Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
эмоциональное истощение / деформация отношений с другими людьми / редукция личных достижений

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрианова Ольга Петровна, Рыбалко Жанна Сергеевна, Сысоева Екатерина Сергеевна, Ткачева Лариса Николаевна

В статье рассмотрены: исследование синдрома эмоционального выгорания (в дальнейшем СЭВ); теории сущностного содержания СЭВ; классификация подходов; модели и концепции выгорания;разработка психодиагностического инструментария для его измерения; последствия выгорания; профилактика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андрианова Ольга Петровна, Рыбалко Жанна Сергеевна, Сысоева Екатерина Сергеевна, Ткачева Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№8 / 2024

проблемы в правильной расстановке ударений в словах. Это может вызывать трудности в письме и чтении, так как ударение определяет произношение слова и его правильное написание.

Чтобы помочь младшим школьникам с речевыми нарушениями в развитии орфографической грамотности, важно применять специальные подходы и методики. Например, использование различных игр и упражнений, направленных на тренировку правильного написания слов с учетом особенностей речевого развития. Также полезно проводить индивидуальные занятия с ребенком, чтобы уделить ему достаточно времени и внимания для освоения правил орфографии.

Несмотря на эти особенности, необходимо отметить, что современные методы работы с детьми с речевыми нарушениями включают в себя специально разработанные занятия по развитию орфографической грамотности. Применение индивидуальных подходов, а также использование специализированных методик и материалов, способствует развитию правильной орфографической грамотности у младших школьников с речевыми нарушениями.

Таким образом, особенности орфографической грамотности младших школьников с речевыми нарушениями обусловлены сложностями в формировании и использовании звуковой структуры слов, недостаточным словарным запасом и нарушением грамматики речи. Однако, с помощью специальных методик и индивидуального подхода, можно достичь прогресса в развитии правильной орфографической грамотности у данных детей. Список использованной литературы:

1. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников/ О.И. Азова - Москва, 2006.

2. Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. - М.: Сфера, 2001.

3. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004.

4. Яковлев, С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с ТНР. Автореф...канд.пед.наук - Л., 2000.

© Андрианова О.П., Кисиль А.С., Новикова А.П., Ткачева Л.Н., 2024

Андрианова Ольга Петровна, учитель начальных классов,

г. Белгород, РФ

Рыбалко Жанна Сергеевна, учитель начальных классов,

г. Белгород, РФ

Сысоева Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов,

г. Белгород, РФ

Ткачева Лариса Николаевна, учитель начальных классов,

г. Белгород, РФ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация

В статье рассмотрены:

- исследование синдрома эмоционального выгорания (в дальнейшем - СЭВ):

- теории сущностного содержания СЭВ

- классификация подходов

- модели и концепции выгорания

- разработка психодиагностического инструментария для его измерения

- последствия выгорания

- профилактика

Ключевые слова:

эмоциональное истощение, деформация отношений с другими людьми, редукция личных достижений.

Понятие «выгорания» в научных кругах возникло ещё в 70-е годы. Хотя это явление, практически до сегодняшнего дня, обывателю не было известно и достоверно изучено.

Главной причиной возникновения СЭВ является конфликт человека с деятельностью, которую сложно изменить, а также обстановка в коллективе, индивидуальные особенности, в связи с чем исчерпываются собственные ресурсы (в первую очередь - эмоциональные).

В данный момент причины возникновения СЭВ очевидны, но не до конца исследованы.

Проявления выгорания, безусловно, сугубо индивидуальны, и выражаются у каждого в доминантности одного из признаков.

Каковы же основные признаки эмоционального выгорания?

1) рост эмоционального истощения

2) рост психологического истощения, связанного с профессиональной деятельностью

3) долговременная стрессовая ситуация

4) дисфункция (субъект - субъект)

5) частичное (полное) исключение эмоций.

Как следствие этого:

- Понижение эмоционального фона, или наоборот, его перенасыщенность

- Психическая неустойчивость

- Разочарование в профессиональной деятельности

- Снижение работоспособности

- Искажённое отношение с коллегами

- Пренебрежение обязанностями

- Неприятие кого-то или антагонизм.

Наиболее перегруженной зоной является длительное пребывание в эмоциональных ситуациях коммуникации.

Считается, что менее подвержены СЭВ:

- мужчины (менее эмоциональны, хотя это тоже индивидуально)

- люди после 40 лет (адаптированность увеличивается в связи с наработкой профессионального и жизненного опыта).

