Научная статья на тему 'Элитность и элитарность в институте образования'

Элитность и элитарность в институте образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шолохов Андрей Витальевич, Самойлова Ирина Николаевна, Курилкина Ольга Александровна

В настоящей статье авторы предприняли анализ двух явлений, неоднозначно оцениваемых в обществе притом, часто эти социальные явления неосознанно или же преднамеренно смешивают в одно якобы целое. Речь идёт о феномене элитного образования, с одной стороны, и феномене элитарного образования, с другой стороны. Авторы приходят к выводу, разделяемый многими исследователями, что феномен элитного образования, несомненно, имеет для общества явно выраженный положительный эффект ускорения его развития. Но и элитарное образование, будучи контролируемо и ограничиваемо в своих социально негативных проявлениях, будучи преобразованным в элитно-элитарное образование также может иметь положительное воздействие на ускорение развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элитность и элитарность в институте образования»

часов, составленных из двух металлических цилиндров, обтянутых кожей и соединённых металлическим поясом и стягивающим витым шнуром), чжаго (барабан, подвешенный к раме) и др [6, 268].

Драматические события в истории корейского народа в XX веке приостановили развитие традиционной корейской музыкальной культуры. Отметим некоторые важные даты и события:

1948 г. - основание Научно-исследовательского института «Кугак ёнгухве» - благодаря его деятельности стало возможным изучение корейской национальной музыки;

1951 г. - основание Государственного центра корейской национальной музыки «Кукнип кугаквон», который является приемником объединения учёных-музыкантов «Ымсоньсо» VII - VIII вв.; 1954 г. - открытие отделения национальной музыки в женском институте «Таксонь»;

1959 г. - открытие в Сеульском университете кафедры национальной музыки;

1960 г. - открытие в Корейской Республике Государственной школы национального искусства; 1964 г. - открытие Сеульского городского оркестра национальных инструментов [2].

В заключение следует отметить, что за свою богатую музыкальную историю корейский народ сформировал самобытное богатое культурное наследие, часть из которого находится под охраной правительства и ЮНЕСКО. При этом далеко не все образцы музыки прошлых эпох дошли до наших дней, но то, что сохранилось, способно стать ключом к пониманию менталитета и исторического мировосприятия корейского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. EOMI энциклопедия музыкальных инструментов - URL: https://eomi.ru/ (дата обращения 17.04.19)

2. Всё о Кореи: справочно-информационный портал - URL: https://vseokoree.com/(дата обращения 17.04.9)

3. Культура Кореи: учебное пособие. Часть 1 (с древнейших времен до 1910 г.) / сост. Л.А. Андронова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 139 с.

4. Музыкальный словарь - URL: http://www.muz-lit.info/music dictionary/ (дата обращения 17.04.19)

5. Пак Кюн Син Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом" : "Основы науки о музыке". XV век : автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. -Москва, 2004. - 28 с.

6. У Ген-Ир История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие. - СПб: Лань: Планета музыки, 2011. - 544 с.

7. Хан Енъу История Кореи [Текст]: новый взгляд / Хан Енъу; [пер. с корейского под ред. М. Н. Пака]. - М : Восточная лит., 2010. -758 с.

8. Шейкин, Ю. И. История мировой музыкальной культуры: (история зарубежной музыки) : учебное пособие для студентов музыковедческого отделения и исполнительского факультета, обучающихся по специальностям: 051400 "Музыковедение", 051000 "Вокальное искусство", 050900 "Инструментальное исполнительство" / Ю. И. Шейкин ; М-во культуры и духов. развития РС(Я), Аркт. гос. ин-т культуры и искусств. - Якутск: Изд-во СО РАН, 2005. - 283 с.

А.В. Шолохов, И.Н. Самойлова, О.А. Курилкина

ЭЛИТНОСТЬ И ЭЛИТАРНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящей статье авторы предприняли анализ двух явлений, неоднозначно оцениваемых в обществе притом, часто эти социальные явления неосознанно или же преднамеренно смешивают в одно якобы целое. Речь идёт о феномене элитного образования, с одной стороны, и феномене элитарного образования, с другой стороны. Авторы приходят к выводу, разделяемый многими исследователями, что феномен элитного образования, несомненно, имеет для общества явно выраженный положительный эффект ускорения его развития. Но и элитарное образование, будучи контролируемо и ограничиваемо в своих социально негативных проявлениях, будучи преобразованным в элитно-элитарное образование также может иметь положительное воздействие на ускорение развития страны.

