Научная статья на тему 'Элементы универсальности культурных перемен на Полинезийских островах'

Элементы универсальности культурных перемен на Полинезийских островах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ / ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПЕРЕМЕНЫ / ДЖ. П. МЁРДОК / КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / UNIVERSALIZATION OF CULTURAL SYSTEMS / CULTURAL CHANGE(S) / THEORY OF A CULTURAL CHANGE / GEORGE PETER MURDOCK / CULTURAL GENERALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яворовская М.Л.

Автор указывает на ошибочность отождествления понятия универсализации культурных систем с концептом культурной глобализации. По результатам опроса представите-лей различных категорий населения трёх островов современной Полинезии Самоа, Ниуэ (Новая Зеландия), автор констатирует наличие религиозного синкретизма в миросозерцании современ-ных жителей островного государства различные деноминации христианства соседствуют с ру-диментами языческих верований. Автор отмечает факт радикальной смены моделей социализации молодёжи, коренное изменение традиционного формата межпоколенных отношений. Автор при-держивается методологических позиций теории культурной перемены Дж. П. Мёрдока (1897-1985 гг.), американского этнографа, культуролога, основателя научной школы кросс-культурных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF GENERALITY OF CULTURAL CHANGES ON POLYNESIAN ISLANDS

The author points out on incorrectness in understanding universalization of cultural sys-tems as cultural globalization concept. The author using materials of her own survey conducted on three islands of today’s Polynesia (Samoa, Niue, New Zealand) finds religious syncretism in modern country population’s worldviews: various denominations of Christianity sit side by side with heathenism rudi-ments, also, the author notes a radical change of the youth’s socialization models, transformation of deep-rooted format of inter-generation relationships. The author stands on methodological positions of theory of a cultural change offered by George Peter Murdock (1897-1985), an American ethnographer, anthropologist, founder of cross-cultural studies school.

Текст научной работы на тему «Элементы универсальности культурных перемен на Полинезийских островах»

Manzura B. Yuldasheva, Associate Professor, Uzbekistan State Institute of Arts and Culture (Tashkent, Uzbekistan)

manzura 15@yandex.ru

ON AL-FARABI'S VIEWS ON CREATIVITY AND CREATIVE WORK

Abstract. The author's thoughts about Al-Farabi's (827-951) views on a process of a personality's creative growth are outlined. The paper analyses the Eastern medieval philosopher's, mathematician's, theorist's of music and scientist's understanding of phenomenon of a creative ability, a talent, creative activities of a gifted person.

Keywords: Al-Farabi, culture, art, creative activity, a personality, creative abilities, talent.

УДК 130.3Мёрдок(961.3+962.6)

M. Л. Яворовская, доктор наук, профессор Высшая школа пожарной службы (Варшава, Польша)

mirajaw@o2.pl

ЭЛЕМЕНТЫ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПЕРЕМЕН НА ПОЛИНЕЗИЙСКИХ ОСТРОВАХ

На основе исследований, проведённых на Самоа и Ниуэ в Новой Зеландии

Аннотация. Автор указывает на ошибочность отождествления понятия универсализации культурных систем с концептом культурной глобализации. По результатам опроса представителей различных категорий населения трёх островов современной Полинезии - Самоа, Ниуэ (Новая Зеландия), автор констатирует наличие религиозного синкретизма в миросозерцании современных жителей островного государства - различные деноминации христианства соседствуют с рудиментами языческих верований. Автор отмечает факт радикальной смены моделей социализации молодёжи, коренное изменение традиционного формата межпоколенных отношений. Автор придерживается методологических позиций теории культурной перемены Дж. П. Мёрдока (18971985 гг.), американского этнографа, культуролога, основателя научной школы кросс-культурных исследователей.

Ключевые слова: универсализация, культурное изменение, культурные перемены, теория культурной перемены, Дж. П. Мёрдок, культурные универсалии.

