Научная статья на тему 'Эмоциональное развитие в сенситивный период как фактор сохранения этноса'

Эмоциональное развитие в сенситивный период как фактор сохранения этноса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
282
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ПОЗИЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / POSITIONAL FACTORS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / EMOTIONAL DEVELOPMENT / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ / INTERGENERATIONAL DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Градова Нелли Александровна

Данная работа посвящена исследованию влияния на политические процессы позиционных факторов. К наиболее медленно изменяемым позиционным факторам, в форме психологически закреплённых культурных, национальных, хозяйственных и прочих различий, можно отнести ценности этноса и в первую очередь представления членов этноса об Истине, Красоте, Справедливости, Доверии и значимости собственного Я субъектов политики. Так как эмоциональное развитие личности связано непосредственно с передачей культурных норм и ценностей от представителей старшего поколения последующим, то особое влияние на их формирование оказывают особенности поведения в этот период родителей или лиц их замещающих (через эмоциональный контакт со значимыми взрослыми, в первую очередь с матерью). Условия эмоционального развития и политические ценности в определённой степени обусловлены национальными, культурными и межпоколенческими различиями. Изучение межпоколенческих различий изучение политических предпочтений и ценностей представителей одного поколения через сравнение ценностей и эмоциональной атмосферы их родителей в период их детства от рождения до 7-ми лет, то есть закономерности сохранения традиций, передача их от одного поколения другому и являются предметом данной научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL DEVELOPMENT IN THE SENSITIVE PERIOD AS A FACTOR OF PRESERVATION OF ETHNOS

This research is devoted to study the influence of the positional factors on political processes the most slowly changing positional factors, in the form of psychologically fixed cultural, national, economic and other differences, include the values of the ethnic group and, first of all, the notions of justice, the trust of the surrounding world and the importance of one’s self of the subjects of the policy. Since emotional development is directly related with the transfer of cultural norms and values from the representatives of the older generation to the subsequent, the peculiarities of behavior of parents during this period or their substitute individuals exert special influence on their formation (emotional contact with significant adults, primarily with the mother). The conditions of emotional development and political values are to a certain extent regulated by national, cultural and intergenerational differences. The study of intergenerational differences the study of political preferences and values of representatives of one generation through comparing the values and emotional atmosphere of their parents in their childhood since birth up to 7 years old, that is, the mechanism of preserving traditions, transferring them from one generation to another are the subjects of this scientific study.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное развитие в сенситивный период как фактор сохранения этноса»

g i-

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЭТНОСА

EMOTIONAL DEVELOPMENT IN THE SENSITIVE PERIOD AS A FACTOR OF PRESERVATION OF ETHNOS

© Градова Нелли Александровна

Nellie A. Gradova психолог, Санкт-Петербургский государственный университет.

psychologist, Saint Petersburg State University.

И nelligrad@mail.ru

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию влияния на политические процессы позиционных факторов. К наиболее медленно изменяемым позиционным факторам, в форме психологически закреплённых культурных, национальных, хозяйственных и прочих различий, можно отнести ценности этноса — и в первую очередь представления членов этноса об Истине, Красоте, Справедливости, Доверии и значимости собственного Я субъектов политики.

Так как эмоциональное развитие личности связано непосредственно с передачей культурных норм и ценностей от представителей старшего поколения последующим, то особое влияние на их формирование оказывают особенности поведения в этот период родителей или лиц их замещающих (через эмоциональный контакт со значимыми взрослыми, в первую очередь с матерью).

Условия эмоционального развития и политические ценности в определённой степени обусловлены национальными, культурными и межпоколен-ческими различиями.

Изучение межпоколенческих различий — изучение политических предпочтений и ценностей представителей одного поколения через сравнение ценностей и эмоциональной атмосферы ихродителей в период их детства от рождения до у-ми лет, то есть закономерности сохранения традиций, передача их от одного поколения другому и являются предметом данной научной работы.

