Научная статья на тему 'Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования'

Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3265
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ / ИДЕАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / EMOTIONS / SOCIAL EMOTIONS / SOCIAL PSYCHOLOGIST / IDEALIZATION OF EMOTIONS / EMOTIONAL HEALTH / EMOTIONAL MATURITY / EMOTIONAL REGULATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONSTRUCT / FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарабакина Людмила Владимировна

Эмоциональное здоровье обсуждается как конструкт и новый предмет социально-психологических исследований, как системообразующий фактор бытия человека и функциональное проявление его социально-психологической зрелости, потенциальная устремленность жить в согласии с собой и вместе с другими людьми. Выявлено, что критерии эмоционального здоровья человека представлены его включенностью во взаимодействие со средой, в различные виды отношений и содержат осмысленность эмоций, эмпатию, модальность эмоциональных образов других, интерес к делу, переживание взаимности, чувство принадлежности группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарабакина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional health as a subject of socio-psychological research

Emotional health is discussed as a construct and a new subject of socio-psychological researches. Emotional health is considered as a backbone factor of human existence, functional manifestation of personal socio-psychological maturity, and potential aspiration to live in harmony with oneself and other people. The author believes that the criteria of emotional health are associated with person’s interaction with the environment, involvement in different types of relationships; they represent person''s awareness of emotions, empathy, modality of emotional images of other people, interest in the activities, experience of reciprocity, a sense of belonging to a group.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования»

УДК 316.61

Тарабакина Людмила Владимировна

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии

Московского педагогического государственного университета

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Tarabakina Lyudmila Vladimirovna

PhD in Psychology, Professor, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State Pedagogical University

EMOTIONAL HEALTH AS A SUBJECT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация:

Эмоциональное здоровье обсуждается как конструкт и новый предмет социально-психологических исследований, как системообразующий фактор бытия человека и функциональное проявление его социально-психологической зрелости, потенциальная устремленность жить в согласии с собой и вместе с другими людьми. Выявлено, что критерии эмоционального здоровья человека представлены его включенностью во взаимодействие со средой, в различные виды отношений и содержат осмысленность эмоций, эмпатию, модальность эмоциональных образов других, интерес к делу, переживание взаимности, чувство принадлежности группе.

Ключевые слова:

эмоции, социальные эмоции, социальный психолог, идеализация эмоций, эмоциональное здоровье, эмоциональная зрелость, эмоциональная регуляция, социально-психологический конструкт, функциональный подход.

Summary:

Emotional health is discussed as a construct and a new subject of socio-psychological researches. Emotional health is considered as a backbone factor of human existence, functional manifestation of personal socio-psychological maturity, and potential aspiration to live in harmony with oneself and other people. The author believes that the criteria of emotional health are associated with person's interaction with the environment, involvement in different types of relationships; they represent person's awareness of emotions, empathy, modality of emotional images of other people, interest in the activities, experience of reciprocity, a sense of belonging to a group.

Keywords:

emotions, social emotions, social psychologist, idealization of emotions, emotional health, emotional maturity, emotional regulation, socio-psychological construct, functional approach.

Жизнь с ее непредсказуемостью событий и неизбежностью изменений не только редко дает поводы для оптимистического настроения, но и со всей очевидностью сохраняет немало объективных оснований для возникновения и поддержания тревоги. Человек всю жизнь готовится к зрелому функционированию и эмоциональной регуляции, но реально не может достичь ее высоких пределов. Однако невнимание к эмоциональной регуляции может поставить под угрозу личную жизнь, трудовую карьеру, рост профессионального мастерства. Все это делает проблему эмоционального здоровья противоречивой и особенно актуальной.

Феномен здоровья имеет длительную историю изучения в философии, в медицине. Философы рассматривают здоровье как человеческую добродетель, для утверждения которой человеку необходимо прикладывать усилия, сохраняющие эту доминанту в едином диапазоне сложных переходов и пересечений с рисками болезни. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), руководствуясь принципом полезности для человека (а не истины), утвердила международный стандарт для описаний и измерений нарушения здоровья, в том числе нарушений эмоционального функционирования.

