Научная статья на тему 'Элиза Ожешко в эстетическом пространстве современности'

Элиза Ожешко в эстетическом пространстве современности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элиза Ожешко в эстетическом пространстве современности»

Название секции «Православный, религиозно-философский аспект в творчестве И. С. Шмелева и его современников» условно объединило доклад «Мотив душевного возрождения человека в творчестве И.С. Шмелева (на основе произведения "Человек из ресторана")», с которым выступила польская аспирантка О.Э. Летка-Спыхала (Ольштын), и два искусствоведческих доклада: «"Душа Родины" — документальный фильм о духовных поисках Ивана Шмелева» доц. С.А. Цветковой и аспиранта Е.В. Цветковой из Владимира и «О художнике Г. И. Семирадском» кандидата искусствоведения Л.А. Даниловой (Москва). В алуштинском Доме-музее академика архитектуры А.Н. Бекетова, где традиционно проходит большинство заседаний Шмелевских чтений, украшает стену авторская копия картины Генрика Семирадского «Христос в доме Марии и Марфы». Доклад Л.А. Даниловой был посвящен истории создания этой картины с упором на анализ световоздушной среды и колорита полотна, его композиции. Была также представлена творческая биография российско-польского живописца.

Как всегда, Шмелевские чтения сопровождались обширной литературно-художественной программой.

Часть заявленных докладов не состоялась, но они должны войти в сборник материалов конференции. В их числе работы сотрудников филологического факультета МГУ проф. Е.Г. Рудневой «Тема детства в творчестве И.С. Шмелева» и докт. филол. наук А.В. Злочевской «Метапроза Владимира Набокова и ее место в литературном процессе ХХ в.».

С.И. Кормилов

Сведения об авторе: Кормилов Сергей Иванович, докт. филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: profkormilov@mail.ru

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2011. № 1

ЭЛИЗА ОЖЕШКО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Под этим названием 17—18 мая 2010 г. в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы прошла Международная научная конференция, посвященная столетию со дня смерти Элизы Ожешко (1910—2010).

Конференция была организована кафедрой польской филологии (председатель оргкомитета проф. С.Ф. Мусиенко). В ней участвовали представители известных научных центров России (Институт славяноведения РАН), Польши (ПАН, Гданьский, Краковский педагогический, Белостокский университеты), Беларуси (Гродненский государственный, Белорусский государственный университеты) и др.

Город Гродно один из старейших и своеобразнейших центров культуры Беларуси. Расположенный на берегу реки Неман и на пересечении

торговых дорог, он имел не только важное стратегическое и политическое значение, но и поражал многонациональным составом его жителей, сохранивших свои этнические черты, обычаи, особенности жизни и культурные традиции. Не случайно польские короли Стефан Баторий и Станислав-Август Понятовский строили здесь замки и старались превратить Гродно в своеобразную столицу польского государства. В Гродно состоялось и подписание вердикта о III разделе Польши, после которого страна почти на 130 лет утратила свою независимость.

Отшумели бурные вихри истории и к началу XIX в. город превратился в окраину Российской Империи, о величественном прошлом которого напоминали архитектурные памятники, запечатлевшие величие прошлого в камне, исторические документы и произведения художественной литературы. В Гродно насчитывалось около 26 тысяч жителей различных национальностей и различных вероисповеданий. Об этом свидетельствовали памятники культовой архитектуры: 12 православных и католических церквей, среди которых жемчужина зодчества XII в. — Каложская православная святыня; 1 кирха, 1 мечеть и около 50 синагог. Кроме королевских замков, дворцов и церквей в середине XIX в. в самом центре города была построена тюрьма, примыкавшая к фарному костелу, которая сразу же получила статус тюрьмы особо строгого режима. Эту функцию она продолжала исполнять при всех, сменявших друг друга государственных устройствах и исполняет их до сегодняшнего дня. И все же Гродно и Грод-ненщина продолжали оставаться одним из своеобразных центров, давших миру замечательных деятелей различных национальных культур: А. Мицкевича, Я. Чечёта, Э. Ожешко, Л. Найдуса, Л. Заменгофа, Ф. Богушевича, М. Богдановича и многих других, оставивших неизгладимый след в сокровищнице мировой литературы и науки.

