Научная статья на тему 'ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА В "КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ" В.Т. ШАЛАМОВА'

ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА В "КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ" В.Т. ШАЛАМОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОТИВНОСТЬ / ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА / КАРТИНА МИРА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова Елена Васильевна

В статье рассматриваются понятия «эмотивность» и «эмотивная лексика». Лексические средства играют ведущую роль в раскрытии эмотивного потенциала языка. В статье представлен анализ эмотивной лексики в художественном тексте (на материале сборника «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова), с целью выявить и описать особенности использования эмотивной лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIVE VOCABULARY IN "KOLYMA STORIES" V.T. SHALAMOV

The article deals with the concepts of "emotivity" and "emotive vocabulary". Lexical items play a crucial role in the emotive potential of a language. The author analyses emotive lexical items in a literary text (on the material of "Kolyma stories" by V.T. Shalamov), in order to identify and describe the features of the use of emotive vocabulary.

Текст научной работы на тему «ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА В "КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ" В.Т. ШАЛАМОВА»

УДК-82-3

ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА В «КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ» В.Т. ШАЛАМОВА

Ермакова Елена Васильевна

Магистрант Красноярского государственного педагогического

ниверситета им. В.П. Астафьева

atansy2@mail.ru

Крашенинникова Анастасия Евгеньевна

Научный руководитель, старший преподаватель Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

В статье рассматриваются понятия «эмотивность» и «эмотивная лексика». Лексические средства играют ведущую роль в раскрытии эмотивного потенциала языка. В статье представлен анализ эмотивной лексики в художественном тексте (на материале сборника «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова), с целью выявить и описать особенности использования эмотивной лексики.

Ключевые слова: эмоции, эмотивность, эмотивная лексика, картина мира, лексические средства

EMOTIVE VOCABULARY IN "KOLYMA STORIES" V.T. SHALAMOV

Ermakova Elena Vasilyevna

Master's student of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev atansy2@mail.ru

Krasheninnikova Anastasia Evgenievna

Scientific supervisor, senior lecturer of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev

The article deals with the concepts of "emotivity" and "emotive vocabulary". Lexical items play a crucial role in the emotive potential of a language. The author analyses emotive lexical items in a literary text (on the material of "Kolyma stories" by V.T. Shalamov), in order to identify and describe the features of the use of emotive vocabulary.

Keywords: emotions, emotivity, emotive vocabulary, picture of the world, lexical items

Чувства и эмоции представляет собой особую область, которая отражает духовную культуру и духовные ценности народа. Лингвисты давно обратили внимание на вопрос соотношения эмоций человека и механизмов их лингвистического обеспечения. Интерес представляют лексические средства, которые играют ведущую роль в раскрытии эмотивного потенциала языка. Цель нашей работы заключается в проведении анализа эмотивной лексики в художественном тексте (на материале сборника «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова).

Прежде всего, необходимо дать определение понятиям «эмотивность» и «эмотивная лексика» в современной лингвистической литературе, которыми мы будем в дальнейшем оперировать.

Эмотивность - это языковая категория, которая представляет собой имманентное свойство языка, выражающее психическое или эмоциональное состояние и переживание человека [3]. Под эмотивной лексикой в лингвистике понимается вся общность лексических средств, благодаря которым выражаются эмоциональные переживания и их проявления [1]. Эмотивная лексика имеет как положительную, так и отрицательную окраску. Она осуществляет семантическую

категоризацию эмоций, а также создает лексический ряд эмотивных средств языка [2].

Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов», прошел через ГУЛАГ, отдав ему почти двадцать лет своей жизни. Свой нечеловеческий опыт, как он сам его называет «подземный», он воплотил в слове. В основе

творчества Варлама Шаламова стоит человек. «Колымские рассказы» - попытка поставить и решить важные нравственные вопросы времени, сказать правду о человеке. В центре внимания - человек, находящийся в предельной ситуации, теряющий все свои человеческие качества, свойства.

