Научная статья на тему 'ЭМОТИВНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ'

ЭМОТИВНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмотивность / текстовая эмотивность / теория эмоций.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.А. Сушко

В статье исследуется междисциплинарный подход к изучению эмотивности, разграничиваются такие понятия экпрессивность и эмотивность, приведены определения термина эмоция, а также изучены теории эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОТИВНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

Ф И Л О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.А. Сушко

ЭМОТИВНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье исследуется междисциплинарный подход к изучению эмотивности, разграничиваются такие понятия экпрессивность и эмо-тивность, приведены определения термина эмоция, а также изучены теории эмоций.

Ключевые слова: эмотивность, текстовая эмотивность, теория эмоций.

Проблема изучения эмоций является наиболее актуальной в последние десятилетия. Данный вопрос исследуется не только в области лингвистики, но и в смежных науках, как психология, когнитология, философия и социология. Внимание ученых к вопросу эмоций подтверждается значительным количеством научных публикаций: статей, диссертаций. Для получения объективных выводов необходимо изучать сферу эмоций, синтезируя полученные данные и методы исследования пограничных дисциплин.

Эмоциональная сфера личности является одной из самых сложных, многоуровневых образований, отражающее переживания, чувства и эмоции человека. В связи с этим появилась необходимость в детальном анализе не только с точки зрения психологии, но и лингвистики и филологии, так как важным компонентом анализа предстают языковые средства, используемые для передачи чувств человека.

Рассмотрим происхождение слова «эмоция» (от франц. emotion, лат. emovere) — означает «возбуждать, потрясать». Для дальнейшего анализа обратимся к определению термина «эмоция».

Немецкий психолог В. Вундт выдвинул теорию, в которой классифицирует эмоции согласно трем характеристикам:

•Удовольствие - неудовольствие;

© А.А. Сушко, 2022.

Научный руководитель: Андреев Владимир Николаевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия.

•Напряжение - разрядка;

•Возбуждение - успокоение [1].

Согласно С.Л. Рубинштейну, советскому психологу и философу, эмоции - это субъективное выражение личности; эмоции характеризуются полярностью [2].

Советский ученый-психолог П.М. Якобсон считает, что эмоция - субъективное переживание человека к предметам и явлениям реального мира [3].

Таким образом, можем сделать вывод, что эмоция - это реакция субъекта в ответ на внешние события или ситуации, а также способ выражения переживаний человека.

Теории эмоций можно классифицировать на три категории:

1.Как вида физиологических процессов;

2.Когнитивные теории эмоций;

3.Базовых и дифференциальных эмоций.

К физиологическим теориям относятся теории У.Джеймса и К.Ланге, У. Кеннона и П.Барда. Рассмотрим их более детально.

В 1884 году американский философ и психолог Уильям Джеймс опубликовал статью «Что такое эмоция», в которой он предположил, что физические ощущения предшествуют эмоциям. В 1895 году независимо от него датский врач К.Г. Ланге предложил «периферическую теорию эмоций». Он постулирует, что эмоции возникают в результате физических реакций на события (физиологические реакции на стимулы непосредственно вызывают субъективные эмоции). Джеймс полагал, что существует набор стандартных эмоций (например, удивление, страх и гнев), но не уточняет, что может произойти с эмоциями, которые не имеют телесных реакций, например, стыд.

Согласно теории эмоций Кэннона-Барда (1927), человек реагирует на стимул и одновременно испытывает связанную с ним эмоцию. Физические реакции не зависят от эмоциональной реакции или наоборот. Когда происходит какое-то событие, таламус передает сигнал в миндалину. Миндалевидное тело - это небольшая структура в мозге овальной формы, которая играет важную роль в обработке эмоций, включая такие эмоции, как страх и гнев. Таламус также посылает сигналы в вегетативную нервную систему, что приводит к физическим реакциям, таким как мышечное напряжение, дрожь и потоотделение.

