Научная статья на тему 'Эмоциональная сфера личности субъектов затрудненного общения'

Эмоциональная сфера личности субъектов затрудненного общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1492
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ / АЛЕКСИТИМИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / THE SUBJECT OF THE DIFFICULTY OF COMMUNICATION / ALEXITHYMIA / PERSONAL ANXIETY / AGGRESSION / HOSTILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гроголева Ольга Юрьевна, Богородская Виктория Сергеевна

В статье представлены результаты исследования особенностей эмоциональной сферы субъектов затрудненного общения. Проводится сравнительный анализ уровня алекситимии, личностной тревожности и агрессивности у субъектов затрудненного и незатрудненного общения. В исследовании были обнаружены статистически значимые различия в уровне алекситимии и агрессивности. Более высокий уровень данных эмоциональных проявлений личности выявлен у субъектов затрудненного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional sphere of the person of subjects of the difficulty of communication

The article presents the results of research of features of the emotional sphere of subjects of the difficulty of communication. The comparative analysis of the level of alexithymia, trait anxiety and aggression of the subjects of the difficulty of communication and unhindered communication are presents in the article. Statistically significant differences in the level of alexithymia and aggression have been found in the study. Subjects with communication difficulties demonstrated higher level of emotional manifestations of personality that have been mentioned above.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная сфера личности субъектов затрудненного общения»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 1. С. 4—11. УДК 159.9:316.37

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ

О. Ю. Гроголева В. С. Богородская

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

В статье представлены результаты исследования особенностей эмоциональной сферы субъектов затрудненного общения. Проводится сравнительный анализ уровня алекситимии, личностной тревожности и агрессивности у субъектов затрудненного и незатрудненного общения. В исследовании были обнаружены статистически значимые различия в уровне алекситимии и агрессивности. Более высокий уровень данных эмоциональных проявлений личности выявлен у субъектов затрудненного общения.

Ключевые слова: субъект затрудненного общения; алекситимия; личностная тревожность; агрессивность; враждебность.

EMOTIONAL SPHERE OF THE PERSON OF SUBJECTS OF THE DIFFICULTY OF COMMUNICATION

O. Yu. Grogoleva V. S. Bogorodskaya

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

The article presents the results of research of features of the emotional sphere of subjects of the difficulty of communication. The comparative analysis of the level of alexithymia, trait anxiety and aggression of the subjects of the difficulty of communication and unhindered communication are presents in the article. Statistically significant differences in the level of alexithymia and aggression have been found in the study. Subjects with communication difficulties demonstrated higher level of emotional manifestations of personality that have been mentioned above.

Keywords: the subject of the difficulty of communication; alexithymia; personal anxiety; aggression; hostility.

Проблема оптимизации межличностных отношений на современном этапе развития общества по-прежнему сохраняет свою актуальность. На сегодняшний день одним из факторов, затрудняющих общение и определяющих его специфику, являются социальные сети, которые ограничивают возможности живого, непосредственного общения. Виртуальное общение не позволяет в полной мере выразить эмоции, которые испытывает человек, оценить достоинства и недостатки собеседника, выяснить истинные намерения общения и т. д. В связи с этим проблемы субъекта общения становятся всё актуаль-

© Гроголева О. Ю., Богородская В. С., 2017

нее, как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.

В отечественной психологии существует традиция рассмотрения затрудненного общения в качестве субъективного феномена.

Так, М. Т. Ногерова истолковывает затрудненное общение как субъективный феномен, показанный в сознании личности в виде эмоциональных переживаний, дискомфорта, возникающего в ситуациях межличностного либо межгруппового взаимодействия [1, с. 9-10]. И. А. Зимняя определяет «затруднения», «барьеры общения» как субъективное образование, как переживание субъектом

некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации [2]. А. К. Маркова под трудностями в общении понимает субъективно переживаемое человеком состояние «неисправности» в осуществлении прогнозируемого (планируемого) общения вследствие отрицания партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д. [3].

