Научная статья на тему 'Эмерджентная космология К. Л. Моргана'

Эмерджентная космология К. Л. Моргана Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
325
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МАТЕРИЯ / MATTER / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / К.Л. МОРГАН / K.L. MORGAN / КОСМОЛОГИЯ / COSMOLOGY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / EMERGENCE / ЭМЕРДЖЕНТЫ / РЕЗУЛЬТАНТЫ / RESULTANTS / EMERGENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бурханов Р. А., Матросова О. П.

Статья посвящена исследованию эмерджентной космологии Конви Ллойда Моргана (1852—1936 гг.). На основе анализа оригинального первоисточника — его книги «Эмерджентная эволюция» — выявляются основные уровни и этапы развития Вселенной, рассматривается процесс возникновения нового качества как эмерджента в теории выдающегося английского биолога и философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nizhnevartovsk State University Emergent cosmology by C. L. Morgan

This article is devoted to the investigation of emergent cosmology by Conwy Lloyd Morgan (1852-1936). On the basis of the analysis of the primary source as the book under the title «Emergent evolution», the main levels and stages of the universe’s formation are studied; this work considers the process of the new quality occurrence as emergent in the theory of the outstanding English biologist and philosopher.

Текст научной работы на тему «Эмерджентная космология К. Л. Моргана»

Р. А. Бурханов, доктор филос. наук, профессор, кафедра культурологии, философии и социальных наук,

Нижневартовский государственный университет, О. П. Матросова, канд. филос. наук, ст. преподаватель,

кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права Тюменского государственного университета, г. Нижневартовск, Россия, [email protected] [email protected]

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ КОСМОЛОГИЯ К. Л. МОРГАНА

Для философского и научного осмысления процесса развития нашей Вселенной могут оказаться полезными эволюционные теории космологии, в частности, концепция эмерджентной эволюции. Эта концепция впервые была разработана в трудах обосновавшегося в Британии австралийского мыслителя Самуэля Александера. Его последователь, английский биолог и философ Конви Ллойд Морган (1852—1936 гг.) схематически представил эмерджентное развитие Космоса в виде пирамиды (рис. 1).

В основание этой пирамиды ученый поместил пространство (^ и время (I), которые составляют базовый уровень мироздания, а на вершине — божество (В), присущее человеку, как его эмерджентное качество, на высшем уров- = не эволюции (рис. 1.). Вертикальной стрелой от N к В Морган обозначил то, что Алексан-дер называл низусом, т.е. «порывом» — устремлением к развитию (лат. Ш8И8 — порыв, устремление). У каждого уровня объектов новые виды связанности приводят к новым эмерджентным качествам. На высших уровнях мироздания появляются такие виды связанности, которые не существовали на предыдущих уровнях.

Жизнь относится к материи подобно тому, как мышление проявляет свое отношение к жизни. В свою очередь, мышление стремится в глубины материи подобно тому, как оно проникает в сущность жизни. Соотношение этих категорий ученый называет инволюцией.

Британский философ рассуждает о связанности вещей и событий, которая полностью достигается во всех системах, как о встроенной связанности. Естественные объекты не только имеют новые качества в пределах их собственного существования, но также обладают новыми эмерджентными свойствами по отношению к другим объектам. Объекты на высших уровнях мироздания качественно отличаются, действуют и реагируют по-другому, чем объекты на низших уровнях.

Морган стремится дополнить и уточнить теорию Александера, который выделял четыре уровня бытия: материя, жизнь, мышление, божество. Все системы событий, подчеркивает Морган, находятся друг = с другом в психофизической связи, а сам ход эмерджентной космической эволюции осуществляется по трем уровням:

A. Материя (которой присуща психическая корреляция).

B. Жизнь (которая обладает психофизической корреляцией).

С. Мышление (стремящееся к физической корреляции).

