Эмоциональное выгорание у медицинских работников (врачей): психологические и физиологические аспекты
Сергеева Светлана Витальевна,
бакалавр психологии, НГУ E-mail: swett20101@gmail.com
Статья посвящена изучению особенностей развития и проявления эмоционального выгорания у врачей. Представлены некоторые подходы к дефиниции понятия «эмоциональное выгорание». Определено, что эмоциональное выгорание не следует воспринимать в качестве фиксированного дискретного состояния - оно представляет собой динамический, развивающийся во времени процесс, состоящий из фаз напряжения, резистентности, истощения. Представлены факторы, повышающие риски формирования синдрома эмоционального выгорания. Расклассифицированы и описаны симптомы эмоционального выгорания по группам: психоэмоциональные, физиологические симптомы, а также социальные, интеллектуальные и поведенческие проявления выгорания.
Выявлено, что совокупность психоэмоциональных и физиологических проявлений влечет за собой манифестацию поведенческих симптомов, а также деструктивных механизмов в когнитивно-интеллектуальной и социальной сферах. Факторами, повышающими риск эмоционального выгорания у врачей, выступают: специализация врача (повышенный риск - врачи скорой помощи, наркологи, онкологи, кардиологи, реаниматологи, геронтологи и проч.); трудовой стаж, исходные личностные характеристики, тип учреждения здравоохранения (государственные или частные).
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психоэмоциональная сфера, физиология, врач, редукция профессиональных обязанностей, копинг.
Выполнение профессиональной деятельности любого рода в той или иной степени сопряжено с подверженностью стрессовым воздействиям. Как правило, в трудовой деятельности человек сталкивается с тремя группами стрессов: (1) рабочие стрессы - стрессы, связанные с условиями труда, локализацией рабочего места и проч.; (2) профессиональные стрессы - стрессы, обусловленные спецификой конкретной профессиональной деятельности; (3) организационные стрессы - стрессы, продуцируемые негативным влияем корпоративной среды, особенностями организации труда, коммуникативной нагрузкой [6, с. 63]. Можно дополнить данную классификацию еще одной группой стрессов - внутриличностным стрессом, который возникает при утрате баланса между мотивацией и вдохновением.
Остановимся на этом типе стрессов. Как известно, в основе вдохновения находится смысл, который человек вкладывает во все свои действия и мысли. Если этот смысл утрачен, то психика человека запускает защитные механизмы, а в случае их неэффективности - пропадает вдохновение, и человек действует по инерции, продолжая заниматься рутиной и механическими наработанными шаблонами. На данном этапе возникает синдром хронической усталости, повышается ригидность психики, и проявляется, собственно, синдром эмоционального выгорания.
Продолжительное воздействие одного или нескольких видов стрессов приводит к разрушительным для психики и физиологии последствиям -будь то профессиональная деформация, развитие хронических заболеваний или эмоциональное выгорание.
Одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, социологии, психологии, кадрового менеджмента и прочих отраслей научного знания гуманитарного и естественного профиля выступает проблема эмоционального выгорания. По некоторым оценкам, около половины трудоустроенного населения планеты (46%) испытывают симптомы эмоционального выгорания, либо работают в условиях хронического напряжения, результирующих в наступление выгорания [16]. Недавний локдаун обострил проблему эмоционального выгорания во всем мире; удаленная работа, как показали многочисленные исследования, ускорила наступление эмоционального выгорания у работников.
Несмотря на продолжительную историю изучения феномена выгорания (термин burnout был введен в научный оборот в 1974 г. американским психиатром Х. Френденбергером), единства мнений
сз о
о Л о
о сз о в
в отношении его дефиниции, сущности, симптоматики, причин и методов профилактики и борьбы пока не наблюдается.
