Эмоциональное отношение к ребенку и роль личностной зрелости матери в ситуации впервые возникшего тяжелого психического заболевания у совершеннолетнего ребёнка
Дан Марина Владимировна
соискатель, Институт психологии Российской Академии Наук, [email protected]
В статье представлены и проанализированы результаты исследования эмоционального отношения матерей к своим совершеннолетним детям после впервые возникшего тяжелого психического заболевания. Так же, рассмотрено значение фактора личностной зрелости и его влияние на степень эмоционального принятия матерью заболевшего ребёнка, а так же динамика отношения после психообразовательной программы. Чем выше мотивация достижения у опрошенных матерей, тем больше выражена психологическая близость с их детьми, страдающими тяжелыми психическими заболеваниями. Чем выше самооценка испытуемых, тем меньше психологическая дистанция, которую они удерживают с болеющим ребенком. Чем позитивнее жизненная установка женщин, принявших участие в исследовании, тем больше они демонстрируют психологическую близость со своими детьми, нуждающимися в психиатрической помощи. Чем выше способность к психологической близости с другими людьми в целом, тем ниже психологическая дистанция с болеющим ребенком в частности. В целом, чем выше уровень личностной зрелости опрошенных матерей, тем больше они проявляют психологическую близость относительно своих совершеннолетних детей, страдающих тяжелым психическим заболеванием. Связь между личностной зрелостью и эмоциональным принятием болеющего ребенка изменяет свой характер на линейный после прохождения родителями психообразовательных курсов.
Ключевые слова: эмоциональное отношение, эмоциональное отвержение, эмоциональное принятие, личностная зрелость, посттравматический стресс, психическая болезнь, психообразование.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-36-11108а(ц).
В настоящее время в России реализуется программа психосоциальной поддержки семей, столкнувшихся с психотравмирующим событием -впервые возникшим психическим заболеванием ребёнка. Среди наиболее распространенных методов данного вида поддержки является участие родственников в программах психообразования. Это групповые занятия, направленные на устранение пробелов в специфических психиатрических знаниях, минимально необходимых в обращении с заболевшим родным. Помимо этого реализуется психологическая поддержка членов семей, поскольку групповая форма работы предполагает эмоциональное отреагирование и некоторые эффекты, присущие психотерапевтическим группам.
Специфичность стрессора впервые возникшего психического заболевания обусловлена, в первую очередь, необычностью, неадекватностью реагирования заболевшего, а так же во внезапности возникновения, непредсказуемости поведения больного, отсутствии опыта преодоления подобных ситуаций. По данным современных исследований выраженность психопатологической симптоматики у матерей, переживших внезапно возникшее психическое заболевание у своего совершеннолетнего ребёнка достигает высоких значений, приближая их по уровню стрессовых реакций к группе пожарных или спасателей.
В настоящей работе мы исследуем один из некоторых аспектов эмоционально-личностной сферы матерей, а именно, эмоциональное отношение или принятие заболевшего совершеннолетнего ребёнка, а так же его динамику в процессе прохождения психообразовательной программы.
В нашем исследовании, охватившем период с 2012 до 2016 гг, приняло участие 68 матерей (в возрасте от 39 до 70 лет), имеющих совершеннолетних детей с впервые возникшим психотическим эпизодом (ППЭ). Давность стрессового воздействия составила от 2,5 до 6 месяцев. Занятия проводились в группах с численностью от 6 до 14 человек, включавших родственников больных с другими нозологическими формами (деменции, панические атаки, депрессии, расстройства пищевого поведения). Учитывались только родственники, подходившие условиям: заболевание коснулось совершеннолетнего ребёнка, проживающего на момент возникновения с обследуемым родным;
П т
Т
со
IZ <
е
0
сч
еч
01
заболевание возникло остро и было оценено в медицинской документации как к ППЭ.
Базами исследования стали: Психиатрическая Клиническая больница № 14 филиала № 2 - психоневрологический диспансер № 10 г. Москвы и Психиатрическая Клиническая больница №15 филиала №2 - психоневрологический диспансер №16.
