Научная статья на тему 'Эмоционально-оценочный компонент концепта «Учитель» (на материале исследования обыденного сознания учащихся)'

Эмоционально-оценочный компонент концепта «Учитель» (на материале исследования обыденного сознания учащихся) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОМПОНЕНТЫ КОНЦЕПТА / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / CONCEPT / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / CONCEPT COMPONENTS / COGNITIVE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заречнева Елена Николаевна

В рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы рассматривается психологически реальное содержание концепта «учитель» через моделирование его структуры с помощью свободного ассоциативного эксперимента, выделяются и анализируются когнитивные признаки эмоционально-оценочного компонента концепта, отражающие накопленные знания, впечатления, ощущения и эмоции, входящие в образ мира информантов-учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The real psychological content of the concept «teacher» is determined within the frameworks of cognitive-discursive paradigm. The structure of the concept is modeled in the process of the associative experiment. The concept features reflect knowledge, impressions, feelings and emotions which define the image of the informants-pupils world.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-оценочный компонент концепта «Учитель» (на материале исследования обыденного сознания учащихся)»

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНЦЕПТА «УЧИТЕЛЬ»

(НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ)

Е.Н. Заречнева

Ключевые слова: концепт, ассоциативный эксперимент, компоненты концепта, когнитивные

признаки.

Keywords: concept, associative experiment, concept components, cognitive characteristics.

Стремительность и глубина изменений, происходящих во всех сферах жизни современной России, в полной мере проявились в системе образования. Общество приняло новую образовательную парадигму, которая предусматривает гуманизацию как формирование субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, демократизацию образовательного процесса с предоставлением права выбора ученику образовательной траектории, учителю - содержания и методики преподавания предмета в соответствии с научными требованиями и его профессиональными убеждениями, поэтому в условиях реализации личностно ориентированной концепции образования как инновационной учителя и учащегося связывает общая деятельность: для учителя она раскрывается преимущественно как профессиональная, для ученика -как учебно-познавательная.

Цель нашего исследования - раскрыть психологически реальное содержание эмоциональнооценочного компонента лингвокультурного концепта «учитель» через моделирование его структуры на основе экспериментального исследования обыденного сознания учащихся, «которые в ближайшие 30 лет будут определять языковую, духовную и материальную жизнь общества» [РАС1, 1996].

В данной статье мы исследуем сущностные характеристики учителя, его функционально-ролевые и личностные качества, а в качестве материала для анализа используем результаты свободного ассоциативного эксперимента, который проводился в 2006-2008 годах в группе информантов - учащихся 711 классов школ города Барнаула и районов Алтайского края в возрасте от 12 до 18 лет. В нашем эксперименте участвовало 982 человека, получено 1205 реакций на стимул «учитель». Современный ученик - формирующаяся языковая личность, субъект индивидуальной картины мира, «сложнейший феномен, в котором самым причудливым образом переплетены мысли, чувства, воля, характер, духовные и физические силы и многие другие качества» [Мозгарев, 2007, с. 71].

Сгруппировав ассоциаты информантов-учащихся по общности смысла, мы интерпретировали их как когнитивные признаки компонентов концепта (понятие, представление, предметное содержание, эмоции и оценка, индивидуальные ассоциации) [Пищальникова, Лукашевич, 2002, с. 63] и получили следующие результаты: наибольшее количество ассоциатов актуализируют понятийный (33,4%) и эмоциональнооценочный (32,2%) компоненты концепта «учитель». В этой статье мы предлагаем результаты анализа компонента «эмоции и оценка» как одного из интегративных компонентов концепта [Пищальникова, 1997, с. 77].

Учащиеся постоянно находятся в ситуации мировоззренческой оценки происходящего и в процессе эксперимента закономерно актуализируют эмоционально-оценочный компонент концепта «учитель» (32,2%). В компоненте мы выделили семь когнитивных признаков: «качества ума» (32,2%); «качества характера» (30,4%); «статус» (17,3%); «навыки поведения» (8,8%); «характеристика состояния» (5,4%); «оценка труда, квалификация» (4,4%); «внешний вид» (1,5%).

