УДК 159.922 ББК 88.6
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХИЧЕСКОГО И
СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
С.А. ВОДЯХА, УрГПУ, г. Екатеринбург, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
Рассмотрены проблемы эмоционального благополучия как предиктора психического и соматического здоровья. Эмоциональное благополучие способствует повышению долголетия и снижает риск сердечно-сосудистых нарушений. Эмоциональное благополучие повышает выживаемость пациентов при различных заболеваниях. Эмоциональное благополучие способствует повышению эффективности психологической коррекции личности и достижение ею максимального потенциала.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, положительные эмоции, теория расширения и созидания, позитивная психология.
Э. Динер и Р. Бинсвас-Динер определили, что эмоциональное благополучие способствует выздоровлению от заболеваний сердца. Согласно Т. Расмуссену и Дж. Прессман, счастливые люди живут дольше несчастных.
С. Прессман, исследуя биографии 96 знаменитых психологов, обнаружила, что те, кто описывал в своих автобиографиях положительные переживания, в среднем жил на 6 лет дольше [6].
Эмоциональное благополучие, кроме субъективной удовлетворенности жизнью характеризуется валентностью эмоций. В настоящее время нет единого мнения о том, насколько позитивность или негативность эмоций влияет отрицательно или положительно на личностное функционирование. Н. Фрейда считает, что с одной стороны, негативные эмоции искажают истинную картину происходящего и часто формирует неверные репрезентации, с другой стороны, они способствуют выживанию человеческого вида и избеганию опасных ситуаций [3].
Вышеизложенные идеи стали предпосылкой Б. Фредриксон "теорией расширения и созидания". Результаты ее лабораторных исследований, продемонстрировали, что положительные эмоции расширяют репертуар действия и мысли личности, уничтожая отрицательные эмоции, и создают психологическую устойчивость [2].
Теория положительных эмоций,
разработанная Б. Фредриксон и названная "теорией расширения и созидания", показывает, что позитивные аффективные переживания имеют долгосрочные последствия, способствуя личностному росту и развитию. Они расширяют поле восприятия, повышают устойчивость в потоке решения, внимательность гибкость мышления, социальную близость и даже физическое. Т. Кэшдан, Э. Бисвас-Динер и Л. Кинг предположили, что важность положительных эмоций в человеческой жизни определяется тем, что в ходе эволюционного развития лучше выживали люди, у которых преобладали положительные эмоции.
Согласно теории расширения и созидания, положительные эмоции могут длительно воздействовать на функциональное состояние, что приводит к повышению благополучия и чувству социальной привязанности.
Использование теоретических концептов в психологической практике позволит постепенно расширить мировосприятие испытуемых и расширить их визуальное внимание, стратегии зрительного
распознавания, мозговой активности и поведения в стрессовых ситуациях.
Положительные эмоции не только нацеливают на использование альтернативных стратегий, но также обладают расширяющим
эффектом, увеличивая способность
активировать личностные ресурсы.
Положительные эмоции активируют физические ресурсы (здоровая сердечнососудистая система, сенсомоторная координация). Поскольку они развиваются, они вызывают положительные эмоции, которые продолжают строить ресурсы в восходящей спирали.
Согласно Дж. Блоку и А. Кремену, существуют личностные способности самостоятельно генерировать положительные эмоции в ситуации дистресса, обеспечивая устойчивую адаптацию. Когда люди сталкиваются со стрессором, эго-устойчивые испытуемые испытывают больше
положительных эмоций, чем их менее устойчивые сверстники, хотя обе группы испытывают примерно одинаковое по уровню психологическое напряжение. Эта разница в уровне проявления положительных эмоций является следствием проявления устойчивой черты личности, позволяющей быстрее справляться с последствиями негативных событий, оптимизировать сердечно-сосудистую реактивность, предотвращать депрессивные симптомы и продолжать прогрессировать [5].
Возможно, это отражает более широкие возможности для самопроизводства личностью положительных эмоций. Исследования нейропсихологов показывают, что при ожидании угроз испытуемые с высокими значениями эго-устойчивости чаще
акцентируют свое внимание на настоящем моменте и меньше беспокоиться о возможных будущих отрицательных непредвиденных обстоятельствах. Быстрое восстановление также связано с самооценкой силы выраженности аффекта и активации специфических отделов мозга, отражающих эмоциональность, то есть, островковой доли продолговатого мозга.
В лабораторных экспериментах выявлено, что люди, которые повышают
психологическую устойчивость в процессе переоценки стрессовой ситуации, также быстрей восстанавливаются после сердечнососудистых заболеваний.
