Научная статья на тему 'Эмотивные каузативы: к вопросу о выделении'

Эмотивные каузативы: к вопросу о выделении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / SEMANTIC FIELD / КАУЗАТИВНЫЙ ГЛАГОЛ / CAUSATIVE VERB / ЭМОТИВНЫЙ КАУЗАТИВ / EMOTIVE CAUSATIVE / БАЗОВЫЕ ГЛАГОЛЫ / BASIC VERBS / ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / DEFINITIONAL ANALYSIS / CATEGORY OF CAUSATIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сюткина Надежда Павловна

В настоящей статье рассматриваются эмотивные каузативы немецкого языка, фиксирующие интерперсональное взаимодействие, в результате которого наблюдается модификация эмоционально-психического состояния объекта. Выделяются три группы данных глаголов: каузирующие отрицательное, положительное и нейтральное эмоциональное состояние у объекта каузации. На основе анализа синонимических корреляций предпринимается попытка построения семантического поля и выделения базовых эмотивных каузативов в немецком языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIVE CAUSATIVE VERBS: THE PROBLEM OF DEFINING

The article deals with German emotive causative verbs, expressing interpersonal relation interaction, the result of which is a change in the psychological and emotional state of a person who is an object of causation. The research is based on the semantic analysis of the three groups of verbs, those causing positive, negative and neutral emotions of the object of causation. On the basis of synonymous correlations we make an attempt of revealing the semantic fields of the basic emotive causative verbs in German.

Текст научной работы на тему «Эмотивные каузативы: к вопросу о выделении»

УДК 811.112.2' 1

Cюткина Надежда Павловна

Старший преподаватель кафедры лингводидактики,

Пермский государственный национальный исследовательский университет.

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15.

Тел.: 8 (342) 239-64-77, e-mail: info@psu.ru

ЭМОТИВНЫЕ КАУЗАТИВЫ: К ВОПРОСУ О ВЫДЕЛЕНИИ

В настоящей статье рассматриваются эмотивные каузативы немецкого языка, фиксирующие интерперсональное взаимодействие, в результате которого наблюдается модификация эмоционально-психического состояния объекта. Выделяются три группы данных глаголов: каузирующие отрицательное, положительное и нейтральное эмоциональное состояние у объекта каузации. На основе анализа синонимических корреляций предпринимается попытка построения семантического поля и выделения базовых эмотивных каузативов в немецком языке.

Ключевые слова: семантическое поле, каузативный глагол, эмотивный каузатив, базовые глаголы, дефиниционный анализ.

Введение

Эмоции являются важной частью человека и его деятельности, «все когнитивные процессы сопряжены с эмоциями» [Шаховский, 2009, с. 12]. Когнитивная функция эмоций проявляется в нескольких ролях: давать толчок к познанию, компенсировать недостаток знания, быть катализатором познавательного процесса [Шаховский, 2009, с. 6]. Эмоциями пронизана вся речь человека, поэтому познание человека как языковой личности невозможно представить без их изучения. Наше исследование посвящено эмотивным глаголам, а именно эмотивным каузативам, поскольку «структурное ядро класса глаголов эмоции составляют каузативы, которые обозначают не психическое состояние, а психическое воздействие» [Падучева, 2004, с. 276]. Каузативность представляет собой интерперсональное взаимодействие, в результате которого наблюдается модификация различных сфер антропонимического характера: физической, перцептивной, психической и информативной сфер. Эмоционально-модифицирующие глаголы содержат в своем семантическом потенциале значение модификации психического состояния. Выделяются каузативы, актуализирующие положительный эмоциональный, отрицательный эмоциональный тон и аксиологически нейтральное состояние [Шустова, Ошева, 2015, с. 128].

Основная часть

Значения слов в ментальном лексиконе хранятся не изолированно, а находятся в разнообразных отношениях с значениями других слов. Многие слова на основе этих значений можно разделить на определенные организационные единства - семантические поля [Schwarz, Chur, 2007, с. 60]. Понятие «поле» прочно вошло в лингвистику, полевой подход связан с лингвистической традицией, которая «как правило, обходилась без самого термина «поле», но замечала и разрабатывала многое из того, чем занимается теория поля» [Бондарко, 1972, с. 20]. Но, применяя принцип полевого подхода в грамматике, А.В. Бондарко предостерегает от того, чтобы применять термин «поле» ко всевозможным языковым явлениям без необходимых оснований. С его точки зрения, о поле целесообразно говорить лишь при всей полноте признаков, существенных для этого понятия, причем применительно именно к определенному типу группировок языковых фактов, а не к отдельным фактам, явлениям, единицам» [Бондарко, 1972, с. 27].

