6_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2011. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 130.3 В.Е. Петров
ЭЛИТАРНЫЙ ОПЫТ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИРАЩЕНИЯ
Предпринята попытка выстроить модель структуры элитарного опыта на основе механизмов его формирования и приращения, характерных для различных элит. Для построения подобной модели используются обобщения различных научных, религиозно-философских, мифологических концепций, а также обработанные биографии и жизнеописания широко известных представителей социальных элит.
Ключевые слова: элитарный опыт, элитизация личности, антропологический переход.
Для современной элитологии как междисциплинарной отрасли знания и одного из перспективных направлений социокультурных исследований важна разносторонняя, многомерная оценка деятельности правящих и культурных элит в качестве перспективы для изучения актов социальной и культурной институционализации в современном обществе. От характера мышления политических и других социальных элит (их ценностей, идеалов, стереотипов и предрассудков, практических умений) зависят не только принимаемые ими решения, но и, как следствие, дальнейшая социальная динамика и состояние всего общества в целом. Именно поэтому для комплексного и полноценного исследования элитарной среды как основного социального актора необходимо глубокое научное осмысление тех глубинных психологических, аксиологических и мировоззренческих параметров сознания высших страт и социальных факторов и механизмов, которые оказывают существенное влияние на формирование такого элитарного сознания (опыта).
Элитарное мышление и опыт - весьма сложный когнитивный и социокультурный феномен, изучение которого затруднено как внутренними, сугубо индивидуальными причинами (субъективизм самооценок представителей элит и субъективизм исследователя), так и внешними, социальными факторами (нежеланием элит раскрывать существенные внутренние мотивы своей деятельности, постоянной попыткой сакрализации и мифологизации своего образа в глазах народных масс как «вещи-в-себе»). Также весьма существенным для разработки данной проблемы ранее представлялось исследование многообразия существующих элит по различным критериям (например, по характеру выполняемых ими функций, поколенческим, национальным, религиозным и многим другим отличиям и т.д.), что также существенно препятствовало выявлению общих механизмов формирования и эволюции элитарного опыта. Тем не менее, мы попробуем найти общие закономерности генезиса формирования особого социкультурного опыта высших социальных элит, который существенно отличает и дистанцирует их от массовых слоев в качестве политических и культурных акторов и наделяет дальнейшим преимуществом при передаче своих статусов и капиталов.
Прежде всего, мы будем исходить из предположения, что практически все представители элит в их качественном, ценностно-нормативном понимании (т.е. «подлинные» элиты) проходят общие ступени самоактуализации и элитизации, являющиеся одновременно и социальными механизмами подобного социального и духовного личностного роста. Это предположение обусловлено анализом богатого исторического и культурного содержания, зафиксированного в различных источниках эпического, исторического, мемуарного и художественного жанров вне зависимости от принадлежности к той или иной национально-культурной традиции. В качестве изначальной концепции механизмов элитизации личности как формирования и приращения элитарного опыта мы выбрали биографию (жизнеописание) основателя буддизма - принца Сидхартхи. Для нас не столь важно, соответствует ли легенда реальной исторической действительности, или она в значительной степени является мифом. Интерес вызывает сам факт подобного жизнеописания, раскрывающий подробности жизни одного из ярких представителей элит древней Индии. Поэтому считаем целесообразным использование этой знаменитой легенды и других биографий выдающихся личностей как документальной основы изучения эволюционных ступеней элитарного опыта. Помимо биографий и жизнеописаний крупнейших представителей элит прошлого и настоящего, описание механизмов элитизации личности и приращения элитарного опыта можно найти в крупнейшем памятнике философской мысли - мифе о пещере Платона.
Элитарный опыт: механизмы формирования и приращения
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
7
2011. Вып. 2
На основе нашего исследования можно выделить общую структуру элитарного опыта (сознания), которая и отличает формирующуюся элиту от массовых социальных групп. Структура такого опыта имеет предельно неслучайное происхождение и четкие законы своего генезиса. Она такова:
I. Социально-онтологический базис
Элитарность закладывается социальными механизмами на основе передачи духовных ценностей, статусов и благ внутри социальной общности (семьи, рода, сообщества и др.), а также усилий самого индивида по овладению этими «капиталами» (прежде всего - символическими). Здесь под элитарностью можно понимать тот культурный капитал высокого уровня, который освоил индивид в раннем детстве и смог объективировать его для личностного роста. Степень элитарности зависит от качества полученного интеллектуального и практического опыта деятельности и мышления, способности своевременно и полноценно пройти все этапы саморазвития и социалиации [1; 7].
