Научная статья на тему 'Эмансипация и сексуальное домогательство: сравнительно-криминологический аспект'

Эмансипация и сексуальное домогательство: сравнительно-криминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
697
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМАНСИПАЦИЯ / СЕКСУАЛЬНОЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВО / СЕКСИЗМ / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕНЩИН / EMANCIPATION / SEXUAL HARASSMENT / SEXISM / SEXUAL VIOLENCE / SEXUAL EXPLOITATION OF WOMEN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клейменов Иван Михайлович

Актуальность проблемы сексуального домогательства является следствием безграничной эмансипации женщин и тотального разрушения гендерных барьеров. Криминологический анализ показывает, что уровень сексуального насилия ниже в странах, которые стремятся сохранить традиционные нравственные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Клейменов Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emancipation and Sexual Harassment: Comparative-Criminological Aspect

The relevance of the problem of sexual harassment is a consequence of the unlimited emancipation of women and the total destruction of gender barriers. Criminological analysis shows that the level of sexual violence is lower in countries that seek to preserve traditional moral values.

Текст научной работы на тему «Эмансипация и сексуальное домогательство: сравнительно-криминологический аспект»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2 (55). С. 152-159.

УДК 343

DOI 10.25513/1990-5173.2018.2.152-159

ЭМАНСИПАЦИЯ И СЕКСУАЛЬНОЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВО: СРАВНИТЕЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

EMANCIPATION AND SEXUAL HARASSMENT: COMPARATIVE-CRIMINOLOGICAL ASPECT

И. М. КЛЕЙМЕНОВ (I. M. KLEYMENOV)

Актуальность проблемы сексуального домогательства является следствием безграничной эмансипации женщин и тотального разрушения гендерных барьеров. Криминологический анализ показывает, что уровень сексуального насилия ниже в странах, которые стремятся сохранить традиционные нравственные ценности.

Ключевые слова: эмансипация; сексуальное домогательство; сексизм; сексуальное насилие; сексуальная эксплуатация женщин.

The relevance of the problem of sexual harassment is a consequence of the unlimited emancipation of women and the total destruction of gender barriers. Criminological analysis shows that the level of sexual violence is lower in countries that seek to preserve traditional moral values.

Key words: emancipation; sexual harassment; sexism; sexual violence; sexual exploitation of women.

Проблема сексуального домогательства является актуальной глобальной проблемой. Конечно, острота этой проблемы меняется в зависимости от культурного наследия, взаимоотношения полов, уровня женской эмансипации, отношения к женщинам в обществе, состояния их правовой защищённости и других обстоятельств, но нет такого государства, где бы её не существовало.

Согласно Священному Писанию женщина создана как «вторая половина» человека, плоть от его плоти, помощница во всех делах, потому что «нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18-23). Божественный замысел включает влечение мужчины к женщине: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут они одна плоть» (Быт.: 2, 24). Следовательно, женщина по своему генезису не может быть ниже или меньше мужчины, ибо

невозможно делить живую плоть, не умерщвляя её, и нелепо утверждать, что одна часть организма важнее другой. Завет Бога наполнять землю и обладать ею, владычествовать над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле в равной степени адресован мужчине и женщине (Быт. 1:28).

В историческом контексте следует отметить, что на протяжении тысячелетий практически во всём языческом мире женщина оставалась во многом ущемлённым, бесправным существом. Так, в классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подверглась существенным ограничениям. То, что даже свободнорождённая женщина не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако и в частной жизни женщина всё больше зависела от мужчины, во всё большей

* Статья подготовлена в результате исследования № 18-1Р-02, поддержанного НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург.

© Клейменов И. М., 2018 152

мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой, в доме отца она во всём должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти - воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся её имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома - в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, ткачеством и шитьём, а также воспитанием детей, пока те были совсем маленькие. На улицу афинская женщина выходила всегда в сопровождении рабыни, причём скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чьё-либо внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: «Чья это мать?», нежели: «Чья это жена?». Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гинекей и присоединяться к ликующей толпе [1].