Французский социолог Филипп Лежен, специалист по изучению автобиографий, определяет автобиографию в качестве ретроспективной истории в прозе, где настоящий человек представляет свою жизнь, подчеркивая свою личную судьбу, особенно историю своей личности. В такой истории о жизни человека исследователь должен увидеть общие, универсальные качества социальной среды и культуры времени этой жизни. Лежен утверждает, что автобиографии являются важным средством межчеловеческого понимания на нескольких: эстетическом, эмоциональном и контрольном уровнях. Автобиографии в разных формах нужны, чтобы передать другим людям свои основные ценности и чуткость на окружающий мир, а также представить личный опыт, который может быть уникальным и неповторимым. На самом деле, в большинстве случаев в автобиографиях заметно общее поведение [7, с. 22, 135]. Польская культуролог Малгожата Черминьска различает три взгляда в описаниях этого поведения: с точки зрения свидетеля (в основном жизненный опыт), с точки зрения признания (чувства, оценка, увлечения, успехи и ошибки) и побуждение читателя, общества и государства к определенному поведению.

Человеческая жизнь и индивидуальные поведения людей, реализуемые в универсальных моделях действий с неповторимой мотивацией, эмоциями и судьбой, являются исходным пунктом для определения и анализа культурных истин. Американский этнолог Джордж Мердок собрал в архив Университета в Лос-Анджелесе всю доступную информацию, касающуюся исторических и современных

культур, примитивных и модерных, надеясь, что при их помощи изучит и определит культурные универсалии. Изучение этого вопроса позволило узнать, что выступают только две культурные истины во всех обществах: правило «не убивай» и запрет на кровосмешение [ср. 13, с. 262-263]. Защита жизни является очевидным биологическим императивом, зато запрет на кровосмешение является правилом, которое определяет поведение в сфере неповторимых мотиваций и эмоций действия. Категорический характер этой культурной ценности обусловлен защитой «не убийства», передачей жизни от поколения к поколению в сексуальных отношениях и родительстве, охраной здоровья и заботой о детях, т. е. защитой главной, универсальной ценности всех культур, которой является основная социальная ячейка - брак и семья. Человек - это социальное существо, так как он может родиться в естественной, семейной социальной среде. Это основа культурной универсализации.

Концепция универсализации в настоящее время часто используется взаимозаменяемо с концепцией глобализации, особенно в культурной области. Процесс культурной универсализации человечества в наши дни является утопической идеей, но заслуживает внимания, если создаются понятия культурного синтеза, универсальной культуры, универсалий ценностей, и т. п. В этих теоретических соображениях сохраняется надежда на возможность ввести универсальную систему ценностей и экуменических норм культурного сосуществования и межчеловеческого сотрудничества, сохраняя для отдельных общин конкретные ценности, такие как: язык, традиции, мифы, легенды, убеждения и т. д. Очевидно, они должны соответствовать универсальным правилам [1, с. 21].

Концепции универсальной культуры соперничают с концепциями глобальной культуры. Они основаны, главным образом, на универсализации культурных применений технической и информационной цивилизаций и попытках объединить общественно-политические отношения и деятельность союзов или конфедераций государств. Американский исследователь В. Д. Коплин представляет концепцию универсальной культуры, состоящую из следующих компонентов:

a) быстро распространяющаяся в мире технологическая культура вызывает сходства в способе мышления и поведения, а также в эмоциональном отклике на вызовы современной реальности, информации и будущего; Ь) политическая культура, развивающаяся в форме организаций и международных договоров, объединяющая отношения, стремясь к соглашению и мирному сотрудничеству или, по крайней мере, сосуществованию; с) изложенная и принята в декларациях и пактах прав и свобод человека и сообществ, мировая социальная культура, создающая синтез многих культур, ведущих человечество к универсальной культуре [2].

Известный американский политолог С. Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» упоминает четыре системы ценностей, которые могут стать основой для формирования универсальной культуры: а) Элементарные, основные ценности, соответствующие и присущие всем обществам и общепризнанные как канон социальных норм, таких как человеческая жизнь, добро и зло;

b) Культурные элементы, присущие обществам на высоком цивилизационном уровне, и их отличие от примитивных обществ, которых в настоящее время уже почти нет в мире. Имеем в виду такие ценности, как умение читать и писать в городах; с) Убеждения, ценности и социально-культурные доктрины, распространенные западной культурой и приспособленные, а также принятые довольно широко другими культурами; d) Распространение аналогичных моделей потребления и потребностей человека, а также массовой культуры, с большим участием цифровых технологий.

