Научная статья на тему 'ЭЛИТОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: МИРЫ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ'

ЭЛИТОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: МИРЫ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / СОВЕРШЕНСТВО / СВОБОДА ДУХА / ПЕРСОНАЛИЗМ / НЕОПЕРСОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карабущенко Павел Леонидович

У творчества есть описанное в Библии начало, но у него нет обозримого историей конца. Куда бы мы ни кинули свой взгляд, всюду видим следы творческой деятельности человека. Творчество есть неотъемлемая способность разума к самореализации и до тех пор, пока существует человеческий разум, будет существовать и само его творчество. Творчество есть великая сила, постоянно созидающая человека. Поэтому роль творчества в истории человечества трудно переоценить. Всю историю человеческого рода следует разделять на дотворческую, когда он еще не был человеком и творческую, когда он таковым уже стал. Как сила, творчество носит абсолютный характер - там, где оно есть, никто и ничто ему не может противостоять. В наибольшей мере творческая сила проявляется в культурной элите, для субъектов которой она является смыслом её жизни. Именно в поисках этого смысла и существует творческое начало в человеке. Как раздел большой элитологии, элитология творчества исследует проблемы, связанные с мирами саморазвивающихся личностей; творчеством великих деятелей культуры (науки, искусства, религии); процессом создания элитных ценностей, которые делают наш мир лучше, приближая нас к совершенству. Все эти проблемы и составляют научный профиль настоящей работы, в которой автор придерживается элито-персоналистического подхода в оценке роли творчества во всемирной истории человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELITOLOGY OF CREATIVITY: WORLDS OF SELF-DEVELOPING PERSONALITIES

Creativity has a beginning described in the Bible but it has no end visible in history. Wherever we cast our eyes, everywhere we see traces of human creative activity. Creativity is an inalienable ability of the mind to self-realization, and as long as the human mind exists, its very creativity will exist. Creativity is a great force that constantly creates a person. Therefore, the role of creativity in the history of mankind is difficult to assess. The entire history of the human race should be divided into pre-creative, when it was not yet a man, and creative, when it has already become such. As a force, creativity has an absolute character - where it is, no one and nothing can resist it. To the greatest extent, creative power is manifested in the cultural elite, for whose subjects it is the meaning of their lives. It is in the search for this meaning that the creative principle exists in man. As a branch of great elitology, the elitology of creativity explores the problems associated with the worlds of self-developing personalities; creativity of great cultural figures (science, art, religion); the process of creating elite values that make our world a better place, bringing us closer to perfection. All these problems make up the scientific profile of this work, in which the author adheres to an elitist-personalistic approach in assessing the role of creativity in the world history of mankind.

Текст научной работы на тему «ЭЛИТОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: МИРЫ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ»

Elitology and Philosophy of Creativity | https://doi.org/10.46539/elit.v3i1.96

Elitology of Creativity: Worlds of Self-Developing Personalities

Paul L. Karabushenko

Astrakhan State University, Astrakhan, Russia.

E-mail: Pavel_karabushenko[at]mail.ru ORCID: 00 00-0003-2776-4089

Abstract

Creativity has a beginning described in the Bible but it has no end visible in history. Wherever we cast our eyes, everywhere we see traces of human creative activity. Creativity is an inalienable ability of the mind to self-realization, and as long as the human mind exists, its very creativity will exist. Creativity is a great force that constantly creates a person. Therefore, the role of creativity in the history of mankind is difficult to assess. The entire history of the human race should be divided into pre-creative, when it was not yet a man, and creative, when it has already become such. As a force, creativity has an absolute character - where it is, no one and nothing can resist it.

To the greatest extent, creative power is manifested in the cultural elite, for whose subjects it is the meaning of their lives. It is in the search for this meaning that the creative principle exists in man. As a branch of great elitology, the elitology of creativity explores the problems associated with the worlds of self-developing personalities; creativity of great cultural figures (science, art, religion); the process of creating elite values that make our world a better place, bringing us closer to perfection. All these problems make up the scientific profile of this work, in which the author adheres to an elitist-person-alistic approach in assessing the role of creativity in the world history of mankind.

Keywords

Elite; creation; personality; culture; values; perfection; freedom of spirit; personalism; neoperson-alism.