Рассмотрим некоторые подходы к определению эмоционального выгорания, представленные в российской и зарубежной научной периодике. Х. Френденбергер описал феномен эмоционального выгорания как состояние деморализации, разочарования и крайней степени усталости, вызванные условиями профессиональной занятости. Схожую обобщенную дефиницию можно встретить и в ряде современных исследований; И.А. Перфи-лова с соавт., к примеру, определяет синдром эмоционального выгорания как реакцию организма, обусловленную продолжительным воздействием профессиональных стрессов средней интенсивности [9, с. 56].
Н.В. Третьяков с соавт. предлагает следующую дефиницию: синдром эмоционального выгорания -«долговременная стрессовая реакция <...>, защитный механизм, проявляющийся в основном полным или частичным исключением эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия и представляющий собой более тяжелую форму синдрома хронической усталости» [13, с. 12]. Психологический аспект эмоционального выгорания акцентирует Т.В. Москалева: выгорание, по ее мнению, есть последствие и проявление личностной деформации, а также «спектр отрицательных психологических переживаний, связанных со стрессами в профессиональной деятельности» [6, с. 63].
В русскоязычной науке можно отметить превалирование узких подходов к пониманию синдрома эмоционального выгорания, в которых проявления данного состояния сводятся к психическим, вну-триличностным состояниям. Сам по себе термин «эмоциональное выгорание», принятый в русскоязычных источниках, возможно, не совсем удачен (в оригинале - burnout, не emotional bumout), так как он неоправданно акцентирует тот факт, что процессы выгорания затрагивают исключительно психоэмоциональную сферу. Тем не менее, в новейших источниках подобный подход достаточно распространен.
Кроме того, следует учитывать, что причиной псхиоэмоциональных изменений могут выступать, во-первых, рациональные мысленные процессы, и во-вторых - процессы физиологические. Таким образом, ограничивать симптоматику эмоционального выгорания психологическими состояниями нам представляется не совсем верным - требуется учитывать не только психоэмоциональные девиации, но и различные физиологические, психосоматические реакции и состояния. Е.Г. Королева и Э.Е. Шустер, к примеру, определяют синдром эмоционального выгорания как «процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физиче-е ской энергии, проявляющийся в симптомах эмоци-е онального, умственного истощения и физического Я утомления» [4, с. 108].
° Е.В. Солотина предлагает определять синдром ¡в эмоционального выгорания как систематическое
проявление «анти-ПВК (профессионально важных качеств)» и указывает, что проявления выгорания существенно варьируются в зависимости от специфики профессиональной деятельности; для медицинских работников и врачей-ветеринаров, к примеру, анти-ПВК выступают «неаккуратность, отсутствие сострадания, агрессивность, невнимательность, недоброжелательность» [12, с. 132].
Утрату вдохновения, как отмечено выше, следует считать одной из причин запуска механизмов выгорания, а потерю мотивации - его следствием. Сходство между мотивацией и вдохновением заключается в том, что оба фактора могут повлиять на эмоциональное состояние сотрудников. Однако, различие заключается в источнике этих факторов: мотивация может быть внешней или внутренней, в то время как вдохновение всегда является внутренним состоянием.
Излишняя внешняя мотивация также может привести к эмоциональному выгоранию у сотрудников. Когда сотрудник полностью зависит от внешних стимулов, он может чувствовать себя неудовлетворенным и недооцененным, что приводит к стрессу и эмоциональному истощению. С другой стороны, отсутствие внутреннего вдохновения также может быть фактором, приводящим к эмоциональному выгоранию. Когда сотрудник не испытывает удовлетворения от работы и не видит в ней смысла, его мотивация падает, что может вызвать стресс и эмоциональное истощение.
Действительно, представители каждой из профессий демонстрируют различные состояния в ситуации наступления выгорания. Т.В. Панасенко и Е.М. Азарко приходят к выводу о том, что наименьший риск наступления выгорания наблюдается у оптимистов, творческих личностей, у лиц, удовлетворенных качеством жизни и результатами профессиональной деятельности [8, с. 102]. При этом достоверно доказано, что синдрому эмоционального выгорания в большей мере подвержены специалисты, работающие в сфере «человек - человек» [6, с. 63]. Особенно высокий риск наступления выгорания характерен для лиц «помогающих» профессий, деятельность которых связана с «ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей» [4, с. 108]. В число таких альтруистических профессий Е.Г. Королева и Э.Е. Шустер предлагают включать медицинских работников, педагогов, социальных работников, психологов и священнослужителей [4, с. 108].