Даже в Риме женщины, где женщины (несмотря на хрестоматийную историю Лукреции, ставшей одной из самых известных в древнем мире жертв сексуального домогательства), по меркам своего времени, были достаточно эмансипированы, презюмирова-лось, что женщине не следует выходить за отведённые ей обычаем рамки. Так, согласно Цицерону, город, в котором женщины присвоят себе обязанности мужчин, будет несчастен [2]. А Марк Порций Катон чуть раньше сетовал на то, что римляне позволяют женщинам, проявляя слабость, браться даже за государственные дела, представляя тем самым угрозу для государства [3].

На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужчине. Если она не подчинялась, он имел право её наказать. Согласно одному древнеассирий-

скому закону супруг мог за непослушание, леность и отказ от исполнения супружеских обязанностей побить жену, остричь её, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или прогнать её [4].

«В древнем мире женщина - всегда источник соблазна. Японская пословица гласит: "Красавица - это меч, разрубающий жизнь". Этой мысли вторит Екклесиаст: "А нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она сеть, и сердце её - силки, руки её - оковы"» (Екк. 7:26) [5].

С другой стороны, языческий мир - это мир сексуальной распущенности, соответственно сексуальным практикам придавался ритуальный характер. При этом такие практики непосредственно предполагали насильственное вторжение в сферу половой свободы женщины. Так, согласно Геродоту, каждая вавилонянка обязана была иметь один раз в жизни половое сношение с иноземцем в храме Афродиты. Женщина приходила в храм и могла возвратиться домой не раньше, как иноземец сообщится с ней, предварительно бросив ей монету и сказав: «Приглашаю тебя во имя богини Миллиты». Как бы ни была мала монета, женщина не вправе отвергнуть её, потому что деньги принадлежат божеству [6]. В свою очередь, Диодор Сицилийский упоминает об одном брачном обычае на островах, называемых Гимнесиями, согласно которому во время брачного пира родственники и друзья, сначала самый старший, затем следующий по возрасту и все прочие в порядке старшинства, соединяются с невестой, причём последним удостаивается этой чести жених [7].

Справедливости ради следует, однако, отметить, что и в языческих культах признавалась необходимость почтительного отношения к «недоступным женщинам». Достаточно вспомнить, что наряду с Афродитой (Венерой), которая совершенно спокойно рассматривалась как объект сексуального желания, среди богинь существовала и целомудренная Диана (Артемида), похотливый взгляд на которую стоил Актеону жизни [8]. Интересно, что такое условное деление женщин на доступных и недоступных, а соответственно, на достойных уважения и недостойных сохранилось, к сожалению, и до настоящего времени.

Вместе с тем принципиальное изменение отношения к женщине принесло христианское учение. «Образ Богородицы стал идеалом достижения духовных вершин для женщин и неиссякаемым источником нравственного совершенствования для мужчин. Пресвятая Богородица живёт для других, она - радость для всех, помощница в нужде для тех, которые её призывают, она - радость для скорбящих, защитница обездоленных, путеводительница. Она - Покров для мира, который шире всех облаков на небе, она -всё для других» [9].

Именно христианство освободило женщин, что опровергает навязчивый миф о христианстве как религии рабства. Достаточно познакомиться с первохристианскими жизнеописаниями святых женщин, которые во имя своего убеждения противостояли устоявшимся табу и традициям. Так, замечательный памятник первохристианского мученичества «Страсти Перпетуи и Фелицитаты» описывает одну из мучениц - Перпетую -благородного рождения, хорошо образованную женщину, состоящую в браке, имеющую отца, мать, двоих братьев и сына - грудного младенца, которую ни социальный, ни семейный статус, ни уговоры отца не смогли отвратить от веры [10]. О гармонии отношений между мужчиной и женщиной говорил апостол Павел, наставляя христиан: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Мужья, любите своих жён. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. ...Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Так каждый из вас да любит свою жену; а жена да боится (своего) мужа» (Еф. 5:22, 23, 28, 33). Такая гармония основана на любви (она первична), на признании закона семейной иерархии и главенства мужа, а не на утверждении униженного положения женщин. При этом следует обратить внимание на слова апостола, обращённые к мужчинам. Апостол Павел предписывает мужьям любить жён, как Христос возлюбил Церковь и «предал Себя за неё». Великий экзегет V в. Феодорит Кирский, толкуя эти слова апостола, напоминает мужьям, что, как Владыка Христос не отрёкся умереть за невесту свою (Церковь. - И. К.), так и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам.

