Научная статья на тему 'ЭМОДЗИ КАК ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЖЕСТЫ В ПОЗНАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: НЕВЕРБАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ЭМОДЗИ КАК ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЖЕСТЫ В ПОЗНАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: НЕВЕРБАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОДЗИ / ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЖЕСТЫ / КАРТИНИРОВАНИЕ / ЭМОЦИИ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зенкова Татьяна Леонидовна

Язык как важнейшая составляющая человека выполняет мыслетворческую функцию и отражает все происходящие в обществе процессы. Духовная культура человека может быть отражена в языке и познаваться как через вербальный, так и невербальный язык. Невербальный язык включает в себя жесты, репрезентированные в настоящее время через систему визуализированных знаков - эмодзи. Они как прототипы жестов, представляют собой так называемые визуализированные или картинированные жесты. Их используют в письменном общении более 92% всего населения земного шара: в основном пользуются категорией людей и смайликов. Эмодзи добавляют сообщениям человечности, делая диалоги между коммуникантами эмоциональными. Духовная культура, репрезентированная посредством визуализированных жестов, отражается сегодня и в объектах материальной культуры: в одежде; предметах обихода; в виде скульптур; картин и прочего с изображениями эмодзи. В статье приводятся разные трактовки описываемого языка общения, анализируются его функции, частота использования и распространения. Также рассматривается связь языка эмодзи с эмоционально-психологической составляющей духовной культуры современного общества. Данный подход требует дальнейшего рассмотрения учитывая гендерные, психологические, социальные и другие аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOJIS AS VISUALIZED GESTURES IN THE SPIRITUAL CULTURE STUDY OF MODERN SOCIETY: A NONVERBAL-SEMIOTIC APPROACH

Language as the most important component of a person, performs a thought-creating function and reflects all the processes taking place in society. The spiritual culture of a person can be reflected in language and be studied both through verbal and non-verbal language. Nonverbal language includes gestures currently represented through a system of visualized signs - emojis. They are like prototypes of gestures, they are so-called visualized or picture-gestures. More than 92% of the entire world’s population used them in written communication: the category of people and emoticons are mainly used. Emojis add humanity to messages, making dialogues between communicants emotional. The spiritual culture represented through visualized gestures is reflected today in objects of material culture: in clothes; household items; in the form of sculptures; paintings and other things with emoji images. The article presents different interpretations of the described communication language, analyzes its functions, frequency of use and distribution. The connection of the emoji language with the emotional and psychological component of the spiritual culture of modern society is also discussed. This approach requires further consideration, taking into account gender, psychological, social and other aspects.

Текст научной работы на тему «ЭМОДЗИ КАК ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЖЕСТЫ В ПОЗНАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: НЕВЕРБАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Эмодзи как визуализированные жесты в познании духовной культуры современного общества: невербально-семиотический подход

Зенкова Татьяна Леонидовна,

кандидат философских наук, доцент кафедры романо-германской и русской филологии, Сочинский государственный университет

E-mail: zenkovatl@yandex.ru

Язык как важнейшая составляющая человека выполняет мыс-летворческую функцию и отражает все происходящие в обществе процессы. Духовная культура человека может быть отражена в языке и познаваться как через вербальный, так и невербальный язык. Невербальный язык включает в себя жесты, репрезентированные в настоящее время через систему визуализированных знаков - эмодзи. Они как прототипы жестов, представляют собой так называемые визуализированные или картинированные жесты. Их используют в письменном общении более 92% всего населения земного шара: в основном пользуются категорией людей и смайликов. Эмодзи добавляют сообщениям человечности, делая диалоги между коммуникантами эмоциональными. Духовная культура, репрезентированная посредством визуализированных жестов, отражается сегодня и в объектах материальной культуры: в одежде; предметах обихода; в виде скульптур; картин и прочего с изображениями эмодзи. В статье приводятся разные трактовки описываемого языка общения, анализируются его функции, частота использования и распространения. Также рассматривается связь языка эмодзи с эмоционально-психологической составляющей духовной культуры современного общества. Данный подход требует дальнейшего рассмотрения учитывая гендер-ные, психологические, социальные и другие аспекты.

Ключевые слова: духовная культура; эмодзи; визуализированные жесты; картинирование; эмоции; невербальный язык; цифровая коммуникация.

