ПСИХОЛОГИЯ
Psychology
Общая психология General Psychology
УДК 17.024 ББК Ч737
Ольга Александровна Ворона,
кандидат психологических наук, доцент, Лаборатория психологии посттравматического стресса, Институт психологии Российской академии наук (Москва, Россия), e-mail: [email protected]
Татьяна Юрьевна Короченко,
магистрант,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Эмоционально-личностные характеристики в структуре профессионально
важных качеств оперативного персонала энергетической отрасли
В статье представлены результаты углублённого психофизиологического исследования профессионально важных психологических свойств оперативного персонала энергетической отрасли. На репрезентативной выборке, включающей 250 человек - сотрудников оперативных служб энергетической отрасли, анализируются взаимосвязи эмоционально-личностных характеристик с профессионально важными качествами различных уровней личности. Предполагается, что эмоционально-личностные характеристики в системе профессионально важных качеств могут быть связаны со всеми уровнями личности (психофизиологическими характеристиками, познавательными процессами и др.). Установлено, что эмоционально-личностные характеристики имеют большое количество значимых связей с профессионально важными свойствами других уровней личностной структуры, что позволило сделать вывод об их значимости в качестве одного из регуляторов системы профессионально важных психологических свойств и необходимости их оценки в практике психологического сопровождения профессиональной деятельности оперативного персонала.
Ключевые слова: профессионально важные качества, структура профессионально важных качеств оперативного персонала, личность профессионала, психофизиологическое обеспечение безопасности деятельности в электроэнергетике.
Olga Alexandrovna Vorona,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Laboratory of Psychology of Post-Traumatic Stress, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) e-mail: [email protected]
Tatiana Yurievna Korochenko, Master’s Program Student, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Emotional and Personal Characteristics in the Structure of Professionally Important Qualities of the Operational Staff of the Energy Sector
The paper presents the results of an in-depth study of the psycho-physiological research on professionally important psychological features of the operational staff of the energy sector. The relationships of emotional and personal characteristics with professionally important qualities of the personality’s different levels are studied on a representative sample consisting of 250 people, employees of the operational
206
© О.А. Ворона, Т. Ю. Короченко, 2012
services of the energy sector. It is assumed that the emotional and personal characteristics in the system of professionally important qualities may be associated with all levels of the individual (psycho-physiological characteristics, cognitive processes, etc.). The study shows that emotional and personal characteristics have a large number of significant relationships with professionally important features of other levels of the personality’s structure. This fact allows making a conclusion about their importance as one of the regulators of the system of professionally important psychological characteristics and the need for their evaluation in the practice of psychological support of the operational staff’s professional activity.
Keywords: professionally important qualities, structure of professionally important qualities of the operational staff, personality of a professional, psycho-physiological security in the activity of the electric power industry.
Изучение индивидуально-личностных характеристик, составляющих профессионально важные качества сотрудников различных отраслей деятельности, была и остаётся в настоящее время одной из самых актуальных проблем психологии профессиональной деятельности. Особенно это касается профессий типа «человек-техника», в частности сотрудников энергетической отрасли, непосредственно занятых в обслуживании и обеспечении безопасной деятельности энергоустановок [8].
Учёт и анализ личностных особенностей работников в этих профессиях являются особенно важными, так как их деятельность характеризуется жёсткой регламентацией, готовностью к внештатным ситуациям, необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени и высокой ответственностью за правильность принятых решений [1; 10].
В психологическом аспекте эффективность профессиональной деятельности и оптимальная профессиональная работоспособность сотрудников энергетической отрасли связана с комплексом профессионально важных качеств, среди которых особое значение имеет уровень функционального состояния, процессуальные и качественные характеристики познавательных процессов (внимания, памяти, интеллекта); особенности эмоционально-волевой сферы, а именно устойчивость к нервно-психическим перегрузкам и система психологических особенностей, способствующих эффективной и безопасной деятельности, либо компенсирующих слабость некоторых психофизиологических или когнитивных характеристик [4].