Как следует из этих планов концепции, трудно говорить об универсальной культуре. Скорее, можно указать на культурные универсалии как на элементы ценностей и явлений, известных во всех исторических и современных обществах. Ни экономическая и техническая глобализация, ни социокультурная а также политическая, не в состоянии объединить аксионормативные, религиозные и нравственные системы - на том уровне прогресса и функциональных характеристик, которые выступают в настоящее время. Концепция глобальной культуры является неглубокой и поспешной. Польский социолог К. Кшиштофек утверждает, что это проявление культурного распространения, в котором основную роль играют: коммерциализация, либерализация, приватизация, продвижение или инновация, создание новых потребностей, перевод ценностей в образы или выступления. Можно сказать, это своего рода потребительская культура. Другой польский эксперт по культуре, Р. Парадовский, в ходе анализа текущих процессов культурной глобализации замечает в них борьбу трех типов культуры: основанной на религии традиционной культуры, основанной на законе либерально-демократической культуры, и именно потребительской культуры, основанной на рекламе и рынке [11, с. 25]. В разных частях земли и в разных условиях эти типы культур сталкиваются и соперничают. Глобализация культуры - это долгосрочное соперни-

чество религиозных, социально-правовых и рекламно-рыночных ценностей. Столкновение культур на островах Полинезии и среди жителей Новой Зеландии маори, характеризуется соперничеством между традиционной культурой с религиозным основанием, более или менее демократической современной культурой с государственно-правовой основой и потребительской культурой рыночной цивилизации. Анализ и разъяснение этих процессов представлены в недавно изданной книге автора по трансформациям в Независимом государстве Самоа и Ниуэ [5]. Под столкновением культур, автор настоящего исследования понимает социальное взаимодействие, которое заключается в том, чтобы сравнивать личность и человеческие творения в ситуации разных образцов и культурных норм как системы ценностей. Такой процесс может легко привести к конфликту культур, синтезу ценностей либо аксионормативной интеграции. Семейное культурное столкновение - это сравнение жизненных позиций отдельных членов семьи, их мировоззрения, традиций, поведения, которые делят членов или даже поколения данной семьи. Культурное столкновение сознания - это сравнение чувства личности, аксиологических систем, эмоциональности и менталитета данного человека или группы с одинаковыми характеристиками других людей или групп. Следует отметить, что основная гипотеза исследований, проведённых на островах Самоа и Ниуэ, подтвердилась. Сходство выявленных результатов, проведенных с одинаковым опросным листом и с одним и тем же сценарием наблюдений, дает возможность выдвинуть предположение о наличии существенных универсальных элементов культурных перемен у жителей островов. Постановка и основание этой проблемы имеет значение для исследований, предметом которых выступают теории культурных перемен, охватывающих территорию разных стран и разные культуры. Следует отметить, что заявленная проблематика представляет интерес для стремящихся к сотрудничеству и культурному обмену Евразию, Европейский Союз, американские, азиатские и африканские союзы.

Под термином «элементы универсализации культурных перемен» автор понимает процесс общей ассимиляции моделей и ценностей. Этот процесс на исследуемых островах представлен в таблице 1:

Таблица 1

№ Ценность Традиционная Современная К синтезу

1. Вероисповедание Мифология Евангелие Эклектизм

2. Власть Вождь, род, совет племени Семья и закон Демократия и вождь

3. Политическая культура Семья и племя Семья и школа Политически-государственное преобразование

4. Права Мужское доминирование Стремление к равноправию полов Равноправие

5. Отношение к стране Семейно-племенная Семейно-государственная Родина

6. Семья Родовая Личная Личность

7. Социализация Естественно-родовая Образовательно-семейная По выбору

8. Поколения Культ старейшин Партнёрство Диалог

9. Система ценностей Боги и предки Семья и добро Знания и мои идеи

10. Мир Морской Авиасвязь Граждане мира

11. Традиции Отдельные для полов Сходны для полов Индивидуализация

12. Искусство Культурно-мифическая Культурно-популярная Возобновление традиций

Полинезийская религиозная мифология очень богата богами и их влиянием на создание мира, человека, природы, дня и ночи, огня (Мануи, Ио, Папы и Ватеи, Тангароа, Тане, Ронго, Ту, Пеле, Марка-Марка и. т. д.), а также сакральными песнями и генеологическими легендами о предках и их великих достижениях. В настоящее время на Самоа, на Ниуэ язычество вытесняется христианством (в основном евангелическим и католическим. Религиозная эволюция на этих островах направляется к индивидуальному выбору и религиозной эклектизации жителей. На Самоа имеется значительное количество храмовых зданий, отличающихся стилевым разнообразием. В районе проживания маори в Роторуа находятся прекрасное христианского костела.