Иначе говоря, женщина уже не может рассматриваться как вещь или как объект, тем более объект похоти [11].

Однако законом семейной иерархии (как и любым законом) можно злоупотреблять. Когда отсутствует любовь, царствует сила и место гармонии занимает принуждение. Если женщина готова подчиняться из любви, то она протестует против психического и физического насилия как в семье, так и в общественной жизни. На этой почве возникает движение эмансипации женщин.

Эмансипация женщин как стремление к равноправию с мужчинами во всех возможных направлениях наиболее заметна и результативна в политической сфере, прежде всего в борьбе за электоральное равенство (суфражизм). Большую роль в этом движении сыграла Великая французская революция, давшая миру Декларацию прав человека и гражданина, в ст. 6 которой было провозглашено: «Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в создании закона. Закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает. Все граждане равны перед законом, и потому все в равной мере допускаются на все публичные посты, места или должности, соответственно своим способностям и без каких-либо различий, кроме обусловленных их добродетелями и талантами» [12]. А. В. Пронина отмечает: «Движение женщин за предоставление им равных с мужчинами избирательных прав зародилось в США, где в 1848 г. прошёл первый съезд активисток борьбы за женское равноправие в Сенека-Фоллз. Однако широкого размаха суфражизм достигает позднее, в Великобритании конца XIX - начала XX в. Расширению движения в немалой степени способствовал британский идейный дух феминизма, который начал формироваться ещё в конце XVIII в. под влиянием идей Великой французской революции, получив отражение в английской "женской литературе" в XVIII-XIX вв.» [13].

Женская эмансипация, начавшись с суфражизма, стремительно набирала силу в связи с процессами секуляризации, политическими завоеваниями и развитием массовой культуры [14]. Женщины не только овладели мужскими профессиями (лётчика,

космонавта, тракториста, механизатора и др.), но и стали ведущими деятелями в судебной системе, адвокатуре и иных сферах профессиональной деятельности. В юридическом аспекте дело порой доходит до того, что некоторые исследователи отмечают элементы неравенства, установленные для лиц мужского пола в части нераспространения на них предусмотренных для женщин законодательством льгот, гарантий и компенсаций и предлагают уравнять мужчин в таких правах с женщинами [15]. Иными словами, женская эмансипация породила феминизацию, а феминизация приобрела наступательный характер, взламывая разумные пределы и посягая на традиционные ценности. Даже в рамках более консервативного исламского мира наблюдаются опасные тенденции полярной подмены таких ценностей, это проявляется например, в национализации материнства в палестинской интифаде и призыве матерей участвовать в терроризме, жертвуя своими детьми (акция "mother - son/shahid") [16].

Женщины стали играть в футбол, хоккей, заниматься тяжёлой атлетикой, боксом, силовыми единоборствами. Культивируются женские бои без правил - отвратительное зрелище, которое, тем не менее, активно рекламируется в Интернете [17].

Поскольку женщины во всех отношениях становятся вровень с мужчинами, то они получают ожидаемую «простоту» в сексуальных предложениях. Если в традиционном обществе надо было преодолевать гендерный барьер (существовали установленные ритуалы для его преодоления), то в современном мире он отсутствует - и в этом во многом виноваты сами женщины, приветствовавшие абсолютное равенство с мужчинами. Победители оказались побеждёнными. Не желая признавать этого поражения, они придумали сексизм в качестве обозначения господства мужчин и угнетения женщин.