Проанализировав и обобщив все результаты, В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус стали рассматривать затрудненное общение с нескольких сторон:

- «в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

- как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

- как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, вну-триличностные конфликты и т. д.» [4, с. 12].

В зарубежной литературе (N. Coupland, J. A. Daly, H. Giles, F. Grimshaw, J. C. McCros-key, J. M. Wiemann) под затрудненным общением (miscommunication) понимается появление во взаимодействии или общении любого рода проблем, а в узком смысле - факты непонимания, возникающие в общении [5].

По мнению В. А. Лабунской, наиболее схожим с определением «затрудненное общение», принятым в отечественной психологии, является понятие дефицитарного общения, которое описывает ситуации, когда партнеры по общению испытывают неприязнь друг к другу, не в состоянии достичь намеченных целей, создать открытый диалог, когда перед ними встают непредвиденные препятствия, развивается недопонимание, появляются конфликты и т. д. Дефицитарное общение рассматривается в психологии как общение, имеющее дефицит доверительных, близких отношений, приводящее к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству [6].

Приступая к обсуждению субъекта затрудненного общения и описывая, какими характеристиками он обладает, важно отме-

тить, что, по мнению многих авторов, одной из важнейших черт субъекта общения является его преобразовательная активность, а также целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность. Б. Ф. Ломов отмечает: «Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат -это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми» [7, с. 131].

Существуют два основных типа личностей как субъектов общения: субъект затрудненного общения и субъект незатрудненного общения. Преобразовательная активность данных типов личности носит различия по всем трем ее параметрам (направленность, качество, интенсивность).

Многообразие вариантов субъектов затрудненного общения не делает их полностью различными, их объединяет конфликтность внутреннего мира, которая проявляется в несогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов, представлений и ожиданий. В. А. Лабунская считает, что на основе объединения «комплексов» личности существует возможность создать классификацию субъектов затрудненного общения. Важная роль в формировании комплексов, акцентуаций личности отводится подавленности в процессе общения с близкими людьми основных социальных потребностей индивида. Такие особенности поведения личности, как тревожность, агрессивность, чувство обиды или вины, которые постоянно обсуждаются как условия и результат затрудненного общения, в большинстве случаев являются следствием неудовлетворенных социальных потребностей личности [4].

Обобщенный портрет субъекта затрудненного общения представляет собой субъекта, раздираемого противоречиями, защищающегося от себя и окружающего мира, испытывающего постоянные внутренние конфликты, тревожного, неконгруэнтного либо, наоборот, самодостаточного, агрессивного, стремящегося к личному превосходству.

При этом большинством специалистов, работающих с проблемами коммуникации, подчеркивается важнейшая роль эмоциональной экспрессии в построении конструктивных межличностных отношений. Эмоции и чувства отражают отношение человека к ситуации и собеседнику, выполняя информатив-

ную функцию. Эмоции обеспечивают обратную связь и позволяют понять целесообразность и корректность действий в процессе общения.

В данной статье особое внимание уделяется потенциальным источникам трудностей субъектов затрудненного общения, связанных с особенностями эмоциональной сферы личности субъектов. Более подробно рассматриваются особенности личностной тревожности, агрессивности и алекситимии у субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

Субъект затрудненного общения может испытывать довольно противоречивые эмоции: с одной стороны, это страх, тревога (пассивное, зажатое состояние), с другой - это агрессия, негативизм (нападение, доминирование). Также возможны трудности в распознавании своих эмоций и эмоций других людей - алекситимия, что вполне может являться одной из причин затрудненного общения.

