Научная статья на тему '«ЭМАНАЦИЯ ПРАВА» И «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА» КАК ЯВЛЕНИЯ: ИХ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ'

«ЭМАНАЦИЯ ПРАВА» И «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА» КАК ЯВЛЕНИЯ: ИХ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эманация права / эволюция права / развитие права / соотношение эманации и эволюции.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сигачева Елена Леонидовна

Рассматриваются социально-философские основания явлений эманации и эволюции права, характерные для различных исторических периодов развития общества от античности и до настоящего времени. Доказывается, что теории указанных явлений права наряду с различиями, обусловленными особенностями культурно-исторических эпох, имеют общие онтологические основания. Они детерминируют взаимообусловленность эманации и эволюции как регуляторов общественных отношений. Раскрывается вопрос сущности и содержания понятий эманации и эволюции права как с позиции теоретического, так и практического значения. Устанавливается как наличие прямой и опосредованной связи между данными правовыми явлениями, так их принципиальное различие, что определяет уместность и правильность употребления в правовом обиходе терминов «эманация» и «эволюция». В силу понимания дискуссии особенностей исследуемой проблематики обращаемся к вопросу об источниках содержания и формы изложения правовых законов о детерминации системы права. Исследуя понятия эволюции вне связи с теми или иными объяснениями самого процесса, видим, что в каждом понимании этого термина назрел более или менее глубокий кризис или, наоборот, назрел выход из кризиса. Возникает вопрос: можно ли считать независимыми друг от друга решения каждой из перечисленных явлений, можно ли, например, считать, что понятие преформации не имеет никакого отношения к выбору решения относительно революции и трансформизма? В настоящее время мы действительно имеем большое разнообразие мнений: почти свободное комбинирование тех или иных решений, что дополнительно вызывает научный интерес к проблеме разграничения понятий эманации и эволюции права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ЭМАНАЦИЯ ПРАВА» И «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА» КАК ЯВЛЕНИЯ: ИХ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-102-109 NIION: 2018-0076-7/23-506 MOSURED: 77/27-023-2023-7-506

СИГАЧЕВА Елена Леонидовна,

к.ю.н, доцент кафедры «Теория, история и государственно-правовые дисциплины» Читинского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет»,

г. Чита, РФ, e-mail: sigachevael@bgu-chita.ru

«ЭМАНАЦИЯ ПРАВА» И «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА» КАК ЯВЛЕНИЯ: ИХ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ

Аннотация. Рассматриваются социально-философские основания явлений эманации и эволюции права, характерные для различных исторических периодов развития общества от античности и до настоящего времени. Доказывается, что теории указанных явлений права наряду с различиями, обусловленными особенностями культурно-исторических эпох, имеют общие онтологические основания. Они детерминируют взаимообусловленность эманации и эволюции как регуляторов общественных отношений. Раскрывается вопрос сущности и содержания понятий эманации и эволюции права как с позиции теоретического, так и практического значения. Устанавливается как наличие прямой и опосредованной связи между данными правовыми явлениями, так их принципиальное различие, что определяет уместность и правильность употребления в правовом обиходе терминов «эманация» и «эволюция». В силу понимания дискуссии особенностей исследуемой проблематики обращаемся к вопросу об источниках содержания и формы изложения правовых законов о детерминации системы права.

Исследуя понятия эволюции вне связи с теми или иными объяснениями самого процесса, видим, что в каждом понимании этого термина назрел более или менее глубокий кризис или, наоборот, назрел выход из кризиса. Возникает вопрос: можно ли считать независимыми друг от друга решения каждой из перечисленных явлений, можно ли, например, считать, что понятие преформации не имеет никакого отношения к выбору решения относительно революции и трансформизма? В настоящее время мы действительно имеем большое разнообразие мнений: почти свободное комбинирование тех или иных решений, что дополнительно вызывает научный интерес к проблеме разграничения понятий эманации и эволюции права.

Ключевые слова: эманация права, эволюция права, развитие права, соотношение эманации и эволюции.