Для Полинезии, по сравнению с Меланезией и Микронезией, характерна относительно развитая социальная организация племен. Именно там были созданы независимые государства, которыми правили короли и вожди, с племенными советами и кастовыми шаманами (тохунга), специалистами по организации религиозных обрядов и консультированию в политике правителей.

Власть была сосредоточена в руках короля, вождя, племенного совета. В ходе проведённого исследования было установлено, что для современных жителей островов приоритеты выстраиваются следующим образом: семья, отец, мать, правительство, премьер-министр. Респонденты объясняли свои позиции тем, что мать, решает все проблемы в семье; премьер-министр отвечает за социальное и экономическое и пр. Жители отмечали, что наблюдается тенденция к формированию и пропаганде демократической социальной государственности с признанной властью лидера (вождя-короля, президента, премьер-министра), т. е. происходит объединение функций традиционного короля (вождя) с социал-демократией. В либеральной демократии неприемлемо убеждение, что первенство племени (сообщества) над индивидуальностью не подлежит сомнению, поэтому респонденты не согласны с доминирующими правами человека, но они охотно называют себя государственным сообществом. На вопрос, считают ли они себя настоящим гражданами, жители Самоа, Ниуэ, а также маори в 80 % отвечали положительно и добавляли, что любят жить в этом государстве. Гражданское сообщество постепенно заменяет племенную общину и обуславливает необходимость современного лидера.

Какая политическая культура формируется в таких условиях? Традиционной политической культуре свойственны невмешательство в решения вождя или священников и подчинение инструкциям и религиозным племенным ритуалам. Семья, племя, вождь указывают способ мышления и правильную точку зрения. В настоящее время отвечают за это семья и школа в качестве государственного учреждения и в качестве базового политического образования. Однако это политическая культура, скорее подчиняется, чем активно участвует. Граждане знают о государстве и его правах, но не являются активной силой, влияющей на политические решения. На вопрос, кто вводит дисциплину и послушание в государстве, респонденты указывали правительство, полицию, сельский совет, родовых старейшин и священников. Лишь немногие утверждали, что за это отвечает каждый гражданин, но это уже шаг вперед в направлении культуры активного участия. Это также подтверждается последовательными ответами на вопрос о том, восстают ли граждане, против некоторых решений власти. Около 60 % респондентов заявляют, что они восстают «иногда» и около 10 % без этого ограничения. Существует осознание гражданского права в знак протеста против конкретных постановлений. Это еще не культура активного участия, а скорее, поведения в этом направлении. Их можно назвать культурой трансформации политического сознания или культуры гражданственности. В традиционной родоплеменной структуре было заметным первенство в общественной жизни старейшин и мужчин над женщинами. Полинезийские женщины, однако, занимали важное место в браках и семьях. Этнологи отмечают специфику социальной жизни на островах Тонга, где положение сестер-женщин было выше, чем братьев-мужчин [10, с. 98]. В то время Маргарет Мид в середине ХХ века указывает правила табу среди жителей Самоа в межполовом взаимодействии и в отношениях людей разного возраста: «Родственники разных полов следуют жестким правилам церемоний во всех контактах. С момента достижения ими половой зрелости, в этом случае с девяти, десяти лет, им не разрешают прикасаться, близко сидеть, есть вместе, обращаться друг к другу по-дружески или затрагивать неприличные темы. Им не разрешается оставаться вместе в любом другом доме, кроме их собственных, если только половина деревни не сопровождает их. Им не разрешают ходить вместе, использовать вещи друг друга, танцевать на одной площади или участвовать в деятельности той же группы» [8, с. 51].

