Научная статья на тему 'Элитологические факторы инсталляции гражданского общества в современной России'

Элитологические факторы инсталляции гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЭЛИТЫ / ЭЛИТЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / CIVIL SOCIETY / POLITICAL ADMINISTRATIVE ELITE / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / DEMOCRATIC INSTITUTES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семёнов Андрей Викторович

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации. Подчёркивается важная роль зарождающихся элит некоммерческих организаций в процессе элитообразования. Рассматривается роль политико-административной элиты в инсталляции гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of formation of civil society in the Russian Federation. An important role of the emerging elites of non-profit organizations in the process of elite creation is emphasized. The role of political administrative elite in the installation of the civil society is discussed.

Текст научной работы на тему «Элитологические факторы инсталляции гражданского общества в современной России»

Андрей СЕМЁНОВ

ЭЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНСТАЛЛЯЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации. Подчёркивается важная роль зарождающихся элит некоммерческих организаций в процессе элитообразования. Рассматривается роль политико-административной элиты в инсталляции гражданского общества.

The article deals with the problem of formation of civil society in the Russian Federation. An important role of the emerging elites of non-profit organizations in the process of elite creation is emphasized. The role of political administrative elite in the installation of the civil society is discussed.

Ключевые слова:

гражданское общество институты; civil society,

СЕМЁНОВ Андрей Викторович — соискатель кафедры политологии и этнополитики СКАГС

, политико-административные элиты, элиты некоммерческих организаций, демократические political administrative elite, non-profit organizations, democratic institutes.

Формирование дееспособного гражданского общества является одной из главных стратегических целей современной России. Оптимизация общественно-политических отношений требует структурной трансформации политической системы, изменения модели становления гражданского общества, формирования эффективного «третьего сектора», что обусловливает демократический вектор развития России.

В послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что «созданные за эти годы демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых — доверять всё большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению»1.

Происходящая институционализация гражданского общества сопровождается зарождением новых элит, что усиливает процесс их естественной циркуляции в политическом пространстве и рекрутирования во власть.

Система взаимодействия государства и общества основана на взаимодействии властных элит с бизнес-элитами и элитами других институтов гражданского общества. По определению О. Гаман-Го-лутвиной, «политическую элиту можно определить как внутренне сплочённую общность, являющуюся субъектом принятия важнейших решений и обладающую необходимым для этого ресурсным по-тенциалом»2.

Элитный пул современного общества складывается из различных категорий, наиболее общими из которых являются экономические, политические, интеллектуальные и профессиональные элиты. Структура элиты полностью определяется характером конституции социума: власти, государства, общества.

Элитную вертикаль современного общества можно представить в виде многоуровневой пирамиды. Элитообразование происходит на всех трёх уровнях пирамиды. По мере становления гражданского общества нижний уровень пирамиды приобретает всё большую политическую активность. Образование в нём всевозможных некоммерческих организаций, союзов, ассоциаций и т.п. есть не что иное, как структурирование самой основы пирамиды власти. Сте-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года // http://www.regnum.ru/news.

2 Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. — М., 2006, стр. 24—26.

пень структурирования нижнего уровня является показателем демократизации общества. Невозможно представить себе демократическое общество без неправительственных организаций и объединений.

В становлении гражданского общества большая роль принадлежит региональным элитам. Именно они вступают в реальное социальное партнёрство с властью, ищут общие интересы во взаимодействии друг с другом, решая таким образом многие социальные проблемы. По мере развития предпринимательства появляются элитные группы — союзы, ассоциации, партнёрства и т.п., имеющие как сугубо профессиональные интересы, так и корпоративные цели защиты от излишнего давления власти, недобросовестной конкуренции, а также влияния на власть, определяющую условия их существования и развития.

Рассматривая гражданское общество как основное условие демократического характера государства, следует ориентироваться на его основные признаки — свободное самоопределение каждого индивидуума в неподотчётных государству сферах и саморегулирование хозяйственного и культурного процесса. Механизмы саморегулирования наиболее эффективны в демократических структурах негосударственных организаций и объединений, элиты которых являются важными акторами политического процесса формирования гражданского общества.

Правящая элита всегда подчёркивает, что развитие общества «немыслимо без согласия по общим целям». В целом согласие между обществом и государством существует, но равновесие не настолько устойчиво, чтобы считать государство «сильным», оно может быть нарушено в случае непоследовательности проведения необходимых преобразований.

