Научная статья на тему 'Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: коллективная монография / науч. Ред. Проф. В. И. Шаховский; отв. Ред. Проф. Н. Н. Панченко, редкол. : Я. А. Волкова, А. А. Штеба, Н. И. Коробкина. - Волгоград, Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. - 450 с'

Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: коллективная монография / науч. Ред. Проф. В. И. Шаховский; отв. Ред. Проф. Н. Н. Панченко, редкол. : Я. А. Волкова, А. А. Штеба, Н. И. Коробкина. - Волгоград, Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. - 450 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ионова С.В.

Книги, подобные рецензируемому изданию, значимое явление в современной лингвистике. Данная коллективная монография стала еще одним и интеллектуальным продуктом многолетней работы научно-исследовательской лаборатории «Язык и личность» под руководством доктора филологических наук, профессора Волгоградского государственного социально-педагогического университета В.И. Шаховского, его учеников и единомышленников. Концептуальные основы книги были апробированы и обсуждены на прошедшем в сентябре 2012 г. общероссийском научно-теоретическом семинаре «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве», который сам по себе также явление незаурядное, демонстрирующее, что реалии нового времени ставят перед современным языкознанием важные задачи, имеющие социальное звучание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ионова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: коллективная монография / науч. Ред. Проф. В. И. Шаховский; отв. Ред. Проф. Н. Н. Панченко, редкол. : Я. А. Волкова, А. А. Штеба, Н. И. Коробкина. - Волгоград, Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. - 450 с»

Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: коллективная монография / науч. ред. проф. В.И. Шаховский; отв. ред. проф. Н.Н. Панченко, редкол.: Я.А. Волкова, А.А. Штеба, Н.И. Коробкина. - Волгоград, Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. - 450 с.

Книги, подобные рецензируемому изданию, - значимое явление в современной лингвистике. Данная коллективная монография стала еще одним и интеллектуальным продуктом многолетней работы научно-исследовательской лаборатории «Язык и личность» под руководством доктора филологических наук, профессора Волгоградского государственного социально-педагогического университета В.И. Шаховского, его учеников и единомышленников.

Концептуальные основы книги были апробированы и обсуждены на прошедшем в сентябре 2012 г. общероссийском научно-теоретическом семинаре «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве», который сам по себе также явление незаурядное, демонстрирующее, что реалии нового времени ставят перед современным языкознанием важные задачи, имеющие социальное звучание. Целью этого научного форума, как и создания монографии «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве», стало «привлечение внимания широкого круга лингвистов, лингвоэкологов, лингвокультурологов к роли эмоций в человеческой коммуникации, к изучению их влияния на здоровье человека через правильное / неправильное пользование языком, а также на здоровье, экологию самого языка; необходимость обсуждения актуальных вопросов нового лингвистического направления - эмотивной лингвоэкологии; разработка методологии и терминологического аппарата данной отрасли языкознания (Из резолюции общероссийского научно-теоретического семинара).

Названные задачи, по нашему мнению, направлены на обоснование новых векторов развития сложившихся, фундаментальных направлений в лингвистике и привлекают внимание исследователей к экологической значимости как языка, так и к его носителя, общественное, индивидуальное и языковое сознание которого сегодня претерпевает значительные изменения под влиянием динамично развивающихся, многообразных форм коммуникативной деятельности людей. Эко-лингвистический подход, заявленный в рецензируемом издании, предполагает аккумулирование знаний об эмоциональном языке и языковой личности, которыми располагает современная отечественная и зарубежная лингвистика, и применение их для решения социальных задач, имеющих витальную значимость для человека.

Известно, что в качестве ключевых слов в дефинициях эколингвистики и прежде всего ее прикладного аспекта ученые чаще всего используются слова «забота», «охрана», «сохранение», «защита», «оздоровление» и др. Возникает вопрос, что же в таком случае является объектом защиты и охраны в эмотивной лингво-экологии и можно ли сохранять эмоции или защищать от эмоций? Каково место эмоций в лингвоэкологических исследованиях, имеет ли эта область специфику и самостоятельный предмет изучения? Как рассматривать эмоциональную коммуникацию с позиций лингвоэкологии?

На эти и другие вопросы, представляющиеся на первый взгляд наивными, но в то же время являющиеся важными не только для ученых-лингвистов, но и для каждого носителя языка, отвечают разделы рецензируемой книги. Именно поэто-

му при всей фундаментальности теоретического содержания ее без преувеличения можно назвать и первым учебником по эмотивной лингвоэкологии.

Часть 1 монографии «Эмотивная лингвоэкология: истоки и становление», включает разделы «Истоки эмотивной лингвоэкологии», «Эмотивная лингвоэкология: объект, предмет, задачи и перспективы», «Методология современной лингвоэкологии» (с. 8 - 115). Материал данных разделов показывает, что эмотивная лингвоэкология - это новое направление в лингвистике, подготовленное, однако, всем ходом развития лингвистической теории эмоций. Это направление призвано изучать роль эмоционального слова и эмоциональных речевых действий в жизни человека и общества с позиции их экологической ценности (с. 27).