Одним из основных факторов напряжённости труда оперативного персонала является высокий уровень эмоциональной нагрузки, обусловленный степенью ответственности за безопасность других лиц, значимостью ошибки, степенью риска для собственной жизни, а также возможностью внезапного возникнове-
ния аварийных ситуаций и необходимостью их быстрого устранения. Деятельность электромонтёров и диспетчеров в энергетической отрасли предъявляет повышенные требования к их психической устойчивости. Поэтому такие характеристики эмоционально-волевой сферы, как нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, уравновешенность, способность адекватно реагировать на стрессовые факторы, способность сохранять производительность деятельности при наличии риска или опасности, адекватный уровень личностной и реактивной тревожности (отсутствие во внештатной обстановке напряжённости, растерянности, излишней нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности) являются профессионально важными составляющими личности энергетиков. При неблагоприятных условиях организации деятельности и недостаточных психофизиологических и эмоционально-волевых ресурсах человека происходит снижение адаптационных возможностей его организма. Вследствие этого раньше наступает утомление и переутомление. Это создаёт негативный эмоциональный фон, в результате которого возникают чувство усталости, избыточное напряжение психических ресурсов и дезадаптация в профессиональной деятельности, способная приводить к снижению эффективности выполнения работы, к профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям. Таким образом, разумный учёт личностных, психологических и психофизических особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта [3; 5].
Целью данного исследования являлся анализ взаимосвязей эмоционально-личностных характеристик с профессионально важными качествами различных уровней личности оперативного персонала энергетической отрасли.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что имеются значимые связи
эмоционально-личностных качеств с другими уровнями профессионально важных качеств в системе профессионально важных качеств оперативного персонала энергетической отрасли.
В качестве методологической основы исследования выступал системный подход Б. Ф. Ломова [6], теория деятельности А. Н. Леонтьева, понимание личности как многоуровневой системы К. К. Платонова [9], проблема направленности личности С. Л. Рубинштейна. подходы к анализу системы профессионально важных качеств и их формирование в процессе профессиональной деятельности В. Д. Ша-дрикова [11], рассмотрение проблемы профессионализации и становления профессионала А. К. Марковой [7], В. А. Бодрова [2].
Исследование проводилось в рамках деятельности Лаборатории психофизиологического обеспечения надёжности профессиональной деятельности Сибирского корпоративного энергетического университета. В исследовании приняли участие 250 сотрудников оперативнодиспетчерских служб филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в возрасте 20-62 лет (242 мужчины и 8 женщин).
Исследование психофизиологических и когнитивных характеристик (гибкости и подвижности нервных процессов, внимания, памяти, мышления) у оперативного персонала энергетической отрасли проводилось с помощью компьютерной системы психодиагностики PDS-IV и бланковых методов обследования. В комплекс методик входило: 1) простая зрительно-моторная реакция; 2) сложная зрительно-моторная реакция из двух альтернатив; 3) корректурная проба; 4) проба Мюнстер-берга; 5) таблица 3х3; 6) оперативная память; 7) прогрессивные матрицы Равена; 8) краткий ориентировочный тест (КОТ).
Методики подобраны таким образом, чтобы смоделировать определённые аспекты профессиональной деятельности и выявить уровень развития профессионально важных характеристик психофизиологических и когнитивных процессов испытуемых.
Результаты исследования психофизиологических характеристик деятельности и характеристик познавательных процессов были проанализированы в сопоставлении с характеристиками эмоционально-личностной сферы оперативного персонала энергетической отрасли.
Исследование эмоционально-личностной сферы проводилось с помощью методик: «Ме-
тодика диагностики реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» и «16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла» (шкалы, входящие в блок эмоционально-личностных характеристик: «Эмоциональная устойчи-
вость - эмоциональная неустойчивость» (С); «Высокая нормативность поведения - низкая нормативность» ^); «Сензитивность - жёсткость» (I); «Тревожность - спокойствие» (О); «Высокий самоконтроль - низкий самоконтроль» ^3); «Напряжённость - расслабленность» ^4). Личностные особенности испытуемых исследовались также с помощью опросника ММИЛ (в адаптации Ф. Б. Березина).
