Научная статья на тему 'Эмотивность в публицистическом стиле речи(на материале теледебатов кандидатов в президенты 2012 года)'

Эмотивность в публицистическом стиле речи(на материале теледебатов кандидатов в президенты 2012 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
804
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Ключевые слова
ЭМОТИВНОСТЬ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ / ИНТОНАЦИЯ / ТЕЛЕДЕБАТЫ / EMOTIVENESS / JOURNALISTIC STYLE OF SPEECH / FUNCTIONAL STYLES OF SPEECH / INTONATION / TV DEBATES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свешникова О.А.

В статье рассматривается эмотивность как стилевой признак публицистической речи. Эмоционально-экспрессивный характер лексических средств как характерный признак этого стиля речи. Анализируются языковые средства данного стиля речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIVENESS IN PUBLICIST SPEECH STYLE(on the Material of TV Debates with Presidential Candidates in 2012)

The article discusses the emotiveness as a stylistic feature of journalistic speech. Emotionally expressive nature of lexical resources as a characteristic feature of this style of speech. Analyzes the linguistic resources of this style of speech.

Текст научной работы на тему «Эмотивность в публицистическом стиле речи(на материале теледебатов кандидатов в президенты 2012 года)»

ЭМОТИВНОСТЬ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ РЕЧИ (на материале теледебатов кандидатов в президенты 2012 года)

О.А. Свешникова

Кафедра русского языка и методики его преподавания

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 10, к. 2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается эмотивность как стилевой признак публицистической речи. Эмоционально-экспрессивный характер лексических средств как характерный признак этого стиля речи. Анализируются языковые средства данного стиля речи.

Ключевые слова: эмотивность, публицистический стиль речи, функциональные стили речи, интонация, теледебаты

Публицистический стиль определяется как «функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений; политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта и др.» [12. ^ 399]. Этот функциональный стиль включает в себя широкий круг подстилей: подстиль газеты, информационных, политических журналов, публицистических радио- и телепередач, политических дебатов, в том числе теледебатов, ораторской речи. Также разграничение подстилей публицистики может осуществляется на эмоциональном основании (официально-информативное, неофициально-информативное, обобщающе-директивное и др.) [3].

Публичная речь (подготовленная или спонтанная) имеет задачу воздействия на слушателя, поэтому так важна ее выразительность, которая предполагает передачу определенного содержания при помощи лексико-грамматических и интонационных средств в их единстве. В.А. Артемов отмечает ее роль для восприятия речи: «Выразительность относится не только к эмоциональному, но также и к логическому и волевому содержанию речи. Выразительность речи зависит от соответствия ее языковой формы ее смысловому содержанию, а также от ее обращенности к слушателям или читателям и от того, насколько учтено назначение письменного текста или устного выступления» [1. С 555].

К. Цеплитес, Н.Я. Катлапе занимались проблемами публичной речи, в своей книге «Теория публичной речи» они обобщили опыт многих исследователей и пришли к выводу, что публичная речь это вид устного общения, для которого характерны следующие элементы речевой ситуации «1) многочисленная аудитория, 2) официальная обстановка» [13. С. 15]. Они вводят понятие «интонационный функциональный стиль», так как в интонации в большей степени проявляются свойства публичной речи, определяют его как «систему языковых норм, регулирующую употребление интонационных средств для определения целей общения» [13. С. 25] Использование интонации в устной речи связано с функци-

ональным стилем языка. Авторы подчеркивают, что в публицистическом стиле речи используются разные интонационные средства, основными являются «такие интонационные средства, которые помогают воздействовать на сознание и волю слушателя», то есть убеждать, влиять на поступки, действия, суждения. О.А. Крылова также относит интонацию к языковым средствам, позволяющим передать эмоциональность речи [6. С. 81].

Публицистическая речь реализуется как в устной, так и в письменной форме. В статье анализируются записанные тексты политических телевизионных теледебатов кандидатов в президенты 2012 г., которые можем классифицировать как официально-информативное выступление. О.А. Лаптева отмечает, что «телевизионная речь... представляет собой разновидность устной разговорной речи, или совпадающую с устной публичной речью, или занимающую промежуточное положение между устной публичной речью и речью разговорной» [7. С. 16]. В рамках политического дискурса любое высказывание существует в тесном взаимодействии с предшествующими и последующими высказываниями, то есть с контекстом. Оно рассчитано на воздействие на адресата — массового читателя или слушателя, потенциальных избирателей. Задача каждого из участников теледебатов — убедить избирателей отдать свой голос именно за него.