Сексизм как дискриминация по тендерному признаку, как выражение пренебрежительного отношения мужчин к женщинам в качестве источника имеет падение нравов современного общества, в котором присутствуют «половое воспитание», широко распространены эротические шоу, создана целая индустрия соблазна, вопросы интимной жизни («про это») выносятся на публичное об-

суждение. Детям настойчиво внушается мысль о чрезвычайной важности сексуальной жизни, о безнадёжной устарелости традиционных взглядов на целомудрие, и к совершеннолетию они уже готовы к рискованному поведению в сексуальной сфере и сожительству с «партнёрами» (которое провокационно именуется «гражданским браком» в целях дискредитации официальных брачно-семейных отношений). В этом отношении Россия вполне развилась до состояния западного общества, которое фиксировали зарубежные социологи ещё в начале 1990-х гг.: «Кроме экономической независимости и свободы в целом на женское сексуальное раскрепощение повлиял и тот факт, что сегодня их сексуальная инициатива всецело приемлема. Право женщин брать на себя инициативу завоёвано ими в течение последних 20 лет. Лишь часть женщин старшего возраста выступают против. Мужчины приняли это женское право ещё 20 лет назад» [18]. Всё это делает грань между сексизмом, сексуальным домогательством и раскованным женским поведением весьма тонкой. С одной стороны, современная массовая культура делает женщину максимально обнажённой (во всех смыслах), а с другой - выставляет табу для тех, кто склонен поддаваться соблазну.

Нельзя не отметить и откровенную эксплуатацию темы сексуальности современными феминистками, которые почему-то борются против сексизма и гендерной дискриминации посредством исключительно демонстрации собственной наготы, не забывая, к слову, зарабатывать на ней деньги. Достаточно вспомнить движение "Free The Nipple", называющее себя глобальным движением равенства, развития и свободы [19], средством борьбы которого является демонстрация голой груди (к слову, сайт организации успешно реализует футболки, связанные с тематикой демонстрации женской груди), или швейцарскую «художницу» Милу Муаре, которая, например, «в целях защиты прав женщин» предлагала прохожим на улицах европейских городов потрогать её половые органы в течение 30 секунд, одновременно предлагая приобрести свои провокационные фото и видео, в том числе откровенно порнографического характера [20]. Абсурдно полагать, что фото и видео Муаре, как и, напри-

мер, ролики сексуального содержания представительниц движения "Body ро8Шуе", пропагандирующего «натуральную красоту», которые также активно продаются в Интернете самими феминистками, приобретаются людьми, сочувствующими женской борьбе за равенство. Совершенно очевидно, что они покупаются лицами, рассматривающими женщин в качестве объекта своей похоти. Не вызывает сомнения, что такое восприятие женщины будет способствовать увеличению количеств сексуального домогательства и насилия. Соответственно, результат «акцио-низма» современных феминисток совершенно противоположен провозглашаемым ими целям.

Кроме того, в условиях значительных миграционных процессов, происходящих в Европе, чрезмерная раскрепощённость радикальных феминисток создаёт иллюзию у мужчин, прежде всего представляющих другую культуру, о доступности современной западной женщины, которая вследствие этого рассматривается как недостойная уважения. Обращаем внимание, что в данном случае мы лишь констатируем факт, который действительно имеет место. Достаточно вспомнить массовые сексуальные домогательства женщин в Кельне в новогоднюю ночь 2016 г. Призывы властей Кельна к женщинам придерживаться определённого «кодекса поведения», раскритикованные как попытка переложить ответственность за вспышку сексуального насилия на женщин [21], в действительности есть просто попытка осмысления (вероятно, не самая удачная) соответствующей проблемы.

Заметим, что во все времена стремление добиться благосклонности женщины признавалось таким же естественным и закономерным, как сама жизнь. Подобно тому, как в мире животных мы наблюдаем исполнение брачных танцев, среди людей всегда существовали определённо ориентированные знаки внимания мужчины к женщине (например, исполнение серенады под балконом возлюбленной или «миллион алых роз»). Если не было бы намеренных воздыханий, страстных взглядов и бурных признаний, вряд ли бы состоялась огромная часть человеческого творчества - от «Песни песней» царя Соломона и поэзии трубадуров до «Декамерона»

Дж. Боккаччо и лирики А. Пушкина, С. Есенина, Н. Добронравова. В этой связи отождествление естественных проявлений человеческих чувств мужчины к женщине и сексуального домогательства не может вызвать понимания и сочувствия.