- люди, которые способны конструктивно изменить своё эмоциональное состояние во время стресса

- коммуникабельные, позитивно настроенные индивидуумы.

Понятно, что это весьма индивидуально.

СЭВ ещё обуславливается разноплановостью отношений (например: учитель - ученик -родитель - коллеги - администрация).

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№8 / 2024

Уровень выгорания (условно) можно оценивать по трём параметрам:

- эмоциональное истощение;

- деперсонализация;

- редукция личных достижений.

Как показывают исследования, наиболее уязвимым местом является «эмоциональное истощение»: недостаток сил и энергии при выполнении своих непосредственных обязанностей, психотравмирующие обстоятельства. И, к сожалению, этот фактор с возрастом, в процессе профессиональной деятельности, накапливается и, как следствие, усугубляется. Работник (например, учитель) перестаёт соответствовать своим профессиональным качествам, отдавая предпочтение эмоциям. Он начинает воспринимать своих коллег, подопечных, как друзей и врагов, делить на «плохих» и «хороших», отдавать кому-то предпочтение абсолютно незаслуженно и необъективно относится к происходящему.

Таким образом, неуверенность в себе, депрессия и др. факторы приводят к необратимым процессам, обесцениванию профессиональной ориентации личности.

Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от следующих основополагающих факторов:

- речевой компетенции;

- интонационной выразительности;

- информативности;

- стиля проведения;

- характера практической деятельности;

- возможности проявления творческой самореализации;

- дидактической и методической компетенции.

В исследованиях СЭВ можно использовать:

- анализ

- синтез

- систематизацию

- наблюдение

- беседу

- эксперимент и т.д.

Суть проблемы СЭВ напрямую связана с управлением человеческими ресурсами. В профилактическом подходе необходимо делать упор на увеличении внутренних и внешних возможностях человека. СЭВ - это психологический синдром.

Меры по предотвращению СЭВ:

1) забота о себе

2) самоуважение, личная ответственность

3) здоровый образ жизни, режим

4) сознательность и целенаправленность в своих действиях

5) адекватная самооценка

6) уверенность в своих силах, вера в себя

7) умение управлять собой

8) оптимистическое настроение

9) самоуважение

10) личная ответственность

11) ориентация на свои способности, интересы

12) осознание понятия «Объять необъятное невозможно»

13) человеческая деятельность не ограничивается только работой

14) не предъявлять завышенные требования к коллегам и администрации

15) анализ каждодневного процесса деятельности

16) прежде, чем оказать помощь коллеге, убедитесь, что это ему действительно нужно

17) участвовать в тренингах, для снятия психологического, физического и умственного выгорания; семинарах по обучению навыков саморегуляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы и итоги, относящиеся к профилактике СЭВ: Необходимо применять:

1) социально - психологические, экономические методы работы, профилактические действия по исключению (ослаблению) влияния негативных мер на профессионала

2) проявление индивидуально - психологического подхода

3) учитывать личностные особенности человека

4) устранять причины возникновения СЭВ

5) поднимать уровень корпоративной сплочённости

6) повышать культурное и этическое развитие в коллективе

7) проводить коллективные мероприятия с целью повышения взаимоотношения и сотрудничества

8) должна присутствовать коррекционно - развивающая деятельность социальных работников

9) снижать психоэмоциональные и физические нагрузки работника

10) повышать мотивацию (конкурсы, премии, проекты). Выводы и итоги, относящиеся к профилактике СЭВ: Необходимо применять:

1) социально - психологические, экономические методы работы, профилактические действия по исключению (ослаблению) влияния негативных мер на профессионала

2) проявление индивидуально - психологического подхода

3) учитывать личностные особенности человека

4) устранять причины возникновения СЭВ

5) поднимать уровень корпоративной сплочённости

6) повышать культурное и этическое развитие в коллективе

7)проводить коллективные мероприятия с целью повышения взаимоотношения и сотрудничества

8) должна присутствовать коррекционно - развивающая деятельность социальных работников

9) снижать психоэмоциональные и физические нагрузки работника

10) повышать мотивацию (конкурсы, премии, проекты).

Таким образом, весь спектр проводимых мер по предотвращению СЭВ значительно сможет снизить его уровень, смягчить ситуацию и направить в русло модернизации и реабилитации.

© Андрианова О.П., Рыбалко Ж.С., Сысоева Е.С., Ткачева Л.Н., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.