В этой связи представляются весьма интересными и актуальными слова выдающегося советского философа М.К. Мамардашвили об уникальности генезиса человеческого опыта и сознания, а элитарного в особенности: «...Мы ведь с большой скоростью, сначала умерев, т.е. не выполнив того, что на нас склонялось в свой час, упустив свой час в развитии, окончательно деградируем. Известно, что есть такие вещи, которые, если они не произошли с ребенком в 5 лет, никогда больше не происходят. В последующие годы это возместить ничем нельзя. Некоторая такая лейбницовская петиция, которую никаким самым мощным умом нельзя компенсировать, если ее самой по себе нет или не случилось. У таких вещей есть знак времени - "сейчас". Когда-то не случилось - и все» [6]. Логично предположить, что подобные социально-временные события могут происходить или не происходить с человеком и в других возрастах (юности, молодости, среднем и зрелом возрасте). Чем раньше личность должна освоить те или иные новые для себя практики, совершить преодоление себя, тем важнее для нее эти процессы. В отношении формирования элитарного опыта это также необходимо: если обычный массовый человек не сможет по внутренним или внешним причинам в соответствующий момент или период времени пережить определенные эмоциональные состояния или получить новые знания, он навсегда потеряет возможность пережить или освоить их в дальнейшем и выйти из оков массового мировосприятия, из «платоновской пещеры».
Исторически наиболее распространенный и разработанный механизм формирования социально-онтологического уровня элитарного опыта происходил через приобщение ребенка в раннем детстве к развивающей и творческой деятельности в исключительной, замкнуто-элитарной социальной среде и благоприятном социальном пространстве. Также данный уровень может включать в себя получение будущим претендентом на элитарный статус полноценного образования, чаще всего классического, формирующего гармоничную и всесторонне развитую личность, готовую к дальнейшему постоянному и непрерывному внутреннему росту. Социально-онтологический базис (уровень) элитарного опыта, на наш взгляд, невозможен в случае приобретения формирующейся личностью негативного травмирующего опыта, который почти всегда сопутствует жизнедеятельности масс и способствует энтропии внутренних противоречий и дисбалансу с внешним миром.
Данный уровень элитизации сознания присущ в основном «золотой молодежи» и прочим представителям «праздного класса» (не вкладывая в это понятие однозначно негативный смысл). Социально-онтологический базис элитарного опыта закрепляется на телесном, социальном и духовном облике человека (в его потребностях и притязаниях, привычках и практиках жизнедеятельности) и в дальнейшем не утрачивается на протяжении всей жизни элитарной личности.
II. Социально-гносеологический уровень
Включает в себя приобретаемые элитарной личностью знания и умения, в том числе политические. Помимо этого, элитарная гносеология предполагает особое, рациональное видение мира, способность критической оценки и творческого мышления, сформированное мировоззрение. Высшим подуровнем и элементом этого уровня элитарного опыта является также тайноведение (способность хранить, использовать и передавать тайные сведения, не подлежащие широкой огласке), а также способность нести ответственность за результаты своей деятельности. Элитарный опыт на данном уровне обязательно является многодисциплинарным, то есть включающим в себя освоенное содержание различных отраслей знания, заложенное на предыдущем этапе элитизации, а также сформированный жизненный практический опыт. Мировоззренческий аксиологический потенциал личности на данном
8
2011. Вып. 2
В.Е. Петров
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
этапе еще окончательно не сформирован, личность способна к дальнейшему внутреннему и внешнему восхождению лишь в случае готовности и способности к саморазвитию. Косность мышления или усталость, нежелание (неспособность) элитарной личности к обретению новых социальных и культурных высот на любом из этапов самоактуализации приводит к духовной катастрофе, депривации и деградации, потере внутренних источников смысла. Тем не менее, вне зависимости от дальнейших стратегий и жизненного пути, на данном этапе элитизации претендент на элитарный социальный статус обретает его во внешней, социальной среде, признается в качестве представителя элит. Безусловно достигшими социально-гносеологического уровня элитарного опыта являются, как правило, крупные профессиональные политики, национальные и международные лидеры, а также признанные в своей профессиональной среде ученые, деятели культуры и искусства, представители других общественно-значимых профессий. В религиозном пространстве данный этап связан с аскезой, «практиками себя», высоким уровнем посвящения в традицию, а также возможным достижением особых состояний - просветления, святости, нирваны и т.д.