Среди них особое место занимает Элиза Ожешко. Все творчество и вся ее сознательная жизнь связаны с Гродно. Писательница приехала сюда в 1857 г., здесь в 1858 г. вышла замуж за Петра Ожешко. После венчания в бернардинском костеле молодые умчались в имение мужа Люд-виново, хотя и богатое, но отягощенное долгами. Молодую мечтательницу ждала монотонная провинциальная жизнь, которую прервало восстание 1863 г. и в корне изменило судьбу Ожешко. Муж был сослан в Пермскую губернию, (как хозяин имения, жена которого помогала повстанцам), имение конфисковало царское правительство. Элиза вернулась в родительский дом, в Милковщину, затем в 1869 г. переехала в Гродно, где прожила до своей смерти (1910).

Жители Гродно еще при жизни писательницы создали ей своеобразный культ, не угасший и до сегодняшнего дня. Ожешко «на глазах» грод-ненцев становилась всемирно известной писательницей, которая в своем творчестве прославляла город, наднеманский край и его жителей, активно помогала людям из социальных низов: организовывала учебу девушкам из бедных семей, выступала в защиту национально угнетенных народов, населявших эти земли. Она буквально спасала людей, потерпевших от пожара, который в 1885 г. охватил весь город: собирала средства, организовывала питание, искала места приюта и пристанища для погорельцев. В литературу Ожешко вошла как яркий талант — основоположница польского позитивизма и реализма, сохранив при этом романтически возвышенное отношение к земле Наднеманья и своему коллективному

герою — пестрой многонациональной и многоголосой толпе — народу, издавна населяющему эту землю. Огромна роль писательницы в развитии не только польской, но и белорусской литературы. За помощь и сострадание людям белорусский поэт Францишек Богушевич посвятил писательнице свое стихотворение «Яснавельможнай Паш Арэшчыцы»

«А ты, паш, смела заглянула у хату,

Усё зразумела i нашаму брату працягнула руку».

Не случайно во время болезни Ожешко гродненцы застелили соломой улицу перед ее домом. И после смерти писательницы траурный кортеж с ее телом провожала многосотенная толпа людей. Благодарные гродненцы не забывают и ныне добрых дел писательницы. В Милковщине (на ее родине) школа носит имя Ожешко, и в ней создан музей писательницы, экскурсии в котором проводят ученики этой школы. В Гродно улица, на котрой стоит дом, где она жила, носит ее имя. В доме создана музейная экспозиция, посвященная писательнице. Недалеко от дома стоит памятник Ожешко, созданный скульптором Ромуальдом Зырыхом в 1929 г. В период фашисткой оккупации местные жители прятали его, чтобы сохранить для потомства. На местном католическом кладбище находится могила писательницы, на которой и в XXI в. лежат живые цветы. Памятник и место вечного покоя Ожешко посещают поклонники ее таланта и туристы, приезжающие из разных стран. Кафедра польской филологии Гродненского государственного университета регулярно проводит международные научные конференции, посвященные Ожешко.

Примеры гражданского служения и творчества Элизы Ожешко оказали огромное влияние на развитие литератур прежде всего славянского ареала. Поэтому очередная международная конференция, посвященная творчеству Ожешко, является выразительным свидетельством его влияния на польскую, русскую и белорусскую литературы, предполагая их диалог во времени (почти 150 лет), понимании методологии и методов позитивизма и реализма и, одновременно решая проблему восприятия и новых прочтений произведений Ожешко как польскими учеными, так и представителями науки других народов в XXI в. Своеобразие конференции определило ее название «Творчество Элизы Ожешко в эстетическом пространстве современности» и основные направления и проблемы, которые решались ее участниками. Значению творчества Ожешко в международном, национальном и региональном аспектах посвятили свои доклады Виктор Хорев, Гражина Борковская, Юзеф Бахуж, Светлана Мусиенко, Кристина Яковская.

Виктор Хорев (Институт славяноведения РАН) представил панораму развития русской и польской литератур второй половины XIX в. в свете нового направления в литературоведении — имагологии («Варшавские позитивисты о России и русской литературе»). Ученый решал проблемы исторически сложившихся сложностей отношений между поляками и русскими, показал взаимную заинтересованность культурой друг друга и их взаимовлияние. Доклад отличается богатством использованного материала, оригинальностью суждений, введением новых имен деятелей культуры, показом и анализом неисследованных аспектов и явлений в литературах обоих народов.

Гражина Борковская (Институт литературных исследований Польской Академии Наук) на примере творчества Элизы Ожешко решала проблему классического наследия литературы в современной действительности («Место Ожешко»). Произведения Ожешко, как утверждает автор доклада, не только не утратили своей значимости, но активно влияют и на современный литературный процесс, и на становление эстетического сознания общества.