This work is licensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Элитология творчества: миры саморазвивающихся личностей

Карабущенко Павел Леонидович

Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия E-mail: Pavel_karabushenko[at]mail.ru ORCID: 00 00-0003-2776-4089

Аннотация

У творчества есть описанное в Библии начало, но у него нет обозримого историей конца. Куда бы мы ни кинули свой взгляд, всюду видим следы творческой деятельности человека. Творчество есть неотъемлемая способность разума к самореализации и до тех пор, пока существует человеческий разум, будет существовать и само его творчество. Творчество есть великая сила, постоянно созидающая человека. Поэтому роль творчества в истории человечества трудно переоценить. Всю историю человеческого рода следует разделять на дотворческую, когда он еще не был человеком и творческую, когда он таковым уже стал. Как сила, творчество носит абсолютный характер - там, где оно есть, никто и ничто ему не может противостоять.

В наибольшей мере творческая сила проявляется в культурной элите, для субъектов которой она является смыслом её жизни. Именно в поисках этого смысла и существует творческое начало в человеке. Как раздел большой элитологии, элитология творчества исследует проблемы, связанные с мирами саморазвивающихся личностей; творчеством великих деятелей культуры (науки, искусства, религии); процессом создания элитных ценностей, которые делают наш мир лучше, приближая нас к совершенству. Все эти проблемы и составляют научный профиль настоящей работы, в которой автор придерживается элито-персоналистического подхода в оценке роли творчества во всемирной истории человечества.

Ключевые слова

Элита; творчество; личность; культура; ценности; совершенство; свобода духа; персонализм; неоперсонализм.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Введение

В человеке пребывает некая сила, которая сопровождает его на всем протяжении его истории. Эта сила творит как его самого, так и изменяет окружающий его мир. Имя этой силы - творчество. Творчество - это синтетическое понятие, вбирающее в себя весьма широкий спектр иных категорий, характеризующих его отдельные свойства и качества. Быть человеком и творить -равнозначные смыслы. Суть природы человечества состоит в том, что у всех эта сила и эти способности присутствуют неравномерно. И у каждого творчество проявляется в соответствии с его реализованными способностями.

Изучая проблемы творчества, человечество пытается разгадать секрет собственного бытия, смысл которого заключается в том, чтобы создать свою личность в пределах возможного совершенства. Каждый является тем, чем в нем есть его ценности, системность или бессистемность которых указывает на его качество как личности. Но все определяется творческими способностями и тем, насколько человек умеет их реализовывать. В основе творчества лежит стремление человека сделать что-то самому, усовершенствовать мир в соответствии со своим представлением о совершенстве. Поэтому творчество есть путь человека к совершенству себя и мира, в котором он живет. Без творчества и вне творчества человек ничто, тогда как с ним - он всё. И это «всё» и есть суть (сердцевина) человечества.

Методология

Многообразие проявления творческих способностей человека, наводит нас на мысль о том, что любая классификация этой его деятельности всегда будет неполной и открытой для критических замечаний. Поэтому всякое исследование этого вопроса всегда будет ограниченным и неполным.

В широком смысле, элитология - наука о лучшем, что было когда-либо создано руками и умом человека; в узком - это наука об элите, целенаправленно творящей это самое лучшее, т.е. приносящее не только себе, но и всем благо. Это в идеале. В реальность все обстоит намного сложнее и выглядит не столь изящно и этично. Этика и эстетика элит всегда оставляло желать лучшего. Но это те случаи, когда элитам надлежит над собой серьезно и много работать, чтобы действительно быть лучшими. А лучшими можно быть только тогда, когда ты производишь востребованные обществом новые ценности. В оценке задач, стоящих перед современной элитологией, автор опирается на труды профессора Г.К. Ашина (Ашин, 2010) и его коллег.

Центральной темой элитологии культуры является проблема творчества, за которой стоит тема личности. В своем анализе автор опирается на труды выдающихся философов прошлого, таких как Платон, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев и др., создавших свои концепты философии творчества. Исходным теоретическим моментом являются принципы, разработанные в философии личности

(персонализме) (Н.А. Бердяев, Ж. Лакруа, Э. Мунье). В наше время открылась возможность говорить о неоперсонализме, как элитологии свободного духа.

В элитарной культуре мы видим две стороны - непосредственно сами созданные великим творцом культурные ценности и те идеи, которыми идеологически сопровождается их творчество и его оценка со стороны некого избранного круга лиц, поклонников или «потребителей» этого высокого творчества. Во втором случае речь идет о возникших уже в XIX - ХХ столетиях философских концепциях элитарного искусства (Ницше - Шпенглер - Ортега-и-Гассет), собственно и заложивших основу элитологии культуры (Давыдов, 2008, стр.354-365).