В качестве общего для разных наук признака в интерпретации термина поля А.В. Бондарко называет следующий: «Термин поле основан на метафоре, связанной с идеей пространства. В естественных и гуманитарных науках употребление этого термина означает, что речь идет о некоторой сфере взаимодействия элементов, объединенных общностью выделяемых признаков, наличием определенной структурной организации, включающей постепенные переходы и частичные пересечения [Бондарко, 2005, с. 13].

В.Г. Адмони выделяет в качестве главной характеристики полевой структуры полноту и максимальную интенсивность признаков в центре структуры и их разреженность и ослабление на периферии. Периферия обладает неравномерной насыщенностью своих секторов, она может формироваться и располагаться разными способами - она асимметрична [Адмони, 1964, с. 52].

Е.В. Гулыга и Е.И. Шендельс выделяют следующие характерные признаки поля:

1. Наличие инвентаря (набора) средств разных уровней, связанных между собой системными отношениями. Входя в состав поля, средства становятся конституентами поля.

2. Наличие общего значения, которое в той или иной степени присуще его конституентам.

3. Общее значение поля не едино, оно распадается минимум на два значения, которые могут быть противоположными или полярными. Каждое из этих значений образует микрополе.

4. Поле обладает неоднородной и, как правило, сложной структурой, которую можно представить в виде горизонтального и вертикального сечений [Гулыга, Шендельс, 1969, с. 10].

В современном языкознании семантическое поле определяется как совокупность языковых единиц, объединенных общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Семантическое поле характеризуется следующими основными свойствами:

1) наличием семантических отношений (корреляций) между составляющими его словами;

2) системных характером этих отношений;

3) взаимозависимостью и взаимоопределяемостью лексических единиц;

4) относительной автономностью поля;

5) непрерывностью обозначения его смыслового пространства;

6) взаимосвязью семантических полей в пределах всей лексической системы (всего словаря)

[Кобозева, 2000, с. 99].

В настоящей работе предпринимается попытка построения семантического поля и выделения базовых и небазовых эмотивных каузативов в немецком языке. Нами были рассмотрены три группы синонимических корреляций, каузирующих отрицательное, положительное и нейтральное эмоциональное состояние у объекта каузации.

Для определения базовых глаголов мы обратились к электронному ресурсу Leipzig Corpora Collection, который представляет собой проект Лейпцигского университета по корпусным исследованиям.

Одним из важных для нашего исследования параметров, предлагаемых данным проектом, является распределение лексем на классы по частотности. При этом у первого класса самая высокая частотность, далее, чем выше класс, тем ниже частотность, то есть у второго класса частотность будет ниже, чем у первого класса и т. д. Выделив группу синонимов, актуализирующих эмоциональную модификацию положительного тона, в качестве рабочего материала, руководствуясь критерием рекуррентности, были выбраны глаголы с классом частотности от 8 до 141. Данные глаголы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Каузативы положительного эмоционального тона. Данные корпуса Leipzig Corpora Collection

№ п/п Количество Ранг Класс частотности

1 Freuen 36.122 1.064 8

2 Genießen 15.447 2.587 10

3 Unterhalten 8.152 4.743 11

4 Begeistern 6.563 5.702 11

5 Erheben 5.686 6.453 11

6 Erfreuen 3.784 9.157 12

7 Uberraschen 3.255 10.480 12

8 Beleben 1.812 16.949 13

9 Anregen 1.793 17.070 13

10 Ablenken 1.591 18.793 13

11 Ermutigen 1.298 22.234 13

12 Amüsieren 816 32.047 14

13 Zerstreuen 622 39.216 14

14 Beflügeln 611 39.900 14

15 Vergnügen 608 39.900 14

16 Ermuntern 584 41.089 14

17 Beschenken 533 44.037 14

'В рамках данной работы не рассматривается рефлексивная каузативная ситуация

На следующем этапе нашей работы по исследованию каузативов положительной эмоциональной модификации немецкого языка была предпринята попытка оценить степень их синонимичности. Для анализа использовались следующие ресурсы: Duden-online, Synonym-Wörterbuch, Universalwörterbuch, dwds.de, Wörterbuch der Synonyme, Leipzig Corpora Collection. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Дефиниционный анализ базовых каузативов модификации положительного эмоционального тона

