Научная статья на тему 'Эллен Кей: идея счастливого детства'

Эллен Кей: идея счастливого детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1274
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБНОВЛЕНИЕ ШКОЛЫ / РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭЛЛЕН КЕЙ / СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SCHOOL RENEWAL / REFORM PEDAGOGY / ELLEN KAY'S PEDAGOGICAL VIEWS / FREE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

Реформаторская педагогика, возникшая как реакция на глобальные изменения общества на рубеже XIX-XX веков, представляет собой направление в педагогической теории и практике, появившееся в различных странах Европы и Соединенных Штатах. Ее представители провозгласили необходимость кардинальной реформы существующих систем образования и реализации новых принципов обучения и воспитания. Одним из ярких идейных вдохновителей «свободного воспитания» стала шведский педагог-гуманист, публицист и литературный критик, лидер женского движения, мыслитель и общественный деятель Эллен Кей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELLEN KAY: THE IDEA OF A HAPPY CHILDHOOD

Reform pedagogy, which emerged as a reaction to global changes in society at the turn of the XIX-XX centuries, is a trend in pedagogical theory and practice, manifested in various countries of Europe and the United States. Its representatives proclaimed the need for fundamental reform of existing education systems and the implementation of new principles of education and upbringing. One of the bright ideological inspirers of "free education" was the Swedish humanist teacher, publicist and literary critic, leader of the women's movement, thinker and public figure Ellen Kay.

Текст научной работы на тему «Эллен Кей: идея счастливого детства»

На рубеже XIX—XX веков в мировой школе и педагогике происходили существенные изменения. Все уровни системы образования подверглись острой критике, а школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, которое нуждалось в качественно иной подготовке к жизни. В ведущих странах мира потребность в обновлении школы и педагогической науки превратилась в актуальную проблему перестройки образования. Реформаторская педагогика, провозгласив ценность индивидуальности каждого ученика, апробируя новые подходы и связанные с ними методы обучения и воспитания, возникла как альтернатива существующим педагогическим традициям. В концептуальном оформлении идей свободного воспитания научно-публицистическая и общественно-педагогическая деятельность Эллен Кей не только стала основой педагогической теории и практики XX столетия, но

отразила особенности социального

1

времени той эпохи .

Эллен Кей родилась 11 декабря в небольшом городке Сундхольм южной Швеции в 1849 году. Ее отец Эмиль Кей, был депутатом парламента, одним из основателей партии землевладельцев, известным политиком, увлекающимся журналистикой. Мать,

София Поссе, происходила из землевладельческой аристократии провинции Смоланд. Эллен была старшей из шестерых детей. Как отмечают биографы, мать никогда не ласкала своих детей, и Э. Кей часто вспоминала о суровых наказаниях, которым в детстве подвергались ее братья. Однако она как старший ребенок получила в семье известную степень свободы, а родители, имея великолепную по тем

временам библиотеку, обеспечили

2

своих первенцев хорошими книгами . Образование юная Эллен Кей получала дома. Большинству дисциплин ее обучала мать, а иностранному языку — в разные периоды времени — наемные гувернантки: шведка, англичанка и француженка.

Осенью 1864 года и весной 1865 года Эллен посещала частную в школу в Ахлинске (ЕЬНпвк), учеба в которой не только оказала существенное влияние на формирование христианских взглядов девочки-подростка, но и привила устойчивое отвращение к организованной системе обучения. Много читающая и интересующаяся самыми разными сферами науки, литературы и философии, Эллен не только стала учителем для своих младших братьев и сестер, но и организовала маленькую школу для прислуги и батраков и преподавала им историю, историю литературы, естественные науки и другие предметы. Эллен Кей организовала

1 Уткин А. В. Понятие «социальное время» как инструмент историко-педагогического исследования // Психолого-педагогический поиск, 2019. № 3. С. 51-60.

2 Эллен Кей Ки. Шведский биографический словарь. Режим доступа: URL: https://sok. riksarkivet.se/sbl/Presentation.aspx?id=11453

также библиотеку, где ее подопечные могли бы брать на время книги, которые она закупила на свои личные сбережения1. Сохранились списки книг, которые Эллен читала; окружающие

были удивлены, как быстро она ориен-

" 2 тировалась во всей новой литературе .

