагаемым решениям и к конкретным участникам полисубъектной деятельности [1]. Внешняя выразительность может иметь многоаспектный смысл. Она, несомненно, открыта для внешнего мира и неосознанно воспринимается другими участниками групповой работы, обретая огромный потенциал воздействия на группу, инициируя динамику ее творческого ресур-

Преподаватель XX

4 / 2013

са. Кроме того, эмоциональная выразительность направлена на себя, активизируя эмоциональное напряжение и внутренний ресурс творчества, а отсутствие ее энергии блокирует творческий вклад субъекта в совокупный продукт деятельности. Выразительная эмоциональность может обрести также самостоятельность своего функционирования, так как человек с раннего детства открывает ее действенную силу и может успешно осваивать их как инструмент манипулирования. Особо важным последствием принятых несогласованных групповых решений является то, что эмоциональная память, являясь самым прочным ее видом, фиксирует негативное отношение к тем или иным участникам групповой деятельности настолько прочно, что любые напоминания в дальнейшем актуализируются и в полном объеме сохраняют конфликтные отношения и блокируют согласование групповых решений.

Организующая функция позитивных эмоций в согласованных действиях и реализации совместных задач обсуждалась в психологической литературе неоднократно. Утверждается, что именно сильные эмоции (социальные интересы или йоу-эффект) вдохновляют творческие силы людей, направляя групповые усилия в одном направлении. Между тем в современном мире наблюдается обратная тенденция, объясняющая современные особенности развития социально-психологической зрелости людей (или ее стагнацию). Она заключающаяся в неуклонном росте социальных страхов, в неравновесности и в доминирующей асимметрии негативно окрашенных эмоций, поддерживающих стиль конфликтного поведения. Эти обстоятельства предопределяют становление инте-гративного чувства катастрофичности происходящих событий, дезориентиру-

ют в социально-экономических прогнозах, в соблюдении этических норм и провоцируют на проявления недоверия и разрыв делового взаимодействия.

Целью настоящей статьи является рассмотрение обсуждаемой проблемы и изучение влияния эмоциональных установок на стиль эмоциональной регуляции и принятие решений в групповой работе менеджеров в условиях межличностного сопротивления и противостояния целей. Предполагается, что тип эмоциональной установки, хотя и не осознается человеком, но, тем не менее, предопределяет эмоциональный стиль поведения: творческий (личност-но-конструктивный), кризисный или конфликтный. Именно личностно-кон-структивный стиль эмоциональной регуляции порождает эмоциональную креативность группы в целом, которая обусловлена потенциалами дивергентного мышления ее субъектов, или ригидность в принятии сложных групповых решений, неспособную к преодолению отягощенности смысловых подтекстов и столкновения интересов.

Эффективные менеджеры, участвующие в принятии групповых решений, озабочены не только результатом принятого решения, но и необходимостью поддержания психологической безопасности для всех участников организационного пространства. Оптимальное общение и бесконфликтный стиль поведения в принятии групповых решений можно рассматривать в качестве важнейшего показателя эффективной деятельности менеджеров. Деятельность менеджеров имеет стрессовый характер, поскольку осуществляется в ситуациях с непредсказуемым исходом и сопряжена с повышенной ответственностью за принятие групповых решений. Современным менеджерам, несомненно, необхо-

413

414

димо помогать учиться работать в группах и принимать решения бесконфликтно с учетом разных целей и интересов субъектов группового задания.

В психологии достаточно популярны биполярные измерения эмоций. Однако, как подчеркивает А.А. Горбатков, в данном подходе к измерениям эмоций важная информация достаточно часто утрачивается, либо оказывается трудной для практического использования. В результате биполярные измерения исследователи дополнили показателем эмоционального баланса. В тех случаях, когда прежние результаты биполярных измерений оказывались сходными, введение показателя эмоционального баланса как интегральной (или аддитивной) величины показывает существенную дифференциацию первичных данных. С учетом поставленной задачи и принятия идеи о нелинейном характере зависимости деятельности от комплекса переживаемых эмоций А.А. Горбатков предложил новую модель измерения эмоций в контексте успешности деятельности. Авторская модель Горбаткова включает следующие показатели измерения эмоций: интегративный уровень положительных эмоций; интегративный уровень отрицательных эмоций; эмоциональный баланс (соотношение уровней); интегральная величина уровней [2]. Данный подход, несомненно, является новым шагом в измерениях связи успешности деятельности и эмоций. Однако, на наш взгляд, данная модель также не лишена признаков механистического подхода к интерпретации сложности эмоциональной регуляции, пониманию детерминант ее происхождения. Она, прежде всего не учитывает ее социально-психологическую обусловленность и условия становления эмоциональной зрелости.