Ключевые слова: ценности, позиционные факторы, эмоциональное развитие, межпоколенче-ские различия.

Abstract. This research is devoted to study the influence of the positional factors on political processes - the most slowly changing positional factors, in the form of psychologically fixed cultural, national, economic and other differences, include the values of the ethnic group - and, first of all, the notions of justice, the trust of the surrounding world and the importance of one's self of the subjects of the policy.

Since emotional development is directly related with the transfer of cultural norms and values from the representatives of the older generation to the subsequent, the peculiarities of behavior of parents during this period or their substitute individuals exert special influence on their formation (emotional contact with significant adults, primarily with the mother).

The conditions of emotional development and political values are to a certain extent regulated by national, cultural and intergenerational differences.

The study of intergenerational differences - the study of political preferences and values of representatives of one generation through comparing the values and emotional atmosphere of their parents in their childhood since birth up to 7 years old, that is, the mechanism of preserving traditions, transferring them from one generation to another are the subjects of this scientific study.

Key words: values, positional factors, emotional development, intergenerational differences.

Вопрос изучения эмоционального развития, как и вопрос развития детей в сенситивный период в общем, традиционно рассматриваются общей и возрастной психологией, так как традиционно и справедливо является зоной ответственности семьи.

В данной работе перед нами стоит задача изучения этого вопроса шире, так как именно эмоциональное развитие ребёнка в сенситивный период является ключевым механизмом для передачи ценностей этноса и сохранения этноса. В этом контексте это уже не задача отдельной се-

■ *

мьи, а задача государств, как регулятора, и политической психологии, как науки. Изучение эмоционального развития проводится с целью выявления основных факторов, связанных с передачей ценностей этноса от родителей детям.

Для определения понятия этноса мы предлагаем отметить концепцию Л. Н. Гумилёва, в которой в рамках философско-исторического подхода изучается возникновение, развитие и угасание цивилизаций и народов. Гумилёв, на основании стереотипов поведения, особого поведенческого языка, который передаётся не генетически, за счёт подражания поведению родителей, относит к этносам наиболее устойчивые и активные человеческие общности, включающие в себя всех людей [1, с. 22]. Согласно концепции А. М. Зимичева [2, с. 172], этнос это любое объединение людей, осознающих свою общность, говорящих о себе «МЫ». А в концепции В. Д. Соловья [3, с. 38] этнос рассматривается как комбинация исторически сформированных элементов, таких как культура, язык, религия, психологический (национальный) склад характера, самосознание, иногда территория и экономика, с преобладанием этничности над этими признаками.

А. М. Зимичев в своей «психологической» концепции этноса говорит и о том, по какой причине люди объединяются и сотрудничают, иногда для достижения общих целей отказываясь от своих личных желаний. По его мнению комплекс положений, выдвигаемых этносом и принятый его членами называется ценностями этноса. И сам этнос начинается тогда, когда иррациональные цели рационализируются, и их удовлетворение начинает приобретать специфическую для этноса окраску под действием категорий изобилия (справедливость), добра, красоты и истины [2, с. 174].

Мы соотносим это понимание ценностей с понятием психологически закреплённые национальные и культурные традиции уА. И. Юрьева. В издании 1992 года , он пишет о том, что на политические процессы влияют ситуативные и позиционные факторы [4, с. 8].

И сейчас мы видим, что ситуативные факторы - окружающая среда, угроза войны, финансовый и экономический кризис, терроризм - находятся под пристальным вниманием специалистов различных областей во всём мире. При этом позиционные факторы - факторы, обусловленные устойчивыми

особенностями субъектов политики в форме психологически закреплённых культурных, национальных, хозяйственных и прочих различий рассматривались и рассматриваются как неизменные или изменяемые на столько медленно, что на текущем этапе эти изменения практически не заметны и не имеют значение, то есть не требуют изучения.