Следует сказать, что само по себе открытие и изучение феномена выгорания началось с анализа динамики состояний медицинских работников. Врачи и медицинский персонал стали первыми, кого начали изучать на предмет симптоматики выгорания. Отмеченный выше исследователь Х. Френденбергер был первым, кто обратил внимание на проблему ухудшения самочувствия работников учреждений здравоохранения и пришел к выводу о наличии дистресса и функциональных нарушений, обусловленных спецификой трудовой деятельности. Осознание самого факта наличия
синдрома эмоционального выгорания внесло значимый вклад в изучение данной социально опасной проблемы, став «средством разрушения табу, которого врачи обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь и корпоративные проблемы» [4, с. 108].
Эмоциональное выгорание не следует воспринимать в качестве фиксированного дискретного состояния - оно представляет собой динамический, развивающийся во времени процесс. В данной связи анализ симптоматики, меры борьбы и профилактики выгорания должны исходить из той фазы выгорания, на которой пребывает медицинский специалист в конкретный момент. Как указывает большинство авторов, триггером, запускающим механизмы эмоционального выгорания, выступает фаза напряжения, включающая систематическое переживание психотравмирующих обстоятельств, связанных с работой врача (речь идет о различных типах профессиональных стрессов, перечисленных в начале статьи). На этапе напряжения специалист демонстрирует усиление раздражительности, неудовлетворенности пациентами, учреждением здравоохранения, коллегами, ассистентами, а также неудовлетворённость собой. На втором подэтапе человек ощущает «загнанность в клетку» [7, с. 21]. Именно на данном этапе можно говорить о наблюдаемых извне симптомах выгорания: тревога и депрессия начинают выходить «наружу», психологические и эмоциональные симптомы зачастую дополняются физиологическими.
На второй фазе - фазе резистентности - врач предпринимает попытки сопротивления системным стрессам, однако инструментарий и методы реализации сопротивления зачастую оказываются неадекватными и деструктивными для него самого и его профессиональной деятельности (в этом, собственно, и заключается основное отличие ко-пинга от выгорания). На данном этапе врач может «экономить на эмоциях» и проявлять неадекватные реакции или же в принципе не реагировать на пациентов должным образом. Пациенты, как правило, склонны интерпретировать данные проявления как черствость и равнодушие. На втором подэтапе второй фазы эмоционального выгорания происходит расширение сферы «экономии эмоций» (экономия распространяется и на сферы, не связанные с работой - семья, друзья). Кроме того, на данной стадии качество работы врача начинает ощутимо снижаться, что делает его менее профпригодным; врач, сознательно или нет, начинает редуцировать свои обязанности - игнорировать часть из них или выполнять их на минимально возможном уровне качества и количества.
На данной стадии, кроме того, происходит снижение когнитивных способностей и качества мышления. Причина этого - тесная взаимосвязь эмоционального состояния и мышления. Выполнение врачом своих обязанностей на редуцированном уровне, таким образом, нельзя считать сознательной мерой по экономики внутренних ресурсов; скорее, врач, имеющий признаки эмоционального выгора-
ния, уже не может работать так, как прежде из-за снижения качества функционирования когнитивной системы.
Третья фаза - фаза истощения - отличается резким снижением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональный дефицит выражается в превалировании эмоций негативной направленности, отсутствии врачебной эмпатии, индифферентности к пациентам [7, с. 21].