В настоящее время, почти столетие спустя, на Самоа неаблюдается процесс сильного стремления к равноправию в браке и в отношениях между женщинами и мужчинами. На Самоа вопрос о том, вовлечены ли мужчины и женщины в общественную жизнь более 42 % респондентов отвечают «да», почти 14 % «не всегда» и более 27 % «нет». Отвечая на вопрос о способах установления браков, более 45 % респондентов ответят «в результате свободного выбора партнёров», 22 % - «по общему вероисповеданию» и менее 17 % - «в результате соглашения родителей» [5, с. 83]. Нет сомнений в том, что тенденция развития этого процесса направлена на достижение полного равноправия полов.

Отношение к родине в значительной степени зависит от пространственного воображения и сравнения с другими землями. В традиционной культуре это было обладание земли рода и племени. Это было место на земле. Мифическим пространством был океан и звездное небо. Семейные земли,

родовые, племенные идентифицировались в человеческом разуме с миром и его животворным характером. Это не была семья, скорее, племенное сообщество. Личные, частные отношения, тем более собственность не существовали. Только колонизация, присвоение частных племенных районов и смерть поколений нарушили этот естественный порядок. Сегодня частная семья и личная собственность являются основой культуры бытия. Страна, организованная в качестве государства, является совместной собственностью граждан. Это государство дает им право на частную собственность. На основе проведённых исследований следует отметить, что такое сознание распространяется, усиливается и ведет к личному, индивидуализированному отношению к стране. Однако из этой природно-племенной привязанности к месту «жизни и смерти» осталось подсознательное увлечение формами природы и «духовного» климата своей родины. На вопрос ценностях в жизни жителей Самоа, Ниуэ, Новой Зеландии удивительно единогласно, в трех разных исследованиях и группах респондентов, около 80 % исследуемых указывают, что наряду с ценностями «семья, друзья», есть ценности «любимые места, природа, запах». Кроме того, ответ на вопрос о том, что вы потеряете, если вы оставите навсегда свою страну, часто повторяется: «красоту, пейзажи, природу, семейную атмосферу». Вместо традиционной «племенной земли» возникает осознание «родной земли». По словам Малиновского, семья определяет принадлежность к группе в племенных обществах. Однородная семья не выступает из-за отношений между её членами. Обычно отношения матери и детей играют главную роль, особенно матери с дочерью. Обычно важны отношения между бабушкой и внуками. Только на заднем плане находятся отношения между матерью и отцом. Часто жена и муж живут отдельно, они как функциональная единица, обеспечивающая размножение для данного сообщества, являются в первую очередь членами семьи и племени. Почти столетие назад на Самоа М. Мид представила эту зависимость семьи от семейной и племенной организации: «Организация молодых девушек, замужних женщин, людей, лишенных почетных званий и вдов, организация жен людей, имеющих почетные звания - все они отражают централистскую структуру всей деревни» [8, с. 73].

В настоящее время семья на Самоа, на Ниуэ и среди маори в Новой Зеландии более интегрированная. Не зависит она так сильно от родоплеменной организации. В исследованиях разного типа семья считается воспитателем молодёжи. Она вместе с государством следит за порядком и дисциплиной, и, прежде всего, является первой ценностью в аксионормативной системе. Семья становится личным, близким, незаменимым бытием и с течением времени постепенно является компонентом личности, собственного «я».

Социализация в традиционных обществах в детстве и молодости имела естественный и родовой характер, а во взрослой жизни и в пожилой период, в основном, родоплеменной характер. На Самоа в первой половине ХХ века анализировала этот процесс Маргарет Мид. В 1928 году в исследовании «Дозревание на Самоа» она представляет жизнь детей и подростков в постоянном свободном контакте друг с другом и с природой. Потом как девушек, так и юношей разделяют на группы, сходные с группами взрослых людей, и именуют их по правилам организации данной группы. Им тоже дают определенные обязанности, а также привилегии в сообществе [8, с. 73]. Среди пяти факторов, представленных в исследованиях, проведённых на Самоа, Ниуэ и среди новозеландских маори, два играют главную роль в воспитании детей и молодёжи: школа (29 %) и семья (21 %). Затем в следуют «СМИ», «костел» и «государство». Социализация развивается и совершенствуется в направлении образования, но значительное внимание уделяется семьям. Наблюдается тенденция роста самообучаемости и самоусовершенствованию.