Ценности этноса изучают представители различных дисциплин - философы, социологи, экономисты, психологи. Все они выделяют Доверие и Справедливость, Истину, Красоту, значимость собственного Я, место человека в обществе Индивидуализм/Коллективизм.

По мнению Ю. В. Веселова «Доверие и справедливость в контексте экономической повседневности становятся одними из самых важных моральных категорий и заслоняют собой все остальные аспекты морали» [5, с. 6]

Согласно работам А. М. Зимичева ценности этноса или категории Изобилия, Добра, Красоты, Истины, имеют для этноса первостепенное значение. Об их важности говорит тот факт, что этнос не может быть разрушен до тех пор, пока действуют эти категории, но разрушение этих категорий автоматически означает разрушение этноса. [2, с. 174]

Ценности этноса закреплены в сознании людей и влияют на их поведение и проявляются в юридических и социальных нормах. Это тоже соотносит ценности с эмоциональным развитием, так как развитие воли и формирование моральных норм традиционно относят к последовательным этап развития психики.

Эмоциональное развитие в сенситивный период и культурные особенности

Потребности младенца ведут к появлению первых эмоций удовлетворения-неудовлетворения, напряжения и снятия напряжения. Потребности и их удовлетворение-неудовлетворение становятся фактором, влияющим на развитие отношений младенца и матери.

Происходит влияние матери и членов семьи через их непосредственную эмоциональную реакцию на происходящее с ребёнком, их стремление удовлетворить/игнорировать потребности ребёнка, через присказки, используемые взрослыми в первые дни и годы общения с ребёнком, сказки и предания, формирующие эмоциональное отношение к поведению и поступкам героев (в сказках и преданиях всегда чётко обозначены положительные и отрицательные герои), через окружающий мир - предметы быта и природу, через их эстетические и символические впечатления и смыслы, через вовлечение в сотворчество - от пересказа сказки до занятий рисованием, музыкой, танцами, спортом и т. д.

Первые потребности и их удовлетворение связаны с кормлением ребёнка. О значении грудного вскармливания для развития младенцев писали и пишут многие. Для понимания, как оно связано с эмоциональным развитием,

интересны исследования Р. А. Шпица, проведённые в 1930-е годы. Он описывает наблюдения коллег и проводит собственные: «Никакая другая «вещь» в этом возрасте (два месяца) не вызывает у младенца такого поведения (сосредоточенно следит за перемещением лица человека, как только замечает его). Гезелл и Илг (1937) поясняют, что это происходит от того, что человеческое лицо предстаёт перед младенцем в бесчисленных ситуациях ожидания: в сущности, на первом месяце жизни лицо возникает в поле зрения младенца всякий раз, когда какая-то из его потребностей получает удовлетворение. Таким образом, человеческое лицо начинает ассоциироваться с облегчением при избавлении от неудовольствия и с ощущением удовольствия». В исследовании Рене А. Шпица и У. Годфри Коблинера были получены существенные дополнительные результаты. Они зафиксировали, что «в подавляющем большинстве случаев естественно вскармливаемый ребёнок не отводит глаз от лица матери на протяжении всего кормления, пока не засыпает у груди; у детей, вскармливаемых искусственно, это явление не бывает ни устойчивым, ни надёжно фиксируемым» [7, с. 53]. Важно отметить, что какую бы помощь мать или иные лица не оказывали ребёнку, поднимая его, подмывая, перепелёнывая и т. д., он неизменно видит их лицо анфас, и они фиксируют на младенце свой взгляд, двигают головой и, как правило, что-то приговаривают [7, с. 54]. Эмоции и общение с матерью влияют на развитие ребёнка с первых мгновений жизни.