SIGACHEVA Elena Leonidovna,

Ph.D. of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department "Theory, History and State-legal disciplines" of the Chita Institute "Baikal State University"

"EMANATION OF LAW" AND "EVOLUTION OF LAW" AS LEGAL PHENOMENA: WHAT IS THE FUNDAMENTAL DIFFERENCE

Annotation. The socio-philosophical foundations of the phenomena of emanation and evolution of law, characteristic of various historical periods of the development of society from antiquity to the present, are considered. It is proved that the theories of these phenomena of law, along with differences due to the peculiarities of cultural and historical eras, have common ontological foundations. They determine the interdependence of emanation and evolution as regulators of social relations. The question of the essence and content of the concepts of emanation and evolution of law is revealed, both from the standpoint of theoretical and practical significance. It establishes both the presence of a direct and indirect connection between these legal phenomena, as well as their fundamental difference, which determines the appropriateness and correctness of using the terms "ema-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

nation" and"evolution" in legal everyday life. By virtue of understanding the discussion of the features of the problem under study, we turn to the question of the sources of content and form of presentation of legal laws on the determination of the system of law.

Exploring the concepts of evolution without connection with one or another explanation of the process itself, we see that in each understanding of this term, a more or less deep crisis has ripened, or, conversely, a way out of the crisis has ripened. The question arises: can the solutions of each of the listed phenomena be considered independent of each other, can, for example, be considered that the concept of preformation has nothing to do with the choice of a solution regarding revolution and transformism? Currently, we really have a wide variety of opinions: an almost free combination of certain solutions, which additionally causes scientific interest in the problem of delimiting the concepts of emanation and the evolution of law.

Key words: emanation of law, evolution of law, development of law, correlation of emanation and evolution.

Эманация является сложным философским понятием, которое было разработано в рамках неоплатонизма [23, с. 113]. По факту значение сводится к переходу от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Иначе говоря, это процесс нисхождения, дробления, рассеивания. И хотя сегодня часто можно слышать слово «эманация» в повседневной речи, далеко не всегда его употребляют корректно.

Проблема эманации права сохраняет свою актуальность и является предметом дискуссий на протяжении всего периода развития философской мысли с античности и до настоящего времени. Дискуссионными являются не только вопросы о формах и пределах обусловленности права, но и собственно вопрос о наличии необходимой связи между эманацией права и эволюцией права.

В данной статье под эволюцией права понимается историографическое отношение между правом и обществом, в котором эволюция выступает в качестве источника содержания права, а право - в качестве социального регулятора, обеспечивающего возможность нравственного поведения в обществе.

Непреходящая значимость рассматриваемой проблемы обусловлена следующими причинами.

Прежде всего, процесс исторического развития социума, усиление взаимозависимости его различных сторон и дифференциация структурных элементов сопровождаются последовательным расширением пределов действия права. В современном обществе не представляется возможным назвать социальные подсистемы, свободные от правового регулирования. При этом право все глубже проникает в разнообразные общественные подсистемы, определяя их форму и, в значительной степени, влияя на содержание. Следовательно, общественные отношения, ранее либо полностью свободные от правового регули-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

рования, либо лишь охраняемые правом от различных девиаций, теперь последовательно регламентируются правовыми нормами. Названное обстоятельство обуславливает, в свою очередь, возникновение и развитие многообразных форм взаимодействия между понятиями эманации и эволюции.

Кроме того, право, оформляющее все общественные отношения, выступает в качестве социального регулятора, опосредующего интеракции. Оно является одной из граней социальности, частью культуры и несет в себе общезначимые смыслы. Понятое таким образом, право призвано обеспечивать стабильное функционирование и развитие общества, связывать индивидуальное и социальное, уравновешивать их взаимодействие в мотивации поведения людей.

Право характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при рассмотрении его эманационного содержания.

Право является отчужденной формой регуляции поведения индивидов. Иными словами, право выступает по отношению к индивиду как внешне данная норма. Право как система императивов, заданных субъектом власти, предполагает обязательность их выполнения подчиненными его воле людьми, независимо от их этического одобрения или неприятия данных установлений. Кроме того, отчужденность правовой системы усиливается обеспеченностью государством, которое, в свою очередь, также является отчужденной формой по отношению ко всем членам данного социума.

