Научная статья на тему 'Элитные группы в науке: проблемы идентификации и типологии'

Элитные группы в науке: проблемы идентификации и типологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артюхин Михаил

Гарантом и необходимым условием динамичного развития научного и технологического потенциала страны является высококлассная научная элита. Ее приоритетное значение определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elite groups in science: problems of identification and typology

A guarantor and a necessary condition for dynamic development of scientific and technological potential of the country is a world-class scientific elite. Her priority is determined by the fact that it acts as a generator of ideas, opens the way to new fields of knowledge and practice.

Текст научной работы на тему «Элитные группы в науке: проблемы идентификации и типологии»

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

Михаил Артюхин

руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук

элитные группы в науке: проблемы идентификации и типологии

Гарантом и необходимым условием динамичного развития научного и технологического потенциала страны является высококлассная научная элита. Ее приоритетное значение определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания и практики. Есть все основания катализатором развития социальной системы и ее ключевых составляющих считать интеллектуальную элиту. В случае, если уровень ее воспроизводства не соответствует признанному в мире «критическому значению», общество теряет способность к инновационному развитию.

Однако до последнего времени в отечественной научной литературе и периодике мало внимания уделялось теоретическим и методологическим вопросам изучения элитных групп и их воспроизводства. Более того, следует признать, что в белорусском обществоведении элитология и социология элиты как относительно самостоятельные научные дисциплины не представлены.

Но поскольку в нашей стране создается эффективная национальная инновационная система, то, соответственно, стоит и задача системного воспроизводства новой генерации интеллектуальной элиты общества, ключевой частью которой является научная элита. Вместе с тем эта задача в важнейших государственных доктринах должным образом не рассматривается и какими-либо программами не обеспечена. Например, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь проблема системного формирования и сохранения интеллектуальной элиты только упоминается, но в числе национальных приоритетов не определена.

Структура научной элиты

Основные социальные функции науки определяют генезис научной элиты. С одной стороны, наука — основа духовно-когнитивного прогресса, ибо без познания окружающего мира теряют смысл образование, культура, идеология, с другой — исходное начало со-

временных системных технологий для производства материальных благ и всевозможных непроизводственных услуг. Обе социальные функции науки формируют соответствующие потенциалы общества: духовно-интеллектуальный (образовательный, культурный и т.д.) и проектно-экономический (обобщенные системные технологии, экономический). Соответственно этому формируется и научная элита, а также ее структура и критерии идентификации [1].

Некоторые исследователи выделяют горизонтальный и вертикальный срезы иерархии в науке. Первый выявляет группы, различающиеся по степени элитности и ориентации на те или иные функции в научной сфере — творчество и управление, тогда как второй обнаруживает степень развития качеств, присущих элите вообще, способностей, без которых доступ в ряды научной элиты просто закрыт [4]. В самом общем виде структуру научной элиты можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Структура научной элиты может быть представлена и по другим основаниям. Например, по уровню компетенции выделяется высшая мировая научная элита, общенациональная и региональная. По возрасту — постэлита и предэлита (молодая научная элита). Если производить структурирование научной элиты по результатам деятельности, то можно говорить о креативной научной элите, постэлите, контрэлите и предэлите.

Кроме того, научная элита делится на элиту, официально признанную на государственном уровне (ВАК и Общее собрание Академии наук), и неформальную научную элиту, являющуюся порождением сетевых исследовательских структур (невидимых колледжей). По мнению ряда исследователей-элитологов, именно неформальная (сетевая) научная элита и есть подлинная интеллектуальная элита, за которой будущее мировой науки. В определенной мере ее можно отнести к научной контрэлите, идущей на смену постэлите.

Между элитой и остальной массой представителей научного сообщества постоянно происходит обмен: часть научной элиты перемещается в низший слой или покидает науку, а наиболее способная часть последнего пополняет состав высшего уровня элиты. Без такой циркуляции невозможно нормальное развитие науки. Здесь следует отметить, что при определенных условиях постэлита стремится монополизировать свои позиции и явно или неявно тяготеет к превращению в наследственную касту. Этому препятствует процесс саморазвития мировой науки. Основные причины потери постэлитой своего господствующего положения состоят либо в утрате качеств, благодаря которым ее представители пришли к власти, либо в их неадекватности новой социальной и экономической реальности. Чередование в науке тенденций к стабилизации (стадия «нормальной науки» по Т. Куну) и обновлению создает некое ритмическое развертывание

научного процесса. Это может происходить эволюционным путем, но может и революционным — при резкой смене состава правящего слоя научной элиты новым креативным (смене ее контрэлитой). Наиболее активные представители последнего вследствие социального обновления, новых движений или иных причин выдвигаются на верхние ступени научной иерархии. Начинается процесс интенсивного обновления властного слоя научной элиты, и он сохраняется до тех пор, пока не наступит новый период стабильности в науке.