Интересы современных социальных психологов сфокусированы на социальной природе и социокультуральных факторах, обусловливающих происхождение и течение эмоций человека и групповых эмоций. И не потому, что отрицается весомость эндогенных и психофизиологических оснований в их регуляции, а потому что поле деятельности социальных психологов - это психология общения, психология взаимодействия, которые и порождают социальные эмоции. Эмоции, несомненно, являются междисциплинарной проблемой. Однако важно, чтобы каждый специалист понимал свой вклад в ее решение, свои возможности и особые задачи в пересечениях многообразных факторов и условий становления эмоциональной зрелости взрослеющего поколения, а также функционирования эмоционального здоровья состоявшейся личности.

Выполненные обзоры современных исследований эмоций в социальной психологии и представленные как отечественными, так и зарубежными авторами свидетельствуют, что четкого и общепризнанного определения эмоций в современной литературе не существует. Эмоции трактуются разными авторами достаточно широко [1]. Традиционный структурный подход разделяет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

эмоциональную сферу на простые эмоции, эмоциональные состояния, чувства. Однако данный подход ограничивает понимание и интерпретацию эмоционального опыта человека с точки зрения его функционирования как целостного, системного образования с устойчивым направлением в преодолении рисков и разрешении конфликтных ситуаций. Эмоциональный мир не ограничен отдельными процессами и состояниями, обслуживающими случайные жизненные ситуации, а выступает целостным, устойчивым и системным образованием, активно функционирующим в утверждении совместного бытия.

Оценочная функция эмоций единодушно признается как базовая в ряду других функций. Любое состоявшееся событие оценивается как радостное или печальное. Любой человек также оценивается как доброжелательный или неприветливый. Являясь сквозным психическим процессом, эмоции сопровождают мышление, внимание, восприятие, память, волю, мотивацию. Они настолько тесно взаимодействуют, например, с мотивацией, что их порой затруднительно разделить, что дает основание некоторым исследователям говорить о приоритете мотивов над эмоциями. Внутренний мир переживаний одновременно наполнен тревогой и радостью, страхом и интересом, печалью и любовью. Здоровье и болезнь также сосуществуют как одно целое. Эмоциональное здоровье представлено многообразием эмоций. Однако самый сложный вопрос, имеющий методологическое значение, заключается в том, кто является автором этой системы, обеспечивающей добродетельное и достойное социальное поведение в трудных жизненных обстоятельствах? Кто оказывается хозяином, отвечающим за поддержание желаемой неравновесности системы в пользу благополучного самочувствия: организм или личность? Возникает ли в опыте такой личностный «инструмент», который помогает человеку преодолевать трудные жизненные обстоятельства, жить в обществе вместе и в согласии с разными людьми, имеющими разные мотивы и не всегда - бескорыстные? Самое важное, что эмоциональное здоровье как особое предназначение и «инструмент» функционирования и эмоциональной регуляции человека по своему происхождению имеет социальную природу и личностную историю своего оформления.

В статье философа С.Н. Мареева в качестве основополагающего тезиса высказывается мысль о том, что психологи в исследованиях эмоций проходят мимо механизма их идеализации. Автор статьи обосновывает свое понимание социальной природы эмоциональной регуляции и утверждает, что мимо механизма идеализации эмоций в психологии прошел даже Л.С. Выготский [2].

В круг высших психических функций Л.С. Выготский действительно эмоции не включил. И не только эмоции, но и восприятие. Однако в 70-е гг. восприятие стало центральной проблемой как отечественных, так и зарубежных исследований, которые изменили современные представления о восприятии в пользу признания его одной из высших психических функций, которые Л.С. Выготский наделял такими характеристиками, как опосредствованность, произвольность, осознанность.

Если человек злится, но не осознает, что злится, его социальное поведение невольно организовывается таким образом, чтобы отомстить «обидчику». Если злится, но старается скрыть свои эмоции, эмоциональный мир переживаний обедняется, а кроме того, человек функционально «сгорает», обретая равнодушие к внешнему миру и теряя интерес к жизни. Если человек раздражается и открыто выражает негативные переживания, эти эмоции социально разъединяют его с другими людьми и разрушают группообразование. Злиться на другого человека, совершившего безнравственный поступок, также недальновидно. Как известно из работ Л.С. Выготского, безнравственно обсуждать нравственность другого человека. Продуктивнее анализировать собственные переживания и поступки в соответствии с критериями нравственности. Психологи в настоящее время увлеклись бихевиоральными техниками «работы с гневом». Клиенту предлагается гнев представить, нарисовать, затем уничтожить свой рисунок. Представить прошлую ситуацию и примерно ее описать, конечно, можно. Но воспроизвести эмоцию гнева, его эффект, новые возможности и страстную энергию случившейся ситуации невозможно. Подобная игровая активность хотя и организуется в группах, мало содействует становлению эмоциональной зрелости и не организует движение эмоциональных устремлений в правильном направлении к укреплению эмоционального здоровья в условиях социальной жизни.

