Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / АГРЕССИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИУМ / КОРРЕКЦИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / PROBLEM / AGGRESSION / EDUCATION / SOCIETY / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрипкина С.А.

Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте играет важную роль в дошкольном образовании России как основной фактор, влияющий на множество важных показателей развитее нашего общества. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте - это многомерное явление, являющееся результатом влияния большого количества факторов, которые, воздействуют на все сферы личности ребенка, эмоциональное состояние которое выстраивает его психическую жизнь и практический опыт и мировоззрение ребенка. В данной статье понятие «эмоциональные нарушения» рассматривается с точки зрения институционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL DISORDERS IN PRESCHOOL AGE AND THEIR CORRECTION

Emotional disturbances in the preschool years play an important role in the preschool education of Russia as the main factor influencing a number of important indicators the development of our society. Emotional disturbances at preschool age are a multidimensional phenomenon resulting from the influence of a large number of factors that affect all areas of a child’s personality, an emotional state that builds up his mental life and practical experience and worldview of a child. In this article, the concept of "emotional disorders" is considered from the point of view of the institutional approach.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ»

УДК 372

Скрипкина С.А. студент магистратуры III курса ГБОУВО СГПИ Психолого-педагоги ческое образование. профиль подготовки: «Психология организационно-управленческой деятельности»

Россия, г. Ставрополь

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И

ИХ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация: Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте играет важную роль в дошкольном образовании России как основной фактор, влияющий на множество важных показателей развитее нашего общества. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте - это многомерное явление, являющееся результатом влияния большого количества факторов, которые, воздействуют на все сферы личности ребенка, эмоциональное состояние которое выстраивает его психическую жизнь и практический опыт и мировоззрение ребенка. В данной статье понятие «эмоциональные нарушения» рассматривается с точки зрения институционального подхода.

Ключевые слова: проблема, агрессия, образование, социум, коррекция, предметная среда.

UDC 372

Skripkina S.A., third year undergraduate GBOU VO SGPI Russia, Stavropol Psychological and pedagogical education Preparation profile: "Psychology of organizational and management

activities"

EMOTIONAL DISORDERS IN PRESCHOOL AGE AND THEIR

CORRECTION

Annotation: Emotional disturbances in the preschool years play an important role in the preschool education of Russia as the main factor influencing a number of important indicators the development of our society. Emotional disturbances at preschool age are a multidimensional phenomenon resulting from the influence of a large number of factors that affect all areas of a chiId's personality, an emotional state that builds up his mental life and practical experience and worldview of a child. In this article, the concept of "emotional disorders" is consideredfrom the point of view of the institutional approach.

Keywords: problem, aggression, education, society, correction.

Цели. Комплексное авторское исследование эмоциональных нарушений у детей в дошкольном возрасте. Описание основного метода коррекции эмоциональных нарушений в период дошкольного возраста, имитация различных эмоциональных состояний, которая будет

ориентирована прежде всего на предупреждение проблем и на борьбу с ее причинами в дошкольном образовании.

Результаты. По моему мнению на сегодняшний день, недостаточно ведется работа по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста, не достаточно создаются условие в дошкольных образовательных учреждениях, для формирование положительного эмоционального состояния ребенка, что является очень важным условием развития личности. Нет необходимых условий в бесплатном дошкольном образовании, помощи педагогом-воспитателем в создании благоприятных условий для эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста.

Выводы. Я пришла к выводу, что необходимо внедрить совершенно новые подходы к детям этого поколения. Я убеждена при качественной новой стратегии в образовательной системе нашей страны, возможно развитие и преодоления проблем дошкольного образования: необходимость изменения структуры отношения к эмоциональному состоянию ребенка; необходимость формировать условия для работы с детьми; развитие молодых специалистов, бесплатное повышение квалификации действующим педагогам; формирование сильного гражданского общества в регионах.

Я как работник дошкольного образовательного учреждения, все чаще сталкиваюсь с проблемой эмоционального самочувствия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении в частности. Эта проблема является одной из самых актуальных у детей, так как положительное эмоциональное состояние является очень важным условием развития личности у ребенка.

Характерная особенность дошкольного возраста составляет, его эмоциональное состояние которое выстраивает его психическую жизнь и практический опыт и мировоззрение ребенка. Мироощущение является субъективным отношением дошкольника к миру, к людям ко всему окружению в целом.

