Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / эмоции / эмпатия / distance education / emotions / empathy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратова Людмила Михайловна, Зверева Анна Ервандовна

В статье анализируется проблемы ограниченности эмоциональной сферы жизни человека в условиях дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муратова Людмила Михайловна, Зверева Анна Ервандовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMOTIONAL SIDE OF DISTANCE EDUCATION

The article analyzes the problems of the limitations of the emotional sphere of human life in the conditions of distance education.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.17805/trudy.2022.1.16 ЖУРНАЛИСТИКА

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.М. Муратова Московский гуманитарный университет А.Е. Зверева

Московский государственный областной университет

Аннотация: В статье анализируется проблемы ограниченности эмоциональной сферы жизни человека в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование; эмоции; эмпатия

THE EMOTIONAL SIDE OF DISTANCE EDUCATION

L.M. Muratova Moscow University for the Humanities A.E. Zvereva Moscow State Regional University

Abstract: The article analyzes the problems of the limitations of the emotional sphere of human life in the conditions of distance education.

Keywords: distance education; emotions; empathy

Современный мир в связи с пандемией вносит изменения во все сферы общественной жизни. Ключевое изменение процесса образования по всему миру - переход на дистанционный формат обучения.

Изоляция людей друг от друга задевает социальную сферу жизни. Отсутствие живой коммуникации может значительно повлиять на эмоциональный компонент в общении и образовании, ведь возможности коммуникации окажутся ограничены/ Нельзя: прикоснуться к человеку, получить зрительный контакт, шептаться, говорить параллельно с кем-то и т.д.

Для определения эмоциональной стороны дистанционного образования необходимо определить, что такое эмоции? Эмоции - это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к себе самому (Киселева, 2007). Эмоции в образовательном процессе выполняют следующие функции (Хуэйин, 2008):

1. Сигнальная. Например, один только взгляд преподавателя может стать сигналом для учащегося, что он делает что-то не так;

2. Подкрепляющая или тормозящая. Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях может побудить учащихся к более продуктивной и вовлеченной работе, в то время как напряженная и неприятная эмоциональная обстановка может вызывать обратный процесс.

3. Оценочная. Эмоциональное восприятие учащихся напрямую связано с результатами образовательного процесса.

4. Коммуникативная. Эмоции являются неотъемлемой частью общения.

5. Экспрессивная функция. Эмоции выражают внутреннее состояние человека.

6. Эмоциональное взаимовлияние. Эмоциональное состояние преподавателя может проецироваться на учащихся.

В дистанционном образовании все функции реализуются в первую очередь через экспрессивную, потому что обнаружить чужие эмоции в этих условиях сложнее, чем очно. Эмоциональную сторону дистанционного образования можно проанализировать с двух сторон: между учащимися и между преподавателем и учащимися.

В данном исследовании необходимо рассмотреть экспрессивный компонент эмоционального реагирования, потому что в нем обозначены возможные пути выражения эмоций.

Первое средство экспрессии - мимическое средство. Человеческое лицо является важным индикатором эмоций. В дистанционном образовании единственным способом реализации этого средства является использование камер во время занятия. Причем лицо человека должно находиться в поле зрения камеры полностью, потому что существуют три автономные зоны лица, отвечающие за выражение эмоций: нижняя часть лица, область глаз, область бровей и лба. Для наиболее точной передачи эмоций необходимы все три зоны (Ильин, 2001). Камера должна быть включена как у преподавателя, так и у учеников, потому что каждая группа участников образовательного процесса нуждается в эмоциональном отклике.

Сюда же можно отнести психомоторные средства экспрессии, т.е. движения. Это может быть жестикуляция рук и головы, подпрыгивания, тряска корпусом и т.д. Для правильного восприятия эмоционального состояния необходима не только мимика, но и все человеческие движения в совокупности. Следовательно, помимо лица, в поле зрения камеры должна быть видна часть корпуса человека.

