Научная статья на тему 'Эмоции как результат и как управленческий ресурс социализации'

Эмоции как результат и как управленческий ресурс социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1789
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЭТАЛОНЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЯРЛЫКИ / КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / EMOTION / MANAGEMENT / CONTROL OF EMOTIONS / SOCIALIZATION / EMOTIONAL STANDARDS / LINGUISTIC EMOTIONAL LABELS / CONTEXTUAL EMOTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Марина Юрьевна

В статье эмоции рассматриваются в качестве управленческого ресурса, позволяющего воздействовать на поведение других людей. Раскрываются особенности социализации эмоций: эмоциональные эталоны, лингвистические ярлыки, гендерные аспекты, условия формирования эмоционального опыта. Представлена авторская концепция структурации эмоций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotions as a management resource: aspects of socialization

This article discusses emotions as a management resource that might influence human behaviour. Aspects of socialization of emotions are identified as emotional standards, linguistic labels, gender differences, emotional experience, etc. The author proposes a concept of structuration of emotions.

Текст научной работы на тему «Эмоции как результат и как управленческий ресурс социализации»

М. Ю. Горбунова

ЭМОЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ

И КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ

Эмоции всегда представлены в социальных интеракциях индивида, поскольку включают восприятие и оценку ситуации с точки зрения вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций). Большой вклад в исследование эмоциональных явлений внесла психологическая наука. Однако интерпретировать эмоцию только как рефлекторную психофизиологическую реакцию организма — значит сужать спектр исследования эмоциональных явлений. Современные научные работы демонстрируют включенность эмоций в социальные процессы, что позволяет говорить о необходимости их исследования в рамках социологии.

Люди в процессе социального конструирования реальности постоянно испытывают эмоции. На всех этапах возрастного развития не только приобретается и обогащается эмоциональный опыт, но и формируются навыки управления эмоциями. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных научных работ показал, что эмоции являются управленческим ресурсом, который используется как на микроуровне, где человек в повседневных интеракциях посредством эмоций управляет своим поведением и воздействует на поведение других людей, так и на макроуровне, когда эмоции выступают в качестве средства манипуляции общественным сознанием. Большую роль в становлении и развитии эмоционального ресурса играет социализация.

В процессе социализации человек вырабатывает эмоциональные отношения к различным социокультурным нормам и ценностям, и эти отношения направляют социализацию в определенное русло, в результате человек принимает одни элементы социума и отвергает другие. Данный процесс наиболее ярко можно проиллюстрировать на примере политической борьбы между партиями за электорат. Как правило, обращения к избирателям мало апеллируют к рациональным и когнитивным аспектам сознания, напротив, они очень эмоциональны и направлены на формирование эмоциональных шаблонов в форме противопоставлений «хороший — плохой», «свой — чужой», «мы — они». В результате происходит эмоциональная идентификация со «своей» группой (партией) и возникает агрессия (или другие отрицательные эмоции) по отношению к чужой, что находит выражение в конкретных действиях индивида и группы в целом. Следовательно, эмоции выступают в качестве механизма, который наряду с когнитивными процессами управляет социальными действиями.

Понятие «эмоция» наиболее плодотворно исследовалось в рамках психологической науки, где каждая значительная теоретическая школа разработала свою собственную концепцию формирования и развития эмоциональных состояний. Однако необходимо отметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоций неоднозначно, так до сих пор нет согласия в определении данного понятия. В своей книге «Эмоции и чувства» Е. П. Ильин обстоятельно анализирует существующие определения эмоций и делает вывод о том, что «чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо» [10, с. 33]. Чаще всего эмоции определяются как состояния, связанные с оценкой значимости для индивида

© М. Ю. Горбунова, 2010

действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.