В пределах конкретного уровня Вселенной имеется множество эмерджентных

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

подуровней связанности1. На самой верхней ступени формируются структуры, которые не присутствуют на среднем уровне; на втором уровне есть режимы связанности, не способные существо- -

вать на первой ступени. Пространство-время, как самая фундаментальная структура бытия, утверждает английский мыслитель, реально существовало до появления физических = явлений.

Пространственно-временная базисная связанность обеспечивает эмерджентное развитие Космоса через поддерживаемое мировым «порывом» непрерывное течение времени. При этом философ не считает нужным выделять божество в качестве четвертого уровня мироздания. Каждое высшее по уровню качество имеет статус божества по отношению к предшествующему качеству и уровню2.

Английский мыслитель понимает вещь как организованное сцепление физических событий. Поскольку связанность и встро-енность структур бытия присущи всей Вселенной, физические явления от основания до вершины пирамиды мироздания наполнены психическими и мыслительными процессами. Морган употребляет термин «мышление» для характеристики эмер-джентности на всех уровнях мироздания, а также для обозначения физического или психического процесса. Жизнь относится к материи подобно тому, как мышление проявляет свое отношение к жизни. В свою очередь, мышление стремится в глубины материи подобно тому, как оно проникает

В процессе эмерджентной эволюции происходит прогрессивное развитие объектов,

которые становятся новыми объектами в высших состояниях встроенной взаимосвязи.

в сущность жизни. Соотношение этих категорий ученый называет инволюцией. Тем самым в его концепции прослеживаются черты гилозоизма и панпсихизма.

- Движущей причиной всеобщего прогресса Космоса для Моргана, как и для Алексан-дера, является порыв. Он проявляется в развитии от низших уровней к высшим уровням бытия и выступает как стремление к совершенствованию Вселенной. Помимо ярко выраженного телеоло-гизма «порыв» не может иметь никакого рационального объяснения. Все насыщенные качествами и уровнями разнообразные линии, в которых происходит непрерывное усложнение и совершенствование, связаны в единую систему неживой и живой природы и мышления; всегда и повсюду происходит восходящая и прогрессивная эволюция нашего мира.

Эмерджентная эволюция Космоса на уровне материи понимается Морганом как совокупность событий и явлений в отношениях встроенности. Прежде всего это проявляется во внешних отношениях вещей через их физические свойства. На более высоком уровне развития Вселенной организм уже обладает качеством жизни. В самом высшем виде отношений встроенной связанности люди обладают качеством сознания.

Сознание, или мышление, является завершающей ступенью космической эволюции, поскольку в основе ментальной жизни лежат ее познавательные отношения. Говоря о познании, Морган имеет в виду

Life

n

S

N

Matter

T

Рис. 1. Схема эмерджентной эволюции Космоса К.Л. Моргана.

D

сенсорные представления, т.е. образцы чувственных данных. Восприятия и представления возникают у людей под влиянием внешних объектов. Но мышление — не просто результат наблюдения, оно — активный участник эволюции объективного мира, условие проявления его эмерджент-ных качеств.

В процессе эмерджентной эволюции происходит прогрессивное развитие объектов, которые становятся новыми объектами в высших состояниях встроенной взаимосвязи, считают Александер и Морган. Однако качества высших уровней мироздания не сводятся к качествам его низших ступеней. В отличие от результантов (resultants) — чисто количественных изменений, — эмердженты (emergents) суть качественные изменения.

Концепция эмерджентной эволюции исходит из существования уровней, подуровней =

и порядков бытия встроенной и внешней связанности. Согласно этой теории: 1) увеличивающаяся сложность в интегральной системе, как новый вид связанности, явля-

Поступательное развитие Космоса охватывает собой не только процессы, обеспеченные посредством результантов («resultants»), но и процессы возникновения качественно новых закономерностей и уровней,

обеспеченные благодаря эмерджентам («emergents»).