На сегодняшний день заметно четкое формирование отношения к культурным переменам, формирующееся из поколения в поколение среди самоанских студентов, жителей Ниуэ и контрольной группы маори. Это в традиционных племенных системах, согласно вышеупомянутым исследованиям М. Мид, было четко определено: естественное детство и ранняя молодость, а также обряд перехода к обязанностям и общественной жизни для подготовки к взрослой жизни. Именно благодаря деяниям, более или менее значимым для племени, молодой человек мог попасть в круг высокопоставленных старейшин. Эта позиция старейшин была обусловлена тем, что в этом возрасте люди обладали наибольшим знанием, опытом и навыками, которые они могли передать молодым. Могли с ними советоваться шаманы и вожди, когда принимали решения. Мудрость стариков стала табу, большей силой, полученной от богов.

В настоящее время уважение и помощь пожилым людям носит эмоциональный характер, но также с участием вековой традиции, хотя без культа мудрости, источником которой для молодёжи являются знания и цифровая информация. Большинство студентов Самоа, жителей Ниуэ

и новозеландских маори пользуются компьютерами и используют интернет. В контрольной группе для людей авторитетами являются: мудрость, опыт, действия для общего блага. Возраст здесь не подчеркивается. С другой стороны, молодые люди чаще и с большей убежденностью предпочитают вводить инновации в жизнь страны и семьи и проявляют больше любопытства к современным теориям - взглядам, изобретениям. В профессиональной и в общественной деятельности отношения между поколениями становятся все более партнёрскими, основанными на знаниях, компетенциях и навыках. И они стремятся к рациональному межпоколенному диалогу.

Самоанцы и маори в бывших племенных поколениях были прекрасными моряками. Океан был единственной возможностью выйти из племенной зоны и посетить места соседних племен. Они добирались до необитаемых островов и заселяли эти места. Маори, например, более 1200 лет назад прибыли и заселили два прекрасных острова, которые назвали Аотеароа - Страна Длинного белого облака. Сегодня в исследуемых группах путешествие по миру самолетами и кораблями не является чем-то необычным. Воспринимаются такие путешествия интересными приключениями. Более 80 % маори, на вопрос, ездили ли они в другие страны, ответили положительно. Но это не возможные мигранты, так как почти 85 % респондентов заявляют, что они не хотят покидать свою страну навсегда. Более половины группы маори мечтают о путешествиях и посещении всего мира. И почти 40 % хотят этого, но они сомневаются в возможности по семейным и финансовым причинам. Подобное стремление проявляется в исследованиях жителей Ниуэ и среди самоанских студентов.

Вековое традиционное искусство маори, жителей Самоа или Ниуэ настолько разнообразно и богато мотивами, узорами и творениями. Во введении к каталогу проведённой автором выставки «Ценности традиционной полинезийской культуры для современности» (2012), отмечено, что маори - выдающиеся скульпторы, украшающие не только Дома для собраний, но и жилые дома, отделанные резными балками. А в Домах для собраний над входом часто находится резная маска, изображающая лицо самого старого предка семьи. Весь Дом подобен отражению контура его фигуры. Маори - мастера такой архитектуры. Края крыши символизируют руки, другие элементы здания - грудь, живот, ребра, позвоночник и. т. д. этого великого предка и его силы. Скульптуры, портреты, татуировки, оружие - это произведения мужчин. Женщины делали маты, корзины, одежду, бусы и другие украшения, такие как венки, букеты, туфли, и. т. д. Для этого они часто использовали растения льна. Из раковин и полудрагоценных камней были изготовлены ожерелья, браслеты на плечи, украшения для рук, ушей, зажимы для волос и. т. д. Ожерелья из нефрита в убеждениях маори символизируют память предков и защищают их от злых духов. Можем заметить аналогичные виды изделий полинезийского искусства на Ниуэ, со знаменитыми косами из растительных стеблей и на Самоа, с местными многоцветными гобеленами. Сегодня эти красивые мотивы и узоры из произведений народного искусства можно видеть на китайской текстильной продукции: на футболках, кепках и шортах. Многие маори и самоанцы возмущены этим фактом, но это явление невозможно остановить. Другие не обращают на это внимания и используют эти товары. Есть и другое использование этого искусства в современной живописи, скульптуре и дизайне. Искусство является вдохновением для новых форм. Это переход от мифически-культового характера искусства, к фактору вдохновения и обновления современного искусства.