Когда Эллен исполнилось двадцать, ее отец был избран в Риксдаг, и семья переехала в Стокгольм. В 1870-е годы Э. Кей служила секретарем своего отца, помогая ему в парламентской работе. Эта работа позволила ей не только войти в круг актуальных проблем, решаемых партией ее отца в постоянной борьбе с политическими оппонентами, но и познакомиться с лидерами женского движения в стане.

В течение ряда лет, посещая различные курсы и интересуясь множеством вопросов, связанных с религиозным воспитанием, этическим оформлением христианства, критикой христианского догматизма, образованием; принимая участие в текущих обсуждениях принципа свободы вероисповедания в парламенте, Э. Кей яростно атаковала невыносимую «церковную веру», слушала «Философские лекции для женщин» Понта Викнера в доме Фредрики Лимнелл (Лиран), посвятила серьезное исследование философии Бострома. В 1874 году она отправилась в Данию, где преподавала в народных институтах для мало-

обеспеченных деревенских жителей.

В 1880 году Эллен Кей соглашается на должность учительницы в частной школе для девочек в Стокгольме, которой руководила ее подруга и единомышленница Анна Уитлок. Школа считалась экспериментальной, в ней всячески старались поощрять самостоятельность учеников и апробировали новые педагогические идеи того времени. Эллен Кей проработала в этой школе почти двадцать лет, и именно здесь она проверила на практике многие идеи и методы преподавания, описанные позднее в «Веке ребенка».

Начиная с осени 1883 года, она также проводила еженедельные лекции по литературе и культуре, истории, этике в Институте трудящихся в Стокгольме — скромно оплачиваемую, в основном некоммерческую деятельность, которую она продолжала до 1903 года, причем число слушателей постоянно увеличивалось: ее лекции были чрезвычайно популярны у широкой аудитории.

В России активная общественная и публицистическая деятельность Э. Кей также не осталась без внимания — историко-литературный журнал «Исторический вестник» (1913) ссылаясь на мнение итальянца, приверженца идей Э. Кей Сципио Сигеле, характеризует Э. Кей как «крупную интеллектуальную представительницу

1 Цит. По Михайлова М. В. Педагогические идеи Эллен Кей и их реализация в современном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2006. 24 с.

2 Эллен Кей Ки. Шведский биографический словарь. Режим доступа: URL: https://sok. riksarkivet.se/sbl/Presentation.aspx?id=11453

феминизма». Этот период деятельности Э. Кей автор обзорной статьи обозначает следующим образом: «В 1880 году она была назначена учительницей одной Стокгольмской школы и высказала большие педагогические способности. Но в 1883 году, когда ее пригласили в институт доктора Нюстрема, в ней открылся новый талант — ораторский. С тех пор ее оспаривали друг у друга шведы, датчане, норвежцы и финляндцы. Ее гармонические слова... воспламеняли слушателей, говорила ли она об

искусстве, или о серьезных задачах

1

воспитания» .

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона достаточно скупо характеризует Э. Кей как «известную современную шведскую писательницу., которая, впадая иногда в крайности, заставляет пересмотреть некоторые вопросы заново и будит работу мысли. В литературной своей деятельности она касалась вопросов о правах и обязанностях женщины, о женском труде, о взаимных отношениях старого и молодого поколения, о материнском чувстве, о взаимодействии личности и общества. Не примыкая ни к какой определенной группе или партии, она всегда стремилась идти своим особым путем»2.

Как у многих выдающихся педагогов и деятелей образования того времени, ее первые книги в значительной степени состояли из переработанных докладов и лекций, прочитанных в Институте трудящихся. Э. Кей никогда не отпускало наследие восьмидесятых годов оставшихся в ее памяти чувствами справедливости, оппозиции и критики, но, как отмечают исследователи, «она быстро оказалась в новом, более эстетически ориентированном климате девяностых, в связи с этим она пересмотрела свой стиль как эссеист; она стала риторически богаче, доведя до совершенства свое речевое искусство и согласно многим

свидетельствам, обладала большой

3

силой внушения» .

