Научная статья на тему 'Эмоциональная значимость объектов окружающего мира как фактор увеличения активного словаря детей с аутизмом'

Эмоциональная значимость объектов окружающего мира как фактор увеличения активного словаря детей с аутизмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / АФФЕКТИВНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / НОМИНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ / EARLY CHILDHOOD AUTISM / AFFECTIVE SIGNIFICANCE / AFFECTIVE SELECTIVITY / ACTIVE VOCABULARY / NOMINATIVE FUNCTION OF LANGUAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Додзина Оксана Борисовна

Статья характеризует активный словарь существительных аутичных детей с разным уровнем аффективного развития. Получены данные о увеличении эхолалий, стереотипной и активной номинации эмоционально значимых объектов окружающего мира. Показана роль развития субъективного эмоционального отношения к людям и предметам окружающего мира в формировании их номинации при раннем детском аутизме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AFFECTIVE SIGNIFICANCE OF THE OBJECTS OF THE SURROUNDING WORLD AS A FACTOR IN THE INCREASE OF ACTIVE VOCABULARY OF CHILDREN WITH AUTISM

The article characterizes the active vocabulary of nouns autistic children with different levels of affective development. The data on a significant increase in echolalia, stereotyped and active nomination of affective significant objects of the surrounding world are obtained. The role of the development of a subjective affective attitude to people and objects of the surrounding world in the formation of their nomination in early childhood autism is shown.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная значимость объектов окружающего мира как фактор увеличения активного словаря детей с аутизмом»

УДК-151.7п Д-60

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

КАК ФАКТОР УВЕЛИЧЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

О.Б. Додзина

Аннотация. Статья характеризует активный словарь существительных аутичных детей с разным уровнем аффективного развития. Получены данные о увеличении эхолалий, стереотипной и активной номинации эмоционально значимых объектов окружающего мира. Показана роль развития субъективного эмоционального отношения к людям и предметам окружающего мира в формировании их номинации при раннем детском аутизме.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, эмоциональная значимость, аффективная избирательность, активный словарь, номинативная функция речи.

THE AFFECTIVE SIGNIFICANCE OF THE OBJECTS

OF THE SURROUNDING WORLD AS A FACTOR IN THE

INCREASE OF ACTIVE VOCABULARY OF CHILDREN WITH AUTISM

O. Dodzina

Abstract. The article characterizes the active vocabulary of nouns autistic children with different levels of affective development. The data on a significant increase in echolalia, stereotyped and active nomination of affective significant objects of the surrounding world are obtained. The role of the development of a subjective affective attitude to people and objects of the surrounding world in the formation of their nomination in early childhood autism is shown.

Keywords: early childhood autism, affective significance, affective selectivity, active vocabulary, nominative function of language.

Затруднения в формировании речи объединяют всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому целью коррекционно-развивающей работы психологов и педагогов часто является формирование речи. Общеизвестно, что, с одной стороны, формирующаяся речь преобразует сознание ребёнка, а, с другой, овладение речью опирается на уже достигнутые успехи когнитивного, эмоционального, социального развития, на овладение детьми предметной деятельностью и обогащение детских представлений об окружающем. Признавая вклад всех линий психического развития в становление речи, в настоящей статье рассмотрим лишь влияние эмоциональных факторов.

Эмоциональные предпосылки раннего речевого развития раскрываются в исследовании Е.Н. Винарской [1], которое обнаруживает принципиальную значимость для развития речи формирования способности выделять из потока впечатлений субъективно важные. Исследование показало, что ситуации высокой эмоциональной значимости активизируют лепет младенцев, способствуют появлению лепетных псевдослов и лежат в основе начальной номинации объектов окружающего мира. Анализируя особенности эмоционального и речевого развития при дизонтогениях, Е.Н. Винарская [1] приходит к

выводу, что причиной трудностей формирования речи могут стать не только трудности овладения языковыми средствами, но и недостатки мотивационно-потребностной сферы, что приводит автора к выводу о необходимости учёта при анализе недостатков развития речи детей с ОВЗ сформированности дифференцированного отношения к объектам и явлениям окружающего мира.

Настоящее исследование продолжает идею Е.Н. Винарской [1] и преследует цель изучить влияние эмоциональной значимости объектов окружающего социального и предметного мира на объём активного словаря детей с ранним детским аутизмом (РДА).