Основные качественные и функциональные отличия креативной элиты от других элитных групп в науке

Главенствующая роль в развитии науки принадлежит креативной элите, то есть специалистам высшей квалификации, производящим новые научные знания, профессионально подготовленным к этой деятельности и обладающим признанным в научном сообществе и в социуме статусом — ученой степенью и званием.

Как известно, наука — это прежде всего получение новых знаний определенной группой людей. В ней оособо выделяются генераторы идей — творцы новых понятий, теорий, методов, даже новых путей мышления, новых парадигм. С известной долей допущения можно признать, что креативная элита — это и есть научная элита. Все остальные элитные группы в науке — это элита научной инфраструк-

туры (административно-управленческая, инновационные менеджеры высокого и среднего уровня и т.д.).

Своеобразие элитарной стратификации в первую очередь определяется фундаментальными целями и ценностями науки как социального института, а также спецификой его дисциплинарной организации, представляющей собой совокупность научных сообществ, все члены которых заняты реализацией основной цели — производством достоверного знания. При этом вклад каждого конкретного ученого может значительно отличаться. Элитарность в науке — это функция прежде всего личных заслуг и достоинств наиболее одаренных ее представителей. Например, российский науковед и организатор науки Б.Г. Салтыков в качестве принадлежности ученых к элитному слою отмечает подтвержденный мировой уровень их работ [2]. Российский социолог науки С.А. Кугель определяет научную элиту как категорию исследователей, вносящих наибольший вклад в систему научных знаний, которая, как известно, в каждой научной области представляет собой уникальное и своеобразное явление, само понимание и оценка которого доступны только профессионалам [3].

Отсюда вполне очевидно, что адекватную оценку вклада ученого в развитие конкретной научной дисциплины могут осуществить сначала наиболее авторитетные мэтры в этой области знания, а потом научное сообщество. Если оно в

Рис. 1. Общая структура научной элиты

СИНЕРГИя зНАНИЙ

качестве социально-профессиональной группы признает, что данное открытие действительно отражает значительный вклад в развитие науки, то ученый получает достаточно высокую оценку своей деятельности. это может быть международная премия (например, наиболее престижной считается Нобелевская) или национальная (в нашей стране учреждены специальные Государственные премии). Научное сообщество, со своей стороны, вознаграждает исследователя за заслуги, присуждая ему ученую степень и звание, тем самым ученый входит в состав креативной научной элиты.

В науковедческих исследованиях определена единая шкала ценности научных результатов, в которой выделяют три ранга. Первый заслуживает открытие новых закономерностей объекта исследования, явлений, социально-общественных теорий и т.п., не имеющих аналога в структуре научного знания. Второй характеризуется углублением и расширением знаний о тех объектах, в которых получены научные результаты первого ранга. Содержание этого ранга — поиск новых свойств и взаимосвязей в ранее открытых законах, явлениях, изобретениях и т.п.

Третий представляет собой поиск новых областей применения известных идей и решений, расширение сферы использования открытий с учетом как положительных, так и негативных сопутствующих факторов, а также исследование возможностей внедрения научных

результатов первого и второго рангов и путей их коммерциализации [6].

Таким образом, только наличие первых двух рангов ценности научного результата в творческом активе ученого дает ему возможность иметь статус элитного в соответствующей области научной и инновационной деятельности. И это вполне обоснованный критерий элитарности в науке. Ведь первая и основополагающая социальная роль ученого заключается в том, что, выступая в качестве профессионала, он в соответствии с общепринятой научной методологией (традицией, парадигмой) обеспечивает получение истинного, достоверного знания и именно в этой своей ипостаси обретает право принадлежать к научной элите. Самое главное ее отличие от, например, политической состоит в том, что выявление представителей научной элиты происходит прежде всего в информационно-когнитивной плоскости — плоскости научных результатов и знания, тогда как институционализа-ция — в социальной сфере.

К важнейшим атрибутивным признакам креативной научной элиты на уровне информационно-когнитивном относятся:

• наличие существенных достижений в области приращения нового знания, признанного научным сообществом;

• лидерство в научной школе;

• работа в государственной либо корпоративной системах научной стратификации;

• включенность в систему организации научной деятельности в качестве

основоположника новых научных направлений и их лидера;

• выполнение экспертных функций при оценке эффективности научно-исследовательских программ и развития общества.

На уровне социальном:

• занятие руководящих постов в системе организации исследований;

• наличие ученых степеней и званий;

• общественное признание в качестве представителя научной элиты в научном сообществе, которое нашло выражение в членстве ученого в попечительских советах научных фондов, в редакциях научных журналов, различного рода научных советах, органах общественного самоуправления в науке;

• участие в подготовке новой научной смены.

