ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94
DOI 10.18411/nbg-004
ЭЛЛАДА И ЭЛЛИНСТВО. ТАЙНА МЕАНДРА, АКАНТА И ПАЛЬМЕТТЫ.
Соловьев Сергей Юрьевич,
Москва, РФ
Аннотация: Рассмотрена культурная связь между религией и самоназванием Греции, показано происхождение термина «Эллада» (Hellas), религиозные представления древних греков и влияние этих понятий на искусство. Тайна меандра, аканта и пальметты. Ключевые слова: Акротерий; меандр; акант; пальметта; эллинизм; Эллада; Афродита; Элла.
HELLAS AND HELLENISM. THE SECRET OF THE MEANDER, ACANTHUS AND PALMETTES.
Solov'yev Sergey Yur'yevich, Moscow, Russia
Summary: The cultural connection between religion and the self-name of Greece is considered, the origin of the term «Hellas»> (Hellas), the religious representations of the ancient Greeks and the influence of these concepts on art are shown. The secret of the meander, acanthus and palmettes. Keywords: Akrotiri; meandr; akant; palmetta; hellenism; Greece (Hellas); Aphrodite; Ella.
По «Теогонии» Гесиода [1, с. 189194], Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная», подробнее см. Афродита Анадиомена).
Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.
Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской
раковины вблизи Кипра - отсюда её прозвище «Киприда» - и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами.
По версии Гомера [2, с. 370], Афродита была дочерью Зевса и Дионы. Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса. Вскормлена она была Нереем. У Афродиты было много имен, да и Афродита - не имя, а одно из имен, как и у Афины - Тритогинея, Премудрость.
Согласно греческому мифу изложенному Куном [3, с. 262], в городе Орхо-мене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афа-мант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу. Этих детей ненавидела вторая жена Афа-манта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой.
Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла (Элла) во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду, на Кавказ, где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса. Геродот говорит в своей «Истории» про колхов, что они выходцы их Эфиопии [4, 140].
Теперь собственно об эллинах и ге-лонах.
Откуда же пришли эллины? Тейлор говорит о том, что носители миньян-ской керамики, предки ахейцев, при-
шли через Малую Азию из степей Евразии [4, с. 26]. Часть народа, очевидно, осталась на прародине. Геродот говорит о двух скифских племенах, «будинах» и «гелонах». Будины - племя большое и многочисленное, все они очень светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город. Название этого города - Гелон. Длина стены с каждой стороны - 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности - это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском.
«IV, 109. Будины же говорят не на том языке, что гелоны, и образ жизни у них не один и тот же. Ведь будины, будучи исконными жителями, - кочевники, они единственные из тех, кто здесь [живет], питаются шишками. Гелоны же - земледельцы, питаются хлебом и имеют сады. Они нисколько не похожи ни внешним видом, ни цветом кожи. Эллины, однако, и будинов называют гелонами, называют неправильно. Вся их страна густо поросла разнообразными лесами. А в самом густом лесу есть большое и широкое озеро и вокруг него болото и тростник. В этом озере ловят выдр, бобров и других животных с квадратной мордой; их шкурами оторачивают по краям меховые одежды» (Геродот).
Вот видите - гелоны. Но по-гречески, правильно звучит Елоны, вернее Элоны, первая «Г» не читается, как в
имени Елена (Helen). А город назывался не Гелон, а Элон или Илон, то есть почти Илион, как в Троянской земле. И то что у гелонов, а правильнее, эло-нов, или тех же эллинов был похожий с греками язык. То есть, очевидно, в древности, в начале 2 тыс. до н. э. предки эллинов пришли из этого региона в Грецию-Элладу.
Позже, Страбон упоминает уже Ахе-ев (вспомните ахейцев), во многом потому что автономная Греция в римских источниках называлась Ахайя. Про ахе-ев пишет Страбон, что они занимались и пиратством и мореходством. Этим он подчеркивает тождество гелонов и ахе-ев для своих современников, жителей Римской империи, которые могли не понять родства двух народов.
Следовательно, возможно, что эти Гелоны-эллины стали называться Аланами. В похоронном обряде аланов, помимо всего прочего встречается погребальный челн. Аланы-осетины хоронили умерших в башнях, похожих на микенские толоссы и персидские башни молчания, и без ингумации, то есть без погребения в землю. Погребения носили групповой характер. Последние захоронения в башнях были в 19 веке. Сейчас осетины живут от моря и больших рек очень далеко, следовательно, это очень архаичный обычай. Погребальные башни осетин похожи очень на купольные микенские гробницы. Связь Греции с Кавказом никто не оспаривает (вспомним миф о Прометее).
