Научная статья на тему '«Элита» и «Толпа» в философско-политической концепции Х. Арендт'

«Элита» и «Толпа» в философско-политической концепции Х. Арендт Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
582
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИЯ / EXISTENCE / ТОТАЛИТАРИЗМ / TOTALITARIANISM / ТОЛПА / CROWD / ЭЛИТА / ELITE / МАССЫ / MASS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / POLITICAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глинский Андрей Владимирович

Статья посвящена проблеме философско-политического осмысления Х. Арендт понятий «элита» и «толпа», анализу данных феноменов в свете новой формы правления прошлого века тоталитаризма. В статье также осуществлена попытка показать, как происходит, по Гадамеру, «экзистенциализация масс», как персональный пафос «экзистенции» становится массовым явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elite and Crowd in Hannah Arendts philosophical and political conception

This article is devoted to the problem of philosophical-political reflections on notions like elite and crowd used by Hanna Arendt, as well as to the analysis of these phenomena in the light of the new way of government of the last century totalitarianism. In the article an attempt is also made to show how according to Gadamen existentialization of mass is taking place and how personal pathos of existence becomes a mass phenomena.

Текст научной работы на тему ««Элита» и «Толпа» в философско-политической концепции Х. Арендт»

А.В.Глинский

«ЭЛИТА» И «ТОЛПА» В ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Х. АРЕНДТ

Статья посвящена проблеме философско-политического осмысления Х. Арендт понятий «элита» и «толпа», анализу данных феноменов в свете новой формы правления прошлого века - тоталитаризма. В статье также осуществлена попытка показать, как происходит, по Гадамеру, «экзистен-циализация масс», как персональный пафос «экзистенции» становится массовым явлением.

Ключевые слова: экзистенция, тоталитаризм, толпа, элита, массы, политическая философия.

Согласно Х. Арендт, беспрецедентной особенностью конца Нового времени (Р. Гвардини) в области общественного сознания и культуры в целом явился массовый дух тоталитарных движений, превращение «толпы» в «массы».

Этот общекультурный процесс, имевший место как в Западной Европе, так и в России (хотя и по-разному), был связан, по ее мнению, с распадом национальных государств и классовых структур, составлявших это государство. Если толпа, по Арендт, - это феномен преимущественно XIX в., то для XX в. характерна и существенна не столько «толпа», сколько «масса».

Сама по себе тема «массы» - одна из ведущих тем социальной философии и философии культуры XX в.; вспомним хотя бы известные работы Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Канетти и многих других. Однако Х. Арендт в своем труде «Истоки тоталитаризма»1, который П. Рикёр назвал «первой великой работой Арендт»2, сумела сказать некое «новое слово» по данному вопросу.

Толпу и элиту традиционно противопоставляют друг другу. В «Истоках тоталитаризма» убедительно показана парадоксальная

© Глинский А.В., 2011

вещь: элита и толпа, в особенности в кризисные эпохи ломки национального государства, оказываются совсем не противоположностями, или, если угодно, теми самыми противоположностями, которые, как известно, «сходятся». Как это возможно?

Х. Арендт показала в своей книге, что в чисто структурном отношении элита и толпа имеют общее свойство. Они - маргинальны. И элита, и толпа находятся вне системы «порядочного», т. е. нормального, среднего общества. Элита «выше» этой нормы, толпа - «ниже». Это положение элиты и толпы в рамках национального государства создает почву для их как бы неожиданного, но чреватого колоссальными последствиями сближения - сближения, которое наступает уже после краха национального государства.

Второе обстоятельство, существенное для анализа Х. Арендт понятия массы XX в., - это значение лидера, или вождя, массы. Анализируя восхождение вождей массы, Х. Арендт находит в вождях или лидерах определенное сходство с вожаками толпы. Это сходство проявляется в личностном плане, а также в общественной роли вождя. Вождь, по Арендт, в глазах масс есть воплощение «массовой судьбы» (С. 435), т. е. некоей безличной, бесчеловечной «воли».