Так один ребенок в одной ситуации, проявляет - радость, согласие с миром и самим собой, дружелюбие и любознательность, полнота жизни; а другой в идентичной ситуации - проявляет чрезмерной подавленности, состояние напряженности взаимодействия, плохое настроение, плаксивость, выраженная агрессия. Из ходя из этого я пришла к выводу, что проявление субъективного переживания, его глубина и серьезность эмоции, чувств и проблем в целом, это и есть эмоциональное нарушение мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Для положительной развитии личности, современные научные данные убедительно показывают, что эмоциональный опыт ребенка может складываться как позитивно, так и негативно. Что и исходит из его личного опыта и ассоциаций определенной ситуации или его переживаний, и оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие, доверие к миру, открытость и готовность идти на контакт.

Нарушение эмоционального состояния сопутствует возникновению эмоциональных расстройств, нарушение у ребенка с социальным контактом.

Необходим баланс отрицательных и положительных эмоций, обеспечивающий поддержание психического здоровья дошкольника. Изучив психологическую литературу([1],[2],[3],[4],[5]) я подчеркнула для себя три группы нарушений в состоянии эмоциональном состоянии ребенка дошкольного возраста, и развитии личности в целом: 1) нарушение психомоторики; 2) расстройства настроения; 3)расстройства поведения.

К нарушениям психомоторики относят[5]:

1. Амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;

2. Гипомимию легкое понижение выразительности мимики;

3. Маловыразительную пантомимику.

Т.И.Бабаева выделяет, что условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться » [3. С.115]. Из этого следует, что к нарушениям в эмоциональном развитии ребенка относятся и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний личности, так как в практике работы и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, а преимущественное внимание уделяется развитию мыслительных процессов. Основная причина заключается в недостаточной освещенности вопроса об эмоциональном воздействии.

В дошкольном возрасте причины нарушение эмоционального развития разделяются на две группы: Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Особенности взаимодействия ребенка с социумом. Ребенок имеет свой личный опыт общения с миром, сверстниками, взрослыми, семьей и случается так, что этот опыт неблагоприятный: 1) в случае если ребенок постоянно подвергается отрицательным отношением со стороны взрослого, происходит вытеснение в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые, незнакомые переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего дошкольник оказывается в стрессовой ситуации. 2) Неблагоприятные отношения со сверстниками вызывают эмоциональные переживания, характерны остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев. 3) За частую все исходит из семьи, конфликты, разные требования родителей к ребенку, отрицание его интересов также вызывают у него негативную реакцию. Я выделю несколько типов родительского отношения к ребенку дошкольного возраста которые неблагоприятно влияют на эмоционального и личностного развития: гиперзабота, сверхтребовательность, непризнание, обращение с ребенком по принципу делового общения, отвержение, уклонение от общения и т.д. Под воздействием таких родительских отношений, отмечается развитее агрессии,

аутоагрессивности, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, плаксивость, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. И все абсолютно на оборот при насыщенном эмоциональном контакте с родителями в которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [4. С.82].

Так же я выделила вторую причину возникновения негативного поведения дошкольника, в влиянии предметной среды то есть игрушки, мультики, сюжет детских игр, средства массовой коммуникации вследствие нерешенности вопроса о дозировании информационного «рациона», экран становится главным «воспитателем» ребенка. Мощным импульсом социально эмоционального развития детей являются, окружение которое оказывает непосредственное влияние на поведение, эмоционального состояния и развитие личности. Во взрослом возрасте уже сформировано мировоззрение и человеку легче оценить то, что показывают, могут переключить другой канал или просто выключить телевизор, но дошкольнику сложно разделить информацию, на полезную или нет они смотрят то, что им предлагают. В результате чего происходит недоразвитие личности, первые признаки в нарушениях речи, отсутствии заинтересованности к получению новых знаний, слабой концентрации на занятии, сниженной эмоциональности, отсутствии инициативы, сопереживания и зачастую переходит все в импульсивность и ситуативность поведения, очень низкий уровень фантазии и воображения, стереотипности мышления.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы, проявляется имитацией детьми эмоциональных состояний, способствует расширению их знаний об эмоциях, дает наглядное представление, что различное настроение, переживание, эмоции выражаются в определенных позах, жестах, движениях, мимике. Это и является ведущем методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте, имитация различных эмоциональных состояний. Особенность этого метода обусловлена рядом условий:

