УДК-82-3
ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА В «КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ» В.Т. ШАЛАМОВА
Ермакова Елена Васильевна
Магистрант Красноярского государственного педагогического
ниверситета им. В.П. Астафьева
atansy2@mail.ru
Крашенинникова Анастасия Евгеньевна
Научный руководитель, старший преподаватель Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
В статье рассматриваются понятия «эмотивность» и «эмотивная лексика». Лексические средства играют ведущую роль в раскрытии эмотивного потенциала языка. В статье представлен анализ эмотивной лексики в художественном тексте (на материале сборника «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова), с целью выявить и описать особенности использования эмотивной лексики.
Ключевые слова: эмоции, эмотивность, эмотивная лексика, картина мира, лексические средства
EMOTIVE VOCABULARY IN "KOLYMA STORIES" V.T. SHALAMOV
Ermakova Elena Vasilyevna
Master's student of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev atansy2@mail.ru
Krasheninnikova Anastasia Evgenievna
Scientific supervisor, senior lecturer of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev
The article deals with the concepts of "emotivity" and "emotive vocabulary". Lexical items play a crucial role in the emotive potential of a language. The author analyses emotive lexical items in a literary text (on the material of "Kolyma stories" by V.T. Shalamov), in order to identify and describe the features of the use of emotive vocabulary.
Keywords: emotions, emotivity, emotive vocabulary, picture of the world, lexical items
Чувства и эмоции представляет собой особую область, которая отражает духовную культуру и духовные ценности народа. Лингвисты давно обратили внимание на вопрос соотношения эмоций человека и механизмов их лингвистического обеспечения. Интерес представляют лексические средства, которые играют ведущую роль в раскрытии эмотивного потенциала языка. Цель нашей работы заключается в проведении анализа эмотивной лексики в художественном тексте (на материале сборника «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова).
Прежде всего, необходимо дать определение понятиям «эмотивность» и «эмотивная лексика» в современной лингвистической литературе, которыми мы будем в дальнейшем оперировать.
Эмотивность - это языковая категория, которая представляет собой имманентное свойство языка, выражающее психическое или эмоциональное состояние и переживание человека [3]. Под эмотивной лексикой в лингвистике понимается вся общность лексических средств, благодаря которым выражаются эмоциональные переживания и их проявления [1]. Эмотивная лексика имеет как положительную, так и отрицательную окраску. Она осуществляет семантическую
категоризацию эмоций, а также создает лексический ряд эмотивных средств языка [2].
Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов», прошел через ГУЛАГ, отдав ему почти двадцать лет своей жизни. Свой нечеловеческий опыт, как он сам его называет «подземный», он воплотил в слове. В основе
творчества Варлама Шаламова стоит человек. «Колымские рассказы» - попытка поставить и решить важные нравственные вопросы времени, сказать правду о человеке. В центре внимания - человек, находящийся в предельной ситуации, теряющий все свои человеческие качества, свойства.
Объектом нашего исследования в данной статье являются единицы лагерной речи в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова. В центре внимания писателя оказываются люди, попавшие в тюрьму -«враги народа». Варлам Шаламов в небольших по объему рассказах смог передать жизнь заключенных, их эмоциональные
переживания. Эмоции героев в «Колымских рассказах» представляют собой особую психологическую реальность. Совокупность их в тексте - своеобразное множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир персонажа в различных обстоятельствах, в отношениях с другими субъектами.
В своем исследовании мы выделяем четыре группы, представляющих эмотивную лексику в исследуемом произведении:
1) лексика со значением эмоционального отношения (любить, доволен, ненавижу, умереть, жить и др.).
Эмоциональные отношения - это переживание людьми своего отношения к другим людям, к предметам и явлениям объективного мира. В сборнике «Колымские рассказы» для заключенных очень важным компонентом общения является проявление эмоционального отношения к поведению, реакциям и сообщениям коммуникантов. Эмотивная лексика, представленная в рассказах, имеет различную частеречную принадлежность, однако наибольшую роль в анализируемых произведениях играют различные лексико-семантические группы глаголов, которые выражают различный аспект эмоций.
2) лексика со значением эмоционального состояния («Браво!», «Крышка!», «Черт побери!», «Захлопнись!» и др.).
Анализируемый ряд слов составляет большую часть всех эмотивных лексических единиц, представленных в тексте. Это связано с тем, что эмоциональные состояния являются непосредственной реакцией на многообразные реалии действительности: лица, предметы, события, явления, а именно лагерной жизни.
Чаще всего это негативное эмоциональное состояние, которое связано с местом пребывания и условиями жизни людей, которых лишили всего: свободы, близких и т.д.
3) лексика со значением эмоционального воздействия (рявкнуть, кричать, вопить, орать, радостно и др.).
Данная лексика представлена глагольным рядом в большинстве случаев. С помощью глаголов читатель видит эмоцию и действие говорящего.
4) лексика со значением эмоциональной характеризации («Вы фашист», «больной и голодный человек, хуже зверя», «злой и некрасивый», «сунулся, сволочь, поганая», «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», «ты, сука, я тебя убью, понял? Убью, гадюка поганая» и др.).
Эмоции героев в рассказах очень насыщенны. Они употребляют бранную лексику и очень эмоционально выражают ее. Данная лексика была запрещена в XX веке, тем более в печатном варианте. Каждый персонаж переживает свою жизненную историю. Ему страшно и горестно находиться в лагере, где, кроме работы до изнеможения, голода, злости ничего нет. Все эти условия очень влияют на психотип и спектр эмоций.
Сборник «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова - это не просто запрещенная лексика. Это трагедия языкового сознания, привыкшего жить в состоянии постоянной несвободы. Язык оказывается решающей силой в этом выборе. Выясняется, что, несмотря на ложь и смерть, царящую в мире, язык нуждается в правде и жизни.
Главная цель героев сохранить эту способность к мысли, к слову. Вместе со словом человек восстанавливает
человеческий облик. Схематически такую трансформацию можно было бы изобразить так: злоба - равнодушие - бесстрашие -жалость и уже затем, самое высшее - слово.
Таким образом, «Колымские рассказы» - это поиски нового выражения, а тем самым и нового содержания. Новая, необычная форма для фиксации исключительного состояния, исключительных обстоятельств, которые, оказывается, могут быть и в истории, и в человеческой душе. В свою очередь изучение эмотивной лексики является важным и необходимым для осознания идейного смысла художественного текста и для понимания человеческой психологии в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенко Л. Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. - Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2018. - 145-156 с.
2. Максудова, Х. А. Функции эмотивной лексики / Х. А. Максудова // Молодой ученый. - 2022. - № 1 (396). - С. 275-277.
3. Седых А. П. Природа эмоций и их классификация в гуманитарных науках и языкознании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (125). - Т. 13. - С. 108-115.
4. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 208 с.