Среди ее педагогических работ наибольшую известность получила книга «Век ребенка» (1899) (1905 год — первое издание на русском языке), вызвавшая огромный интерес во всем мире и переведенная практически на все европейские языки. Заглавие для своей книги Эллен Кей заимствовала из текста драмы Гаральда Готе (псевдоним женщины) «Отпрыск льва», в которой один из героев таким образом обозначил век будущий (XX) в противовес столетию настоящему (XIX)

веку женщины

1 Б. А. Женщины и любовь в сочинениях Эллен Кей / Исторический вестник. Историко-литературный журнал. Т. CXXXIII. Тип. Т-ва Л. С. Суворова «Новое время» ,1913. С. 355.

2 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. Режим доступа: URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/

3 Эллен Кей Ки. Шведский биографический словарь. Режим доступа: URL: https://sok. riksarkivet.se/sbl/Presentation.aspx?id=11453

4 Суворкина Е. Н. «Век ребенка» в век ребенка: культурологическая концепция Э. Кей. Ки-берЛенинка. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vek-rebenka-v-vek -reben-ka- kulturologicheskaya-kontseptsiya-e-key/viewer

Как отмечает М. В. Михайлова, педагогические взгляды Э. Кей формировались в значительной степени под воздействием философии позитивизма, — наиболее влиятельного на тот момент в развитых европейских странах интеллектуального направления: «по своей сути «Век ребенка» Эллен Кей является экстраполяцией отдельных положений книги Герберта Спенсера «О воспитании в интеллектуальном, моральном и психическим отношениях» на проблемы воспитания детей. Она познакомилась с этой книгой в 1870 году в датском переводе, поскольку перевод на шведский язык был осуществлен только в 1883 году. Сама Эллен Кей не только не отрицает этого, но и, наоборот, подчеркивает значение этой работы. Многие страницы «Века ребенка», особенно из главы «О воспитании», являются своего рода комментариями к труду Спенсера, объяснением его позиций, содержат настоятельные рекомендации родителям следовать постулатам, им изложенным, и подробно разъясняет читателю, почему она считает их 1

верными» .

В этой книге Э. Кей выдвинула главный лозунг педоцентристской революции: «Исходя из ребенка!» (Vom Kinde aus)2. Будучи сторонницей демократизации общественной жизни,

она связывает общественный прогресс не столько с ростом материального производства и совершенствованием социальных структур и институтов, сколько с изменениями отношения к человеку, самой человеческой природы. «Изменение это, — подчеркивала она, — произойдет тогда и только тогда, — когда во всем человечестве пробудится сознание "святости будущего поколения"». Это пробудившееся сознание, по мнению Э. Кей, поведет к тому, что «новое "поколение", его происхождение, забота об его воспитании сделается не только главными, центральными задачами общественной жизни, вокруг которых будут группироваться нравы, законы, учреждения, но они сделаются исходной точкой зрения, с которой будут рассматриваться все другие вопросы и приниматься решения»3. Цель будущего, по ее мнению, — в создании внешне и внутренне прекрасного мира, в котором ребенок мог бы свободно развиваться.

Опираясь на идеи Ж.-Ж. Руссо и теорию свободного воспитания Л. Н. Толстого, Э. Кей считала необходимым предоставлять природе ребенка свободу, следить, чтобы окружающие обстоятельства и обстановка поддерживали работу природы. Она утверждала, что великая тайна вос-

1 Михайлова М. В. Педагогические идеи Эллен Кей и их реализация в современном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Чебоксары, 2006. 24 с. С. 7.

2 Дайте жить детям / Сост. Г. Б. Корнетов. М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2010. 256 с. С. 96.

3 Цит по: Век ребенка. Кей Э. Режим доступа: URL: https://www.ozon.ru/context/detail/id /2618445/

питания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались: вера педагога в творческие способности ребенка; убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие; приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности в самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма; понимание роли педагога как старшего товарища; организация жизни детского коллектива 1

на основе самоуправления .