Обработка полученных данных проводилась с помощью программного пакета Statistica 6.0; использовался ранговый коэффициент корреляции г Спирмена.
Анализ связей реактивной тревожности, измеряемой с помощью опросника Спилбергера-Ханина, показал, что повышение уровня тревоги связано со снижением активации ЦНС, меньшей стабильностью реакций, увеличением средней скорости реакций и количества ошибок. Также обнаружены значимые связи со снижением показателей памяти и внимания (данные представлены на рис. 1).
Возрастание уровня реактивной тревожности связано с большей выраженностью таких эмоционально-волевых особенностей, выявляемых с помощью опросника Кеттелла, как «Эмоциональная неустойчивость», «Низкая нормативность поведения», «Тревожность», «Низкий самоконтроль», «Напряжённость (фрустрированность)». Выявлены также факторы, относимые к блоку коммуникативных особенностей и особенностей межличностного взаимодействия и коррелирующие с уровнем реактивной тревожности. К ним относятся такие факторы, как «Замкнутость», «Робость», «Сдержанность (пессимистичность)» и «Нонконформизм».
Выявлены значимые корреляции реактивной тревожности и с личностными особенностями сотрудников. Положительные значимые связи обнаружены со шкалами ММИЛ: «Невротический сверхконтроль», «Депрессив-ность», «Социальная дезадаптация», «Аффективная ригидность», «Тревога», «Индивидуа-листичность», «Оптимизм», «Интраверсия». Значимые отрицательные связи обнаружены со шкалой коррекции.
Оперативная память:
Уровень оперативной памяти(-0,15*) Среднее время реакции (0,14*) Быстродействие (-0,13*) Безошибочность (-0,13*)
Суммарное число ошибок (0,14*)
Рис. 1. Значимые связи показателя реактивной тревожности с другими профессионально важными психологическими свойствами оперативного персонала
Рис. 2. Значимые связи показателя личностной тревожности с другими профессионально важными психологическими свойствами оперативного персонала
Проведённый анализ связей личностной тревожности, измеряемой с помощью опросника Спилбергера-Ханина, с показателями психофизиологических и познавательных процессов (данные представлены на рис. 2) показал, что высокие показатели личностной тревожности связаны с более низкими уровнями активации ЦНС, менее стабильными реакциями и более длительным временем реагирования, а также увеличением среднего времени реакций. Результаты показывают, что высокий уровень личностной тревожности связан с ухудшением некоторых психофизиологических параметров деятельности.
Более высокие уровни личностной тревожности связаны со сниженными уровнями произвольного внимания и более низкими показателями концентрации внимания. Уровень личностной тревожности не обнаружил значимых связей с показателями переключения, распределения внимания и помехоустойчивости.
Выявлены также значимые связи уровня личностной тревожности и оперативной памяти: более высокий уровень тревожности связан со снижением объёма оперативного запоминания и увеличением количества ошибок. Значимые отрицательные связи уровня личностной тревожности обнаружены и с показателями интеллекта: повышение уровня тревожности коррелирует со снижением качества и количества выполняемых интеллектуальных операций.
Кроме того, выявлены значимые корреляции личностной тревожности с личностными особенностями сотрудников. Положительные значимые связи обнаружены со шкалами ММИЛ: «Невротический сверхконтроль»,
«Депрессивность», «Социальная дезадаптация», «Аффективная ригидность», «Тревога». «Индивидуалистичность», «Оптимизм», «Ин-траверсия». Значимые отрицательные связи обнаружены со шкалой коррекции и шкалой «Эмоциональная лабильность».
