Научная статья на тему 'Эмоции в политике как категория социополитических наук: сущность и основные направления исследований'

Эмоции в политике как категория социополитических наук: сущность и основные направления исследований Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1228
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЭМОЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ПЕРЕЖИВАНИЯ / НАДЕЖДА / СТРАХ / ОБИДА / ВИНА / СТЫД / ЦИНИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ / POLITICS / EMOTIONS / POLITICAL EMOTIONS / FEELINGS / EXPERIENCES / HOPE / FEAR / RESENTMENT / GUILT / SHAME / CYNICISM / POLITICAL PROCESSES / EMOTIONAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нагорных Олег Владимирович

Статья посвящена некоторым аспектам исследования феномена эмоций в политике. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке политологии, социологии, психологии. В статье дается обзор основных научных трудов, связанных с исследованием различных проявлений и роли эмоций в политике. Однако, как отмечают авторы, общепринятой трактовки феномена эмоций в политике не существует. Поэтому актуализируется исследовательская задача по анализу имеющихся концепций, выявлению универсальных и специфических характеристик данного явления. Авторы полагают, что эмоции представляет собой для современного социально-политического контекста способ переживания мира и рефлексии, которые позволяют человеку сохранять свою идентичность в ситуации вызовов политической жизни. Для понимания особенностей и роли эмоций в политической сфере авторы рассматривают проблематику через призму таких категорий проявления эмоций, как переживание, надежда, страх, обида, вина, стыд, цинизм. Авторы описывает функции эмоций в политических отношениях. Подчеркивается, что эмоции являются неотъемлемой частью человеческой жизни, которые проявляются, в том числе в сфере политических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONS IN POLITICS AS A CATEGORY OF SOCIAL POLITICAL SCIENCES: ESSENCE AND MAIN DIRECTIONS OF RESEARCH

The Article is devoted to some aspects of the study of the phenomenon of emotions in politics. The work is interdisciplinary, written at the intersection of political science, sociology and psychology. The article provides an overview of the main scientific works related to the study of various manifestations and the role of emotions in politics. However, as the authors note, there is no generally accepted interpretation of the phenomenon of emotions in politics. Therefore, the research task on the analysis of existing concepts, the identification of universal and specific characteristics of this phenomenon is updated. The authors believe that emotions are a way of experiencing the world and reflection for the modern socio-political context, which allow a person to maintain his identity in a situation of political challenges. To understand the peculiarities and role of emotions in the political sphere, the authors consider the problems through the prism of such categories of emotions as experience, hope, fear, resentment, guilt, shame, cynicism. The authors describe the functions of emotions in political relations. It is emphasized that emotions are an integral part of human life, which are manifested, including in the sphere of political relations.

Текст научной работы на тему «Эмоции в политике как категория социополитических наук: сущность и основные направления исследований»

УДК 32.019.52

ЭМОЦИИ В ПОЛИТИКЕ КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

© 2018

Нагорных Олег Владимирович, аспирант кафедры политических наук, Уральский Федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002 Россия, Екатеринбург, улица Мира, 19, e-mail: nagornyh72@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена некоторым аспектам исследования феномена эмоций в политике. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке политологии, социологии, психологии. В статье дается обзор основных научных трудов, связанных с исследованием различных проявлений и роли эмоций в политике. Однако, как отмечают авторы, общепринятой трактовки феномена эмоций в политике не существует. Поэтому актуализируется исследовательская задача по анализу имеющихся концепций, выявлению универсальных и специфических характеристик данного явления. Авторы полагают, что эмоции представляет собой для современного социально-политического контекста способ переживания мира и рефлексии, которые позволяют человеку сохранять свою идентичность в ситуации вызовов политической жизни. Для понимания особенностей и роли эмоций в политической сфере авторы рассматривают проблематику через призму таких категорий проявления эмоций, как переживание, надежда, страх, обида, вина, стыд, цинизм. Авторы описывает функции эмоций в политических отношениях. Подчеркивается, что эмоции являются неотъемлемой частью человеческой жизни, которые проявляются, в том числе в сфере политических отношений.