Провозгласив заботу о воспитании подрастающего поколений важнейшей общественной задачей, Э. Кей решительно выступила против господствующей в то время педагогической традиции, которая, как считала она, калечила детей, мешала реализации их природного потенциала. Э. Кей ставит личность ребенка в центр педагогического процесса, закладывая основы принципиально иного отношения школы и педагога к ребенку как ценности. Школа, по мнению Эллен, может лишь предлагать себя в качес-

тве воспитателя, но ни в коей мере не должна навязывать себя. Основным же источником воспитания Кей предлагала считать домашнее, материнское воспитание. Эта идея настолько сильно захватывала ее, что она открыто признавалась, что хотела бы видеть детские сады и вообще все дошкольные детские учреждения упразднен-2

ными .

Э. Кей призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивающего воздействия общественного воспитания. Мечтая об идеальной семье, где мать будет иметь возможность не менее 12 лет посвящать себя воспитанию ребенка, она была уверена, что только домашнее воспитание дает простор развитию индивидуальности ребенка: «Задачей будущего является воспитание нового поколения матерей, которое освободит, между прочим, от системы детских садов. Обращаясь с детьми уже в возрасте 2—3 лет, как со стадом, заставляя их двигаться по команде, работать по одному плану, выполнять одинаковые, мелочные, бессмысленные, бесполезные работы, воображают, что воспитывают людей,

1 Эллен Кей. Режим доступа: URL: https://helperia.ru/a/ehllen-kej

2 Андреева С. 5 женщин-педагогов, изменивших мир. Режим доступа: URL: https://www. eduneo.ru/5-zhenshhin-pedagogov-izmenivshix-mir/

а на деле дрессируют пешек!.. А система детских садов служит наилучшим средством воспитания поверхностных

дилетантов и людей, в которых глубо-

1

ко въелась стадность» .

Примечательно то, что критическая позиция Э. Кей обсуждалась делегатами Всероссийского съезда по семейному воспитанию, проходившего с 30 декабря 1912 г. по 6 января 1913 г. в Петербурге. При обсуждении вопроса о воспитании детей дошкольного возраста наметилась ярко выраженная тенденция идеализации семейного воспитания детей и его противопоставления общественному воспитанию, якобы совсем не пригодному для детей дошкольного возраста. Это побудило Н. К Крупскую провести анализ книги Эллен Кей, который был оформлен статьей, впервые напечатанной в журнале «Свободное воспитание» № 1 за 1913 — 1914 гг. Направляя статью в редакцию журнала, Н. К. Крупская писала: «Посылаю статейку «Семья и школа». Может, она будет своевременна в связи с происходящим в Питере съездом по семейному воспитанию. Только тут и достала, и прочла целиком «Век ребенка». Эта книга произвела на меня не то впечатление, которого я ожидала. Много, очень

много верных и тонких замечаний, но

2

ужасно много парадоксального» .

Соглашаясь с критической оценкой Э. Кей современной школы, Н. К. Крупская обращает внимание не на проблему, а на способы ее решения (методологию): «критикуя теперешние детские сады и школы, Эллен Кей мечтает не о том, чтобы заменить теперешние плохие школы хорошими, она хочет заменить их семьей. Но не теперешней семьей. О! Эллен Кей слишком хорошо знает, что из себя представляет современная семья с педагогической точки зрения. Об этом она много рассказывает в своей книге. Она хочет заменить школьное воспитание воспитанием в семье идеальной, семье будущего, где мать будет в состоянии в течение 12 лет посвящать себя исключительно ребенку, где она будет обладать необходимой подготовкой, нужной выдержкой и пр. и пр. Тут Эллен Кей делает методологическую ошибку. Если сравнивать семью и школу, то надо сравнивать теперешнюю реальную школу с теперешней реальной семьей или же школу будущую, такую, как она должна быть, с семьей будущего. И сделанная методологическая ошибка дает себя чувствовать во время всего хода рассуждения, совершенно искажая всю

3

перспективу» .

Выступая с критикой современной ей школы и характеризуя этот

1 Цит. по: Крупская Н. К. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 18991917. М.: Директ-Медиа, 2014. 450 с. С 182-183.

2 Крупская Н. К. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы. М.: АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. Подготовка текста и примечания Ф. С. Озерской. Т. 1. 156 с. С. 151.

