Р. А. Бурханов, доктор филос. наук, профессор, кафедра культурологии, философии и социальных наук,
Нижневартовский государственный университет, О. П. Матросова, канд. филос. наук, ст. преподаватель,
кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права Тюменского государственного университета, г. Нижневартовск, Россия, [email protected] [email protected]
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ КОСМОЛОГИЯ К. Л. МОРГАНА
Для философского и научного осмысления процесса развития нашей Вселенной могут оказаться полезными эволюционные теории космологии, в частности, концепция эмерджентной эволюции. Эта концепция впервые была разработана в трудах обосновавшегося в Британии австралийского мыслителя Самуэля Александера. Его последователь, английский биолог и философ Конви Ллойд Морган (1852—1936 гг.) схематически представил эмерджентное развитие Космоса в виде пирамиды (рис. 1).
В основание этой пирамиды ученый поместил пространство (^ и время (I), которые составляют базовый уровень мироздания, а на вершине — божество (В), присущее человеку, как его эмерджентное качество, на высшем уров- = не эволюции (рис. 1.). Вертикальной стрелой от N к В Морган обозначил то, что Алексан-дер называл низусом, т.е. «порывом» — устремлением к развитию (лат. Ш8И8 — порыв, устремление). У каждого уровня объектов новые виды связанности приводят к новым эмерджентным качествам. На высших уровнях мироздания появляются такие виды связанности, которые не существовали на предыдущих уровнях.
Жизнь относится к материи подобно тому, как мышление проявляет свое отношение к жизни. В свою очередь, мышление стремится в глубины материи подобно тому, как оно проникает в сущность жизни. Соотношение этих категорий ученый называет инволюцией.
Британский философ рассуждает о связанности вещей и событий, которая полностью достигается во всех системах, как о встроенной связанности. Естественные объекты не только имеют новые качества в пределах их собственного существования, но также обладают новыми эмерджентными свойствами по отношению к другим объектам. Объекты на высших уровнях мироздания качественно отличаются, действуют и реагируют по-другому, чем объекты на низших уровнях.
Морган стремится дополнить и уточнить теорию Александера, который выделял четыре уровня бытия: материя, жизнь, мышление, божество. Все системы событий, подчеркивает Морган, находятся друг = с другом в психофизической связи, а сам ход эмерджентной космической эволюции осуществляется по трем уровням:
A. Материя (которой присуща психическая корреляция).
B. Жизнь (которая обладает психофизической корреляцией).
С. Мышление (стремящееся к физической корреляции).
В пределах конкретного уровня Вселенной имеется множество эмерджентных
№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
подуровней связанности1. На самой верхней ступени формируются структуры, которые не присутствуют на среднем уровне; на втором уровне есть режимы связанности, не способные существо- -
вать на первой ступени. Пространство-время, как самая фундаментальная структура бытия, утверждает английский мыслитель, реально существовало до появления физических = явлений.
Пространственно-временная базисная связанность обеспечивает эмерджентное развитие Космоса через поддерживаемое мировым «порывом» непрерывное течение времени. При этом философ не считает нужным выделять божество в качестве четвертого уровня мироздания. Каждое высшее по уровню качество имеет статус божества по отношению к предшествующему качеству и уровню2.
Английский мыслитель понимает вещь как организованное сцепление физических событий. Поскольку связанность и встро-енность структур бытия присущи всей Вселенной, физические явления от основания до вершины пирамиды мироздания наполнены психическими и мыслительными процессами. Морган употребляет термин «мышление» для характеристики эмер-джентности на всех уровнях мироздания, а также для обозначения физического или психического процесса. Жизнь относится к материи подобно тому, как мышление проявляет свое отношение к жизни. В свою очередь, мышление стремится в глубины материи подобно тому, как оно проникает
В процессе эмерджентной эволюции происходит прогрессивное развитие объектов,
которые становятся новыми объектами в высших состояниях встроенной взаимосвязи.
в сущность жизни. Соотношение этих категорий ученый называет инволюцией. Тем самым в его концепции прослеживаются черты гилозоизма и панпсихизма.
- Движущей причиной всеобщего прогресса Космоса для Моргана, как и для Алексан-дера, является порыв. Он проявляется в развитии от низших уровней к высшим уровням бытия и выступает как стремление к совершенствованию Вселенной. Помимо ярко выраженного телеоло-гизма «порыв» не может иметь никакого рационального объяснения. Все насыщенные качествами и уровнями разнообразные линии, в которых происходит непрерывное усложнение и совершенствование, связаны в единую систему неживой и живой природы и мышления; всегда и повсюду происходит восходящая и прогрессивная эволюция нашего мира.
Эмерджентная эволюция Космоса на уровне материи понимается Морганом как совокупность событий и явлений в отношениях встроенности. Прежде всего это проявляется во внешних отношениях вещей через их физические свойства. На более высоком уровне развития Вселенной организм уже обладает качеством жизни. В самом высшем виде отношений встроенной связанности люди обладают качеством сознания.
Сознание, или мышление, является завершающей ступенью космической эволюции, поскольку в основе ментальной жизни лежат ее познавательные отношения. Говоря о познании, Морган имеет в виду
Life
n
S
N
Matter
T
Рис. 1. Схема эмерджентной эволюции Космоса К.Л. Моргана.