Личностные качества учителя (качества ума и характера) преобладают, обусловливая соответствующий эффект влияния его на учащихся, которые высоко ценят умственные способности (97,6%) учителя как носителя интеллекта. «Знания - важные социальные ценности, поэтому знаниево-ориентированное содержание образования имеет определяющее значение» для вхождения человека в общество, в мир людей [Панферова, 2006, с. 47]. Информанты признают, что учитель владеет знаниями (15%), осведомлен и информирован в своей предметной области. Он умный, очень умный, ум (12,4%); знающий, все знающий (1%); мудрый (0,8%), грамотный (0,5%), ассоциаты свет науки (0,3%) и ученый чел (0,3%) - высшая оценка ума, но в реакциях присутствует и отрицательная оценка (2,4%): заумный (0,3%) («Бессмысленный, непонятный»[СО2, 1989, с. 194]), идиотский (0,3%) («Глупый, бессмысленный, дурацкий (разг.) [СО, 1989, с. 205]), придурковатый (0,3 %) («Глуповатый, бестолковый» [СО, 1989, с. 510]).

Когнитивный признак «качества характера» представлен как со знаком «плюс» (72%): хороший (6,2%); добрый, добро (5,4%); строгий (4,6%); требовательный (1,8%); справедливый (1,3%);

1 Здесь и далее: РАС - Русский ассоциативный словарь. Книга 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 2. М., 1996.

2 Здесь и далее: СО - Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

ответственный (0,5%); простой (0,3%); толерантный (0,5%); замечательный (0,3%), - так и со знаком «минус»: злой, зло, злость (5,7%); несправедливый (1,6%); всегда прав (0,3%); Гитлер (0,3%); жестокий (0,3%); иногда человечный (0,3%); не очень добрый (0,3%); холодный (0,3%) и др. Данные реакции говорят о том, что информанты оценивают качества учителя как соответствующие и несоответствующие требованиям нравственности. Такое качество хорошего учителя, как справедливость (1,3%), является своеобразным мерилом его объективности, уровня нравственной воспитанности, проявляющейся в оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, с точки зрения добра и зла. «Справедливый учитель - это высшая похвала», в ней выражены уважение, признание ума, человечности и принципиальности [Педагогика, 1999, с. 97], но в реакциях информантов преобладает качество несправедливый (1,6 %), что говорит о недоверии учащихся к учителю. Характеристики холодный («5. Равнодушный, бесстрастный. 6. Строгий и недоброжелательный» [СО, 1989, с. 753]), жестокий («1. Крайне суровый, безжалостный, беспощадный» [СО, 1989, с. 166]) и ассоциат Гитлер, чьи черты характера и поведение оставили след в памяти русского народа, свидетельствуют о негативном отношении. В реакции всегда прав («Правый. 1. Справедливый, содержащий правду» [СО, 1989, с. 499]) видится иронический подтекст.

При оценке успехов учащихся и их поступков особенно важны такие профессионально-педагогические характеристики учителя-гражданина, как ответственный; строгий; серьезный («1. Вдумчивый и строгий, не легкомысленный» [СО, 1989, с. 620]); требовательный; толерантный.

Ассоциат простой мы отнесли к качествам характера со знаком «плюс» («5. Добродушный, простодушный, не церемонный. 6. Самый обыкновенный, не выделяющийся из других»), но он потенциально характеризует и качества ума со знаком «минус» («8. Глуповатый, недалекий») и когнитивный признак «Статус» («7. Принадлежавший к непривилегированным, эксплуатируемым классам (устар.)» [СО, 1989, с. 539]). Учитывая все противоречивые характеристики, можно сделать вывод о том, что учитель в сознании информантов разный (0,3 %).