Креативная научная элита имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Можно выделить три ее слоя, которые характеризуются различным творческим потенциалом и функциями (рис. 2) [5].

Первый слой — постэлита, представители которой уже добились высокого статуса в науке и выполняют ряд необходимых для ее развития функций, хотя часть этого слоя уже не создает новых идей. Обладая творческими достижениями, признанными научным сообществом, и знаниями, научным и жизненным опытом для того, чтобы выполнять роль наставников новых научных поколений, постэлита является мощным фактором стабильности и преемственности в науке. Как правило, ее представители претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, присутствие в высших эшелонах управленческих структур в научной сфере.

Второй слой — собственно креативная элита (ученые в возрасте от 25 до 55 лет). Ее качественные и функциональные особенности изложены выше.

/\ п Топ-элита

Административно-

управленческая элита

Инновационные

/--\ менеджеры

Рис. 3. Структура административно-управленческой элиты

Третий — предэлита (эмбриональная элита), к которой принадлежат наиболее способные к научной деятельности и одаренные студенты, аспиранты и молодые докторанты. Это смена, резерв науки, источник положительных социальных перемен и технологических инноваций.

Обобщая сказанное выше, можно дать следующее определение: креативная элита в науке — исследователи высшей квалификации, имеющие мировое или государственное (национальное) признание, добившиеся наивысших результатов в области достоверного научного знания, эффективно действующие в сферах организации науки, высшего образования, социально-политического консалтинга, обеспечивающие формирование парадигмальной системы научно-культурных символов и ценностей, занимающие руководящие позиции в научной иерархии.

Современная структура и функции административно-управленческой элиты в науке

Административно-управленческая элита — это группа ученых и профессиональных инновационных менеджеров, обладающих инструментами власти в научном сообществе и принимающих стратегически важные решения.

Сегодня со стороны руководителей институтов и научно-практических центров осуществляется качественный стратегический контроль по научной компоненте

исследовательских работ, но они, как правило, не являются высококвалифицированными, профессионально подготовленными управленцами, которые могут обеспечить разработку новейших инновационных стратегий и успешно их осуществить. Структура административно-управленческой элиты в современном ее виде представлена на рис. 3.

Конституирующим и видообразую-щим признаком административно-управленческой элиты является выработка и принятие стратегических решений, а также обеспечение их трансляции на уровень научного сообщества и общества в целом. Представители ее верхнего слоя (топ-элиты), как правило, рекрутируются из когорты ученых-профессионалов, проявивших способности и таланты руководителя научного коллектива и организатора науки. Однако развитие постиндустриального общества ведет к трансформации административно-управленческой элиты в науке. Сегодня в этой элитной группе все большую роль начинают играть профессионально подготовлен-

Литература

1. Савельев А.Д. Идентификация и формирование научной элиты // Социологические исследования. №2, 1995.

2. Салтыков Б.Г. Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом // Поиск. №30 (272), 1994.

3. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга.

4. 1. — СПб., 1993. С. 46. 4. Там же. С. 49.

ные инновационные менеджеры, обеспечивающие интеграцию фундаментальной и прикладной науки с экономикой на базе наукоемкого производства. Для этого создается соответствующая инновационная инфраструктура: центры внедрения, трансфера технологий, научные бизнес-инкубаторы, парки высоких технологий. Соответственно, возникает нужда в новой управленческой элите. Причем в ней могут выделиться стратегические группы (субэлиты) — носители новых управленческих идей, принципиальных сценариев развития научной сферы и ее интеграции в инновационное общество. Главное условие вхождения в эти группы — не столько статус, сколько интеллектуальный потенциал и способность генерировать новые подходы и стратегии. Это новая генерация административно-управленческой научной элиты. Ее можно назвать также инновационной, представители которой занимают властные позиции на различных уровнях управления в науке и ориентируются в своей деятельности на адаптацию научных организаций (и/или научного комплекса) к инновационной экономике и их интеграцию в нее. Эта проблема принимает сегодня фундаментальный, мировоззренческий характер, и мы не можем себе позволить задержки на этом пути. Отечественная наука не на словах, а на деле должна стать локомотивом национальной инновационной системы. Особая роль здесь отводится НАН Беларуси, представляющей сегодня мощный научно-производственный комплекс, интегрированный в экономику страны.

5. Ракитов А. Как попасть в четверку? // Поиск. №13 (359), 1996.

6. Фирсов Б.М. Воспроизводство научной элиты // Социологический журнал. №1/2, 1998.

7. Коношенко Л.И., Савельев А.Д., Сейдова О.В. Методы выбора тематики научных исследований в вузах. — М., 1985. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.