Объектом нашего исследования в данной статье являются единицы лагерной речи в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова. В центре внимания писателя оказываются люди, попавшие в тюрьму -«враги народа». Варлам Шаламов в небольших по объему рассказах смог передать жизнь заключенных, их эмоциональные

переживания. Эмоции героев в «Колымских рассказах» представляют собой особую психологическую реальность. Совокупность их в тексте - своеобразное множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир персонажа в различных обстоятельствах, в отношениях с другими субъектами.

В своем исследовании мы выделяем четыре группы, представляющих эмотивную лексику в исследуемом произведении:

1) лексика со значением эмоционального отношения (любить, доволен, ненавижу, умереть, жить и др.).

Эмоциональные отношения - это переживание людьми своего отношения к другим людям, к предметам и явлениям объективного мира. В сборнике «Колымские рассказы» для заключенных очень важным компонентом общения является проявление эмоционального отношения к поведению, реакциям и сообщениям коммуникантов. Эмотивная лексика, представленная в рассказах, имеет различную частеречную принадлежность, однако наибольшую роль в анализируемых произведениях играют различные лексико-семантические группы глаголов, которые выражают различный аспект эмоций.

2) лексика со значением эмоционального состояния («Браво!», «Крышка!», «Черт побери!», «Захлопнись!» и др.).

Анализируемый ряд слов составляет большую часть всех эмотивных лексических единиц, представленных в тексте. Это связано с тем, что эмоциональные состояния являются непосредственной реакцией на многообразные реалии действительности: лица, предметы, события, явления, а именно лагерной жизни.

Чаще всего это негативное эмоциональное состояние, которое связано с местом пребывания и условиями жизни людей, которых лишили всего: свободы, близких и т.д.

3) лексика со значением эмоционального воздействия (рявкнуть, кричать, вопить, орать, радостно и др.).

Данная лексика представлена глагольным рядом в большинстве случаев. С помощью глаголов читатель видит эмоцию и действие говорящего.

4) лексика со значением эмоциональной характеризации («Вы фашист», «больной и голодный человек, хуже зверя», «злой и некрасивый», «сунулся, сволочь, поганая», «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», «ты, сука, я тебя убью, понял? Убью, гадюка поганая» и др.).

Эмоции героев в рассказах очень насыщенны. Они употребляют бранную лексику и очень эмоционально выражают ее. Данная лексика была запрещена в XX веке, тем более в печатном варианте. Каждый персонаж переживает свою жизненную историю. Ему страшно и горестно находиться в лагере, где, кроме работы до изнеможения, голода, злости ничего нет. Все эти условия очень влияют на психотип и спектр эмоций.

Сборник «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова - это не просто запрещенная лексика. Это трагедия языкового сознания, привыкшего жить в состоянии постоянной несвободы. Язык оказывается решающей силой в этом выборе. Выясняется, что, несмотря на ложь и смерть, царящую в мире, язык нуждается в правде и жизни.

Главная цель героев сохранить эту способность к мысли, к слову. Вместе со словом человек восстанавливает

человеческий облик. Схематически такую трансформацию можно было бы изобразить так: злоба - равнодушие - бесстрашие -жалость и уже затем, самое высшее - слово.

Таким образом, «Колымские рассказы» - это поиски нового выражения, а тем самым и нового содержания. Новая, необычная форма для фиксации исключительного состояния, исключительных обстоятельств, которые, оказывается, могут быть и в истории, и в человеческой душе. В свою очередь изучение эмотивной лексики является важным и необходимым для осознания идейного смысла художественного текста и для понимания человеческой психологии в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко Л. Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. - Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2018. - 145-156 с.

2. Максудова, Х. А. Функции эмотивной лексики / Х. А. Максудова // Молодой ученый. - 2022. - № 1 (396). - С. 275-277.

3. Седых А. П. Природа эмоций и их классификация в гуманитарных науках и языкознании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (125). - Т. 13. - С. 108-115.

4. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.