Отличительной особенностью публицистической речи является эмотивность, которую необходимо различать с другим понятием — эмоциональность [2]. Другие лингвисты также поддерживают разделение этих понятий [8; 14; 15; 16. С. 3, 9; 10. С. 185]. Эмотивность — лингвис-тическая характеристика речевых средств или всего текста, понимаемого как совокупность языковых средств, способных произвести эмоциональный эффект, то есть вызвать у реципиента соответствующие эмоции [10. С. 185]. Она свойственна языковым средствам (слову, фразеологизму и т.п.), они могут быть эмотивными, выражающими в себе какую-либо эмоцию-отношение. Эмоциональность свойственна человеку, лицу, он может быть эмоциональным, эмоциональность указывает на состояние психики человека. Эти два понятия необходимо разграничить: «эмоции — обозначение чувств-переживаний, эмотивность — обозначение психических процессов, связанных с эмоциями, но не сводимых только к ним» [5. С. 252—257].

Оценочность является неотъемлемой частью устного высказывания, так как отражает субъективное мнение говорящего (одобрение или неодобрение). Эмо-тивность взаимодействует с оценкой. Оценка может обойтись без эмотивности в случае ее нейтрально-логического выражения (например, слова хороший, прекрасный, плохой, нехороший и т.п.). Эмотивность, напротив, заключает в себе и оценку. Таким образом, понятия эмотивности и оценочности тесно связаны, но не тождественны.

Характерной особенностью лексической системы является ее эмоционально-экспрессивный характер, наличие эмотивных слов с отрицательной оценкой (стыд, презрение, раздражение, агрессия, позор, унижение, глумление, худо-бедно, эпатажный, маниакальный; катастрофа, которую мы переживаем) или положительной оценкой (героические наши семьи; мастер дебатов; поддержка большинства населения; врученное ему большое серьезное глубокое национальное задание; успеш-

ность человека измерялась не состоянием, которое сумел сколотить, когда плохо лежало, а тем, что он не потерял друзей, не изменил, сохранил семью, соблюл свою честь и достоинство даже в трудные времена).

Для придания речи эмоционально-экспрессивной окраски в публицистическом стиле используются также ресурсы словообразования (жажда низпроверга-тельства и обличительства — по образцу отглагольных существительных образовано существительное с отрицательной оценкой, и положительной — родитель-ство (употребляется в перечислении качеств людей: вера, любовь, родительство, семейственность, уважение к женщине... (выступление Н.А. Нарочницкой, доверенного лица В.В. Путина)).

На уровне морфологии ресурсы этого стиля довольно значительны, так как их составляют все экспрессивные средства языка. Исследователи отмечают высокую частотность использования форм родительного падежа имен существительных, которая имеет следующую степень вероятности появления среди других падежных форм: в художественной речи — 13%, а в газетно-публицистической — 36%, таким образом, частота появления формы родительного падежа становится дифференциальным стилеобразующим признаком [4. C. 122]. О.А. Крылова отмечает определенную специфику употребления форм 1-го и 2-го лица в газетно-публицисти-ческих текстах: 1-е лицо чаще всего употребляется во множественном числе и имеет значение совокупности лиц в обобщенном значении, форма 2-го лица также употребляется в обобщенном значении [6. С. 168]:

Это наверное ни в одной стране мира такого позора и унижения не испытывают кандидаты в президенты. Нам говорят они тут: иди ты на дебаты, а мы пошлем, кого они захотят послать. // Вы так устраиваете, что я не могу, я отвечаю, а когда я буду вопросы задавать? (В.В. Жириновский) (критика в адрес Первого канала, «вы» — в значении множества работников федерального канала, организующего дебаты).