III. Социально-антропологический уровень
Заключается в стремлении элитарной личности к самосовершенствованию и в наличии у нее потенциала «превзойти саму себя», выйти за собственные антропологические границы тем или иным образом. На данном уровне происходит также осознание ею глобальной ответственности за свой вклад в происходящие в обществе и в мире процессы, оперирование фундаментальными категориями и максимальный творческий результат. Личность окончательно формирует базовые принципы своей деятельности, мышления и отношения к миру. Третьему уровню элитарного сознания присуще также желание передачи накопленного духовного капитала человечеству и следующим поколениям. Именно такие личности становятся всемирно известными общественными деятелями, а также писателями, художниками, учеными и философами. Этого уровня, без сомнений, достигли Платон, Будда, Кант, Николай Рерих, Махатма Ганди и многие другие выдающиеся личности. Это уровень сверхгероизма и сверхэлит. В буддистско-индуистской традиции подобные личности признаются в качестве максимально кармически чистых и потому готовых к выходу из Сансары - круга бесконечных перерождений. Таким образом, антропологическое значение элит заключается в способности к сублимированию накопленного в культуре человеческого опыта в результаты его практического приложения (в политике, искусстве, философии, науке). В то же время в нормативно-ценностном плане предназначение представителей элит - быть проводником и экспертом в ходе общественного развития, расширять антропологические границы и выходить за них.
Социально-антропологический уровень является последним уровнем элитизации личности в «земном», социальном масштабе; дальнейшие этапы восхождения личности связаны с антропологическим переходом в инобытие, недоступное для человеческого понимания и познания. Различные концепции такой трансформации и преображения представлены как в традиционных религиозных культах (христианство, буддизм, индуизм и т.д.), так и в альтернативных учениях (трансгуманизм, «New Age», и др.), а также многочисленных научно-фантастических литературных произведениях [2-5].
Итак, структура элитарного опыта того или иного представителя элит оказывается образованной теми описанными нами этапами элитизации, которые ему удалось пройти. Переход на новый уровень элитарного сознания означает приращение элитарного опыта на личностном и общественном уровнях в случае его трансляции посредством культурных и социальных коммуникаций. И жизнеописание Будды, и миф о пещере Платона, и другие биографии и жизненные сценарии представителей элит подтверждают данную структуру и механизмы формирования элитарного сознания как особого социально-духовного опыта.
Для успешного и комплексного развития всего общества недостаточно только узкой элитарной группы людей, обладающих особыми элитарными качествами. На наш взгляд, необходима элитиза-ция всего общества, постепенное повышение личностных качеств у целых поколений. К сожалению, система общественной жизни, как правило, надолго отстает от новейших достижений научной и социально-философской мысли. Поскольку замена поколений осуществляется благодаря процессу социального рекрутирования молодежи, то следует эффективно внедрять разработанные в философии, педагогике и других общественных науках принципы усовершенствования сферы образования и социальной среды в процессы социализации представителей молодежи.
Элитарный опыт: механизмы формирования и приращения 9
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2011. Вып. 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб; М.: Алетейя, 2007.
2. Вербер Б. Танатонавты / пер. с фр. М.: Аст; Транзиткнига, 2007. 508 с.
3. Вербер Б. Империя Ангелов / пер. с фр. М.: Рипол Классик; Гелеос, 2008. 444 с.
4. Вербер Б. Мы, боги. Волшебный остров / пер. с фр. М.: Гелеос; Рипол классик, 2005. 416 с.
5. Вербер Б. Дыхание богов / пер. с фр. М.: Гелеос; Рипол классик, 2007. 592 с.
6. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / сост. и пре-дисл. Ю.П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. С. 153.
7. Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for Sociology of Education / еd. J.G. Richardson. N.Y., Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, 1986.
Поступила в редакцию 07.05.11
V.E. Petrov
The elite experience: mechanisms of formation and growth
The article attempts to build a structural model of elite experience, based on the mechanisms of its formation and increment, which are characteristic of different elites. To construct such a model the generalization of various scientific, religious, philosophical, mythological concepts, as well as processed biographies and biographies of well-known representatives of social elites are used.
Keywords: elite experience, elitisation of an individual, anthropological transition.
Петров Вадим Евгеньевич Petrov V.E., master of philosophy
Новгородский государственный университет Novgorod State University
им. Ярослава Мудрого 173003, Russia, Veliky Novgorod,
173003, Россия, г. В. Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41 ul. B. St.-Petersburgskaya, 41
E-mail: pve8888@mail.ru E-mail: pve8888@mail.ru