О роли Гродно в творчестве Ожешко говорила Светлана Мусиенко (Гродненский государственный университет). В докладе «Элиза Ожешко в эстетическом пространстве Гродненщины» подчеркивался факт значимости Гродно для Ожешко как места действия ее произведений с новым типом героя, новой (реалистической) концепцией мира и человека, показана общественно-политическая деятельность писательницы и ее научные интересы в сфере изучения флоры и фауны Наднеманской земли. В докладе были представлены неизвестные ранее факты жизни писательницы.

Известный исследователь творчества Элизы Ожешко Юзеф Бахуж (Гданьский университет), который нашел считавшуюся утраченной рукопись романа «Над Неманом», убедительно доказал значимость для современной культуры творчества Ожешко (доклад «Почему Ожешко?»). Ученый в очередной раз представил и неизвестные материалы о жизни и творчестве писательницы, и оригинальные трактовки ее произведений, и обосновал причины ее популярности на протяжении полутора веков жизни европейского общества.

Пожалуй, впервые в истории ожешковедения в основу доклада Кристины Яковской (Белостокский университет) была положена проблема формы как явления в творчестве Э. Ожешко, проявившей себя мастером реалистического видения мира и создательницей нового типа романа («Ожешко и форма. Некоторые размышления о зрелом творчестве Ожешко»).

Известно, что Ожешко обладала даром особого видения мира и в его многогранности, и в его драматически несовершенной реальности. Эту проблему оригинально представил Тадеуш Будревич (Краковский педагогический университет) в докладе «Люди и птицы в рассказах Элизы Ожешко». Историю изучения языковых явлений в творчестве Ожешко показала Эльжбета Рудницкая-Фира (Краковский педагогический университет). В докладе представлен богатый и интересный материал, раскрывающий не только особенности языка в произведениях писательницы, но и прослеживаются подходы к этой проблеме польских ученых второй половины XX в.

Мария Лизис (Краковский педагогический университет) исследовала особенности экспрессивной природы языка Ожешко («Экспрессивные особенности языка в текстах Элизы Ожешко»). Этот аспект творчества интересен тем, что на примере произведений писательницы прослеживается проблема взаимодействия польского и белорусского языков. Известно, что Элиза Ожешко не только хорошо знала, но и активно использовала белорусский язык в течение всей своей творческой жизни. О роли бело-русизмов в творчестве Ожешко говорила Анна Овчинникова (Гродненский университет) в докладе «Беларусизмы в произведениях Элизы Ожешко (на материале повести "Низины" и рассказа "Тадеуш")». Не случайным был интерес многих участников конференции к языковым особенностям творчества Ожешко. Анна Спульник (Краковский педагогический универ-

ситет) в течение многих лет занималась изучением богатейшего мира растений и в творчестве, и в составлении гербариев, и в исследованиях Ожешко флоры и фауны Наднеманья. В докладе Спульник «Ботаническая лексика в творчестве Элизы Ожешко» представлены особенности этой лексики в произведениях писательницы.

Новый аспект в изучении языка Ожешко представил Виктор Истомин (Гродненский университет) в докладе «Соматическая лексика в романе Элизы Ожешко "Над Неманом"». Следует отметить, что писательница использовала в своем творчестве реальные имена и фамилии людей, географические названия, которые остались до сегодняшнего дня в реальном бытовании гродненцев. Скажем, в телефонном справочнике Гродно начала XXI в. значится более 40 абонентов с фамилией Дзюрдзи, на берегу Немана недалеко от Гродно расположена деревня Богатыревичи и т.д., но многие названия были вымышлены самой писательницей. Особенностям топонимических названий посвятила свой доклад «Топонимические названия в произведениях Элизы Ожешко» Оксана Шевцова (Гродненский университет). Следует отметить своеобразие доклада «Язык героев Э. Ожешко и современный польский язык на Гродненщине» Екатерины Кончевской (Гродно), в котором проведен сопоставительный анализ языка произвдений Ожешко с современным польским языком Гродненщины. Светлана Гончар (Гродненский университет) исследовала «географию» бытования произведений Ожешко, показав их переводы на иностранные языки (доклад «Творчество Элизы Ожешко в переводах на иностранные языки»).

К особой группе можно отнести доклады, в которых анализируется духовный мир Элизы Ожешко. Известно, что писательница за 70 лет жизни не успела реализовать задуманные творческие замыслы. Именно об этих нереализованных проектах рассказала Ивона Висьневска (Институт литературных исследований ПАН) в докладе «Большие и малые проекты, не завершенные Элизой Ожешко». Исследовательница сумела раскрыть и замыслы, и тайны творческой лаборатории Ожешко. Эва Дановская (Краковский педагогический университет) представила читательские увлечения писательницы («Читательские заинтересования Элизы Ожешко»). Во многом круг любимых Ожешко классиков определил и характер ее собственного творчества.

