УДК 616.831-005:616.89-008.43
О.И. Шабетник
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНЫХ С ОЧАГОВЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ НЕДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА
В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы больных, перенесших инсульт в субдоминантном полушарии головного мозга. Получен оригинальный результат, свидетельствующий о зависимости особенностей состояния эмоций у данной категории больных от принадлежности к полу.
Эмоциональная сфера больных, инсульт в субдоминантном полушарии, негативное отношение и эйфория.
The paper presents some investigations of the emotional sphere of the patients having suffered from cerebral stroke in the brain subdominant hemisphere. A novel result has been obtained evidencing some gender dependence of the emotional condition of this category of patients.
Еmotional sphere of patients, cerebral stroke in the subdominant hemisphere, negative attitude and euphoria.
Нарушения эмоций в клинике локальных поражений головного мозга известны с давних пор. В последние годы психиатры и невропатологи все большее внимание уделяют анализу эмоциональных нарушений с точки зрения межполушарной асимметрии мозга. Согласно литературным данным, эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены ярче, чем при поражении левого полушария. При поражении правого полушария чаще отмечается лабильность эмоциональных реакций, неспособность к эмоциональному контролю [4] - [6].
Количество специальных работ, посвященных эмоциям у постинсультных пациентов, немногочисленно. В некоторых исследованиях глобального характера имеются отдельные фрагменты, затрагивающие эту тему, из которых видно, что имеются существенные различия в состоянии эмоций у пациентов с лево- и правополушарными очаговыми поражениями мозга [3]. Так, общепризнано, что эмоциональная сфера у лиц с левополушарным инсультом страдает минимально. В основном наблюдается реакция на заболевание (его невротическая переработка). Отрицательное эмоциональное состояние может распространяться у них на близких людей, медицинский персонал, т.е. на лиц, имеющих непосредственное отношение к факту болезни и выходу из нее. По отношению к другим явлениям мира, объектам, ситуациям эмоции остаются соответствующими преморбидному радикалу личности. В отличие от этого, у лиц с правополушарным инсультом дело обстоит по-иному. Об этом свидетельствует изучение эмоционального состояния у лиц с очаговыми постинсультными поражениями правого полушария в нашем эксперименте.
На базе Центра патологии речи и нейрореабили-тации окружной больницы «Травматологический центр» г. Сургута проводилось исследование эмоциональной сферы у больных, перенесших инсульт в недоминантном полушарии. Было обследовано 54 пациента (19 женщин и 35 мужчин, средний возраст - 51,5 лет). Геморрагический инсульт отмечался у 29,6 %, ишемический - у 70,4 %. Со всеми пациен-
тами установление речевого контакта не вызывало затруднений.
Работа выполнялась в русле концепции А.Р. Лу-рия о системной динамической локализации высших психических функций с применением принципа син-дромного анализа. Нейропсихологическое обследование больных проводилось с использованием классических проб, разработанных А.Р. Лурия [4] - [6].
В качестве основных проявлений расстройств эмоций экспериментальной группы выявлены:
- эмоциональная бедность в беседе: 15 % испытуемых не проявляли интереса к вопросам и не стремились к контактам с окружающими;
- негативное отношение к экспериментатору, к контактам с другими больными, родственниками и персоналом больницы (17 % случаев);
- эмоциональная лабильность: сниженное настроение, неуверенность в себе и плаксивость наблюдались у 17 % женщин;
- безучастность или склонность к негативизму чаще выявлялась у мужчин (59 %);
- сниженная критика к своему состоянию наблюдалась практически у всех больных (88 %). Типичные реплики: «Что вы от меня хотите? У меня всё хорошо!»;
- монотонность, эмоционально бедная окраска голоса выявилась в 79 % случаев.
Эти данные совпали с теми, которые содержатся в литературе [3]. Наше исследование также показало, что ответственными за формирование разных (отрицательных и положительных) эмоциональных состояний являются оба полушария мозга, несмотря на то, что механизмы отрицательных переживаний находятся в правом, а положительных - в левом полушарии.