Творчество как созидающая сила человечества

На многочисленных примерах из истории мы видим, что сердцевиной элитологии культуры всегда было, есть и остаётся творчество. Роль творчества в истории человечества носит абсолютный характер. Куда бы мы ни бросили свой взгляд, везде видим его следы. Все, что было создано человеческими руками и разумом - от малого и до великого - все является плодами наших творческих способностей. Поэтому история человечества есть история его творчества, где каждый проявляет столько творчества, сколько способна вместить и излить из себя его личность.

По мнению Н.А. Бердяева, «Творческие порывы сопровождают всю историю человека... Творчество не есть только борьба со злом и грехом, - оно создает иной мир, продолжает дело творения. Творческая тайна была закрыта грехом. В падении человека ослабляются творческие силы человека. Творец не хочет знать, что сотворит человек, ждет от человека откровений в творчестве, и потому не знает того, что будет антропологическим откровением» (Бердяев, 1994, стр.115, 114). Но творческие искания человека приводили его не только к Богу, но и уводили его от Бога. Отказ от Бога порождает религию атеизма. Это творчество выходит за рамки исторической традиции в сферы тотальной неопределенности, где все можно, но не все возможно. Атеизм тоже борется с грехом, который усматривает в религиозной святости.

Элитология творчества изучает жизнь и деятельность выдающихся личностей, творцов мировой культуры. Культ выдающихся людей во Флоренции времен правления Козимо Медичи (XV в.) стало толчком начала эпохи Возрождения. Именно тогда были созданы образцы высокой (элитной) культуры, ценности которые не утратили своего значения и в наше время. Именно эта способность - быть вне времени - и отличает элитность от массового производства («штамповки», подделки, тиражирования).

Одни народы проявляли себя в созидании, другие в разрушении. Оказывается, что и разрушая чужое, человек может создавать что-то свое. Разрушая цивилизации, варвары проявляли свое понимание и свое отношение к чужому как враждебному и не нужному. Прорывая канал, землепашец разрушал

девственный ландшафт, ломая с точки зрения кочевника естественную красоту природы. Его деятельность он может оценивать как варварство и насилие. И его можно понять - городские цивилизации небезупречны в отношении соблюдения экологических норм. В письме к Ф. Энгельсу (25.03.1868 г.) К. Маркс отмечал, что культура, «если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню» (Маркс, Т.32. 1957, стр.45). Классик имел в виду необдуманное (потребительское) отношение человека к природе. Но эту мысль можно распространить и на культурные сферы его деятельности, где уровень сознательности требует гораздо большей концентрации.

О силе творчества как созидателя человеческого рода догадывались и многие обыватели. Так, в понимании человека XIX в. gёnie createur (фр. «творческий гений») понималась как сила, которая дает начала новому качеству и достигает некоторые «степени совершенства» (Ермолов, 2014, стр.91). При этом он непременно должен приманивать к себе все хорошее и доброе, отталкивая от себя все дурное и злое. Попутно заметим, что данное мнение выражал человек весьма далекий от культуры, но весьма образованный для своего времени.

Творчество связывается с реализацией человеком своих талантов. «Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений. Но если это так, то понятно, почему талантливые люди могут, как мы сказали, изменить лишь индивидуальную физиономию, а не общее направление событий; они сами существуют только благодаря такому направлению; если бы не оно, то они никогда не перешагнули бы порога, отделяющего возможность от действительности» (Плеханов, 1956, Т.2. стр.330).

Научно творчество до конца просчитать невозможно. Большая и непонятная его часть всегда будет оставаться за пределами рационального познания. Именно поэтому в отношении творчества всегда поэтическое иносказание (даже что-то мистическое) будет превалировать над рационально доказанным суждением. С мистической точки зрения, творчество в человеке появляется тогда, когда его души коснутся своими крылами ангелы. Поэтому наивысшее творчество всегда оценивалось как проявление неких сверхъестественных сил, дарованных человеку в знак его стремления к совершенству.

Философия творчества

Творчество - единственная сила, способная превратить человека в самодостаточную личность. Лишенный творческой потенции человек, является простым индивидом. Он индивидуальность, он юридическое лицо и социологическая личность, но не личность в смысле персоналистического начала.

Личностью человек становится тогда, когда начинает творить, т.е. активно заниматься самопознанием и познанием окружающего его мира.