Ключевые слова: политика, эмоции, политические эмоции, чувства, переживания, надежда, страх, обида, вина, стыд, цинизм, политические процессы, эмоциональное восприятие, политические процессы, эмоциональный климат.

EMOTIONS IN POLITICS AS A CATEGORY OF SOCIAL POLITICAL SCIENCES: ESSENCE AND MAIN DIRECTIONS OF RESEARCH

© 2018

Nagornykh Oleg Vladimirovich, postrgraduate of the second year

of the Department of Political Science, Ural State University named the first President of Russia B.N. Yeltsin (620002Russia, Ekaterinburg, streetMira, 19, e-mail: nagornyh72@mail.ru)

Abstract. The Article is devoted to some aspects of the study of the phenomenon of emotions in politics. The work is interdisciplinary, written at the intersection of political science, sociology and psychology. The article provides an overview of the main scientific works related to the study of various manifestations and the role of emotions in politics. However, as the authors note, there is no generally accepted interpretation of the phenomenon of emotions in politics. Therefore, the research task on the analysis of existing concepts, the identification of universal and specific characteristics of this phenomenon is updated. The authors believe that emotions are a way of experiencing the world and reflection for the modern socio-political context, which allow a person to maintain his identity in a situation of political challenges. To understand the peculiarities and role of emotions in the political sphere, the authors consider the problems through the prism of such categories of emotions as experience, hope, fear, resentment, guilt, shame, cynicism. The authors describe the functions of emotions in political relations. It is emphasized that emotions are an integral part of human life, which are manifested, including in the sphere of political relations.

Keywoordss: politics, emotions, political emotions, feelings, experiences, hope, fear, resentment, guilt, shame, cynicism, political processes, emotional climate.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Традиционно в политической и психологической науке назначение эмоций определялось как корректировка состояния организма и подстраивание его под сложившиеся социальные ситуации.

Эмоциональные ощущения в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах.

Эмоции оперируют на разных уровнях реальности: поведенческом, культурном, социальном, ситуационном. Однако эмоции играют более значимую роль, чем психофизиологическое явление. Проблема эмоций вызывает большой интерес в политической, социологической и психологической науках. Начиная с античности и заканчивая современным обществом, исследователи пытались выделить эмоции, формирующие и движущие социально-политические процессы.

Эмоции, как позитивные, так и негативные, способствуют социальной солидарности и одновременно социальным изменениям (например, росту патриотизма или национальной ненависти). При этом исследователи обычно интересуются несколькими аспектами эмоций, которые релевантны одному или нескольким из перечисленных уровней, поэтому и возникают разные дефиниции. Эмоции приобретают особое значение в постконфликтных обществах и имеют непосредственное влияние на политические процессы и ход институциональных реформ [1].

Практически любые эпизоды политики, сопровожда-

ются эмоциональными переживаниями, как касающихся событий наций и народностей в войнах, революциях, природных катаклизмах; так и эмоциональным схваткам в парламентских дебатах, переговорах враждующих сторон, встречах депутатов с избирателями и т.д.

Анализируя влияние эмоций на политическое поведение, М. Урнов пишет, что «влияние эмоциональных факторов на политическую жизнь существенным образом зависит от уровня институционализации политического процесса: то есть в обществах с низким уровнем институционализации, влияние эмоциональных факторов на политику намного сильнее, чем в обществах ста-бильных»[2].

Прибегая к оценочной и эмоционально-окрашенной риторике, политические лидеры задают определенный тон, облегчая интерпретацию определенных событий, участвуют в процессе целеполагания и принятие политических решений, выработку поведения в сложившейся ситуации, в целом обеспечивая готовность акторов действовать.

На сегодняшний момент анализ эмоционального состояния групп, обществ, населения стало главной проблемой для международных разработчиков социальной политики.