о с

U

со см о см

В основе любой культуры лежит язык, который представляет собой универсальную семиотическую систему, где все знаки, в том числе и знаки самого языка, выражаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре в качестве системы знаков, а также как речемыслительная деятельность и как совокупность слов.

О связи языка и культуры написано немалое количество работ и тот факт, что эти два понятия взаимосвязаны и рассмотрение одного невозможно без другого, давно является неоспоримым фактом. Согласно В. фон Гумбольдту «язык неотделим от человеческой культуры и представляет собой важнейший ее компонент, он тесно переплетен с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его локального прогресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры» [1].

Прежде чем детально подойти к исследованию заявленной проблематики, хотелось бы подчеркнуть, что содержательно-смысловой объем понятия духовной культуры включает в себя не только нравственное, философское и религиозное содержание, но и явления, имеющие отношение к сознанию, эмоционально-психологическим и интеллектуальным процессам. В этой связи хотелось бы остановиться на познании эмоционально-психологических явлений в современном обществе. В эпоху визуализации и картинирования, все больше человек начинает выражать свои эмоции посредством символов и знаков, отчасти и оттого, что в современном обществе люди широко используют электронные средства связи в сети Интернет. Цифровая (электронная) коммуникация уже очень прочно вошла в социум, тем самым «поразив» как материальную, так и духовную сферы жизни человека.

Сегодня можно очень много перечислять визуальных знаков и символов невербального общения, но нам бы хотелось рассмотреть эмодзи, как продукт цифровой коммуникации и очень популярный в Интернет общении в настоящее время. Первые эмодзи появились в конце XX века в Японии. Эмодзи (яп. где |£(э) - пиктограмма, кар-

тинка; а Й^ (модж(з)и) - знак, символ). Основателем эмодзи считается Сигетака Курита, сотрудник оператора сотовой связи в Японии, который объединил всю графику необходимую для сервиса на мобильных устройствах с помощью нарисованных собственноручно эмодзи с целью экономии трафика и быстрой загрузки страницы. Они были внедрены в 2000 году и изначально использо-

вались в качестве информационных пиктограмм. Эти картинки понравились людям и стали использоваться ими для выражения эмоций и украшения текста.

Лингвист Тайлер Шнобелен отмечает, что мы являемся свидетелями рождения нового типа языка, где эмодзи помогают передать эмоции и чувства, тем самым выразить духовную составляющую человека через знаки невербальной коммуникации.

В настоящее время на официальном сайте консорциума Unicode опубликована статистика использования эмодзи по всему миру. 92% населения используют их в своих информационных сообщениях, популярным из которых является «лицо со слезами радости» На втором месте «красное сердце» V1, на третьем - «кататься на полу от радости» ^t, на четвертом - «палец вверх» , на пятом - «громко плачущее лицо»

,

на шестом - «сложенные руки» на седьмом - «лицо, посылающее воздушный поцелуй» Ч на восьмом - «улыбающееся лицо с сердечками» ; на девятом - «улыбающееся лицо

с глазами-сердечками» , и на десятом месте -«улыбающееся лицо с улыбающимися глазами»

Любопытно, что из общего количества эмодзи, которых около 4000, отправители пользуются лишь порядка 100 или чуть больше. Unicode также отмечает, что начиная с 2021 года изменилось значение некоторых эмодзи. Например, «согнутый

бицепс» , который обозначает силу, успех или физические упражнения, стал все больше использоваться как символ получения вакцины или закатанного рукава [2]. Этот факт свидетельствует и о том, что в связи с изменениями в обществе (активизация вакцинации против Ковид-19) меняется и язык символов. Невербальный язык меняется вместе с вербальным, отражая реалии человеческой жизни.

На сайте института общественного мнения приведена статистика использования эмодзи российскими интернет-пользователями. Указывается, что в целом - 66% населения пользуются подобными пиктограммами в своих переписках. Причем 75% из них - это женщины и 25% - мужчины. 80% респондентов составили молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Также стоит отметить, что среди всех эмодзи популярностью пользуются смайлы - желтые стилизованные изображения лица - 52% респондентов пользуются подобными эмодзи. Также выявлено, что среди молодежи большей популярностью пользуются эмодзи с изображением животных, природы и различных символов, а среди респондентов средних лет и пожилых - это люди, деятельность и предметы. Что касается наиболее часто отправляемых, то были отмечены смайлы с просто улыбающимся лицом J , со смеющимся лицом «;, со смеющимся до слез

и отправляющий воздушный поцелуи с сердечком - [3].