Связь в греческих мифах с Колхидой, а именно о Колхидских эфиопах, и то, что Геродот называет колхидских эфиопов вышедшими из Африки, подчеркивает культурное родство колхидских эфиопов с Египтом. Вот что гово-
рит Геродот:
«104. Ведь колхи, по-видимому, египтяне... Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать об этом родстве, как в Колхиде, так в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что колхи ведут своё происхождение от воинов Сесо-стрисова войска. Сам я пришёл к такому же выводу, потому что они тёмно-кожие, с курчавыми волосами. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы, остальные переняли этот обычай у египтян» [4, с. 140].
Геродот сообщил правду. Сегодня на территории Абхазии (Колхиды) в сёлах Адзюбжа, Меркул, Челоу, Тхин, Ачан-дар всё ещё проживают чёрнокожие потомки египетских воинов.
Поход аргонавтов, который так же состоялся в Колхиду. Прорицателя греков во время троянской войны звали Колхант или Калхант, Калхас-колхи-дец. Связи у греков-ахейцев с колхами были системными. Колхидцев греки считали колдунами. Медея-колдунья, ну и вспомним свидетельство Геродота о тождестве эфиопов и колхов. И было участие эфиопов в Троянской войне, об этом упоминается в «Эфиопиде».
Сказания о Елене Прекрасной остались и в Евразии. Елена Прекрасная королевна. Золотого царства царица. Елена Прекрасная. Елена Прекрасная царевна. Она задаёт Ивану-царевичу три задачи, потом выходит за него замуж. Сопоставляем молодильные яблоки русских сказок и сад Гесперид. А в другом сказочном месте она выходит замуж за Василия-царевича. Сказки Афанасьева. Все это имеется в русских
сказках, записанных в 20-х годах 19-го века. О Гомере в то время в России простые крестьяне знать не могли. Сюжет сказки очень похож с сюжетом сватовства женихов к Елене Спартанской, с началом Троянской войны.
Клятва женихов так же становится понятной - ведь они были обязаны жизнью удачливому претенденту. А также спор трех богинь о красоте. «Красивейшей» - гласила надпись на золотом яблоке. Спорили и просили суда Париса Афина, Гера, Афродита. Но откуда на Пелопонесе бы взяться блондинкам?
Внизу фото бронзовой статуэтки из ГМИИ им Пушкина (рис. 5). Изображена, как сказано, Афродита с Эротом, но со знаком, известным из мифов принадлежащим Афине-Палладе - созданием всего сущего силой своего разума-раз-растающейся ветвью из ее головы. Также видна пальметта - знак возрождения из пут смерти.
Акант, пальметта и меандр (Maiavôpoç - перевод с греческого: «Mai - Я, avôpoç - человек», или, если двойная гласная буква не писалась на греческом: Maia - рождение, avôpoç -человека или просто рождение) - известнейший декор античности, и значение его - рождение и жизнь.
Вероятно, меандр произошел как упрощенное изображение лебедей на сосудах. Лебеди связаны в мифах с рождением человека и связаны с Аполлоном и Афродитой. Артефакты (рис. 1) найдены в болотах Урала, 2 тыс. до н. э. [6, с. 401].
Меандр - знак жизни. Меандр известен на изображениях и сосудах со 2 тыс. до н. э. Сосуд с меандром (рис. 2) найден в степях Оренбурга 2 тыс. до н. э. (ГИМ, Москва).
Рис. 2. Сосуд с меандром
Акант - знак скорби и смерти (рис. 3). И потом, уже во времена барокко, в садово-парковой культуре, например в Кусково, этот орнамент использовался как постамент для бюстов знаменитых и умерших людей.
Рис. 3. Акант
А пальметта - надежда на воскрешение (рис. 4).
Рис. 4. Пальметта
Акант и пальметта употреблялись на всех ордерах колонн - дорического, ионического и коринфского, а также на сосудах античности.
То есть, Афродита-Элла - не только богиня рождающая, но и дарит воскресение. Акант и пальметта многократно изображены на акротериях. То есть, акант и пальметта неразрывно связаны с культом Эллы-Афродиты.
Рис. 5
В Афинском музее имеется золотое украшение 16 в. до н. э. со схожим сюжетом. Как видно на рис. 5, богиня порождает все силой своего разума. Снизу также капители колонн с акантом и
пальметтой. Это были священные знаки. В случае применения дорического ордера, акант рисовали на фризе.
