157
Мир России. 2003. № 3
Эмиграция из России
по данным зарубежной статистики
М.Б. ДЕНИСЕНКО
Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по российским данным
При изучении истории российской международной миграции исследователи часто опираются на зарубежные статистические источники. Так, на их основе были выполнены оценки объемов эмиграционного потока из Российской империи в Северную Америку, белой эмиграции в период Гражданской войны и революции, эмиграции советских граждан на Запад после Второй мировой войны. Зарубежные источники иногда оказываются не менее, а порой даже более значимыми по сравнению с национальными источниками данных. Видимо, не следует пренебрегать ими и при изучении нынешней эмиграции россиян. Официальные статистические данные тех государств, куда въезжают эмигранты из России, несомненно могут пополнить наши знания о далеко не всегда прозрачном, нелегко поддающемся учету процессе эмиграции.
С конца 1980-х годов, после открытия государственных границ СССР, миграционные связи бывших союзных республик с другими государствами заметно расширились. В частности, число эмигрантов из России в 1990 г. более чем в 36 раз превысило число эмигрантов за 1986 г. В последующие годы эмиграционный поток из страны стабилизировался на уровне 100 ± 15 тыс. человек (рис. 1, табл. 1). Всего за 1989—1999 гг. по российским данным из страны в дальнее зарубежье выехало на постоянное место жительства 1046 тыс. человек.
В «Демографическом ежегоднике России» и других официальных изданиях сведения о миграции между Российской Федерацией и странами вне СНГ и Балтии приводятся по данным МВД России. Число эмигрантов, или выбывших за пределы России, определяется как число лиц (включая постоянно проживающих на территории России иностранцев и лиц без гражданства), получивших разрешение на выезд из страны для постоянного проживания за рубежом. В опубликованных материалах за 1987—1999 гг. из числа получивших разрешение на выезд исключаются те, кто впоследствии отказался от выезда.
158
М.Б. Денисенко
Рис. 1.
Эмиграция из России в 1980—1999 гг. (по данным МВД)
Таблица 1 Эмиграция из Российской Федерации в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию (по данным МВД России), чел.
Страна Год
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Германия 33 754 33 705 62 697 72 991 69 538 79 569 64 420 52 140 49 186 52 832
Израиль 61 023 38 744 21975 20 404 16 951 15198 14 298 14 433 16 880 36 317
Канада 179 164 292 661 874 754 1003 1 300 1440 1 837
США 2 322 11017 13 200 14 890 13 766 10 659 12 304 12 466 10 753 11 078
Финляндия 450 583 451 536 586 603 728 755 798 1068
Всего 103694 88 347 103117 113913 105 369 ПО 313 96 665 84 823 83674 108 263
Источник: [Демографический ежегодник России 2000].
Следует также учитывать, что российское определение международной миграции охватывает только ту часть долговременных международных перемещений, которая связана с переменой постоянного места жительства. Проще говоря, в число эмигрантов или иммигрантов попадают те, кто заявляют, что навсегда уезжают из России или приезжают в Россию. Российский гражданин, который выезжает по контракту работать или учиться в страны дальнего зарубежья на срок более года, как правило, в число эмигрантов, зафиксированных российской статистикой, не попадает.
Помимо данных МВД существуют также оценки эмиграции, выполненные Госкомстатом Российской Федерации. Они основаны на данных о снятии эмигрантов с учета по месту жительства. Оценки величины эмиграционного оттока Госкомстата оказываются меньше оценок МВД (в отдельные годы почти на 25 %).
159
Эмиграция из России по данным зарубежной статистики
Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по данным принимающих стран
Согласно российским данным, в конце 1990-х годов почти 97 % эмиграционного оттока из России направлялось в 5 стран — Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию. Привлекая данные текущего учета международной миграции этих стран, сравнивая их с российскими данными, можно попытаться скорректировать оценку числа тех эмигрантов из Российской Федерации, которые отправились за рубеж на постоянное место жительства или как минимум на длительный срок.
Ясно, что эмигранты из России в других странах рассматриваются как иммигранты. В Германии, Канаде, США и Финляндии регистрация иммигрантов именно из Российской Федерации началась сразу после распада СССР — в 1992 г. В израильских статистических публикациях распределение иммигрантов из СССР по бывшим союзным республикам начинается с 1990 г.