ется последовательной; 2) все мироздание находится в непрерывном процессе развития; 3) на высших ступенях бытия возрастает богатство связей и отношений; 4) самая богатая реальность, о которой мы можем знать, существует на вершине пирамиды эволюции. Поступательное развитие Космоса охватывает собой не только процессы, обеспеченные посредством результантов («resultants»), но и процессы возникновения качественно новых закономерностей и уровней, обеспеченные благодаря эмер-джентам («emergents»).

На вершине эволюции Вселенная до- стигает такого уровня божества, который в своем богатстве превосходит все предшествующие уровни и состояния. От основания до вершины схемы Моргана развитие все более усложняется. «Эволюция — это не объяснение космического [или эти-= ческого] процесса, — пишет британский мыслитель, — а лишь обобщение и утверждение методов и результатов этого процесса»3. Этот идеал божества, воплощенный в человеке, но превосходящий

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

m

его, и есть Бог, венчающий собой пирамиду встроенной связанности. Если мы признаём Бога, то мы не отменяем, а дополняем процесс эмерджентной эволюции и причинную обусловленность в Космосе. Научное допущение причинной обусловленности прежде всего подразумевает философское признание причинно-следственной связи во всех без исключения естественных явлениях.

Поэтому вопрос может быть поставлен следующим образом: или мир, лишенный Бога, или мир, независимый от Бога. Морган дает на него ответ, который принимается им без всяких доказательств: следует признать Бога как находящееся вне нас высшее существо, поскольку наличие мышления в людях и на других уровнях бытия указывает на существование Творца и на Провиденциальный План эволюции мироздания. Но Бог прямо не вмешивается в естественные процессы.

Но как же понимать такого Бога? Алек-сандер в духе холизма и пантеизма размышлял о том, что Бог может существовать только как устремленная к высшей стадии эволюции Вселенная. Моргану также присущи эти черты, но Бога он представлял как конкретное существо, проявляющее себя в «порыве» космического целого к новым, доселе неведомым уровням бытия. Ученый считает Бога движущей силой космогенеза и «конечным философским объяснением, дополняющим научную интерпретацию»4.

Концепция эмерджентной космологии возникла как своеобразная реакция на рационалистическое понимание проблемы возникновения нового качества в философии гегельянства и диалектического материализма и материалистические эволюционные учения дарвинизма и марксизма. Эта теория родственна концепциям «творческой эволюции» Анри Бергсона и Альфреда Уайтхеда, а также теологическому учению об эволюции Пьера Тейяра де Шардена.

В современной космологии теория возникновения нового качества как эмер-джента позволяет лучше понять не только процесс эволюции мироздания, но и фазо-

вые скачки - переходы от одного состояния к другому, связанные с резким изменением характеристик системы5. Так, естественными науками было установлено, что физический вакуум, как особое состояние материи, не является пустотой и способен скачкообразно перестраивать свою структуру. В вакуум погружены все физические тела и частицы, в нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением «виртуальных частиц». «Фазовым переходом» был и произошедший около 12 млрд. лет назад Большой взрыв, в результате которого появилась и продолжает развиваться вся наша бесконечная многоярусная Вселенная.

1. См.: Morgan, C.L. Emergent Evolution [Text] / C.L. Morgan. - 2-nd ed. - L., 1927. - P. 22.

2. См.: Alexander, S. Space, Time and Deity [Text] /

S. Alexander. - N.Y: Macmillan and Co., 1950. -V. 2. - P. 60.

3. Там же. - P. 206.

4. Morgan, C.L. Emergent Evolution [Text] / C.L. Morgan. - 2-nd ed. - L.: Williams and Norgate, 1927. - P. 9.

5. См., например: Хокинг, С. От большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени [Текст] / С. Хокинг. - М.: Мир, 1990. - С. 102-123; Сте-пин В.С. Материя // Введение в философию [Текст] / В.С. Степин / авт. колл.: И.Т Фролов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - С. 359.

Концепция эмерджентной космологии возникла как своеобразная реакция на рационалистическое понимание проблемы возникновения нового качества в философии гегельянства и диалектического материализма и материалистические эволюционные учения дарвинизма и марксизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.