Но как через это развитие сохраняются и передаются ценности этноса? В первую очередь это происходит через удовлетворение потребностей младенца. Потребности, реакция на них и форма удовлетворения отличается у различных культур и народов. Об этой разнице пишут многие исследователи первобытных культур, например Э. Эриксон и Э. Б. Тейлор. Эрик Эриксон дал описание двух различных индейских племён, которые занимались различной трудовой деятельностью как основной, одни были охотниками, а другие рыболовами. И уже буквально с первых дней жизни всеми доступными способами, закреплёнными в национальных фольклорных и религиозных обрядах и традициях, для каждого младенца создавали условия для получения соответствующего опыта и эмоций: «Мы установили, что мир индейцев юрок ориентирован по предостерегающе-центростремительным линиям, тогда как мир сиу характеризуется мощной центробежностью. Как общество индейцы юрок почти не имели иерархической организации. Практически у юрок не существовало «национального» чувства и никакого вкуса к войне. ... индейцы юрок чувствовали себя безопасно в созданной ими системе избеганий. Жизнь каждого индейца начиналась с раннего отлучения от матери и последующего предписания избегать матери, и вообще осте-

регаться коварных женщин. Индейцы юрок жили с постоянным намерением вырвать преимущество у другого. В то время как у индейцев сиу, как только ребёнок начинал пользоваться и наслаждаться материнским молоком, ему давали грудь всякий раз, когда он хныкал (днём ли, ночью ли), и к тому же позволяли свободно играть с грудью. Подразумевалось, что малыш не должен реветь в состоянии беспомощной фрустрации» [6, с. 167].

Потребности, точнее характер отношения к ним и способ их удовлетворения, и ценности, являясь частью жизни ребёнка, культуры и традиций семьи и этноса, к которым он принадлежит, формируются именно в сенситивный период.

Эмоциональная реакция матери на контакт с ребёнком, её отношение к нему и его потребностям отмечается всеми авторами исследований в этой области. Диалог отношений представляет собой цикл из последовательности действие-реакция-действие в отношениях матери и ребёнка. Эта крайне специфическая форма взаимодействия создаёт для ребёнка его собственный особый мир, но со специфическим эмоциональным климатом, созданным его родителями [7, с. 46]. Уважение и принятие потребностей ребёнка или их игнорирование прямо или косвенно стимулирует развитие как самих потребностей, так и путей их удовлетворения. Над изучением этого вопроса много работал А. Миллер: «Средства для борьбы с эмоциональной сферой ребёнка далеко не всегда представляют собой ярко выраженное насилие». Не обязательно бить ребёнка, можно просто установить контроль за естественными потребностями новорождённого, и довольно скоро последний подсознательно станет воспринимать это как должное. Он (отец в исследовании) систематически пытался убить в своём первенце всё живое - и в результате внутри ребёнка царили пустота и страх перед собственными комплексами» [8, с. 51].

Чувства человека определяются не только потребностями, но и всей системой его ценностных ориентаций, среди которых важную роль играют традиции, обычаи, предания, являющиеся исторической памятью этноса. Истоки традиций и обычаев восходят к мифологическому мышлению и формируют образное символическое мышление ребёнка. Любой опыт, переживаемый новорождённым, преобразованный в значимый опыт, складывается постепенно и последовательно в картину мира, в которой тесно связаны значимые потребности и эмоции.

Влияние окружающего мира можно и необходимо рассматривать широко - отмечается, что сознание ребёнка, как и сознание первобытного человека, включает в первые месяцы в его внутренний мир всё, что окружает ребёнка. А с другой стороны опыт эмоциональных переживаний первых лет происходит от творческого и эмоционального контакта с предметами

к

окружающего мира, как бытовыми, так и предметами искусства и литературы. Мифологическое сознание - это категория архаической культуры и определённого возрастного периода развития человека, постоянная, необходимая сторона сознания человека и его бытия - поэтому эти «детские» способы мышления важны всю жизнь.

В то же время социальная и культурная среда влияют на эмоции индивида, и, следовательно, социальная и культурная среда влияют и на формирование эмоций у детей, так как в этой среде, отражая её, эмоции и развиваются. Неопределённый изменяющийся характер культурного и социального пространства действует на ребёнка в сенситивный период не напрямую, а опосредованно через членов семьи. И изменения в окружающем мире (политические, экономические, культурно-ценностные изменения окружающего мира), влияя на значимых взрослых, меняя эмоциональную атмосферу в целом, влияют и на ребёнка.