Безусловно, основная часть проявлений эмоционального выгорания касается психической и эмоциональной сферы медицинского работника. Тем не менее, существуют также чисто физиологические проявления выгорания; кроме того, в ряде случаев наблюдаются также психосоматические феномены. Совокупность психоэмоциональных и физиологических проявлений влечет за собой манифестацию поведенческих симптомов, а также деструктивных механизмов в когнитивно-интеллектуальной и социальной сферах (Рисунок 1, Рисунок 2):
Рис. 1. Хронология проявлений и симптомов эмоционального выгорания
Психоэмоциональный аспект эмоционального выгорания, как отмечено выше, изучен более тщательно. Тем не менее, в новейших исследованиях все чаще замечается интерес к физиологической стороне выгорания. Исследователи, помимо прочих симптомов, отмечают учащение аллергических реакций; аритмию; блуждающие боли неопределенной локализации; частые инфекционные и простудные заболевания; обострение хронических заболеваний пищеварительной системы. Кроме того, некоторые специалисты жалуются на ощущение нехватки воздуха при вдохе и ком в горле; наблюдаются случаи падения остроты зрения. О.Б. Полякова и Т.И. Бонкало пишут о нарушениях координации движений, необычной окраске кожи, понижении тонуса мускулатуры, температурных ощущениях [10, с. 1196].
Как показывают собранные исследователями экспериментальные данные, риск проявления выгорания у медицинских работников разных специализаций существенно варьируется. Е.Г. Королева и Э.Е. Шустер говорят о том, что наиболее высокий риск выгорания связан с профессиями, требующими взаимодействия с тяжелыми больными (специалисты геронтологического, онкологического профилей, врачи, работающие с агрессивными и суицидальными пациентами, пациентами с се-
сэ о
о Л о
о сз о в
рьезными аддикциями и хроническим девиант-ным поведением) [4, с. 108]. В.Н. Клименко с со-авт. говорит о том, что большая часть российских онкологов имеют признаки той или иной стадии выгорания, что связано с большим количеством ежегодно диагностированных больных раком и их высокой летальностью (выживаемость пациентов в на первом году с момента диагностирования составляет в России не более 40%) [3, с. 15]. Работа в онкологии предполагает взаимодействие с паци-
ентами, испытывающими обреченность, страдания и беспомощность, поэтому врач-онколог вынужден, помимо своих прямых обязанностей, оказывать психологическую поддержку больным и их близким. Значительные психоэмоциональные нагрузки, которым подвергается онколог, истощают его психические, эмоциональные и физиологические ресурсы, что, собственно, и является ключевой причиной частотного развития синдрома эмоционального выгорания.
дефицит эмоций; пессимизм, цинизм, черствость к пациентам, агрессия, раздражительность, тревога, чувство вины, безразличие и отказ от индивидуального подхода в каждому пациенту, утрата веры в миссию медицинского работника.
интеллектуальные последствия
чувство усталости, которое не проходит после ночного сна, утомляемоть, изменения веса, бессоница, затрудненность дыхания, одышка, дрожь, потливость,
головокружение, тошнота, повышение а/д; на поздних стадиях - язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.
неоправданные задержки на работе или, напротив, ранний уход с работы, учащенные перерывы, более длительное время приема одного пациента или, напротив, конвейерный метод приема больных, усиленное потребление табака, алкоголя, лекарств; на поздних стадиях -травматизм, несчастные случаи;
неадекватное поведение за пределами работы.
падение интереса к новым медицинским исследованиям, гипотезам, нестандартным методикам лечения пациентов, скука, тоска, апатия; предпочтение стандартным шаблонам оказания медицинской помощи; выраженные цинизм или безразличие в пациентам.
социальные последствия низкая социальная активность; падение
работе и дома.
Рис. 2. Симптомы эмоционального выгорания врачей по группам
Н.В. Говорин и Е.А. Бодагова отмечают высокую степень риска выгорания у врачей скорой медицинской помощи, обусловленную экстремальными условиями труда («выезд на уличные драки, к инфицированным больным, <...> нападения со стороны преступников с наркотической зависимостью»). Помимо онкологов, ежедневно вступающих в контакт с хроническими больными, высокая доля врачей, страдающих от синдрома эмоционального выгорания, наблюдается среди наркологов и психиатров [2, с. 102].