Следующими средствами экспрессии являются звуковые и речевые средства. Характеристиками эмоциональной окраски речи являются интонация, логическое ударение, четкость дикции, словарный запас, грамотное выражение мыслей. Н.П. Фетискин определил признаки неэкспрессивной речи. Чтобы речь выражала эмоции, необходимо использовать вопросительные интонации, ускорять или замедлять речь, говорить громко, осознанно излагать материал, использовать лирические ударения и стремиться вызвать эмоциональный отклик (Фетискин, 2002). Преподавателю райне важно уделять этому внимание, например, во время чтения лекции, а учащемуся - во время выступления с докладом, чтобы удержать внимание слушателей и наполнить речь эмоциональностью для наиболее яркого запоминания.

Важно также упомянуть об эмпатии. Эмпатия появляется, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других лю-

дей (Ильин, 2001). Т.е. это способность человека прочувствовать чужие эмоции. Для того, чтобы иметь возможность проявить эмпатию, необходимо в первую очередь распознать эмоции, поэтому выше были рассмотрены средства экспрессии. Это необходимо и преподавателю, чтобы адекватно воспринимать эмоциональный отклик от занятия, и учащимся, чтобы поддерживать дружескую атмосферу в коллективе. Например, в ходе высказывания можно случайно задеть чьи-то чувства, и при условии, что реализованы средства экспрессии, будет возможность это обнаружить и извиниться.

Перед преподавателем, помимо задачи обучения, стоит также задача попытаться сохранить живую эмоциональную атмосферу во время занятий. Для этого необходимо уделять внимание учащимся, выражать симпатию и эмпатию, поддерживать учащихся, создавать позитивный эмоциональный климат на занятиях (Чернова, 2021). Также плюсом для эмоциональной стороны преподавания может оказаться внешний вид преподавателя и обстановка: украшенная комната, красивый костюм, прическа или макияж. Это располагает к более яркой и живой работе (Чернова, 2021). Помимо учебного процесса, дистанционная форма обучения затрагивает также отношения между учащимися. Отношениям внутри коллектива сложнее перейти из категории «учебных» в категорию «дружеских». У ребят не возникает новых общих воспоминаний; нет физического контакта (например, объятия); нет четкого понимания, кто что из себя представляет, потому что картинка и голос не дают полного представления о человеке и т.д.

Таким образом, эмоциональная сфера жизни человека сталкивается с трудностями при переходе на дистанционный формат обучения. Возможности её реализации и развития оказываются ограничены, что может негативно сказаться на социальной стороне образования. Для того, чтобы минимизировать эти проблемы, необходимо использовать изложенные выше средства экспрессии и заниматься эмоциональным трудом на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ильин Е. П. (2001) Эмоции и чувства. - СПб: Питер. 752 с.

Киселева Л.А., Помазуева Т.Н. (2007) Мир эмоций человека и регуляция деятельности. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 68 с.

Хуэйин Лю (2008) Исследование функций эмоций в учебной деятельности учеников // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. № 2.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. (2002) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии.

Чернова Ж. В., Шпаковская Л.Л. (2021) Преподавательский труд в условиях пандемии: академический неолиберализм и эмоционализация // Мониторинг. №3.

Муратова Людмила Михайловна - старший преподаватель кафедры журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: axtamar988@yandex.ru

Muratova Lyudmila Mikhailovna is a senior lecturer at the Journalism Department of the Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-91. E-mail: axtamar988@yandex.ru

Зверева Анна Ервандовна - студентка 3-го курса факультета русской филологии Московского государственного областного университета. Тел.: +7 (985) 333-99-40. Эл. адрес: annaxaxxa@gmail.com

Zvereva Anna Yervandovna is a 3rd-year student of the Faculty of Russian Philology at Moscow State Regional University. Tel.: +7 (985) 333-99-40. Email address: annaxaxxa@gmail.com

Для цитирования:

Муратова Л.М., Зверева А.Е. Эмоциональная сторона дистанционного образования. 2022. №1. С. 94-97. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.1.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.