freuen genießen unterhalten begeistern erheben erfreuen überraschen beleben anregen Ablenken ermutigen amüsieren zerstreuen beflügeln vergnügen ermuntern beschenken Кол-во корр.

Freuen +++ + + + + ++ + 16

++++ +

Genießen ++ + ++ + +++ + 14

+++

Unterhalten + + ++ ++ ++ + 31

+++++ + ++++ +

++++ +++++

Begeistern ++ 18

++++ +

++++ + ++++

Erheben + + +++ + 6

Erfreuen +++ +++ + ++ ++ + ++ +++ 31

+++++ +++ + ++

Überraschen + + + + 4

Beleben + + +++ 11

++++ +

Anregen + + ++ + + + + 25

+++ +

++++ ++++

Ablenken + ++ + + + +++ 15

++++

Ermutigen ++ + + + +++ 19

++++ +

Amüsieren +++ + ++ + + 31

++++ ++

++++++ ++++ +++++

Zerstreuen + + + 22

++++ +

++++ +++ + +++

Beflügeln 20

++++ + ++++ + +

++++ +++

Vergnügen ++ ++ +++ +++ + ++ + + 28

+++++ + ++++ +

Ermuntern + + ++ ++ + ++ ++ +++ + 27

++++ ++ +++ ++

Beschenken + +

Данный разряд каузативов правомерно рассматривать как «семантическое поле», т. к. они представляют собой группу синонимических корреляций, единицы поля связаны отношениями взаимозависимости, с четко выраженной доминантой. В качестве доминанты (ядра) поля выступают глаголы erfreuen, unterhalten, amüsieren. К ядерной части можно отнести также лексемы anregen, ermuntern и vergnügen, так как они имеет достаточно высокую степень синонимичности в словарях. В зоне ближней периферии находятся глаголы freuen, ermutigen, zerstreuen, beflügeln, begeistern, в зоне дальней периферии - beleben, genießen и ablenken, и в зоне крайней периферии - beschenken, überraschen и erheben. Модель семантического поля представлена на схеме 1.

На следующем этапе были выделены базовые каузативы отрицательной модификации эмоционального состояния. На этапе работы с ресурсом Leipzig Corpora Collection были определены наиболее частотные лексемы данной группы. Поскольку среди данного вида эмотивных каузативов не

встретилось глаголов с частотностью выше 12 класса, то в качестве рекуррентных были выбраны лексемы с частотностью 12-15. Результаты представлены в таблице 3.

Схема 1. Семантическое поле каузативов модификации положительного эмоционального тона

Таблица 3

Каузативы отрицательного эмоционального тона (данные корпуса Leipzig Corpora Collection)

№ п/п Количество Ранг Класс частотности

1 Aufbringen 3.457 9.934 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Argern 2.949 11.569 12

3 Provozieren 2.218 14.315 12

4 Aufregen 1.463 20.155 13

5 Quälen 1.078 25.779 13

6 Erregen 940 28.736 14

7 Aufziehen 753 34.086 14

8 Reizen 704 35.801 14

9 Plagen 1.169 24.163 15

10 Belästigen 437 51.201 15

11 Auffahren 432 51.626 15

12 Verärgern 406 54.179 15

13 Empören 326 63.627 15

Далее была произведена попытка оценить степень синонимичности наиболее частотных, согласно данным Leipzig Corpora Collection, каузативов отрицательной модификации эмоционального тона. Результаты отражены в таблице 4.

Как следует из схемы 2, доминанту (ядро) поля составляют лексемы ärgern, aufbringen, aufregen, verärgern, имеющие самую высокую степень синонимичности. В зоне ближней периферии расположены каузативы erregen, reizen, empören, plagen. Зона дальней периферии включает глаголы provozieren, quälen, belästigen, aufziehen, в зоне крайней периферии находится глагол auffahren. Модель семантического поля базовых каузативов модификации отрицательного эмоционального тона представлена на схеме 2.