Право, с эволюционной точки зрения, всегда является рациональной конструкцией. Рациональность эволюции права проявляет себя как в содержательном аспекте (право основано на осознанной социально значимой потребности и предполагает определенную цель), так и в формальном аспекте (структурированные и регламентированные процедуры правотворчества и правоприменения).

Наконец, эволюция права направлена на социальное отношение и не может существовать вне его.

В эпоху Античности проблема права привлекала внимание многих властителей и законодателей, ее рассматривали выдающиеся античные мыслители Сократ, Платон и Аристотель. Они выдвигали понятие справедливости как обобщающей оценки организации жизнедеятельности греческого полиса и качества его законов. Так, в частности, полемизируя с Гиппием о справедливости, Сократ утверждал тождество понятий законного и справедливого (IV, IV, 18) [11, с. 76].

Великий древнегреческий философ Платон в своих диалогах впервые обосновал классическую постановку вопроса о сущности правового поведения как характеристики человека и государственного устройства в контексте своего учения о добродетелях души гражданина идеального государства [16, с. 415]. Платон как основоположник идеализма, анализируя принятие и действие законов в полисе, указывает, что в основе установления законов должно лежать представление о добродетели в целом, понимаемое как его совершенная справедливость.

Системное осмысление проблемы сущностных категорий права представлено в трудах Аристотеля. Так, в книге пятой работы «Никомахова этика» Аристотель, анализируя понятия правосудного и неправосудного, указывает, что правосудное, в его связи с законами, призвано, в конечном счете, создавать и сохранять счастье и все, что его составляет, во взаимоотношениях между людьми в государстве (11 29Ь, 15) [3, с. 556]. В этом смысле правосудность рассматривается Аристотелем как частный момент добродетели (1130а, 15) [4, с. 612].

Необходимо отметить, что античное представление о праве как о частном моменте общества, а также наделение права в его диалектической нераздельности телеологическим характером, коренится в специфике данной эпохи как особого исторически сложившегося типа культуры. В частности, для античного миропонимания характерно представление о человеке и обществе как элементах иерархической системы всеобъемлющего космического миропорядка. Социальный порядок есть отражение законов космоса, он предшествует человеку и обществу, а первый, в свою очередь, есть лишь эманация общества.

Принцип эманации права далее развивается средневековыми философами в нравственно-религиозном дискурсе. Основоположник христианской этики и философии истории Аврелий Августин рассматривал добродетель и справедливость как основу всякого государства. Ссылки на

«естественный закон справедливости», заданный божественной волей и укорененный в сердце человека, лежит в основе его учения об обществе и государстве. Августин противопоставляет идеальное государство как божественный институт реально существующим государствам, имеющим несовершенные несправедливые законы. Равным образом, Марсилий Падуанский указывает, что смысл закона состоит, прежде всего, в обеспечении справедливости и общего блага для государства.

Однако наиболее полное и системное осмысление эманации права представлено в философии Фомы Аквинского, который опирается на наследие Аристотеля, но при этом исходит из иных философских оснований. В частности, в своем основном труде «Сумма теологии», Акви-нат, вслед за Аристотелем, анализирует телеологическую сущность всякого закона как «определенного к общему благу». Однако, в отличие от Аристотеля, в учении Фомы Аквинского эманация права раскрывается через систему отношения Вечного закона, естественного закона и человеческого закона [20, с. 122].

В частности, Вечный закон направляет все действия и движения как в мире в целом, так и в обществе. Следовательно, и эманация права, и эволюция права, в конечном счете обусловлены Вечным законом. В свою очередь, естественный закон рассматривается Фомой Аквинским как основанный на разуме род добродетели. Все акты добродетели принадлежат естественному закону. Человеческие же законы призваны удерживать людей от зла посредством силы и страха.