В.В. Несын и С.В. Несына доказали, что эмоциональному выгоранию подвержены кардиологи, хирурги и анестезиологи-реаниматологи; исследователи, при этом, выявили различия в проявлениях симптомов выгорания. Внутренние переживания психотравмирующих обстоятельств, а также редукция профессиональных обязанностей в большей степени характерны для хирургов и кардиологов. Кроме того, кардиологи чаще, чем другие иссле-
дуемые группы медицинских работников, страдают от деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушений [7, с. 22].
Имеются, кроме того, данные об увеличении доли врачей, страдающих от выгорания, по мере увеличения трудового стажа [7, с. 22]. Традиционно считалось, что по мере накопления опыта медицинской практики врачу все сложнее справиться с регулярными стрессами и он стремится к тому, чтобы «уйти в себя». Сейчас же, напротив, достаточно популярна точка зрения о том, что выгорание среди опытных врачей встречается реже, чем среди врачей, только начинающих карьеру [11; 15]. Дело в том, что восхищение, увлечение медицинской практикой молодого врача уже спустя несколько месяцев работы уступают место рутинной работе и врач приходит к осознанию того, что его работа в дальнейшем будет связана с ежедневным стрессом, большим потоком пациентов, с наблюдениями за страданиями и смертями людей. По данным не-
которых исследований, эмоциональное выгорание сегодня диагностируется даже у студентов-медиков последних курсов [5, с. 37].
В задачи медицинских вузов, безусловно, входит профилактика выгорания. Студентам присущи юношеский азарт и любопытство, стремление к познанию человеческой природы, желание улучшения качества жизни и стремление к реализации миссии по спасению жизни человека. В идеальной ситуации в рамках учреждения здравоохранения это чувство должно трансформироваться в здоровое внутреннее состояние вдохновения, в те внутренние смыслы, в которых медицинский работник может найти опору внутри себя. От продуктивности первого опыта вхождения в профессиональную врачебную среду во многом зависит то, будет ли в дальнейшем медицинский работник подвержен выгоранию.
Специфической чертой протекания эмоционального выгорания у врачей является склонность к игнорированию негативного воздействия стресса: врачи, уже готовые к тому, что их профессиональная деятельность подразумевает взаимодействие с пациентами и их проблемами, могут не ощутить, как уровень напряжения растет, а впоследствии -игнорировать симптомы выгорания, списывая их на общую осталось и специфику профессии. При этом даже психически устойчивая личность не способна эффективно противостоять постоянному стрессовому воздействию - особенно если игнорировать его [13, с. 13].
Говоря о сопоставлении врачей-женщин и врачей-мужчин, следует отметить, что значимых различий между степенями выраженности выгорания, как правило, не обнаруживается. Тем не менее, конкретные психоэмоциональные и физиологические проявления эмоционального выгорания варьируются у представителей обоих полов. Симптом «эмоциональная отстраненность», как указывают В.В. Несын и С.В. Несына, в большей степени характерен для мужчин, тогда как среди лиц, страдающих от психосоматических и психовегетативных нарушений, достоверно больше женщин [7, с. 25].
Наконец, следует также сказать о различиях в степени проявления эмоционального выгорания у врачей из государственных и частных медицинских учреждений. Более высокий уровень выгорания в абсолютном большинстве случаев фиксируется у врачей, работающих в государственных учреждениях [1, с. 184]; [14].