В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
Диагностика уровня личностной зрелости Ю.З. Гильбуха. Тест позволяет изучить 5 основных характеристик личностной зрелости: мотивацию достижений, отношение к своему «Я», чувство гражданского долга, жизненную установку и способность к психологической близости с другим человеком. Также методика позволяет оценить уровень личностной зрелости испытуемого в целом.
Шкала CIDS - The Comfortable Interpersonal Distance Scale, - разработанная М. Дюком и С. Новицким, предполагает измерение дистанции на рисунке, состоящем из 8 радиусов по 5 см, которые исходят из одной точки. Испытуемому предлагалось представить, что шкала - это комната, а он находится в ее центре. Респондент должен был остановить входящего близкого (в нашем случае -болеющего ребёнка), который приближается к центру вдоль одного из радиусов и отметить на рисунке, на какое расстояние предпочтительно, чтобы входящий человек приблизился.
Цветовой Тест Отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажи-на и А.М. Эткинда. Во время прохождения цветового теста отношений испытуемым необходимо было подобрать к каждому члену семьи подходящий цвет. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжировались испытуемыми в порядке предпочтения, начиная с «самого приятного» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным» цветом. Таким образом, для матери было скрыто значение выбираемого для ребёнка цвета и смысл его связи с последующим ранжированием (Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений (ЦТО) //Методические рекомендации. Л. -1985. - Т. 18.)
Статистическими методами обработки данных выступали: критерий ранговой корреляции Спирмена для изучения взаимосвязи между двумя признаками; критерий хи-квадрат Пирсона для проверки значимости связи между двумя категори-зованными переменными; G-критерий знаков и Т-критерий Уилкоксона для выявления отличий в уровне признака двух зависимых выборочных совокупностей. Статистическая обработка данных производилась с помощью компьютерной программы SPSS Statistics 17.0.
Целью нашего исследования явилось определение значение фактора "личнотсная зрелость", исследуемого методикой "Оценка уровня личностной зрелости" Ю.З. Гильбуха. Анализ данных, полученных в проективных методиках ЦТО и CIDS, как предполагалось, должен был выявить различия в подгруппах матерей с низким и высоким уровнем личностной зрелости.
Важную роль в нашем исследовании играют две категоризированные переменные: 1) личностная зрелость матерей и 2) их эмоциональное отношение к совершеннолетнему ребенку с внезапно возникшим тяжелым психическим заболеванием. Категориями первой переменной - личностной зрелости - выступают уровни ее выраженности, а именно: неудовлетворительный уровень, удовлетворительный, высокий и весьма высокий. Категориями второй переменной - эмоционального отношения к ребенку - является степень принятия матерью своего больного ребенка. Было выделено три степени принятия: отвержение (низкая степень принятия), нейтральное отношение, а также собственно принятие. Для того чтобы проверить существует ли связь между указанными переменными использовался критерий хи-квадрат Пирсона, для которого была построена таблица сопряженности. Результаты статистического анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Таблица сопряженности общей шкалы личностной зрелости по тесту Гильбуха и отношения к ребенку с Внезапно возникшим Психическим Заболеванием (ВПЗ) по ЦТО у матерей (п=68) со статистическими данными по критерию хи-
Отношение к ре- Уровень личностной зрелости
бенку с ВПЗ Неуд. Удов. Выс. Весьма выс. Всего
Отвержение 12 6 4 3 25
Нейтральное 1 1 10 5 17
Принятие 7 7 6 6 26
Всего 20 14 20 14 68
Хи-квадрат Пирсона для таблицы сопряженности
Лип =17,13 р=0,01
Примечание: неуд. - неудовлетворительный; удов. - удовлетворительный; выс. - высокий; весьма выс. - весьма высокий уровень.
