Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание социального работника: актуальность проблемы'

Эмоциональное выгорание социального работника: актуальность проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1076
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT / СТРЕСС / STRESS / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / SOCIAL WORKER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / VITALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Наталья Васильевна

Целью в представленной статье является изучение актуальности такой проблемы, как эмоциональное выгорание социальных работников. Проведенный теоретико-методологический анализ данного вопроса позволяет выявить особенности социальной работы, выделить компоненты, сложности профессиональной деятельности социального работника, причины возникновения эмоционального выгорания и пути решения данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this article is to explore the relevance of such problems as emotional burnout of social workers. Conducted theoretical and methodological analysis of this issue reveals the features of social work, to distinguish the components, the complexity of the professional activity of social workers, the causes of burnout and ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание социального работника: актуальность проблемы»

не наблюдается. Таким образом, уровень творчества у российских студентов выше, чем у вьетнамских.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует различия творческих способностей российских и вьетнамских студентов данные различия чётко выражены на уровнях следующих особенностей творческих личностей: С (сложность), Л (любознательность) и В (воображение). Результаты сравнительной оценки показали, что уровни особенностей творческих личностей Л, С и В российских студентов выше уровня этих же творческих способностей у вьетнамских студентов. Эти различия в уровни особенностей творческих личностей (Л, С и В) являются основными внутренними причинами, влияющими на уровень особенностей творческих личностей российских и вьетнамских студентов. Внешней причиной этого неудовлетворения является ограничительные фактор, такие как окружающая среда, культура, образование, наука, техника и технология. Эти факторы также являются основными причинами различия творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия).

Литература

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функции // Собр. соч.: в 6 т. М: Педагогика, 1983. Т. I.

2. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта и Психология мышления / Под ред. А. М. Матюш-кина. м., 1965.

3. Динь Нгок Тханг. Исследование уровня творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам) по результатам тесты TSD-Z К.К Урбана. // Российский научн ый журал. -2014. -№ 3 (41)'. С 160-166.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.

5. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 1997.

6. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека, м.: Логос, 2002. 160 с.

References

1. Vygotskij L. S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcii. [The development of higher psychological functions]. Sobr. Soch. M: Pedagogika [Moscow: pedagogy], 1983. T. I.

2. Gilford Dzh. Strukturnaja model' intellekta n Psihologija myshlenija [The structural model of intelligence and cognitive psychology]. Pod red. A. M. Matjushkina. M. [Moscow], 1965.

3. Din' Ngok Thang. Issledovanie urovnja tvorcheskih sposobnostej studentov, prozhivajushhih v Povolzh'e (Rossii) i v doline reki Mekong (V'etnam) po rezul'tatam testy TSD-Z K.K Urbana [Study the level of creative abilities of students living in the Volga region (Russia) and in the delta Mekong (Vietnam) on the results of tests TSD-Z KK Urban]. Rossijskij nauchnij zhural [Russian scientific journal]. № 3 (41)', 2014, pp 160-166.

4. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter Kom, 1998. 688 p.

5. Tunik E. E. Modificirovannye kreativnye testy Vil'jamsa [Modified creative tests of Williams]. St. Petersburg: Speech, 2003.

6. Shadrikov V. D. Vvedenie v psihologiju: sposobnosti cheloveka [Introduction to Psychology: a person's abilities]. M [Moscow]: Logos, 2002. 160 p.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Лебедева Наталья Васильевна,

доцент кафедры психологии и педагогики, Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента социальной защиты населения города Москвы

АННОТАЦИЯ

целью в представленной статье является изучение актуальности такой проблемы, как эмоциональное выгорание социальных работников. Проведенный теоретико-методологический анализ данного вопроса позволяет выявить особенности социальной работы, выделить компоненты, сложности профессиональной деятельности социального работника, причины возникновения эмоционального выгорания и пути решения данной проблемы. ABSTRACT

the aim of this article is to explore the relevance of such problems as emotional burnout of social workers. Conducted theoretical and methodological analysis of this issue reveals the features of social work, to distinguish the components, the complexity of the professional activity of social workers, the causes of burnout and ways to solve this problem.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, социальный работник, профессиональная деятельность, жизнестойкость

Key words: emotional burnout, stress, social worker, professional activity, vitality

Одна из ведущих тенденций современного периода - динамичный научно-технический прогресс, вызывающий изменения практически во всех сферах социально -экономической жизни. Эти изменения в той или иной мере затрагивают каждого нашего современника [5, с.68]. Преобразования отрасли социальной защиты населения, возрастающие требования к профессиональной компетентности специалиста, а также со стороны клиентов, обострили

вопросы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников.

Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизирует человека на

их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке.

Профессиональная деятельность социального работника, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек-человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».

Впервые термин «эмоциональное выгорание» был заявлен американским психологом Х.Дж. Фрейденберге-ром (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Согласно концепции В.В. Бойко, эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравми-рующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти целесообразный и функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать психические ресурсы. В то же время могут возникнуть его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и отношениях с партнерами по деловому общению. «Выгорание - психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [1, с.91].