В. Вилюнас указывает, что эмоция — особое переживание субъектом отдельных характеристик образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе достижения, а в конечном счете к целенаправленной внешней деятельности [7, с. 85]. Многообразие эмоциональных явлений, вариативность их проявления создают трудности не только при их определении, но и при классификации. В данной статье предложен подход, разделяющий эмоции по степени их осознанности и возможностей управления социальными действиями.

Кроме того, термины «эмоция», «чувство», «аффект» часто используются как взаимозаменяемые. Главное отличие между эмоциями и чувствами состоит в том, что эмоции возникают в данный момент времени и носят ситуативно-оценочный характер, а чувства более устойчивы и длительны. Аффект представляет собой сильно выраженную эмоцию при снижении контроля со стороны сознания. «Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект» [10, с. 58].

Эмоции всегда направлены на объекты внешнего мира. Феноменологически это проявляется в предметности эмоций, в структуре которых традиционно выделяются два элемента — эмоциональное отношение и предмет, которому это отношение адресуется. Эмоциональное отношение человека к определенным предметам, нормам, ценностям, принятым в данном обществе, возникает опосредованно, в процессе общения с другими людьми, которые и передают символическое значение эмоциональных эталонов. Подчеркивая важность социализации в развитии эмоциональной сферы, Т. Д. Марцинковская отмечает: «Эмоциональные эталоны содержат определенные культурные знания, моральные и оценочные категории, стереотипы, адекватное эмоциональное отношение к которым оптимизирует процесс социализации. При этом сначала данные знания являются нейтральными для ребенка (так же как и для взрослого, входящего в новый социум), постепенно приобретая эмоциональную насыщенность. Такие эмоции вскрывают для людей смысл, который передается окружающему той социальной или национальной группой, в которую он входит» [12]. Важная особенность эмоций состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться в процессе взаимодействия. Благодаря продуктам культуры формируется общий эмоциональный язык, общий опыт эмоциональных переживаний, который гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека.

В процессе социализации окружающие предметы нагружаются соответствующими смыслами и определенными эмоциональными коннотациями. Так, руководствуясь социокультурными нормами, привитыми современной цивилизацией, человек почувствует по крайней мере радость, если он найдет денежные купюры. В то время как представитель традиционного общества, никогда не видевший денег, будет испытывать удивление, интерес или равнодушие при виде этих бумажек.

Движущая сила развития эмоций в онтогенезе — общение со взрослыми, в первую очередь с матерью. А. Ш. Тхостов и И. Г. Колымба по этому поводу пишут: «Подобно тому, как мать наполняет смыслом и означивает витальные потребности (ты хочешь есть, пить, тебе холодно и т. д.) и телесные функции ребенка, она же опознает и называет (означивает) мимические, двигательные, физиологические признаки состояния ребенка в терминах эмоций — удовольствия, неудовольствия, радости, печали: ты сердишься, радуешься, волнуешься, расстроен и т. д. Сомато-вегетативные проявления

физиологического состояния — покраснение, побледнение, напряжение, расслабление и пр. — означиваются в категориях эмоциональных переживаний, превращаясь в их знак и дополняя натуральное, организмическое значение символическим. Такое «удвоение» ведет не только к формированию широкого круга дифференцированных эмоций, но и к «перестройке» функций организма (в частности, физиологических проявлений эмоций), которые из естественных и непроизвольных становятся социальными и управляемыми» [14]. Благодаря употреблению взрослыми лингвистических эмоциональных ярлыков, ребенок обучается распознавать, называть свои эмоции и управлять ими, и в итоге природная аффективность приобретает социокультурную форму.

Социализация эмоций тесно взаимосвязана с гендерной социализацией, в результате которой усваиваются полодефференцированные нормы эмоционально окрашенного поведения. Т. Шефф указывает, что женщины являются более зависимыми и при переживании стыда склонны не скрывать его, в то время как мужчины усваивают независимую модель поведения и, переживая стыд, будут его скрывать [3, р. 281-304]. Э. Гидденс, анализируя теории полового развития, указывает, что такая черта характера, как мужественность, складывается в результате разрыва тесных эмоциональных уз, связывающих ребенка с матерью, что приводит к возникновению «мужской неэмо-циональности» — затруднений, которые мужчины испытывают, проявляя свои чувства перед другими [8, с. 164].