В философии ближе всего к раскрытию природы творчества подошел персонализм (философия личности). Его основоположник Н.А. Бердяев отмечал, что творчество наиболее ярко проявляется «в полете гения»: «Творческое познание, как и всякий творческий акт, есть самообнаружение силы рассекающей, избирающей и отмечающей» (Бердяев, 1994, стр.64, 67). Сам того не ведая, Н.А. Бердяев фактически излагает свое видение творчества в стиле и в духе элитологии культуры. При этом он использует такие термины и значения - «лучшие люди», «достоинство», «избранное», «величие и мощь», «высшее», «иерархия», «совершенное» и т.д. - в которых мы сегодня описываем сущность элитологии культуры. Для нас его философия творчества есть не просто введение в элитологию культуры, но и манифест, объясняющий то, чем должна быть творческая элита для всего человечества.

Само наличие в человеке его творческих способностей указывает на его договоренность с Богом. Именно через этот дар - дар творить - человек имеет возможность радоваться этому миру. «Идея Творца о человеке головокружительно высока и прекрасна. Так высока и прекрасна божественная идея человека, что творческая свобода, свободная мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке, как печать его богоподобия, как знак образа Творца» (Бердяев, 1994, стр.113). Именно посредством творчества человек становится личностью. «Личность не есть застывшее состояние, она разворачивается, развивается, обогащается, но она есть развитие одного и того же пребывающего субъекта, вот этого имярек. Личность ни в коем случае не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека. Совершенное единство, целостность личности есть идеал человека. Личность самосозидается. Ни один человек не может про себя сказать, что он вполне личность. Личность есть категория аксиологическая, оценочная» (Бердяев, 1995, стр.13).

Последователи Н.А. Бердяева (французские персоналисты) продолжили развитие сформулированных им идей. Так, Жан Лакруа прямо утверждал, что «личность - это творчество»: «Именно это существенно отличает ее от индивида, именно это шаг за шагом преобразует общество, и составляющие его личности все больше и больше осознают сами себя» (Лакруа, 2004, стр. 138). Человек осознает себя посредством творчества. И чем выше уровень его творчества, тем глубже основания его самосознания и самопонимания.

Э. Мунье утверждал, что «культура может быть только личностной и метафизической»: «Метафизической - это значит, что ее цели выше человека, выше чувства удовлетворенности, полезности, социальной функциональности. Личностный - это значит, что только внутреннее обогащение субъекта, а не возрастание его умений, деяний или говорения заслуживает имени культуры. Это условие требует, чтобы в будущем культурное пробуждение осуществлялось посредством нарастающего распространения самостоятельных очагов, а не централизованных административных мер; путем медленного формиро-

вания, а не путем поспешных решений» (Мунье, 1999, стр.348). Иными словами, рост элитности в культуре всегда предусматривает серьезные качественные концентрации, требующие одного единственного условия - наличия свободы духа у личности, творящей новые ценности.

В мировой научной и художественной литературе достаточно было высказано критических замечаний в отношении эгоизма и оторванности элитарной культуры от народной традиции. Признавая справедливость этих критических замечаний, мы лишь отметим, что оценка творчества элитной личности всегда требует индивидуального подхода, поэтому подобного рода обобщения здесь не всегда уместны. Эгоизм творца (художника) часто оборачивается для него самого одиночеством, которое не всегда идет ему во благо.1 Но, несмотря на справедливость всей этой критики, судить «творца» (по нашему глубочайшему мнению) может только другой творец, в противном случае суд оказывается судилищем неравных. Ценность суждений возрастает, когда эти суждения формулируются подлинно элитным сознанием. Самое главное, элитарная культура не должна ничего никому навязывать. В противном случае она оказывается «чужой», она оказывается в роли «захватчика».2 И тогда разрыв между массовым и элитарным будет только углубляться.

Теоретические основы элитологии творчества

Платон утверждает, что если бы все идеи были воплощены на практике в своей 100% полноте, мир стал бы совершенным. Поэтому цель творчества -достичь совершенства, заключающегося в реализации каждой конкретной идеи. Поскольку сам человек есть то, носителем каких идей он является, их реализация в нем есть высшая цель его личности. О том, что совершенство есть реализованная на практике во всей своей полноте идея, утверждали

3

многие мыслители прошлого.

Именно описание творчества является основной частью любой биографии выдающейся исторической личности, особенно в сфере искусства. И именно по проблеме совершенства человеческой природы в научных кругах

1 Так, Т. Манн обращал внимание на то, что элитарно-замкнутое искусство его эпохи со временем попадет в ситуацию «предсмертного одиночества». Он выражал надежду, что будущие художники освободятся от торжественной изоляции: искусство уйдет «от пребывания наедине с образованной элитой» и найдет пути «к народу» (Манн, 1975, стр.195).