С другой стороны выбор ценностей в семье отражает многие особенности этноса, преимущественная ориентация на определённый набор ценностей неминуемо рождает качественно особую конфигурацию культуры и её идеального сознания. Т. Рибо писал: «Если в эстетике, вместо отвлечённых понятий прекрасного, безобразного, великого, красивого, грациозного мы будем рассматривать произведения искусства in concreto и в их историческом развитии, то мы ясно увидим, что оценка меняется в зависимости от времени и от места. В поэзии, прозе, ораторском искусстве, в живописи, в архитектуре, в скульптуре, в музыке - везде существует мода. А что же такое мода, как не изменение таблицы ценностей?» [10, с. 38]. В сенситивный период ребёнок наряду с ценностями этноса усваивает и глобальные «модные тенденции», существующие на тот момент и в культуре, и в самих ценностях, смещая акцент с традиционных ценностей этноса. Поэтому обращаясь к классическим образцам искусства, надо учитывать, что их универсальность относительна. Культура этноса, исторический период, наравне с эмоциональной окраской и оценкой родителями, влияют на их восприятие ребёнком. И, соответственно, формируют различные эмоциональные состояния при одних и тех же исходных материалах в виде произведений искусства.

Эмоция - всегда социальна. По мере взросления его интерес к познанию себя, пониманию своих эмоций и эмоций окружающих, требует многостороннего разнообразного удовлетворения. Все области искусства, доступные в его семье и его культуре, необходимы для полноценного развития ребёнка. И все они неминуемо несут образы, присущие именно этой культуре. Отдельное влияние имеет традиционная для этноса религия - общим основанием религий является принцип сохранения ценности. Всякая религия, как верование, с полным правом должна быть принята в разряд ценностей.

Чувства к концу дошкольного возраста становятся мотивами поведения ребёнка. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и себя в нем начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Важнейшие сведения об окружающих смыслах даёт познание их через формирование эмоций и чувств. В игре, общении, предметной деятельности человек узнает смысл и значение предметов внешнего мира, ценность человеческого общения, значение и смысл межличностных отношений. В первую очередь значением и смыслом наделяются сами эмоции и чувства. То есть надо исследовать влияние на детей таких созданных народом форм культуры, как язык, религия, право и искусство с одной стороны и эмоциональную атмосферу в социуме на момент развития ребёнка с другой.

Значение формирования воли как определённого этапа эмоционального развития хорошо видно на примере трудового воспитания в семье. Традиции первого трудового опыта в различных культурах и их связь с вопросом формирования воли и развития моральных норм очень интересны как своим сходством, так и отличиями - по времени первого трудового опыта, по виду и способу трудовой деятельности.

В то же время неопределённый изменяющийся характер культурного и социального пространства действуют на ребёнка в сенситивный период не напрямую, а опосредованно через членов семьи. И изменения в окружающем мире (политические, экономические, культурно-ценностные изменения окружающего мира) влияя на значимых взрослых влияют и на ребёнка. В частности обогащая или урезая до одного эмоционального состояния, одной потребности, психическую жизнь этих взрослых в сенситивный период детства ребёнка. Родители ребёнка со своими психологическими особенностями, всегда являются частью своей культуры и этноса. То есть в общении с ребёнком в сенситивные периоды ребёнок усваивает основные эмоции, свойственные данной семье во многих поколениях, и эмоции и поступки, их вызывающие, свойственные всему этносу в целом.