Искусство совершенствует и украшает обычаи. Это было его традиционной функцией, когда не было «искусством для искусства», но было рождено жизненной практикой и служило ритуали-зации (танцы, пение, легенды) и мифизации (скульптуры и образ богов и предков). Обычаи были в основном связаны с осуществлением прав Тапу (заповеди святых: что допускается, а чего нельзя делать) и согласно им дела регулировались лидером, шаманами и советом племени. На уровне повседневной жизни эти права были отдельными для мужчин и женщин, что было связано с типом мужской и женской деятельности, а также родительскими функциями.

В настоящее время такие различия исчезают. Браки в изучаемой среде обычно заключаются в результате свободного выбора партнёров. Из исследований следует, что наблюдается отход от обычая практиковать существенную разницу в подготовке мальчиков и девочек ко взрослой жизни. Почти сто процентов маори говорили, что воспитание и принципы подготовки к взрослой жизни обоих полов в основном одинаковы. Некоторые детали просто возникают по поводу биологических различий. На вопрос о том, имеют ли мужчины/женщины отдельные свои ритуалы и представляют их отдельно во время церемонии, большинство отвечает, что в настоящее время таких различий нет. Бывшие опасные, трудные обряды инициации (пропусков во взрослую

жизнь) для мальчиков не практикуются. Использование традиционных методов обучения и воспитания зависит от родителей, пишет один из респондентов.

В вышеприведенных данных автор попытался показать конкретные элементы универсализации явлений и процессов культурных преобразований на Самоа, Ниуэ и среди маори в Новой Зеландии. В опросном листе был также вопрос в таблице, который позволил респондентам выбрать из 16 ценностей самые важные для себя и своих семей, а также те, которые имеют второстепенное значение. На основе вышеуказанного вопроса можем подвести итоги, в каком направлении системы ценностей идут эти общины. Можно заметить высокий уровень согласованности в выборе ценностей, которые имеют для них первостепенное значение. Ценности в таблице были разделены на два типа: связаные с социальной жизнью и с личными достоинствами.

Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Социальные ценности, имеющие первостепенное значение, которые выбирались жителями Полинезии

Социальная ценность Самоа Ниуэ Новая Зеландия -Маори

№ Кол-во исследуемых людей N = 95 % N=60 % N=24 %

1. Семья 67 70,5 38 63,7 22 91,7

2. Уважение для пожилых 63 66,3 33 55,0 13 54,2

3. Забота об окружающей среде 46 48,4 31 51,7 10 41,7

4. Уважение для молодых 45 47,4 24 40,0 7 29,2

5. Отцовство 41 43,2 26 43,3 14 58,3

6. Община 40 42,1 21 35,0 2 8,3

7. Деньги 39 41,1 14 23,3 5 20,8

8. Материнство 33 34,7 25 41,7 14 58,3

9. Первенство в соперничестве 27 28,4 13 21,7 2 8,3

Доминирующими выступают универсальные культурные: семья, уважение к пожилым и забота об окружающей среде. В целом наблюдается тенденция универсализации социальных ценностей.

Личные ценности (добродетели), также имеют социальное функционирование. Ценности этого типа, имеющие первичное значение, представляет таблица 3.

Таблица 3

Личные ценности, имеющие первостепенное значение, которые указываются жителями Полинезийских островов

Личные ценности Самоа Ниуэ Новая Зеландия -Маори

Ь. р. Кол-во опрашиваемых людей N = 95 % N=60 % N=24 %

1. Ответственность 59 62,1 37 61,7 15 62,5

2. Работа 52 54,7 25 41,7 13 54,2

3. Благодарность 49 51,6 31 51,7 15 62,5

4. Индивидуальность 47 49,5 30 50,0 12 50,0

5. Пунктуальность 46 48,4 27 45,0 10 41,7

6. Скромность 37 38,9 26 43,3 16 66,7

7. Цвет кожи 29 30,5 15 25,0 0 0

Ответственность, трудолюбие и благодарность - это доминирующие качества, которые указываются тремя общинами. Они с функциональной точки зрения близки респондентам и непосредственно сочетаются с ценностями, указанными контрольной группой: ответственная, трудолюбивая семья, благодарность пожилым людям, материнская скромность, и. т. п. Выбор личных достоинств наследников многих поколений народов традиционной культуры на Полинезийских островах свидетельствует о модернизации, совершенствовании и определенной универсализации аксионормативной системы в начале XXI века.