Следовательно, следует чётко определить содержание сексуального домогательства как злоупотребления властью в сфере интимных отношений. Это сексуальное предложение, от которого трудно отказаться. «Сексуальное домогательство - это история не про секс и романтику, а про власть. Конкретный мужчина показывает женщине, что она для него никто и, если он захочет, она отдаст ему всё, что он попросит. Женщина идёт на это, потому что она живёт в контексте, где не может выйти, хлопнуть дверью и уйти из профессии. Никто не должен стоять перед выбором, отдаться принудительно и сделать карьеру или воспользоваться своим талантом и добиться вершин. Этот выбор не гуманный. Даже если женщин никто не тащит силком, в таких ситуациях они отлично понимают, как им всё обрубят в профессиональной области, если они не согласятся. Это невидимые верёвки, но они ничем не лучше настоящих» [22].

Следует заметить, что эти «невидимые верёвки» не лишают женщину свободы воли: просто она делает свой выбор из карьерных или коммерческих соображений, а не из естественного чувства оскорблённого достоинства. Правда, она, делая такой выбор, недооценивает его психотравмирующую роль, которая может сказываться и через десятилетия. Именно этим объясняется желание жертв сексуального домогательства нанести репутационный урон лицам, от которых они находились в зависимости, спустя многие годы после циничных предложений и грязных прикосновений.

В криминологическом аспекте важно прежде всего попытаться ответить на вопрос: «В какой мере сексуальная эмансипация женщин связана с посягательствами на их половую свободу?». Ответ на него существенно влияет на определение стратегии противодействия сексуальным домогательствам и в целом преступлениям против половой свободы и неприкосновенности женщин. Такой анализ осуществлён нами в рамках про-

верки гипотезы: в странах с традиционной нравственностью уровень преступлений против половой свободы и неприкосновенности женщин более низок, нежели в государствах с модернизированной моралью сексуальных отношений. Эту гипотезу целесообразно проверять, используя методологию учения о правовых семьях (системах).

В этой связи уточним некоторые методологические позиции, имеющие отношение к сравнительному правоведению и сравнительной криминологии.

1. Криминология - правовая наука. В России, где криминология в значительной мере есть порождение уголовного права, этот тезис вряд ли нуждается в подробном обосновании. Патриархи российской криминологии (А. А. Герцензон, В. Н. Кудрявцев, И. И. Кар-пец и др.) были выдающимися специалистами в области уголовного права и никогда не переставали быть таковыми. Криминологию в РСФСР, СССР и РФ традиционно разрабатывают преимущественно юристы, и это придаёт отечественной криминологии своеобразный и неповторимый характер. Здесь обнаруживается ответ на вопрос о характере отечественной криминологии: она является (по своей исторической судьбе, специализации наиболее выдающихся учёных, специфике мышления) юридической наукой. Её место в классификации научных специальностей определено совершенно правильно, и на этом месте криминология призвана быть максимально прагматичной.

2. Правовой характер российской криминологии определяет её преимущества перед теми научными направлениями, а также зарубежными криминологиями, которые основаны на другом подходе: социологическом, политологическом, экономическом, психоаналитическом и др. Такие преимущества выражаются в юридическом определении преступного поведения и недопустимости его отождествления с иными социальными девиациями; правовом ограничении средств воздействия на правонарушителя, основанном на предвидении негативных последствий нелегитимных социальных практик; согласовании права и нравственности, что исключает дискурс «по ту сторону добра и зла» и формирование обезличенных социальных технологий; понимании сложности

юридического механизма и необходимости соблюдения многих условий при его регулировании; утверждении приоритета средств над целями и недопустимости внегуманитар-ного, технократического решения социальных проблем; внимательном изучении достижений других наук, исключающем пренебрежительное к ним отношение.