В целом почти все интернет-пользователи (91%) положительно относятся к использованию эмодзи при общении, и только 2% респондентов категорически негативно воспринимают их. Большинство опрошенных (75%) считают, что при помощи эмодзи возможно передать интонацию, эмоции и даже смысл текста. 41% россиян считают их удобных и быстрым способом передать информацию, а 30% думают, что они придают переписке некую эмоциональную окраску и являются экономичным и быстрым средством коммуникации. 24% респондентов отметили, что они стали привычным элементом общения. Аналитики также отмечают, что с каждым годом динамика использования эмодзи показывает заметный рост.

Понятие «эмодзи» можно рассмотреть с различных точек зрения. Интернет-пользователи и в целом общество использует эмодзи как средство коммуникации, позволяющее заменить длинный текст одним символом, картинкой. Социологи и лингвисты преимущественно рассматривают данный термин как технологию, позволяющую создавать невербальные смысловые конструкции и отражать политический, идеологический или иной завуалированный контекст в коммуникации между людьми.

Современный филолог А.И. Ускова в своей работе про эмодзи выделяет ряд их функций: дублирования (Ура! Лето! ); замещения (Купи

мне смыслообразования, когда посредством нескольких эмодзи выстраиваются целые фра-

эмодзи

Vf .

о

зы (Я сегодня " Ч); дополнительное значение, когда нужно изменить значение вербального высказывания (- Пойдешь гулять? - Нет *-' ) [6]. В этой связи, на наш взгляд целесообразно выделить те эмодзи, которые помогают выразить эмоции и чувства человека, как раз и относящиеся к духовно-нравственной сфере человека и те, которые помогают дополнить либо заменить отрезок текста. На сегодняшний день стандартный набор эмодзи включают в себя следующие категории: 1) смайлики и люди; 2) животные и природа; 3) еда и напитки; 4) мероприятия; 5) путешествия и места; 6) объекты 7) символы. Из приведенного выше опроса видно, что в основном человек используют в своем цифровом общении первую категорию, которая олицетворяет в виде смайлов эмоции и чувства человека, её же и следует отнести к духовно-нравственной сфере человека.

Отсюда следует вывод, что современному человеку не чуждо все то, что называется человечностью, а именно выражение своих душевных переживаний, побед и разного вида эмоций через знаки невербального языка. Он «раскрывает свою душу» посредством картинированного или визуализированного контента в силу сложившейся на сегодняшний день цифровой коммуника-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ции без которой невозможно представить ни одну сферу общения.

В настоящее время исследования филологов и психологов доказывают тот факт, что эмодзи способны заменять чувства, мысли и эмоции коммуникантов. Ряд японских ученых пришел к выводу, что эмодзи в виде смайлов воспринимаются человеческим мозгом как настоящие улыбки. Настроение человека меняется и он начинает чувствовать те эмоции, которые олицетворяет та или иная пиктограмма. Так, эмодзи представляют собой визуализированные или картиниро-ванные эмоции, доносящие до коммуниканта полный смысл высказывания во всех его красках, они схожи с языком жестов, когда по телефону нужно что-то выделить голосом, а при устном высказывании подтвердить жестом.

Таким образом, эмодзи как и другие элементы невербальной коммуникации прочно заняли свою нишу в этой области знаний и могут быть объектом невербальной семиотики в качестве картини-рованных или визуализированных жестов. В словаре языка русских жестов Григорьевой С.А., Григорьева Н.В., Крейдлина Г.Е. можно встретить вместе с иллюстрациями как раз те рисунки, которые и отражены в виде эмодзи для использования в цифровом общении. Например. в словаре мы можем увидеть описание жеста «закрыть лицо

руками» и рядом вот эту картинку [3, с. 50],

о с

и

со

которая соответствует данному эмодзи

Уже в 70-х годах известный психолог Альберт Майерабиан установил, что во время общения вербально (при помощи слов) передается только 7% информации, за счет голоса - 38% информации и невербально (при помощи знаков) - 55% всей воспринимаемой информации [7, с. 43].