Хотя Л.С. Выготский не включает эмоции в круг высших психических функций, он четко разделяет психологию эмоций и эмоцию как реакцию организма. Он пишет: «Эмоции были бы не нужны, если бы они были не активны... они являлись организаторами поведения в самые трудные, роковые и ответственные минуты жизни. ... Момент активности в эмоции составляет самую важную черту в учении о ее психологической природе» [3, с. 137].

Природа активности интерпретируется с разных методологических позиций. В психологии утвердился подход рассматривать механизмы психосоциальной активности как усложнение психических процессов с позиции их интеллектуализации. По мере интеллектуализации совершенствуются процессы восприятия, внимания, памяти, воли и осуществляется личностный рост.

Когнитивные процессы традиционно интерпретируются как сложноорганизованные и опосредованные другими психическими процессами (перцепцией, ценностями, смыслами, рефлексией и т. д.), а эмоции рассматриваются в «чистом виде», как сугубо стерильно возникающие реакции, процессы, состояния, изолированные от процессов метапамяти. Более того, процессы интеллектуализации и идеализации не являются тождественными. Идеальная подготовка к действию выступает как феномен культуры, социального бытия человека и предпосылка творчества. Всякое действие имеет выразительность и двойную направленность. Выразительность, во-первых, мало зависит от автора, направлена во внешний социальный мир, очевидна другим для анализа и рефлексии происходящего события, а во-вторых, направлена на себя, поскольку инициирует авторские смыслы, предвосхищает решение общих социальных проблем и заданий. Активность человека сторонниками культурно-исторической психологии рассматривается в контексте идеального конструирования образа мира человеком и его места в мире. С точки зрения идеализации эмоциональная активность предстает как особое моделирование социального бытия, увеличивающее способности личности (группы, сообщества) достигать новые пределы регуляции и творчески осваивать способы устранения ограничений, нарушающих эмоциональное благополучие и достойную позицию среди других.

Конструирование образа эмоционально здорового человека возможно в условиях непрерывного обогащения социального опыта и движения к эмоциональной зрелости, которые выходят за пределы индивидуальной жизни и представлены в межличностных, внутригрупповых и межгрупповых связях. А.Л. Журавлев пишет, что движение к эмоциональной зрелости человека «фактически может рассматриваться как процесс возрастания доли и роли социально-психологических феноменов в общей динамике его психосоциального содержания» [4, с. 290]. Критерии эмоционального здоровья человека представлены его включенностью во взаимодействие со средой, в различные виды отношений и содержат: осмысленность эмоций, эмпатию, модальность эмоциональных образов других, интерес к делу, переживание взаимности, чувство принадлежности к группе.

Таким образом, в современных интерпретациях эмоциональной регуляции присутствует упрощенный подход, рассматривающий ее в рамках линейной модели функционирования, что не позволяет выстраивать устойчивый прогноз социального и организационного поведения как личности, так и группы. В осмыслении человеком своего эмоционального здоровья особую значимость имеют его представления о жизненных перспективах, стратегиях делового взаимодействия, общение с другими людьми, участие в группах и межгрупповых связях. Выступая ориентиром функциональной и социально-психологической зрелости, образ эмоционально здорового человека (общества) является инструментом эмоциональной регуляции, а по своему происхождению имеет социальную природу и личностную историю становления отношений в группах.

Ссылки:

1. Кутковой Н.А., Стефаненко Т.Г. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 33 ; Прихидько А.И. Проблемы эмоций в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 141-152.

2. Мареев С.Н. От Канта и Кассирера к Ильенкову: проблема идеальности человеческих чувств // Вопросы философии. 2009. № 9. С. 142-152.

3. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 1991. С. 128-144.

4. Журавлев А.Л. Новые объекты исследования в социальной психологии // Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М., 2011. С. 279-1299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.