ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Элеонора Шестакова
СТРАННИЧЕСТВО ГЕРОЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (МОТИВ «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ-VOUS»)*
Мотив «русский человек на rendez-vous», берущий начало в онегинском типе сюжета, - один из главных в русской словесности XIX -первой трети XX в. Это «ведущий, если не определяющий национально-литературный мотив» (с. 325).
В центре этого мотива - «трагедия любящих людей, столкнувшихся в жизни с Судьбой и не переживших этого рокового события» (с. 323), а его постоянная составляющая - бездомность героев, постоянное пребывание в пути. Русский человек на rendez-vous никогда, ни при каких условиях не сможет выбрать личное счастье и всегда будет оставаться одиноким странником.
Фактор пути выступает здесь как возможность неожиданных встреч, а также как средство от тоски и праздной скуки. «Дорога как проявление и ощущение пространственного передвижения и обусловленного им движения чувств и мыслей во многом оказывается самоценной для героев мотива» (с. 327). Знакомство с героями начинается и заканчивается «дорожной историей» или ее эквивалентом.
И если в начале произведения (как правило) странничество героев - это приближение к главному событию их жизни, то после рокового свидания - это путь в глубины памяти, в препарирование этого события памятью. «Бездомность и странничество героев оказываются
* Шестакова Э.Г. Странничество героя: экзистенциальный аспект (мотив «русский человек на rendez-vous») // Русский травелог XVIII-XX веков / Под ред. Т.И. Печерской. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 322-354.
Элеонора Шестакова
оборотной стороной поражения в главном событии их жизни, которое реализуется одновременно иллюзорным, но и необходимым путем-искуплением личности своего морального малодушия, нравственной трусости перед даром Судьбы - любовью» (с. 324). «Это мотив о вечном блуждании памятью в глубинах одного (не) совершенного выбора» (с. 333).
Дорога каждый раз оказывается сопряженной с возможностью самопознания героя. Rendez-vous оказывается разрывом, задержкой героев в пути; одновременно - и реальной возможностью, и убедительной иллюзией, и соблазном некими высшими, недостижимыми для привыкшего к дороге путника, ценностями и идеалами (Дом, личное счастье и любовь).
Важность дороги, странничества для героев мотива только усиливается от временного прерывания пути. Дорога и rendez-vous дают возможность героям не только встретиться, узнать друг друга, себя, не только устроить побег от Судьбы, но и «зациклить» время и главное событие в жизни героев. «Странное дорожное происшествие» обнаруживает для героя значимость переходных состояний (с. 346).
Бесконечное переживание любви и единственного, все решающего свидания и делает героя личностью, открывает уникальную в своем трагизме возможность быть тем, «кто остался, чтобы помнить навеки о свершившемся», говоря словами Л.В. Пумпянского (с. 350).
Мотив «русский человек на rendez-vous» насыщен мыслью о том, почему истинный Путь человека не может зависеть от общественно-культурных, социально-политических и других обстоятельств, о которых размышляли русская критика и советское литературоведение. «Русский человек на rendez-vous - это мотив о том, почему Путь человека и его Судьба могут вступать в борьбу за него, проигрывая тому, что называется существование, экзистенция человека, проявляемая и исполняющаяся как неизбежное и нескончаемое странничество» (с. 350).
К. В. Душенко