Решая проблему эманации права, Фома Аквинский, в отличие от мыслителей эпохи Античности, стремится к еще большей эманации закона. Необходимо отметить, что данная тенденция является не случайной, и кроется в особенностях средневекового миропонимания, в корне отличного от миропонимания Античности.

Во-первых, социальная реальность и ее элементы, в том числе и право, как регуляторы поведения людей, понимаются христианскими философами в качестве вторичных по отношению к трансцендентной божественной реальности и зависимых от нее. В частности, из вышеприведенной позиции Аквината следует, что как человеческие, так и естественные законы проистекают из непреложных положений Вечного закона.

Во-вторых, как отмечает Э. Жильсон [10, с. 600], если греческая философия есть философия необходимости, то средневековая христианская философия в качестве центральной ставит идею личной свободы. Следовательно, выдвижение на первый план идеи личной свободы и ответствен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

ности влечет за собой расширение пределов эволюции в контексте действия эманации права, опосредуя с диалектическим взаимодействием индивидуального и социального, а потому и усиление значения ценности эманации права.

Принцип эманации права не утрачивает своей актуальности и в Новое время. В частности, Г. Гроций, анализируя понятие естественного права, характеризует его как предписание здравого разума, являющегося критерием оценки социального действия [7].

Схожей позиции в трактовке эманации права придерживается и К.А. Гельвеций [6, с. 319], указывая, что добродетельность и гуманность народов напрямую связана с их законодательством. Выражая гуманистические и натуралистические оценки эманации и эволюции права, он подчеркивает, что «опыт и история показывают нам, что благополучие народов зависит не от чистоты их религии, а от достоинств их законодательства». Французский мыслитель анализирует эволюционную сторону правовых законов, которые должны соответствовать интересам людей, естественной природе человека. Рассматривая историографическое содержание правовых норм как важное условие совершенствования общества. К.А. Гельвеций предлагает правителям: «Изучайте хорошие законы других эпох; они естественным образом приведут граждан к общему благу, позволяя им следовать непреодолимой склонности, влекущей их к их частному благу» [6, с. 327].

Формирование концепции эманации права в Новое время имело иные мировоззренческие и социально-культурные предпосылки, чем в эпохи Античности и Средневековья. Так, Б. Рассел выделяет следующие особенности развития философской мысли Нового времени [18, с. 244]:

- направленность философской рефлексии на человека и гуманизм;

- постепенная секуляризация всех сфер социального бытия;

- борьба против абсолютизма;

- усиление класса купцов;

- политическая борьба между государствами.

Можно сказать, что философы Нового времени стремились обосновать зависимость права от возникающих эволюционных представлений, связанных с идеями гуманизма, светского вектора социального развития и ограничения политической власти абсолютизма.

Таким образом, действовавшее позитивное право, которое шло вразрез с господствующими представлениями об эволюции права, нивелировалось в качестве социального регулятора, вос-принимаясь как анахронизм уходящей эпохи,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

освобождая при этом путь праву, соответствующему сложившимся представлениям, восходящим, в свою очередь, к объективным социально-историческим условиям становления буржуазного общества.

В начале XIX века эманации права отстаивается А. Шопенгауэром. В частности, критикуя этическое и правовое учение И. Канта, А. Шопенгауэр указывает на принципиальную неприемлемость разграничения эманации и эволюции права в силу невозможности рассматривать человеческий поступок без учета его значимости и смысла, выраженного, в свою очередь, в объективации права. В противном случае, право превращается в голое отрицание, не дающее ничего положительного взамен [26, с. 88].

Описывая восточный пантеизм, Гегель объяснял эманацию как выход материи из себя самой внутрь конечности: «В восточном представлении об эманации абсолютное есть сам себя освещающий свет. Однако он не только освещает себя, но и истекает из себя. Его истечения - это отдаления от его незамутненной ясности; дальнейшие порождения менее совершенны, чем предшествующие, из которых они возникают. Истечение понимается лишь как бедствие, а становление - лишь как нарастающая утрата. Так, бытие все больше и больше затемняется, и ночь, отрицательное, есть последнее в линии (эманаций), которое уже не возвращается к первому свету».