Следует отметить, что изучение психоэмоциональных и физиологических симптомов эмоционального выгорания, а также их последствий должно производиться при учете фактора индивидуальных различий: несмотря на то, что медицинские работники и обладают неким общим набором свойств и характеристик, требуется принимать во внимание индивидуальную вариабельность проявлений выгорания у каждого человека. Личностные черты, имевшиеся у медицинского работника до момента его подверженности сильным и систематическим стрессам, в конечном итоге определят степень и меру выгорания, а также эффективность
мероприятий по выводу его из данного состояния. По мнению Е.Г. Королевой и Э.Е. Шустер, эмоциональному выгоранию подвержены эмоционально неустойчивые, робкие лица, лица, склонные к подозрительности, импульсивности, избыточному консерватизму, интроверсии. Кроме того, влиять на протекание выгорания могут внешние факторы, не связанные с профессиональной деятельностью или личностными чертами медицинского работника: психологические травмы, развод, смерть близкого или пациента и проч. [4, с. 110].
Следует отметить, что несмотря на распространенность рассматриваемой нами проблемы во врачебной среде, меры по своевременной профилактике эмоционального выгорания практически не принимаются. Безусловно, отсутствие своевременной профилактики эмоционального выгорания среди врачей негативно сказывается на их психоэмоциональном состоянии, качестве оказываемой медицинской помощи и, в конечном счете, на здоровье пациентов. Проактивный подход к предотвращению эмоционального выгорания имеет важное значение. Организации здравоохранения должны предоставлять медицинским работникам ресурсы для управления стрессом, доступ к психологической поддержке и обучение по повышению резистентности. Эффективные программы ментального здоровья и обучения навыкам эмоциональной саморегуляции могут существенно снизить риск выгорания и повысить качество профессиональной деятельности.
Исследования показывают, что раннее выявление признаков эмоционального выгорания и вмешательство на ранних стадиях способствуют сохранению психоэмоционального благополучия медицинских работников. Однако, несмотря на значимость данной проблемы, интеграция профилактических мер в рабочий режим врачей часто остается недостаточной. Это вызвано как организационными проблемами, так и инерцией внутрипрофесси-ональной культуры.
Следует также рассмотреть такие понятия, как «эмоциональная отстраненность» и «синдром свидетеля». Эмоциональная отстранённость есть болезненное состояние, отклонение, вызываемое синдромом эмоционального выгорания. Как ни парадоксально, для того, чтобы не допускать состояния эмоциональной отстраненности, следует прибегнуть к развитию у врача схожего состояния -«состояния свидетеля». Состояние свидетеля как способ преодоления стрессов представляет собой психологическую концепцию, которая базируется на способности индивида воспринимать собственные эмоциональные и физиологические реакции в стрессовых ситуациях с определенной долей отчуждения, объективности и рефлексии. Данная концепция описывает эффективный механизм адаптации к стрессовым воздействиям, особенно в профессиональных условиях. Состояние свидетеля предполагает, что человек способен осознавать свои эмоции, мысли и физические реакции как наблюдатель, а не как активный участник. Это
сз о
о Л о
о
сз
о в
позволяет снизить уровень личной вовлеченности в проблемы окружающих людей (пациентов), что может быть особенно полезным в профессиональной деятельности врача.
Таким образом, анализ специфики эмоционального выгорания у врачей позволяет прийти к следующим выводам:
1) Эмоциональное выгорание есть результат систематического воздействия стрессов различного уровня: организационных, профессиональных, рабочих.
2) Эмоциональное выгорание влечет за собой как психоэмоциональные, так и физиологические последствия. Ограничивать симптоматику эмоционального выгорания психологическими состояниями представляется не совсем верным. Тем не менее, психоэмоциональный аспект эмоционального выгорания изучен более тщательно. В новейших исследованиях все чаще заметен интерес к физиологической стороне выгорания
3) Выявлено, что эмоциональное выгорание не следует воспринимать в качестве фиксированного дискретного состояния - оно представляет собой динамический, развивающийся во времени процесс, состоящий из фаз напряжения, резистентности, истощения.
4) Совокупность психоэмоциональных и физиологических проявлений влечет за собой манифестацию поведенческих симптомов, а также деструктивных механизмов в когнитивно-интеллектуальной и социальной сферах.