Рис. 6
Как видно по эпитетам, тождество Афины и Афродиты очевидно. На рис. 7, как сказано, свинцовая табличка из Спарты, и говорится что это Артеми-да-Орифия. Изображения, как видно тождественны изображениям Афины, Афродиты. Илифия (также Эйлития / Илития, др.-греч. Ей^0ша, микен. е-ге-и-й^а), Элифия - в античной мифологии богиня-родовспомогательница, обычно появляется как спасительная, но иногда и как враждебная сила при родах. Без её помощи роды не могут произойти. Иногда Илифия - простой атрибут Геры или Артемиды, иногда самостоятельное существо.
Согласно Гесиоду, Илифия (Эли-сия) - дочь Зевса и Геры [1, с. 922]. По критской версии, дочь Геры и родилась в Амнисе (кносской области). В Амни-се же обнаружена табличка Линейного письма Б с упоминанием жертвоприно-
шения Илифии.
Гомер указал, что было несколько Илифий (Элисий), их он называет дочерьми Геры [2, с. 187]. Однако Гомер и Пиндар упоминают её и в единственном числе [2, с. 189] . В гимне Олена в честь Илифии сказано, что она старше Крона, её уподобляют богине судьбы, и она была матерью Эрота (то есть Люб-ви-созидательницы).
В Коринфе богиню Афину называли Гелотис - Hellötis, но читается, как и всегда - Эллотис и в её честь устраивали праздник Геллотии (Эллотии), как и праздник Афины-Европы на Крите: «геллотидой (эллотидой) назывался сплетенный из мирты венок окружностью в 20 локтей и что он выносился на празднике Геллотии (Эллотии). В нём, говорят, несли кости Европы, которую [тоже] называли Геллотидой (Эллотидой). Геллотии (Эллотии) правились и в Коринфе.» (Athen. XV 678b) [7, с. 976]. Но, возможно, слово Иллотис-Эллотис - составное. Но корень Илла-Элла понятен.
По хеттским источникам были две области - Таруиса (Taruisa) и Вилуса (Wilusa), но вернее писать Илуса. А Парис-Александр, очевидно, был жрецом этого божества, и соответственно любимцем Афродиты (Елены) - Эллы.
То есть и похищение было доосмысле-но греками много позже взятия Трои, когда они забыли о тождестве Елены и Афродиты. Если вспомнить об особом почете в Трое богини Афродиты, и о том, что по Гомеру Афродита была на стороне троянцев, то выходит, что название Илион восходит к настоящему имени Афродиты, Элле-Илле (надо понять, что в греческом нет буквы «Э»).
В пересказах о Троянской войне есть намек, что главным для взятия Трои было возвращение к грекам палладия, то есть священного изображения Афины. И тут опять проскальзывает связь с мифом о Гелле (Элле) и Фриксе. И, по-хоже,что первая Hellas (Эллада) была троянской. После троянской войны, Неоптолем взял в жены Андромаху и вывел часть троянцев в Фессалию.
Первая область, называемая Эллада была именно в Северной Греции.
Теперь поподробнее о Персефоне и Персее. Итак, значение слова Персефо-на - Персей, плюс фонос, то есть звук или голос. То есть голос мертвых. Это даже получается не имя, а эпитет, как и Тритогинея для Афины. Рождение Персея связано также с культом мертвых. Он родился в гробу от умершей матери, либо принятой за умершую мать, Да-наи. Точный перевод слова «Персей» пока получить не удается, но смысл, как в аналогии с Персефоной понятен, и связан с мертвыми. Культ Персефо-ны связан с Элевсином, со знаменитыми элевсинскими мистериями. И тут начинается самое интересное. Корень «Эла-Эли» - имя богини Афродиты. То есть город назван в честь именно богини Эллы-Афродиты. А Персефона лишь один из ее эпитетов.
Связь Афродиты с культом воскре-
шения ясно видна на фотографиях Акротериев. Но сказаний о Персефо-не, богине мертвых у греков не сохранились в эпосах, потому что они входили в состав элевсинских таинств и были под секретом. Поэтому тут можно часть реконструировать по сказкам о Марье-Моревне и Марье-Искуснице, то есть о Маре-богине смерти.
Но приходит на помощь название иранцев - парсы или персы. Самоназвание Ирана в древности было «Арья-ним», страна Арьев. То есть, персы-парсы относится к религии, а вернее к обряду погребения.