Совершенность Единого начала, одновременно используя неограниченную энергетику, выплескивает из себя саму Суть, чтобы остаться совершенной трансцендентной самобытностью. И в это же время для обновления своей ментальной сущности происходит возврат энергии на исходное место.

Этим самым Единое начало, оставаясь совершенным Абсолютом, преобразовывается в Единое, неотчуждаемое и неотделимое. Аналогичные свойства притягивания и отторжения приобретает от первоистока и все существующее в этом мире.

Единое проникает во всю сущность бытия, поэтому и существует похожесть материи притягиваться друг к другу и одновременно отталкивать от себя все инородное для тенденции сохранения индивидуальности. Эманация стирает границы. Ассоциируя с человеческой жизнью и воспринимая в широком аспекте, она определяется термином экстериоризации (от франц. extériorisation -обнаружение) и опредмечивания производительных человеческих сил.

Противоположным понятию эманации считают имманацию, или снятие. Имманация - это отрицание в диалектике; отмена внутреннего про-

тиворечия в концепте формирования понятия; возврат явления в виртуальную реальность сил сущности; интериоризация. Принцип снятия имеет большое значение в учении Гегеля. В немецком языке оно имеет двойное значение: с одной стороны означает «сохранить, удержать», а с другой «завершить, прийти к окончанию». По философии Гегеля, сохранение подразумевает под собой негативный аспект, потому что для того, чтобы удержать нечто, у него отнимают индивидуальность, личную сущность, доступную для внешних влияний [17, с. 99-103].

Во второй половине XIX века философское осмысление эманации права находит свое выражение, в частности, в трудах австрийского философа и правоведа Г. Еллинека и крупного русского философа В.С. Соловьева.

В системном виде взгляды Г. Еллинека изложены в труде «Социально-этическое значение права, неправды и наказания» [9]. Отправной точкой рассуждений мыслителя является эволюционное представление об обществе как диалектически неразрывном и исторически обусловленном единстве индивидуального и социального, которое раскрывает себя через понятие солидарности. Солидарность предполагает, что общество становится нравственной целью индивида, а индивид - нравственной целью общества.

При таком понимании исключается, с одной стороны, растворение индивида в обществе, с другой стороны, распад общества как целостности на самостоятельных и независимых индивидов, механически связанных между собой и, одновременно, ограниченных социальными регуляторами.

С этих позиций Г. Еллинек критикует правовые учения И. Канта и И.Г. Фихте. Существование и развитие социального целого возможно посредством взаимодействия индивидов, основанного на правовых законах, которые философ представлял как нормативные, условные, телеологические веления. Иными словами, правовые законы являются исторически обусловленными нормами поведения членов общества, изначально присущими обществу в целом и воспринятыми его членами, опосредующими их отношения, направленные на обеспечение устойчивого функционирования и развития эманации права в целом.

В этом отношении право предстает как субъект эманации, т.е., с объективной стороны, как формализованные охранительные требования должного поведения, выражающие минимум содержания правовых норм и являющиеся условием сохранения общества; с субъективной стороны - как воплощенный в сознании индивида и реализуемый посредством его воли «минимум

нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения, требующийся от членов общества».

Следовательно, эманация права заключается в понимании его в качестве частного момента нравственных законов.

Выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьев предложил религиозно-идеалистическое обоснование данного подхода в контексте своей философской системы цельного знания. Он рассматривает эманацию и эволюцию права с точки зрения реализации его высшего идеального предназначения, через призму диалектики относительного (несовершенного) и абсолютного нравственных начал, раскрывающуюся посредством реально-нравственного совершенствования [19, с. 514]. По его мнению, вопрос о соотношении эманации и эволюции права есть, в сущности, вопрос о связи идеального нравственного сознания с действительной жизнью. Между идеальным добром и злою действительностью есть промежуточная область права и государства. Право, имея глубинные религиозно-нравственные корни, опосредует действительность социальной жизни.

