Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛОГОТИПОВ КОМПАНИЙ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛОГОТИПОВ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
757
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОТИПЫ КОМПАНИЙ / СТУДЕНТЫ / ШКОЛЬНИКИ / ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жученко Ольга Александровна, Кононова Екатерина Александровна

Важным элементом успешной рекламы в современном обществе стал действенный логотип, вызывающий положительные эмоции, доверие к компании и желание воспользоваться ее продукцией. В работе изучено влияние разных логотипов на эмоциональное восприятие студентов и школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жученко Ольга Александровна, Кононова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL PERCEPTION OF COMPANY LOGOS

An important element of successful advertising in modern society has become an effective logos that evokes positive emotions, trust in the company and the desire to use its products. The work studied the influence of different logos on the emotional perception of students and schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛОГОТИПОВ КОМПАНИЙ»

ко используя все технические возможности электронной образовательной среды, предоставленные современными информационными технологиями.

2. Полностью исключать из процесса обучения отработку практических навыков в очном формате как важнейшую составляющую подготовки студентов-медиков. Для этого в условиях пандемии необходимо прибегнуть к помощи специально оборудованных симуляционно-аккредитационных центров, с соблюдением всех санитарных и противоэпидемических требований.

3. Для проведения лекций и практических занятий по клиническим дисциплинам в условиях работы с большой студенческой аудиторией эффективно использовать программу Discord по предложенной нами методике, что позволяет получить хорошие результаты обучения.

1. Алексеева, А.Ю., Балкизов, З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 8-24.

2. Taylor, D., Grant, J., Hamdy, H., Grant, L. et al. Transformation to learning from a distance // MedEdPublish. -2020. - № 9 (1).- Р. 76.

3. Fawns, T., Jones, D., Aitken, G. Challenging assumptions about «moving online» in response to COVID-19 and some practical advice // MedEdPublish. - 2020. - № 9 (1).- Р. 83.

УДК 159.9.072.432

Жученко Ольга Александровна

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия г. Ижевск, Россия E-mail: adlog@mail.ru Кононова Екатерина Александровна Ижевская государственная сельскохозяйственная академия г. Ижевск, Россия E-mail: missis.kononova-katya@yandex.ru Zhuchenko Olga Alexandrovna Izhevsk State Agricultural Academy Izhevsk, Russia E-mail: adlog@mail.ru Kononova Ekaterina Alexandrovna Izhevsk State Agricultural Academy Izhevsk, Russia E-mail: missis.kononova-katya@yandex.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛОГОТИПОВ КОМПАНИЙ

EMOTIONAL PERCEPTION OF COMPANY LOGOS

Аннотация. Важным элементом успешной рекламы в современном обществе стал действенный логотип, вызывающий положительные эмоции, доверие к компании и желание воспользоваться ее продукцией. В работе изучено влияние разных логотипов на эмоциональное восприятие студентов и школьников.

Abstract. An important element of successful advertising in modern society has become an effective logos that evokes positive emotions, trust in the company and the desire to use its products. The work studied the influence of different logos on the emotional perception of students and schoolchildren.

Ключевые слова: логотипы компаний, студенты, школьники, восприятие рекламы.

Key words: company logos, students, pupils, advertising perception.

Реклама давно стала частью нашей жизни, одной из моделей современной коммуникации, ориентированной на чувственность и манипуляции [1]. Мы сталкиваемся с ней абсолютно везде: на улице, в магазинах, в средствах массовой информации и Интернет-ресурсах. Без нее стало невозможным стать успешным и развиваться на рынке услуг. Яркий рекламный проект включает в себя прогнозирование, направленное на экспектацию (эмоционально окрашенное и мотивационно подкрепленное ожидание реакции потребителя с привлечением характеристик желанное / нежеланное), действует на психику людей всех возрастов, воспринимается как бессознательно, так и осознанно, -например, посредством самовнушения, и его создание предполагает ответственность со стороны разработчиков [2, 3, 4, 5].