Возрастание уровня личностной тревожности связано с большей выраженностью таких эмоционально-волевых особенностей, выявляемых с помощью опросника Кеттелла, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкий самоконтроль, напряжённость. Выявлены также факторы, относимые к блоку коммуникативных особенностей и особенностей межличностного взаимодействия и коррелирующие с уровнем личностной тревожности. К ним относятся такие факторы, как «Замкнутость», «Робость», «Подозрительность», «Сдержанность (пессимистичность)».
Корреляционный анализ связей эмоционально-личностных свойств, измеряемых с помощью опросника Р. Б. Кеттелла, с психофизиологическими характеристиками деятельности и характеристиками познавательных процессов также позволил выявить наличие большого количества значимых связей между изучаемыми параметрами личности оперативного персонала энергетической отрасли.
Фактор С «Эмоциональная устойчивость» коррелирует с такими показателями, как уровень активации ЦНС (г = 0,23***)', стабильность реакций (г = -0,16*), быстродействие (меньшая скорость реакции) (г = 0,21**), безошибочность выполнения деятельности (г = 0,15*), показателями оперативной памяти (г = 0,17*). Значимые связи этого фактора выявлены и с показателями невербального и вербального интеллекта (по общему баллу методик (г = 0,38***) и показателю способности к анализу и обобщению информации (г = 0,26***). Эмоциональная устойчивость связана и со значительно более низкими уровнями ситуативной (г = -0,31***) и личностной тревожности (г = -0,56***).
Выявленные значимые связи фактора О «Тревожность-спокойствие» демонстрируют, что более спокойные, уверенные в себе и своих силах люди значимо более часто имеют более высокие оценки уровня активации ЦНС (г = -0,17*) и уровня сенсомоторных реакций (г = -0,14*), меньшее время реакции (показатели быстродействия) (г = 0,16*), их реакции более стабильны (г=-0,18**). Они допускают меньшее количество ошибок в заданиях на произвольное внимание (г=0,26***), имеют более высокие показатели оперативного запоминания информации (г=-0,23***), невербального и вербального интеллекта, лучшие показатели таких характеристик мышления, как способность к анализу и обобщению информации (г = -0,27***), отсутствие эмоциональной деструкции (г = -0,15*), их уровень ситуативной (г=0,27***) и личностной тревожности (г = 0,48***) значительно ниже.
Значимые связи фактора Q4 «Напряжённость - расслабленность» свидетельствуют о том, что более спокойные, невозмутимые люди допускают меньшее количество ошибок при выполнении методик «Оперативная память» (г = 0,15*), «Корректурная проба» (г = 0,17*) и
1 Значимые связи помечены: * - Р < 0,05; ** - Р<0,01;
*** - Р < 0,001.
имеют более высокие показатели невербального интеллекта (г = -0,29**), т. е. напряжение, фру-стрированность не позволяют концентрировать внимание на информации, оперативно запоминать и оперировать ею. Значимые связи показателя расслабленности выявлены и с более низкими значениями уровня ситуативной (г = 0,32***) и личностной тревожности (г = 0,61***).
Фактор I «Сензитивность» связан с увеличением времени реакции (г = 0,13*) и снижением показателей быстродействия в сен-сомоторных пробах (г = -0,15*), снижением уровня произвольного внимания (г = -0,16*), показателей оперативной памяти (г = -0,18*) и увеличением количества ошибочных ответов (г = -0,15*), более низкими показателями невербального (г = -0,20*) и вербального интеллекта (г = -0,25***).
Показатели фактора Q3 «Высокий самоконтроль» связаны с более высоким уровнем активации ЦНС (г = 0,13*), сокращением времени реакции (г = -0,13*). Отрицательные значимые связи этого фактора обнаружены со шкалами ситуативной (г = -0,25***) и личностной тревоги (г = -0,36***).
Показатели фактора G «Высокая нормативность поведения» сопряжены с увеличением количества упреждающих реакций в психофизиологических методиках (г = 0,13*), показателем количества правильных ответов за ограниченное количество времени (г = 0,19*) и в серии Е по методике Равена (г = 0,20*), снижением уровня ситуативной тревожности (г = -0,19**) .