Ключевой темой современной эмоциональности является поощрение чувство достоинства, национальной идентичности, чтобы противостоять чувствам отчуждения и деморализации. В связи с этим возникает необходимость теоретически обобщить представления о некоторых эмоциях в политическом дискурсе.

Нагорных Олег Владимирович ЭМОЦИИ В ПОЛИТИКЕ ...

При анализе роли эмоций в политической сфере возникает необходимость в установлении соотношения и взаимосвязи между категориями «эмоции» и «чувства», поскольку иной раз эти категории рассматриваются как взаимозаменяемые и синонимичные.

В данной статье мы будем исходить из того, что соотношение между этими категориями должно быть установлено на основе параметра «видовое / родовое» [3, с. 79].

Поскольку «чувства являются подклассом эмоциональных процессов, и их особенностью является выраженный характер как результат обобщения эмоций (чувство любви к родине, человеку, ненависти к врагу)» [4, с.29].

Эмоции являются внешними, наблюдаемыми проявлениями чувств, которые часто имеют скрытый характер. Чувства же - это сущность, являющаяся в форме эмоций. Именно через эмоции чувства становятся видимыми, превращаясь из сугубо личного переживания в социальный факт. В научной литературе это явление нередко определяют с помощью категории «чувственного дисплея» [5, с. 125].

Согласно А. Хохшильд, в каждом специфическом контексте действий существуют два основных типа норм: правила чувствования (feeling rules) и правила выражения чувств (display rules). Первый тип определяет, какие эмоции и с какой интенсивностью следует переживать и чувствовать в данной ситуации, должны ли они быть негативными либо позитивными и какова должна быть их длительность. Вторые правила предписывают, когда и как нужно выражать эмоции. В глубинном процессе действия индивид работает над чувствами для того, чтобы реально испытывать ожидаемые эмоции (deep acting) [6].

В результате автор приходит к выводу, что эти два набора правил отражают эмоциональную культуру и эмоциональные идеологии обществ.

Формирование целей статьи. Выделить роль эмоций в политической сфере. Попытаться рассмотреть исторические подходы в исследовании влияния эмоций на политические процессы в политической науке. Выделить роль эмоций в политической сфере.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Влияние эмоционального содержания в политике всегда находилась в центре внимания философов. Так, мыслители Античности и Средневековья - Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Макиавелли, Спиноза, Гоббс и др. - рассматривали эмоции через призму исторической и культурной эволюции человека в аспекте изменения общественно-политической ситуации под влиянием властных и имущественных отношений.

В Новое и Новейшее время в трудах исследователей изучение эмоционального фактора в политике получает новый импульс.

Так, А. Грамши вводит понятие «политическая страсть», тем самым подразумевая, что политика это не только экономика, но и «такие чувства и устремления, в накаленной атмосфере которых самый расчет человеческой жизни подчиняется законам, которые отличаются от законов, обеспечивающих выгоду индивидууму» [7, с. 120]; А. де Токвиль связывает политические процессы с эмоциями, но при этом отмечает, что страсти выплывают наружу, только если задеты материальные интересы».

При исследовании американских демократических порядков исследователь выделяет роль таких эмоций как гнев, чувство вины, стыда, презрение, и др. [8], Л. Н. Кибардина в работе «Анализ харизматического лидерства в социологии Макса Вебера» отмечает такое явление как «эмоциональная общность», которую образуют лидер и его ближайшие сторонники с целью создания

«харизматического господствующего союза» [9, с. 35]; Б. Андерсон задается вопросом об историческом развитии наций, при этом исследователь акцентирует внимание не только на механизмах и причинах их изменения, но и «какими путями изменялись во времени их смыслы и почему сегодня они обладают такой глубокой эмоциональной легитимностью» [10, с. 27].