Материалы и методы. Сбор материала осуществлялся с помощью письменного опросника «Первые слова» О.Е. Громовой [2], разработанного на базе MacArthur Communicative Development Inventory. Цель

опросника - выявление словаря ребёнка. Опросник представляет собой список первых детских слов. Он включает 18 лексических групп, охватывающих 459 русских слов. В данном исследовании анализируются результаты лишь той части опросника, которая выявляет сформированность словаря имён

существительных. Словарь имён

существительных опросника представляет собой

список наиболее часто употребляемых детьми первых слов-названий людей, животных и окружающих объектов. Словарь имён существительных при всех индивидуальных различиях между детьми содержит стандартный набор понятий, который автор опросника делит на следующие лексические группы: «имена животных», «транспорт», «еда», «игрушки», «одежда», «части тела», «дом, комнаты», «предметы быта», «предметы вне дома», «люди». При анализе полученных результатов по каждой лексической группе слов подсчитывалась доля используемых ребёнком в активной речи слов, что позволяло судить о более или менее освоенных им лексических группах. Данные в каждой группе испытуемых были представлены в виде среднего арифметического и сравнивались между собой с использованием параметрических методов статистической обработки, в частности высчитывалась мера различия между средними арифметическими результатов экспериментальных групп по каждой лексической группе.

Письменный опрос сочетался с разработанной нами беседой. Цель беседы - выделение в опроснике названий эмоционально значимых людей и предметов окружающего мира. В ходе беседы уточнялись результаты опросника, особое внимание уделялось выявлению в предметном и социальном мире ребёнка людей, объектов, ситуаций, вызывающих у детей позитивные и негативные эмоциональные проявления. Так, в ходе беседы у родителей выяснялась любимая и нелюбимая еда их детей, предпочитаемые и отвергаемые игрушки, предметы быта, предметы вне дома. Мы уточняли отношение к животным, наличие страха, интереса, привязанности к ним. Оговаривался и характер отношений со взрослыми и детьми, наличие привязанностей, симпатий и антипатий. В ходе беседы мы просили родителей иллюстрировать своё мнение о позитивном или негативном отношении ребёнка примерами. При анализе результатов беседы по каждому ребёнку подсчитывалась доля используемых в речи названий эмоционально значимых объектов из каждой лексической группы. Данные в каждой группе испытуемых были представлены в виде средних арифметических долей, используемых в речи названий эмоционально значимого.

В исследовании приняли участие родители 60-ти детей с диагнозом синдром РДА в возрасте от 3 до 7 лет, имеющие специфические трудности речевого развития. Выбор в качестве объекта исследования активной речи именно детей с РДА обусловлен наличием у таких детей эмоциональной патологии, в основе которой лежит «тяжёлая дефицитарность аффективного

тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой» [4, с.66], а также неоднородностью аутичных детей по интенсивности и характеру проявления аффективных проблем [6;7].

В первую экспериментальную группу были включены аутичные дети с выраженным нарушением психической активности, не способные к эмоциональной оценке качества своих контактов с окружающим миром, подавляющее большинство контактов с предметным миром и людьми такие дети оценивают лишь по параметру интенсивности и завершают до появления возможности оценить своё впечатление положительно или отрицательно. Это дети, отрешённые от происходящего, с характерным полевым поведением, мутичные (первая группа по классификации О.С. Никольской [6;7]).

Дети, составившие вторую

экспериментальную группу, осваивают только стереотипные формы взаимодействия и общения, в основе которых лежит возникающая избирательность в контактах со средой, возможность оценить качество впечатлений, их соответствие или несоответствие субъективным нуждам. Такие дети вырабатывают жёсткие условные связи воспроизведения ситуаций желаемого качества и избегания неприемлемого. Они не владеют спонтанной речью и используют лишь речевые штампы (вторая группа, по классификации О.С. Никольской [6;7]).

В третью группу вошли дети с менее выраженной дефицитарностью аффективного тонуса, относительно активные в общении и взаимодействии и способные не только разделить свои контакты со средой и людьми на приемлемые и неприемлемые, но и вступить в хотя и аутостимуляторную, но всё же борьбу с недопустимыми обстоятельствами, а также оценить качество среды с точки зрения других людей и норм общества. В речи этих детей уже присутствуют элементы спонтанности (3 и 4 группы в классификации О.С. Никольской [6;7]).

Итак, разные по уровню аффективного развития группы аутичных детей являются ступеньками, которые дают возможность проследить становление аффективной избирательности в контактах со средой, формирование способности эмоционально оценивать окружающий предметный и социальный мир, что и позволит изучить влияние эмоциональной значимости объектов

окружающего на объём активного словаря детей с РДА.