Реклама в отличие от других источников информации имеет общедоступный характер, поэтому на практике психология рекламы должна решать задачу массового характера путем изучения индивидуальных характеристик и потребностей. Целью психологии рекламы является стабилизация эффективного диалога между рекламодателем и потребителем рекламы, в рамках которого реализуется сбыт товара или услуги [6]. В общую успешность рекламы товаров компании входит и грамотно продуманный логотип. Он становится фирменным знаком компании, ее отличительным знаком среди конкурентов, вызывающим определенное эмоциональное восприятие. Эмоциональное восприятие возникает при психическом отражении различных объектов, событий и ситуаций, представляющих для человека определенную значимость, провоцирующих появление у него конкретного актуального эмоционального состояния. С одной стороны, эмоциональное восприятие является сиюминутным, а с другой, - оно обусловлено личностными особенностями, опытом и интеллектом конкретного человека [7]. Люди покупают вещи, когда чувствуют себя счастливыми, грустными, возбужденными и т.д. Логотип может помочь раскрыть все эти чувства. В настоящей работе выделены логотипы компаний как отдельный способ рекламы и показано их влияние на потребителя.

Целью работы стало изучение особенностей эмоционального восприятия логотипов компаний людьми школьного и студенческого возраста. Для достижения ее были выделены следующие задачи: изучение литературы по психологии рекламы; разработка анкеты, направленной на выявление особенностей восприятия логотипов; анализ полученных данных. Методы - анкетирование, математическая обработка данных. Выборку составили 53 студента первых курсов ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» и 44 ученика 10 - 11-х классов школы № 42 г. Ижевска (66% девушек, 34% юношей 16-23 лет).

Вопросы анкеты:

Какие эмоции вызывает у Вас данный логотип?

Оцените, насколько этот логотип вызывает у Вас доверие к данной компании? (От 1 до 7 баллов).

Оцените, насколько данный логотип вызывает у Вас желание воспользоваться продуктами данной компании? (От 1 до 10 баллов).

Пользовались ли Вы услугами или продуктами данной компании? (Да / Нет).

Если да, то насколько Вы остались удовлетворены продукцией данной компании? (От 1 до 7 баллов).

Для валидности исследования были выбраны разные категории компаний: сфера питания («Пекарня Хлебница»), услуг (Сбербанк, Google), одежды (Adidas), косметических средств (Dove)

и виды логотипов: текстовые («Google», «Visa»), знаковые («Volkswagen», «Apple»), комбинированные («Burger King», «McDonalds»), эмблемы («Nissan», «Harley-Davidson») разной цветовой гаммы.

Гипотеза состоит из трех частей: эмоциональное восприятие логотипов влияет на желание воспользоваться услугами компании; логотипы компании вызывают одинаковые эмоции как у школьников, так и у студентов; логотипы-эмблемы вызывают больше доверия и желания использовать продукцию компании.

Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Эмоции студентов и школьников, вызываемые логотипами компаний, в %

Компания Положительные Отрицательные Нейтральные

Студенты Школьники Студенты Школьники Студенты Школьники

Хлебница 58,5 76 0 6,8 41,5 17,2

Сбербанк 41,5 48,6 5,7 11,8 52,9 39,5

Adidas 43,4 43,2 11,3 4,54 45,4 39

Google 69,8 61,4 1 6,8 28,3 13,6

Dove 37 61,4 0 2,27 63 27,3

В табл. 2 представлены результаты воздействия логотипов на желание воспользоваться продукцией компании и реальный опыт ее использования респондентами в целом по выборке.

Таблица 2

Желание воспользоваться услугами компании и реальный опыт респондентов в целом по выборке

Компания Желание воспользоваться Опыт использования

услугами компании, % продукции компании, %

Хлебница 49,0 92,5

Сбербанк 30,1 82,5

Adidas 29,2 73,6

Google 49,0 94,3

Dove 37,6 75,0

Сфера питания вызывает положительные эмоции и желание воспользоваться услугами у респондентов (табл. 1, 2) в силу положительного опыта и удовлетворения базовых потребностей. Информационные услуги («Google») также оказались в числе логотипов, вызывающих положительное эмоциональное восприятие и стремление применить на практике.