1) активные мимические и пантомимические проявления способствуют предотвратить перерастание эмоций в патологию;

2) активная разрядка эмоций у ребенка происходит благодаря работе мышц лица и тела;

3) часто сложно найти реальные страхи и первопричину нервного состояния дошкольника, но при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и возникают яркие воспоминания о непоказанных ранее переживаниях;

4) воспроизведение ребенком эмоциональных состояний позволяет не только формировать представления детей об эмоциях, но и умение их понимать и определять, так как при освоении значения слов активизируется

эмоциональный словарь дошкольников, способствует формированию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания;

5) в социально-эмоциональном развитии дошкольника, имитация выполняет важную функцию с помощью имитации строится образ другого «я», меняется представление ребенка о самом себе. Так в обществе формируется у ребенка особое поведение принятое, одобряемого в его социальном окружении.

Эти знания и навыки позволяют ребенку контролировать собственное эмоциональное состояние, которое оказывает влияние на их самочувствие, способствует формированию психомоторики, произвольной регуляции поведения, то есть является основным методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

Изучив литературу и опираясь на свой опыт мы разделили расстройства настроения на два вида: с усилением эмоциональности и ее понижением [1]. Так к первой группе мы отнесли такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко второй группе: апатия, эмоциональная тупость [1],[5].

Гиперактивность и агрессивное поведение дошкольника мы относим к расстройствам поведения они включают: инфантильную агрессивность, пассивно или агрессивное поведение, защитную агрессию,

демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию [4],[5]. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Дети чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания родителей или сверстников. К сверстником они чаще всего используют физическую агрессию, прямую или косвенную, непосредственное нападение на другого или угрозы.

Агрессивные действия дошкольника, приносящие боль и унижение его сверстникам, не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих, а подразумевают получение удовольствия от причинения другому вреда. Дети дошкольного возраста используют в основном прямую физическую агрессию, при этом действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, чувства раскаяния совершенно отсутствуют.

Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте играют значительную роль в дальнейшем развитии личности дошкольника. Наша задача помочь ребенку справиться с его агрессией, страхами, депрессией и апатией. Для каждого ребенка важно знать, что он важен и любим для своих родителей, педагогом, близким родственникам и друзьям сверстникам. Наша задача не упустить момент и вовремя погасить все страхи у ребенка.

Использованные источники:

1. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 1999.

2. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. N0 2-3.

3. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде /

Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

4. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение., 1990.

УДК-669

Слынько В.Р. студент 1 курса научный руководитель: Сотникова А.Н., к.г.н.

доцент, преподаватель «Академия маркетинга и социально-информационных технологий

- ИМСИТ» Россия, г. Краснодар ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ Аннотация: В данной статье описаны основные особенности цветной металлургии и её развития в России. В ней затронута тема ее зарождение. Также описывалось для чего нужна цветная металлургия, чем она полезна. Также, где ее применяют больше всего. Представлены краткие отличия между черной и цветной металлургией. Тема относится к географическим исследованиям.

Ключевые слова: добыча руд, обогащение, термомеханическая, никель, легкие металлы, медная промышленность, сплавы.

Author of the article: Slynko V.R.

Student 1 course

«Academy of Marketing and Social Information Technologies -IMSIT»

Russia, Krasnodar Scientific adviser: Sotnikova A.N. Ph.D., associate professor, teacher «Academy of Marketing and Social Information Technologies -IMSIT»

Russia, Krasnodar THE MAIN FEATURES OF NON-FERROUS METALLURGY Abstract: this article describes the main features of non-ferrous metallurgy and its development in Russia. It touches upon the theme of its origin. It was also described why non-ferrous metallurgy is needed, how it is useful. Also, where it is used most. Presents a summary of the differences between black and non-ferrous metallurgy. The topic is related to geographical research.

Keywords: ore mining, enrichment, thermomechanical, Nickel, light metals, copper industry, alloys.

Металлургия зарождалась с древних времён, на рубеже меднокаменного века, люди научились выплавлять медь. Современная металлургия - это система многих технологических процессов и производств, обычно сюда входят:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.