В становлении эмоционального опыта и эмоциональной регуляции поведения особое значение имеет эволюция чувственно-образного, дорефлек-сивного, довербального слоя психики, освоение которого происходит в условиях первичной социализации. Эмоциональная информация присутствует для человека в речи другого, в ее музыкальной тональности, в позах. Опыт воздействия запахов, аудио и визуальных стимулов определяет становление у человека эмоционального слуха. Основой эмоционального слуха является тонкий анализ и готовность к различению тембральных, динамических и интонационных особенностей речи, характерных для той или иной эмоциональной окраски переживаний и ее нюансов [3]. Именно чувственный опыт (как первичный, непосредственный и неосознаваемый жизненный опыт) помогает человеку наиболее адекватно воспринимать и тонко дифференцировать эмоциональное сопровождение жизненных ситуаций и интерпретировать внутренний мир другого человека. Реальность свидетельствует, что быстрее всего в общении прочитываются эмоции и копируются те или иные типы их проявления как уже известные образцы эмоционально-поведенческого взаимодействия и воздействия.

По мере обретения социального опыта эмоциональная сфера человека становится системно организованной Эмоции являются процессами сквозными, функционирующими в единстве с другими психическими процессами (мышлением, творчеством, восприятием, волей и др.). Встреча с одними объектами или людьми доставляет радость и инициирует творчество, с другими - тревогу, блокирует творческие инициативы и смелость решений. Современная когнитив-

Преподаватель ^

4 / 2013

ная психология сосредоточила свои усилия на исследованиях эмоционального интеллекта, эмоциональном лидерстве как предикторах, имеющих особую значимость для успешности деятельности. Однако дифференциация поведенческих стилей получена по результатам вопросников, ответы на которые адресованы к сознанию, к когнитивным процессам. Включенность процессов когнитивного объяснения в возникновение атрибутивных ошибок и в эмоциональную организацию человека не объясняет предписывающую природу социальных отношений и своеобразие условий деятельности. Если человек не в состоянии ни контролировать, ни прогнозировать последствия своих действий, он автоматически выбирает одно объяснение в условиях тестирования. О системном характере связей между эмоциональными состояниями и характеристиками свидетельствуют такие описываемые в современной литературе эмоциональные симптомокомплексы, как «эмоциональное выгорание» профессионала, «эмоциональная дезадаптация» в общении, «конфликтная личность» в принятии групповых решений, «тревожный характер» в совместной деятельности, «агрессивное поведение» или «кризисный стиль поведения» по отношению к требованиям, правилам и к соблюдению предписывающих социальных норм. Ситуативные эмоции и кристаллизованный эмоциональный опыт личности тесно взаимосвязаны между собой: хроническое переживание негативно окрашенных настроений предопределяют стратегию становления «эмоциональной дезадаптации», «эмоционального выгорания» и др. Уже закрепившийся опыт хронических негативных переживаний инициирует новые социальные страхи и тревогу.

В зависимости от того, как происходила первичная социализация, во многом зависит самоизменение человека на протяжении жизни и в целом - динамика его социализированности, которая предполагает усвоение параметров ценностей, необходимых для того, чтобы состояться общественным субъектом и не только поддерживать социальные интересы, но и утверждать их новизну, эффективность, аутентичность и интеграцию. Следствием социализации можно считать происхождение у человека устойчивых поведенческих моделей, которые включают универсальные элементы институциональных требований и нормативов [4]. Каждая личность имеет свой более или менее ярко выраженный «эмоциональный стиль» или «манеру» являть свои эмоции в социальном пространстве. Есть люди, которые постоянно являют недоброжелательность и недоверие, и наоборот, есть люди, которые в любой трудной жизненной ситуации сохраняют социальный интерес к сотрудничеству и проявляют интегративное поведение. С каждым новым шагом социально-психологического развития единство эмоций с другими психическими процессами не остается постоянной величиной. Их связи, сложность и место в психологической регуляции могут представать в разном соотношении. Такая часто обсуждаемая в литературе категория эмоциональной регуляции, как страсть (сильная эмоция), может иметь как разную историю своего развития, так и границы ее социально-психологической ценности. Страсть, имеющая эгозащитный смысл, рождает всего лишь индивидуальное паранояльное поведение, разрушая социальное предназначение эмоций. В другом варианте - страсть, встроенная в великую

415

416

идею, рождает социально значимые и объединяющие мотивы и творчество, обретая огромную энергию интегратив-ного поведения, направляемого на преодоление сопротивления и заданных неблагоприятных обстоятельств.