В нашем исследовании идея о связи факторов нашла своё подтверждение - перечисленные
факторы, относимые к блоку эмоциональноволевых характеристик, такие как «Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость» (С); «Высокая нормативность поведения - низкая нормативность» ^); «Сензитивность - жёсткость» (I); «Тревожность - спокойствие» (О); «Высокий самоконтроль - низкий самоконтроль» ^3); «Напряжённость - расслабленность» ^4) значимо коррелируют с показателями психофизиологических и познавательных процессов, и с показателями интеллекта как интегральной характеристикой познавательной деятельности обследуемых в целом.
Анализ корреляционных связей эмоционально-личностных характеристик с характеристиками других уровней профессионально важных качеств позволил определить роль и значимость эмоционально-личностных особенностей в структуре профессионально важных качеств оперативного персонала энергетической отрасли.
Результаты проведённого исследования расширяют представление о взаимосвязи эмоционально-личностных характеристик с профессионально- важными качествами оперативного персонала энергетической отрасли, что может быть использовано в практике психологического сопровождения профессиональной деятельности оперативного персонала энергетической отрасли: профессионального отбора, оценке профессионально важных качеств работающего персонала, выявлении потенциальной группы риска среди работающих сотрудников, отборе сотрудников для целевой подготовки качественного кадрового резерва.
Список литературы
1. Абрамова В. Н., Белехов В. В. и др. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС. М.: Энергоатомиздат, 1988. 192 с.
2. Бодров В. А., Спиркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 73.
3. Дружилов С. А. Психология профессионализма: инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный центр, 2011. 296 с.
4. Клищевская М. В., Солнцева Г. Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 4. С. 5-11.
5. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб.: Питер, 2003. 240 с.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
8. Музыка Л. П. Надежность и безопасность энергетики // Корпоративная подготовка персонала и управление знаниями в энергокомпаниях. 2009. № 6. С. 21-27.
9. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. 256 с.
10. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. Успешность профессиональной деятельности и профессиональная пригодность оператора // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. S7-95.
11. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
Spisok literatury
1. Abramova V. N., Belehov V. V i dr. Psihologicheskie metody v rabote s kadrami na AJeS. M.: Jenergoatomizdat, 19SS. 192 s.
2. Bodrov V. A., Spirkin L. D. Diagnostika i prognozirovanie professional’noj motivacii v pro-cesse psihologicheskogo otbora // Psihologicheskij zhurnal. 2003. № 1. S. 73.
3. Druzhilov S. A. Psihologija professionalizma: inzhenerno-psihologicheskij podhod. Har’kov: Gumanitarnyj centr, 2011. 296 s.
4. Kliwevskaja M. B., Solnceva G. N. Professional’no vazhnye kachestva kak neobhodimye i dostatochnye uslovija prognozirovanija uspeshnosti dejatel’nosti // Vestnik MGU. Ser. 14. Psihologija. 1999. № 4. S. 5-11.
5. Kuper D., Robertson A. Psihologija v otbore personala. SPb.: Piter, 2003. 240 s.
6. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M.: Nauka, 19S4. 444 s.
7. Markova A. K. Psihologija professionalizma. M.: Znanie, 1996. 312 s.
S. Muzyka L. P. Nadezhnost’ i bezopasnost’ jenergetiki // Korporativnaja podgotovka personala i upravlenie znanijami v jenergokompanijah. 2009. № 6. S. 21-27.
9. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti. M., 19S6. 256 s.
10. Tarabrina N. V, Lazebnaja E. O. Uspeshnost’ professional’noj dejatel’nosti i professional’naja prigodnost’ operatora // Psihologicheskij zhurnal. 1994. T. 15. № 3. S. S7-95.
11. Shadrikov V. D. Psihologija dejatel’nosti i sposobnosti cheloveka: ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Logos, 1996. 320 s.
Статья поступила в редакцию 13.01.2012 г.