На третьем этапе исследования изучены глаголы, актуализирующие аксиологически нейтральное состояние. С помощью ресурса Leipzig Corpora Collection были определены наиболее частотные лексемы. Наибольший класс частотности среди этих глаголов 8 и 9, поэтому в качестве рекуррентных были выбраны лексемы с частотностью 8 - 13. Результаты представлены в таблице 4.

Далее на этапе работы со словарями была произведена оценка степени синонимичности наиболее частотных каузативов нейтральной модификации эмоционального тона. Результаты отражены в таблице 6.

Семантическое поле каузативов модификации нейтрального эмоционального тона состоит из 5 зон. В ядерной части находятся глаголы bewirken, hervorrufen, verursachen, wecken, erwecken, к доминантной зоне также относятся лексемы berühren, bewegen, auslösen, в зоне ближней периферии - schüren, bereiten,

schaffen, в зоне дальней периферии располагаются лексемы rühren und beeindrucken, а в зоне крайней периферии с наименьшей степенью синонимичности находятся глаголы anstecken и stimmen.

Таблица 4

Дефиниционный анализ базовых каузативов модификации _отрицательного эмоционального тона_

aufbringen ärgern provozieren aufregen quälen erregen aufziehen reizen plagen belästigen auffahren verärgern empören Кол-во корр.

+ +++ + + +++ ++ + 29

Aufbringen ++ + ++ ++

+++ +

Ärgern +++ +++ ++ 42

+ +++ ++ ++++ ++ ++ +++ ++ ++ +

Provozieren ++ + + + ++ +++ + + + + 14

Aufregen ++ + ++ +++ 32

+ ++ +++ + ++++ ++ +++ ++ +

Quälen +++ + + +++ +++ 15

++

Erregen +++ + ++ ++ +++ +++ + ++ 22

++++ +

Aufziehen ++ +++ + + + + + + ++ 13

Reizen +++ +++ +++ + 22

++++ ++ ++

+ ++ + + ++ + + + 19

Plagen ++++ + +++

Belästigen + + ++ ++ + + 16

++ +++

Auffahren + + + 3

Verärgern + +++ + ++ +++ +++ + ++ 27

++ + + +++ ++

Empören +++ +++ + ++ + + + 17

+++ +

отрицательного эмоционального тона

Таблица 5

Каузативы нейтрального эмоционального тона

(данные корпуса Leipzig Corpora Collection)__

№ п/п Количество Ранг Класс частотности

1 Schaffen 47,823 802 8

2 Bewegen 19,217 2,085 9

3 Stimmen 11,947 3,320 10

4 Bereiten 8,034 4,802 11

5 Verursachen 5,229 6,946 11

6 Auslösen 4,863 7,421 11

7 Bewirken 3,835 9,051 12

8 Wecken 3,633 9,516 12

9 Beeindrucken 2,688 12,268 12

10 Berühren 1,998 15,565 13

11 Rühren 1,782 17,156 13

12 Erwecken 1,598 18,731 13

13 Hervorrufen 1,323 21,889 13

14 Schüren 1,269 22,622 13

15 Anstecken 1,122 24,987 13

Необходимо отметить, что данный класс глаголов условно назван «нейтральным», так как данные лексемы способны в зависимости от контекста выражать как отрицательные:

- Das Landgericht Köln hatte Beschneidungen als Körperverletzung gewertet und damit Empörung bei jüdischen und muslimischen Organisationen auch im Ausland hervorgerufen.

так и положительные эмоции:

- Er rief in Berlin unter Kollegen eine ähnliche Begeisterung hervor wie Fußballstars bei ihren Fans. либо и те и другие одновременно:

- Überall ruft er Schrecken wie Bewunderung hervor.

Таблица 6

Дефиниционный анализ базовых каузативов модификации _нейтрального эмоционального тона_

wecken erwecken stimmen rühren berühren beeindrucken bewegen verursachen bewirken hervorrufen bereiten schüren anstecken schaffen auslösen Кол-во корр.