В.С. Соловьев определяет право, как принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Такая трактовка права, по мнению философа, обусловлена, с одной стороны, несовершенством социальной действительности, с другой стороны, необходимостью обеспечения исторически заданного равновесия личной свободы и общего блага.

Философские воззрения на эманацию и эволюцию права в XIX столетии формируются в качестве альтернативы кантианскому разграничению права как социального регулятора, ограниченного соответственно внешней предметной сферой деятельности человека и его внутренним миром. При этом контрастность указанных позиций имеет не столько философско-правовые, сколько преимущественно социально-философские и антропологические основания.

В частности, ряд философов критикует попытку И. Канта и последующей кантианской традиции философствования представить общество как атомистическую совокупность индивидов, превалирующих над социальным целым и лишь механически связанных между собой различными социокультурными регуляторами. Подчеркивается бессодержательность и бесцельность права, лишенного своего основания (голая отрицательность в терминологии А. Шопенгауэра), а также ограниченность морали лишь внутренним миром человека, индифферентность требований внешнему предметному миру. Взамен

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

предлагается рассматривать общество как неразрывную, диалектически связанную целостность индивидуального и социального, не предполагающую возможность существования личности вне общества, а общества вне личностного начала. С этой точки зрения эманации и эволюции, право предстает как фактически разные, однако тесно взаимосвязанные сферы, характеризующиеся специфической формой, но обуславливающие и охраняющие ценностное содержание друг друга.

В ХХ веке концепции эманации и эволюции права не только не утрачивают своей актуальности, но, напротив, приобретают новые нравственно-религиозные аргументы. В первой половине ХХ века эволюция права преимущественно отстаивалась представителями неотомизма, среди которых можно назвать Ж. Маритена и Й. Месс-нера.

Так, в частности, рассматривая онтологический аспект естественного права, Ж. Маритен указывает, что термин естественное право предполагает «нормальное состояние функционирования, основанное на сущности исторического развития общества» [13, с. 87].

Поскольку человек является свободным, постольку императивы долженствования естественного права с необходимостью имеют идеальную природу и призваны опосредовать отношения между людьми в обществе. Как отмечает российский исследователь В.С. Соловьев, идеи Ж. Маритена в значительной степени дополняются австрийским философом Й. Месснером, который вводит понятие «естественное право» как категорию, разграничивающую правовые притязания в обществе [19, с. 213].

Во второй половине ХХ века проблема эманации права находит оригинальное осмысление в философско-правовой концепции Лона Л. Фул-лера. По его мнению, главным и неоспоримым основанием эманации права является представление о том, что центральный принцип становления и развития общества заключается в коммуникации между индивидами внутри социального целого. Именно коммуникация обеспечивает культурно-историческую связь индивидуального и социального. Следовательно, задачей права является установление, поддержание и охрана целостности коммуникации.

Стремление философов в ХХ веке обосновать эманационную и эволюционные категории права обусловлено трагическими историческими событиями, которые потрясли человечество в прошедшем столетии (две мировые войны, бесконечные региональные конфликты, тоталитарные режимы, революции и т.д.). По меткому замечанию Э. Морена, перечисленные события во многом обесценили существовавшие доныне идеи

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

общественного прогресса и общего блага [14, с. 77]. Как отмечает М. Фуко, право во все большей степени становится средством подавления индивидов на различных уровнях социальной структуры, а не средством ограничения власти. С учетом возникшего общественного кризиса социально-философское основание принципы права в ХХ веке видится в попытке мыслителей «привязать» право как отчужденный и обеспеченный государственным принуждением социальный регулятор к безусловным моральным ценностям и целям, тем самым отграничив его от властного произвола и обеспечив абсолютное признание ценности личности. Данное обстоятельство подтверждается острой дискуссией, развернувшейся между Л.Л. Фуллером, Г.Л.А. Хартом, Г. Радбрухом, о возможности признания правом позитивного законодательства нацистской Германии, которое и по содержанию, и по применению было в корне аморальным.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков эманация и эволюции права начинают рассматриваться не только как значимые сущностные характеристики, коррелирующие общим социально-философским основаниям конкретно-исторической эпохи, но и как замена иных «всевозможных социально-политических дискурсов» и «единственный компас для сбившейся с пути эпохи».