Анализ социокультурной ситуации не только в России, но и во всем мире показал, что эмодзи стали неотъемлемой частью жизни. Тысячи произведений искусства представлены в виде эмодзи: картины известных художников, скульптуры, а также созданные современными дизайнерами арт-объекты. Модельеры не остаются в стороне и выпускают коллекции одежды с эмодзи-принтами и аксессуарами, повсюду в продаже можно встретить наклейки, обложки для смартфонов, различные украшения с этой символикой. Средства массовой информации также транслируют эмодзи на многомиллионную аудиторию через журналы и информационные каналы. Это свидетельствует о том, что феномен эмодзи не ограничился лишь средством общения в цифровой коммуникации, он проник во все сферы деятельности человека и стал неотъемлемой частью массовой культуры, которая накладывает свой отпечаток как на материальную, так и на духовную жизнь общества.

Кроме того, следует добавить, что подобное общение имеет свою специфику. Американский лингвист, Т. Шнобелен, проводя исследования по ис-

пользования эмодзи в интернет-коммуникации, сделал вывод о том, что в зависимости от национальности, географического положения, возраста, половой и социальной принадлежности и т.д. использование эмодзи варьируется. Он доказал, что подобное общение основывается на тех же принципах, что и формирование региональных диалектов естественных языков [8]. Интересную особенность имеет и коммуникация между друзьями, где люди в основном использую какие-то определенные эмодзи, формируя свой собственный визуализированный сленг. Это еще раз подчеркивает, что невербальный язык посредством эмодзи может отражать психологические, социальные, культурные и другие процессы, происходящие в обществе, и с помощью подобных визуализированных жестов можно изучить и познать духовную составляющую современного человека.

Нельзя не сказать и о негативном воздействии использования эмодзи. У современного человека теряются речевые способности, утрачиваются навыки художественной речи, что ведет к обеднению собственно языковых средств высказывания. В своей работе российский ученый Е. Помельни-кова связывает деградацию речи и интеллекта с чрезмерным употреблением эмодзи. Она приводит в своем исследовании доказательство того, что у молодых людей, пользующихся в мобильной переписке большим количеством эмодзи Ю меньше, чем у тех, кто предпочитает выражать эмоции словами [5, с. 24-30].

Выводы

Таким образом хотелось бы подытожить все вышесказанное и сделать следующие выводы:

1. Язык как важнейшая составляющая человека выполняет мыслетворческую функцию и отражает все происходящие в обществе процессы;

2. Духовная культура человека может быть отражена в языке и исследоваться как через вербальный, так и невербальный язык;

3. Невербальный язык включает в себя жесты, репрезентированные в настоящее время через систему визуализированных знаков - эмодзи;

4. Эмодзи используют в письменном общении более 92% всего населения земного шара: в основном пользуются эмодзи, представляющие категорию людей и смайликов;

5. Эмодзи добавляют сообщениям человечности, делая диалоги между коммуникантами эмоциональными;

6. Эмодзи, как прототипы жестов, представляют собой так называемые визуализированные или картинированные жесты, способные отражать явления духовной культуры современного общества исходя из географического, психологического, гендерного и других особенностей;

7. Современный человек не стал более беден на эмоции и выражения своих чувств: они просто перешли в стадию картинирования, визуального кодирования;

8. Духовная культура, репрезентированная посредством визуализированных жестов, отражается сегодня и в объектах материальной культуры в виде одежды, предметов обихода, скульптур, картин и т.д. с изображениями эмодзи.

Изучая такое сложное и комплексное явление как духовная культура, следует рассматривать разные подходы и методы исходя из современной парадигмы научного знания и актуальной научной информации. В нашем исследовании мы постарались познать суть духовной культуры современного общества посредством языка, а именно невербального акта коммуникации через визуализированные жесты - эмодзи. Данный невербально-семиотический подход раскрывает, на наш взгляд, эмоционально-психологическую составляющую духовной культуры современного общества и требует дальнейшего рассмотрения учитывая ген-дерные, психологические, социальные и другие аспекты.

Литература

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений [Электронный ресурс]. URL: http://project.phil. spbu.ru/lib/data/ru/alpatov/humboldt.html (дата обращения: 19.04.2023 г.).

2. Воронин О. Стало известно сколько людей используют эмодзи в переписке. Человечество обречено? [Электронный ресурс]. URL: https://www.iguides.ru/main/other/stalo_izvestno_ skolko_lyudey_ispolzuet_emodzi_v_perepiske_ degradatsiya_ryadom/ (дата обращения: 05.11.2022 г.).