Кроме того, наш эксперимент выявил некую ген-дерную закономерность в проявлении эмоций у лиц, перенесших инсульт в правом полушарии мозга. Подавляющее большинство пациентов-мужчин данной категории проявили склонность к негативному отношению к внешним объектам, явлениям, событиям, тогда как женщины с очаговыми поражениями пра-
вого полушария мозга были склонны к эйфориче-скому состоянию в отношении аналогичных ситуаций. Это дает нам основание постулировать наличие гендерных особенностей эмоциональной сферы у лиц, перенесших инсульт в правом полушарии мозга. На диаграмме представлена реакция на ошибки в разных видах речевой модальности: пересказе прочитанного текста, рассказе по сюжетной картинке, составлении рассказа по серии картинок Х. Бидструпа [7]:
- у мужчин: раздражение у 3 человек, агрессивность у 8 человек, безразличие у 13 человек, негативизм у 8 человек, импульсивность у 3 человек;
- у женщин: безразличие у 7 человек, эйфорич-ность у 12 человек.
Мужчины Женщины
Гендерные отличия эмоциональной реакции
Таким образом, наш эксперимент выявил закономерность в проявлении эмоций у лиц, перенесших инсульт в правом полушарии мозга. Подавляющее большинство пациентов-мужчин (91 %) данной категории проявляют склонность к негативному отношению к внешним объектам, явлениям, событиям. Женщины с очаговыми поражениями правого полушария мозга склонны к эйфорическому состоянию (63 %) в отношении аналогичных ситуаций.
Приведем пример пересказа текста «Курица и золотые яйца». Больной П., 30 лет, ЦВБ. Последствия ОНМК по геморрагическому типу с формированием внутримозговой гематомы правой теменной доли, САК (09.2003 г.). Умеренно выраженный левосторонний гемипарез до грубого в кисти. Сосудистая эпилепсия с генерализованными судорожными приступами:
«У одного Чекатило были куры. Он их разводил. И одна вдруг снесла ему золотое яйцо. Он решил еще добыть золота и убил ее большущим топором. Было очень много крови, целое море, все залито кровью. А золота больше не было, и он покончил жизнь самоубийством. Хэппи энд, и все счастливы» («У одного хозяина была курица, которая несла золотые яйца. Хозяин думал, что у неё внутри большой ком золота и убил её. А внутри у неё ничего не было, она была такая же, как все курицы»).
Как видно из примера, больной использует негативно окрашенные речевые обороты, смакует агрес-
сивные проявления героя рассказа, очевидно, проецируя их на свои желания.
В связи с полученными данными становится очевидной необходимость в разработке программы восстановительного обучения данного контингента больных.
Со всеми испытуемыми проводилась комплексная нейрореабилитация. Использовалось медикаментозное, кинезитерапевтическое лечение; психокор-рекционные, нейропсихологические методы, разработанные в русле концепции А.Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций [1], [2].
Восстановительная работа в целом велась с соблюдением общих принципов восстановительного обучения - этапности, системности, дифференциро-ванности, опоры на сохранные анализаторы. Основной принцип - опора на речь.
Помимо традиционных, нами использовались собственные методы восстановительного обучения, разработанные в ходе обучающего эксперимента. Один из них - нормализация эмоционально-оценочной стороны поведения лиц, перенесших очаговые поражения в правом полушарии мозга.
Использование этого метода определялось тем, что по результатам констатирующего эксперимента у большей части испытуемых были выявлены изменения в эмоциональной и поведенческой сфере и одновременно ослабление в условиях Севера спонтанных компенсаторных механизмов. Это потребовало усиленной психотерапевтической окраски проводимых восстановительных мероприятий.
Учитывая то, что нами выявлены гендерные различия в состоянии эмоциональной сферы испытуемых, мы использовали для женщин тексты, картины, музыкальные отрывки, оказывающие на них воздействие, повышающие настроение, дающие уверенность в себе, устраняющие плаксивость. Это были:
- прозаические и стихотворные тексты с «хорошим» концом, посвященные высоким чувствам веры, надежды, любви, преданности, героизму и пр.;
- образцы мажорной, бодрящей музыки, любимые песни, арии и пр.;
- красочные натюрморты, пейзажи;
- пиктограммное изображение «высоких» понятий.