Как видно из таблицы 1, более трети опрошенных нами матерей свойственно отвержение своих заболевших детей (25 из 68). Кроме этого, почти половина из них обладает неудовлетворительным уровнем личностной зрелости (12 из 25). Существует ряд исследований, показывающих, что матерей с низким уровнем личностной зрелости в целом отличает стремление ограничивать активность своего ребенка, проявлять властность, «жертвовать» собой и использовать этот факт для манипулирования и упреков, чтобы чувствовать собственную важность. Их отличает также эмоциональная холодность в общении и неумение выбирать воспитательное воздействие адекватно ситуации (Васягина 2013; Махмутова 2013; СатЬе^ 2016). Такое отношение к ребенку часто связано с непринятием его личности, стремлением подавить индивидуальность и самостоятельность. Таким образом, можно предположить, что на эмоциональное отвержение совершеннолетнего ребенка влияет личностная незрелость женщин.
В таблице 1 также наглядно показана тенденция к уменьшению частоты встречаемости отвержения психически нездорового ребенка матерями по мере повышения уровня личностной зрелости (от 12 испытуемых с неудовлетворительным уровнем к 3 респондентам с весьма высоким уровнем).
Таким образом, личностно зрелые женщины реже психологически отвергают своего больного ребенка.
Отметим, что примерно половине женщин с удовлетворительным уровнем личностной зрелости (6 из 13) также характерно психологическое отвержение больного ребенка, другой половине (7 из 13), наоборот, - принятие (таблица 1). Есть исследования, показывающие, что при этом уровне личностной зрелости женщинам типично подавление воли и агрессивности ребенка, а также проявление излишней строгости к нему (Махмутова, 2013). Можно предположить, что при таком уровне личностной зрелости в силу ряда объективных и субъективных факторов часть матерей способна эмоционально принимать своих психически нездоровых детей, а часть - нет. Этот уровень личностной зрелости менее всего позволяет спрогнозировать отношение женщины к своему ребенку.
Интересно отметить, что уровень личностной зрелости мало отражает какую-либо тенденцию взаимосвязи с эмоциональным принятием ребенка в отличие от связи с отвержением (таблица 1). Так, например, около трети матерей с низким уровнем личностной зрелости (7 из 20) демонстрируют положительное отношение, принятие ребенка; примерно с той же частотой психологически принимают своих детей и матери с высоким уровнем личностной зрелости (6 из 20). На основе этих данных можно сделать вывод, что зная уровень личностной зрелости матерей сложнее спрогнозировать факт эмоционального принятия ими своих психически нездоровых совершеннолетних детей, чем факт психологического отвержения.
Этот вывод также подтверждают и данные статистики хи-квадрат: в целом, анализ показывает, что существует связь между рассматриваемыми нами категориальными переменными (%2эмп=17,13; р=0,01). Вместе с тем, эта связь не имеет линейный характер (хи-квадрат с поправкой Мантеля-Хензеля: г=2,47, р=0,12; по критерию Спирмена: г=0,16, р=0,10).
Важным показателем эмоционального принятия выступает степень психологической близости с ребенком. Отношениям, основанным на позитивной привязанности, насыщенным эмоционально-теплым общением, искренней заинтересованностью, заботой, также свойственна небольшая психологическая дистанция, свидетельствующая о эмоциональной близости членов семьи и безусловном принятии ими друг другом. Отношения с большой психологической дистанцией можно охарактеризовать как отношения с отвержением, нежеланием принимать члена семьи таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками.
Исследование психологической близости проводилось с помощью шкалы CIDS и особенности ее проведения таковы, что испытуемые, графически отмечая комфортную дистанцию с болеющим членом семьи, до определенной степени сознательно демонстрируют свое отношение к своему ребенку, презентуют его экспериментатору. В этой связи имеет смысл большую психологическую ди-
станцию с ребенком обозначать как «презентуемое отвержение», а маленькую - «презентуемое принятие». Результаты статистического анализа наличия / отсутствия связи между личностной зрелостью и психологической близостью с ребенком представлены в таблице 2. В силу того, что обозначенные нами переменные являются категориальными, использовался критерий хи-квадрат Пирсона.
