Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРЫ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВО / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мавлекиева Р.Л.

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В данной работе разработана и апробирована программа развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мавлекиева Р.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

The article discusses the features of the development of the emotional sphere of children of senior preschool age with visual impairments. In this work, a program for the development of the emotional sphere in children of senior preschool age with visual impairments has been developed and tested.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

УДК 159.942

Мавлекиева Р.Л.

студент,

Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия)

Научный руководитель: Карандаева Т.А.

кан. пед. наук., доцент кафедра специальной педагогики и психологии Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В данной работе разработана и апробирована программа развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Ключевые слова: эмоциональная сферы, дети с нарушениями зрения, особенности развития, эмоции, чувство, личность человека, межличностные отношения.

Эмоции и чувства очень важны в жизни ребенка, они помогают нам распознавать и реагировать на действительность. Эмоциональный мир ребенка богаче и счастливее, чем у взрослого. Ребенок может быть счастливым и злым, обеспокоенным и грустным. Счастье, гнев, страх — это далеко не все чувства и эмоции, которые возникают в деятельности человека. Развитие эмоциональной сферы тесно связано с формированием психики. Образные представления

приобретают эмоциональное качество, и все действия ребенка наполняются эмоциями. Эмоционально-развивающая часть зависит от характера взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка [1].

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения очень плохо изучена в тифлопсихологии, поэтому представляет большой исследовательский интерес. По свидетельству А.Г. Литвака изучение эмоциональной сферы связано с трудностями объективного изучения эмоций и чувств и недооценкой значимости эмоциональных переживаний в их развитии [2].

По данным тифлопсихологов и тифлопедагогов (Л. П. Григорьева, В. З. Денискина, М. И. Земцов, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксин, Л. И. Солнцев, В. А. Феоктистов), поражение глаз снижает сферу чувственного познания, но не могут повлиять на общие качества эмоций и чувств, их номенклатуру и значение для жизнедеятельности. Они могут повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств

[3].

Тифлопсихологи подчеркивают, что одна из причин возникновения негативного развития эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста (безответственность, эгоизм, ненависть, равнодушие) кроется в нарушениях зрения. В психологической литературе выделятся следующие особенности эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения.

1. Представления о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства.

2. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей, находящихся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников.

3. Дошкольники с неполноценным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей.

Нами была предпринята попытка исследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Наше исследование направлено на изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Из полученных результатов проведенной диагностики по развитию эмоциональной сферы и поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, можно сделать вывод, что 4 из детей экспериментальной группы на контрольном этапе всё-таки контакт ещё устанавливают с трудом или вообще уходят от контакта, что составляет 20% от всех детей. Из этого можно делать вывод, что дети стали более контактны. Это объясняется на наш взгляд, тем, что дети почувствовали эмоциональный комфорт, доверие, любовь, ласку, доброту, дети стали более привязаны к взрослым.

Результат, контрольного эксперимента позволяет нам сделать вывод, что в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, стала видна положительная динамика. А подобранные нами средства и методы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения дали свои результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Т. 2. - М. -1982.-327с.

2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. М.: Каро, 2006: 336 с.

3. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / М. И. Земцова. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 419 с.

4. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. - М. : Полиграф сервис, 2000. - 250 с.

5. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. - СПб.: «Речь», 1995. - 158 с.

Mavlekieva R. L.

Mari State University (Yoshkar-Ola, Russia)

Scientific advisor: Karandaeva T.A.

Associate Professor Department of Special Pedagogy and Psychology Mari State University (Yoshkar-Ola, Russia)

EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Abstract: the article discusses the features of the development of the emotional sphere of children of senior preschool age with visual impairments. In this work, a program for the development of the emotional sphere in children of senior preschool age with visual impairments has been developed and tested.

Keywords: emotional sphere, visually impaired children, developmental features, emotions, feeling, human personality, interpersonal relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.