Двадцатое столетие стало эпохой революционного прорыва в развитии политических наук. К изучению роли эмоций в политике в 1930-е гг. призывали Л. Февр и Н. Элиас. В частности, активно начинает внедряться бихевиористский подход, разработанный Г. Госнеллом, Г. Лассуэллом, Г. Мерриамом. Данный подход сводится к изучению поведения индивида как части политической системы. Благодаря этому подходу в политической науке стали появляться такие понятия как «убеждения», «поведение электората», «установка». Тем не менее, представители этого направления не уделяли особого внимания эмоциям.

В период постмодернизма в рамках плюралистической теоретической среды эмоциональный компонент начинает охватывать почти все дисциплины социо-гума-нитарных наук. Это стало возможным благодаря лингвистическому и психологическому подходам, явившимися постмодернистским вызовом социо-гуманитарным наукам, которые в большей степени функционировали в рамках структурно-функциональной парадигмы. Таким образом, перед аналитиками политических явлений возникла дилемма выбора метода исследования политических процессов: либо рациональный выбор, согласно которому, люди и человечество будут продвигаться в лучший мир, если они будут полагаться на разум и интересы; либо политический культурный подход, основанный на «поведенческой революции» [11], предполагающий, что люди участвуют в политике в разных модальностях посредством взаимодействия когнитивных, аффективных и оценочных предрасположенностей. Однако как показало дальнейшее развитие политической науки, сторонники «рационалистического» подхода постепенно интегрировали эмоции в свои исследования. Например, Дж. Элстер отмечает, что при эмоциональном восприятии различных социально-политических явлений возможна их субъективная трактовка, обусловленная принятием желаемого за действительное. В сфере социального взаимодействия именно эмоции оказывают значительное влияние на поведение, убеждения, ментальные установки и моральные устои индивида [12, с. 85].

На рубеже 20-21 вв. о роли эмоций в политике посвящены работы Э. Канетти, Г. Лебона, К. Хорни, Дж. Брюэра, Д. Фассин, А. Хохшильд, М. Нуссбаума, Э. Фрома и др. Современные исследования влияния эмоций в политике основываются на результатах изучения взаимодействия сознательных и бессознательных реакций при формировании политических отношений и политических суждений. Они способствуют прогнозированию реакции граждан в ходе избирательных кампаний, снижению политической напряженности, принятии политических решений и т.д.

Например, Дж. Куклински уделяет большое внимание тому, как эмоции влияют на индивида при обработке информации, выстраивании суждений и выводов о политике [13].

По мнению же Д. О. Сирас, каждый индивид может быть вовлечен в сферу политики через эмоциональное восприятие повседневной реальности. В данном контексте следует отметить, что сфера политики становится символической, то есть у каждого политического действия появляется смысловая нагрузка и соответствующая трактовка, которая будет сопряжена с предшествующим эмоциональным опытом человека. В этом случае восприятие политики опирается на стереотипы и связанные с ними эмоциональные отклики [14].

Р. Джервис в своем исследовании доказывает, что ожидания формирующиеся от процессов или результа-

тов политической деятельности являются скорее продуктом разума; то ценности же формируются под влиянием эмоциональной сферы [15].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Большинство исследователей в области психологии и политической психологии сходятся во мнении, что эмоции состоят из оценки внутренних или внешних стимулов; физиологических изменений, приводящих к готовности к действию; лицевых, голосовых и лингвистических выражений; сознательного субъективного чувства; а также адаптационной функции к окружающей среде [16].

Социологи же, исследующие тему эмоций в общественных отношениях, выявляют социально-культурные условия, которые ведут к возникновению разных эмоций, стремятся обосновывать их проявления [17].

Очевидно, что каждый из этих компонентов включает в себя огромное разнообразие измерений и элементов таких, как характер оценки, связь между эмоциями и мотивацией, мотивацией и действием, прямое и косвенное воздействие эмоций на политические суждения и т. д. Кроме того, нередко социологи и политологи рассматривают «эмоции», «ощущения», «чувства» как взаимозаменяемые дефиниции.