2 По этому поводу в свое время высказался А. Маслоу: «Мир искусства, на мой взгляд, захвачен небольшой группой создателей мнений и вкусов». Эти подозрительные лица возомнили себя «вправе говорить: "Либо тебе нравится то же, что нравится мне, либо ты дурак". Между тем мы должны учить людей прислушиваться к своему собственному вкусу» (Маслоу, 1999, стр.54).

3 Еще Ф. Аквинский по этому поводу утверждал: «о вещи говорят как о совершенной постольку, поскольку она достигает приличествующей ей цели, являющейся её окончательным совершенством. Но именно горняя любовь соединяет нас с Богом, конечной Целью человеческого ума, поскольку «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог - в нём» (1Ин. 4:16). Следовательно, совершенство христианской жизни всецело состоит в горней любви» (Сумма теологии, IX, 184,1). Совершенство есть рост в человеке его достоинств, физических и духовных качеств (Сумма теологии, IX, 184,4) (Фома Аквинский, 2003).

существует целый калейдоскоп мнений и суждений (Татаркевич, 1981). Можно с уверенностью сказать, что эта тема - проблема совершенства - одна из самых обсуждаемых тем всей человеческой истории. Она же и самая сложная, самая дискутированная в элитологии культуры.

Главная цель элитологии культуры - разгадать структуру кодов творчества великой личности. Согласно У. Эко, вся духовная жизнь человека есть система кодов, смысловое значение которых раскрывается не только на уровне строгого математического анализа, но также и в рамках художественных образов, которые имеют свои особые закономерности (Эко, 2004, стр. 217). Последнее требует системного раскрытия всех уровней имеющихся в произведении смыслов, находящихся в пространстве от исходного замысла до цвета формы его реализации. «Будучи выявленным, этот код может служить моделью при структурировании физико-технического или даже семантического уровней. Эти формы образуются на знаковом уровне, но при этом идентифицировать эти знаки не так просто» (Эко, 2004, стр. 217-218). Методологически элитологические исследования культуры требуют максимальной концентрации всех исследовательских усилий, поскольку речь идет о высших пределах оценки культурного качества. И тот, кто оценивает эти высшие пределы, должен быть хотя бы вровень с тем, что им оценивается. В противном случае будет постоянно ощущаться разрыв между высшим и низшим. Иными словами, элиту должны оценивать специалисты, а не дилетанты.

В коде человеческого рода формула творчества до сих пор остается неразгаданной величиной, посредством которой определяются все остальные виды его разнообразной деятельности. Без творчества и вне творчества нам сегодня трудно представить себе человека. Духовные высоты и низость бездуховного во многом определяются наличием или отсутствием творческих способностей человека, уровнем развития в нем интеллекта, совести и воли.

Если представить схему человека в его развитии, то в основе каждой личности лежит определенная культура, базирующаяся на системе конкретных ценностей, формирование которых непосредственно зависит от творчества. Таким образом, в генетической цепочке развития человечества - «личность -культура - ценности - творчество» - последняя играет ключевую (исходную) роль. Именно творчество создает личность, посредством создания ценностей и культуры. Но само творчество подразумевает наличие личности, в рамках которой оно активизирует свой потенциал. Поэтому на начальном этапе творчество формирует личность, для того чтобы затем уже сама личность активно продвигала творчество.

Творчество - это то, что отделяет человека от животного. Но человек себя порой ведет крайне неразумно, что возвращает его к дочеловеческой (животной) природе, лишенной радости творчества. Поэтому жизнь человека есть радость - радость собственного творения. Мы живем делом рук своих, которыми руководит наш разум. И только посредством творчества личность

может самовыразиться. Представить персонализм без свободы духа, значит заниматься исследованием его патологий.

Алгоритм генезиса субъекта культурной элиты конкретно прост - качественный рост личностного превосходства, за счет реализации ими своих творческих потенциалов и получения положительного признания итогов их деятельности со стороны профессионального сообщества и истории. Соединение этих двух показателей - активного творчества и позитивного признания - и формирует культурную элитность.

Элитология культуры занимается тем, что изучает процесс сотворения нового культурного качества: как создаются шедевры культуры; что за личности их создают, и какое влияние эти шедевры оказывают на массовую культуру, на массового потребителя.

Ю.Н. Давыдов, в частности, отмечает, что «в шедеврах искусства сублимируется то общечеловеческое, универсальное, что характеризует тип эстетически-чувственного восприятия народа (нации), к которому принадлежит художник - их создатель» (Давыдов, 2008, стр.126). Отношение между массовым и элитарным в искусстве это не столько вопрос их аксиологического разрыва, сколько вопрос постоянно возникающей и исчезающей симфонии.