Синтаксис публицистического стиля речи обладает рядом специфических черт, отличающих его от научного и официально-делового стилей. К ним относятся конструкции, имеющие эмоционально-экспрессивные оценки: 1) риторические вопросы:

Первый канал, а кто ему дал ему такие полномочия, кто дал? // Я задаю вопрос: когда-нибудь это остановится? (В.В. Жириновский);

2) вопросы, на которые сам автор дает ответ, они помогают оживить речь, например:

Почему «Единая Россия» уклоняется ровно месяц от рассмотрения этих законов? А это психоз — чушь, которая, собственно говоря, призвана опять паранойю развивать в стране, а не решать проблем (Г.А. Зюганов) // И весь мир пожинал плоды нашей неспособности найти согласие ни по одному вопросу прошлого, настоящего и будущего. Неужели мы сейчас хотим этого повторения? Мы стоим действительно на пороге радикальных перемен, для этого у нас сейчас есть все предпосылки: относительная стабильность, почему, я хочу еще сказать, проблема власть, человек и общество еще не только в экономических неурядицах, но и, безусловно, неприемлемом социальном неравенством, о котором и Вы совершенно правильно говорите (Н.А. Нарочницкая);

3) лексические повторы:

Это Вам Ваши помощники пускай найдут мне в моем выступлении, чтоб я хоть раз когда-то этого коснулся. Я касался чего? Что когда как только правитель России очень добр был к своей семье, очень любил свою жену и делал ее выше, чем государство, оно разрушалось (В.В. Жириновский);

4) риторические восклицания;

5) инверсия, например:

Вот своими разговорами о том, что так нельзя, надо было снять, это подставные лица, Вы и сеете опять недоверие к демократическим институтам, и это не служит успокоению России, мы должны наоборот, все хотят честных выборов. Но я отвечаю так: проблема власть, общество, человек — это вечная проблема русской жизни, она всегда топилась эта проблема тем, что чиновничество не давало вот этому средостению связи с народом питать социально активный слой, а радикальная часть русского общества обрекала на провал все реформы, которые начинались и поступательный путь развития, а Россия может хорошо развиваться только по поступательному путю (Н.А. Нарочницкая).

Употребление различных экспрессивных конструкций обусловлено принадлежностью к данному функциональному стилю. Еще одной особенностью являются эллиптированные конструкции, конструкции с разговорной окраской, например:

Вот я сейчас прямо предлагаю простую вещь: вот здесь сидят три моих соперника, они имеют возможность сдать мандат в Государственной Думе, они никогда не могли договориться между собой, я им предлагаю сейчас решить — давайте сдайте мандаты, следующему президенту будет гораздо легче разбираться с нелегитимной Думой. И второе предложение — меня поддержите, я спокойно иду во второй тур, и мы вместе имеем нового молодого президента, который точно поднимет страну (М. Прохоров).

Важной стилевой чертой публицистических текстов исследователи называют чередование нейтральных и эмоционально-оценочных, логических и образных элементов повествования [11].

Различные риторические фигуры выполняют роль экспрессивных средств, например: демографический бум; морочить голову; лить на мельницу; птица-тройка, варварская Рашка (о России); тупой осел; мастер дискуссий. Создаваемый образ обогащает высказывание новыми смысловыми и эмоциональными оттенками, способствует возникновению у слушающего сложного комплекса ассоциаций.

Таким образом, можно говорить о том, что убеждение в большой мере основывается на эмоциональном воздействии на читателя, а эмотивность является важнейшей составляющей публицистических высказываний. Установка на эмоциональное воздействие публицистических текстов обусловливает особенности ее эмотивного фона и эмотивной тональности, а также определяет выбор эмо-тивных средств их отражения. Публицистическая речь во всех своих разновидностях имеет общую направленность: говорящий обращается к аудитории с целью передать информацию. Она неоднородна в своих многообразных проявлениях: варьируется степень непринужденности, неподготовленности речи. Диалогическая речь в телевизионных дебатах максимально сближается с разговорной, на

это влияют как интонация, так и лексика и синтаксис. О.А. Лаптева говорит о том, что живая речь почти всегда спонтанна. Она отмечает, что «... живой, спонтанный тип телеречи стремится полностью слиться с разговорной речью, но часто остается на уровне устной публичной речи из-за специфики условий съемки телепередачи» [7. C. 12].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Артемов В.А. Психология речи за сорок лет // Уч. зап. 1-го МГПИИЯ. М., 1960.

[2] Балли Ш. Французская стилистика / пер. с франц. М., 1961.

[3] Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.

[4] Головин Б.Н. Язык и статистика. М., 1971.

[5] Зимин В.И. Эмотивность идиом русского языка // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: средства художественной образности и их стилистическое использование в тексте. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГОУ, 2004.

[6] Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Высшая школа, 2008. 319 с.

[7] Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М.: Издательство ЛКИ, 2013. 520 с.