Б. Фредриксон также обосновала эффект уничтожения отрицательных эмоций. Она сделала вывод о том, что позитивность может подавить или преодолеть сердечно-сосудистые
последствия эмоциональной негативности [2]. Таким образом, когда человек чувствует беспокойство или напряжение или любые другие отрицательные эмоции, переживание положительных эмоций может помочь восстановить нормальное физиологическое функционирование.
Б. Фредриксон, исследуя положительные эмоции, выделила их градацию в порядке возникновения: радость, благодарность, спокойствие, интерес, надежда, гордость, удивление, вдохновение, благоговение и любовь [2]. Любовь - уникальная эмоция в том, что она включает все остальные девять эмоций и может проявляться одновременно с ними. Поэтому, любовь как эмоция переживается чаще остальных.
Позитивное ослабление является также существенной стратегией совладания личности с депрессивными признаками. Эмоционально устойчивые личности обладают способностью поддерживать и самогенерировать
положительные эмоции. Эмоциональные реакции дисфорических и недисфорических личностей сходны. Однако, есть существенные различия в способности поддерживать и отрегулировать эмоции в процессе переживания от способности реагировать на первичной стадии.
Актуализируя действия, вызывающие положительные эмоции, личность накапливает ресурсы (психологические, социальные и т.д.), которые увеличивают возможность ее выживания и воспроизводства. Положительные эмоции являются не только показателем психологического здоровья и благополучия, они также и формируют их. Оптимальным соотношением положительных и
отрицательных эмоций является три к одному, как было упомянуто выше.
Согласно П. Косте и Р. МакКрею, некоторые личностные черты также связаны с проявлением положительных эмоций. В настоящее время, некоторые исследователи выявляют значимую сильную корреляцию между диспозициональными положительными эмоциями и экстраверсией. Наиболее надежны корреляции радости с экстраверсией и нейротизмом личности. Экстраверсия является предиктором благополучия. Экстраверты чаще испытывают положительные эмоции и более интенсивные положительные эмоции. Кроме
того, стиль привязанности в отношениях может оказывать влияние на способность чувствовать положительные эмоции. Привязанность и чувство безопасности связано с более высоким уровнем положительных эмоций в романтических отношениях, по сравнению с небезопасной привязанностью. Нейротизм, с другой стороны, с депрессией и низким уровнем благополучия.
М. Холдер и А. ^атсен утверждают, что необходимо выяснить какие проявления индивидуальности влияют на эмоциональное благополучие, для повышения эффективности психологической коррекции личности и достижение ею максимального потенциала [4].
Отмечено, что предпочтение позитивной информации не зависит от контекста. Теория социоэмоциональной селективности
подтверждает, что с возрастом изменяются не только цели деятельности, но также пересматриваются ситуации, требующие механизмов саморегуляции. Согласно данным С. Эрк, Х. Уолтера и Б. Эблер наблюдается возрастное снижение в передней части ростральной поясной извилины во время ожидания негативных стимулов. Они объяснили эти результаты тем, что пожилые люди меньше акцентируют свое внимание на будущих отрицательных событиях.
Н. Денберг, Д. Трэнел и А. Бешара выявили, что взрослые люди ориентируются при выполнении работы в большей степени на поиск возможных преимуществ, в то время как молодые люди учатся, избегать потерь.
Несмотря на возрастные различия, возникающие по отношению переживаний успехов или неудач как молодые, так и пожилые демонстрируют сходную по уровню выраженности активацию медиальной префронтальной зоны коры головного мозга.
В целом, пожилые люди лучше усваивают опыт на основе положительной, а не отрицательной обратной связи.
Возрастное увеличение эмоционального благополучия являются результатом снижение функционирования миндалевидного тела, области мозга расположенной внутри височной доли (Lobus temporalis) головного мозга. Миндалина играет ключевую роль в формировании эмоций, является частью лимбической системы. У людей и других животных эта подкорковая мозговая структура
участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие). В ряде лонгитюдных исследований автобиографической памяти обнаружилось, что пожилые люди чаще, чем молодые люди обращались к позитивным воспоминаниям. Такое же явление отмечается у молодых людей, переживших опасную болезнь или угрозу своей жизни.