Привлекая материалы зарубежных исследований, Г. М. Бреслав проводит обстоятельный анализ эмоций как элемента полоролевого поведения и рассматривает социализацию половых различий в выражении эмоций. Он отмечает, что в современном обществе сохраняются полодифференцированные нормы социальной перцепции, понимания, переживания и выражения эмоций. Так, выражение эмоциональных явлений у мальчиков в большей степени ограничивается, а у девочек в большей степени облегчается. Часто при этом подчеркиваются различия и противопоставляются половые нормы экспрессии («Не реви, как девчонка») [6, с. 390-432]. Таким образом, люди в процессе социализации осваивают эмоциональные нормы и правила выражения чувств, что позволяет им управлять своим поведением, компетентно проявляя адекватные эмоции в ситуациях взаимодействия с учетом их социального статуса, пола и возраста.

Эмоции не только социализируются, но и выступают в качестве управленческого ресурса, воздействующего на процесс социализации. Так, П. Бергер и Т. Лукман пишут, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение. Обстоятельства, в которых она происходит, сопряжены с большой эмоциональной нагрузкой. И есть достаточные основания считать, что без такой эмоциональной привязанности к значимым другим процесс обучения был бы весьма затруднителен, если вообще возможен. Ребенок идентифицирует себя со значимыми другими тем или иным эмоциональным способом [4, с. 80]. Следовательно, с одной стороны, в процессе социализации перед ребенком раскрывается все богатство эмоциональных переживаний, а с другой, усвоенный новый эмоциональный опыт воздействует на процесс социализации, делая его более эффективным.

Э. Гидденс при рассмотрении особенностей социализации также обращает внимание на эмоциональные аспекты детского развития и отмечает, что для благополучия ребенка важно наличие ранних устойчивых эмоциональных привязанностей. «Поскольку семья и родственные отношения являются неотъемлемой частью жизни любого человека, то семейная жизнь, в свою очередь, полностью определяет эмоциональный опыт человека. Семейные отношения — между женой и мужем, родителями и детьми, братьями и сестрами, или между дальними родственниками — могут быть теплыми и удовлетвори-

тельными во всех отношениях. Но также они могут быть наполнены самыми острыми разногласиями и проблемами, доводящими людей до отчаяния, глубочайшего чувства тревоги и вины» [8, с. 383].

По мнению Дж. Тернера и Дж. Стетса, решающую роль в познании эмоций детьми играют последовательность, ограничение и разнообразие [2], которые могут быть рассмотрены в качестве условий формирования эмоционального опыта. Дети не сразу узнают обо всех эмоциональных переживаниях и испытывают их. Процесс освоения эмоций растянут во времени, и дети последовательно приобретают эмоциональный опыт. Последовательность часто зависит от эмоциональной культуры общества, и эта культура определяет, какие эмоции являются соответствующими для детей различных возрастов.

Ограничение связано с усвоением ребенком эмоционального континуума, так как понимание ребенком эмоций ограничено возможностями наблюдения экспрессии взрослых, а именно за тем, какие эмоциональные переживания агенты социализации демонстрируют, а какие подавляют. Если взрослые скрывают выражение эмоции, например родители не проявляют гнев в присутствии детей, то дети, возможно, не имеют полного понимания значений, условий и эмоциональных норм относительно выражения гнева. Кроме того, ограничение становится частью детской концепции эмоций.

Разнообразие зависит от наличия у ребенка контактов с различными агентами социализации (например, родители, воспитатели, родные братья и сестры), которые предлагают различные пути для понимания эмоций. Чем больше контактов имеет ребенок, тем богаче его эмоциональный опыт.