Вопрос воли в современных исследованиях встречается крайне редко. И на наш взгляд это не случайность, а, скорее, тенденция. Прерывность традиций эмоционального раз-

вития в сенситивный период в последние годы и отсутствие широкого интереса к вопросу воли может привести к определённым изменениям формирования личности у целых поколений. Но этот вопрос шире данной работы. Хотя ещё 50 лет назад вопрос воли, эмоционального развития и развития личности стояли рядом. «Строитель коммунизма должен быть не только высокообразованным и технически грамотным человеком. Он должен быть вооружён марксистским мировоззрением. Задача воспитания не менее сложна и ответственна, чем задача обучения. Собственно говоря, они неразрывно связаны. Личность есть продукт общества, и социальная среда оказывает решающее значение (И. М. Сеченов). Одно из звеньев воспитания гармонически развитой личности, строителя коммунистического общества - воспитание чувств. Широко бытует заблуждение, согласно которому человеческие поступки - якобы результат логических рассуждений и выводов. Между тем роль чувств в поведении человека огромна. Знание, подкреплённое чувством, превращается в убеждение: чувства ведут от убеждения к поступку» [9, с. 3].

Эмоциональное влияние на ребёнка через рассказы матери с первых дней жизни и совместное чтение позже оказывают сказки и предания, их выбор зависит от культурного и социального окружения и специфичен для каждого этноса, является частью культуры, в которой ребёнок растёт и будет реализовывать себя. Предания раскрывают в эмоционально окрашенных поступках людей смысл истории. Поступая в соответствии с усвоенными в сенситивный период традицией и преданиями, человек испытывает глубокое эмоциональное удовлетворение, чувство гордости во взрослой жизни.

Развитие детей в сенситивные периоды идёт в первую очередь как процесс социальный

- общение матери и ребёнка, в первую очередь через удовлетворение потребностей и эмоции, связанные с этим. Эмоционального развитие является основным и первым доступным для детей в сенситивный период.

Исходя из всех исследований эмоций, приведённых или частично упомянутых выше, можно говорить о том, что развитие эмоций отражает обусловленное культурой и традициями развитие потребностей индивида.

Факторами, на него влияющими, являются

- удовлетворение и неудовлетворение потребностей ребёнка, состояние матери и членов семьи, их эмоциональное состояние, национальные и культурные традиции воспитания детей, искусство, вовлечённое в процесс жизнедеятельности семьи и ребёнка, окружающий мир - язык, религия, право, искусство и возможность активного взаимодействия с этим миром, лучше вместе со значимым взрослым. Особую роль выполняет собственное творчество и собственный труд, опыт трудовой деятельности в сенситивный период

для удовлетворения потребностей, как усвоение традиционных ремёсел, так и для самореализации.

Выводы

Психологическое закрепление национальных и культурных традиций - понятий Справедливости, Доверия, Истины как раз и являются основными понятиями, сформированными в сенситивный период и остающимися неизменными на протяжении всей жизни индивида. Соответственно, основные понятия, важные для ценностей этноса, сформированные в детстве, должны содержать национальные и культурные традиции.

Эмоциональное развитие и социализация в семье могут быть рассмотрены как передача семейных и национальных традиций, как пролонгация эмоционального характера взаимодействия с ребёнком в первый год жизни и последующие годы сенситивного периода. Социализация в семье может быть рассмотрена и как развитие волевых качеств, формирование ответственности, делегирования полномочий, совместной работы всех членов семьи в условиях вертикали власти внутри семьи или их отсутствия.

Усвоение ценностей этноса и эмоциональное развитие и социализация в сенситивный период - фундамент не только развития личностных особенностей, но и политического поведения.

Национальные и культурные традиции ухода за ребёнком и воспитания до 7-ми лет -ключ к пониманию особенностей политического поведения и политических процессов в стране, этносе, политической организации в целом.

И именно через эмоциональное развитие и социализацию в сенситивные периоды проявляются межпоколенческие различия.

Мы определили принципиальное значение эмоционального развития детей в сенситивный период и непосредственную передачу ценностей этноса от поколения к поколению именно в этот период через усвоение ценностей, моделей эмоционального поведения, культуры и религии. Перед нами стоит задача изучить способы взаимодействия родителей и детей в сенситивный период, соотношение ценностей этноса и варианты их передачи. Поиск, изучение и классификация межпоколенческих особенностей передачи ценностей и результаты усвоения их детьми ко взрослому возрасту являются задачами данного исследования.