На рис. 8 видно рождение богини из вод морских, из цветка, и изображен символ возрождения пальметта. Внизу также шлем из золота с акантом - символом возрождения.
Рис. 8
На рис. 9 в центре имеется либо соцветие, готовое распуститься, либо яйцо, как символ новой жизни. Так что это, очевидно, символизирует надежду на воскресение поклонника Богини.
Рис. 9
Можно реконструировать смысл Элевсинских Мистерий как величайшую тайну Древней Греции, Эллады -истинное имя богини Матери-Элла-Е-лена, и доказательство того, что и Гера, и Афина, и Персефона, и Артемида (известны многочисленные изображения Артемиды-Орфии и из ее головы про-ростает цветок) и Афродита - это лишь ее воплощения, как она себя проявляет в мире людей. И, самое важное - можно считать доказанным, что и самоназвание - эллины и название страны - Эллада, это проявление веры эллинов, что они созданы богиней Эллой, и верят в свое воскресение после смерти, и находятся под ее покровительством.
А все в мире является порождением ее разума (рис. 9). На рис. 10 - микенская работа 16 в. до н. э., первая - бронзовая статуэтка из ГМИИ им. Пушкина. В экспозиции пушкинского Музея находится бронзовая статуэтка Афродиты с Эротом. И вот, сверху, за головой, тот же символ создания Богиней всего сущего своим разумом. Фотография из Афинского музея (заколка из золота в виде богини) - микенская работа 16 в. до н. э. похожа на Афродиту с Эротом из коллекции ГМИИ им. Пушкина. Крайняя справа табличка - из Спарты. Классическое время, изображение Ар-темиды-Орифии
На рис. 10 представлены изображения прорастающей побегами богини, Богини-Матери, создавшей Все Сущее из Себя. То есть, как прорастающая из себя всем живым, богиня-созидатель-ница всего сущего. А также изображения с животными, которым она также подарила жизнь.
На многих капителях греческих колонн в храмах изображен символ боги-
цветы, букеты, очевидно, связан с этим культом. И вот тут, становится понятен один из намеков древних философов - «Все в мире является порождением любви».
И получается, что христианские священники были правы, отождествляя эллинство и язычество. Эллинство -это не национальность, а система очень устойчивых религиозных и культурных ни Эллы-Елены, распускающийся цве- представлений, главное из которых -ток, акант или пальметта, как символ это вера в богиню Мать, и надежду на возрождения от смерти. Обычай дарить воскрешение после смерти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гесиод. Теогония. Эллинские поэты VII-III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М. : Ладомир, 1999. - 528 с.
2. Гомер. Илиада. Одиссея. - М. : ЭКСМО, 2004. - 894 с.
3. Кун Н. А. Мифы и легенды Древней Греции. - М. : АСТ, 2010. - 479 с.
4. Геродот. История. - М. : Академический проект, 2014. - 599 с.
5. Тейлор У. Микенцы. Подданные царя Миноса. - М. : Центрполиграф, 2003. - 236 с.
6. Эпоха бронзы лесной полосы СССР / Отв. ред. О. Н. Бадер, Д. А. Крайнов, М. Ф. Косарев. - М. : Наука, 1987. - 472 с.
7. Лосев Алексей Федорович. Мифология греков и римлян. - М. : Мысль. 1996 - 976 с.
REFERENCES
1. Gesiod. Teogoniya. Ellinskie poety VII-III vv. do n. e. Epos. Elegiya. Yamby. Melika / Otv. red. M. L. Gasparov. - M. : Ladomir, 1999. - 528 s.
2. Gomer. Iliada. Odisseya. - M. : EKSMO, 2004. - 894 s.
3. Kun N. A. Mify i legendy Drevney Gretsii. - M. : AST, 2010. - 479 s.
4. Gerodot. Istoriya. - M. : Akademicheskiy proekt, 2014. - 599 s.
5. Teylor U. Mikentsy. Poddannye tsarya Minosa. - M. : Tsentrpoligraf, 2003. - 236 s.
6. Epokha bronzy lesnoy polosy SSSR / Otv. red. O. N. Bader, D. A. Kraynov, M. F. Kosarev. - M. : Nauka, 1987. - 472 s.
7. Losev Aleksey Fedorovich. Mifologiya grekov i rimlyan. - M. : Mysl'. 1996 - 976 s.
Материал поступил в редакцию 03.04.2017 © Соловьев С. Ю., 2017
Рис. 10