Wecken + ++ + + 27

++++ + + +++ ++ + +++ +

Erwecken ++ + 28

+ ++ ++ + ++ + ++ ++

Stimmen + 1

Rühren +++ + ++++ ++ + 11

Berühren + + + + + ++ + 21

++ +++ + ++ ++

Beeindrucken + ++ + ++++ + + + 11

Bewegen + + + + + ++ 20

+++ ++ + ++ +++

wecken erwecken stimmen rühren berühren beeindrucken bewegen verursachen bewirken hervorrufen bereiten schüren anstecken schaffen auslösen Кол-во корр.

Verursachen ++ + ++ + 28

++++ +++ ++ ++ + + ++ +

Bewirken + + 32

++++ ++++ ++ +++ ++ + ++++ + ++ ++

Hervorrufen + + ++ 36

+++ + ++ + ++++ + ++ ++ ++ + ++ ++ ++

Bereiten + + ++ +++ +++ + +++ 14

Schüren ++ + ++ + 17

++ + + ++ +++

Anstecken ++ 2

Schaffen + ++ ++ ++ 15

+++ + +++

Auslösen ++ + + + 24

Схема 3. Семантическое поле каузативов модификации нейтрального эмоционального тона

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основе критерия рекуррентности и анализа степени синонимичности выделенных частотных лексем были выделены базовые эмотивные каузативы положительной, отрицательной и нейтральной модификации эмоционального тона.

Список литературы

1. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. Москва: Наука. 1964. 107 с.

2. Бондарко А.В. Полевые структуры в системе функциональной грамматики. Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры. Санкт-Петербург: Наука. 2005. 478 с.

3. Бондарко А.В. К теории поля в грамматике - залог и залоговость // Вопросы языкознания. 1972. № 3. С. 20-36.

4. Гулыга Е.В. Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. Москва: Просвещение. 1969. 184 с.

5. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. Москва: Эдиторал УРСС. 2000. 352 с.

6. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.

7. Шаховский В.И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии: учебное пособие по дисциплинам по выбору «Язык и эмоции» и «Лингвокульторология эмоций». Волгоград: Из-во ВГПУ «Перемена», 2009. 170 с.

8. Шустова С.В., Ошева Е.А. Актуализация эмоциональной модификации // Историческая и социально-образовательная мысль. Научный журнал. Краснодар. Т. 7. № 1, 2015. С. 127-131.

9. Schwarz M. Chur J. Semantik. Ein Arbeitsbuch. 5., aktualisierte Auflage. Gunter Narr Verlag, Tübingen. 2007. S. 227.

Лексикографические источники

1. Duden. Deutsches Universal Wörterbuch A-Z. 3., neu bearbeitete Auflage. Dudenverlag. Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich. 1996

2. Duden. Oxford Großwörterbuch English. Dudenverlag. Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich. 2005.

3. Wahrig. Deutsches Wörterbuch. Neu herausgegeben von Dr. Renate Wahrig-Burfeind. Bertelsmann Lexikon Verlag. Gütersloh, München. 2000.

4. Duden-online - www.duden.de

5. Synonym-Wörterbuch - www.synonyme.woxikon.de

6. Universalwörterbuch - universal_lexikon.deacademic.com

7. Wörterbuch der Synonyme - synonyme.deacademic.com

Корпусы немецкого языка

1. dwds.de - www.dwds.de

2. Leipzig Corpora Collection - wortschatz.uni-leipzig.de

Список принятых обозначений и сокращений

dwds - dwds.de

Источники иллюстративного материала

dwds.de - электронный корпус

Leipzig Corpora Collection - электронный корпус

Syutkina N.P.

Senior Lecturer, Linguodidactics Departament, Perm State University

EMOTIVE CAUSATIVE VERBS: THE PROBLEM OF DEFINING

The article deals with German emotive causative verbs, expressing interpersonal relation interaction, the result of which is a change in the psychological and emotional state of a person who is an object of causation. The research is based on the semantic analysis of the three groups of verbs, those causing positive, negative and neutral emotions of the object of causation. On the basis of synonymous correlations we make an attempt of revealing the semantic fields of the basic emotive causative verbs in German.

Keywords: semantic field, causative verb, emotive causative, basic verbs, category of causativeness, definitional analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.