5) Факторами, повышающими риск эмоционального выгорания у врачей, выступают: специализация врача (повышенный риск - врачи скорой помощи, наркологи, онкологи, кардиологи, реаниматологи, геронтологи и проч.); трудовой стаж, исходные личностные характеристики, тип учреждения здравоохранения (государственные или частные).
Литература
1.
2.
3.
в
CJ
см л
4.
5.
Агавердиева, Д.Н. Эмоциональное выгорание врачей / Д.Н. Агавердиева // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. - 2022. - № 2 (56) Special Issue. -С. 184.
Говорин, Н.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей / Н.В. Говорин, Е.А. Бодагова // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. - 2016. - № 1 (3). - С. 98-106. Клименко, В.Н. Эмоциональное выгорание врачей-онкологов / В.Н. Клименко, В.Я. Сазонов, Р.К. Назыров, А.М. Щербаков // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2010. -№ 3. - С. 15-18.
Королева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Журнал ГрГМУ. - 2007. - № 3 (19). - С. 108-111. Макарова, Д.А. Эмоциональное выгорание студентов-медиков / Д.А. Макарова, А.В. Тараканова // БМИК. - 2020. - № 1. - С. 37.
6. Москалёва, Т.В. Синдром эмоционального выгорания / Т.В. Москалева // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. - 2018. - № 4. -С.63-68.
7. Несын, В.В. Эмоциональное выгорание врачей / В.В. Несын, С.В. Несына // Образовательный вестник «Сознание». - 2019. - № 6. -С.19-23.
8. Панасенко, Т.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Т.В. Панасенко, Е.М. Азарко // Молодой исследователь Дона. -2021. - № 5 (32). - С. 97-103.
9. Перфилова, И.А. Синдром эмоционального выгорания / И.А. Перфилова, М.Ю. Тимофеева, В.М. Лохина // БМИК. - 2019. - № 1. - С. 56.
10. Полякова, О.Б. Физиологические симптомы нервно-психического напряжения у медицинских работников с профессиональными деформациями / О.Б. Полякова, Т.И. Бонкало // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. - № S2. -С.1195-1201.
11. Сирота, Н.А. Эмоциональное выгорание врачей / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтон-ская, Д.В. Московченко // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. - 2017. -№ 4 (21). - С. 19-25.
12. Солотина, Е.В. Эмоциональное выгорание врачей-ветеринаров / Е.В. Солотина // Вестник ТГУ. - 2013. - № 7 (123). - С. 132-137.
13. Третьяков, Н.В. Синдром эмоционального выгорания / Н.В. Третьяков, А.Е. Крюков, В.П. Сверчкова // Медицинская сестра. -2014. - № 4. - С. 12-14.
14. Чернышкова, Н.В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников государственных и частных медицинских учреждений / Н.В. Чернышкова, Е.О. Дворникова, Е.В. Малинина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2018. - Т. 11, № 4. - С. 61-72.
15. Peisah, C. Secrets to psychological success: why older doctors might have lower psychological distress and burnout than younger doctors / C. Peisah, E. Latif, K. Wilhelm, B. Williams // Aging Mental Health. - 2009. - Vol. 13, N 2. - P. 300-307.
16. 46% of the working population at risk of job burnout // Open Access government. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.openaccessgovernment.org/the-working-population-are-at-risk-of-job-burnout-mental-health-remote-working/136705/. - Дата доступа: 11.08.2023.
BURNOUT IN MEDICAL WORKERS (DOCTORS):
PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL ASPECTS
Sergeeva S.V.
NSU
The article considers the features of development and manifestation
of emotional burnout in doctors. Some approaches to the definition
of the concept of burnout are presented. It has been determined that emotional burnout should not be perceived as a fixed discrete state - it is a dynamic process that develops over time, consisting of phases of tension, resistance, and exhaustion. The factors that increase the risk of burnout syndrome formation are presented. The symptoms of emotional burnout are classified and described by groups: psycho-emotional, physiological, as well as social, intellectual and behavioral manifestations.