Когда изменяются национальные и культурные традиций в масштабе целого этноса (страны и/или нации), то и меняется и политическое поведение целого этноса.

Материалы поступили в редакцию 16.04.2018 г.

к

Библиографический список (References)

1. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилёв Л. : Гидрометеоиздат, 1990. 528 с. ISBN 5-286-00669-8.

2. Зимичев, А. М. Психология политической борьбы. Прикладная психология / А. М. Зимичев. М. : ЛомоносовЪ, 2010. 208 с. ISBN 978-5-91678-063-5.

3. Соловей, В. Д. Кровь и почва русской истории / В. Д. Соловей. М. : Русский мир, 2008. 480 с. ISBN 978-589577-088-7.

4. Юрьев, А. И. Введение в политическую психологию / А. И. Юрьев. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. 232 с. ISBN 5-288-01060-9.

5. Веселов, Ю. В. Доверие и справедливость: Моральные основания современного экономического общества / Ю. В. Веселов. М. : Аспект Пресс, 2011. 231 с. ISBN 978-5-7567-0625-3.

6. Эриксон, Эрик Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. СПб. : Летний сад, 2000. 416 с.

7. Рене А. Шпиц, У. Годфри Коб-линер. Первый год жизни / пер. с англ. Л. Б. Сумм; под ред. А. М. Боковикова. М. : Академический Проект, 2006. 352 с. ISBN 5-8291-0773-2.

8. Миллер, А. В начале было воспитание / А. Миллер; пер. с нем. И. В. Силаевой. 2-е изд. М. : Академический проект, 2014. 296 с. ISBN 978-5-8291-1618-7.

9. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. М. : Знание, 1982. 176 с.

10. Рибо, Т. Логика чувств / Т. Рибо. СПб. : Изд.-о О. Н. Поповой, 1905. 144 с.

1. Gumiljov, L. N. (1990). Jetnogenez i biosfera zemli [Ethnogenesis and biosphere of the earth]. Leningrad. Gidrometeoizdat. 528 p. ISBN 5-28600669-8.

2. Zimichev, A. M. (2010). Psihologija politicheskcj bor'by. Prikladnaja psihologija [Psychology of political struggle. Applied psychology]. Moscow. Lomonosov##. 208 p. ISBN 978-5-91678-063-5.

3. Solovej, V. D. (2008). Krov' ipochva russkoj istorii [Blood and soil of Russian history]. Moscow. Russkij mir. 480 p. ISBN 978-5-89577-088-7.

4. Yur'ev, A. I. (1992). Vvedenie v politicheskuju psihologiju [Introduction to political psychology]. SPb. Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta. 232 p. ISBN 5-288-01060-9.

5. Veselov, Yu. V. (2011). Doverie i spravedlivost': Moral'nye osnovanija sovremennogo jekono-micheskogo obshhestva [Trust and justice: the Moral foundations of modern economic society]. Moscow. Aspekt Press. 231 p. ISBN 978-5-7567-0625-3.

6. Jerikson, Jerik G. (2000). Detstvo i obshhestvo [Childhood and society]. SPb. Letnij sad. 416 p.

7. Rene A. Shpic, U. Godfri Kobliner. (2006). Pervyj god zhizni [First year of life]. Moscow. Akademicheskij Proekt. 352 p. ISBN 5-8291-0773-2.

8. Miller, A. (2014). V nachale bylo vospitanie [In the early was nurture]. Moscow. Akademicheskij proekt. 296 p. ISBN: 978-5-8291-1618-7.

9. Luk, A. N. (1982). Jemocii i lichnost' [Emotions and personality]. Moscow. Znanie. 176 p.

10. Ribo, T. (1905). Logika chuvstv [Logic of the senses]. SPb. Izd.-o O. N. Popovoj. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.