Научная статья на тему 'Емкость рынка исламского банкинга'

Емкость рынка исламского банкинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ БАНКИ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ / ФАКТОРЫ ИС-ЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ISLAMIC BANKS / ETHICS / BANKING INNOVATION / FACTORS OF ISLAMIC ECONOMIC METHODOLOGY / THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каирденов С.С., Патласов О.Ю.

Статья посвящена интеграционным процессам внедрения исламских финансов в глобальную экономику, основанным на повышающемся спросе на исламские инвестиционные ресурсы. Дана оценка потенциальному рынку исламских банковских продуктов. Доказывается, что этические финансы способны амортизировать контуры мирового финансового кризиса. Процесс развития исламской банковской системы основан на требовании поиска новой стратегии совершенствования существующего механизма и экономических ниш исламского банкинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPACITY OF THE ISLAMIC BANKING MARKET

The authors consider in this scientific publication features the origin and development of Islamic banking. This paper presents a theoretical and practical material on the principles and laws of the existence of an Islamic bank, as well as the proposed integrative processes and influencing factors of ethical principles of Islam in the traditional banking system. The article is devoted to the integration processes of introduction of Islamic finance in the global economy, based on the increasing demand for Islamic investment funds. The estimation of potential market Islamic banking products. It is proved that ethical finance are able to absorb the contours of the global financial crisis. The development of the Islamic banking system is based on the requirement of finding a new strategy to improve the existing mechanism and economic niches of Islamic banking.

Текст научной работы на тему «Емкость рынка исламского банкинга»

Malykhin, (Federal state Autonomous educational institution of higher professional education «national research University «Higher school of Economics»), [SPb.]:On 9.10.2014. - Mode of access: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ ru/—ep14-09/1278-a

Grahov.A. A. Zhirova E. I., Crowdfunding technology as a way to implement social projects. - Collection of scientific papers III International scientific conference. Tomsk, 2016. P. 373-377. Publisher: national Tomsk Polytechnic University

(Tomsk). ISS: 978-5-4387-0672-4 BBK: 32.397 lo UDK:004(063). S. 373-377

Алексей Александрович Грахов (Россия, Омск) - аспирант ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (644105,0мск, ул.4-я Челюскинцев, 2А, e-mail: 12-m@mail.ru)

Aleksej Aleksandrovich Grahov (Omsk, Russian Federation) - Graduate student, Omsk Humanitarian Academy (644105, Russia, Omsk region, Omsk, st. Cheluskincev 4, 2A), e-mail: 12-m@mail.ru)

II II III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III NIM

УДК 336.6

ЕМКОСТЬ РЫНКА ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА

С.С. Каирденов1, О.Ю. Патласов2 1 Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, Казахстан, г. Кокшетау 2Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия, Россия, г. Омск

Аннотация. Статья посвящена интеграционным процессам внедрения исламских финансов в глобальную экономику, основанным на повышающемся спросе на исламские инвестиционные ресурсы. Дана оценка потенциальному рынку исламских банковских продуктов. Доказывается, что этические финансы способны амортизировать контуры мирового финансового кризиса. Процесс развития исламской банковской системы основан на требовании поиска новой стратегии совершенствования существующего механизма и экономических ниш исламского банкинга.

Ключевые слова: исламские банки, этические принципы, банковские инновации, факторы исламской экономической методологии, организация исламского сотрудничества.

ВВЕДЕНИЕ

Создание виртуальной экономики, кратно превышающей реальный сектор, надутые финансовые пузыри, приведшие к мировому банковскому кризису, показали, что этический банкинг, прежде всего исламский, а также сберегательные кассы проявили высокую финансовую устойчивость уже хотя бы потому, что не работали в секторе рисковых финансовых инструментов. В сфере банковских услуг, которые заполонили не только реальный, но и виртуальный сектор экономики, приведший к мировому кризису, отмечается высокое доверие к финансовым инструментам исламского банка, осуществляющий свою деятельность на этических принципах ислама [1]. Несмотря на сохраняющиеся контуры мирового экономического кризиса, исламские финансовые систе-

мы демонстрируют свой жизнеспособный механизм, характеризующийся надежностью и устойчивостью, хотя в структуре мировых финансов исламские финансы составляют всего 1% от мирового объема финансов. Весь объем исламских финансовых активов составляет 3 триллиона долларов США в 75 страх мира по последним оценкам экспертов [2] тогда как активы одного лишь китайского Торгово-промышленного банка, обладающего отличной клиентской базой, диверсифицированной структурой бизнеса, сильным инновационным потенциалом и конкурентоспособностью на рынке и предоставлением комплексных финансовых продуктов и услуг 5,320 тыс. корпоративных клиентов и 496 млн. частным лицам, а по состоянию на конец 2015 года, совокупные активы Банка составили 22,209,780 млн.