Результаты и их обсуждение. Средние значения эхолалий слов-названий окружающих

предметов у детей первой группы чрезвычайно низкие, см. табл. 1. Эхолалии детей с наиболее выраженными проблемами аффективного развития сосредоточены в тематической группе «люди», а также выделяется из неиспользуемых названий окружающих объектов тематическая группа «игрушки», см. табл. 1. Мы отдаём себе отчёт, что не имеем оснований говорить о словаре детей с синдромом РДА первой группы (по классификации О.С. Никольской [6;7]) в общепринятом понимании этого термина, так как это дети, не владеющие речью, мутичные. В то же

время хотя понятие «мутичный ребёнок» раскрывается как ребёнок, не владеющий речью, не способный сформулировать самые простые просьбы, требования, обращения, но эти дети способны к вокализациям, непосредственным или отсроченным эхолалиям; в отдельных случаях у них встречается непроизвольное произнесение фраз [7]. В связи с этим мы посчитали целесообразным определить тематический состав более или менее устойчивых эхолалий детей с наиболее выраженными проблемами

аффективного развития.

Таблица 1. - Сравнение объёма активного словаря слов-названий окружающих предметов с долей используемых названий эмоционально значимых объектов аутичными детьми с разной выраженностью аффективных проблем

Тематические дети 1 группы дети 2 группы дети 3 группы

группы слов- Объём Доля Объём Доля Объём Доля

названий активного используемых активного используемых активного используемых

словаря в речи названий эмоционально значимого словаря в речи названий эмоционально значимого словаря в речи названий эмоционально значимого

имена 0,15 0,2 54,5Ь 66,7Ь 89е 100е

животных

транспорт - - 68,2Ь 81,2Ь 100 100

игрушки 0,8е1 5,4а 63,9Ь 77,2Ь 100 100

продукты 0,1 0,15 50Ь 61,4Ь 91,4 100

питания

одежда - - 46,3 50 84,1е 100е

части тела - - 57,4 - 96 -

дом, 0,15а 1,83а 39,8Ь 50Ь 97,1 100

комнаты,

оборудование

предметы 0,15 0,25 44,7Ь 53,2Ь 95,9 100

быта

предметы вне - - 25,8Ь 32,7Ь 80,8е 100е

дома

люди 12,3а 22,7а 57,6Ь 73,6Ь 85,1е 100е

а - статистически значимые различия между объёмом словаря и долей используемых в речи названий эмоционально значимого 1-ой группой аутичных детей прир< 0,05;

Ь - статистически значимые различия между объёмом словаря и долей используемых в речи названий эмоционально значимого 2-ой группой аутичных детей при р< 0,05;

с - статистически значимые различия между объёмом словаря и долей используемых в речи названий эмоционально значимого 3-ей группой аутичных детей при р< 0,05.

Данные опросника дополнялись беседой выявляющей эмоционально значимые для детей объекты окружающего. Анализ результатов бесед выявил у детей первой группы эмоциональную значимость взаимодействия с близкими, некоторых игрушек и предметов домашней обстановки.

Сравнение объёма эхолалий слов-названий окружающих предметов и доли эхолалий названий эмоционально значимых объектов по каждой лексической группе обнаружило достоверное увеличение эхолалий имён людей, названий игрушек и домашнего оборудования у

аутичных детей первой группы. Эхолалии имён животных, названий еды, предметов быта остались практически неизменными. Рост эхолалий имён людей, названий игрушек и домашнего оборудования, по нашему мнению, объясняется эмоциональной значимостью называемых объектов. Также и в основе неравномерности увеличения эхолалий лежит неоднородность распределения эмоционально значимого в ближайшем социальном и предметном мире аутичных детей первой группы.

Результаты второй экспериментальной группы показывают, что в эхолалиях и речевых

штампах детей преобладают такие тематические группы слов, как «транспорт», «игрушки», «части тела», «люди», «имена животных» и «продукты питания». Меньше используются ими слова из тематических групп: «одежда», «дом, комнаты», «предметы быта», «предметы вне дома», см. табл. 1.

В ходе беседы с родителями аутичных детей второй группы была выявлена эмоциональная значимость взаимодействия с близкими взрослыми и с многими объектами окружающего мира, относящимися к разным сторонам детской жизни.

Соотнесение распределения объёма активного словаря слов-названий и распределения долей используемых названий эмоционально значимых объектов по каждой лексической группе выявило у детей второй группы статистически значимое увеличение эхолалий и речевых штампов, содержащих имена людей и названия предметов, эмоционально значимых для испытуемых. Статистически достоверное увеличение зафиксировано в тематических группах: «имена людей», «имена животных», «игрушки», «еда», «одежда», «дом, комнаты, оборудование», «предметы быта», «предметы вне дома». В тематической группе «части тела» эмоционально значимые объекты не выявлены, в связи с чем их доля не определялась.

Дети третьей экспериментальной группы относительно полно и равномерно овладевают начальным детским словарём. В своей спонтанной речи они используют все тематические группы слов. Широко представлены в активном словаре названия транспорта, игрушек, еды, предметов быта, частей тела, имена животных, обозначения домашней обстановки. Несколько меньше представлены предметы вне дома, названия одежды и имена людей, см. табл. 1.