Методология эмотивной лингвоэкологии как области языкознания раскрывается в достаточно объемном разделе (с. 53 - 115) посредством рассмотрения аспектов, которые в совокупности вполне ясно декларируют основополагающие подходы к исследованиям в этой области: выделяется модус экологичности в эмоциональной коммуникации; приемы, методы и подходы к эколингвистическому анализу эмоциональных явлений; определяется место лингвоэкологии в общенаучной методологии с точки зрения универсального субстратного подхода; рассматривается вопрос о выделении признаков экологичности в лингвистике; эмоциональность рассматривается как один из принципов экологичной коммуникации.

Объект изучения эмотивной лингвоэкологии, как он представлен в книге, имеет двоякую природу (с. 9, 55). Необходимость подобного двоякого подхода представляется объективной и определяется возможностью рассмотрения эмотивного аспекта речевой деятельности с позиций как психолингвистики (эмоциональный язык, речь текст), так и лингвопсихологии (эмоциональное мышление, воздействие, поведение и др.) [Демьянков, Воронина, Сергеева, Сергеев 2002: 29]. Подобная двоякость объекта эмотивной лингвоэкологии в полной мере соответствует и принципам описания явлений в экологических исследованиях (путем выделения аспектов: объект - среда). В данном случает речь идет о семиотической природе языка, благодаря который он может выступать как объект влияния окружающей среды и одновременно определять форму и содержание самой коммуникативной и информационной среды «обитания» человека [Ионова 2011].

В монографии в качестве объекта эмотивной лингвоэкологии, с одной стороны, выступает эмотивный фонд языка и эмоциональная / эмотивная компетенция личности, необходимая для адекватного использования всех экспрессивных возможностей языка в речи и тексте. Поскольку слов с негативной оценкой в языке больше, чем с позитивной, и все негативное в нем более дифференцированно (с. 27), то, по мнению авторов, эта сторона эмоциональной коммуникации в значительной степени нуждается в лингвоэкологическом исследовании: необходимо выявлять признаки «лингвоэкологических нарушений» в языке, его «болезней», степени его «вульгаризации», «антропогенного загрязнения», «давления на языковую среду», «речевой вседозволенности» (с. 17), «чрезвычайной лингвоэколо-гической ситуации» (с. 46); разрабатывать критерии для установления «уровня языковой агрессии», «языка вражды и ненависти», «пределов толерантности» языка (с. 42, 45), «изучать речевые приемы «эмоционального балансирования», «амортизации конфликта», «эмоциональной толерантности» и «смягчения речевой агрессии» (с. 75).

С другой стороны, эмоции, выраженные в слове, в речи, обладают эмоциональной энергией, воздействующей на сознание и волю человека и отражающиеся на его физиологии. Эмоции «позволяют получить доступ к сфере ratio и cognition», являются «мотивационной основой сознания (с. 61) и, будучи вербализованными, они могут оказывать как лингвотерапевтическое, так и эмоционально травмирующее действие. При таком подходе эмоциональное слово в «неэкологичной упаковке» (с. 46, 61) становится средством воздействия на здоровье человека (с. 19), а его сознание и психосфера становятся мишенью для агрессивных, здороовьеразру-шающих речевых действий говорящих (с. 53).

Указывая на то, что разрушающая энергия эмоционального слова непредсказуема и сопоставима с самыми сильными физическими действиями, авторы монографии своими работами призывают носителей языка к осознанному и экологичному эмоциональному общению, к культивированию в обществе знаний о приемах противодействия здоровьеразрушающим тактикам неэкологичной коммуникации - эмотивной валеологии (с. 13 - 18, 24).

Описанию экологического содержания эмотивных проявлений языка в процессах номинации, а также в институциональной и межличностной коммуникации посвящены разделы Части 2 рецензируемой монографии.

Известно, что нарушения баланса в сфере эмоций являются наиболее зримыми, имеют очевидные психологические и социальные проявления, остро переживаются участниками коммуникативных ситуаций. Именно поэтому, вероятно, большая часть анализируемых авторами книги явлений касается категориальных эмоциональных ситуаций, в которых реализуется негативный эмотивный потенциал языка и проявляется неэкологичное воздействие на человека.

В разделах второй части монографии рассматривается лингвоэкологическая природа таких эмоционально опосредованных явлений, как инвективная лексика и вульгарная речь, ироничный стиль, невежливость и недостоверность в общении, ценностные параметры лингвоэкологического общения, юридизированные эмоции, языковая игра с элементами вульгарности, окказионализмы и их эмоционально-экспрессивный потенциал, способы диффамации адресата, неэкологичные речевые акты, экологичная модальность текста, эргономичность коммуникации, этическая рефлексия речевого поведения, синергетические механизмы существования языка. Рассматриваются категориальные эмоциональные ситуации межконфессионального и межкультурного общения, профессионального и межличностного конфликта, агрессивного и деструктивного речевого поведения, а также амбивалентные ситуации двумодусного общения: признания вины, романтического общения, «смешанных чувств», разговора врача с пациентом. Обосновывается направление лингвоэкологических исследований в эмотивных сферах научающей, рекламной, медицинской, медийной, художественной коммуникации, бизнес-общения, а также в сфере терминотворчества (с. 116 - 415).