Методическую основу нашего исследования составил комплект методик: проективная методика Е.Ю. Артемьевой для исследования глубинных эмоциональных установок в сфере социальной перцепции с использованием неверба-лизуемых геометрических фигур; методика групповой идентификации Бег-gammi&Bagozzi с использованием графических изображений отождествления субъекта с группой (восемь вариантов); методика эмоциональной креативности Эверилла в адаптации Е.А. Валуевой, позволяющая исследовать ресурс и социальную природу эмоций.

Выборку составили 76 респондентов, менеджеров и руководителей различных организаций. Отбор респондентов осуществлялся без учета ген-дерной принадлежности.

Методика Е.Ю. Артемьевой содержит универсальную часть, позволяющую реконструировать обобщенные сценарии межличностного общения. В психологии субъективной семантики исследуемая модель не предполагается заранее, а строится в процессе изучения конкретной реальности [5]. В соответствии с возможностями использования данной методики для изучения глубинной семантики межличностного общения в нашем исследовании были выделены два аспекта производственных взаимоотношений менеджеров в группах: «коллега, с которым у меня никогда не было конфликта», «коллега, с которым у меня был конфликт». Была получена также информация по темам «моя работа», «мои профессиональные способности». Спо-

собность к групповой идентификации была получена по результатам методики Beгgammi&Bagozzi. Респондентам предлагалось выбрать из набора разных вариантов свое понимание взаимоотношений с группой [6]. Опросник Дж. Эве-рилла в русскоязычной адаптации Е.А. Валуевой дает информацию об эмоциональной креативности субъекта и эмоциональной готовности к интегра-тивному поведению [7].

Результаты проведенного нами эмпирического исследования позволили выделить связь базовых эмоциональных установок с другими эмоциональными характеристиками и продуктами деятельности. Различия эмоций и настроений разных людей в одних и тех же деловых обстоятельствах влияют на то, что они вносят в эти ситуации. Были выделены три типа эмоциональных установок в сфере социальной перцепции, их связи с характеристиками групповой идентификации и эмоциональной креативностью как целостным и интегративным личностным образованием.

Обладателей I типа эмоциональных установок отличает глубинная доброжелательность и эмоционально позитивная социальная перцепция в производственной сфере. Показательно, что таких респондентов в нашей выборке оказалось 32,5%. Такие менеджеры характеризуются тем, что в процессе принятия групповых решений учитывают мнение коллег, склонны к групповому обсуждению и к демократически-либеральной стратегии в разрешении противоречий, ориентированы на групповое сотрудничество. Человек в такой модели эмоциональной регуляции оказывается способным создавать новое отношение к травмирующим раздражителям и к состояниям напряжения, не утрачивать доверительные отношения,

Преподаватель век

4 / 2013

поскольку только на основе эмоционально позитивной перцепции возможно возникновение и продолжение делового общения между людьми. Любая повседневная ситуация может оказаться проблемной. Теория эмоциональной креативности рассматривает человека как активного субъекта, целенаправленно изменяющего себя и реальность вокруг себя. Респонденты с позитивно окрашенными эмоциональными установками в социальной перцепции подтверждают зрелую групповую идентичность. Критерий Краскала-Уоллеса позволяет подтвердить вывод о статистической значимости взаимосвязи между эмоциональной окраской социального восприятия и типом групповой идентификации менеджеров. Интерес как взаимность эмоций проявляется как факт невозможности действовать в изоляции и не признавать совокупный продукт деятельности. Индивидуализация эмоционального стиля поведения обязана проявлениям творчества. Показатели по шкале «аутентичность» свидетельствуют о способности респондента использовать свои эмоции в общении и деятельности, быть искренним в их выражении. Общий показатель эмоциональной креативности (0,85) оказался высоким и свидетельствует об открытости во взаимоотношениях с людьми, дипломатичности в обсуждении проблем, ориентации на достижение компромисса и нацеленность на конечный результат. Человек с высоким уровнем развития эмоциональной креативности является дружелюбным, открытым для опыта, стремящимся в открытой и честной манере задавать проблемные вопросы.

