эмиссионный доход как индикатор
оценки гудвилла
УДК 658.018
Евгений Игоревич Пономарев,
заведующий кафедры «Экономических наук» Ереванского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: + 374 (055) 57-31-64 Эл. почта: [email protected]
Гегецик Аршавировна Товмасян,
старший преподаватель кафедры «Экономических наук» Ереванского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: + 374 (091) 54-90-12 Эл. почта: [email protected]
Лили Сергеевна Малаверян,
преподаватель кафедры «Экономических наук» Ереванского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: + 374 (091) 57-31-62 Эл. почта: [email protected]
В статье рассматривается проблема, связанная с оценкой гудвилла акционерных обществ через индикатор эмиссионного дохода. Он позволит объективно оценивать и прогнозировать результаты и риски инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: индикатор эмиссионного дохода, гудвилл, деловая репутация.
E vgeni I. Ponomarev,
The head of the Department of Economics, the Moscow State University of Economic, Statistic and Informatics of Yerevan branch (MESI).
Tel.: + 374 (055) 57-31-64 E-mail: [email protected]
Gegetsik A. Tovmasyan,
Senior lecturer, the Department of Economics, the Moscow State University of Economic, Statistic and Informatics of Yerevan branch (MESI) Tel.: (091) 54-90-12 E-mail: [email protected]
Lily S. Malaveryan,
Lecturer, the Department of Economics, the Moscow State University of Economic, Statistic and Informatics of Yerevan branch (MESI)
Tel.: (091) 57-31-62 E-mail: [email protected]
THE PAID-IN CAPITAL AS THE INDICATOR OF GOODWILL ASSESSMENT
The article considers the problem of the goodwill assessment of joint-stock companies through the indicator of the paid-in capital. It allows to estimate and to forecast objectively the results and risks of investment activity.
Keywords: the paid-in capital, goodwill, business reputation.
1. Введение
С интеграцией в мировое сообщество требуется соответствие финансовой отчетности в соответствие с МСФО. В связи с этим нужно разработать национальные стандарты в гармонизации с МСФО или трансформировать отчетность в соответствии с МСФО.
На современном этапе цена акции для потенциальных инвесторов является не маловажное значение. В связи ситуацией, когда рыночная стоимость акций выше, чем номинальной стоимости акций это означает, что инвесторы соглашаются оплатить больше денег за акции общества, так как они считают положение на рынке акционерного общества солидным, и в последствии акционерное общество способна выплатить дивиденды.
Акции могут иметь номинальную, эмиссионную, рыночную и балансовую стоимости. В работе авторами рассмотрено балансовая стоимость, оценка которой отражается в балансе и в бухгалтерской финансовой отчетности. Это оценка непосредственно влияет на достоверность отчетности и соответственно влияет на решение инвесторов о привлечении инвестиций. В результате инвесторы ожидают получать не только дивиденды, но и в повышении рыночной стоимости приобретенных акций.
Балансовая стоимость акций определяется путем расчета стоимости приходящейся на одну акцию от имущества эмитента. При ликвидации общества подлежат расчету по балансовой стоимости. В расчет принимается балансовая стоимость имущества и средств эмитента, включая нераспределенную прибыль.
Актуальность темы является оценка гудвилла акционерных обществ через индикатор эмиссионного дохода.
2. Сравнительный анализ понятий «гудвилл» и «деловая репутация»
С переходом экономик стран на МСФО, становиться необходимым, менять не только статьи, но и некоторые счета бухгалтерской финансовой отчетности, в частности аналитические счета. Аналитические счета показывают в сумме дают синтетический счет, а последний в свою очередь отражает сальдо счетов статью бухгалтерской финансовой отчетности. В соответствии с Положением бухгалтерского учета (ПБУ) 14/2007 в разделе VIII. Деловая репутация п.42 и п.43. предписано:
«Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).
Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.» [1]
Согласно МСФО 38 необходимо различать деловую репутацию, созданную внутри организации (в результате формирования общественного мнения, во внешней среде), и деловую репутацию, возникшую или при объединении организаций. В ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относит только одно понятия деловая репутация.
Из вышеизложенного можно предположить, что в понятие «нематериальные активы» в Российской Федерации не учитывается как нематериальный актив деловая репутация сформировавшаяся в результате объединении организации.