В современной литературе обычно выделяют две основные особенности политических эмоций: во-первых, считается, что некоторые политические эмоции не обязательно должны сознательно ощущаться. Как показал Т. Шефф, сознательный гнев против политического противника может быть симптомом подавленного стыда, а чувство ответственности подавленным чувством вины [18]; во-вторых, традиционно отмечается, что политические эмоции имеют как ситуативный, так и долговременный характер, сопровождая политические институты и практики, формируя общественную культуру. В качестве длительных эмоциональных состояний политические эмоции де Ривера называет «эмоциональным климатом». Под этим термином понимается длительный и стабильный опыт, у которого нет определенного предмета; это формы притяжения и отталкивания, которые способствуют коллективной солидарности и/или враждебности [19].

В политической науке на современном этапе в качестве не до конца осознанных политических эмоций обычно выделяют страх и надежду, стыда и вины, обиду и цинизм.

Исследовательская группа политологов и социологов из университета г. Шефилда и Междисциплинарного центра Герцлия из Израиля, возглавляемая специалистом в области социальной психологии и социальной философии Смадар Кохен-Чен исследовала влияние эмоций на восприятие индивидов в условиях долгосрочного конфликта (более 25 лет) между Израилем и Палестинской автономией. Данные исследования в области политической психологии подтверждают, что «эмоции влияют на общественное мнение по вопросам переговоров и компромиссов, а также увеличивают или уменьшают осознание рисков при разрешении конфликтов» [20].

Авторы отмечают, что эмоции зависят от конкретной ситуации, но так же на них влияют ментальные установки, долгосрочное межкультурное взаимодействие, общие и индивидуальные переживания индивидов. Когда речь идет о политическом контексте, эти долгосрочные диспозиции воплощены в терминах политической идеологии.

Социологическое исследование доказало, что эмоции играют важную роль в объяснении взаимосвязи между идеологией и принятием решений в свете политических событий.

В данном исследовании авторы предложили гипотезу, согласно которой, «в контексте неразрешимых конфликтов дискретные эмоциональные процессы (а не просто позитивно-негативные последствия) играют важ-

ную роль в том, как люди обрабатывают новую информацию о возможностях мира».

Как отмечают авторы, эмоции надежды и страха имеют различное влияние на восприятие информации о конфликте. Результаты исследования показывают, что, несмотря на то, что эмоции надежды и страха не оказывают влияние на количество информации, которое индивиды желают получить, они по-разному влияют на то, какую именно информацию индивиды воспринимают из общего потока.

Так, эмоции надежды подталкивают индивида воспринимать информацию о высокой вероятности заключение мирного договора, тогда как эмоции страха стимулируют восприятие информации о невозможности прекращения конфликта, усиливают внутригрупповые отношения, склонность к риску политических тенденций, подавление творческих идей и возражение против межгрупповых переговоров [20].

Х. Льюис рассматривала чувства стыда и чувства вины с позиций психоанализа. Она полагает, что психотерапевты часто ошибочно принимают чувство стыда за чувство вины. Чувство стыда и чувство вины обостряют индивидуальное самосознание, они возникают в тех случаях, когда люди нарушают моральные правила или им не удается действовать согласно таким правилам. Х Льюис выделяет существенные различия между этими эмоциями. Стыд направлен на Я (self object) индивида; оборачиваясь зависимостью индивидуальных оценок от оценки других людей и мотивируя стремление спрятаться или напасть. Стыд является болезненным переживанием, и увеличивает вероятность активизации психологических защитных механизмов. В результате действия последних чувство стыда может трансформироваться в гнев, направленный на других и привносящий ощущение контроля над ситуацией. Некоторые авторы связывают чувство стыда с усилением нарциссизма, который также может выступать защитным механизмом и блокировать возникновение симпатии и эмпатии [21].