Б. Пельман и Е.Хартман выделили три компонента эмоционального выгорания:

1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внут-

ренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [2, с.243].

Эмоциональное выгорание представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающихся высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.

Труд социальных работников относится к числу сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, содержит элементы творчества и тесно связан с ответственностью. Выраженность этих качеств обеспечивает профессиональную эффективность труда, но в то же время сопряжена с высокой физиологической стоимостью нервных процессов для организма самих социальных работников.

Профессиональная деятельность социальных работников имеет ряд особенностей, определенное место среди которых занимает высокая частота межличностных контактов при общении с клиентами, их родственниками, друзьями, коллегами, что предъявляет высокие требования к коммуникативной компетентности социальных работников. К этому же можно отнести психологические трудности «принимающего», «безусловного» общения, описанные C.Rogers (1990) и E.Fromm (1990).

Профессиональная деятельность социальных работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной консультации или оказание помощи клиентам в трудной жизненной ситуации, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, но и сожаление, угнетение из-за неспособности наладить контакт с клиентом, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.

Проведя анализ профессиональной деятельности социальных работников А.А. Козлов подчеркивает вероятность развития у них стрессов [6, с. 118]. Причина их -конфликты, большая ответственность за разрешение жизненно важных проблем клиентов, функциональные перегрузки. Автор указал на недостаточную подготовленность социальных работников к нагрузкам, присущим их работе, к возможным внутренним конфликтам из-за служебных, профессиональных и семейных интересов, а также необходимость эмоциональной разрядки после общения с клиентами, коллегами и др.

Для большинства социальных работников характерна однообразность и монотонность работы. Однообразие и повторение одних и тех же трудовых действий при перегруженности клиентами и недостатке времени для выполнения работы приводит к возникновению утомления социального работника. Одновременно отмечаются изменения в субъективной стороне работоспособности: ухудшается, приводит к мотивационной и эмоциональной неустойчивости и является одной из предпосылок для возникновения синдрома выгорания; меняется настроение, чаще возникают отрицательные эмоции, появляются жа-

лобы на сонливость, усталость и скуку. Все это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности, на удовлетворенность собственным трудом и является предпосылкой для возникновения синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Сталкиваясь с отрицательными эмоциями со стороны клиентов, социальный работник вовлекается в них, в силу чего начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего такому риску подвергаются лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий социальный работник в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, консерватизма, импульсивности, напряженности имеют определенное значение в формировании синдрома эмоционального выгорания. Давно установлено, что работа с определенными группами клиентов является дополнительным психотравмирующим фактором. К таким группам относятся люди старческого возраста, хронически больные люди, требующие постоянного ухода, психически больные люди и др.

Выгорание считают исключительно расстройством сверхпреданных и трудолюбивых работников, а эти группы «трудных» клиентов в целом имеют ряд общих особенностей, которые притягивают преданных идеалистов, некоторые из этих клиентов заставляют социальных работников переживать чувство бессилия от невозможности облегчить их страдания.

Таким образом, описывая факторы синдрома эмоционального выгорания у социальных работников можно выделить три типа факторов, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании.

Социальный фактор: непризнание истинных заслуг социального работника, ограничение его права на свободу выбора стиля жизни; несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте; ограничение активности социального работника по внедрению новых технологий и прогрессивных методов, принижение социального статуса, семейно-бы-товые проблемы.

В данном случае социальный работник испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней.

Фактор среды. Большое значение имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация активного совместного решения профессиональных задач. коллектив может снижать мотивацию деятельности свои общим негативным или равнодушным отношением к ней. Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: низкая материально-техническая база, отсутствие своего кабинета, отсутствие полноценного отдыха.

Личностный фактор. Мотив «служения» часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания, поскольку при этом социальный работник изначально обладает позицией сильной включенности в деятельность. Сгорают обычно не изначально равнодушные к своей работе люди. И не те, кто в профессиональной деятельности реализуют мотивацию социальных достижений, а, наоборот, профессионалы. Для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана,

предполагает известное эмоциональное отношение. Ориентацию на других людей, то есть реализующие мотивацию «служения». Сочувствующий социальный работник. Ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, с низкой устойчивостью к стрессорам социальной профессии (таким, как страдания, переживания, болезнь и т.д.) может стать носителем быстро прогрессирующего синдрома эмоционального выгорания [3, с. 328].

Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере социального работника, довольно противоречивые. Наряду с эмпатией они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления профессиональных действий.

От социального работника требуется высокая служебная и профессиональная дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. При этом выполнение этих обязанностей должно осуществляться не формально, а по внутреннему побуждению, чувству долга, стремлению бескорыстно делать все необходимое, чтобы помочь человеку. Это требует постоянного пополнения профессиональных знаний и умений. Здесь на помощь приходит дополнительное профессиональное образование, когда социальные работники проходят курсы переподготовки и повышения квалификации. Одним из модулей учебно-образовательного процесса является курс занятий по эмоциональному выгоранию, где социальные работники помимо лекционного формата участвуют в активных и интерактивных формах обучения, а именно тренингах по эмоциональному выгоранию, деловых и ролевых играх, семинарах-практикумах и т.д.