Ключевые слова: образование, институт, социальная система, культурный потенциал, социальная

группа

A.V. Sholokhov, I.N. Samoilova, O.A. Kurilkina ELITE AND CLOSED ELITE IN THE INSTITUTE OF EDUCATION

Abstract. In this article, the authors have made an analysis of two phenomena, ambiguously evaluated in society, moreover, often these social phenomena unconsciously or deliberately mixed into one supposedly whole. We are talking about the phenomenon of elite education, on the one hand, and the phenomenon of elite socially closed education, on the other hand. The authors come to the conclusion, shared by many researchers, that the phenomenon of elite education, of course, has a pronounced positive effect on society acceleration of its development. But elite socially closed education, being controlled and limited in its socially negative manifestations, being transformed into elite education can also have a positive impact on the acceleration of the country's development.

Key words: education, Institute, social system, cultural potential, social group

Любое общество как сверхсложная и сверхкрупная социальная система2 представляет собой системный структурный комплекс функционально отдифференцированных социальных институтов. Причём компоненты этих институтов представлены в этом системном комплексе неравными по функциональным видам своей деятельности, иерархическому соподчинению, ресурсному обеспечению и, соответственно, качественными результатами своей институциональной деятельности.

Если обратится к рассмотрению институту образования в структурно-функциональном аспекте, то обстоятельство разделения образования на три уровня - начальное, среднее, высшее - вполне очевидно и видится вполне естественным результатом долгой исторической эволюции этого социального института в современных развитых обществах.

Менее очевидным и менее естественным в аспекте социальной справедливости видится такое структурно-функциональнаое устройства системы образования как социального института такие его структурно отдифференцированные компоненты как элитные, элитарные и элитно-элитарные образовательные подсистемы.

Элитное образование в том виде и качестве, в котором мы привыкли видеть, воспринимать и оценивать его сейчас, возникает и институционально оформляется только лишь во второй половине XX века. Причём становление элитного образования происходит за счёт выделения части элитарных учебных заведений из их общего числа. Именно эти элитарные учебные заведения готовили наиболее качественных специалистов, наиболее высоко ценившихся за свои профессиональные качества. Логика развития современного общества была такова, что потребности в подобного рода высокопрофессиональных специалистах выросли столь быстро и столь значительно, что элитарность стала негативным ограничивающим фактором, и ряд элитарных вузов снимает посредством разных механизмов ограничения для одаренных детей из низкоранговых социальных групп. Возникает, по сути, группа элитно-элитарных учебных заведений. В первую очередь элитно-элитарных вузов. А далее логика становления элитных учебных заведений такова, что удельный вес приёма одаренных детей в элитные учебные заведения устойчиво и долговременно растет независимо от фактора их социальной привязки к высокоранговой социальной группе происхождения. Но при этом следует объективно отметить, что проявленность одаренности кандидата гораздо более явственно и чаще обнаруживается именно у детей из высокоранговых социальных групп по вполне понятным культурным и экономическим основаниям. «...выпускники элитных учебных заведений получают высокий шанс реализовать свои справедливо высокие социальные амбиции, обоснованно рассчитывая на востребованность своих неординарных высоких способностей со стороны общества. Их способности и таланты есть не что иное, как проявившийся высокий когнитивный и социально-психологический потенциал, получивший развитие в системе высококачественного образования и являющийся базой для формирования высокого культурного уровня выпускников. И именно выпускники элитных учебных заведений как часть общества, как получившие большую и лучшую часть культурного и профессионального ресурса общества, становятся в потенциале наиболее квалифицированными и оптимальными пользователями, преобразователями и новаторами в плане развития культурного ресурса. Часть этого выпуска со временем переходит в категорию профессиональных трансляторов культурного ресурса, то есть становятся педагогами» [1, с. 60].

По мере того, как происходило конституирование профессиональной образовательной деятельности в качестве фундаментального социального института ранних цивилизованных социумов, становилось всё более очевидным, что именно высокоранговые правящие группы как потребители такого образования выступили инициаторами начала становления институционального образования. Именно им требовались специально подготовленные и подобранные профессиональные обучающие, то есть педагоги, требовалось создание специальных условий для проведения обучения, поскольку многие знания (например, риторика, логика и др.) передать и качественно усвоить в режиме текущей профессиональной деятельности по государственно-властному управлению обществом просто невозможно. Более того, часто невозможно было даже приступить к государственному управлению. Такая ранняя институциональная школа изначально была элитарной. И это было на тот период и для таких обществ вполне естественным и социально справедливым.