В оценках деятелей культурной элиты используют такие степени совершенства, как талантливый, известный, выдающийся, великий, гений... Часто эти оценки носят субъективный характер и могут меняться в зависимости от времени. Так, при жизни В. Шекспира он был известен только в узких театральных кругах. Зато в наше время он признанный мировой гений. Признание настигает многих уже после того, как они завершили свои земные дни. Поэтому 99,99% из культурной элиты, кого мы знаем поименно, продолжают жить в виртуальной реальности, оставаясь актуальными для новых поколений «потребителей» их «культурного продукта».

Творческая мастерская культурной элиты

Разгадка человека (его природы) кроется в его творческих способностях и в умении их реализовывать на практике. У каждого мастера выработаны свои особые приемы и методы реализации своих творческих способностей на практике. Говорить об этих частных случаях в рамках настоящего исследования не приходится, поэтому ограничимся некоторыми примерами и их общими признаками.

Как панацея, творчество помогает человеку предотвратить его эмоциональное выгорание; оно спасало его в безвыходных ситуациях, давало надежду, открывало новые перспективы. Творчество позволяет человеку преодолеть одиночество, быть самому себе интересным. Оно позволяло ему обретать симфонию своих различий.

Особую ценность представляют для нас те работы, в которых исследуются «фабрика мысли», «творческая лаборатория» выдающихся деятелей

науки и искусства. «Интерпретация сюрреализма как энциклопедии, то есть своеобразной «суммы знаний в сфере литературы, искусства, культуры, политики и науки прошлого и современности, может быть полезна для понимания диалектики коллективного и индивидуального творчества в авангардизме, особенностей восприятия нарочито загадочной и подчас герметической сюрреалистической образности, а также популярности сюрреализма в XX-XXI веках» (Гальцова, 2019).

В истории нас всегда привлекают люди, каждый из которых прошел свой путь к сильному характеру, каждый из которых вел борьбу со своим несовершенством и смог осознать свои слабости и преодолеть свои недостатки. Успех, слава, гордыня, самореализация и самоотречение - все это и многое другое сопровождает генезис такой личности, закаляет ее, оберегает от разрушения. Чтобы найти себя, надо увидеть себя в акте творчества. Только творчество доставляет человеку истинную радость. «Радость — это побочный продукт, она приходит к людям, которые нацеливаются на что-то большее. Но она обязательно приходит» (Брукс, 2018).

Эта тема интересовала многих исследователей. Так, Джорджо Вазари в своём знаменитом труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» постоянно обращает внимание на то, как великие мастера учились в юности и как они воплощали свое мастерство в зрелые годы. При этом Вазари постоянно подчеркивает одну и ту же мысль - главным учителем человека является сама Природа (Джорджо Вазари, 1956). Известность есть всего лишь приданное мастерства художника. Но учиться у Природы мастер должен постоянно, ибо только тогда не будет предела его мастерства.

В «Записных книжках» Леонарда да Винчи можно встретить такое утверждение: «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» (Леонардо да Винчи, 2006б, стр.68). Мастер исповедовал принцип активно творящего ума, который в простое начинает чахнуть (Леонардо да Винчи, 2006а, стр.272). Поэтому для него творить, значило жить. Жить полноценной жизнью, можно только находясь в постоянном творческом процессе.

Одаренная личность постоянно занята изобретением новых смыслов и качеств. Она способна действовать даже в самых неблагоприятных условиях. Так, Бенвенуто Челлини постоянно отмечает, что неприятности и горести только закаляли его характер и совершенствовали его мастерство (Бенвенуто Челлини, 1991). Постоянные занятия своим «ремеслом» воспитывают творческие способности личности, делают ее стрессоустойчивой, способной в нужное время решать важные задачи и проблемы.

Понятно, что у каждой творческой личности были свои особые приемы и способы работы. Кто-то мог пить, кутить и без меры волочиться за женщинами (А. Дюма - отец), а кто-то, напротив, берег свою невинность и считал, что целомудрие и есть главный залог его творческого успеха (И. Кант). Творческая лаборатория поэта С. Есенина и художника С. Дали, композитора П.И. Чайковского и ученого А. Эйнштейна для элитологии культуры всего лишь

частные случаи (примеры), но не общие правила, не инструкции к применению. Однако при всем многообразии подобного творческого опыта неизменным оставалась оценка этого их «труда» - создаваемая ими ценность должна была носить наивысший (элитарный) характер.