В иммиграционной статистике Германии, Израиля, Канады, США, Финляндии и других стран Запада выделяется группа иммигрантов из бывшего СССР, которые в качестве своего последнего места жительства или места рождения указывают СССР, а не какую-нибудь бывшую союзную республику. Доля таких нераспределенных мигрантов была особенно значимой в первой половине 1990-х годов, а затем, по мере улучшения качества учета и изменения состава мигрантов, постепенно уменьшалась. Так, в канадских данных за 1992 г. доля нераспределенных по союзным республикам иммигрантов составляла 82 % от общего числа иммигрантов из СССР, а в 1998 г. всего 12 %. Это обстоятельство побуждает при сравнительном анализе статистических данных использовать не только явные оценки российской иммиграции из национальных статистических публикаций, но и скорректир1 ованные оценки с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР 1. Как явные, так и скорректированные зарубежные оценки числа иммигрантов из России в соответствующие страны, приведены в табл. 2.
В табл. 3 представлено сопоставление российских оценок эмиграции на постоянное место жительства в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию с оценками иммиграционных потоков в эти государства из России, выполненными статистическими службами этих государств. Сопоставление позволяет предположить, что эмиграционный отток из России был выше зарегистрированного в России как минимум в 1,2 раза. Наиболее сильно российские данные расходятся с канадскими и финскими статистическими оценками.
Конечно, нельзя считать безупречными и зарубежные оценки. Но однотипный характер отклонений этих оценок от российских во всех странах — их оценки всегда выше, чем российские, довольно надежно свидетельствует о том, что эмиграционный отток недооценивается в России.
1 Вероятное (скорректированное) число иммигрантов равно числу явных иммигрантов из России плюс число нераспределенных иммигрантов из СССР, умноженное на долю России в общем числе явных иммигрантов из всех бывших союзных республик. Под явными понимаются те иммигранты, которые указываются в официальных статистических публикациях России или других бывших республик.
160
М.Б. Денисенко
Таблица 2 Иммигранты из Российской Федерации (по данным статистики Германии, Израиля, Канады, США и Финляндии), чел.
Страна Год
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Германия - - 84 509 85 451 103 408 107 377 83 378 67 178 58 633
- - 104616 106 430 115930 117 253 90 807 74185 65 241
Израиль 45 522 47 276 24 786 23082 24 612 15 707 16 488 15 290
46 351 47 419 26 911 25244 24 858 16 320 16 727 15461
Канада - - 151 832 1242 1724 2 462 3729 4 295
- - 875 1343 1532 1983 2 634 4 258 4913
США - - 8 857 12 079 15 249 14 560 19 668 16 632 11529
- - 9 889 13 772 17 072 16 562 20 794 17 656 14 392
Финляндия - - 2 572 1735 1681 1 844 2 001 2 386 2 469
- - 2 670 1747 1697 1 857 2 007 2 396 2 469
Примечание. Для каждой страны: верхняя строка — оценка по опубликованным национальным данным; нижняя строка — оценка, полученная с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР.
Таблица 3 Отношение зарубежных оценок числа иммигрантов из России к российским оценкам числа эмигрантов в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию
Страна Год
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Германия 1,35 1,17 1,49 1,35 1,29 1,29 1,19
1,67 1,46 1,67 1,47 1,41 1,42 1,33
Израиль 0,75 1,22 1,13 1,13 1,45 1,03 1,15 1,06
0,76 1,22 1,22 1,24 1,47 1,07 1,17 1,07
Канада 0,52 1,26 1,42 2,29 2,45 2,87 2,98
3,00 2,03 1,75 2,63 2,63 3,28 3,41
США 0,67 0,81 1,11 1,37 1,60 1,33 1,07
0,75 0,92 1,24 1,55 1,69 1,42 1,34
Финляндия 5,70 3,24 2,87 3,06 2,75 3,16 3,09
5,92 3,26 2,90 3,08 2,76 3,17 3,09
Примечание. Числа в ячейках таблицы представляют собой соответствующие отношения значений в ячейках табл. 2 к значениям в ячейках табл. 1.