Статус характеризует реальное место учителя в педагогическом процессе и положение в обществе (56,7%): учитель находится в школе (школьный - 1%), в классе (классный - 0,8%), он первый (1%) и занимает положение друга - 0,8%; главного лица - 0,3%; хозяйки - 0,3%; соответствует норме (нормальный -0,3%). Названные позиции имеют положительную оценку, но результаты эксперимента показывают, что авторитет и социальный статус учителя невысоки: уважение (3,1%); авторитет (0,5%); доверие (0,5%); мало зарабатывает (0,3%); испытывает нужду (0,3%); имеет проблемы (0,3%). Труд учителя требует больших усилий и напряжения в преодолении препятствий (трудно, трудности - 0,5%).

Когнитивный признак «деятель» (2,6%) (помощник - 1,3%; руководитель - 0,5%; предводитель -0,3%; работник - 0,3% и др.) показывает то, как учитель управляет деятельностью учащихся.

Несоответствие личностных качеств учителя общественным требованиям, предъявляемым к нему, оценивается информантами негативно (7,2%). Школьники отмечают личностно-тормозящие навыки поведения учителя, когда действие педагога противоречит этике и его индивидуально-типологические особенности связаны с авторитарным поведением, реализуемым с помощью тактики диктата: мучитель (3,6%), мучить, мучает (2,4%); надоедливый (0,5%); достал (0,3%); наглый (0,3%); надзиратель (0,3%); напрягающий (0,3%); нозящий (0,3%). Крайние проявления устрашающего поведения учителя ассоциируются у информантов со злодеем (0,8 %), его поступки являются «моральным злом по характеру деяния и мотива и социальным злом по своим последствиям» [СЭ3, 1983, с. 97]; со зверем - 0,5% («2. О жестоком, свирепом человеке [СО, 1989, с. 197]); монстром - 0,5% и чудовищем - 0,3% («3. О жестоком, низком в нравственном отношении человеке [СО, 1989, с. 771]).

Авторитаризм - это очевидное препятствие в деле обучения и воспитания молодого поколения, и для информантов важно, чтобы учитель умел выстраивать доверительные отношения. Информанты слабо актуализируют личностно-развивающие стратегии поведения учителя (1,6%): проявляет заботу (0,5%); вежливый (0,3%); отзывчивый (0,3%); правильный (0,3%) («1. Не отступающий от правил, норм» [СО, 1989, с. 498]) и настойчивый (0,3%) («Упорный, твердый в достижении чего-н.» [СО, 1986, с. 336]) в порученном ему деле. Учитель для школьника может быть родным человеком как мать и отец, поэтому проявление заботы наблюдается в признаке «родственные связи» (3,4%) (мама, вторая мама - 2,1%; второй родитель, родитель, родители - 0,8% и др.) и имеет положительную оценку.

Характеристика состояния в основном негативная (100%): скука (2,3%); мучения (1%); плохо (0,5%); жалоба (0,3%); злосчастный (0,3%); кошмар (0,3%); нервный (0,3%); тоска (0,3%). Названные ассоциации -тягостные и неприятные состояния, которые связаны со стимулом «учитель». Реакции злосчастный («Несчастный, злополучный», «выражающий горестное состояние» [СО, 1986, с. 200-201, 353]) и нервный говорят о том, что «учитель, сам с трудом выживающий в новых экономических условиях, - зачастую невротичная личность» [Савина, 2007, с. 34] и несчастный человек.

Оценка труда и квалификация учителя характеризуются положительно (100%): интересный (1,3%) («возбуждающий внимание, значительный» [СО, 1989, с. 216]); опытный, опыт (0,8%); понятный (0,3%); профессионал своего дела (0,3%); талантливый (0,3%); умение (0,3%). Он психолог (0,3%) и специалист (0,3%); начитанный (0,3%) и образованный (0,3%).

3 Здесь и далее: СЭ - Словарь по этике. М., 1983.

Когнитивный признак «внешний вид» представлен единичными ассоциатами: учитель в основном красивый (1,3%), но хмурит лицо и брови, «угрюмый, насупившийся» [СО, 1986, с. 751] (хмурый - 0,3%).

