Научная статья на тему 'Елена Глинская: у кормила власти'

Елена Глинская: у кормила власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
992
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Ольга Анатольевна

Биографический очерк о великой княгине Елене Глинской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Елена Глинская: у кормила власти»

ЛЕКТОРИЙ

О.А. Плотникова ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ: У КОРМИЛА ВЛАСТИ

Елена Глинская, мать первого русского царя, происходила из литовско-русского рода с сербскими и татарскими корнями. Её матерью было Анна Стефановна, дочь сербского воеводы Стефана Якшича. Мужем Анны стал владевший обширными землями князь Василий Львович Глинский. Он происходил от Алексы, сына эмира Мансура. В 1392 г. Алекса, присягнув литовскому князю Витовту, крестился и принял в крещении православное имя Александр. Потомки его прожили на дарованных им землях до 1508 г. В том году за предательство князя Михаила Львовича, который в период русско-литовской войны перешёл на сторону Москвы, Глинские были высланы, а их земли конфискованы в пользу государства. С разрешения Василия III они поселились в России, где им были пожалованы города Ярославец и Боровск.

Однако Михаил не долго оставался преданным Москве. В следующей русско-литовской войне он участвовал в качестве военачальника головного полка в победоносной битве за Смоленск 1514 г. Михаил надеялся получить Смоленск в дар. Обиженный тем, что Василий не наградил его по достоинству, Глинский пытался перейти на сторону Литвы. Из-за этого он просидел до 1527 г. в московской тюрьме. Выпустили его по просьбе племянницы, уже великой княгини Елены Глинской под неслыханный по тем временам залог в 5 тыс. рублей от сочувствующих Глинским бояр.

Елена вышла замуж в 1526 г., когда ей исполнилось 16 лет, а Василию III было 47. Это был второй брак великого князя. Его первой супругой была Соломония Сабурова из старинного московского рода, с которой он прожил в браке 20 лет. Однако детей у супругов не было, что и послужило основной причиной развода. В ноябре 1525 г. Соломония, под именем София, была отправлена в Московский Богородице-Рождественский монастырь, откуда позднее переведена в Суздальский Покровский монастырь. Сторонниками развода были приближенные бояре, обеспокоенные тем, что за неимением наследников после смерти Василия трон может перейти к его братьям. Из-за противодействия разводу лишился сана митрополит Варлаам.

Спустя недолгое время Василий женился на Елене Глинской. Окружение царя не было довольно его выбором. Во-первых, в глазах родовитого московского боярства Елена считалась «безродной», а во-вторых, её дядя Михаил Глинский сидел в тюрьме за измену. Однако Василий, поражённый красотой и умом юной Елены, вопреки воле приближённых бояр женился на ней «лепоты ради ея лица и благообразия возраста, наипаче же целомудрия ради». Василий и сам был красив и умён, о чём свидетельствовали не только современники царя, но и сохранившийся до наших дней его портрет. Обращает на себя внимание сходство Василия III c портретами его матери Софьи Па-леолог, и сына Ивана Грозного. Родственность выдаёт характерный крючковатый нос.

Итак, Василий был влюблён и счастлив. Чтобы понравится невесте он даже сбрил бороду и сменил традиционные царские одежды на модный в Европе польский кунтуш. Наряд довершали красные сапоги с загнутыми носками. Стоит подчеркнуть что для начала XVI века такой поступок считался аморальным и безрассудным, так как царская одежда являлась частью традиции и ритуала царского дома. При царском дворе велась книга царских выходов, где указывалось в какой день и по какому случаю царь должен был одеть ту или другую одежду. Во многом царская одежда походила на боярскую — шёлковая рубашка, зипун из бархата подложенный атласом и унизанный жемчугом с пристёгнутым стоячим ожерельем и ферязь (вид верхней одежды без воротни-

ка, как с рукавами, так и без). Однако царский костюм имел и свои особенности, например, только царь имел право носить становой кафтан, выполненный из щёлка и отделанный золотым кружевом и жемчугом, длинною в пол, кафтан имел широкие рукава и должен был очень плотно облегать фигуру для чего на поясе сзади были сделаны специальные перехваты, при этом застёгивался он только на груди на пуговицы, выполненные из золота с рубинами и сапфирами. На становой кафтан надевалось царское платно (царская парадная верхняя одежда наподобие опашня) из золотой парчи, украшенное драгоценными камнями на тафтовой или горностаевой подкладке. На платно надевались бармы — наплечный воротник (оплечье) круглого фасона, расшитый жемчугом, драгоценными камнями и украшенный изображениями святых. Завершением ритуала облачения царской особы являлось надевание золотого креста на массивной цепочке поверх барм и водружение шапки Мономаха на голову. На ноги надевали чоботы — бархатные или сафьяновые сапоги белого, красного, зелёного или голубого цвета с короткими голенищами, расшитые золотом и жемчугом. сделанные из бархата или сафьяна, в основном, богато расшитые золотом, а иногда и жемчугом. Во время торжеств в руках царь держал скипетр и державу, в то время как в обычные дни — посох.