В политической науке нет единого подхода к определению критериев разумного баланса интересов общества и государства. Сторонники неолиберализма, например, считают, что демократические процессы в обществе вытекают из принципов полной свободы личности, экономики, идеологии, морали. Вмешательство государства в процесс развития гражданского общества должно быть минимальным и направлено в основном на решение социальных и внешнеполитиче-

ских задач. Они считают, что частная собственность и рыночные отношения в экономике — есть условия, в которых само по себе формируется гражданское общество. Этатисты же, напротив, видят в государственном аппарате панацею от всех бед и допускают возможность подмены институтов гражданского общества государственными.

Единство целей — политическая основа взаимоотношений власти и общества. Но цели могут быть одни, а интересы у элит — разные и способы достижения целей — тоже. Отсюда противоречия и сбои в реализации намеченных планов. Роль власти как регулятора стабильности и эффективности социальных и экономических процессов в обществе не подлежит сомнению. Гражданское общество через свои институты может взаимодействовать с властью и воздействовать на неё. Контроль над властью позволяет сглаживать противоречия, направляя процесс в русло цивилизованных, социально-ориентированных отношений.

Власти и обществу периодически приходится проходить проверку на эффективность взаимного доверия. Поскольку ударными инструментами такого взаимодействия являются элиты, на них и направлено внимание масс. Результаты взаимодействия элит были бы значительно выше, если бы сами элитные группы не разъедала коррозия коррупции, алчности, узкой корпоративности, вседозволенности и безнравственности, а власть была бы более последовательна в борьбе с этим злом.

Возможен ли в принципе честный симбиоз властных элит и бизнес-элит, оптимальное соотношение политики, экономики и морали, саморегулирование гражданского общества — на этот вопрос ещё предстоит ответить политической науке.

Рассматривая российскую современную элиту как зарождающуюся и только приобретающую признаки политической элиты, можно охарактеризовать её как слабо связанное между собой социальное множество. Слабая легитимность большей части элиты приводит к тому, что она ещё не обладает способностью выработать свои программы развития общества. Исключение составляют некоторые политические партии и общественные объединения, наиболее известные из которых — Общественная палата России, Российский союз промышленников и предпринимателей,

Торгово-промышленная палата России, «Деловая Россия», «ОПОРА России». Эти островки гражданского общества имеют свои программы и оказывают определённое влияние на формирование государственной политики.

В нынешней России в последние годы стал активно формироваться средний класс — основа гражданского общества. Зарождающиеся в его недрах союзы, объединения, ассоциации, гильдии и т.п. становятся его инструментами. В них формируется своя элита. Профессиональные и общественные интересы этих элит интегрируются в политическое пространство.

Государство проявляет большой интерес к проблемам среднего класса, но предпринимаемые им шаги далеко не всегда последовательны и эффективны. Последние годы характеризуются повышенным вниманием власти к малому предпринимательству и путям его развития. Принятие Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» заложило нормативно-правовую основу для развития малого бизнеса, но для этого необходимо убрать административные барьеры на пути предпринимательства, создать льготные кредитные и налоговые условия для развития, предоставить возможность приобретения или аренды доступной недвижимости, обеспечить бюджетное субсидирование начинающему бизнесу в приоритетных направлениях деятельности. Все ожидали, что принимаемые Государственной Думой законы будут законами

прямого действия. Однако и данный закон, и ФЗ «О саморегулируемых организациях», и ряд других нормативно-правовых актов оказались рамочными. Каждый регион истолковал их по-разному и интерпретировал в региональных законодательных актах по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами.

Вместе с тем в России уже выделился ряд некоммерческих организаций и объединений (в сферах бизнеса, профессиональной, общественной, научной, культурной, образовательной и других видах деятельности), которые проявляют активность на политическом поле страны, выступая в качестве политического ресурса и постепенно конвертируясь в основной политический капитал.

Выход отношений бизнеса и власти в публичную сферу уже сегодня можно считать началом инсталляции российской модели гражданского общества. Однако инициирование властью создания ряда общественных институтов (таких как Общественная палата), укрепляет общество во мнении, что власть на этапе модернизации страны не намерена менять свои политические планы и в ближайшие годы не допустит гражданские институты к контролю над государством.

Модель инсталлируемого гражданского общества имеет вполне определённые конфигурации. Процесс установки его уже начат. Механизм обнародован, осталось только вызвать интерес общества к построению данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.