Полученные реакции говорят о том, что под влиянием педагогического процесса свойственные ученику от природы чувства и эмоции социализируются и расширяются по мере развития общественного опыта. Школьники дают оценку окружающим, в том числе и учителю, с точки зрения соответствия собственным потребностям и мотивам, особое внимание ими уделяется качествам, которые одобряются или не одобряются в учителе, меньше внимания - его статусу в обществе. Эмоционально-оценочные реакции актуализируют качества ума и характера учителя, все ассоциаты этого компонента мы соотнесли с оценочной шкалой «хорошо-плохо» и выявили, что преобладает оценка «хорошо» 73,7%, а отрицательные эмоции и оценки составили 26,3%. При этом бранные слова «идиотский», «придурковатый», «монстр», «чудовище» и др. выражают крайнюю степень эмоций учащихся и показывают, что «многое дурное в языке стимулировано адресатом» [Арутюнова, 1981, с. 217].

Экспериментальное исследование концепта «учитель» в обыденном сознании школьников очень ярко проявило актуальные для них когнитивные признаки, ассоциации которых входят в ядро концепта: учитель обладает знаниями - 15%, умный - 12,4%, хороший - 6,2%. Он может быть разный: по уровню интеллекта -умный, начитанный, знающий; по характеру - скорее злой - 5,7%, чем добрый - 5,4%, строгий - 4,6%; по внешнему виду - красивый - 1,3%, изредка хмурый - 0,3%. При изучении языкового материала мы отмечаем двойственное отношение к учителю. С одной стороны, позитивные реакции на стимул «учитель» (вторая мама, второй родитель), с другой стороны, учитель - олицетворение плохого, злого (демон, злодей, монстр, черт, чудовище и никто).

«Главное отличие ядра языкового сознания подростка - наличие в его структуре некодифицированных элементов», которые занимают «устойчивое положение» [Гуц, 2005, с. 187, 316], что доказывается фиксацией их в ходе эксперимента: ботаник; достал; напрягающий; нозящий и др.

Эксперимент выявил актуальные для учащихся смыслы, помог исследовать их ментальный опыт, усвоенный за время жизни и отражающий накопленные знания, впечатления, ощущения и эмоции, и показал негативный модус реакций в гетеропортрете «учитель глазами учащихся». «Вполне в духе аутгрупповой враждебности, то есть отрицательного по большей мере отношения к чужакам, представителям не своей группы. Причем интенсивность отрицательной оценки в данном случае очень высока» [Копочева, 2006, с. 123-124]. «Культурное развитие сознания начинается с момента рождения ребенка и совершается не по биологическим законам, а под действием системы обучения, исторически и культурно обусловленной» [Уфимцева, 2002, с. 252], поэтому анализируемые ассоциаты представляют собой не только фрагменты вербальной памяти учащихся, но и фрагменты образа мира современной молодежи как носителя русской культуры.

Литература

Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. Т. 40. Вып. 4.

Гуц Е.Н. Репрезентация образов сознания подростка некодифицированными языковыми знаками: психолингвистический аспект : дис. ... д-ра. филол. наук. Омск, 2005.

Копочева В.В. Этнические стереотипы и факторы их формирования // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул, 2006. Вып. 10.

Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект. Москва ; Барнаул, 2002.

Мозгарев Л.В., Панасюк В.П. Учитель и качество образования // Педагогика. 2007. № 1.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

Панферова Н.Н. Об образовании и самообразовании // Методист. 2006. № 5.

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.

Пищальникова В.А. Речевая деятельность как синергетическая система // Известия Алтайского государственного университета. 1997. № 2.

Русский ассоциативный словарь. Книга 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 2. М., 1996.

Савина Н.Н. Проблемы подростковой преступности в России // Педагогика. 2007. № 1.

Словарь по этике. М., 1983.

Уфимцева Н.В. Сознание, слово, культура // Психолингвистика : хрестоматия. Москва ; Барнаул, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.