Таблица 2
Таблица сопряженности общей шкалы личностной зрелости по тесту Гильбуха и психологической близости с ребенком с Внезапно возникшим Психическим Заболеванием (ВПЗ) по ОЮЭ у матерей (п=68) со статистическими данными по критерию хи-квадрат ДО психообразовательных курсов
Психол. близость с ребенком с ВПЗ Уровень личностной з релости Всего
Неуд. Удов. Выс. Весьма выс.
Презентуемое отвержение 9 10 5 3 27
Нейтральная дистанция 1 1 8 5 14
Презентуемое принятие 10 3 7 6 27
Всего 20 14 20 14 68
Хи-квадрат Пирсона для таблицы сопряженности
Х2э„п =17,53 | рй0,01
Примечание: неуд. - неудовлетворительный; удов. - удовлетворительный; выс. - высокий; весьма выс. - весьма высокий уровень.
Из таблицы 2 видно, что матери, у которых был выявлен неудовлетворительный уровень личностной зрелости, демонстрируют, как правило, либо большую психологическую дистанцию (9 из 20 испытуемых), либо маленькую (10 из 20). Нейтральное отношение встречается у таких женщин редко, всего 1 из 20 респондентов обозначил среднюю дистанцию с болеющим ребенком. Таким образом, неудовлетворительный уровень личностной зрелости не означает, что женщина дистанцируется от своего ребенка, проявляя эмоционально-холодное отношение к нему. Как показывают полученные результаты, личностно незрелые матери в половине случаев презентуют свое отношение к ребенку как положительное. Важно отметить, что такие результаты могут быть обусловлены стремлением испытуемых дать социально желательные ответы, демонстрируя принятие своего ребенка и скрывая неосознанное отвержение.
В таблице 2 также наглядно показано, что нейтральное отношение к ребенку чаще всего встречается у матерей с высоким и весьма высоким уровнем личностной зрелости. Вполне вероятно, что недостаток знаний о психическом заболевании члена семьи и конструктивном взаимодействии с ним оказывает влияние на предпочтение средней дистанции.
Примерно треть испытуемых отмечает, что принимает своего больного ребенка таким, какой он есть. При этом одна половина из них обладает низким и средним уровнем личностной зрелости, а другая половина - высоким и очень высоким. Следовательно, презентуемое эмоциональное принятие, психологическая близость с ребенком харак-
П т
Т
со
с <
е
0
сч
еч
01
терна для людей с разным уровнем личностной зрелости.
В целом, статистический анализ показывает, что между уровнем личностной зрелости матерей и уровнем психологической дистанции (близостью) с психически нездоровым ребенком существует значимая связь (х2эмп=17,53; р<0,01) (таблица 2). При этом данная связь носит нелинейный характер (хи-квадрат с поправкой Мантеля-Хензеля: г=0,72, р=0,40; по критерию Спирмена: г=0,09, р=0,49). Мы предполагаем, что такой характер она имеет в силу особенностей распределения значений по признаку презентуемого принятия, где, как видно из таблицы 2, частота встречаемости не увеличивается пропорционально повышению уровня личностной зрелости. Вполне вероятно, что каждый уровень личностной зрелости обладает своими специфическими чертами, определяющими свои типы отношения к ребенку (например, люди с низкой личностной зрелостью делятся на два типа: те, кто принимают своих детей и те, кто отвергает их).
Подводя итог анализу взаимосвязей уровня личностной зрелости и эмоционального отношения матери к своему психически нездоровому совершеннолетнему ребенку, можно отметить, что в целом, между этими категоризированными переменными существует значимая связь, которая, однако, носит нелинейный характер, а, значит, не отражает пропорциональность изменения обоих переменных. Нелинейный характер связи может быть обусловлен особенностями распределения такого типа отношения к ребенку, как эмоциональное принятие. Нами было наглядно показано, что в целом, безусловное принятие болеющего ребенка свойственно женщинам с разным уровнем личностной зрелости. Вместе с тем, отвержение, как тип отношения, больше характерно для матерей с более низким уровнем личностной зрелости, а нейтральное отношение, наоборот, - с более высоким.