юаней, что при примерном курсе на февраль 2017 г. 1 $ 6.85 ¥, что больше всех исламских банковских активов [3].

Православный банкинг вообще имеет только контуры. На практике существует банк, основным акционером которого является Русская православная церковь,- «Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «ПЕРЕСВЕТ» (Акционерное общество) зарегистрирован Банком России 13 октября 1992 года, активы-нетто Банка составили 200.3 млрд. рублей, он входит в топ-50 российских банков, но это универсальный коммерческий банк [4].

В этой связи, по мнению экспертов в области исламских финансов, исламские финансы все увереннее занимают все новые позиции в мировой финансовой системе. К примеру, Государственный банк Пакистана (State Bank of Pakistan (SBP) подсчитал, что доля рынка исламского банкинга в стране может увеличиться на 100% в течение следующих 5 лет [5].

Несмотря на утверждение Президента Турции РТ Эрдогана о том, что «...экономика как таковая не имеет религии», главные составляющие экономического развития исламского банка являются гуманизм, информация и денежно-кредитная политика [6]. Так, например, исламский банкинг в Турции существенно обогнал темпы роста обычного банкинга за последние 10 лет. Банки участия в стране удвоили свою долю в величине общих банковских активов и довели ее до 5% по состоянию на конец 2015 года в сравнении с 2,5% в 2005 году. По состоянию на конец 2015 года величина активов сектора составляла 42,2 млрд долларов - в 5,6 раз больше, чем на конец 2005 года, как говорилось в последнем отчете S&P Ratings по исламскому банкингу. С введения исламского банкинга в Турции в 1985 году исламские банки значительно разрослись благодаря частному капиталу, в частности, посредством организаций, связанных со странами Залива, в т.ч., исламских банков Кувейта и Бахрейна. После достижения пиковой величины в 5,5% в 2013 году рыночная доля сектора несколько снизилась до 5,2% в 2014 году и 5,1% в 2015 году. Эти данные не следует воспринимать с пессимизмом, поскольку снижение было во многом связано с крупным сокращением баланса Asya Katilim Bankasi, испытывавшего трудности в последние годы. За вычетом этого влияния исламские банки страны продолжили расширять свои балансы динамичными темпами. В 2016-2019 гг экспер-

ты ожидают расширения экономики Турции на величину порядка 3% в год. С учетом дополнительного капитала двух новых банков участия можно предположить, что темпы роста активов банков участия в целом будут выше темпов роста остального банковского сектора Турции. В настоящее время в Турции насчитывается 6 исламских банков, из них 2 открылись в 2015 году. Ziraat Katilim Bankasi, принадлежащий государственному Ziraat Bank, начал свои операции как раз в прошлом году. К концу года у него уже имелось 33 филиала [7].

Ориентация на этические индикаторы реализована, например, в Бутане, где ориентируются не на ВВП, а на «валовое национальное счастье»; учитывающее общую экономическую ситуацию, удовлетворенность населения, а также буддистские духовные ценности, на основании которых только и можно развивать экономику.

В России исламские окна или определенные банковские продукты предлагают нижегородский «Эллипс банк», казанский «Булгар банк». Внешэкономбанк и Группа Исламского банка развития (Islamic Development Bank Group) заключили Меморандум о взаимопонимании. Среди небанковских организаций, «Ак Барс Банк», ВТБ, «UFS Инвестмент» и др.

При условии достаточной скорости осваивания новейших информационных и научных технологий коммерческий банк имеет высокие возможности устойчивого конкурирования в мировой банковской среде. Конкурентная среда в банковском секторе услуг требует от нового участника рынка высокотехнологических банковских продуктов и услуг, стимулируя постоянное повышение качества банковского обслуживания клиентской базы. Резкое возрастание конкуренции в системе банковского рынка диктует особого внимания к предоставленному ассортименту и номенклатуре банковского продукта. Проектирование банковского продукта должно характеризоваться всесторонним учетом интересов трех сторон: интересов самого банка, интересов клиентов банка и интересов государства в котором работает данный банк.

ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ: ПРИНЦИПЫ, ПРОДУКТЫ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РОСТ

Под емкостью рынка банковских услуг понимается совокупный оборот по данному виду банковских операций (услуг), осуществленных (предоставленных) всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации [8].

Традиционно исламские банки занимают устойчивые позиции в странах, исповедующих коран, таких как Пакистан, Иран, Малайзия. В таких немусульманских странах, как Великобритания, Дания, Филиппины объем активов, управляемых исламскими принципами, достигает 100 миллиардов американских долларов. Количественные данные об объеме мировой финансовой системы, такие как наличие 4 исламских банковских холдинговых компаний, 100 исламских коммерческих банков, 16 исламских инвестиционных банков, 34 исламских финансовых и инвестиционных компаний, около 30 исламских страховых компаний и перестраховочных обществ, 10 компаний по доверительному управлению, 8 крупных исламских международных торговых компаний, 8 брокерских компаний, 6 исламских специализированных лизинговых компаний и 4 дисконтных дома демонстрируют переход от обычной традиционной системы банковских услуг к банкам исламского толка [9]. Кроме вышеперечисленных данных, следует отметить частичное использование исламских банковских инструментов в управлении активами, такие как, например, исламские страховые ассоциации и союзы, консалтинговые и рекру-тинговые фирмы, бухгалтерские организации, аудиторские и юридические компании. В настоящее время множество крупных западных банков (ABN Amro, Citibank, Société Générale, Goldman Sachs, Nomura Securities и другие) имеют отделы, специальные подразделения, предоставляющие клиентам исламскую финансовую продукцию [10].

Главнейшим принципом деятельности исламских банков считается принцип создания системы отношений банка и его потребителя, базирующийся на сотрудническом партнерстве и разделении потенциального риска участниками сделки. Сторонники по внедрению исламских банков в страны бывшего СНГ считают существенным конкурентным преимуществом исламского банка «справедливое инвестирование», при котором инвестиции направлены в реальные сектора производства, а не в финансовый рынок. Важно отметить общеизвестный факт, что Ватикан стал на сторону исламской банковской системы, призывая традиционную банковскую систему вернуть нравственные системы и в марте 2009 года в своей официальной газете «L'OsservatoreRomano», подчеркивалось необходимость исследования принципов исламского банка. Необходимость исследования этических принципов исламских банков подчеркивается экспертами

и рекомендуется как элемент антикризисной программы в первый раз при развитии Азиатско-Тихоокеанского экономического кризиса 1997-1998годов. Западная система теряла интерес к изучению этических принципов исламских банков после преодоления очередного экономического кризиса. Существующая мировая банковская система имеет теоретическую базу на основании теории финансового портфеля Марковица, принципах корпоративного финансирования Модильяни и Миллера и многих других. Солидарный принцип в распределении прибыли исламских банков часто используется в проектном финансировании традиционных банков, теоретической базой которых являются перечисленные теории финансов. Очевидным фактом сегодня является полное восприятие научной общественностью исламских банков как официальных игроков мировой экономики и финансов. В современном экономическом мире пока только государство Судан стопроцентно использует чисто исламскую банковскую систему. Стоит отметить, что крупным финансовым исламским центром является Великобритания, которая идет впереди Пакистана, Судана, Турции, Египта. Полная адаптация в систему традиционного банка исламских банков произошла на основе изменения национального законодательства государственной политики в области исламских банков. В 2003 году в Великобритании правительством ликвидировано двойное налогообложение на операции с недвижимостью, расширились налоговые льготы по исламскому финансированию.Наряду с этим реформирован механизм эмиссии исламских облигаций в Лондоне. Также установлено соответствие процессов регулирования исламских банков с уставными целями на территории Великобритании. Для достижения антикризисных целей в Великобритании создали развитую систему поддержки исламских банков, включив семь биржевых фондов и сеть образовательных учебных заведений. Надо отметить, что первые исламские облигации выпущены в Европе в Германии. Такая крупная европейская страна как Франция, имея 10% в своей структуре мусульманского населения, вынуждена вести адаптационные мероприятия в своем законодательстве по внедрению исламского банка в существующую систему. Растущий спрос во Франции на исламские банковские продукты, формируются 5 млн. человек с высоким доходом, обеспечивая появление благоприятной среды для роста исламских банков.