3. Важное преимущество российской криминологии как правовой науки заключается в возможности воспользоваться результатами сравнительного правоведения. С методологической точки зрения это преимущество во времени, поскольку не надо тратить временные ресурсы на «повторение пройденного», начиная разработку методологии сравнительной криминологии с нулевой точки. Существенным преимуществом здесь также выступает утверждение приоритета методологии над методом, рационального знания над эмпирическим, поскольку в сравнительном правоведении его правильность получила многократное подтверждение и убедительное обоснование.

4. Наряду с известными правовыми семьями (англо-американской, романно-германской, исламской, традиционной (основанной на этических принципах) - по Р. Давиду [23]), следует выделить славянскую правовую семью. Её своеобразие определяется здесь «не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов» [24]. Главная специфика здесь заключается, на наш взгляд, в правосознании, которое характеризуется высоким уровнем правового нигилизма.

С учётом сказанного обратимся к материалам таблицы (с. 158).

Анализ материалов таблицы позволяет в целом подтвердить обоснованность сформулированной гипотезы: действительно, в странах, где в большей степени популярны традиционные ценности, заметно ниже уровень сексуального насилия. Даже внутри правовых семей такие различия прослеживаются. Сравните, например, попарно Австралию и Великобританию, Грецию и Норвегию, Египет и Алжир, КНР и Японию, Беларусь и Россию. В первых государствах приведённых дихотомий позиции традиционной нравственности

Уровень сексуального насилия в государствах различных правовых семей

Государства различных правовых семей: Медианы уровня сексуального насилия

англо-американской (АА), романо-германской (РГ), исламской (И), традиционной (Т), славянской (С) за 2003-2015 гг. в расчёте на 100 тыс. населения

Австралия (АА) 26,2

Великобритания (АА) 74,8

Канада (АА) 100,8

Новая Зеландия (АА) 62,8

США (АА) 31,6

Австрия (РГ) 22,1

Бельгия (РГ) 62,0

Дания (РГ) 25,4

Германия (РГ) 31,2

Греция (РГ) 7,1

Испания (РГ) 21,4

Италия (РГ) 9,2

Нидерланды (РГ) 46,5

Норвегия (РГ) 81,0

Португалия (РГ) 20,0

Финляндия (РГ) 42,0

Франция (РГ) 62,2

Швейцария (РГ) 63,2

Швеция (РГ) 79,4

Алжир (И) 11,3

Египет (И) 0,3

Марокко (И) 8,2

Нигерия (И) 1,0

Оман (И) 4,4

КНР (Т) 0,2

Гонконг (ОАР КНР) 25,8

Индия (Т) 6,1

Япония (Т) 6,9

Беларусь(С) 5,5

Россия (С) 12,5

Источник: Statistics. - URL: http://www.unodc.

сильнее, чем во вторых, что и обусловливает более низкие показатели сексуального насилия. Особенно примечательны различия анализируемых показателей в социалистическом КНР и его особом субъекте Гонконге, где практически в полной мере сохранены капиталистические общественные отношения. Социализм, как известно, основан на парадигме «всё во имя человека, всё для блага человека», а капитализм превращает человека в объект эксплуатации и средство получения прибыли. Женщина используется как предмет торговли и «восполняемый ресурс» в существующей системе сексуальной эксплуатации любой капиталистической страны.

Такая система создана практически во всех крупных городах России. Многочисленные салоны тайского массажа, сауны c vip-

услугами, отели-на-час, красочные рекламы эротических шоу свидетельствуют о том, что проституция в стране де-факто легализована и все мы являемся безмолвными свидетелями сексуальной эксплуатации женщин.

Конечно, сексуальная эксплуатация женщин и сексуальная домогательство - самостоятельные проблемы, но нетрудно заметить, что первая закономерно порождает вторую. Когда женщина в системе общественных отношений становится предметом, то с ней (и к ней) можно обращаться сколь угодно цинично. А криминальным итогом таких отношений является сексуальное насилие.