3 Там же. С. 64.

социальный институт не иначе как «губительница душ», Э. Кей видела цель школьного образования в общем развитии ребенка, формировании пытливого, исследовательского отношения к миру, умения наблюдать и изучать его, применять знания на деле. Непременными чертами школы будущего она считала глубокую индивидуализацию обучения; раннюю специализацию для детей с ярко выраженными индивидуальными наклонностями; самодеятельность детей как основу работы школы; связь с жизненным опытом детей. Она высказывалась за разнообразие форм и методов учебной работы, сокращение обязательных занятий до минимума, введение 5-дневной учебной недели1.

В России одним из тех, кто высоко оценил новаторство и глубину идей Эллен Кей, был идеолог свободного воспитания К. Н. Вентцель, главная идея которого заключалась в освобождении общества через освобож-

дение ребенка посредством предоставления ему возможности свободно развиваться и самореализовываться с самого раннего возраста.

Деятельность Эллен Кей способствовала проникновению в педагогику идей педоцентризма, именно поэтому в мировой истории педагогики она стала одной из идейных вдохновителей «свободного воспитания» — влиятельного педагогического течения начала ХХ столетия. Многие из педагогов-реформаторов и философов образования рубежа Х1Х—ХХ веков (Сессиль Редди, Джон Бэдли, Александр Нейлл, Герман Литц, Густав Виникен, Адольф Ферьер, Овид Декроли, Мария Монтессори, Стенли Холл, Джон Дьюи и др.) так или иначе отмечали влияние, которое оказала на формирование их взглядов книга Эллен Кей, ставшая признанным манифестом новой гуманистически ориентированной педагогики XX столетия.

1 Кларин М. В. Кей Эллен Каролина Софья. Российская педагогическая энциклопедия. Режим доступа: URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/2439

Список

1. Андреева, С. 5 женщин-педагогов, изменивших мир / С. Андреева. Режим доступа: URL: https://www.eduneo.ru/5-zhenshhin-pedagogov-izmenivshix-mir/

2. Б. А. Женщины и любовь в сочинениях Эллен Кей / А. Б. // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. Т. CXXXIII. Тип. Т-ва Л. С. Суворова

— «Новое время», 1913. — С. 355.

3. Век ребенка. Кей Э. Режим доступа: URL: https://www.ozon.ru/context/ detail/id /2618445/

4. Дайте жить детям / Сост. Г. Б. Корнетов. — М. : ООО Издательский дом «Карапуз», 2010. — 256 с.

5. Кларин, М. В. Кей Эллен Каролина Софья. / М. В. Кларин // Российская педагогическая энциклопедия. Режим доступа: URL: https://pedagogicheskaya. academic.ru/2439

6. Крупская, Н. К. Автобиографические статьи. Дореволю-ционные работы

1899-1917 / Н. К. Крупская. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 450 с.

7. Михайлова, М. В. Педагогические идеи Эллен Кей и их реализация в современном образовании: автореф. дис____канд.

пед. наук: 13.00.01 / М. В. Михайлова.

— Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006. - 24 с.

8. Романов, А. А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети ХХ века / А. А. Романов. - М. : Школа, 1997. - 303 c.

9. Суворкина, Е. Н. «Век ребенка» в век ребенка: культурологическая концепция Э. Кей. / Е. Н. Суворкина // КиберЛенинка. Режим доступа: URL: https:/ / cyberleninka.ru/article/n/vek-rebenka-v-vek-rebenka-kulturologicheskaya-kontseptsiya-e-key/viewer

10. Уткин, А. В. Понятие «социальное время» как инструмент историко-педаго-гического исследования / А. В. Уткин // Психолого-педагогический поиск. - 2019. - № 3. - С. 51-60.

11. Эллен Кей Ки. Шведский биографический словарь. Режим доступа: URL: https: / / sok.riksarkivet.se / sbl / Presentation.

aspx?id=11453

12. Эллен Кей. Режим доступа: URL: https://helperia.ru/a/ehllen-kej

13. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. -С.-Пб. : Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. Режим доступа: URL: https://dic. academic.ru/contents.nsf/ brokgauz_efron/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.