По Т. Шеффу и С. Рецингер стыд - это «эмоциональный аспект нарушения контакта между людьми». В отличие от стыда, чувство вины направлено на осознание индивидом своих поступков, которые связаны с нарушением моральных кодов культуры, т.е. индивид негативно оценивает свой поступок, а не свое Я в целом. В результате чувство вины, как правило, не является слишком болезненным, оно ведет к другим эмоциям -раскаянию и сожалению, мотивируя признание проступка, просьбу о прощении и попытки восстановить status quo. Более того, чувство вины увеличивает вероятность того, что индивид впредь будет согласовывать свое поведение с действиями других и вступать в кооперацию с ними [22].

Категория эмоции обиды получила развития в трудах Р. Петерсена и М. Шеллера. Объясняя этническое насилие в восточноевропейских странах в течение двадцатого столетия, Р. Петерсен развивает основанную на эмоциях теорию конфликта и использует «обиду», как «инструментальную» эмоцию, которая облегчает индивидуальные действия для удовлетворения определенного желания или беспокойства. По мнению исследователя, обида действует либо как увековечивающий фактор групповой вражды, либо как катализатор насилия [23].

На личностном же уровне, по мнению М. Шелера, обиженный человек не способен противостоять социальному давлению, так как не обладает необходимыми психологическими ресурсами. Это может быть связано с чувством обиды за свой низкий социальный статус, при этом человек демонстрирует мстительность по отношению к окружающим. Сначала этот человек восхищается богатым, успешным, образованным, знаменитым индивидом. При невозможности достижения определенных материальных благ или личных качеств, присущих объекту восхищения, появляется чувство острой социальной несправедливости, связанное с неравномерным

Нагорных Олег Владимирович ЭМОЦИИ В ПОЛИТИКЕ ...

распределением благ [24].

В результате этот человек начинает постепенно недооценивать то, чем он когда-то восхищался. В психоаналитических терминах это называется защитный механизм против давления.

Проявление эмоции цинизма в политической сфере вызвано кризисами легитимности политической власти, выражающимися в абсентеизме, нестабильности избирательного поведения, неудовлетворенности политикой, политической апатии, гражданским неповиновением, уменьшением гражданской активности. Обычно политический цинизм понимается как неверие в искренность, честность или доброту политических властей, политических групп, политических институтов или даже всей политической системы со стороны граждан, что способствует уменьшению их политической активности. Однако политический цинизм так же проявляется в отношении власти к населению.

Например, А. Миллер сделал определенный вывод на основании исследований Исследовательского центра Мичиганского университета, в рамках которого проводилось анкетирование, касающееся государственной политики расовых отношений, внешней политики и ряда внутренних проблем в США. Цель исследования заключалась в выявлении отношения политической эффективности власти к ее противоположному полюсу - политическому цинизму. В результате А. Миллер приходит к выводу, что политический цинизм возникает из-за проводимой в стране политики и невозможности удовлетворения всех потребностей населения, а так же неэффективного решения современных проблем [25].

По нашему мнению, такая политика способствует поляризации общества, в котором часть людей стремится к социальным изменениям, а большая группа боится перемен.

В итоге, данная ситуация способствует снижению политического доверия, создает параноидальную подозрительность к политикам и процессам принятия решения, возникновению интенсивного политического конфликта и проявления внеправового поведения.

Данные процессы сопровождаются эмоциональными переживаниями в виде меланхолии, пессимизма, скрытого отчаяние, иронии, жалости к себе, безнадежности, скептицизма, сарказма, недобросовестности и нигилизма.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, отметим, что в российской политической науке феномен эмоций и их влияние на политические процессы изучены недостаточно.

По-прежнему отечественные исследователи при анализе влияния эмоций на политику опираются на результаты научных разработок западных ученых. Эмоции относятся к категории широко используемых как политологами, так и психологами, социологами и др. Несмотря на разнообразие подходов в определении сущности и характеристик данной категории, необходимо отметить, что среди исследователей нет единого мнения относительно ее определения.