Примером когнитивной теории эмоций может быть теория Шахтера-Зингера. Подобно теории эмоций Джеймса-Ланге и в отличие от теории эмоций Кэннона-Барда, Шахтер и Сингер считали, что физиологическая реакция играет первостепенную роль в эмоциях. Однако они предположили, что реакция была одинаковой для самых разных эмоций, поэтому само по себе физиологическое возбуждение не может быть причиной эмоциональных реакций. Двухфакторная теория эмоций фокусируется на взаимодействии между физиологическим возбуждением и тем, как человек когнитивно обозначает это возбуждение. Другими словами, простого ощущения возбуждения недостаточно; человек также должен идентифицировать возбуждение, чтобы почувствовать эмоцию.

Что касается дифференциальных эмоций, рассмотрим теорию американского психолога К. Изарда. Теория К. Изарда (1977) определяет десять основных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина [4]. К. Изард определяет эмоцию как внутренний процесс, характеризующийся специфической нейрофизиологической активностью и характерным выражением лица.

Эмоции являются значимой частью жизнедеятельности человека, что определило развитие новых направлений в данной науке.

Эмоции представляют собой психологическую категорию, но выраженные эмоциональные намерения автора на языковом уровне переходят в категорию эмотивности. Отечественный лингвист, основатель научной школы лингвистики эмоций, В.И. Шаховский внес колоссальный вклад в изучении языка эмоций и ввел термин «эмотиология», определяемый как лингвистика эмоций. В последние десятилетия в исследовании языка отображение эмоций в различных текстах занимает главенствующую роль. Многие отечественные и зарубежные ученые, такие как И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, В.А. Маслова, В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян и другие, занимались вопросом исследования репрезентации текстовой эмотивно-сти.

Изучение эмотивной лексики представляет значительный интерес для филологов с точки зрения трактовки выраженных в письменной форме интенций автора, правильной понимания темы текста, а также психологического состояния личности.

Художественные произведения прямо или косвенно влияют на читателя через образы, описание эмоций и чувств персонажей, поэтому интерпретация прочитанного текста не может быть полноценной без анализа его эмотивной составляющей. С другой стороны, не менее важным аспектом является не только оценка эмоций героев произведения, но и оценка видения создателя.

Автор и герои являются главной категорией художественного произведения и формируют его фундаментальное эмотивное содержание. Эмоции и чувства персонажей текста являются объективно существующими (диктальными), а интенции автора, его позиция, его образ выражены субъективно (являются модальными). С другой стороны, неотъемлемой частью восприятия текста является субъективное отношение читателя, его переживания от прочитанного, в связи с этим Л.Г. Бабенко выделяет помимо эмоций и чувств в структуре образа героев (диктальных) и автора (модальных) экстенсиональные эмотивные смыслы [5].

Эмотивность текста представляет собой двустороннюю категорию, которая имеет план выражения и план содержания. План содержания эмотивного текста помогает проводить анализ на психологическом и гносеологическом уровнях, в то время как план выражения на лингвистическом.

Как правило, частотность выражения категории эмотивности текста зависит от его функционального стиля. Таким образом, в художественных произведениях данное явление выражается более выра-женно, чем в научных.

Проблема разграничения эмотивности и экспрессивности является одной из наиболее важных. Многие исследователи (Ш. Балли, Р.О. Якобсон) считали, что данные понятия тождественны. С другой стороны, ученые (И.В. Арнольд, Е.М. Галкина-Федорук) полагают, что экспрессивность и эмотивность понятие несоотносимые. Значительно развил теорию экспрессивности М.В. Никитин, определив ее функцию усиления эмоционального воздействия, в то время как функция эмотивности - выражение чувств человека. Таким образом, эмотивность отражает эмоционально-психическое состояние объекта и относится к семантической категории, а экспрессивность отражает когнитивное содержание и относится к коммуникативной категории.

Подводя итоги, в данный момент в лингвистике удалось накопить существенный опыт исследования языковых способов выражения эмоций. Объективная оценка эмоций может быть получена благодаря интеграции различных наук и разноуровневых подходов. Только междисциплинарный характер исследования эмотивности позволяет получить широкий спектр функций и свойств эмоций.

Библиографический список

1.Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб: Питер, 2001.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000.

3.Якобсон П.М. Психология чувств. — 2-е издание: доп. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

4.Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Изд-во Питер, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г.Бабенко, Ю.В.Казарин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.

СУШКО АЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого", Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.