Причины такого недоучета требуют детального изучения. Без этого в стране нельзя наладить систему надежной регистрации иммиграции и эмиграции. Главная из этих причин, на наш взгляд, кроется в том, что сегодня значимость такого источника данных, как учет разрешений на выезд, уменьшилась. Человек, собравшийся уехать в другую страну на несколько лет или даже на постоянное место жительства, может вполне обойтись и без такого разрешения. Многим иммигрантам оно просто не нужно. Это позволяет им сохранить в России
161
Эмиграция из России по данным зарубежной статистики
жилье, часто — место работы или учебы и в конечном итоге обезопасить себя от возможных рисков, связанных с иммиграцией.
Г ермания — главная страна выезда2
Тема иммиграции является для Германии одной из самых животрепещущих, поскольку, согласно немецкой статистике, на 1 января 1998 г. в стране находилось 7,3 млн иностранцев. Почти каждый 11-й житель Германии — иностранец. Правительство Германии проводит активную миграционную политику и одновременно разрабатывает эффективные программы, направленные на экономическую и культурную адаптацию иммигрантов, и особенно их детей.
Определения международных мигрантов в Германии отличаются от тех, которые рекомендует ООН. Иностранные граждане считаются иммигрантами, если они получили разрешение на жительство и собираются остаться в Германии, по крайней мере, на три месяца и более. Другую категорию иммигрантов представляют граждане Германии и лица немецкого происхождения (Aussiedler), которые возвращаются на свою историческую родину и практически автоматически становятся гражданами Германии. Следует отметить, что разработка данных по большинству социально-демографических характеристик иммигрантов ведется только по Aussiedler. К эмигрантам относятся все выбывшие из Германии независимо от их гражданства сроком на три месяца и более.
Таким образом, сравнивать немецкие и российские данные можно, основываясь на некоторых существенных допущениях. Немецкая статистика включает в свои оценки иммиграционных потоков как краткосрочные, так и долгосрочные перемещения. Из-за этого, в частности, различия между российскими и немецкими данными достигают существенных величин (табл. 3). При этом иммиграцию лиц немецкого происхождения в Германии рассматривают как долгосрочную миграцию. Если с этой точкой зрения согласиться, то в этом пункте российские данные становятся сопоставимыми с немецкими. Можно также предположить, что сальдо миграции отражает величину долговременной миграции в Германию, поскольку те, кто приехал на короткий срок — менее года, — должны были вернуться в Россию.
Иммиграция из Российской Федерации и бывшего СССР играет значительную роль в жизни современной Германии. Согласно немецким данным, в Германию за 1990—1998 гг. из бывших союзных республик прибыли более 2,2 млн человек, что составило 21,5 % от всего числа прибывших в страну за указанный период. Более 1,5 млн иммигрантов составили лица немецкого происхождения, 675 тыс. — иностранцы. Иммигранты из бывшего СССР прибывают в основном из Казахстана и Российской Федерации. На них приходится соответственно 42,6 % и 36,6 % от всех прибывших в Германию из бывших союзных республик, 53,4 % и 36,9 % прибывших Aussiedler, 21,7 % и 36,1 % иммигрантов-иностранцев.
2 Статистическую основу этого раздела составили издания разных лет Statistiches Bundesamt, Bevolkerung und Erweibstatigkeit, Fachseriel, Reihe, Gebiet und Bevolkerang. Metzler-Poeschel Stuttgart.
162
Рис. 2. Иммиграция в Германию из России в 1992—1998 гг. (оценка — скорректированные немецкие данные с учетом «мигрантов из бывшего СССР»)
Непосредственно из России в Германию за период с 1992 по 1998 г. прибыли от 590 (по опубликованным оценкам) до 674 тыс. человек (с учетом «иммигрантов из бывшего СССР»). Из них лица немецкого происхождения составляли от 392 до 458 тыс., иностранцы (в первую очередь российские граждане) — от 198 до 218 тыс. человек. Максимальный приток иммигрантов из России — более 100 тыс. человек — наблюдался в 1994 и 1995 гг. (табл. 2, рис. 2).
Согласно российским данным, за 1992—1998 гг. в Германию эмигрировали
450,5 тыс. человек. Максимум эмиграционного оттока пришелся на 1995 г. В этот год иммиграционный приток в Германию лиц немецкого происхождения достиг максимальной величины как по российским, так и по немецким данным. Согласно российским данным, с 1993 по 1998 г. из страны выбыли 243 тыс. немцев, что составило примерно половину всего эмиграционного оттока в Германию. По немецким данным, эта величина составляла 331,8 тыс. человек, или 65 % от общей численности иммигрантов.