Традиционные банки имеют большой шанс

Таблица 1 - Классификация инноваций для банковского дела

№ Признак классификации Вид банковской инновации Содержание банковской инновации

1 Географический уровень Мировой уровень Не имеет аналогов в мировой практике банковского дела

Национальный уровень Инновация в пределах одного государства

Корпоративный уровень Инновация в пределах одной банковской системы

Элементарный уровень Инновация в пределах единицы банковской системы

2 Природа инновации Реактивные Ответные инновации на рынке

Стратегические Инновации реализуют генеральную линию поведения банка на рынке

3 Уровень удовлетворения потребностей потребителя Инновации ориентированы на текущие потребности клиентов Поведение банка как запоздалая реакция на текущую ситуацию рынка

Формирующие новые потребности клиента Расширяет клиентскую базу

4 Направленность На продукт банка Новые банковские продукты

На услуги банка Новые услуги

На технологии банка Новые технологии обслуживания клиентов

На менеджмент банка Новые методики и системы мотивации кадров банка

5 Экономическое содержание Технологические инновации Определение экономической эффективности от создания инновации

Продуктивные инновации Определение экономической эффективности от эксплуатации инновации

применить этические принципы исламских банков в своей деятельности в категории инноваций при применении стратегий фокусирования на потребителе продуктов банка. Также считают и поддерживают применение принципов исламских банков как инновации в традиционных банках:

- исламская финансовая модель - это прежде всего, инновационный продукт, который способен придать дополнительный импульс развитию экономики [11];

- инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого эффекта [12];

Итогом изучения работ авторов по инновационному менеджменту: А.И.Пригожина, М. Хучека, С.Д. Ильенковой, П.Н. Завлина, O.P. Жданова, A.M. Карминского и др. явилась та-

бличная классификация инноваций для банковского сектора экономики, составленная авторами (см. табл. 1).

Принципы исламского банка используются традиционными банками на всей территории бывшего СНГ, во избежание финансовых кризисов, принимают стратегическую линию инновационного развития исламских банковских продуктов через исламские окна с учетом научного изучения и анализа внешней среды. Изучение и анализ внешней среды показал, как отмечает М. Арифф, что некоторые экономические теории Запада затрудняют использование принципов исламского банкинга, такие, как теория конкуренции Портера, теория максимизации прибыли фирмы, теория процентной ставки [13]. Утверждается, что пост-кейнсиан-ская теория денег эндогенностью подчеркивает важность банковских кредитов, вызывающих изменения денежной массы. Ставится под

Таблица 2 - Стратегия фокусирования исламского банка

Характеристики стратегии банка Пример

1 2

1 Необходимые рыночные условия

А Потребности клиентов в данном банковском продукте разнообразны Этические потребности Экономические потребности

В Существование рыночной ниши для концентрации деятельности банка 20 миллионов носителей Мусульманской веры

С Конкуренты не рассматривают данную экономическую и рыночную нишу как ключевой фактор успеха Традиционная банковская структура

Д Ресурсы банка временно не способны обслуживать весь рынок банковских продуктов Процесс интеграции в начальном состоянии

Е Величина рыночной ниши потенциально обеспечивает прибыльность банка Прогноз положительный

2 Риски

А Рыночная ниша привлекательна для конкурентов со временем Появление «исламских окон»

В Различие ценовой шкалы по банковским продуктам Инфляционные процессы

С Отличия между целевым сегментом рынка и общим могут снизиться Глобализационные процессы

Д Возможность конкурентов специализироваться в данной рыночной нише Диверсификация продукта в традиционных банках

Е Другие риски банка

сомнение теории сторонников эндогенной денежной массы, доказывающих, что банки создают деньги путем удовлетворения денежных требований экономических агентов [14]. Несмотря на объективный характер перечисленных экономических законов и математическую сущность данных законов экспертами исламской экономики они объявлены сомнительными. Наряду с этим эксперт исламской экономики Чапра М. Умар подчеркивает, что целью исламского экономического развития является социально - экономическая справедливость, при котором должны учитываться интересы всех групп мусульман, независимо от цвета кожи [15]. Понятие экономической в исламской экономике справедливости означает неприятие эксплуатации человека и ликвидацию злоупотребления правами других на основе внимательного отношения к процессу распределения благ. Справедливое распределение благ подразумевает помощь неимущим слоям общества, а также, сбор и выплату Закята. Свобода личности в исламской экономике счи-

тается самой главной целью, ради которой и приводится в движение весь механизм рынка.