Впервые термин «алекситимия» был использован П. Сифнеосом и Дж. Немиахом в 1970-х гг. в рамках исследования личностных особенностей больных в психосоматических клиниках. Термин «алекситимия» буквально может быть переведен как «без слов для чувств» (или «нет слов для названия чувств») [8, с. 140]. Алекситимия - это неспособность личности к выражению эмоций в устной форме. Личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно важно, недостаточностью функции рефлексии, что приводит к чрезмерной осторожности, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Алекситимики боятся демонстрации своих чувств и эмоций, мысль разрешить себе быть эмоциональным(ой) вызывает у них сильное сопротивление. Страх собственной эмоциональности приводит их к желанию контролировать проявления своих чувств и эмоций. Для этого люди часто используют правила, усвоенные с детства от алекситимичных взрослых: «нельзя злиться», «мужчины не плачут», «нельзя быть истеричной», «нельзя грубить старшим», «надо быть выдержан-ным(ой)» и т. д. Тревожность - это также одна из составляющих эмоциональной сферы, которая может привести к сбоям в общении,

так как следствием тревоги является неуверенность в себе и в своих действиях, следовательно, возникают постоянные сомнения относительно правильности своих действий. Тревога сопровождает субъекта затрудненного общения во время взаимодействия, в ситуациях преодоления трудностей, достижения целей, а также может проявляться при принятии каких-либо жизненно важных решений и не только. Это эмоциональное состояние является достаточно распространенным у определенной категории субъектов затрудненного общения. Тревожность - переживание эмоционального неудобства, связанного с ожиданием несчастья, с предчувствием грозящей опасности. Еще одной составляющей эмоциональной сферы, которую мы изучаем в данной работе, является агрессивность. Как отмечают Л. И. Дементий и В. Е. Купченко, «агрессия является одним из распространённых способов решения проблем, возникающих в словесных и трудных (фрустрирую-щих) ситуациях, вызывающих психическую напряжённость» [9, с. 27].

Существуют различные формы и мотивы проявления агрессивных действий. Они могут выражаться как средства достижения какой-либо значимой цели, выступать как способ психической разрядки и замещения удовлетворения блокированной потребности, а также лежать в основе удовлетворения потребности самореализации и самоутверждения. Агрессивные и враждебные действия, которые используются для преодоления трудностей и снятия напряженности, часто становятся причиной возникновения проблем и дискомфорта в общении.

При выборе психологических конструктов для исследования мы учитывали мнение В. А. Лабунской о том, что явление субъекта затрудненного общения причисляется к изменчивому и имеет не универсальный, а ин-дивидуализированно-типологический характер [4]. По мнению автора, многообразие вариантов субъектов затрудненного общения не делает их полностью различными, их объединяет конфликтность внутреннего мира, которая проявляется в несогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов, представлений и ожиданий. В свою очередь, индикатором наличия внутренних конфликтов, по нашему мнению, являются эмоциональные реакции и состояния, которые и стали предметом данного исследования.

Таким образом, в качестве объекта исследования мы рассматриваем субъекта затрудненного общения.

Предметом исследования является эмоциональная сфера личности субъекта затрудненного общения.

Цель исследования - выявить особенности алекситимии, личностной тревожности и агрессивности у субъектов затрудненного общения.

Задачи исследования:

- выявить группы субъектов затрудненного и незатрудненного общения;

- сравнить уровень алекситимии у субъектов затрудненного и незатрудненного общения;

- выявить и сравнить уровень личностной тревожности у субъектов затрудненного и незатрудненного общения;

- определить особенности и формы агрессивных и враждебных реакций у субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

В качестве гипотезы выступило следующее предположение: у субъектов затрудненного общения наблюдаются более высокие уровни алекситимии, личностной тревожности и агрессивности по сравнению с контрастной группой.

Общая выборочная совокупность составила 44 человека в возрасте от 19 до 23 лет. В исследовании приняли участие студенты ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. В контрастные группы - субъектов затрудненного и незатрудненного общения - вошли по 22 человека. Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона, данная возрастная категория испытуемых относится к периоду молодости (ранней взрослости). Для этого периода характерны довольно высокий уровень активности, сформированность жизненной позиции, наличие индивидуального опыта межличностных отношений и определенным образом сложившейся системы ценностей. При этом на данном этапе онтогенеза возможно полярное направление развития личности, связанное с возникновением чувства изоляции, что, по нашему мнению, может быть причиной и следствием возникновения трудностей в общении.

