Научная статья на тему 'Элетронное обучение как средство управления развитием персонала организации'

Элетронное обучение как средство управления развитием персонала организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Э.Ю, Веденяпин Е.Н, Даньшина О.А, Медведева А.В.

В статье рассматриваются аспекты реализации электронного обучения, как формы дистанционного образования Авторы выделяют две существенные особенности электронного обучения: во-первых, оно активно использует современные сетевые технологии, а во-вторых, является не только средством развития сотрудников, но и реальным инструментом стратегического управления организацией. Определяется важность методических аспектов при организации электронного обучения в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Э.Ю, Веденяпин Е.Н, Даньшина О.А, Медведева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элетронное обучение как средство управления развитием персонала организации»

Э. Ю. Быков

Ведущий специалист. Российский государственный социальный университет,

г. Москва Bykov Eduard Yurievich

Russian state social University, Moscow. e-mail: BykovJEJU@rgsu.net

Е. Н. Веденяпин

к.ф.м.н., доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики.

Российский государственный социальный университет, г. Москва Vedenyapin Evgeniy Nikolaevich

Russian state social University, Moscow. e-mail: VedenjapinEN@rgsu.net

О. А. Даньшина

Старший преподаватель кафедры управления персоналом и кадровой политики. Российский государственный социальный университет, г. Москва

Danshina Oksana Alexandrovna

Russian state social University, Moscow. e-mail: DanshinaOA@rgsu.net

А. В. Медведева

к.э.н., доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики.

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Medvedeva Alla Vladimirovna

Russian state social University, Moscow. e-mail: MedvedevaAV@rgsu.net

ЭЛЕТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты реализации электронного обучения, как формы дистанционного образования Авторы выделяют две существенные особенности электронного обучения: во-первых, оно активно использует современные сетевые технологии, а во-вторых, является не только средством развития сотрудников, но и реальным инструментом стратегического управления организацией. Определяется важность методических аспектов при организации электронного обучения в организациях.

Ключевые слова: обучение, развитие, потребность в обучении, индивидуальное обучение, повышение квалификации, электронные образовательные технологии, дистанционное обучение.

Annotation: The article highlights the aspects of implementing e-learning as a form of distance education. The authors distinguish two essential features of e-learning: first, it actively uses modern network technologies, and secondly, it is not only a means of developing employees, but also a real tool for strategic management of the organization. The importance of methodological aspects in the organization of e-learning in organizations is determined.

Key words: Training, development, the need for training, individual training, advanced training, electronic educational technologies, distance learning.

Основной тенденцией в современных системах образования является движение образовательных учреждений от классического обучения к университетам со смешанным обучением [1]. Сегодня необходима скорейшая трансформация модели организации учебного процесса в организации, которая позволит перейти от изучения ИТ - к обучению с помощью ИТ, которое будет осуществляться как обучение, социализация персонала и развитие их личностных и профессиональных качеств с помощью переноса всё большей доли коммуникаций в социальные сети и электронные средства коммуникаций. Поэтому очень важно для обеспечения такого перехода создать современную телекоммуникационную инфраструктуру управления знаниями и качеством всех реализуемых процессов в организациях.

В рамках этой инфраструктуры важным является обеспечение конкретных форм системной организации обучения персонала и применения современных электронных образовательных технологий, отличающихся рядом свойств, которые следует рассматривать как типовые. Особенности выбора применяемой образовательной технологии определяются конкретным содержанием учебного материала, методикой его подачи и контроля усвоения учебного материала. В свою очередь, и образовательная технология в существенной степени может оказывать обратное влияние на содержательные и методологические аспекты учебного процесса. При этом необходимо

учитывать ряд общих требований к применяемым образовательным технологиям в учебном процессе, соблюдение которых целесообразно при любых формах обучения. Наиболее актуальными эти требования становятся в дистанционном обучении.

На всех стадиях учебного процесса при электронном обучении, как для преподавателя, так и для обучающихся, должно быть обеспечено автоматизированное выполнение всех рутинных, нетворческих процедур обработки информации. Максимальный фонд учебного времени должен быть отведен именно для творческого освоения материала любого курса образовательной программы. За счет изменения структуры временных затрат технология должна обеспечить существенный рост производительности деятельности всех участников учебного процесса, благодаря чему возникает возможность более углубленного освоения дисциплины и увеличения объема выполняемых обучающимися практических интерактивных заданий.

Рассмотрим, каким образом на основе такого подхода к организации и технологии проведения практико-ориентированных и интерактивных практических учебных занятий можно решать задачу повышения качества освоения и формирования у обучающихся необходимых компетенций при электронном и дистанционном обучении. Одной из четко выраженных современных тенденций развития образования является увеличение в общем балансе учебного времени доли самостоятельной работы обучающихся, а в балансе аудиторного времени - доли практических занятий. Можно с уверенностью утверждать, что без эффективного в педагогическом отношении выполненного практикума и без достаточно полного освоения его заданий обучающимися не приходится говорить о получении ими знаний по любой дисциплине вообще. Практической составляющей при проектировании учебных курсов в ряде образовательных программ до сих пор уделяется совершенно недостаточное внимание специалистов в области электронного обучения.