Менеджмент банков с точки зрения их этической направленности опирается на систему принципов справедливости и честности по отношению к интересам всего общества. Современные процессы с элементами инноваций экономической деятельности традиционного банка могут стать началом к переходу на новые рельсы банковской деятельности с применением принципов и продуктов религиозного банкинга (православного, исламского) для привлечения нового сегмента потребителей и для решения проблем экономического и политического кризиса на территориях бывшего СНГ. Несмотря на неуклонный рост и повышение уровня конкурентоспособности исламская финансовая индустрия является зависимой от качества интеллектуальных ресурсов и потока инвестиций в научные исследования исламской экономики в целом. Существование острой необходимости в системной подготовке высококвалифицированных кадров являет-

Таблица 3 - Сравнение банковских систем

Вид банка Истоки Принципы Законы

1 2 3 4

1 Традиционный банк Венеция 1587 год Ростовщические Закон стоимости Закон конкуренции Закон процентной ставки Закон спроса и предложения Basel 4 Кодекс этических принципов банковского дела (АРБ, 2008)

2 Исламский МитГамбр Египет 1963 год Этические Коран Шариат

3 Христианский Ветхий Завет с описанием «юбилев» (периодические списания долга). Этические Десять Заповедей и благословения/наказания, которые зависят от послушания или непослушания этим заповедям

4 Банк Ватикана Десять Заповедей и благословения/наказания, которые зависят от послушания или непослушания этим заповедям Прозрачности финансовой системы

5 Православный (проект) Указ Владимира Мономаха (1013); Уголовное уложение Российской империи (1903) Этические (православного банкинга) Заявления синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества (2014)

ся реальным для реализации и непрерывного обеспечения инновационными банковскими продуктами и услугами новых сегментов потребителей, которые позиционируются как потребители с этическими принципами.

Следовательно, для решения актуальных назревших экономических проблем наиболее остро обществом ставиться вопрос по подготовке профессионалов мирового класса банковских кадров, владеющих знаниями в области теории и концепций исламской экономики и норм исламского банковского дела. Концентрация внимания на подготовке кадров в области исламской банковской системы необходима для разработки стратегических программ развития альтернативных финансовых на территориях бывшего СНГ. Для заполнения существующих финансовых и инвестиционных и рыночных ниш на мировом финансовом рын-

ке исламским банкам необходимо, по нашему мнению, принять генеральной линией поведения на рынке стратегию фокусирования на потребителе и на продукте и их позиционировании. «Стратегия фокусирования предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой группе целевой группе потребителей, части товарного ассортимента, каком-либо аспекте деятельности» [16]. Стратегия фокусирования обеспечивает преимущество над другими игроками рынка и обособлением на единственном сегменте финансового рынка. Особенности стратегии фокусирования как предлагаемая потенциальная генеральная линия поведения исламского банка для территорий бывшего СНГ, таблица составлена авторами на базе изучения аспектов стратегического менеджмента (И. Ансо-фф, В.Д. Маркова и др.) (см. табл. 2)

Исламский банк развития

Исламское агентство новостей

Организация телевизионной службы исламских государств

Исламская комиссия по экономических и культурным

вопросам

Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям

Фонд Иерусалима и Комитет по Иерусалиму

Исламский центр научно технического развития

Рисунок 2 - Основная структура Организации Исламского сотрудничества [19]

Необходимо подчеркнуть, что исламская экономика есть теоретическая дисциплина, строго регламентированная и нормативная изучая такие проблемы и категории как конечное благосостояние человека, которые широко не изучаются в традиционной экономике и принципиально не освещаются как цель экономики. Критика теории ограниченности ресурсов традиционной экономики содержится в трудах исламских экономистов. Согласно высказываниям экономиста М. Ариффа, ограниченность ресурсов имеет субъективный характер, преодоление которой возможно путем исследований новых ресурсов и применения альтернативных продуктов и видов энергии, данных человечеству Творцом изначально. На основе изучения автором выполнено сравнение двух банковских систем:табл. 3.

Основной организацией по развитию деятельности ИБР (Исламского банка развития) в мировом пространстве является на современном этапе Организация Исламского Сотрудничества, который включает 57 государств, население которых достигает 1,5 млрд. человек. Россия входит в число наблюдателей наряду с Таиландом, Боснией, Герцеговиной. «Россия зачастую выступает на стороне исламского мира в наиболее чувствительных для него вопросах» [18].