Определим признание деловой репутации в Российской отчетности и гудвилла в МСФО. Перевод «гуд вилл» с английского означает «деловое хорошее намерение».
В МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» в признание и измерение гудвила или дохода от выгодной покупки в п.32 предписано:
«Покупатель должен признать гудвилл на дату приобретения, измеренный как превышение пункта (а) над пунктом (Ь) ниже:
(a) совокупность:
(0 переданного возмещения, измеренного в соответствии с настоящим МСФО (IFRS), который в целом требует проводить измерение по справедливой стоимости на дату приобретения;
(и) суммы любой неконтролирую-щей доли в приобретаемом предприятии, измеренной в соответствии с настоящим МСФО (IFRS);
(ш) при объединении бизнеса, осуществляемом поэтапно, справедливой стоимости неконтролирующей доли на дату приобретения, которой покупатель ранее владел в приобретаемом предприятии.
(b) сумма на дату приобретения идентифицируемых приобретенных активов за вычетом принятых обязательств, измеренная в соответствии с настоящим МСФО (IFRS) 3». [2]
По МСФО 3 «Объединения бизнеса» гудвилл представляет собой превышение стоимостью покупки над справедливой стоимостью идентифицируемых чистых активов, а также гудвилл подлежит корректировки по обесценению. Разницу от обесценения относят на финансовый результат консолидированной отчетности.
Деловая репутация признанная по РПБУ представляет собой разницу между покупной ценой, при приобретении организацией покупателем как имущество в целом, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его приобретения. Из выше изложенного можно определить, что оценка гудвилл определяется из расчета справедливой стоимости, а деловая репутация исходя из балансовой стоимости активов и обязательств. Так как переоценка активов по РПБУ не ежегодная, следовательно, балансовая стоимость активов не может быть оценено как справедливая стоимость.
Вывод: гудвилл и деловая репутация в оценке не идентичны. Различием между ними является та стоимость, которая не была вовремя переоценена по справедливой стоимости и корректировка по обесценении. Оценка гудвилла в МСФО впоследствии корректируется на обесценение и отражается за вычетом убытков на обесценение. Срок амортизации деловой репутации в системе отчетности принятой в России не поправляется в связи с
обесценением. Деловая репутация амортизируется линейным способом в течение двадцати лет с условием не более срока деятельности организации. В бухгалтерской финансовой отчетности России деловая репутация отражается по остаточной стоимости. Остаточная стоимость исчисляется из первоначальной стоимости за вычетом амортизации, последняя в свою очередь зависит от первоначальной стоимости, нормы амортизации и выбранного способа амортизации в учетной политике организации.
Выше перечисленные разницы показывают отличие между гудвиллом признанной в МСФО и деловой репутацией в бухгалтерском учете и отчетности в России.
В МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» в п. 33 предписано «...Чтобы определить сумму гудвилла при объединении бизнеса, в котором никакое возмещение не было передано, покупатель должен использовать справедливую стоимость на дату приобретения неконтролирующей доли покупателя в приобретаемом предприятии, которая определяется с использованием установленной методики оценки справедливой стоимости ...» [2]
Гудвилл в МСФО отражается по справедливой стоимости. Следовательно, в последующей оценке как в МСФО и РПБУ есть принципиальное различие.
В целях гармонизации бухгалтерской финансовой отчетности России по МСФО рекомендуется из выше изложенного внести поправки в Положения по бухгалтерскому учету для получения достоверности отчетности.
В целях гармонизации учета и отчетности на основе МСФО предлагается отменить норму амортизации по деловой репутации и ввести корректировку по обесценению, а также пересмотру при необходимости нормы амортизации.
3. Эмиссионный доход, как один из показателей влияния на гудвилл
Эмиссионный доход по бухгалтерскому учету России определяется исходя из разности между рыночной стоимостью акции и номинальной стоимостью акции. Разницу относят на добавочный капитал организации. Этот доход является источником пополнения уставного капитала и в последствие дает возможность организации увеличивать активы в целом.
С увеличением активов организации, увеличивается чистая стоимость активов. Это дает возможность укрепить финансовое состояние организации и в последствии увеличивается стоимость организации. Из выше изложенного можно предположить, что показатель «Эмиссионный доход» играет немаловажную роль при оценки стоимости организации.
Оценка гудвилла на основе показателя эмиссионного дохода.