Однако, по мере роста обществ, в том числе количественного роста правящих социальных групп, изначальный высокий уровень качества образования в элитарных учебных заведениях перестаёт быть их атрибутивным свойством. Они разделяются на элитно-элитарные и элитарные3. Последние продолжают оставаться закрытыми, но перестают выпускать специалистов обязательно высшего уровня подготовки. И зачастую не по причине ухудшения качества материального и педагогического обеспечения, а по сугубо социальным причинам качества человеческого ресурса обучающихся. Социально-функциональные задачи и цели элитно-элитарных и элитарных учебных заведений становятся по большому счёту разными.

2Для таких систем в социологии принят к использованию термин - «социетальная система»

3

Разделение образовательных заведений на элитные и элитарные поддерживает такой известный исследователь образования как Осипов А.М. [3, с 115].

Возникающая в двадцатом веке подсистема элитного образования - прежде всего в развитых странах европейского цивилизационного типа (Западная Европа, североамериканские государства), а затем в азиатских странах, прошедших трансформации глобализации в её американской модели - также востребована правящими социальными группами, но в условиях уже принципиально иного этапа развития цивилизованных обществ, а именно, условиях индустриальной капиталистической фазы развития их экономической подсистемы, когда на повестку дня встал переход к массовой роботизации и, соответственно, информатизации и экономики, и общества в целом. Потребовались в массовом количестве профессионалы наивысшей квалификации, которые раньше выпускались в институте профессионального образования фактически в штучном количестве (чуть ли не "hand-made" по аналогии с товарным производством) прежде всего в сфере социальных (в первую очередь экономических социологических и юридических) и гуманитарных (в первую очередь психологических) знаний для обеспечения потребностей делового управления (менеджмента) и государственного управления. Потребовался «человеческий капитал» [4, с. 21]. Поэтому в социальном сознании больших социальных групп (и среднего, и нижнего классов) элитное образование воспринимается как оправданное востребованное и справедливое, несмотря на высокие барьеры к его доступу. Ведь «...элитность образовательного учреждения, организации, той или иной профессиональной подготовки - это в первую очередь состояние высокого качества результата образования, при котором доступ в эти организации и по этим направлениям подготовки ограничен ввиду высокого уровня начальной подготовки, требуемой от абитуриента с тем, чтобы он был в состоянии освоить образовательные программы подобного рода учебного заведения, чтобы он мог соответствовать высокому уровню требований при промежуточной и итоговой аттестации студентов и выпускников этих учебных заведений» [2, с. 106].

При этом элитно-элитарное образование в отблеске славы элитного также получает сдержанное одобрение большей части общества, потому что невозможно выпускать целый ряд специальности в массовом количестве, во-первых, а во-вторых, доступ в них хоть и существенно ограничен для массовых групп, но в принципе возможен и фактически осуществляется (хороший пример - это МГИМО в период СССР).

А вот относительно элитарного образования в обществе практически всех современных стран сложился отрицательный консенсус. Оно воспринимается как негативно значимый фактор для консолидирующей функции государства, как фактор искусственной социальной сегрегации. И если в сфере профессионального образования элитарность в «чистом» виде практически отсутствует, в сфере начального и среднего общего образования можно видеть, что наряду с массовой нормальной школой, элитной и элитно-элитарной, вполне себе возникли и неплохо существуют именно элитарные школы, где будущая «золотая молодёжь» успешно проходит «клубный курс» отчуждения от народа, получая прививку избранности, инаковости и презрения к «черни». При этом сами родители представителей «золотой молодёжи» очень часто сами являются выходцами «из грязи - да в князи».

И это является серьёзной социальной проблемой. Из «золотой молодёжи» редко вырастают социально ответственные менеджеры и государственные деятели. Из этого человеческого материала получается добротная для иностранных хозяев компрадорская буржуазия. То есть, по сути, предатели собственной страны, презирающие свой народ, его культуру и традиции, включая язык.

Можно видеть, что комплекс институционализированных структур системы образования трансформирует процесс неравномерного распределения культурного и профессионального потенциалов в социуме от спонтанного и практически случайного к упорядоченному комплексному. То есть неравенство образовательных структур получает характер упорядоченности и некоторой закономерности. Это уже не случайный процесс и случайный результат его реализации, а это есть некоторое трендовое развитие процесса и детерминированный результат неравных возможностей, неравных культурных потенциалов, неравных интенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шолохов А.В., Воронцова М.В., Дубровская Т.А., Макаров В.Е. Образование в системе реконструкции российского общества [монография] / Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российский гос. социальный ун-т". Таганрог, 2009.

2. Шолохов А.В Образовательное неравенство (социально-философски анализ). Научный редактор: М.Р. Радовель. Таганрог, 2009.

3. Социология образования: Очерки теории / А.М.Осипов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4. Шолохов А.В., Кремнёв В.А. Социальный ресурс «человеческого капитала» современного общества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.