Россия на данном этапе неуклонно и позитивно укрепляет отношения с участниками государствами ОИС. В координационных

границах ОИС включает самостоятельные организации. Кроме перечисленных организаций ОИС на рис. 2 в структуру ОИС входят: Исламская торгово-промышленная палата, Организация Исламских столиц, Центр по статистическим и социальным исследованиям и другие. Основной целью ОИС является развитие сотрудничества между членами ОИС и развитие стран сотрудничества.

В конце марта 2016 начал свою деятельность Центр партнерского Банка в Татарстане, который будет реализовывать производство альтернативных традиционному банку виды банковских услуг, основанных на принципах исламского банка. Открытие Партнерского банка в России основано на разработанной ранее Дорожной Карте по развитию Партнерского Банка под руководством Алексея Сима-новского и кредитная организация ПАО «Та-тфондбанк» выбран главным реализатором производства альтернативных банковских услуг в регионах России. Представитель Русской Православной Церкви В. Чаплин предложил более радикальные методы введения альтернативных банков в виде православно-мусульманских банковских систем, которые должны быть носителем справедливого подхода к труду и к капиталу. В своих высказываниях в прессе доктор по исламской экономике Али Мухиддин Кардаги использует слова Корана «Непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые го-

ворят: «Мы христиане»...» и подчеркнул года, осветил недостатки легализации Исламского банка на территории России, что необходимо прислушаться к этим словам [19]. Президент Республики Татарстан Рустам Миниханов в выступлении на Казан-Саммите 2016 [20]:

- недостаточная осведомленность населения России об особенностях партнерского банка;

- отсутствие единого органа управления;

- отсутствие единых стандартов контроля и соответствия исламским принципам ведения банковского дела;

- недостаточная развитость рынка капитала;

- недостаток кадров для партнерского банка;

- дороговизна продуктов партнерского банка.

Кроме недостатков Президент РТ подчеркнул: «Сегодня сектор исламского финансирования один из самых быстрорастущих в мире. Ежегодный рост 20%, что позволяет исламскому банку выступать одним из эффективных инструментов в финансировании экономического развития».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования автора статьи по изучению уровня притязания и личностного интереса граждан Республики Казахстан показали готовность стать клиентом исламского банка у 78% населения представителей не только мусульманской веры, большинство респондентов не смотря на то, что не знают принципов исламского банкинга выражают позитивное их восприятие, что позволяет прогнозировать рост потребительского спроса на этические банковские продукты [21].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Патласов О.Ю., Каирденов С.С., Этические финансы в нравственной экономике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2015.- № 4 (22). - С. 213-225.

2. Эльдар Яхин, Управление исламского банкинга Татагропромбанка, партнер «Юмарт-Финанс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tapb.ru/upload/iblock/722Apdf

3. ICBC Business Review. - Режим доступа: http://www.icbc.com.cn/ICBC/EN/AboutUs/ Brieflntroduction/

4. Сайт АКБ «Пересвет». - Режим доступа: http://www.bank-peresvet.ru/about/info/ news/25/149460

5. Исламский банкинг станет лидером на финансовом рынке Пакистана (2014).

- Режим доступа: http://islam-today.ru/ novosti/2014/08/05/islamskij-banking-stanet-liderom-na-finansovom-rynke-pakistana/

6. Erdogan. The economy does not have a religion. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ntvmsnbc.com

7. Исламские банки Турции обгоняют традиционный банкинг. MuslimEco.ru по материалам Zawya - Режим доступа: http://islamvevrazii.ru/ ika240.php

8. flKynoB Л. «Традиционным банкам не хватает креативности.» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.info-islam.ru/publ/ intervju/linar_jakupov_tradicionnym_bankam_ ne_ _kreativnosti/4-1-0-11431#

9. Кашаев Н. Перспективы исламской модели экономики в России и ЕАЭС. / Н. Кашаев // Сб. материалов Междунар. Науч.-практ. Конф. «Образ евразийской интеграции в XXI в.: ограничители и перспективы». - Уфа, - 2014.