Социальный работник может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими навыками, однако, если он в силу личностных особенностей часто конфликтует с клиентами, его профессиональные качества не дадут должного эффекта. Он должен обладать профессиональной выдержкой и самообладанием.

Личностные особенности социального работника могут делать их более или менее уязвимыми к эмоциональному выгоранию.

Умение общаться обеспечивает взаимодополнение, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. успешное взаимодействие вносит вклад в компетентность социального работника, влияет на удовлетворенность клиента оказываемой помощью и повышает чувство уверенности в себе социального работника и удовлетворенность его своим трудом. Это в свою очередь препятствует формированию синдрома эмоционального выгорания.

Рассматривая вопрос о синдроме эмоционального выгорания необходимо обратить внимание на развитие личностных особенностей в процессе профессионализации, которое может идти не только за счет «непосредственного» приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что человек под влиянием профессиональных требований может с помощью волевых усилий преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению трудовой деятельности. Требования профессии социального работника предполагают постоянный контакт с людьми, и личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно научиться свободно общаться с людьми [4, с.115].

Ключевым ресурсом преодоления трудных ситуаций является жизнестойкость. С.Мадди определяет данный термин как интегральную личностную черту, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Автор выделяет следующие компоненты жизнестойкости:

о вовлеченность - убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное;

о контроль - убежденность в контролируемости мира

и своей способности добиться результата; о принятие риска - готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций [3, с.335]. Таким образом, жизнестойкость - это система убеждений личности, способствующая развитию готовности субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать, управлять, уметь воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться.

Учитывая вышесказанное, проблема изучения причин проявления и последствий «выгорания» у социальных работников приобретает особую значимость, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития «выгорания» могут помочь в остановке начавшегося про-

цесса или предупредить угрозу его возникновения, сохранив социального работника как здоровую личность и эффективного профессионала.

Литература

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПб.: Питер, 1999

2. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [текст]/Н.Е. Водопьянова/Психология здоровья/под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2000

3. Караванова Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период обучения..дисс.д.псх.н., Москва, 2012

4. Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: монография [текст]/ Н.В. Лебедева - М.: Издательство «Перо», 2013

5. Лебедева Н.В. Непрерывное образование в системе переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты населения г. Москвы/Высшее образование сегодня. - №6, 2014

6. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность [текст]: учеб.пособие/отв.ред. А.А.Козлов - М.: «Логос», 2004

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: ЭТАПЫ И ТИПЫ РАЗВИТИЯ

Лотова Ирина Петровна,

доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра семьи и семейной политики

Института семьи и воспитания РАО

Динамичные изменения, произошедшие в России за последние десять лет, потребовали существенного повышения роли системы управления. Все более очевидной становится зависимость успешности социально-экономических преобразований, стабильности развития и функционирования общественной системы не только от оптимизации самого механизма управления, но и от повышения эффективности деятельности кадров государственного аппарата. Во многих случаях такое повышение эффективности связано с личностно-профессиональным развитием управленческих кадров, осуществляемым в процессе их кадрового роста и карьерного движения.

В последние годы в отечественной печати все чаще стали появляться различные публикации по вопросам управления карьерой. Большинство из них базируются на материалах западных авторов, которые отражают практику кадрового менеджмента в области предпринимательства. В то же время проблемы карьеры в системе государственной службы затрагивают внимание ученых крайне незначительно и в основном - в ракурсе административного управления должностным продвижением персонала. Сегодня такой подход не может быть достаточным. Становится очевидной необходимость научного осмысления карьеры как сложнейшего психологического феномена в жизнедеятельности человека и организации, к сожалению, воспринимаемого на обыденном уровне до сих пор в негативном отношении.

С учетом актуальности обозначенных проблем, высокой практической значимости и недостаточности их научной проработки, а также перспективных тенденций

развития науки проведен цикл исследовании, в рамках которых в том числе выделены и описаны основные этапы и типы развития профессиональной карьеры управленческих кадров.

Этапы развития профессиональной карьеры управленческих кадров.

Первый этап профессиональной карьеры сопряжен с осознанным выбором карьеры, поиском своего места в жизни, профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

Профессиональная карьера в данном случае выступает как эмоционально насыщенный, но слабо структурированный образ и нередко конкретизируется в «значимом другом». В этой роли могут выступать руководитель ведомства, родители, сверстники, политические деятели.

Второй этап профессиональной карьеры, связанный с вхождением в должность и профессиональной адаптацией, характеризуется установлением отношения человека к профессии. Необходимыми предпосылками являются устойчивый психический склад системы регуляции поведения, интерес к различным проявлениям жизнедеятельности, первичные трудовые ориентации, степень сформированности мотивационно-потребностной, когнитивной, эмоционально-волевой и других сфер личности, формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности.

Ведущий психологический механизм на данном этапе - это идентификация. Этап характеризуется зарождением потребности в новой роли и формированием вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.