Завершая анализ, следует подчеркнуть, что основная концептуальная категория универсализации культурных преобразований, требует обсуждения и более точного определения. Необходимо изучить уровень культурных изменений, происходящих на этих островах, используя, например, теорию модернизации Нейла Смелзера, которая рассматривала эти процессы как эволюцию: от простых технологий до применения научных знаний, от самодостаточного до товарного сельского хозяйства, от эксплуатации животных и человеческой силы до механизированной промышленности, от сельского до городского заселения [12].

Список литературы

1. Brozi, K. J. Powstanie i upadek wielkich cywilizacji: antropología historii wobec wspólczesnosci. -Lublin : Wydawnictwo UMCS, 1995. - 94 s.

2. Coplin, W. D. Introduction to International Politics. A Theoretical Overview. - Chicago : Markham Pub. Co., 1971. - 391 p.

3. Czerminska, M. Autobiograficzny trójk^t: swiadectwo, wyznanie, wyzwanie. - Kraków : Universitas, 2000. - 343 s.

4. Huntington, S. P., Zderzenie cywilizacji i nowy ksztalt ladu swiatowego. - Warszawa,1997. - [No Inf.].

5. Jaworowska, M. Bezpieczne perspektywy Samoa i Niue. - Torun : Wydawnictwo Adam Marszalek, 2017. - 196 c.

6. Krzysztofek, K. /2000/, Globalna kultura i globalne zarz^dzanie // Sprawy Miedzynarodowe, styczen-marzec. - 2000. - Nr. 1. - S. 67-86.

7. Lejeune, P. Wariacje na temat pewnego paktu. O autobiografii. - Kraków : Towarzystwo Autorów i Wydawców Prac Naukowych "Universitas", 2001. - 310 s.

8. Mead, M. Trzy studia 1-2. Dojrzewanie na Samoa ; Dorastanie na Nowej Gwinei. 3, Plec i charakter w trzech spolecznosciach pierwotnych. - Warszawa : Panst. Instytut Wydawniczy, 1986. - 526 s.

9. Murdock G. P. Cognatic forms of social organization. - New York : [S. n.], 1960. - 253 p.

10. Nikitorowicz, J. Grupy etniczne w wielokulturowym swiecie, Sopot : Gdanskie Wydawnictwo Psycholog-iczne. - 439 s.

11. Paradowski, R. Globalizacja w swietle dominant kulturowych // Kulurypozaeuropejskie i globalizacja. -Warszawa : [S. n.], 2000. - S. 245-247.

12. Smelser, N. J. Essays in sociological explanation. - Englewood Cliffs : Prentice Hall, 1968. - 292 p.

13. Sztompka, P. Socjologia. Analiza speczenstwa. - Kraków : Znak, 2002. - 654 s.

Miroslawa L. Jaworowska, Dr. of Sciences, Extraordinary Professor High School of Fire Emergency Service (Warsaw, Poland)

mirajaw@o2.pl

ELEMENTS OF GENERALITY OF CULTURAL CHANGES ON POLYNESIAN ISLANDS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author's survey on the Samoa, Niue islands (New Zealand)

Abstract. The author points out on incorrectness in understanding universalization of cultural systems as cultural globalization concept. The author using materials of her own survey conducted on three islands of today's Polynesia (Samoa, Niue, New Zealand) finds religious syncretism in modern country population's worldviews: various denominations of Christianity sit side by side with heathenism rudiments, also, the author notes a radical change of the youth's socialization models, transformation of deep-rooted format of inter-generation relationships. The author stands on methodological positions of theory of a cultural change offered by George Peter Murdock (1897-1985), an American ethnographer, anthropologist, founder of cross-cultural studies school.

Keywords: universalization of cultural systems, cultural change(s), theory of a cultural change, George Peter Murdock, cultural generality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.