Особым достоинством книги Х. Арендт о тоталитаризме является описание в ней феномена «экзистенциализации масс», который обрел массовый характер3. Можно даже утверждать, что именно его исследованию молодая ученица М. Хайдеггера, К. Ясперса и Р. Гвардини обязана и обретенным статусом «социального теоретика». Это дало ей основание резко и принципиально отделить свой способ мышления от «философии»4.

Падение элиты началось с ее отвращения «ко всем существующим стандартам, к любой существующей власти» (С. 435), что вылилось в желание увидеть гибель мира «фальшивой безопасности, поддельной культуры и притворной жизни» (С. 436). Предпосылкой такого настроения стал опыт Первой мировой войны, в которой такие старые добродетели, как отвага, честь и мужество, уступили место опыту «голого разрушения вкупе с унизительным ощущением себя лишь крохотным колесиком в колоссальном маховике массового убийства» (С. 436-437). Возникла элита фронтового поколения, которая не только не стала пацифистской, но, наоборот, цеплялась за свой опыт как за нечто, что давало ей основание провести границу между собой и «ненавистными респектабельными кругами» (С. 436).

Элита стремилась «погрузиться» в массы, где массовый человек с его стремлением к анонимности, бытию в качестве номера и функционированию в качестве винтика наилучшим образом отражал ее жажду раствориться, «потерять свое Я» (С. 435).

Арендт обнаруживает «экзистенциальные» мотивы и причины искреннего, даже страстного отрицания элитой гуманистических и либеральных основ буржуазного общества. Ведь идеологи XX в. сильнее, чем идеологи XIX в., были «затронуты нищетой, глубже интересовались загадками современной жизни и больнее уязвлены лицемерием» (С. 439). Фронтовое поколение избрало путь погружения в стихию разрушения как путь спасения от общества, в котором это поколение себя ощущало. Смесь из чистого действия и чистой необходимости в тоталитарных движениях как нельзя кстати соответствовала опыту фронтового поколения, т. е. опыту непрестанной деятельности в рамках роковых обстоятельств. Такой активизм позволял дать ответ на извечный вопрос: «Кто я есть?»; и этим ответом было: «Вы то, что вы сделали». Это помогало избегать социальной определенности, делать нечто героическое или преступное, но непредсказуемое и не предписанное кем-то еще. Арендт указала на точку соприкосновения между элитой и толпой, одинаково привлеченных «широковещательным активизмом» (С. 440) тоталитарных движений, выразившихся в форме государственного терроризма.

Терроризм, как писала Ханна Арендт, стал родом политического экспрессионизма, чем-то сродни философии, в которой изливались душевные переживания и неудовлетворенность, отчаяние, обида и слепая ненависть. Именно такой терроризм, который значительно отличался от терроризма прежних революционных обществ, привлекал как интеллектуальную элиту, так и толпу.

Ханна Арендт пишет не только о том, что объединяло элиту и толпу, но и о том, что их разъединяло. Толпа, в отличие от элиты, жаждала гения в «ослепительном сиянии славы» (Стефан Цвейг) и в этом следовала буржуазному обществу XIX в., которое не могло устоять перед «очарованием "ненормального" гения, гомосек-суала или еврея, чем перед простым достоинством и заслугой» (С. 441). Настроение элиты имело прямо противоположный характер. Элита стремилась к анонимности, отрицала гения и утверждала величие человека на фоне ничтожности великого.

Элите симпатизировало то, как толпа «расправляется» с прошлым, как тоталитарные движения без зазрения совести осуществляют подлоги во всех сферах интеллектуальной жизни, как уродуется историография, а элита не только безмолвствует, но сама проникается отвращением к истории. Это отвращение диктовалось местью традиционной историографии за то, что она исключала из памяти человечества неимущих и угнетенных. Тоталитарные движения, пользуясь таким предтоталитарным настроением интеллектуальной элиты, в этой подтасовке фактов преследовали цель выставить на всеобщее осмеяние официальную историю.