D
сенсорные представления, т.е. образцы чувственных данных. Восприятия и представления возникают у людей под влиянием внешних объектов. Но мышление — не просто результат наблюдения, оно — активный участник эволюции объективного мира, условие проявления его эмерджент-ных качеств.
В процессе эмерджентной эволюции происходит прогрессивное развитие объектов, которые становятся новыми объектами в высших состояниях встроенной взаимосвязи, считают Александер и Морган. Однако качества высших уровней мироздания не сводятся к качествам его низших ступеней. В отличие от результантов (resultants) — чисто количественных изменений, — эмердженты (emergents) суть качественные изменения.
Концепция эмерджентной эволюции исходит из существования уровней, подуровней =
и порядков бытия встроенной и внешней связанности. Согласно этой теории: 1) увеличивающаяся сложность в интегральной системе, как новый вид связанности, явля-
Поступательное развитие Космоса охватывает собой не только процессы, обеспеченные посредством результантов («resultants»), но и процессы возникновения качественно новых закономерностей и уровней,
обеспеченные благодаря эмерджентам («emergents»).
ется последовательной; 2) все мироздание находится в непрерывном процессе развития; 3) на высших ступенях бытия возрастает богатство связей и отношений; 4) самая богатая реальность, о которой мы можем знать, существует на вершине пирамиды эволюции. Поступательное развитие Космоса охватывает собой не только процессы, обеспеченные посредством результантов («resultants»), но и процессы возникновения качественно новых закономерностей и уровней, обеспеченные благодаря эмер-джентам («emergents»).
На вершине эволюции Вселенная до- стигает такого уровня божества, который в своем богатстве превосходит все предшествующие уровни и состояния. От основания до вершины схемы Моргана развитие все более усложняется. «Эволюция — это не объяснение космического [или эти-= ческого] процесса, — пишет британский мыслитель, — а лишь обобщение и утверждение методов и результатов этого процесса»3. Этот идеал божества, воплощенный в человеке, но превосходящий
№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
m
его, и есть Бог, венчающий собой пирамиду встроенной связанности. Если мы признаём Бога, то мы не отменяем, а дополняем процесс эмерджентной эволюции и причинную обусловленность в Космосе. Научное допущение причинной обусловленности прежде всего подразумевает философское признание причинно-следственной связи во всех без исключения естественных явлениях.
Поэтому вопрос может быть поставлен следующим образом: или мир, лишенный Бога, или мир, независимый от Бога. Морган дает на него ответ, который принимается им без всяких доказательств: следует признать Бога как находящееся вне нас высшее существо, поскольку наличие мышления в людях и на других уровнях бытия указывает на существование Творца и на Провиденциальный План эволюции мироздания. Но Бог прямо не вмешивается в естественные процессы.
Но как же понимать такого Бога? Алек-сандер в духе холизма и пантеизма размышлял о том, что Бог может существовать только как устремленная к высшей стадии эволюции Вселенная. Моргану также присущи эти черты, но Бога он представлял как конкретное существо, проявляющее себя в «порыве» космического целого к новым, доселе неведомым уровням бытия. Ученый считает Бога движущей силой космогенеза и «конечным философским объяснением, дополняющим научную интерпретацию»4.
Концепция эмерджентной космологии возникла как своеобразная реакция на рационалистическое понимание проблемы возникновения нового качества в философии гегельянства и диалектического материализма и материалистические эволюционные учения дарвинизма и марксизма. Эта теория родственна концепциям «творческой эволюции» Анри Бергсона и Альфреда Уайтхеда, а также теологическому учению об эволюции Пьера Тейяра де Шардена.
В современной космологии теория возникновения нового качества как эмер-джента позволяет лучше понять не только процесс эволюции мироздания, но и фазо-
вые скачки - переходы от одного состояния к другому, связанные с резким изменением характеристик системы5. Так, естественными науками было установлено, что физический вакуум, как особое состояние материи, не является пустотой и способен скачкообразно перестраивать свою структуру. В вакуум погружены все физические тела и частицы, в нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением «виртуальных частиц». «Фазовым переходом» был и произошедший около 12 млрд. лет назад Большой взрыв, в результате которого появилась и продолжает развиваться вся наша бесконечная многоярусная Вселенная.
1. См.: Morgan, C.L. Emergent Evolution [Text] / C.L. Morgan. - 2-nd ed. - L., 1927. - P. 22.
2. См.: Alexander, S. Space, Time and Deity [Text] /
S. Alexander. - N.Y: Macmillan and Co., 1950. -V. 2. - P. 60.
3. Там же. - P. 206.
4. Morgan, C.L. Emergent Evolution [Text] / C.L. Morgan. - 2-nd ed. - L.: Williams and Norgate, 1927. - P. 9.
5. См., например: Хокинг, С. От большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени [Текст] / С. Хокинг. - М.: Мир, 1990. - С. 102-123; Сте-пин В.С. Материя // Введение в философию [Текст] / В.С. Степин / авт. колл.: И.Т Фролов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - С. 359.
Концепция эмерджентной космологии возникла как своеобразная реакция на рационалистическое понимание проблемы возникновения нового качества в философии гегельянства и диалектического материализма и материалистические эволюционные учения дарвинизма и марксизма.