А. Уоткинс считает, что мотивационные сдвиги обеспечивает адаптивное преимущества. Когда человек начинает понимать ограниченность собственной жизни, он старается обращать больше внимания на эмоциональные аспекты ситуации и предпочитает эмоционально
удовлетворительные социальные контакты с новыми социальными партнерами. В результате повышается эмоциональное благополучие. Можно утверждать, что эффект позитивности мотивирует на освоение более эффективных стратегий саморегуляции эмоций. Л. Карстенсен считает, что люди руководствоваться такими
социоэмоциональными целями жизни, как поиск новизны, чувство необходимости и расширения своих горизонтов. Однако приоритет различных наборов целей меняется в зависимости от восприятия времени оставшейся жизни. Когда будущее воспринимается открытым, люди
предпочитают цели, которые они планируют оптимизировать будущем. Сюда относятся цели, направленные на получение информации, на развитие личности и на установление новых социальных контактов, которые могут быть полезны в будущем [1].
Цели, ориентированные на будущее выражаются в стремлении приобрести информацию, касающуюся здоровья, придерживаться режима и здорового питания, а также предпринимать превентивные меры, такие как прививки. Когда будущее ограничено, цели ориентированы на настоящее и обладают высоким актуальным эмоциональным зарядом. Эти цели часто направлены на регуляцию своих эмоций, избегание отрицательных состояний и активизацию позитивных состояний.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1. Эмоциональное благополучие способствует повышению долголетия и снижает риск сердечно-сосудистых нарушений.
2. Эмоциональное благополучие повышает выживаемость личности.
3. Эмоциональное благополучие
способствует повышению эффективности психологической коррекции личности и достижение ею максимального потенциала.
Список литературы
1. Cacioppo, J.T. Could an aging brain contribute to subjective well being? / J.T. Cacioppo, G.G. Berntson, A. Bechara, D. Tranel et all. // The value added by a social neuroscience perspective. In A. Tadorov, S.T. Fiske, D. Prentice (Eds), Social Neuroscience: Toward Understanding the Underpinnings of the Social Mind. 2011. pp. 249-262
2. Fredrickson, B. Positivity / B. Fredrickson // New York: Crown. 2009
3. Frijda, N. The laws of emotion / N. Frijda // American Psychologist, 1988. 43(5), p. 349-358
4. Holder, M.D. Temperament and Happiness in Children / M.D. Holder, A. Klassen // Journal of Happiness Studies 2009. 11 (4) p. 419-439.
5. Ong A.D. The contours of resilience and the complexity of emotions in later life / A.D. Ong, C.S. Bergeman, T.L. Bisconti, K.A. Wallace // Journal of Personality and Social Psychology, 2006, 91 (4), p. 730-749.
6. Pressman, S.D. The Use of Social Words in Autobiographies and Longevity / S.D. Pressman, S. Cohen // Psychosomatic Medicine, 2007, 69, p. 262-269.
EMOTIONAL WELL-BEING AS A PREDICTOR OF MENTAL AND PHYSICAL HEALTH
S.A. VODAHA, USPU, Yekaterinburg, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
Considers problems emotional well-being as predictor of mental and somatic health. Emotional well-being promotes longevity and reduces the risk of cardiovascular disorders. Emotional wellbeing improves the survival of patients with various diseases. Emotional well-being and contributes to the effectiveness of psychological correction of personality and achieving its maximum potential.
Keywords: emotional well-being, positive emotions, the theory broaden-and-build, positive psychology. References
1. Cacioppo, J.T. Could an aging brain contribute to subjective well being? / J.T. Cacioppo, G.G. Berntson, A. Bechara, D. Tranel et all. // The value added by a social neuroscience perspective. In A. Tadorov, S.T. Fiske, D. Prentice (Eds), Social Neuroscience: Toward Understanding the Underpinnings of the Social Mind. 2011. pp. 249-262
2. Fredrickson, B. Positivity / B. Fredrickson // New York: Crown. 2009
3. Frijda, N. The laws of emotion / N. Frijda // American Psychologist, 1988. 43(5), p. 349-358
4. Holder, M.D. Temperament and Happiness in Children / M.D. Holder, A. Klassen // Journal of Happiness Studies 2009. 11 (4) p. 419-439.
5. Ong A.D. The contours of resilience and the complexity of emotions in later life / A.D. Ong, C.S. Bergeman, T.L. Bisconti, K.A. Wallace // Journal of Personality and Social Psychology, 2006, 91 (4), p. 730-749.
6. Pressman, S.D. The Use of Social Words in Autobiographies and Longevity / S.D. Pressman, S. Cohen // Psychosomatic Medicine, 2007, 69, p. 262-269.