Даже простой перечень рассматриваемых в книге вопросов и предлагаемых подходов к их исследованию показывает, что они отражают ситуации эмоционального общения, знакомые каждому носителю языка, а потому имеют практическую ценность, которая вслед за научным редактором монографии может быть сформулирована как попытка построения непротиворечивой методики рационализации эмоций. Названные проблемы, безусловно, входят и в число наиболее важных те-

оретических задач современной психолингвистики, лингвистики эмоций, теории коммуникации, которые, получая важное социальное, экологическое звучание, приобретают сегодня стимул для интенсивного поиска научно обоснованных ответов на поставленные вопросы.

Безусловно, коллективная монография «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве» будет интересна и полезна студентам и аспирантам, лингвистам-теоретикам, специалистам в области теории речевой деятельности, а также практикам коммуникации, интересующимся вопросами речевого воздействия, экспрессивного потенциала языка и речевой компетенции его носителей.

Содержание монографии показывает, что вопрос о научной легитимности эколингвистики [Сковородников 2013: 211] сегодня уже не стоит. Эта новая область гуманитарного знания уже принята филологической общественностью, она развивается, конкретизируется, приближается к потребностям человека и общества. Рецензируемое издание - еще одно подтверждение этому.

Демьянков В.З., Воронина Л.В., Сергеева Д.В., Сергеев А.И. Лингвопсихо-логия как раздел когнитивной лингвистики, или: Где эмоция, там и когниция // С любовью к языку: Сб. науч. Трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. - Москва - Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский государственный университет, 2002. - 492 с.

Ионова С.В. К вопросу о признаках экологичности текстовой коммуникации // Вестник ВолГУ Сер. 2. Языкознание. 2011. № 1 (13). - С. 82 - 90.

Сковородников А.П. О предмете эколингвистики применительно к состоянию современного русского языка // Экология языка и коммуникативная практика. 2013. № 1. - С. 194-222.

Список литературы

С.В. Ионова

Бабайцева В.В. Статьи последних лет. - М. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. - 276 с.

В начале 2014 г. вышла из печати книга выдающегося отечественного лингвиста и лингвометодиста профессора Веры Васильевны Бабайцевой, являющейся главой структурно-семантического направления в современном общем и русском языкознании. В лингвистике с именем В.В. Бабайцевой связано создание теории синхронной переходности, позволяющей объяснять синкретизм речевых фактов на разных уровнях языка, тогда как в лингвометодике (кстати говоря, термин «линг-вометодика» введен в научный оборот более 40 лет назад именно В.В. Бабайцевой) - развитие теории учебника родного языка, нацеленного на глубокое, сознательное освоение русского языка и науки о нем.

Новая книга ученого названа поразительно скромно - «Статьи последних лет», хотя в ней поднимаются и исследуются с присущей Вере Васильевне обстоятельностью важнейшие проблемы теоретического языкознания и русского синтаксиса.

Кроме того, в книге значительное место отведено самоанализу жизни в науке (раздел «Долгой жизни подводя итог»), представлению научной школы профессора В.В. Бабайцевой (раздел написан д.ф.н. С.Б. Аюповой), ценным лингвометодиче-ским материалам (в частности, обоснованию учебно-методического комплекса для углубленного изучения русского языка в 5-9 классах), рецензиям на монографии и учебники В.В. Бабайцевой, изданные в последние годы, и, наконец, статье К.Э. Штайн и Д.И. Петренко «В научной лаборатории В.В. Бабайцевой», в которой дан методологический анализ лингвистической концепции ученого.

Здесь нельзя не сказать о благородном вкладе профессора К.Э. Штайн и ее ставропольских коллег в дело популяризации трудов В.В. Бабайцевой: рецензируемая книга, как и два предыдущих сборника статей [Бабайцева 2005; 2010], опубликована в Ставрополе благодаря ученикам и последователям В.В. Бабайцевой из Северо-Кавказского федерального университета (бывшего Ставропольского государственного университета).

В разделе «Персоналии», значимом для лингвистической историографии, помещены две небольшие заметки, интересные своей обращенностью, с одной стороны, к недавнему прошлому русского языкознания, а с другой стороны, к одной из научных идей текущего момента.

В первой из них по-особому тепло В.В. Бабайцева пишет о своем наставнике в науке профессоре МГУ им. М.В. Ломоносова Евдокии Михайловне Галкиной-Федорук (1898-1965), прослеживая жизненный путь и развитие идей ученого, ставшего, вне сомнения, классиком отечественного языкознания. Действительно, Е.М. Галкина-Федорук многое сделала в русистике впервые: именно ею была тщательно описана система наречий как особой части речи (в том числе с учетом переходных явлений), разработано нисколько не потерявшее своей актуальности учение о безличном предложении, показаны тонкие и до конца не поддающиеся формализации взаимосвязи эмоционального и экспрессивного в языке и т.д. Е.М. Галкиной-Федорук была свойственна «простота метаязыка при глубине содержания», поэтому-то ее книги до сих пор «являются настольными у серьезных исследователей» (с. 167).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.