Таким образом, на основании краткого обзора значимых концепций «эманации права» и «эволюции права» как правовых явлений можно сделать следующие выводы.

Возникшие в различные культурно-исторические периоды права: «эманационное право» и «эволюционное право» имеют общие философские основания. Многие авторы исходят из понимания общества как целостности, предшествующей индивиду. При этом значение индивидуального начала в социальном целом не отрицается. Напротив, индивидуальное и социальное рассматривается в их необходимой взаимной обусловленности (необходимости) и диалектической неразрывности. В этом отношении рассмотренные концепции противопоставляются другим теориям, смещающим центр в отношении «человек-общество» в сторону индивидуального начала (например, сторонникам кантианской и неокантианской философской традиции). Ключевой вывод: эманация права - это изменение правового положения, которое является переходом от менее совершенной формы права к более совершенным. А вот регрессивные тенденции имеют место быть в эволюционном праве.

Список литературы:

[1] Августин Аврелий. Проповеди и поучения. - М.: Омега-Л, 2023. - 595 с.

[2] Аквинский Фома. Сумма теологии. - М.: АСТ, 2019. - 432 с.

[3] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т.4. - М.: Мысль, 2018.

- 830 с.

[4] Аристотель. Политика // Аристотель. переводчик С.А. Жебелёв; под общей редакцией А.И. Доватура. - М.: Издательство Юрайт, 2023. -297 с.

[5] Бенуа А. По ту сторону прав человека. В защиту свобод. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. - 144 с.

[6] Гельвеций К.А. О человеке // Гельвеций. Сочинения в 2 томах. Т.2. - М.: АСТ, 2022. - 687 с.

[7] Гроций Г. О праве войны и мира. Available at: http://www.civisbook.ru/files/File/Groziy.Kn1.pdf. X1 (дата обращения: 24.04.2023).

[8] Дигесты Юстиниана. Available at: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/W520-540/Digestae_Just/1/text1.htm (дата обращения: 24.04.2023).

[9] Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. - М.: Юридический центр Пресс, 2019. - 148 с.

[10] Жильсон Э. Философия в Средние века: От истоков патристики до конца XIV века. - М.: Культурная революция. Республика, 2020. - 678 с.

[11] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. -М.: Наука, 2019. - 381 с.

[12] Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации. Два очерка // Античность как тип культуры / под общ. ред. А.Ф. Лосева. - М.: Наука, 2018. - 336 с.

[13] Маритен Ж. Человек и государство. - М.: Идея-Пресс, 2020. - 196 с.

[14] Морен Э. К пропасти? - СПб.: Алетейя, 2021. - 136 с.

[15] Падуанский Марсилий. Защитник мира. Defensor pacis. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. - 656 с.

[16] Платон. Законы. Послезаконие. Письма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- СПб.: Наука, 2019. - 519 с.

[17] Радбрух Г. Философия права. - М.: Международные отношения, 2022. 240 с.

[18] Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М.: Республика, 2018. - 479 с.

[19] Соловьев В.С. Оправдание добра. - М.: Институт русской цивилизации. Алгоритм, 2019. -656 с.

[20] Стецюра Т.Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2019. - 303 с.

[21] Финнис Дж. Естественное право и естественные права. - М.: ИРИСЭН. Мысль, 2021. -554 с.

[22] Фуко M. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. - СПб.: Наука, 2020. -312 с.

[23] Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2018. - 302 с.

[24] Хёффе О. Справедливость. Философское введение. - M.: Праксис, 2019. - 192 с.

[25] Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - M.: Наука, 2020. - 247 с.

[26] Шопенгауэр А. Mалые философские сочинения. - M.: ТЕРРА - Книжный клуб. Республика, 2021. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. - 528 с.

Spisok literatury:

[1] Avgustin Avrelij. Propovedi i poucheniya. -M.: Omega-L, 2023. - 595 s.