3. Григорьева С.А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. М.: Яз. рус. культуры; Вена: Wiener Slawistiscer Almanach, 2001. - С. 50.

4. Когда много эмоций или нечего сказать: россияне - об эмодзи в онлайн-переписках [Электронный ресурс]. URL: https://iom.anke-tolog.ru/2021/07/15/emoji (дата обращения: 05.11.2022 г.).

5. Помельникова Е.А. Отражение языковых способностей молодежи в субкультуре мобильной коммуникации // Вестн. Самар. гуманит. акад. Сер. «Психология». 2011. - № 1. - С. 24-30.

6. Ускова А.И. Эмодзи как феномен цифровой коммуникации XXI века [Электронный ресурс]. URL: https://www.alba-translating.ru/ru/ru/arti-cles/2019/uskova-2019.html (дата обращения: 04.11.2022 г.).

7. Mehrabian A. Silent Messages. Belmont, California: Wadsworth Publishung Company. 1971. 152 p.

8. Schnoebelen T. Do you smile with your nose? Stylistic variation in Twitter emoticons. University of Pennsylvania Working Papers in Linguistics, 2012, vol. 8, iss. 2, pp. 116-125.

EMOJIS AS VISUALIZED GESTURES IN THE SPIRITUAL CULTURE STUDY OF MODERN SOCIETY: A NONVERBAL-SEMIOTIC APPROACH

Zenkova T.L.

Sochi State University

Language as the most important component of a person, performs a thought-creating function and reflects all the processes taking place in society. The spiritual culture of a person can be reflected in language and be studied both through verbal and non-verbal language. Nonverbal language includes gestures currently represented through a system of visualized signs - emojis. They are like prototypes of gestures, they are so-called visualized or picture-gestures. More than 92% of the entire world's population used them in written communication: the category of people and emoticons are mainly used. Emojis add humanity to messages, making dialogues between communicants emotional. The spiritual culture represented through visualized gestures is reflected today in objects of material culture: in clothes; household items; in the form of sculptures; paintings and other things with emoji images. The article presents different interpretations of the described communication language, analyzes its functions, frequency of use and distribution. The connection of the emoji language with the emotional and psychological component of the spiritual culture of modern society is also discussed. This approach requires further consideration, taking into account gender, psychological, social and other aspects.

Keywords: spiritual culture, emojis, visualized gestures, picturing, emotions, nonverbal language, digital communication.

References

1. Alpatov V.M. History of linguistic teachings [Electronic resource]. URL: http://project.phil.spbu.ru/lib/data/ru/alpatov/hum-boldt.html (accessed: 04/19/2023).

2. Voronin O. It became known how many people use emojis in correspondence. Is humanity doomed? [electronic resource]. URL: https://www.iguides.ru/main/other/stalo_izvestno_skolko_ lyudey_ispolzuet_emodzi_v_perepiske_degradatsiya_ryadom / (date of reference: 05.11.2022).

3. Grigorieva S.A. Dictionary of the Russian sign language / S.A. Grigorieva, N.V. Grigoriev, G.E. Kreidlin. M.: Lan. rus. culture; Vienna: Vienna Almanac of Slavists, 2001. - p. 50.

4. When there are a lot of emotions or nothing to say: Russians -about emojis in online correspondence [Electronic resource]. URL: https://iom.anketolog.ru/2021/07/15/emoji (date of reference: 05.11.2022).

5. Pomelnikova E.A. Reflection of the linguistic abilities of youth in the subculture of mobile communication // Vestn. Samar. humanitarian. acad. Ser. "Psychology". 2011. - No. 1. - pp. 2430.

6. Uskova A.I. Emoji as a phenomenon of digital communication of the XXI century [electronic resource]. URL: https://www.al-ba-translating.ru/ru/ru/articles/2019/uskova-2019.html (date of reference: 04.11.2022).

7. Mehrabyan A. Silent messages. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company. 1971. 152 p.

8. Shnobelen T. Are you smiling with your nose? Stylistic variations in Twitter emoticons. University of Pennsylvania Working Papers on Linguistics, 2012, volume 8, iss. 2, pp. 116-125.

C3

о

CO

-a

1=1

А

—I

о

C3

о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.