По немецким источникам, обратный эмиграционный отток в Россию составлял в указанный период от 90 до 98 тыс. человек, причем 16—18 тыс. из них составляли немцы. Следовательно, сальдо миграционного обмена между Германией и Россией, вероятно, находилось в интервале 500—570 тыс. человек в пользу Германии. Эту величину примем за оценку долговременной иммиграции из России в Германию. При такой гипотезе число долгосрочных иммигрантов согласно немецким оценкам в 1,1—1,25 раза превышало число эмигрантов из России в Германию по российским данным. Сравнение же всех иммигрантов из
163
Эмиграция из России по данным зарубежной статистики
России, зафиксированных немецкой статистикой, с российскими оценками по эмиграции в Германию обнаруживает большее расхождение между данными (табл. 3).
3
Особая роль России для Израиля
В Израиле иммиграция рассматривается не просто как жизненно важный с точки зрения экономического и демографического развития процесс, но и как один из ключевых элементов государственной идеологии. Поэтому не приходится удивляться тому, что иммиграционный поток в страну подлежит тщательному статистическому наблюдению. С целью содействовать ускоренной и безболезненной адаптации иммигрантов в Израиле создано Министерство абсорбции иммигрантов. Контроль над иммиграционными процессами опирается на разработанную законодательную базу, основу которой составляют закон о возвращении или закон о въезде в страну.
Определение международного мигранта в национальной статистике Израиля отличается от того, которое рекомендует ООН. Граждане других государств, приезжающие в Израиль или уезжающие из него, при пересечении границы заполняют специальные формы в соответствии с выданным им типом визы — иммиграционная, туристическая, на временное проживание и др. Сведения о лицах с иммиграционной визой затем передаются в регистр населения. Согласно определению иммигрантом в Израиле считается гражданин другого государства, который въезжает в Израиль в целях постоянного проживания в соответствии с положениями Закона о возвращении или Закона о въезде в страну. Кроме того, в статистике международной миграции Израиля выделяется такая специфическая категория, как «потенциальные иммигранты». Согласно циркуляру Министерства внутренних дел, с 1991 г. к этой категории относятся лица, которые прибыли в страну по иммиграционной визе или сертификату в соответствии с Законом о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком до трех лет в целях выяснения условий для поселения в качестве иммигрантов. Потенциальные иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год. В целом в Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными социально-демографическими характеристиками.
Международная миграция граждан Израиля определяется иначе, чем иностранцев. В категорию «выехавшие израильтяне» попадают те граждане Израиля, которые собираются пробыть за границей 365 и более дней, но до отъезда пробыли в Израиле как минимум 90 дней. К категории «возвращающиеся граждане Израиля» относятся те израильтяне, которые прожили за рубежом 365 и более дней и намереваются остаться в Израиле как минимум на 90 дней.
За период с 1919 по 1989 г. в Израиль прибыли 270 тыс. иммигрантов, рожденных на территории бывшего СССР, или примерно 12 % от общего числа иммигрантов за этот период. С 1990 по 2000 г. Израиль принял более 870 тыс.
3 В качестве исходных статистических материалов этого раздела использовались издания разных лет Central Bureau of Statistics, Immigration to Israel, Jerusalem и Central Bureau of Statistics, Statistical Abstract of Israel, Jerusalem.
164
М.Б. Денисенко
Рис. 3. Распределение иммигрантов в Израиль по основным регионам
их происхождения
уроженцев бывших союзных республик. Эта величина составила 26 % от общего числа в 3333 тыс. зарегистрированных иммигрантов, прибывших в Израиль с 1919 по 2000 г.
Распределение мигрантов по республикам бывшего союза как предыдущему месту проживания в израильской статистике приводится с 1990 г. За период с 1990 по 1997 г. большая часть иммигрантов прибыли с Украины (более 225 тыс.), из Российской Федерации (более 220 тыс.), Узбекистана (около 70 тыс.) и Белоруссии (более 61 тыс.). Процентное распределение иммигрантов за 1990-е годы между основными ареалами их происхождения представлено на рис. 3.