Власть творчества и творчество власти

Творчество стало тем самым роковым проклятьем, которое изгнало человечество из рая. Благодаря ему мы стали тем, чем являемся сегодня. Мир человека это мир творчества. Свою власть над окружающим миром человек установил посредством актуализации своих творческих способностей. Из творчества вытекают и все главные характеристики человека. Хочешь быть человеком - прояви себя в творчестве. Хочешь быть личностью - увековечь себя в творчестве. Короче говоря, там, где творчество, там и человек.

Творческая элита создаёт главные ценности нашего бытия. Сущность элиты как раз и заключается в том, чтобы создавать новые ценности. Именно в этом и заключается её главная сущность. Элита нужна только для этого. И когда элиты перестают производить новые ценности, они перестают быть элитами.

Мир творчества - это мир создания новых ценностей. И главной ценностью является сам человек, который посредством творчества приобретает свои новые дополнительные качества, ведущие его к совершенству. Творчество совершенствует человека, делает его божественным существом, ибо через творчество мы приближаемся к самому Творцу.

Творческие амбиции главный двигатель развития человечества. Мир человека есть мир творчества одаренных личностей. Личность проявляется в творчестве. Именно через акт творчества личность становится самодостаточной единицей бытия. Многочисленные обратные примеры лишь подтверждают правильность этого нашего утверждения.

Для научной и культурной элиты творчество является обязательным фактором их полноценного профессионального существования. Рост или упадок их профессионализма измеряется наличием или отсутствием у них творческих способностей. В политике творчество хотя и не обязательно, но тоже проявляет себя в качестве детерминанты. Известно, что власть, основанная на творчестве, непобедима. Ее может одолеть только другое - более совершенное творчество. Поэтому борьба за власть есть борьба творческих потенциалов.

Как показывает политическая история, наиболее эффективной и успешной является та власть, которой удавалось проявить максимум своих творческих способностей. Именно креативные способности политиков всегда были самой уязвимой точкой в их профессиональной компетенции. Низкий уровень профессионализма порождал эффект карнавальной политической культуры, когда политики превращаются в откровенных политиканов (полити-

ческих клоунов и шутов) и все их действия являются пародией и карикатурой на политику. Но стоит им проявить хоть каплю творчества, как ситуация начинает изменяться в сторону качественного роста их профессионализма.

Творчество созидает мир по лекалам своего представления о нём - то, каким он должен быть согласно авторским представлениям о совершенстве. Скорее всего, именно идея совершенства является наивысшей в мире идей, и даже сам Платон стремился познать и осознать ее в качестве такой константы. Идея совершенства - это Полярная звезда в мире идей.

Элитология творчества исследует поэтапный процесс того, как хорошее превращается в лучшее, а само лучшее трансформируется в совершенное. Творчество не терпит статики. Оно всегда в динамике. Статичность в ней может быть только в виде фиксации статуса достигнутой ценности. Но это только временное ее состояние, поскольку ценность всегда требует роста своего качества в сторону совершенства. Само же совершенство уходит в творческую бесконечность - это непрерывный процесс, у которого возможен только относительная завершенность. Здесь никогда невозможна финальная точка. Здесь всегда допустимо только многоточие.

Заключение

История человечества есть история прихода и ухода из повседневности творческого начала. Когда и где оно появляется, возникает и смысл человеческого бытия. Там и когда оно исчезает, теряется и сама разумная жизнь человека. В истории это «темные времена», от которых не сохранилось ни единой буквы здравого смысла. Поэтому вся история жизни человека умещается между минимальными и максимальными величинами его творческой активности.

Личность человека есть самое главное творение, ибо в ней творчество находит свое наивысшее самовыражение. «То», что способно творить, потенциально уже обладает признаками личности. Играющий в кубики ребенок, начинает переживать в себе рост своих личностных качеств (достоинств), проявляя фантазию и изобретательность в своей игре. Перед ним с нуля и до бесконечности открыты просторы совершенства, и он совершенствуется с максимально возможными темпами своего роста. В этот момент он обладает наибольшей полнотой элитности, ибо он творит самого себя. Выдающимися и великими становятся те, кто сохраняет и усиливает этот потенциал на всем протяжении своей жизни. Их жизнь никогда не завершается, уходя в многоточие.

Список литературы

Аквинский, Ф. (2003). Сумма теологии. Часть I. (С. И. Еремеев, Пер.). Эльга, Ника-Центр, Элькор -МК, Экслибрис.

Ашин, Г. К. (2010). Элитология: История, теория, современность: Монография. МГИМО (У).

Бердяев, Н. А. (1994). Смысл творчества. В Философия творчества, культуры и искусства (Т. 1, с. 37-341). Искусство.