В ходе нашего исследования был обнаружен еще один интересный факт: связь отношения матерей с уровнем личностной зрелости носила нелинейный характер и объясняла скорее частоту проявления отвержения и нейтрального отношения женщин к своим больным детям; и так это было до проведения психообразовательных курсов. После курсов связь между психологическим отношением матери к ребенку и степенью ее личностной зрелости стала носить линейный характер, быть более прогнозируемой и связанной также и с эмоциональным принятием. Наглядно результаты представлены в таблицах 3 и 4.
Не изменяя степень личностной зрелости, на курсах удалось повлиять на эмоциональное отношение матерей к своим психически нездоровым совершеннолетним детям. Так, например, количество матерей, которым свойственно отвержение ребенка снизилось (таблицы 1 и 3). Среди матерей с неудовлетворительным уровнем личностной зрелости после курсов чаще всего теперь встречается нейтральное отношение к ребенку (у 1 ре-
спондента до курсов и 13 респондентов из 20 после курсов). Увеличилось количество женщин, нейтрально и позитивно относящихся к своим психически нездоровым детям (таблицы 1 и 3).
Таблица 3
Таблица сопряженности общей шкалы личностной зрелости по тесту Гильбуха и отношения к ребенку с Внезапно возникшим Психическим Заболеванием (ВПЗ) по ЦТО у матерей (п=68) со статистическими данными по критерию хи-
Отношение к ребенку с ВПЗ Уровень личностной з релости Всего
Неуд. Удов. Выс. Весьма выс.
Отвержение 1 3 1 0 5
Нейтральное 13 6 4 4 27
Принятие 6 5 15 10 36
Всего 20 14 20 14 68
Хи-квадрат Пирсона для таблицы сопряженности
Х2э„п =16,27 1 рй0,01
Примечание: неуд. - неудовлетворительный; удов. - удовлетворительный; выс. - высокий; весьма выс. - весьма высокий уровень.
Анализ таблицы 3 показывает, что эмоциональное принятие ребенка чаще встречается среди женщин с высоким и весьма высоким уровнем личностной зрелости, нежели среди женщин с низким и средним уровнями. В целом, увеличение количества личностно зрелых матерей, которые позитивно относятся к своему ребенку, демонстрируют насыщенное эмоционально теплое общение с ним, может быть доказательством того, что психообразовательные курсы особенно сильное влияние оказывают на людей с высокими показателями личностной зрелости. Вполне вероятно, что набор положительных индивидуально-психологических качеств, которыми они уже обладают, выступает благоприятной почвой для позитивных изменений, в том числе изменений, касающихся эмоционального отношения к болеющему ребенку.
Значения хи-квадрат Пирсона по рассматриваемым нами категориальным переменным и до курсов (таблица 1) и после курсов (таблица 3) указывают на наличие значимой связи между ними. Отличительной особенностью является изменение характера этой связи после курсов - она стала линейной. Чем выше уровень личностной зрелости матерей, тем выше уровень эмоционального принятия совершеннолетнего ребенка с внезапно возникшим психическим заболеванием, и чем меньше уровень личностной зрелости, тем сильнее выражено эмоциональное отвержение такого ребенка.
Изменение характера связи между изучаемыми нами переменными сделало целесообразным проведение корреляционного анализа по методу Спирмена. Интересен тот факт, что, если до психообразовательных курсов нами не было выявлено ни одной значимой линейной корреляции между исследуемыми признаками, то после курсов мы смогли выявить 5 из 6 возможных корреляций. Исключение составила шкала «Мотивация достижений»: нельзя утверждать, что изменения по ней согласуются с изменениями в эмоциональном от-
ношении к психически нездоровому ребенку. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа шкал теста уровня личностной зрелости (Ю.З. Гильбух) и отношения к ребенку с Внезапно возникшим Психическим Заболеванием (ВПЗ) по
Шкалы теста Гильбуха Эмоциональное отношение к ребенку с ВПЗ
г Р
Мотивация достижений 0,09 0,46
Отношение к «Я» 0,24 0,05
Чувство гражданского долга 0,40 0,00
Жизненная установка 0,29 0,02
Способность к психол. близости с другими 0,28 0,02
Личностная зрелость 0,34 0,01
Примечание: статистически значимые корреляции выделены.