Для реализации исследовательских намерений нами были использованы следующие методики:

1. Опросник межличностных отношений, являющийся русскоязычной версией опрос-

ника FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relation Orientation - Behaviour), разработанного американским психологом В. Шутцем. Он направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение характерных для человека особенностей коммуникативного поведения. Автором адаптированного варианта методики является А. А. Рукавишников [10]. Отношения к другому, характеризующие субъекта затрудненного общения, имеют разную интенсивность и группируются вокруг полюсов осей-измерений: «включение», «аффект», «контроль».

2. Торонтская алекситимическая шкала (TAS), созданная G. J. Taylor и адаптированная в НИИ им. Бехтерева [11].

3. Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина [11].

4. Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory), разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций [9].

При статистической обработке полученных эмпирических данных были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS, критерий Манна-Уитни, а также t-критерий Стьюдента, который позволил выявить различия уровней выраженности переменных в контрастных группах. Выбор данного критерия обусловлен нормальностью распределения данных по выборке, которая оценивалась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова.

Результаты исследования признаков затрудненного общения

При отборе испытуемых в группу субъектов затрудненного общения мы ориентировались на следующие критерии, позволяющие отнести показатели к различным уровням выраженности шкал.

Критерии отнесения к уровням:

- низкий - от 0 до 3 баллов;

- средний - от 4 до 5 баллов;

- высокий - от 6 до 9 баллов.

В группу субъектов затрудненного общения вошли испытуемые с низким уровнем по шкале «включение», что свидетельствует о проявлении недоверия, отчужденности, отдаленности, равнодушия и безразличия в общении (см. рис. 1).

6,9

2,3

5,7

Субъекты затрудненного общения Субъекты незатрудненного

общения

□ "Включение"

□ "Контроль" В "Аффект"

Рис. 1. Сравнительный анализ средних значений по шкалам теста В. Шутца в сопоставляемых группах субъектов общения, баллы

6

0

Кроме того, основанием для отнесения испытуемых к группе субъектов затрудненного общения стал низкий уровень по шкале «аффект», что проявляется в общении в виде подозрительности, враждебности, неприятия, негативизма и агрессивности. Высокий уровень по шкале «контроль» свидетельствует о тенденции коммуникатора подавлять, доминировать, применять психологическую эксплуатацию и манипулирование, что также послужило основанием для отнесения испытуемых с подобным результатом к основной исследуемой группе.

Следует отметить, что в группе субъектов затрудненного общения обнаружено 36 % испытуемых с экстремально низкими и высокими значениями по шкалам (0-1 и 8-9 баллов), что свидетельствует о ком-пульсивном поведении личности и наличии выраженных трудностей в общении.

В частности, испытуемые с подобными результатами не чувствуют себя хорошо среди людей и склонны их избегать, а также очень осторожны при установлении близких интимных отношений.

Сравнительный анализ алекситимии у субъектов затрудненного и незатрудненного общения

Используя Торонтскую алекситимиче-скую шкалу, мы обнаружили, что у 50 % субъектов затрудненного общения признаки алекситимии отсутствуют (низкий уровень), 32 % испытуемых находятся в группе риска (средний уровень), у 18 % испытуемых наблюдается высокий уровень алекситимии, что свидетельствует о наличии определенных трудностей в выражении своих эмоций и понимании эмоций своих собеседников и окружающих их людей в целом (см. рис. 2).