Многие литературоведы подчеркивали, что жизнь писательницы в Гродно, несмотря на признание и популярность, была по-своему драматичной. Барбара Олех (Белостокский университет) нашла оригинальную формулировку для показа душевного состояния Ожешко — «одиночество среди людей» (доклад «Одиночество среди людей. О "Днях" Элизы Ожешко»). Моника Помирская (Гданьский университет) выступила с докладом «Почему Ожешко не писала романов для девочек? Проблема воспитания девушек в прозе позитивистов для молодого читателя».

К одной из самых трудных проблем, видимо, и для самой Ожешко обратилась Галина Бурштыньская (Краковский педагогический университет): чем было для писательницы Гродно — домом или местом изгнания («Онгрод — дом или изгнание?»).

В новом ракурсе на конференции была представлена женская проблематика, ставшая особенно популярной в европейских литературах конца XX — начала XXI в. Ожешко создала богатую галерею героинь

представляющих все социальные слои общества. Анна Яницкая (Белосток-ский университет) воспроизвела своеобразный диалог Ожешко и Коноп-цикой о положении женщины в обществе («Элиза Ожешко и Мария Ко-нопницкая: диалог о женской проблеме»). Следует вспомнить, что обе писательницы были приглашены на первый конгресс женщин. Правда, Ожешко не смогла приехать из-за болезни. Конопницкая же участвовала в работе форума, но не принимала слишком смелых суждений о проблемах любви писательниц молодого поколения. Эва Грачик (Гданьский университет) женскую проблематику у Ожешко рассмотрела в свете традиций Флобера («Боваристические герои в романах автора "Над Неманом"»). Елена Билютенко подчеркнула в решении проблемы женщины Элизой Ожешкой значимость социального фактора, оригинально проявившегося в романе «Над Неманом».

Ряд докладов участников конференции был посвящен анализу конкретных произведений Ожешко из разных периодов ее творчества. Ярослав Лавский (Белостокский университет) отметил три определяющих приема: миф, аллегорию и иронию в «Греческих зарисовках» Ожешко и Конопницкой. Николай Гринько (Гродненский университет) обратился к показу Немана в повести «Хам». Ольга Цыбенко (Институт славяноведения РАН) раскрыла сатирическую природу романа «Господа Помпалин-ские». Оригинально и неординарно был представлен сборник новелл «Gloria victis». Анна Кежунь (Белостокский университет) исследовала произведения этого сборника в свете темы восстания 1863 г. в творчестве Ожешко. Николай Хмельницкий (Белорусский университет) показал новизну концепции человека и функций природы. Алла Петрушкевич (Гродненский университет) представила мотив исторической памяти в рассказе «Gloria victis», который дал название всему сборнику.

Не менее значимым был и второй «тематический поток» в работе конференции, названный «Elizie Orzeszkowej w holdzie». Это название было взято из первой памятной книги, посвященной писательнице, которая была издана в 1929 г. в Гродно и приурочена к открытию ее памятника.

На конференции его представляли ученые, посвятившие свои исследования памяти Элизы Ожешко. Тематически в докладах этого цикла можно выделить три направления: литературно-историческое, фольклор-но-теоретическое и языковедческое. Первое — открыла докладом «Биографии поэтов "Новой волны" в категориях геополитики» Малгожата Черминьская (Гданьский университет), представившая творческие биографии поэтов «Новой волны» в оригинально сформулированной категории — геополитической. Выступления докладчиков были расположены согласно временному принципу развития литературы. Дмитрий Лебедевич (Гродненский университет) в докладе «Трагический герой в мифопоэти-ческом аспекте древнегреческой литературы: белорусский контекст» обратился к проблеме влияния греческой античности на старобелорусскую литературу. Ирина Каяло (Гродненский университет) показала проблему власти в эпической поэме Вергилия «Энеида». Геннадий Васюк (Гродненский университет) исследовал историческую проблему — роль франков в литературе Каролинского Возрождения. Наталья Миленкевич (Гродненский университет) обратилась к теме трагедии сербского народа в эпическом цикле «Песнь о Косовом поле» (доклад «Трагедия сербского народа в восприятии сказителя песен Косовского поля»). Владимир Каяло (Грод-