[8] Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

[9] Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: Проблемы семантики. Новосибирск, 1986.

[10] Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста. // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991. С. 179—205.

[11] Матвеева В.М. Лексическая экспрессивность в языке. Свердловск, 1986.

[12] Русский язык. Энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН., 1997. 703 с.

[13] Цеплитис Л.К., Катлапе Н.Я. Теория публичной речи. Рига: Зинатне, 1971.

[14] Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987.

[15] Шаховский В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. Волгоград, 1983.

[16] Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.

EMOTIVENESS IN PUBLICIST SPEECH STYLE (on the Material of TV Debates with Presidential Candidates

in 2012)

O.A. Sveshnikova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10, building 2, Moscow, Russia, 117198

The article discusses the emotiveness as a stylistic feature of journalistic speech. Emotionally expressive nature of lexical resources as a characteristic feature of this style of speech. Analyzes the linguistic resources of this style of speech.

Key words: emotiveness, journalistic style of speech, functional styles of speech, intonation, TV debates

REFERENCES

[1] Artemov V.A. Psixologiya rechi za sorok let. [Psychology of speech for the period of forty years]. Uch. Zap. 1-go MGPIIYA, 1960.

[2] Balli Sh. Francuzskaya stilistika [French Stylistics] / per. s franc. Moscow, 1961.

[3] Vasileva A.N. Gazetno-publicisticheskij stil rechi. [Newspaper-journalistic style of speech]. Moscow, 1982.

[4] Golovin B.N. Yazyk i statistika [Language and statistics]. Moscow, 1971.

[5] Zimin VI. Emotivnost idiom russkogo yazyka // Racionalnoe i emocionalnoe v yazyke i rechi: sredstva xudozhestvennoj obraznosti i ix stilisticheskoe ispolzovanie v tekste. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyx trudov. [Emotiveness idioms Russian language // rational and emotional language and speech: the means of artistic imagery and stylistic use of the text. Interuniversity collection of scientific papers]. Moscow: MGOU, 2004.

[6] Krylova O.A. Lingvisticheskaya stilistika. [Linguistic stylistics] V 2 kn. Kn. 1. Teoriya: uchebnoe posobie. 2-e izd., ster. / O.A. Krylova. M.: Vysshaya shkola, 2008. 319 s.

[7] Lapteva O.A. Zhivaya russkaya rech s teleekrana: razgovornyj plast televizionnoj rechi v normativnom aspekte. [Live Russian speech on television: Spoken formation televised speech in the normative aspect] Izd. Stereotip. M.: Izdatelstvo LKI, 2013. 520 s.

[8] Larin B.A. Estetika slova i yazyk pisatelya [Aesthetics of speech and language writer]. L., 1974.

[9] Lukyanova N.A. Ekspressivnaya leksika razgovornogo upotrebleniya: faktor semantiki. [Expressive vocabulary of spoken usage: Challenges in semantics]. Novosibirsk, 1986.

[10] Maslova V.A. Parametry ekspressivnosti teksta // Chelovecheskij faktor v yazyke. Yazykovye mexanizmy ekspressivnosti. [Options expressive text // The human factor in language. Language arrangements expressivity]. Moscow, 1991. S. 179—205.

[ 11] Matveeva V.M. Leksicheskaya ekspressivnost v yazyke. [Lexical expressive into the language]. Sverdlovsk, 1986.

[12] Russkij yazyk. Enciklopediya [Russian language. Encyclopaedia] Karaulov Yu.N. (red) 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. M.: Bolshaya Rossijskaya enciklopediya; Institut russkogo yazyka im. VV Vinogradova RAN, 1997. 703 s.

[13] Ceplitis L.K., Katlape N.Ya. Teoriya publichnoj rechi [The theory of public speech]. Riga: Izd-vo Zinatne, 1971.

[14] Shaxovskij VI. Kategorizaciya emocij v leksiko-semanticheskoj sisteme yazyka. [Categorization of emotions in the lexical-semantic system of language]. Voronezh, 1987.

[15] Shaxovskij V.I. Emotivnyj komponent znacheniya i metody ego opisaniya. [Emotive component values and methods of its description]. Volgograd, 1983.

[16] Shingarov G.X. Emocii i chuvstva kak formy otrazheniya dejstvitelnosti. [Emotions and feelings as a form of reflection of reality]. Moscow, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.