Если у большинства студентов логотип Сбербанка и «Dove» вызывает нейтральные эмоции, то у школьников - положительные. При этом, вероятно, учащиеся высшей школы чаще пользуются услугами банка и товарами косметической фирмы, чем школьники. Но сами логотипы только у трети респондентов вызывают желание воспользоваться продукцией компании. Другими словами, опыт не влияет на эмоциональное восприятие эмблемы.

Что касается фирмы, выпускающей одежду, то количество человек с положительными и нейтральными эмоциями в разных возрастных выборках практически одинаково. При этом «трехлист-ник» и полоски «Adidas» у большинства не вызывают стремления покупать продукцию данной фирмы.

Человеческий мозг реакцию на цвет дает моментально, сразу же создавая впечатление о нем. При таком воздействии глаз либо очарован цветом, либо раздражен. Каждый цвет вызывает определенную реакцию. Например, желтый стимулирует мозг, оранжевый оказывает возбуждающее действие и ускоряет пульс, зеленый снимает усталость и бессонницу [2, 8]. Полученные результаты могут быть связаны с неудачным выбором цветовой гаммы дизайнером, но дают отрицательное восприятие логотипа.

Доверие к компании и желание использовать ее продукты вызывают в первую очередь логотипы-эмблемы (5,2 балла из 7), в последнюю очередь - знаковые логотипы (4,1 балла из 7). Следует отметить, что испытуемые пользовались продукцией не всех компаний. Такие результаты могут быть связаны с более легкими в запоминании логотипами - эмблемами с кратким, понятным текстом и простым рисунком.

Исследовав логотипы по количеству цветов, удовлетворенность ими и доверие к компании, мы выяснили, что желание использовать продукт у логотипов с двумя цветами намного ниже по сравнению с монохромными или с тремя и более цветами.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Положительное эмоциональное восприятие влияет на желание воспользоваться продукцией компании. При этом эмоциональный отклик у школьников и студентов практически не различается. Логотипы, относящиеся к знаковым, вызывают меньшее доверие к компаниям и меньшее желание воспользоваться их продукцией, чем логотипы других типов - эмблемы, текстовые, комбинированные. Выявлена и меньшая удовлетворенность продукцией данных компаний. Простые, разноцветные логотипы «цепляют» взгляд, сразу остаются в памяти, а сложные оказываются мимолетными.

Полученные нами данные могут быть использованы компаниями при разработке дизайна логотипа компаний.

1. Малахова, О.Н. Модели коммуникации в повседневной жизни // Инновационные направления развития энергетики АПК: материалы Всероссийской науч.-практ. конф, посвященной 40-летию факультета энергетики и электрификации. - Ижевск, 2017. - С.104-105.

2. Гребенкина О.И. Психология восприятия цвета студентами первого курса // Научные труды студентов Ижевской ГСХА: сборник статей. - Режим доступа: http://nts-izhgsha.ru/assets/nauchtrudstud_1-2017.pdf. -С. 1173-1177.

3. Малахова, О.Н. Ответственность и коммуникация // Научное обеспечение реализации национальных проектов в сельском хозяйстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Ижевск, 2006. - С. 521-524.

4. Суркова, М.А., Самовнушение как феномен психической жизни // Научные труды студентов ИжГСХА: сборник статей. - Режим доступа: http://nts-izhgsha.ru/assets/nauchtrudstud_1-2018.pdf. - С. 951-953.

5. Жученко, О.А. Связь самооценки академических достижений и прогностической компетентности будущих профессионалов в экзаменационной ситуации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». - 2020. - № 8. - С. 44-49. - D0I:10.37882/2500-3682.2020.08.06.

6. Психология рекламы // Глоссарий. Психологический словарь. - URL: https://www.psychologies.ru/ glossary/15/psihologiya-reklamyi/ (дата обращения: 02.07.2021).

7. Рябов, О.Р., Николаева, И.В. Эмоциональное восприятие архитектурной среды // Известия КазГАСУ. -2016. - № 3 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vospriyatie-arhitekturnoy-sredy (дата обращения: 06.07.2021).

8. Буренкова, О.А. Влияние цвета на психофизиологическое состояние личности // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 153-154. - URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33038 (дата обращения: 02.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.