Научная статья на тему 'Элитологические факторы инсталляции гражданского общества в современной России'

Элитологические факторы инсталляции гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
164
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЭЛИТЫ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭЛИТЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / CIVIL SOCIETY / POLITICAL ADMINISTRATIVE ELITE / NONPROFIT ORGANIZATIONS / DEMOCRATIC INSTITUTES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семёнов Андрей Викторович

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации. Подчеркивается важная роль зарождающихся элит некоммерческих организаций в процессе элитообразования. Рассматривается роль политико-административной элиты в инсталляции гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of formation of civil society in the Russian Federation. An important role of the emerging elites of nonprofit organizations in the process of elite creation is emphasized. The role of political administrative elite in the installation of the civil society is discussed.

Текст научной работы на тему «Элитологические факторы инсталляции гражданского общества в современной России»

Андрей СЕМЁНОВ

ЭЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНСТАЛЛЯЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации. Подчеркивается важная роль зарождающихся элит некоммерческих организаций в процессе элитообразования. Рассматривается роль политико-административной элиты в инсталляции гражданского общества.

The article deals with the problem of formation of civil society in the Russian Federation. An important role of the emerging elites of nonprofit organizations in the process of elite creation is emphasized. The role of political administrative elite in the installation of the civil society is discussed.

Ключевые слова:

гражданское общество, политико-административные элиты, некоммерческие организации, элиты некоммерческих организаций, демократические институты; civil society, political administrative elite, nonprofit organizations, democratic institutes.

Формирование дееспособного гражданского общества является одной из главных стратегических целей современной России. Современный этап социально-политического развития неразрывно связан с повышением роли неправительственных организаций в системе политического и государственного управления. Оптимизация общественно-политических отношений требует структурной трансформации политической системы, изменения модели становления гражданского общества, формирования эффективного «третьего сектора», что обусловливает демократический вектор развития России.

Исполнение стратегических планов России зависит исключительно от уровня поддержки народом своей власти, одобрения курса, выработанного ею на долгосрочную перспективу, и соответствия принимаемых текущих решений его интересам.

Рост числа действующих неправительственных организаций, а также их членов в России постоянно растёт. Как считает В. Путин, это и есть реальные индикаторы формирования активного гражданского общества. Ещё в начале своей президентской деятельности В. Путин вскрыл корни российских неудач. Они произрастают из «неразвитости гражданского общества и неумения власти вести разговор с ним и сотрудничать. Власть всё время бросает в крайности — то она не замечает, то чрезмерно опекает общество. При этом господствует представление, что всё в России зависит от власти. Власть действительно отвечает за всё. Но очень многое зависит от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью ответственности, зрелостью политических партий, общественных объединений, гражданской позиции средств массовой информации»1.

Важнейшей целью российской политики было и остаётся укрепление государства. Чтобы достигнуть цели, необходимо «научиться использовать инструменты государства»2 для обеспечения свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества.

На протяжении последних восьми лет в России значительно ускорился процесс государственного воздействия на развитие демократических институтов и процедур. Повышению самостоятельной

СЕМЁНОВ

Андрей

Викторович — соискатель кафедры политологии и этнополитики СКАГС

ponedelkov@skags.ru

1 http://putin.ru/

2 Там же.

инициативы граждан способствует стремительное расширение национального информационного пространства. Важным фактором нормализации политических процессов в обществе является доверие людей к лидерам государства, формирование активной политической элиты во властных структурах и за её пределами.

Происходящая институализация гражданского общества сопровождается зарождением новых элит, что усиливает процесс их естественной циркуляции в политическом пространстве и рекрутирования во власть.

Система взаимодействия государства и общества основана на взаимодействии властных элит с бизнес-элитами и элитами других институтов гражданского общества.

По определению О. Гаман-Голутвиной, «политическую элиту можно определить как внутренне сплочённую общность, являющуюся субъектом принятия важнейших решений и обладающую необходимым для этого ресурсным потенциа-лом»1.

Элитный пул современного общества складывается из различных категорий, наиболее общими из которых являются экономические, политические, интеллектуальные и профессиональные элиты. Структура элиты полностью определяется характером конституции социума: власти, государства, общества.

Элитную вертикаль современного общества можно представить в виде многоуровневой пирамиды. Элитообразование происходит на всех трёх уровнях пирамиды. По мере становления гражданского общества нижний уровень пирамиды приобретает всё большую политическую активность. Образование в нём всевозможных некоммерческих организаций, союзов, ассоциаций и т.п. есть не что иное, как структурирование самой основы пирамиды власти.

За прошедшие десять лет в стране произошли большие политические перемены: конституционно гражданам России гарантированы права и свободы, стала реальностью многопартийность, сформирована система демократических выборов, свободно развивается информационное поле, приняты основополагающие законы жизни общества. Как сказал

1 О.В. Гаман-Голутвина. Политические элиты России. - М. : РОССПЭН, 2006, стр. 24-26.

В. Путин, «в России построен лишь каркас гражданского общества»2. Сейчас государство терпеливо добивается, чтобы общество стало полноценным партнёром государства. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами3.