Определения эмигрантов в России и иммигрантов в Израиле в целом идентичны, поскольку главный критерий — выезд из страны и въезд в страну в целях постоянного проживания — совпадает. За 1990—1997 гг. между российскими данными по эмиграции в Израиль и израильскими данными по иммиграции из России соблюдается баланс. По российским данным в Израиль выбыли чуть более 203 тыс. человек, по израильским данным — из России прибыли около 215 тыс. человек. Однако в отдельные годы наблюдаются достаточно существенные различия. Так, в 1990 г., согласно данным МВД СССР, разрешение на выезд в Израиль получили 61 тыс. жителей РСФСР. По израильской статистике в страну прибыли чуть более 45 тыс. человек из Российской Федерации (с учетом потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все из тех, кто получил разрешение на выезд из России, воспользовались им, а часть выехавших отправились не в Израиль, а в другую страну. В последующие годы различия между статистическими оценками двух стран сократились, но при этом наблю-
165
Эмиграция из России по данным зарубежной статистики
далось устойчивое превышение израильских оценок над российскими (табл. 3). В 1995—1997 гг. разница между ними составила примерно 10 %. Со всей степенью осторожности предположим, что вероятный поток иммигрантов из России в Израиль в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских статистических справочниках.
В Канаде российская иммиграция пока незначительна4
В Канаде, как и в США, иммиграционные процессы играли и продолжают играть одну из ключевых ролей в формировании населения страны. Страна имеет давние традиции учета и контроля над иммиграционными процессами. В современной Канаде законодательную базу, регулирующую международные миграционные перемещения, определение основных категорий мигрантов составляют Иммиграционный акт 1976 г. и Иммиграционные правила 1978 г. Контроль над миграционными процессами осуществляет Департамент гражданства и иммиграции.
Согласно принятому в Канаде определению, к иммигрантам относятся люди, которые переселяются в страну в целях постоянного проживания (landing). Это определение соответствует определению эмигрантов, принятому в России. Именно на иммигрантах будет сосредоточено далее наше внимание. В канадской статистике разрабатывается информация и по другим видам международных перемещений. Так, к долговременным визитерам («long-term visitors») относятся люди, которые прибыли в Канаду на срок более года. Соответственно в число кратковременных визитеров («short-term visitors») попадают те, кто прибыл в страну на срок менее года. Важное место в статистике Канады занимает временное иностранное население. К нему относят тех визитеров, которые прибыли в страну кленового листа с разрешением работать или учиться, беженцев и некоторые другие категории лиц, прибывших из-за рубежа. На 1 июня 1999 г. временное иностранное население Канады составляло 271 тыс. человек, из которых 77 тыс. были иностранные рабочие, 87 тыс. — иностранные студенты.
В 1990-х годах для Канады иммиграция из России не имела столь существенного значения, как для Израиля, Германии, Финляндии и даже США. В 1992 г. доля выходцев из бывшего СССР составила только 1,3 % из 250-тысячного иммиграционного потока в страну. Около 40 % иммигрантов прибыли тогда из Гонконга, Китая, Филиппин и Индии. Однако к 1998 г. доля выходцев из СССР увеличилась и составила уже 6,3 %. В конце 1998 г. Россия заняла 10-е место среди других государств по числу иммигрантов, обогнав давнего миграционного партера Канады — Великобританию.
Оценить объем иммигрантов из России (табл. 2) за период с 1992 по 1998 г. можно только приблизительно, поскольку доля иммигрантов, нераспределенных по бывшим союзным республикам как предыдущему месту проживания,
4 Статистические материалы для данного раздела взяты из издания «Citizenship and Immigration Statistics, Ottawa; Fact and Figures. Statistical overview of the temporary resident and refugee claimant population», Ottawa, за разные годы.
166
М.Б. Денисенко
составляла в 1992 и 1993 г. соответственно 82 % и 38 % от общего числа иммигрантов из СССР. В последующие годы эта величина колебалась между 6 % и 18 %. С учетом этих цифр можно предположить, что вероятная оценка числа иммигрантов из России находится в интервале от 14,5 до 17,5 тыс. человек. Согласно российским данным в Канаду за тот же временной период отправились 6,3 тыс. человек.
Итак, различия между канадскими и российскими данными весьма существенны, за отдельные годы они представлены в табл. 3. В среднем во второй половине 1990-х годов канадские оценки превышали российские в 2,6—3 раза.