Чем выше самооценка и уверенность в себе матерей, тем выше степень эмоционального принятия своего психически нездорового ребенка. Возможно, эта связь обусловлена устойчивой верой женщин в то, что они имеют достаточно сил и способностей, чтобы оказать существенную помощь в облегчении течения заболевания, в адаптации ребенка в социальной среде, в его личностном развитии. Высокий уровень самооценки также может облегчать проявления стигматизации родителей, чьи дети нуждаются в психиатрической помощи.
Чем выше чувство гражданского долга испытуемых, тем сильнее эмоциональное принятие болеющего совершеннолетнего ребенка. Коллективизм, чувство гражданской ответственности может рассматриваться в качестве ресурса, помогающего принять ребенка с психическим заболеванием таким, какой он есть, вне всяких условий.
Чем позитивнее жизненная установка опрошенных женщин, тем позитивнее их эмоциональное отношение к своим детям, имеющим психиатрический диагноз. Вероятно, это связано со стрессо-устойчивостью людей, обладающих позитивным взглядом на жизнь, их эмоциональной стабильностью, рассудительностью, оптимизмом, способностью видеть хорошее в любой ситуации, способностью положительно относиться к людям вообще и к своему болеющему ребенку в частности.
Чем сильнее выражена способность к психологической близости с другими людьми, тем больше родители проявляют эмоциональное принятие своим детям с психическим заболеванием. Доброжелательность, свойственная этим людям, распространяется и на болеющего ребенка. Женщинам, которые по жизни проявляют эмпатию к окружающим, сочувствие, способны проявить сострадание, легче реализовывать эти чувства в отношении собственного ребенка. Понимая, что член их семьи нуждается в помощи, они проявляют готовность ее оказать.
После проведения психообразовательных курсов изменился и характер связи уровня личностной зрелости с психологической дистанцией (бли-
зостью) по отношению к болеющим детям у матерей. Касательно этих переменных корреляция также стала линейной. Наглядно результаты представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5
Таблица сопряженности общей шкалы личностной зрелости по тесту Гильбуха и психологической близости с ребенком с Внезапно возникшим Психическим Заболеванием (ВПЗ) по ОЮS у матерей (п=68) со статистическими данными по кри-
Психол. бли- Уровень личностной зрелости
зость с ребенком с ВПЗ Неуд. Удов. Выс. Весьма выс. Всего
Презентуемое 6 4 2 0 12
отвержение
Нейтральное 9 8 7 4 28
отношение
Презентуемое 5 2 11 10 28
принятие
Всего 20 14 20 14 68
Хи-квадрат Пирсона для таблицы сопряженности
Х2эмп =15,24 Р=0,02
Примечание: неуд. - неудовлетворительный; удов. - удовлетворительный; выс. - высокий; весьма выс. - весьма высокий уровень.
Анализ данных в таблице 4 показывает, что после курсов увеличилось количество людей, демонстрирующих нейтральное отношение к болеющему ребенку и выбирающих среднюю психологическую дистанцию с ним. Как и в случае с эмоциональным принятием, измеряемым посредством ЦТО, в данном случае увеличилось число женщин, которые отмечают маленькую психологическую дистанцию с ребенком, презентуя психологическую близость с ним и безусловное принятие (таблицы 2, 3, 5). К выводам о том, что психообразовательные группы показывают наибольшую эффективность на образованных людях с высоким уровнем личностного развития, приходили и другие авторы (Рудестам, 2000; Вачков, 2007).
Показатели, полученные посредством критерия хи-квадрат до и после психообразовательных курсов, позволяют сделать выводы, что и в том, и в другом случае рассматриваемые нами категоризи-рованные переменные значимо связаны друг с другом (таблицы 2 и 5). Однако можно отметить небольшое ослабление этой связи, отмеченное после курсов - уровень значимости сместился с 0,01 до 0,02, а это указывает на то, что вероятность ошибки произведенных расчет увеличилась на 1%. Вместе с тем, даже этот уровень значимости указывает на наличие статистически значимой связи между переменными. Изменение уровня значимости может быть также связано с тем, что после курсов корреляция стала линейной, а это позволило провести анализ посредством критерия Спирмена. Его результаты представлены в таблице 6.