Вместе с тем в становлении гражданского общества большая роль принадлежит региональным элитам. Именно они вступают в реальное социальное партнёрство с властью, ищут общие интересы во взаимодействии друг с другом, решая таким образом многие социальные проблемы.

Региональные власти реально способствуют институциализации гражданского общества, побуждая массы к активному участию в процессе демократизации государства и решении местных социальных проблем. Партнёрство бизнеса и власти в регионах приобретает вполне осязаемые формы на основе общих региональных экономических интересов.

По мере развития предпринимательства в данной среде появляются элитные группы — союзы, ассоциации, партнёрства и т.п., имеющие как сугубо профессиональные интересы, так и корпоративные цели - не только защититься от излишнего давления власти, недобросовестной конкуренции, но и оказывать влияние на власть, определяющую условия их существования и развития.

Чем активнее в этом направлении действуют элиты, тем больше стремление предпринимателей к профессиональному объединению. При этом политическая активность становится необходимым условием выживания и благополучия бизнеса.

Тема элитообразования в данной сфере теоретически ещё не разработана. Действие его механизма в негосударственных организациях, их влияние на политические процессы в регионах и в стране представляют теоретический интерес, особенно в ракурсе пропорций и динамики участия государства и элит в формировании гражданского общества.

Рассматривая гражданское общество как основное условие демократического характера государства, следует ориентироваться на его основные признаки - свободное самоопределение каждого инди-

2 http://putin.ru/

3 Там же.

видуума в неподотчётных государству сферах и саморегулирование хозяйственного и культурного процесса.

Представляется логичным утверждать, что механизмы саморегулирования наиболее эффективны в демократических структурах негосударственных организаций и объединений, элиты которых являются важными акторами политического процесса формирования гражданского общества.

В политической науке к определению критериев разумного баланса интересов общества и государства нет единого подхода. Сторонники неолиберализма считают, что демократические процессы в обществе вытекают из принципов полной свободы личности, экономики, идеологии, морали. Вмешательство государства в процесс развития гражданского общества должно быть минимальным и направлено в основном на решение социальных и внешнеполитических задач. Они считают, что система частной собственности и рыночные отношения в экономике есть те условия, в которых само по себе формируется гражданское общество. Отсюда и критическое отношение к властным структурам, упрёки в авторитаризме, давление на власть со стороны бизнес-элиты, стремление ограничить регулирование экономической жизни общества. Этатисты же, напротив, видят в государственном аппарате панацею от всех бед и допускают возможность подмены институтов гражданского общества государственными.

Власти и обществу периодически приходится проходить проверку на эффективность взаимного доверия. Оно содержит политическую, экономическую, правовую и нравственную составляющие. Поскольку ударными инструментами такого взаимодействия являются элиты, на них и направлено внимание масс.

Результаты взаимодействия элит были бы значительно лучше, чем в настоящее время, если бы сами элитные группы не разъедала коррозия коррупции, алчности, узкой корпоративности, вседозволенности и безнравственности, а власть была бы более последовательна в борьбе с этим злом. Самым опасным явлением можно назвать антикоррупционную неустойчивость власти, крупного и среднего бизнеса.

Рассматривая российскую современную элиту как зарождающуюся и только приобретающую признаки политической эли-

ты, можно охарактеризовать её как слабо связанное между собой социальное множество. Слабая легитимность большей части элиты приводит к тому, что она ещё не обладает способностью выработать свои программы развития общества. Исключение составляют некоторые политические партии и общественные объединения, наиболее известные из которых — это Общественная палата России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торговопромышленная палата России, «Деловая Россия», «ОПОРА России».

Эти островки гражданского общества имеют свои программы и оказывают определённое влияние на формирование государственной политики.

В нынешней России в последние годы стал активно формироваться средний класс — основа гражданского общества. Зарождающиеся в его недрах союзы, объединения, ассоциации, гильдии и т.п. становятся его инструментами. В них формируется своя элита.

В современных условиях основными факторами объективного и субъективного характера, снижающими устойчивость некоммерческих организаций и сдерживающими их развитие, являются невысокая социально-политическая активность граждан, неприбыльный характер деятельности, невнимание властей, амбиции лидеров элитных групп, недостаточно высокие профессиональные (иногда и моральные) качества элиты.

Вместе с тем в России уже выделился ряд некоммерческих организаций и объединений (в сферах бизнеса, профессиональной, общественной, научной, культурной, образовательной и других видов деятельности), которые проявляют активность на политическом поле страны, выступая в качестве политического ресурса и постепенно конвертируясь в основной политический капитал.

Выход отношений бизнеса и власти в публичную сферу уже сегодня можно считать началом инсталляции российской модели гражданского общества. Однако инициирование властью создания ряда общественных институтов (таких как Общественная палата), укрепляет общество во мнении, что власть на этапе модернизации страны не намерена менять свои политические планы и в ближайшие годы не допустит гражданские институты до контроля над государством, исходя из требований укрепления национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.