В конце 1526 года Василий вновь обеспокоился. Молодая супруга так и не забеременела. И супружеская пара спешно едет на поклон к Тихвинской иконе Богоматери. С 1526 по 1528 гг. царь посещал один за другим русские монастыри, раздавая милостыню и молясь о чадорождении, но все тщетно.

Лишь тогда с Василия была снята епитимия, наложенная по его просьбе для очищения от греха двоеженства. Отмолив грех расторгнутого с Соломонией брака Василий решил заложить моленную церковь в Коломенском. В 1528 г. из Италии был выписан известный архитектор Пётр Францизск Анибале, который и приступил к строительству церкви Вознесения Господня. Впоследствии церковь Вознесения стала центром церковного и усадебного комплекса в Коломенском. В 1529 г. Василий, уже почти отчаявшись, прибегнул ко гробу святого старца Пафнутия Боровского.

И вот 25 августа 1530 г. у Василия III и Елены родился долгожданный первенец. Через десять дней его крестили в Троице-Сергиевом монастыре. Мальчик был наречён именем Иоанн, в честь Иоанна Крестителя. В ноябре 1531 года великая княгиня родила второго ребёнка, которого назвали Юрий. К несчастью, мальчик родился глухонемым и слабоумным.

«Худородную», умную и заносчивую Елену так и не полюбили бояре, которые после рождения у царской четы сыновей стали распускать слухи о том что дети рождены от приближенного к Елене князя Ивана Овчины-Телепнева-Оболенского. И.Ф. Ов-чина-Телепнев служил воеводой. В 1531 г. он получил чин окольничего, а в 1533 был пожалован высшим званием конюшего великого князя и фактически стал главой Боярской Думы.

Однако слухи не омрачали счастье царской четы. Василий оказался трогательно заботливым отцом. К сожалению, он не мог видеться с детьми так часто, как ему бы этого хотелось, из-за частых отъездов. Великий князь считал своим долгом самолично проверять состояние дел в своих землях, но даже в отъезде он проявлял заботу о детях и жене. До нас дошло пять писем Василия к Елене. В них он с большим беспокойством интересуется о состоянии здоровья своего первенца и дорогой супруги, советует жене, как поступить в случае недомогания Ивана и просит её впредь обязательно писать о своём здоровье и здоровье Ивана.

Василий III умер в декабре 1533 г. Елена осталась вдовой с малолетними детьми на руках. По завещанию царя к малолетнему Ивану был назначен опекунский совет из состава Боярской Думы. По всей видимости, в него вошли следующие персоны: Ан-

дрей Старицкий, дядя Елены Глинской Михаил, Василий и Иван Шуйские, Михаил Захарьин, Михаил Тучков, Михаил Воронцов. Есть основания полагать, что сама Елена, так же, как и Иван Овчина, в состав опекунского совета не вошли. Возможно, великий князь не хотел вверять своего сына и дела государства в руки молодой супруги и посчитал правильным доверить управление знатнейшим боярам. Глинский же был включён в регентский совет, вероятно, именно с тем, чтобы интересы Елены также могли быть учтены в принятие судьбоносных решений. Состав Боярской думы был в ту пору очень невелик. К концу 1533 г. в Думе состояло лишь двенадцать бояр и трое окольничих. Узкий круг аристократии сосредоточил в своих руках все высшие думские посты. Первую и в силу политических причин наиболее влиятельную группу в этом кругу составляли княжеские роды западнорусского и литовского происхождения (Глинские, Оболенские, Бельские, Мстиславские и др.). Второй группой были потомки ростово-суздальских князей (Шуйские, Ростовские, Горбатые и др.). Князья несколько потеснили представителей нетитулованного старомосковского боярства (Морозовы, Шейны, Челяднины, Воронцовы). Те, однако, не потеряли своего представительства. Между отдельными группами и родами не прекращалась борьба, часто принимавшая весьма ожесточённые формы.

Властолюбивая Елена прекрасно понимая, что регенты будут действовать в своих корыстных интересах, а не в интересах её сына и тем более страны, приняла решение бороться за власть. В Успенском соборе Москвы митрополит Даниил «поставил» Ивана Васильевича великим князем. Так закончилось, едва успев начаться, детство Ивана. Теперь вся его жизнь была подчинена церемониалу и в ней не было места детским забавам. Он давал аудиенции послам и присутствовал на торжествах, на которых без монарха никак нельзя было обойтись. При этом он невольно оказался игрушкой в руках корыстолюбивых бояр-опекунов, наиболее влиятельными среди которых были Василий и Иван Шуйские. Ненависть к ним Иван пронёс через всю свою жизнь.