Бердяев, Н. А. (1995). Царство Духа и царство Кесаря (П. В. Алексеев, Ред.). Республика. Брукс, Д. (2018). Путь к характеру. Манн, Иванов и Фербер.

Вазари, Д. (1956). Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (А. Г. Габричевский, Ред.; А. И. Венедиктов, Пер.; Т. 1. Искусство.

Гальцова, Е. Д. (2019). Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма. ИМЛИ РАН.

Да Винчи, Л. (2006). Суждения (А. А. Губер, Пер.). Эксмо.

Да Винчи, Л., & Эфрос, А. М. (2006). Записные книжки (А. А. Губер, Пер.). Эксмо.

Давыдов, Ю. Н. (2008). Искусство и элита. В Труд и искусство: Избранные сочинения (с. 670). Астрель.

Ермолов, А. П. (2014). Кавказские письма. 1816-1860 (Я. А. Гордин, Ред.). Журнал «Звезда».

Лакруа, Ж. (2004). Персонализм: Истоки - основания - актуальность. В И. И. Блауберг (Пер.), Избранное: Персонализм (сс. 5-165). РОССПЭН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Манн, Т. (1975). Письма. Наука.

Маркс, К. (1957). Переписка между К. Марксом и Ф. Энгельсом (январь 1868— середина июля 1870): Т. т. 32 (с. 804). «Политиздат».

Маслоу, А. (1999). Новые рубежи человеческой природы. Смысл.

Мунье, Э. (1999). Манифест персонализма. Республика.

Плеханов, Г. В. (1956). К вопросу о роли личности в истории. В Избранные философские произведения в 5-ти Т. (Политиздат, Т. 2, сс. 300-334).

Татаркевич, В. (1981). О счастье и совершенстве человека. Прогресс.

Челлини, Б. (1931). Жизнь Бенвенуто Челлини (М. Л. Лозинский, Пер.). Academia.

Эко, У. (2004). Отсутствующая структура. Введение в семиологию (В. Г. Резник, & А. Г. Погоняйло). Symposium.

References

Aquinas, T. (2003). Sum of theology: V. Part I. Elga, Nika-Center, Elkor-MK, Ex-libris. (In Russian)

Ashin G.K. (2010). Elitology: History, theory, modernity: Monograph (p. 600). MGIMO (U). (In Russian)

Berdyaev N.A. (1994). The meaning of creativity (V. 2, p. 37-341). Art. (In Russian)

Berdyaev N.A. (1995). The Kingdom of the Spirit and the Kingdom of Caesar (P. V. Alekseev, & R. K. Medvedeva, Ed.; p. 383). Republic. (In Russian)

Brooks, D. (2018). Path to character (p. 400). Mann, Ivanov and Ferber. (In Russian)

Cellini, B. (1991). Life of Benvenuto, son of Maestro Giovanni Cellini, a Florentine, written by himself in Florence (p. 736). Academia. (In Russian)

Davydov Yu.N. (2008). Art and elite (V. V. Sapov, Ed.; p. 670). Astrel. (In Russian)

Eco, W. (2004). Missing structure. Introduction to semiology (V. G. Reznik, & A. G. Chase, Ed.; p. 544). Symposium. (In Russian)

Ermolov A.P, & A.P. (2014). Caucasian letters.1816-1860 (p. 832). Zvezda Journal LLC. (In Russian)

Galtsova E.D. (2019). The work of Andre Breton as an encyclopedia of surrealism (p. 352). IMLI RAN. (In Russian)

Lacroix, J. (2004). Personalism: Origins—Foundations—Relevance (p. 5-165). ROSSPEN. (In Russian) Mann, T. (1975). Letters (p. 464). Literary monuments. (In Russian)

Marx, K. (1957). Correspondence between K. Marx and F. Engels. Works, 32, 804. (In Russian) Maslow, A. (1999). New frontiers of human nature (p. 590). Meaning. (In Russian) Mounier, E. (1999). Personalism Manifesto (p. 559). Republic. (In Russian)

Plekhanov G.V. (1956). On the question of the role of personality in history: V. 2 (p. 300-334). Politizdat. (In Russian)

Tatarkevich, V. (1981). On the happiness and perfection of man (p. 367). Progress. (In Russian)

Vasari, G. (1956). Add To Selected Biographies of the most famous painters, sculptors and architects: V. I (p. 633). Art. (In Russian)

Vinci, L. (2006a). Judgments. M.: «Eksmo» (p. 416). (In Russian)

Vinci, L. (2006b). Notebooks (p. 224). Eksmo. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.