Поэтому при дальнейших разработках данной проблематики нам представляется, что эмоции (в политической сфере) можно определить как совокупность сознательных и бессознательных реакций субъектов и объектов политической деятельности на внешние и внутренние изменения политической среды, в отношении господства, подчинения, руководства и распределения ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Long W.J., Brecke P. War and Reconciliation: Reason and Emotion in Conflict Resolution. Cambridge, MA: The MIT Press. 2003. 247 p.

2. Урнов М. Ю. Эмоции в политическом поведении. - М.: Аспект-Пресс, 2008. С. 6.

3. Пешкова (Зотова) А. Б. К вопросу о соотноше-

нии понятий «эмоция» и «чувство» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 12. С. 79-82.

4. Ильин В.И. «Чувства» и «эмоции» как социологические категории // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2016. Вып. 4. С. 28-40

5. Ashforth B., Humphrey R. Emotion in the workplace: A reappraisal // Human Relations. 1995. Vol. 48. P. 97-125

6. Симонова О. А. Социологическое исследование эмоций в современной американской социологии: концептуальные проблемы. Социологический ежегодник. 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.sociolog.net/Ezhegodnik_2009.pdf (дата обращения 25.08.2018).

7. Грамши А., Лукач Д. Наука политики. Как управлять народом. М.: Алгоритм, 2017. 336 с.

8. Токвиль. А. Демократия в Америке. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.civisbook.ru/ files/File/Tokville_Democracy_1.pdf (дата обращения 11.07.2018).

9. Кибардина Л.Н. Анализ харизматического лидерства в социологии Макса Вебера. Омский научный вестник. 2008. № 2 (66). С.34-38.

10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 288 с.

11. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6. С. 175-183.

12. Эльстер Ю. Объяснение социального поведения: еще раз об основах социальных наук. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высш. шк. экономики, 2011. 470 с.

13. Kuklinski, J. Citizens and Politics: Perspectives from Political Psychology. Cambridge. Cambridge University Press, 2001. 520 p.

14. Seras D.O. The Role of Affect in symbolic politics // Citizens and Politics: Perspectives from Political Psychology. Cambridge, Cambridge University Press. 2008. P. 14-40.

15. Jervis R. How Statesmen Think. The Psychology of International Politics. Princeton University Press. 2017.285 p.

16. Scherer K. R. Emotion theories and concepts (psychological perspectives). In Oxford companion to emotion and the affective sciences (eds D. Sander & K. R. Scherer). Oxford University Press. 2009. P. 145-149.

17. Turner J., Stets J. The Sociology of Emotions. New York, Cambridge University Press. 2005. 368 p.

18. Scheff T. J. Bloody Revenge: Emotions, Nationalism and War. Boulder: Westview Press. 1994. 162. p.

19. Rivera de J. Emotional Climate: Social Structure and Emotional Dynamics. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/288262904_Emotional_climate_Social_ structure_and_emotional_dynamics (дата обращения: 14.07.2018).

20. Cohen-Chen S. The differential Effects of Hope and Fear Information Processing in Intractable Conflict. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://jspp. psychopen.eu/article/view/230/pdf (дата обращения 10.07.2018).

21. Рехард Э, Иконен П.П. Происхождение стыда и его проявления. Журнал Практической Психологии и Психоанализа. 2009. № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psyjournal.ru/articles/proishozhdenie-styda-i-ego-proyavleniya (дата обращения 20.08.2018).

22. Scheff T.J., Retzinger S.M. Emotions and violence: Shame and rage in destructive conflicts. Leington (MA): Lexington books. 1991.

23. Petersen R. D. Understanding Ethnic Violence: Fear, Hatred, and Resentment in Twentieth-Century Eastern Europe. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.cambridge.org/core/books/understanding-ethnic-vio-lence/D41 C65F6699289EEAA468C6198FA5652 (дата обращения: 05.07.2018).

24. Шелер М. Материальная этика ценностей // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

25. Miller A. H. Political issues and trust in government: 1964-1970. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://web.stanford.edu/class/polisci92n/readings/oct30.1. miller.jstor.pdf (дата обращения 18.07.2018).

Статья поступила в редакцию 06.08.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.