10. Беккин РИ. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития: автореферат дис. ... докт. экон. наук. - М., 2009. - С. 7

11. Фатхутдинов РА. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. / РА. Фатхутдинов. - Москва. Бизнес школа. Интед-Син-тез. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ law/ref/ju_dict/word/emkost_rynka_bankovskih_ uslug/

12. Судин Харонван Нурсофиза Ван Азми «Исламские финансы и банковская система философия, принципы и практика» - Казань. Линова-Медиа, - 2012 - 527 с. - С 84.

13. Ariff, Mohamed. Economics and Ethics in Islam. In Readings in the Concept and Methodology of Islamic Economics, edited by Aidit Ghazali and Syed Omar , 96-119. Kuala Lumpur (Malaysia): Pelanduk Publications, 1989.

14. ZE Badarudin, Mohamed Ariff, AM Khalid (2013): Post-Keynesian money endogeneity evidence in G-7 economies/ //Journal of International Money and Finance. Vol. 33. PP. 146-162.

15. Chapra M.U. What is Islamic economics? [Электронный ресурс]. URL: http://bev.berkeley. edu/ipe/readings/IslamicEconomics.pdf

16. Информационная справка. Организация исламского сотрудничества. Стр 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. kazansummit.ru

17. Али Карадаги: Исламский банкинг поможет российской экономике. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://islamdag.ru/ analitika/16582

18. Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций / В. Малахов. - М.: Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2014; Простаков С. Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50%. 7.03.2014. -Режим доступа: http://rusplt.ru/fact/facts_8512. html

19. Минниханов считает, что западные санкции увеличивают привлекательность исламского банкинга в России. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://m.business-gazeta.ru/news/311351

20. Минниханов Р. Международный экономический саммит Kazansummit - это основная площадка России для работы со странами исламского мира. - Режим доступа: МЭр://кагап. bezformata.ru/listnews/dlya-raboti-so-stranami-islamsкogo/34206899/

21. Каирденов С.С. Исламские банковские продукты: восприятие клиентов в светских государствах / С.С. Каирденов, О.Ю. Патласов // Наука о человеке. Гуманитарные исследования. - 2013. - № 4 (14). - С. 25-33.

CAPACITY OF THE ISLAMIC BANKING MARKET

S. Kairdenov, O. Patlasov

Abstract. The authors consider in this scientific publication features the origin and development of Islamic banking. This paper presents a theoretical and practical material on the principles and laws of the existence of an Islamic bank, as well as the proposed integrative processes and influencing factors of ethical principles of Islam in the traditional banking system. The article is devoted to the integration processes of introduction of Islamic finance in the global economy, based on the increasing demand for Islamic investment funds. The estimation of potential market Islamic banking products. It is proved that ethical finance are able to absorb the contours of the global financial crisis. The development of the Islamic banking system is based on the requirement of finding a new strategy to improve the existing mechanism and economic niches of Islamic banking.

Keywords: Islamic banks, ethics, banking innovation, factors of Islamic economic methodology, the organization of Islamic Cooperation.

REFERENCES

1. O.Yu. Patlasov S.S. Kairdenov, Ethical finance in the moral economy // The Science of Man: Human studies. - 2015. - number 4 (22). -S. 213-225.

2. Eldar Jachin, Islamic banking management Tatagroprombanka partner "YumartFinans". [Electronic resource]. - Access: http://www.tapb. ru/upload/iblock/722/.pdf

3. ICBC Business Review. - [Electronic resource] http://www.icbc.com.cn/ICBC/EN/Abou-tUs/Brieflntroduction/

4. The site of the Bank "Peresvet" [Electronic resource] http://www.bank-peresvet.ru/about/ info/news/25/149460

5. Islamic banking will become a leader in the financial market of Pakistan (2014). - Access: http://islam-today.ru/novosti/2014/08/05/ islamskij-banking-stanet-liderom-na-fi-nansovom-rynke-pakistana/

6. Erdogan. The economy does not have a religion. [Electronic resource]. URL: http://www. ntvmsnbc.com

7. Islamic banks in Turkey overtake tradition-

al banking. MuslimEco.ru Materials Zawya - Access: http://islamvevrazii.ru/ika240.php

8. L. Yakupov "Traditionally, banks do not have enough creativity." [Electronic resource]. -Mode of access: http: //www.info-islam.ru/publ/in-tervju/linar_jakupov_tradicionnym_bankam_ne_ _kreativnosti / 4-1-0-11431 #

9. Kashaev N. Prospects of Islamic economic model in Russia and the EAEC. / N. Kashaev // Coll. Intern materials. Scientific-practical. Conf. "The image of Eurasian integration in XXI century .: constraints and prospects." - Ufa - 2014.