Внушаемые молодым поколениям глобальными средствами массовой информации идеи о тотальной толерантности и продолжающейся сексуальной революции разру-

шают традиционные границы нравственности, внутри которых человек остаётся по-настоящему свободным (от внешних посягательств). Бурное течение эмансипации, которое поглощает вступающих в жизнь людей, фактически закрепощает людей и превращает их в товар на рынке человеческих взаимоотношений.

1. См.: ВиничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / пер. с польск. - М. : Высш. шк., 1988. - 496 с. : ил. // Profilib : электрон. б-ка. -URL: http://www. profolib.com.

2. Цицерон Марк Тулий. О государстве. О законах. - М. : Академический проект, 2016. -C. 106.

3. Тит Ливий. История Рима от основания города. Все книги в одном томе. - М. : Э, 2017. -C. 934-993.

4. См.: Вардиман Е. Женщина в древнем мире / пер. с нем. М. С. Харитонова ; послесл. А. А. Вагасина. - М., 1990. - С. 179.

5. Легойда В. Женщина и мужчина: отношения сквозь века // Православная энциклопедия «Азбука веры» : сайт. - URL: https://azbyka.ru /zhenshhina-i-muzhchina-otnosheniya-skvoz-veka.

6. Геродот. История Древней Греции. - М. : АСТ, 2017. - С. 166.

7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. IV-VII. Греческая мифология. -СПб. : Алетейя, 2017. - С. 226.

8. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. IV-VII. Греческая мифология. -СПб. : Алетейя, 2017. - С. 153.

9. Митрополит Павел. Пресвятая Богородица и современная женщина // Православие: Болгария : дайджест болгарской православной прессы : рус. версия портала. - URL: https:// ru.pravoslavie.bg.

10. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. - СПб .: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017. - C. 209-249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Федорит, епископ Кирский. Толкование на четырнадцать посланий апостола Павла. -М. : Сибирская Благозвонница, 2013, -C. 435-436.

12. Декларация прав человека и гражданина (Конституция Франции) : (принята 26.08.1789) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединённые Штаты Аме-

рики, Япония : учебное пособие. - 8-е изд., исправл. и доп. - М. : Инфотропик Медиа, 2012. - С. 117-119.

13. Пронина А. В. Суфражизм как фактор развития гражданской идентичности и правового сознания женщин в Англии // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. -№ 1. - С. 46-48.

14. См.: КиричекЕ. В. Этапы конституционного развития прав и свобод человека и гражданина и механизма их обеспечения в России: историографический очерк // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. -№ 7. - С. 44-47.

15. См.: ТерешинаЕ. В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах федеральной службы безопасности (на примере органов пограничного контроля) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 183 с.

16. См.: ГригорьеваМ. А. Гендерная политика и эмансипация женщин в исламском культурном пространстве: политический контекст и тенденции // Концепт. - 2011 - № 2. -С. 165-168.

17. См.: Алехин А. Самые опасные женщины мира. Женские бои в ММА становятся всё популярнее - но в России их не развивают. А зря // Meduza : интернет-издание. - URL: https://meduza.io/feature/2017/05/04/samye-opasnye-zhenschiny-mira.

18. Kontula O., Haavio-Mannila E. Sexual Pleasures: Enhanc ement of Sex Life in Finland, 1971-1992. - Dartmouth : Aldershot, 1995. -P. 209.

19. What is free the nipple? : [website]. - URL: http ://freethenipple.com.

20. Milo Moire : [website]. - URL: http://milomoire.com.

21. After Cologne, we can not let the bigots steal feminism // New Statesman : [website]. - URL: http://newstatesman. com.

22. GiddensA. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies. - Stanford : Stanford Univ. Press, 1992. -P. 26.

23. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1988. - С. 25-28, 40.

24. Как в России обращаются с женщинами, работающими в кино: «все знают и все молчат» // Русское Агентство Новостей : сайт. - URL: https://ru-an.info/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.