Особенно, роль практикумов в составе учебного курса по той или иной дисциплине возрастает в условиях дистанционного образования, где именно этот вид учебной нагрузки должен взять на себя главную роль в освоении обучающимися определенных умений, навыков и в формировании необходимых компетенций [3]. При этом следует учитывать, что при любом уровне развития информационных систем возможности непосредственного контакта обучающегося и преподавателя в дистанционном обучении будут более ограниченными, чем при других формах организации учебного процесса для получения образования. Обучающийся вынужден в значительно большей степени прилагать самостоятельные усилия для освоения той или иной учебной дисциплины. Но эти его усилия могут оказаться тщетными, если материал практикума не будет для него дидактически правильно построен и максимально эффективно в методологическом, методическом и технологическом планах спроектирован, а также системно организован. С другой стороны, именно благодаря такой системной организации, становится возможным, во-первых, значительно увеличить объем практических заданий для каждого пользователя электронного учебника, а, во-вторых, ускорить процесс освоения этих заданий обучающимся и, тем самым, обеспечить выполнение этого большего объема заданий.

В качестве главных принципов такой системной организации можно сформулировать следующие позиции:

1) индивидуализация заданий с предоставлением каждому обучающемуся отдельного варианта, в чем-то отличающегося от других вариантов;

2) пошаговый контроль его действий с оценкой их формальной корректности и допустимости по существу;

3) автоматизированный учет хода выполнения и итогов выполнения заданий и оценку успеваемости.

Эти особенности формирования и использования учебного материала предполагают, что:

4) генерация вариантов осуществляется самой системой, причем, алгоритм такой генерации позволяет формировать различные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в жизни в рамках изучаемой дисциплины;

5) формирование в каждом задании скрытых эталонных решений, позволяющих сопоставлять с ними и оценивать решения, предлагаемые обучающимися;

6) возможность для преподавателя, ведущего конкретный учебный курс, мгновенного машинного пересчета каждого задания в любом варианте с целью проверки хода выполнения этих заданий обучающимися и, при необходимости, их оперативной консультации.

Такая технология подготовки и выполнения заданий, как показал опыт, позволила сдвинуть центр тяжести выполнения заданий от чисто расчетных процедур получения однозначных искомых результатов к анализу и оценке различных проблемных ситуаций [2]. Отдельные такие ситуации не только задаются исполнителю, но и формируются им самостоятельно. Это максимально приближает задания практикума к реальным проблемам в той области профессиональной деятельности, к работе в которой готовится обучающийся. При использовании пошагового компьютерного контроля каждое действие решающего задачу, если оно выполнено правильно, сразу же оценивается определенным баллом, сумма которых, в конечном счете, определяет уровень выполнения учебных заданий в целом. В подавляющем большинстве случаев ошибка в выполнении какого-либо действия и неполучение балльной оценки делает бессмысленным все дальнейшие операции по решению данной задачи, а иногда и всего задания, состоящего из взаимосвязанных задач. Получение сигнала об ошибке избавляет обучающегося от дальнейшего поиска решения по неверному пути и тем самым существенно экономит его усилия и время выполнения заданий. Фактическое количество баллов, полученных обучающимся, и их процентное соотношение к максимальному числу этих балов при полном и правильном

69

решении каждой задачи, служит критерием оценки уровня выполнения и задачи, как таковой, и всего задания, а, в конечном счете, и всего практикума.

Следовательно, имеется необходимость в дальнейшем совершенствовании учебного процесса со сдвигом его в сторону приемов, развивающих у обучающихся творческое отношение к решению профессионально значимых задач, умение оценивать проблемные ситуации и осуществлять выбор решений. Аналогичным образом организован практикум и со сходными результатами по многим другим дисциплинам в сфере дистанционного образования [4].

Литература:

1. Тихомиров В.П. Развитие электронного обучения в России. /Проектируем Smart-Россию// Гайдаровский форум 2013 - 17.01.2013.

2. Разумова Е.Р., Веденяпин Е.Н. Методика дистанционного обучения в системе бакалавриата, в сборнике: Образование, экономика, право в современном информационном обществе Материалы VIII Международной научной конференции. Ответственные редакторы А.В. Семенов, Ю.С. Руденко. 2012. С. 519-524.

3. Бочков В.Е., Веденяпин Е.Н., Быков Э.Ю., Рыльская М.В. Электронные образовательные технологии как ресурс повышения качества образовательного процесса. В сборнике Образование, экономика, право в современном информационном обществе. Материалы VII Международной научной конференции. Ответственные редакторы В.Е. Бочков, Ю.С. Руденко, А.В. Семенов. 2011. С. 659-661.

4. Быков Э.Ю., Рыльская М.В., Пичугин В.О. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании. Опыт центра дистанционных образовательных технологий (ЦДОТ) "МИЭМП". В сборнике: Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности, Материалы VII Международной научной конференции. Ответственные редакторы В.Е. Бочков, Ю.С. Руденко, А.В. Семенов. 2011. С. 661-662.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.