Разнообразие определяет возможности использования эмоций в качестве ресурса, управляющего интеракциями, поскольку от него зависит умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров. В. В. Бойко называет это условие гуманистическим опытом. «Личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, т. е. опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров» [5, с. 171]. Учитывая, что опыт человека обогащается на протяжении всей жизни, то и в процессе вторичной социализации формирование эмоционального опыта продолжается, хотя и не так интенсивно. П. Бергер и Т. Лукман указывают, что социализация в более взрослой жизни обычно начинается для того, чтобы справиться с эмоциональными воспоминаниями детства, с целью радикальной трансформации субъективной реальности индивида [4, с. 86].

Существенные изменения эмоционального опыта сопутствуют процессам ресоциализации и адаптации в новой социальной группе и новой социально-культурной среде, причем эмоции выступают как важный управленческий ресурс, который способствует этим процессам. Так, Г. Г. Шпет писал, что процесс отнесения себя к данному этносу или социальной группе определяют не объективные связи и знания, а субъективные переживания человека. Для человека не достаточно освоения нового языка, культуры или норм поведения, так как для полной идентификации себя с новым социумом необходимо эмоциональное принятие тех объективных элементов, которые составляют содержание общественного сознания. В противном случае человек остается маргиналом, который, отойдя от одной социальной группы, не стал и членом другой. В своей работе Шпет приходит к важному выводу, что одним из главных компонентов ментальности является общность эмоциональных переживаний, отношений данного народа к определенным историческим и социальным объектам [15]. Такая общность эмоциональных

переживаний и отношений находит свое выражение в социальном настроении и в тех чувствах, которые преобладают в обществе, большая часть которых конструируется СМИ. Исследования российских и зарубежных социологов последних лет показывают, что преобладание в обществе тех или иных чувств зависит как от социальных трансформаций, так и от половозрастной и стратификационной принадлежности [11; 13].

Б. И. Додонов, рассматривая функции эмоций, указывал на многоуровневость эмоциональной сферы, говоря о «многоэтажности» эмоциональных процессов у человека [9, с. 40]. Учитывая многообразие эмоциональных явлений, мне представляется целесообразным при их анализе применять концепцию структурации эмоций, основным положением которой является утверждение, что в эмоциональной сфере человека можно выделить несколько уровней, формирующихся в процессе социализации и различающихся степенью их осознанности и возможностями управления социальными действиями.

Первый уровень занимают бессознательные эмоциональные переживания, которые представляют собой врожденную эмоциональность. Этот уровень является базовым для развития других уровней и включает простейшие эмоциональные процессы, проявляющиеся в органических, двигательных и сенсорных изменениях.

Второй уровень охватывает эмоции, характеризующиеся рефлекторностью реакций, они могут быть отнесены к психическим эмоциональным состояниям, которые выражаются в качестве переживания человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо. Они осознанны, но слабо контролируемы. Эти эмоциональные реакции связаны с органическими потребностями и инстинктивными формами жизнедеятельности, характеризуя индивида как организм.

Третий уровень представлен эмоциональными явлениями, которые при сохранении связи с психофизическими механизмами выходят за узкие рамки одних лишь внутри-органических состояний. Они представлены с разной степенью осознанности, а следовательно, и контроля со стороны сознания, но в любом случае содержат социокультурный компонент. В данном случае эмоциональные процессы связаны не только с органическими, но и с духовными потребностями, установками личности и многообразными формами деятельности, характеризуя человека не только как организм, но и как личность, включенную в социальные отношения. Этой группе эмоциональных явлений присуща историчность, поскольку с изменением социальных отношений у людей изменяется и основа их эмоциональности.