ненский университет) исследовал эволюцию влияния литературы Древней Руси на белорусскую (XI—XVII вв.). Анатолий Брусевич (Гродненский университет) показал роль Яна Кохановского в развитии белорусской культуры. В докладе Елены Нелепко (Гродненский университет) представлена драматургия одного из самых загадочных представителей польской литературы Тадеуша Мициньского. Оригинальный подход к литературе странствий, в частности в прозе для молодежи, представила Зофья Будре-вич (Краковский педагогический университет), которая в докладе «Путешествия по кресовой пуще в прозе для молодежи 1918—1939» исследовала огромный пласт литературы этого периода. К проблемам польской литературы межвоенного двадцатилетия обратились Оксана Свительская (Гродненский университет) в докладе «Проблема власти в романе Т. Пар-ницкого "Аэций, последний римлянин"» и Елена Крофто (Гродненский университет) — «Драматургия Витольда Гомбровича». В ее докладе анализировалась драма «Ивона, принцесса бургундская».

Польская литература первых лет после Второй мировой войны представлена в выступлениях исследователей кафедры польской филологии Гродненского университета: Юлии Петрович «Смерть как символ и символика смерти в романе В. Гомбровича "Порнография"»; Юлии Фираго «Вторая мировая война в дневниках Зофьи Налковской» и Ирины Хли-стовской, показавшей роль Марии Домбровской в интеллектуальной жизни Польши после 1945 г.

Фольклорно-теоретическую проблематику представили также ученые Гродненского университета. В докладе Игоря Жука «Стилистическая функция колона» заключен ответ на вопрос: как распознать авторство прозы? Исследователь решил эту проблему, над которой трудилось не одно поколение литературоведов. Надежда Чукичева сделала попытку реконструкции фольклорного жанра предания. Руслан Козловский обратился к анализу менталитета белоруса в иной этнической среде на примере «Сибирских рассказов» М. Горецкого.

В области белорусского языкознания Николай Данилович (Гродненский университет) впервые представил проблему фитофразеологии в белорусских говорах. Жанна Ярома (Московский государственный лингвистический университет) исследовала вопросы вербальной ритуализации судебных решений на материале актов Виленской археологической комиссии. Проблемам современного польского языка посвятили свои доклады преподаватели Гродненского университета: Алина Павлюкевич — «Межъязыковые омонимы в условиях интерферении»; Валентина Маршевская — «Названия-характеристики человека в польской фразеологии»; Светлана Трофимец — «Анафорические конструкции в польском языке».

Важным дополнением работы конференции были посещения ее участниками мест, связанных с жизнью и деятельностью Элизы Ожешко: в Гродно — дом, в котором жила писательница, в нем — музейная экспозиция с фрагментами гербариев, сделанных Ожешко, оригинальным камином и зеркалом в нем, памятник писательнице на улице, носящей ее имя, католическое кладбище, на котором покоится прах Элизы Ожешко и ее мужа Станислава Нагорского.

Следующим пунктом научной экскурсии была Милковщина — место рождения и отцовское имение Павловских — родителей писательницы.

К сожалению, сам дом не сохранился. Осталась только ведущая к нему часть аллеи из старых деревьев — немых свидетелей жизни этой семьи, и колодец, из которого участники конференции пили студеную воду. Вблизи деревни сохранилось семейное кладбище Павловских, на котором поддерживают порядок местные жители.

В самой Милковщине интеллектуальная жизнь сосредоточена в школе имени Ожешко. В ней участники конференции провели заключительное заседание и подвели итоги ее работы. Необыкновенно трогательным было посещение школьного музея Ожешко, в котором экскурсию вели ученики этой школы. В нем собраны произведения писательницы и экспонаты, относящиеся как к ее творчеству, так и к реалиям жизни крестьян наднеманских деревень, красочно и точно представленных в произведениях любимого автора.

Выезд в деревню Богатыревичи был заключительным этапом нашей экскурсии. Мы посетили могилы Яна и Цецилии и повстанцев 1863 г., излучину Немана, где перекликались счастливые влюбленные Ян и Юсти-на, а их любовное эхо разносилось по реке и напомнило о лирической атмосфере романа «Над Неманом». Красота природы этих мест помогла ученым XXI в. понять, почему Ожешко так сильно любила свою малую Родину и осталась на этой земле до конца жизни. В завершение этой поездки выступил хор пенсионеров — поляков, приехавших из Гродно и исполнивших польские песни XIX в. Вечер завершился неформальной встречей с местным населением и костром, вокруг которого плясали вместе ученые и жители Богатыревич. Возможно, так веселились наши предки, когда в эти края приезжала их любимая писательница.

С.Ф. Мусиенко

Сведения об авторе: Мусиенко Светлана Филипповна, докт. филол. наук, профессор, зав. кафедрой польской филологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Элиза Ожешко в эстетическом пространстве современности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.