[2] Akvinskij Foma. Summa teologii. - M.: AST, 2019. - 432 s.

[3] Aristotel'. Nikomahova etika // Aristotel'. Sochineniya v 4 tomah. T.4. - M.: Mysl', 2018. - 830 s.

[4] Aristotel'. Politika // Aristotel'. perevodchik S.A. ZHebelyov; pod obshchej redakciej A.I. Dovat-ura. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2023. - 297 s.

[5] Benua A. Po tu storonu prav cheloveka. V zashchitu svobod. - M.: Institut obshchegumani-tarnyh issledovanij, 2018. - 144 s.

[6] Gel'vecij K.A. O cheloveke // Gel'vecij. Sochineniya v 2 tomah. T.2. - M.: AST, 2022. - 687 s.

[7] Grocij G. O prave vojny i mira. Available at: http://www.civisbook.ru/files/File/Groziy.Kn1.pdf.X1 (data obrashcheniya: 24.04.2023).

[8] Digesty YUstiniana. Available at: http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VI/520-540/ Digestae_Just/1/text1.htm (data obrashcheniya: 24.04.2023).

[9] Ellinek G. Social'no-eticheskoe znachenie prava, nepravdy i nakazaniya. - M.: YUridicheskij centr Press, 2019. - 148 s.

[10] ZHil'son E. Filosofiya v Srednie veka: Ot istokov patristiki do konca XIV veka. - M.: Kul'turnaya revolyuciya. Respublika, 2020. - 678 s.

[11] Ksenofont. Vospominaniya o Sokrate. - M.: Nauka, 2019. - 381 s.

[12] Losev A.F. Antichnaya filosofiya i obsh-chestvenno-istoricheskie formacii. Dva ocherka // Antichnost' kak tip kul'tury / pod obshch. red. A.F. Loseva. - M.: Nauka, 2018. - 336 s.

[13] Mariten ZH. CHelovek i gosudarstvo. - M.: Ideya-Press, 2020. - 196 s.

[14] Moren E. K propasti? - SPb.: Aletejya, 2021. - 136 s.

[15] Paduanskij Marsilij. Zashchitnik mira. Defensor pacis. M.: Izdatel'sko-torgovaya korpo-raciya «Dashkov i Ko», 2018. - 656 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

[16] Platón. Zakony. Poslezakonie. Pis'ma. -SPb.: Nauka, 2019. - 519 s.

[17] Radbruh G. Filosofiya prava. - M.: Mezh-dunarodnye otnosheniya, 2022. 240 s.

[18] Rassel B. Mudrost' Zapada. Istoricheskoe issledovanie zapadnoj filosofii v svyazi s obshchest-vennymi i politicheskimi obstoyatel'stvami. - M.: Res-publika, 2018. - 479 s.

[19] Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. - M.: Institut russkoj civilizacii. Algoritm, 2019. - 656 s.

[20] Stecyura T.D. Hozyajstvennaya etika Fomy Akvinskogo. - M.: Rossijskaya politicheskaya encik-lopediya (ROSSPEN), 2019. - 303 s.

[21] Finnis Dzh. Estestvennoe pravo i estest-vennye prava. - M.: IRISEN. Mysl', 2021. - 554 s.

[22] Fuko M. Nuzhno zashchishchat' obsh-chestvo: Kurs lekcij, prochitannyh v Kollezh de Frans v 1975-1976 uchebnom godu. - SPb.: Nauka, 2020. - 312 s.

[23] Hart G.L.A. Ponyatie prava. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2018. - 302 s.

[24] Hyoffe O. Spravedlivost'. Filosofskoe vve-denie. - M.: Praksis, 2019. - 192 s.

[25] Ciceron. O starosti. O druzhbe. Ob obyazannostyah. - M.: Nauka, 2020. - 247 s.

[26] SHopengauer A. Malye filosofskie sochi-neniya. - M.: TERRA - Knizhnyj klub. Respublika, 2021. Sobr. soch. v 6 tomah. T. 3. - 528 s.

Jr

4

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.