Тем временем, легитимизировав властные полномочия сына, Елена перешла к следующему решительному шагу. В очень короткий срок c 1533 по 1534 гг. в тюрьму попали Михаил Глинский и еще несколько видных князей, включая старшего брата В а-силия III — Юрия. Год спустя, в 1537 г. та же участь постигла и младшего брата Василия III Андрея Ивановича Старицкого. Его схватили и уморили в тюрьме, а его удел был ликвидирован. Расправившись с оппозицией и потенциальными претендентами на престол, Елена объявила себя единственной регентшей и соправительницей при малолетнем Иване.

Устранив угрозу власти, Глинская приступила к решению дел государственных. Молодая женщина, не достигшая ещё и тридцатилетнего возраста, рьяно взялась за реформирование денежной системы. Причин, вызвавших необходимость проведения реформы, было несколько — во-первых, быстрыми темпами, начиная с середины XV века шёл процесс обесценивания денег. Это происходило из-за порчи денег — их обрезания, чеканки фальшивых монет, а также из-за свободной чеканки монет «под заказ» удельными князьями. При этом удельный вес монет не был фиксирован. Во-вторых, отсутствие мелкой разменной монеты в обиходе приводило к необходимости разрезания рубля на полтины, — в результате та же утрата удельного веса монет. По указу Василия III фальшивомонетчики карались смертной казнью. Однако одними репрессиями нельзя было решить назревшую проблему.

Реформирование денежной системы Елена начала с ликвидации права на чеканку монет у удельных князей. Была введена единая для всего государства монетная система. Появилась и самая мелкая, ставшая при этом самой распространённой, денежная единица — «копейка». Георгий Победоносец на обратной стороне монеты был изображён с копьём, а не с мечом, как это было на других монетах, — отсюда название «ко-

пейка». Серебряный рубль стал равняться 100 копейкам. Для борьбы с порчей монеты по указу Глинской фальшивомонетчикам и обрезчикам монет лили в рот олово и отрубали руки. Унификация денежной системы, проведённая в 1535 г., привела к оживлению экономической системы в стране.

После реорганизации денежной системы Елена приступила к реорганизации местного самоуправления. В результате её все хозяйственные дела были выведены из ведения наместников и переданы губным старостам и «излюбленным головам». Те, в свою очередь, находились в подчинении у Боярской думы, что стало началом будущей губной реформы, претворённой в жизнь сыном Елены Иваном IV.

В том же 1535 г. было завершено строительство каменного Китай-города, а уже в следующем году начали отстраивать и укреплять города по границе государства. Были заложены и новые города — Темников и Буйгород.

Решение внутренних вопросов Елене Васильевне приходилось совмещать с решением внешних проблем. Воспользовавшись неурядицами в Русском государстве и малолетством царя Ивана, литовский князь и польский король Сигизмунд в феврале 1534 г. начал войну с Россией. Основной задачей Сигизмунда было возвращение Смоленска. В июле 1534 г. польскими войсками был осаждён город Стародуб. В это время на Рязанщину напали крымские татары, и часть войск пришлось перебросить на борьбу с ними. В результате, несмотря на отважное сопротивление гарнизона во главе с Иваном Овчиной город был взят и полностью уничтожен. Военная инициатива перешла к русским в феврале 1536 г. Были совершены удачные походы под Витебск и Любеч. Си-гизмунд решился пойти на перемирие. Мир был и в интересах России, которой угрожали Крымское и Казанское ханства. В феврале 1537 года был заключён мирный договор, в соответствии с которым Черниговские и Стародубские земли оставались в Русском государстве.

Елена Глинская умерла 4 апреля 1538 г. Причиной смерти послужило отравление ядом. Иван осиротел. После смерти Елены в тюрьму попал и погиб Иван Овчина. Шуйские праздновали победу. Теперь опекуны чувствовали себя полноправными хозяевами в царском дворце. В погоне за наживой они не обращали внимание на то, как взрослел обездоленный монарх. Между тем, час расплаты близился. Очень скоро повзрослевший юнец станет великим реформатором, унаследовав от родителей широту ума и прозорливость. И вместе с тем когда-то брошенный опекунами на произвол судьбы мальчик, чьё взросление проходило на фоне постоянных интриг развращенных и жестоких бояр, станет деспотом, отомстив за смерть матери и свои обиды всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.