По мнению Арендт, буржуазия, претендовавшая быть проводником и хранителем западных традиций, своей двуличностью допустила жестокость, пренебрежение человеческими ценностями и общую аморальность. Вместе с тем Арендт подчеркивала политическую близорукость интеллектуальной элиты 20-х гг. XX в. заодно с «извращенным самоотречением, что чрезвычайно похоже на выдуманный мир и своеобразное бескорыстие масс» (С. 445). В этом причина того, почему осуществился временный союз между интеллектуальной элитой и толпой. В своей элементарной, упрощенной форме проблемы элиты становились одинаковыми и близкими умонастроению масс.

Разделение между личной и общественной сферами, их нивелирование, попытка восстановить «мистико-иррациональную цельность человека» (С. 445) было призрачной целью тоталитарных движений. Стоит отметить, что исторически такое разделение было психологическим отражением борьбы между буржуа (bourgeois) и гражданином (citoyen) в XIX в., когда буржуа боролись за частные интересы, а гражданина занимали общественные дела. Получается, что общее благо складывается из отдельных, индивидуальных интересов, сумма которых скрывала под собой простое подавление частных интересов безотносительно к общему благу. Тоталитарные движения выдвигали мировоззрение, согласно которому они сумеют овладеть человеком в целом. Вожди тоталитаризма заново переформулировали буржуазную политическую философию, которая всегда допускала совпадение политики, экономики и общества, тем самым политические институты являлись лишь фасадом, за которым скрываются частные интересы.

Следующей причиной возникновения союза между элитой и толпой она называет сходное ожидание элиты и толпы того, что они первыми «выйдут» из структуры национального государства и рамок классового общества. Для них было реальностью ощущение того, что за ними следом идут бесконечные массы, на которых и элита, и толпа по-своему возлагали надежды. Толпа верила в то, что массы помогут выходцам из толпы прорваться к власти, но тоталитаризм пресек такой дух предприимчивости, угрожавший тотальному господству. Массы были верным материалом для формирования механизмов функционирования и существования машины подавления. Именно внутренний мир и частную мораль массового человека, обывателя легче всего разрушить, потому что он ни о чем не думает, кроме спасения своей жизни.

«Безрассудные дети» XX в., как называет интеллектуальную элиту Х. Арендт, были потрясены перспективами происходящего еще до того, как тоталитарные режимы приступали к совершению

своих величайших преступлений. Ведь для вождей масс нет ничего страшнее, чем более высокая форма умственной деятельности, свободная инициатива. Таким образом, по мнению Арендт, ослепшая элита и мятущаяся толпа сошлись на какое-то время так, что возникла искра для разгорающегося костра тоталитаризма.

Примечания

1 Arendt H. The Origins of totalitarianism. N.Y.: Harcourt, Brace & World, Inc., 1966.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В. Борисовой и др.; послесл. Ю.Н. Давыдова; под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера страницы.

2 Рикёр П. Я-сам как другой. М.: Гуманитарная литература, 2008. С. 234, прим. 1.

3 Ср.: «...Ясперс в середине 30-х гг., после того как с ужасом обнаружил разруши-

тельные последствия неконтролируемого экзистенциального пафоса, трансформировавшегося в искаженную форму массовой истерии националистического "прорыва", поспешил отодвинуть понятие экзистенциального на второе место, а разум вновь поставить на первое» (Гадамер Х.-Г. Экзистенциализм и философия экзистенции (1981) // Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера. М.: Пропилеи, 2007. С. 8-9).

4 См. интервью, взятое у Х. Арендт Гюнтером Гаусом 28.10.1964 г.: Arendt H. «What

Remains? The Language Remain»: A Conversation with Günter Gaus // Arendt H. Essays in Understanding, 1930-1954: Formation, Exile and Totalitarianism. N.Y.: Schocken Books, 1994. P. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.