100 80 60 40 20 0

72,73

50

I

1

31,82

22,73

ш

18,18 я

□ Субъекты затрудненного общения

0 Субъекты незатрудненного общения

4,54 ГГГА

Низкий Средний Высокий

Рис. 2. Уровни выраженности алекситимии у субъектов общения, %

При сравнении полученных данных с помощью ¿-критерия Стьюдента были обнаружены статистически достоверные различия в уровне алекситимии у субъектов затрудненного общения и у субъектов незатрудненного общения (1 = 3,229; р < 0,01).

Полученный результат доказывает, что субъекты незатрудненного общения в меньшей степени испытывают сложности в понимании состояния других и в вербализации и выражении своих эмоций. Но, как и субъекты затрудненного общения, испытуемые контрастной группы имеют средний уровень алекситимии в 22,7 % случаев («группа риска»), что может быть проявлением вторичной алекситимии вследствие перенесенных серьёзных нервных потрясений и стрессов. Данная группа испытуемых требует внимания специалистов, несмотря на отсутствие внешне наблюдаемых затруднений в общении. Таким

образом, гипотеза о том, что алекситимия в большей степени присуща субъектам затрудненного общения, подтвердилась.

Сравнительный анализ личностной тревожности у субъектов затрудненного и незатрудненного общения

Следующим шагом было измерение уровня личностной тревожности в контрастных группах субъектов общения с помощью методики Спилбергера-Ханина. Показатель личностной тревожности оказался практически одинаковым в обеих группах, что подверждает и применение 1-критерия Стьюдента, который не выявил статистически значимых различий (1 = -0,785; р > > 0,05).

На рис. 3 видно, что уровень тревожности у 50 % испытуемых обеих групп находится в пределах нормы.

Рис. 3. Уровни выраженности личностной тревожности субъектов общения, %

Кроме того, высокий уровень тревожности преобладает над низким в обеих группах. Возможно, полученный результат связан с тем, что, вне зависимости от принадлежности к субъектам затрудненного или незатрудненного общения, тревожность у испытуемых присутствует, выполняя таким образом мобилизиру-ющую функцию. Тревога представляет собой сигнал наступающей опасности. Работая в совокупности с инстинктом самосохранения, она является важной эмоцией, несущей адаптивную функцию для организма. В ходе социального взаимодействия подобные «угрозы» также возможны. И прежде всего это «угроза» образу Я личности, который часто подвергает-

ся оцениванию со стороны окружения, что может приводить к включению защитных механизмов в процессе общения.

Сравнительный анализ агрессивности у субъектов затрудненного и незатрудненного общения

Для исследования агрессивности, враждебности и форм проявления агрессии использовалась методика Басса-Дарки. У 63 % субъектов затрудненного общения был высокий уровень агрессивности, только у 4,5 % уровень агрессивности низкий. В группе субъектов незатрудненного общения высокий уровень агрессивности обнаружен только у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 %, у большинства агрессивность в норме либо на низком уровне (см. рис. 4)

Показатели агрессивности в данных группах статистически достоверно различаются ^ = 4,257; р < 0,001), что подтверждает гипотезу. Это может означать, что затруднения в общении у испытуемых основной группы могут быть связаны с чрезмерной конфликтностью и раздражительностью в виде физической и вербальной агрессии и, как следствие, их неспособностью на созидательную кооперацию при работе с другими людь-

ми. В меньшей степени отличается высокий уровень враждебности в обеих группах (45 и 24 % соответственно). Значимые различия обнаружены не были, однако можно говорить о наличии тенденции к большей обидчивости и подозрительности у субъектов затрудненного общения. Более подробный анализ результатов по методике Басса-Дарки позволил подтвердить значимость различий в проявлении физической, вербальной агрессии и раздражительности (на уровне значимости р < 0,01) (рис. 5).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1

1

4,54 Я,

4,54

63,64 1

I

□ Субъекты затрудненного общения - агрессивность

□ Субъекты незатрудненного общения - агрессивность

□ Субъекты затрудненного общения - враждебность

В Субъекты незатрудненного общения - враждебность

22,73

Низкий

Средний

Высокий

Рис. 4. Сравнительный анализ уровня агрессивности и враждебности у субъектов общения, %

12 10 8 6 4 2 0

■ШИЩ. у—.