Оценка гудвилла является показателем рыночной капитализации стоимости чистых активов организации. Эмиссионный доход в конечном результате увеличивает активы акционерных организаций через добавочный капитал. Следовательно, можно определить, что на стоимость гудвилла влияет такой показатель как эмиссионный доход организации. Предлагается использовать показатель эмиссионный доход как индикатор, для определения стоимости гудвилла. Ниже представленная формула предлагается для определения стоимости гудвилла.
Г = ИЭД - ЧАСС,
где:
Г - гудвилл;
ИЭД - индикатор эмиссионного дохода; ЧАСС - чистые активы по справедливой стоимости.
Для определения курса акций и реализации количество акций требуется определить среднюю арифметическую взвешенную курса акции.
СКП = <
где:
СКП - средний курс продажи одной акции;
x¡ - курс продажи акций; Л - количество акций.
Предлагается следующая формула определения индикатора эмиссионного дохода:
ИЭД = КА х
где:
КА - количество акций.
В итоге формула определения гудвилла выглядит следующим образом:
Г =
КАх
-ЧАСС.
№1, 2014
118
Таблица 1
Количество акций Номинальный курс одной акции Курс продажи одной акции Сумма всех реализованных акций Эмиссионный доход
100 100 100 10000 -
100 100 100 10000 -
100 100 100 10000 -
200 100 120 24000 4000
200 100 120 24000 4000
300 100 150 45000 15000
200 100 120 24000 4000
100 100 100 10000 -
100 100 100 10000 -
100 100 100 10000 -
200 100 120 24000 4000
100 100 100 10000 -
100 100 100 10000 -
Итого 1900 1200 2030 221000 31000
Чистые активы составляют суммы активов за вычетом суммы ее обязательств. Чистые активы по справедливой стоимости это чистые активы скорректированные на рыночную стоимость. Пример:
Номинальный курс акций составило 100 у.е. Чистые активы по справедливой стоимости составляли 200 040 у.е. Реализовано акций общества в количестве 1900 по следующему курсу представленной в таблице 1.
100 х 100 + 100 х 100 + 100 х X 100 + 200 х 120 + 200 х х 120 + 300 х 150 + 200 х х 120 + 100 х 100 + 100 х х 100 + 100 х 100 + 200 х х 120 + 100 х 100 + 100 х 100 = 100 + 100 + 100 + 200 + 200 + " + 300 + 200 + 100 + 100 + +100 + 200 + 100 + 100
= (10000 + 10000 + 10000 + 24000 + + 24000 + 45000 + 24000 + 10000 + + 10000 + 10000 + 24000 + 10000 + + 10000 + 10000)\ 1900 = 231000 / 1900 = 121,6
í V /- Л
Г =
КАх
-ЧАСС =
СКП -
= (1900 х 121,6) - 200 040 = = 231 040 - 200 040 = 31 000
Стоимость акций организации по средней арифметической взвешенной составляет 231 040 у.е., а чистых активов составляет 200 040 у.е. по условию задачи. Так как эмиссионный доход включен в среднюю стоимость реализованных акций, то стоимость гудвилла составит 31 000 у.е. Из выше сказанного можно с уверенностью сказать, что стоимость акционерной организации повысилась за счет индикатора эмиссионного дохода СКП= 121,6 и составила 31 000 у.е.
4. Заключение
Оценка балансовой стоимости акций влияет на достоверность отчетности и соответственно влияет на решение инвесторов о привлечении инвестиций. Инвесторы ожидают получать дивиденды и в повышении рыночной стоимости приобретенных акций.
Оценка гудвилла является показателем рыночной капитализации стоимости чистых активов организации. На стоимость гудвилла влияет показатель эмиссионного дохода организации. Показатель эмиссионного дохода проявляется как индикатор, для определения стоимости гудвилла. Этот показатель позволит объективно оценивать и прогнозировать результаты и риски инвестиционной деятельности.
Литература
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N№ 132н)
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 Объединения бизнеса п.32, п.32, В33
3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 Нематериальные активы п.48, 49, 50.
References
1. Accounting statute «Account of intangible assets» (PBU 14/2007) (in ed. The order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 25.10.2010 №132н)
2. The international financial reporting standard (IFRS) 3 Unification of business p.32, p.32, В33
3. The international accounting standard (IAS) 38 Intangible assets. p.48, 49, 50.