10. Bekkin RI Islamic financial institutions and instruments in the Muslim and non-Muslim countries: characteristics and development prospects: the dissertation dis. Doctor. ehkon. Sciences. -M., 2009. - P. 7

11. Fatkhutdinov RA Innovation management [electronic resource]. / RA Fatkhutdinov. - Moscow. Business School. Inted-Synthesis. Access: https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/ emkost_rynka_bankovskih_uslug/

12. Sudin Haronvan Nursofiza Wan Azmi "Islamic finance and banking system of the philoso-

phy, principles and practice" - Kazan. Linova Media - 2012.- 527 p. - 84 C.

13. Ariff, Mohamed. Economics and Ethics in Islam. In Readings in the Concept and Methodology of Islamic Economics, edited by Aidit Ghazali and Syed Omar, 96-119. Kuala Lumpur (Malaysia): Pelanduk Publications, 1989.

14. ZE Badarudin, Mohamed Ariff, AM Khalid (2013): Post-Keynesian money endogeneity evidence in G-7 economies / // Journal of International Money and Finance. Vol. 33. PP. 146-162.

15. Chapra M.U. What is Islamic economics? [Electronic resource]. URL: http://bev.berkeley. edu/ipe/readings/IslamicEconomics.pdf

16. Information note. Organization of Islamic Cooperation. Page 3 [electronic resource]. - Access: www.kazansummit.ru

17. Ali Karadag: Islamic banking will help the Russian economy. [Electronic resource]. - Mode of access: http: //islamdag.ru/analitika/16582

18. V. Malakhov cultural differences and political borders in the era of global migration / Malakhov. - M .: New Literary Review; Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, 2014; Prostakov S. share of Muslims in the population of Europe grew by 50% in 20 years. 07/03/2014. -Access: http://rusplt.ru/fact/facts_8512.html

19. Minnikhanov said that Western sanctions increase the attractiveness of Islamic banking in Russia. [Electronic resource]. - Mode of access: http: //m.business-gazeta.ru/news/311351

20. R. Minnikhanov International Economic Summit Kazansummit - Russia is the main

platform for operation with the countries of the Islamic world. - Access: http://kazan.bezforma-ta.ru/listnews/dlya-raboti-so-stranami-islamsko-go/34206899/

21. S.S. Kairdenov Islamic banking products: the perception of customers in secular states / S.S. Kairdenov, O.Yu. Patlasov // Science of Man. Humanities research. - 2013. - № 4 (14). - S. 2533.

Серик Сырлыбаевич Каирденов (Кокше-may, Акмолинская область, Казахстан), магистр юриспруденции, Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова (02000, Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Абая 76, e-mail: s_ kairdenov@mail.ru.

Олег Юрьевич Патласов (Омск, Россия), доктор экономических наук, профессор, Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия (644105, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Челюскинцев 4-я, д.2А, e-mail: opatlasov@mail.ru ).

Serik Kairdenov (Kokshetau, Akmola region, Kazakhstan), Master of Law, Kokshetau State University named after Ualikhanov (02000, Kazakhstan, Akmola region, Kokshetau, st. Abaya 76, e-mail: s_kairdenov@mail.ru).

Oleg Yu. Patlasov (Omsk, Russian Federation) - Dr. Econ. Sci, Omsk Regional Institute, Omsk Humanitarian Academy (644105, Russia, Omsk region, Omsk, st. Cheluskincev 4-ya, 2A, e-mail: opatlasov@mail.ru).

Ill III II III III II III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III Millie

УДК 656.13

ВЛИЯНИЕ РАССТОЯНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ЗАТРАТЫ ПО АРЕНДЕ ГРУППЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ГОРОДАХ

К.П. Крылова, Е.Е. Витвицкий,

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Россия, г. Омск

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы теории и практики аренды группы автотранспортных средств при перевозке торговых грузов на маятниковом маршруте с обратным не груженым пробегом в городах. Перевозку осуществляют автотранспортные средства одинаковой грузоподъемности, одной марки, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ - вручную. Установлена зависимость затрат на аренду группы автотранспортных средств от изменения расстояния перевозок торговых грузов.

Ключевые слова: затраты, аренда, группа автотранспортных средств, расстояние перевозок грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.