It was revealed that the combination of psycho-emotional and physiological manifestations entails the manifestation of behavioral symptoms, as well as destructive mechanisms in the cognitive-intellectual and social spheres. Factors that increase the risk of emotional burnout among doctors are: the specialization of the doctor (increased risk - emergency doctors, narcologists, oncologists, cardiologists, resuscitators, gerontologists, etc.); seniority, initial personal characteristics, type of health care institution (public or private).
Keywords: emotional burnout, psycho-emotional sphere, physiology, doctor, reduction of professional duties, coping.
References
1. Agaverdieva, D.N. Emotional burnout of doctors / D.N. Agaverdieva // Bulletin of the Reaviz Medical Institute: rehabilitation, doctor and health. - 2022. - No. 2 (56) Special Issue. - S. 184.
2. Govorin, N.V. Burnout syndrome in doctors / N.V. Govorin, E.A. Bodagova // ORGZDRAV: News. Opinions. Education. Vestnik VSHOUZ. - 2016. - No. 1 (3). - S. 98-106.
3. Klimenko, V.N. Emotional burnout of oncologists / V.N. Klimen-ko, V. Ya. Sazonov, R.K. Nazyrov, A.M. Shcherbakov. I.P. Pavlova. - 2010. - No. 3. - P. 15-18.
4. Koroleva, E.G. Emotional burnout syndrome / E.G. Korole-va, E.E. Shuster // Journal of GrSMU. - 2007. - No. 3 (19). -S. 108-111.
5. Makarova, D.A. Emotional burnout of medical students / D.A. Makarova, A.V. Tarakanova // BMIK. - 2020. - No. 1. -S. 37.
6. Moskaleva, T.V. Burnout syndrome / T.V. Moskaleva // Bulletin of the Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering. - 2018. - No. 4. -S. 63-68.
7. Nesyn, V.V. Emotional burnout of doctors / V.V. Nesyn, S.V. Nesyn // Educational Bulletin "Consciousness". - 2019. -No. 6. - S. 19-23.
8. Panasenko, T.V. Emotional burnout among medical workers / T.V. Panasenko, E. M. Azarko // Young researcher of the Don. -2021. - No. 5 (32). - S. 97-103.
9. Perfilova, I.A. Burnout syndrome / I.A. Perfilova, M. Yu. Timo-feeva, V. M. Lokhina // BMIK. - 2019. - No. 1. - S. 56.
10. Polyakova, O. B. Physiological symptoms of neuropsychic stress in medical workers with occupational deformities / O.B. Polyakova, T.I. Bonkalo // Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. - 2020. - № S2. - S. 1195-1201.
11. Sirota, N.A. Emotional burnout of doctors / N.A. Sirota, V.M. Yal-tonsky, A.V. Yaltonskaya, D.V. Moskovchenko // Infectious diseases: News. Opinions. Education. - 2017. - No. 4 (21). - S. 19-25.
12. Solotina, E.V. Emotional burnout of veterinarians / E.V. Solotina // Bulletin of TSU. - 2013. - No. 7 (123). - S. 132-137.
13. Tretyakov, N.V. Burnout syndrome / N.V. Tretyakov, A.E. Kryu-kov, V.P. Sverchkova // Nurse. - 2014. - No. 4. - S. 12-14.
14. Chernyshkova, N.V., Dvornikova, E.O., Malinina, E.V. Features of burnout syndrome among medical workers of public and private medical institutions // Bulletin of the South Ural State University. - 2018. - V. 11, No. 4. - S. 61-72.
15. Peisah, C. Secrets to psychological success: why older doctors might have lower psychological distress and burnout than younger doctors / C. Peisah, E. Latif, K. Wilhelm, B. Williams // Aging Mental Health. - 2009. - Vol. 13, No. 2. - P. 300-307.
16. 46% of the working population at risk of job burnout // Open Access government. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.openaccessgovernment.org/the-working-population-are-at-risk-of-job-burnout-mental-health-remote-working/136705/. - Access date: 08/11/2023.