Чем выше мотивация достижения у опрошенных матерей, тем больше выражена психологическая близость с их детьми, страдающими тяжелыми психическими заболеваниями. Выраженная мотивация достижений определяет умение правиль-
но ставить цели, а также выбирать пути их достижения. Понимание собственной значимости в лечении болезни ребенка способно активизировать постановку адекватной цели, что сближает членов семьи, ориентирует на конструктивное взаимодействие друг с другом.
Таблица 6
Результаты корреляционного анализа шкал теста уровня личностной зрелости (Ю.З. Гильбух) и уровня психологической близости с ребенком с Внезапно возникшим Психическим Заболеванием (ВПЗ) по CIDS у матерей (п=68) после психооб-
Шкалы теста Гильбуха Психологическая близость с ребенком с ВПЗ
r Р
Мотивация достижений 0,32 0,01
Отношение к «Я» 0,25 0,04
Чувство гражданского долга 0,21 0,09
Жизненная установка 0,29 0,02
Способность к психол. близости с другими 0,31 0,01
Личностная зрелость 0,38 0,00
со
с
<
е
0
сч
еч
01
Примечание: статистически значимые корреляции выделены курсивом.
Чем выше самооценка испытуемых, тем меньше психологическая дистанция, которую они удерживают с болеющим ребенком. Адекватная оценка себя, позитивное самоотношение часто связано с положительным отношением к людям в целом. Уверенным в себе матерям легче устанавливать близкие отношения со своими детьми, искренне интересоваться ими, проявлять заботу и внимание, что играет большую роль в семейной психотерапии заболевания ребенка.
Чем позитивнее жизненная установка женщин, принявших участие в исследовании, тем больше они демонстрируют психологическую близость со своими детьми, нуждающимися в психиатрической помощи. Вероятно, эта связь обусловлена тем, что способность женщин акцентировать внимание, прежде всего, на положительных сторонах ситуации помогает им видеть хорошее и в своих детях, находить общие интересы, эффективно организовывать совместную деятельность. Все эти факторы сближают членов семьи, в результате чего уровень психологической дистанции уменьшается, и женщины активно выражают эмоциональное принятие своего ребенка.
Чем выше способность к психологической близости с другими людьми в целом, тем ниже психологическая дистанция с болеющим ребенком в частности. Эта связь признаков, пожалуй, самая прогнозируемая. Умение устанавливать конструктивные контакты с социальным окружением, проявлять эмпатию легко переносится и на членов семьи, с которыми, как правило, уже существует крепкая эмоциональная привязанность.
Чем выше уровень личностной зрелости опрошенных матерей, тем больше они проявляют психологическую близость относительно своих совершеннолетних детей, страдающих тяжелым психическим заболеванием. Набор положительных качеств, свойственных личностно зрелым людям,
помогает налаживать оптимальное межличностное взаимодействие и выбирать небольшую психологическую дистанцию с болеющим ребенком, проявлять по отношению к нему безусловное принятие и эмоционально теплое общение. Существует связь между уровнем личностной зрелости и степенью эмоционального принятия; причем связь носит нелинейный характер. Матери с низким уровнем личностной зрелости чаще демонстрируют отвержение, эмоциональную холодность, а также удерживают большую психологическую дистанцию по отношению к своим детям, страдающим психическими заболеваниями.
Связь между личностной зрелостью и эмоциональным принятием болеющего ребенка изменяет свой характер на линейный после прохождения родителями психообразовательных курсов. Можно утверждать, что чем выше уровень личностной зрелости женщины, тем выше степень эмоционального принятия ребенка и психологической близости с ним.
Литература
1. Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений (ЦТО) //Методические рекомендации. Л. - 1985. - Т. 18.