Пик эмиграции в США пройден... столетие назад5
ДЛЯ МНОГИХ людей во всем мире понятия «богатство» и «иммиграция» ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. С 1820 г. — начала непрерывной регистрации иммигрантов — по 1998 г. в США въехали 64,6 млн человек. Данные по иммиграции разрабатывает Служба иммиграции и натурализации Соединенных Штатов, которая является подразделением Министерства юстиции. Основу иммиграционной статистики составляет информация по въездным визам и формам изменений в иммиграционном статусе. К иммигрантам в США относятся люди, которые получили на законных основаниях разрешение на постоянное проживание в США. В основном подобное разрешение получают в других странах мира. Однако с 1989 г. его можно получить и в США, сменив статус неиммигранта (non-immigrant), временно находящегося на территории США, на статус постоянного жителя страны. Последняя категория лиц также включается в статистику иммиграции. Кроме того, согласно акту о беженцах 1980 г., беженцы, которые прожили в стране более одного года, также могут получить статус постоянного жителя. Согласно данным статистики, в 1992— 1998 гг. числа вновь прибывших иммигрантов и иммигрантов, получивших этот статус в самих США, были примерно равны. В 1989—1991 гг. это соотношение было резко нарушено в пользу сменивших статус, так как в эти годы легализовали свое положение в США более 2,6 млн нелегальных иммигрантов и сельскохозяйственных рабочих по Акту о реформе и контроле 1986 г.
В формировании населения США иммигранты — выходцы из Российской империи — играли заметную роль на рубеже XIX—XX вв. С 1891 по 1920 г. в США из России прибыли 3 млн человек. После периода длительного затишья, обозначившегося в конце 1920-х годов, иммиграционный поток из бывшего СССР начал медленно оживать в 1970-х годов. Иммиграция в США заметно увеличилась вслед за открытием границ и распадом СССР. Более того, в середине 1990-х годов по ежегодному числу иммигрантов бывшие союзные республики занимали второе место после Мексики. Всего в США за период с 1990 по 1998 г. насчитывалось более 450 тыс. иммигрантов из бывшего СССР, что
5 Статистические материалы для данного раздела брались из изданий разных лет: U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service. U.S. Government Printing Office: Washington, D.C.; U.S. Bureau of the Census, Statistical Abstract of the United States.
167
Эмиграция из России по данным зарубежной статистики
составляет 5 % от общего числа зарегистрированных иммигрантов в США за этот период.
В американских статистических изданиях, содержащих информацию об иммиграции, самой распространенной характеристикой происхождения иммигранта является не страна предыдущего места жительства, а место его рождения. Сравнивая эти данные для СССР за 1991—1998 г., можно увидеть, что число иммигрантов, родившихся в бывших союзных республиках, на 10 % больше числа иммигрантов, прибывших с их территории. Таким образом, часть иммигрантов — уроженцев бывшего СССР — прибыли в США из других стран. Российская Федерация фигурирует в американских справочниках чаще как место рождения иммигрантов. За 1992—1998 гг. в США получили статус иммигранта 98,7 тыс. человек, которые родились на территории Российской Федерации, а с учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР — около 110 тыс. Максимальное число иммигрантов приходится на 1996 г. (табл. 2). Вместе с тем следует заметить, что из тех уроженцев Российской Федерации, кто получил статус иммигранта после 1991 г., 53,5 тыс. человек прибыли в страну до момента приобретения этого статуса как беженцы.
Сравнивать российские и американские данные достаточно сложная задача. Во-первых, в американской статистике место происхождения иммигранта определяется чаще его местом рождения, а не страной его последнего места жительства. С учетом рекомендаций международных организаций и специфики российских данных для сравнения лучше использовать те оценки, где происхождение иммигрантов определяется по последнему месту жительства. Правда, следует заметить, что в конце 1990-х годов число иммигрантов, родившихся в Российской Федерации, было всего на 3 % меньше числа иммигрантов, прибывших из Российской Федерации. Во-вторых, в статистике США оценки мигрантов приводятся не за календарный, а за фискальный год, который начинается 1 октября. В-третьих, заметная часть выходцев из России получили статус иммигранта, уже находясь в США в качестве беженца или неиммигранта (nonimmigrant)6, причем большая часть из них прожили в США один—три года или приехали туда в том же фискальном году. Возможно, этим обстоятельством объясняются расхождения между российскими и американскими данными в пользу российских для 1992 и 1993 гг. (табл. 3). В 1996 г. доля вновь прибывших иммигрантов составила примерно 35 % среди всех выходцев из России, получивших статус иммигранта, в 1998 г. — 55 %. В-четвертых, в отличие от американской Службы иммиграции и натурализации, российская статистика практически не дает информации о том, кто и как получает разрешение на выезд в США.