Четвертый уровень охватывает эмоции с наибольшей степенью контроля, так называемые социальные эмоции. Контроль эмоций — это умение добровольно, без внутреннего напряжения находиться в том состоянии, которого требует обстановка. При этом не следует под контролем эмоций понимать подавление эмоций (т. е. сокрытие внешнего выражения переживаний) или самоконтроль, который проявляется в замене экспрессии переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции: например, внешне может проявляться спокойствие или радость, в то время как внутреннее состояние крайне встревоженное. Обладание умением свободного и быстрого «вхождения» в создавшуюся ситуацию позволяет продуктивно включаться в происходящее или в какое-то действие и полностью концентрироваться на нем. Именно такое умение включать в процесс «всего себя без остатка» лежит в основе «контроля эмоций».

В наиболее ярком своем выражении социальные эмоции представляют собой социальную маску, которая принята в том или ином социуме. Эта маска человеку позволяет выразить конкретное эмоциональное состояние, соответствующее контексту, и минимизировать проявление базисных (психологических) эмоций, если они не конгруэнт-

ны социальной ситуации. Примером может служить концепция эмоционального труда, разработанная А. Хохшильд [1]. В целом эмоциональный труд может быть определен как процесс манипуляции человеком своими внутренними чувствами или поведением, чтобы показать соответствующую эмоцию в ответ на организационные правила или профессиональные нормы.

Таким образом, проявление эмоций помещается в неком континууме, где на одном полюсе находятся неконтролируемые эмоции как психофизиологические адаптивные реакции (например, аффект), а на другом — эмоции как некая социокультурная норма (социальный конструкт), выраженная в предписании и ожидании от индивида контекстуальных эмоциональных реакций, которые я предлагаю называть контекстуальными эмоциями. Человек демонстрирует контекстуальные эмоции для других и в присутствии других людей, поскольку их основная функция состоит в управлении социальными действиями другого человека. Эти эмоции помогают актору добиваться удовлетворения своих потребностей через изменение в нужную сторону поведения других людей.

Вышеизложенный материал позволяет расширить трактовку термина «социальные эмоции» и понимать под ними не только эмоции, возникающие у человека по отношению к нормам, ценностям и правилам социума, но и социальные эмоциональные маски, которые представляют собой эмоциональные заготовки, соответствующие конкретной ситуации.

Подводя итог, отметим, что усваивая в процессе социализации лингвистические эмоциональные ярлыки, человек обучается распознавать, называть свои эмоции и управлять ими, и в результате врожденная эмоциональность приобретает социокультурную форму. Социокультурные правила проявления эмоций включают в себя не только лингвистические ярлыки (словарь чувств), эмоциональные эталоны, но и полодифференцированные нормы социальной перцепции, понимания, переживания и выражения эмоций. Благодаря возникновению у ребенка на ранних этапах развития стойкой эмоциональной привязанности к значимым другим облегчается процесс освоения им социокультурного опыта, тем самым эмоции делают процесс социализации более адаптивным, управляемым и эффективным.

Литература

1. Hochschild A. R. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley: University of California Press, 1983. 318 р.

2. Turner J. H., Stets J. E. The Sociology of Emotions. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 368 р.

3. Scheff Т Socialization of Emotions: Pride and Shame as Causal Agents // Research Agendas in Sociology of Emotions / Ed. by T. D. Kemper. New York, 1987.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323с.

5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.

6. Бреслав Г. М. Психология эмоций. 2-е изд. М.: Смысл, 2006. 544 с.

7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976. 378 с.

8. Гидденс Э. Социология / Под общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевич. М.: Едиториал УРСС, 1999. 704 с.

9. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 783с.

11. Левада Ю. А. От мнений к пониманию: Социологические очерки. 1993-2000. М.: Моск. школа полит. исслед., 2000.

12. Марцинковская Т. Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека. иИЬ: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/238/ (дата обращения: 17.10.2008).

13. Россия на новом переломе: страхи и тревоги / Под. ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. М.: Альфа-М, 2009.

14. Тхостов А. Ш., Колымба И. Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14: Психология. 1999. №2.

15. Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: Ин-т практ. психол., 1996. 492 с.

Статья поступила в редакцию 26 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.