2. Дан М.В. Посттравматический стресс у матерей, переживших первый психотический эпизод у совершеннолетнего ребенка // Психологические исследования. Вып. 8 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 59-70.
3. Зеленкова Т.В. Особенности системного подхода при включении родителей детей с расстройствами аутистического спектра в лечебно-реабилитационный процесс / Т.В. Зеленкова, В.А. Празднова // Психическое здоровье. - 2016. - Т. 14. № 9 (124). - С. 53-59.
4. Казаковцев Б.А. Психосоциальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами / Б. А. Казаковцев // Психическое здоровье. - 2008. - Т. 6. № 5. - С. 14-31.
5. Ротштейн В. Г., Богдан М. Н. Основы психиатрической грамотности //М.: ООО Изд. дом «Качество жизни».-2008-92 с. - 2008.
6. Тарабрина Н. В. Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Symptom Check List-90-Revised-SCL-90-R) //Практикум по психологии посттравматического стресса/НВ Тарабрина. - 2001. - С. 146-181.
7. Кравчик К.Б. Взаимосвязь между параметрами жизнестойкости, социальной адаптации и переживанием трудных ситуаций у старшеклассников с задержкой психического развития и старшеклассников с нормальным ходом психического развития, обучающихся в разных образовательных системах (в семье или школе-интернате).//Инновации и инвестиции. 2015. №2. с.188-191
Emotional attitude to the child and the role of personal maturity of the mother in a situation of severe mental illness of
adult child Dan M.V.
Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences
The article presents and analyzes the results of the study of the emotional attitude of mothers to their adult children after the onset of severe mental illness. Also, discussed the importance of the factor of personal maturity and its influence on the degree of emotional acceptance of the mother of the sick child, and relationship dynamics after psychoeducational program. The higher the achievement motivation, the interviewed mothers, the more pronounced psychological closeness with their children suffering from severe mental illness. The higher the self-esteem of the subjects, the less psychological distance, which they hold with a sick child. More positive than attitudes of women who participated in the study, the more they demonstrate psychological closeness with their children in need of psychiatric care. The higher the capacity for psychological intimacy with other people. In general, the higher the level of personal maturity of the interviewed mothers, the more they are psychological closeness concerning their adult children with severe mental illness. The relationship between personal maturity and emotional acceptance of their sick child changes your character to linear after passing parents psychoeducational courses.
Key words: emotional attitude, emotional rejection, emotional acceptance, personal maturity, post-traumatic stress, mental illness, psychoeducation.
References
1. Bazhin E. F., Etkind A. M. Color Test of the Relations (CTR)//Methodical recommendations. L. - 1985. - T. 18.
2. M.V. is given. A post-traumatic stress at mothers who have en-
dured the first psychotic episode at the full age child//Psychological researches. The issue 8 / Under the editorship of A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. M.: Institute of Psychology of RAS publishing house, 2016. Page 59-70.
3. Zelenkova T.V. Features of system approach at inclusion of par-
ents of children with frustration of an autistic range in medical and rehabilitation process/T. V. Zelenkova, V.A. Prazdno-va//Mental health. - 2016. - T. 14. No. 9 (124). - Page 53-59.
4. Kazakovtsev B.A. Psychosocial rehabilitation of the persons having mental disorders / B.A. Kazakovtsev//Mental health. -2008. - T. 6. No. 5. - Page 14-31.
5. Rotstein V. G., Bogdan M. N. Bases of psychiatric literacy//M.:
LLC Izd. the house "Quality of life" of.-2008-92 pages - 2008.
6. Tarabrina N. V. Questionnaire of expressiveness of psychopatho-
logical symptomatology (Symptom Check List-90-Revised-SCL-90-R)//Workshop on psychology of a post-traumatic stress / NV of Tarabrin. - 2001. - Page 146-181.
7. Kravchik K.B. The relationship between the parameters of resili-
ence, social adaptation and experiencing difficult situations in high school students with mental retardation and high school students with a normal course of mental development, students in different educational systems (in a family or boarding school) .// Innovations and investments. 2015. No2. p.188-191
n m
T