Как видно из экспериментальных данных детей третьей группы, доли используемых в речи названий эмоционально значимых объектов выше объёма активного словаря слов-названий окружающего. Во всех лексических группах кроме названий частей тела все объекты вызывающие эмоциональное отношение номинируются детьми. Отсутствие данных в лексической группе «части тела» связано с отсутствием в ней названий эмоционально значимого для испытуемых.

Таким образом, результаты аутичных детей с разной тяжестью искажения аффективного развития показывают, что эмоциональная значимость объектов окружающего мира существенно повышает их эхолалии, стереотипную и активную номинацию.

Подобные результаты были получены и исследователями онтогенеза речи. Е.Н. Винарская [1] отмечает, что уже на первом году жизни у младенцев в процессе эмоционального взаимодействия с близким взрослым формируется способность оценивать объекты и явления окружающего мира. Оценки младенцы начинают выражать посредством своих эмоционально-выразительных реакций: криков, гуления, лепета. Эти эмоционально -выразительные реакции необходимы для дальнейшего речевого и когнитивного развития детей. Эмоционально-выразительные реакции и лежащие в их основе оценки окружающего становятся фундаментом как начальной детской лексики, так и смыслового содержания зрелой речи [1].

Исследование влияния позитивных и негативных оценок окружающих людей и предметов на их номинацию нормально развивающимися малышами, находящимися на этапе однословных или двухкомпонентных высказываний, и детьми, находящимися на этапе элементарной фразовой речи, выявило независимый от полюса оценки, существенный рост использования в речи названий эмоционально значимого нормально

развивающимися детьми, находящимися на разных этапах развития речи [3].

А.М. Шахнарович [8] также отмечает участие эмоциональных факторов в лексическом развитии. Согласно А.М. Шахнаровичу [8], эмоциональное отношение к объектам окружающего мира влияет на формирование представлений, которые и лежат в основе наименования объектов.

Механизм преобразования эмоциональных оценок в первые речевые обозначения был описан ещё Р.Е. Левиной: «для развития речи необходимы аффективные обращения ребёнка к окружающему, которые возникают по поводу привлекших впечатлений. Взрослый при этом называет то, что привлекло внимание малыша и вносит его в контекст осмысленности. Можно сказать, что речь рождается из слияния аффекта, движущего ребёнком со смыслом, с которым его сталкивают окружающие» [5, с.69].

Полученные в нашем исследовании данные пересекаются и с уровневым подходом к формированию аффективной сферы [6]. Выявленное у детей второй и третьей экспериментальных групп статистически значимое увеличение эхолалий, стереотипной и активной номинации эмоционально значимых объектов окружающего мира согласуется с представлениями о сформированности у них активной субъективной избирательности в

контактах со средой и людьми [6]. Неравномерность увеличения эхолалий, связанная с неоднородностью распределения эмоционально значимого в окружающем мире аутичных детей первой группы может показывать зарождение субъективной оценки качества объектов окружающего, точки положительной динамики аффективного развития аутичных детей первой группы.

Таким образом, сравнительный анализ объёма активного словаря аутичных детей и доли используемых ими в речи названий эмоционально

значимого выявил статистически значимое увеличение эхолалий, стереотипной и активной номинации эмоционально значимого в социальном и предметном мире. Полученные результаты показали, что увеличение активного словаря детей с аутизмом опирается на такую важную компоненту эмоционального развития как формирование активной избирательности в контактах с окружающим социальным и предметным миром, что соответствует закономерностям речевого онтогенеза.

Литература:

1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

2. Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста / О.Е. Громова // Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений; под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - С. 190-236.

3. Додзина О.Б. Развитие осознанности и осмысленности ребёнком мира как показатель психологического здоровья детей раннего возраста / О.Б. Додзина // Психологическое здоровье личности: актуальные проблемы и пути их разрешения: сб. научных трудов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - С. 11-16.

4. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский,

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990, - 197 с.

5. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь) / Р.Е. Левина. - М.: Эксперим. - дефектол. ин-т, 1936. -78 с

6. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма / О.С. Никольская. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. -364 с.

7. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.С. Никольская. - М., 1985. -24 с.

8. Шахнарович А.М. Семантика детской речи. Психолингвистический анализ: автореф. дис. ... д-ра филолог. наук / А.М. Шахнарович. - М., 1985. - 40 с.

Сведения об авторе:

Додзина Оксана Борисовна, (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский Государственный Педагогический Университет», e-mail: dodzina@yandex.ru

Data about the author:

O. Dodzina (Orenburg, Russia), Ph.D., Associate Professor of the Department of Special Psychology of the Orenburg State Pedagogical University, e-mail: dodzina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.