Таким образом, при сравнении данных следует учитывать разницу между календарным и фискальным годом, а также то обстоятельство, что часть мигрантов получают статус иммигранта с временным лагом в 1—3 года. Сравнение данных показывает наличие существенных различий в годовой динамике иммигрантов между российскими и американскими оценками (табл. 3, рис. 4). На рис. 4 прослеживается сходство тенденций между американскими данными
6 Среди лиц, временно находившихся на территории США в течение года, доля россиян незначительна. В 1996 г. она равнялась лишь 0,6 % от всех неиммигрантов, находившихся на территории Соединенных Штатов. Вместе с тем почти три четверти всех неиммигрантов — выходцев из бывшего СССР составляли россияне.
168
М.Б. Денисенко
Рис. 4. Иммиграция в США из России (по данным МВД России и Службы
иммиграции и натурализации США)
за 1996—1998 гг. и российскими за 1993—1995 гг., что, возможно, отражает, временной лаг, с которым россияне получают статус иммигранта.
Число иммигрантов в США за 1996—1998 гг. в 1,2—1,35 больше числа эмигрантов из России по российским данным. Эти оценки помогут определить вероятную величину недоучета в России эмиграции в США. Примерно такие же оценки можно получить, если сравнить ежегодные российские и американские данные за 1993—1998 гг. (табл. 3). Вместе с тем, учитывая богатство американской статистики, эти выводы следует уточнить после ее детального изучения.
7
Иммиграция из России в Финляндию
ФИНЛЯНДИЯ ОТНОСИТСЯ К разряду государств, в которых налажен идеальный с современной точки зрения учет населения. В стране функционирует регулярно обновляемый централизованный регистр населения, который может предоставить разнообразную и надежную информацию по миграционным перемещениям. Определение внешних мигрантов в Финляндии соответствует определению, предложенному ООН. К эмигрантам относятся граждане Финляндии и иностранцы, покидающие страну на срок более года. В число иммигрантов попадают граждане Финляндии, возвращающиеся в страну после пребывания за рубежом более года, и иностранцы, приезжающие в страну на срок более года.
Миграционный обмен с бывшими республиками СССР, особенно с Российской Федерацией и Эстонией, играет заметную роль в функционировании миграционной системы Финляндии. В 1992 г. из бывшего СССР в Финляндию
7 По данным Statistical Yearbook of Finland за разные годы.
169
Эмиграция из России по данным зарубежной статистики
прибыли более 50 % от общей численности иммигрантов. К концу 1990-х годов эта доля снизилась до 30 % главным образом за счет уменьшения иммиграционного притока из Эстонии. Более 20 % всех иммигрантов приходится на Российскую Федерацию, и эта доля является достаточно устойчивой. Всего в Финляндию из России за период с 1992 по 1998 г. сроком более чем на год прибыли около 15 тыс., а выбыли в Россию около 1,2 тыс. человек. Последняя цифра в десятки раз отличается о тех, которые предоставляет Госкомстат об иммиграции в Россию из Финляндии. Финские оценки числа иммигрантов из России также существенно отличаются от российских оценок, согласно которым в Финляндию с 1992 по 1998 г. выбыли 4457 человек. Таким образом, за 7 лет миграционный прирост населения Финляндии за счет России составил около 13,8 тыс. человек.
Любопытно, что если определять происхождение мигрантов не по стране последнего места жительства, а по их гражданству, то в Финляндию прибыли около 16 тыс. российских граждан. Это значит, что часть российских граждан прибыли в Финляндию не из России. Следует также отметить, что если в начале 1990 г. в Финляндии было зарегистрировано чуть более 4 тыс. граждан бывшего СССР, то в конце 2000 г. численность только российских граждан равнялась
20,5 тыс. человек.
В какой-то степени различия между финскими и российскими оценками иммиграции объясняются различиями в определениях. Финское определение иммигрантов включает в себя не только тех, кто прибыл в страну на постоянное место жительства. В терминах долговременной миграции в России общее число эмигрантов в Финляндию (с поправкой на недоучет) примерно в три раза превышает величину зарегистрированного эмиграционного оттока.