В работе с мужчинами, напротив, использовались стимулы, направленные на повышение интереса к жизни, снижение склонности к негативизму и агрессии:
- остросюжетные и юмористические тексты;
- релаксирующая музыка;
- картины, выполненные в пастельных тонах;
- пиктограммное изображение бытовых и юмористических понятий.
Кроме того, независимо от пола мы применяли такие приемы, как просматривание материалов, оказывающих позитивное воздействие на пациента, с последующим их обсуждением:
- семейные фотоальбомы;
- видеозаписи эпизодов из преморбидной жизни членов семьи пациента;
- видеосюжеты о природе, о жизни животных и т. п.;
- конкурсы на лучший рисунок, самодельный сувенир, пение, танец, исполнение на музыкальном инструменте и т. д.
Итак, в результате эксперимента нами выявлено, что:
- подавляющее большинство пациентов-мужчин, перенесших инсульт в правом полушарии мозга, проявляют склонность к негативному отношению к внешним объектам, явлениям, событиям;
- женщины с очаговыми поражениями правого полушария мозга склонны к эйфорическому состоянию в отношении аналогичных ситуаций.
Безусловно, представленное исследование требует дальнейшего продолжения и серьезных методических доработок. Однако оно позволяет приблизиться к пониманию некоторых закономерностей эмоцио-
нального состояния больных, имеющих очаговые поражения в недоминантном полушарии мозга.
Список литературы
1. Бизюк, А.П. Компендиум методов нейропсихологи-ческого исследования / А.П. Бизюк. - СПб., 2005.
2. Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики / Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меер-сон. - СПб., 1997.
3. Егоров, А.Ю. Функциональная специализация полушарий мозга человека / А.Ю. Егоров. - СПб., 2000.
4. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. - М., 1963.
5. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. -М., 1973.
6. Лурия, А.Р. Травматическая афазия / А.Р. Лурия. -М., 1947.
7. Румова, Г.А. Я вновь читаю и говорю / Г.А. Румова. - М., 2003.
УДК 378.1
В.В. Шаратинова
МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обозначена проблема разработки и практического применения методик и моделей оценки качества в современной теории и практике управления качеством образования, приведены примеры моделей и методов оценки качества профессионального образования, сделан вывод о необходимости обоснованного выбора и применения тех или иных моделей и методов оценки.
Модель оценки качества, методика оценки качества.
The paper discusses the problem of developing and practically applying methods and models of evaluating quality in the modern theory and practice of education quality management, presents examples of models and methods of evaluating professional education quality, makes a conclusion on the necessity of a well-founded choice and application of evaluation models and methods.
Quality evaluation model, quality evaluation methods.
Несмотря на серьезные достижения в современной теории и практике управления качеством, в отечественном образовании продолжает быть актуальной проблема разработки и практического применения методик и моделей оценки качества образования. Анализ исследований по данной проблематике показывает, что необходимость оценки признана и государством (процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и отдельных образовательных программ), и обществом (общественно-профессиональная аккредитация, сертификация и т.д.). Тем не менее, реализация остается достаточно сложной. Существующие в настоящее время количественные подходы оказываются слишком общими и не в полной мере отражают все аспекты деятельности образовательного учреждения (специфику конкретного образовательного учреждения, его цели и задачи), тем более его структурных подразделений. Качественные же подходы остаются в большей степени субъективными, зависящими от мнения экспертов.
В последние 10 лет наряду с промышленными предприятиями и организациями наблюдается рост численности отечественных образовательных учреждений в сфере профессионального образования, особенно вузов, стремящихся строить общий менеджмент организации с использованием принципов менеджмента качества. Если в сфере бизнеса, как отмечает М.З. Свиткин, предпосылками для этого послужили идеи ученых в области качества, практика использования подходов менеджмента качества применительно к менеджменту и бизнесу организаций, международная стандартизация в области менеджмента [7, с. 74], то в сфере высшего образования к этим предпосылкам следует добавить, во-первых, планомерную, поэтапную деятельность федеральных органов управления в сфере образования, направленную на повышение качества подготовки специалистов; во-вторых, подписание Россией Болонской декларации; в-третьих, все возрастающую конкуренцию между вузами на рынке образовательных услуг и рынке труда.