ПСубъекты затрудненного общения

ПСубъекты незатрудненного общения

с* оУ

^ / ~ *

¿Г

с<° $ &

о/

«Г

Рис. 5. Сравнительный анализ форм агрессии у субъектов общения, средние значения

Однако важно отметить и наличие стати- общения (и = 65; р < 0,001). Традиционно чув-

стически более высоких показателей по шкале ство вины относят к аутоагрессии, которая,

«Чувство вины» у субъектов незатрудненного несмотря на скрытый характер, может стать

40,9

причиной нарушений в межличностных отношениях. Но в данном случае можно говорить о том, что выраженность чувства вины не становится причиной затруднений личности в процессе коммуникации, а наоборот, способствует реализации нормативного поведения, что изначально и является предназначением вины как чувства социального происхождения.

Таким образом, сравнительный анализ продемонстрировал специфику эмоциональных форм реагирования субъектов затрудненного и незатрудненного общения. В связи с тем, что эмоции являются лишь сигналом о степени удовлетворения базовых потребностей человека, дальнейшая работа над данной проблемой требует более глубокого понимания мотивационно-потребностной сферы личности субъекта затрудненного общения и тех социальных факторов, в которых могла сложиться подобная стратегия реагирования.

Несмотря на полученные эмпирические результаты и подтвержденные гипотезы, проблема изучения субъектов затрудненного общения продолжает оставаться актуальной. Так, развивая идею В. А. Лабунской о необходимости классификации субъектов затрудненного общения, нам представляется целесообразным применение типологического подхода в исследовании данной проблемы. Это необходимо для определения многообразия индивидуальных форм затруднений в общении. Изучение личности субъектов затрудненного общения может послужить основой для практической работы консультирующих психологов в ходе оказания помощи лицам, испытывающим подобные трудности в межличностном взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ногерова М. Т. Представления о субъекте затрудненного общения у учителей Кабардино-Балкарии : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Ростов н/Д., 1997. - 25 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М. : Логос, 2005. - 384 с.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя. -М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

4. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бре-ус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. - М. : Академия, 2001. - 288 с.

5. Coupland N., Wiemann J. M., Giles H. Talk as "problem" and communication as "miscom-munication": an integrative analysis // "Mis-communication" and Problematic Talk / Ed. by N. Coupland, H. Giles, J. M. Wiemann. — London : Sage Publ., 1991. - P. 1-17.

6. Malz D. N., Borker R. A. A Cultural Approach to Male-female Miscommunication // Language and Social Identity / Ed. by J. J. Gumperz. — Cambridge, 1982. - P. 196-216.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, 1984. — 444 с.

8. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.

9. Агрессия: понятие, подходы, диагностика : учеб.-метод. пособие / сост.: Л. И. Демен-тий, В. Е. Купченко. - Омск : Ом. гос. ун-т, 2001. - 40 с.

10. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб. : Речь, 2010. - 141 с.

11. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 320 с.

Информация об авторах

Гроголева Ольга Юрьевна - доцент кафедры общей психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, кандидат психологических наук, доцент, г. Омск, Россия, e-mail: [email protected].

Богородская Виктория Сергеевна - студент факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия, e-mail: [email protected].

Библиографическое описание статьи

Гроголева О. Ю., Богородская В. С. Эмоциональная сфера личности субъектов затрудненного общения // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 1. - С. 4-11.

Information about authors

Grogoleva Olga Yu. - Associate Professor, Department of General Psychology, Dostoevsky Omsk State University, Ph. D. in Psych., Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: [email protected].

Bogorodskaya Viktoriya S. - student, Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected].

Bibliographic description

Grogoleva O.Yu., Bogorodskaya V.S. Emotional sphere of the person of subjects of the difficulty of communication. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 1, pp. 4-11. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.