Обладателей II типа эмоциональных установок отличает готовность к депрессивным оценкам событий и негативным оценкам в сфере социальной перцеп-

ции. Системообразующим переживанием этой группы менеджеров является страх перед социальными изменениями и непредсказуемостью социального мира. Показательно, что респонденты данной группы по теме «мои профессиональные способности» негативно их оценивают, а следовательно, не удовлетворенны результатами своего вклада в общий продукт совместной профессиональной деятельности. Такой опыт эмоциональной регуляции остается неосознаваемым для других сотрудников, для самого обладателя депрессивных эмоциональных установок, так как ни он сам, ни другие люди не могут проконтролировать ни их сущность, ни то, откуда они приходят. Посредством Уапшах-вращения было выявлено, что наиболее уязвимой зоной переживаний личности являются собственные профессиональные способности. Тревожная личность, неуверенная в уважении окружающих, способна реагировать обвинениями и упрямством в ситуациях делового сотрудничества. По результатам методики Bergammi&Bagozzi данные о групповой идентичности не всегда совпадали с данными методики Артемьевой. Графический характер взаимоотношений, предлагаемый для рефлексии в условиях методики Bergammi&Bagozzi, имеет достаточно открытый характер, а потому в подобной ситуации респонденты демонстрируют позицию «быть в середине», «быть, как большинство». В результате начинают срабатывать психологические защиты, обеспечивая доминирование социально приемлемых показателей групповых взаимоотношений по кризисному механизму функционирования. Кризисная модель функционирования эмоциональной регуляции задает определенный режим функционирования соматической, когнитивной и поведенче-

417

418

ской системам, хронически ослабляя их ресурсы. Такие профессионалы обеспечивают успех в работе, прибегая к затратным приемам психологической регуляции в условиях общения и взаимодействия, что в результате создает сбои в их работоспособности.

Обладателей III типа эмоциональных установок менеджеров отличают низкие показатели эмоциональности, которые располагаются в промежутке значений от г = (- 0.19) до г = (0,19). В нашей выборке их оказалось большинство -46% (в сравнении с двумя другими группами). Как свидетельствуют наши данные, устойчивая идентификация лиц, выявивших низкие показатели эмоциональности, с группой оказывается невозможной, так ее механизм преимущественно основан на проявлениях социальных эмоций как необходимом условии психосоциальной зрелости. Можно предполагать, что в деловых отношениях именно такие менеджеры могут использовать приемы манипулирования и даже средства моббинга (негативного воздействия на другого члена рабочей группы в социально приемлемых границах, но в корыстных целях).

Выводы. Эмоции как феномен социального бытия личности являются медиаторами в процессах группового взаимодействия менеджеров и опосредуют продукты их творческой активности. Позитивное содержание эмоциональных установок имеет не меньшее значение, чем профессиональные знания, умения и навыки.

Эмоциональные установки и эмоциональный стиль поведения не всегда тождественны друг другу. Субъект может научиться демонстрировать доверительные взаимоотношения, оставаясь внутренне эмоционально безразличным и социально незрелым, что является ба-

рьером дая психологической интеграции, проявлений творчества и инициатив группы как целостного субъекта в решении заданий высокой сложности.

В производственных взаимоотношениях люди довольно часто встречаются с обманом. Между тем важнейшим ресурсом личности в преодолении возникающего драматизма производственных обстоятельств является ее эмоциональная зрелость, социально ориентированное содержание эмоциональной направленности, которые первично представлены в глубинных структурах собственной социальной перцепции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999.

- С. 551-586.

2. Горбатков А.А. Успешность деятельности и эмоции: эскиз модели // Мир психологии. - 2002. - № 4 (32). - С. 48-64.

3. Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. - М., 1991.

4. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

5. Доценко Е.Л. Глубинная семантика межличностного общения//Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2011. - С. 133-143.

6. BergamiM.,BagozziR.P. Self-categorization, affective commitment and group self-esteem as distinct aspects of social identity in the organization // British Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 39. - Part 4. -P. 555-577.

7. Валуева ЕА. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова

- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 216-227. ■

Преподаватель

4 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.